Седмица 23-я по Пятидесятнице Понедельник. О чудесах и о вере Лк.10:22–24 1Сол.1:1–5 Однажды Господь сказал: «Все предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». После этого Господь, «обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите». Тех же, кто имея очи не видит, – Господь укоряет такими словами: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел» ( Ин.8:42 ). Значит, как Сын открывает Отца, так же и Отец открывает Сына; и люди, приходящие к Иисусу Христу, не столько познают чужое и незнакомое, сколько узнают родное. Так же мыслит и Апостол Павел. «Всегда благодарим Бога за всех вас», «зная избрание ваше», – пишет он Фессалоникийцам. «Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе». Получается, что в чудесах Апостол видел не столько причину обращения людей, сколько – свидетельство, «удостоверение» того, что они уже избрали Бога, и сами Им избраны. Хотя и чудо способно рождать веру. После превращения воды в вино «уверовали в Него ученики Его» ( Ин.2:11 ). А иногда Апостол пишет с горьким укором: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него» ( Ин.12:37 )! Но чаще – прежде, чем сотворить чудо, Господь требовал веры. Прежде чем вернуть зрение слепцам, Он спросил: «веруете ли, что Я могу это сделать» ( Мф.9:28 )? Также Иаиру, когда принесли весть о смерти дочери, Господь сказал: «Не бойся, только веруй» ( Мк.5:36 ). А придя в Свое отечество, Он «не совершил там многих чудес по неверию их» ( Мф.15:38 )… Дело в том, что человек – не зеркало, просто отражающее нечто; и не бумага, на которой пиши что хочешь. Бог «просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин.1:9 ), и человек несет в себе эту таинственную печать Божественного просвещения. Бог вдунул душу живую, и эта душа должна помнить, ради чего создана, и с Кем должна быть в союзе любви. В том-то и ужас, что Сотворивший человека «пришел к своим, и свои Его не приняли». Это непостижимо и противоестественно. Но зато «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» ( Ин.1:12 ). Господь чудесами старался пробуждать тех, кто почти забыл о своем небесном отечестве. Но с другой стороны, если чудо совершалось, – это было свидетельством, что перед Господом души, которые все-таки помнят, из Чьих уст вышли, которые вместе со всеми от века благочестивыми царями и пророками именно «желали видеть» «и слышать».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

У нас есть небесное отечество, образом которого на земле является Божий храм. Уже ни на что не рассчитывая, подобно блудному сыну, мы понимаем, что «прожгли» свою жизнь и не сделали особо полезного и доброго в духовном отношении – ничего такого, за что Бог, скажем так, «похвалил» бы нас. Более того, мы Его забыли и предали, как блудный сын предал своего отца. Совесть есть у каждого человека, поэтому рано или поздно, «понурив голову», с последней надеждой мы возвращаемся к Небесному Отцу. И что видим? В буквальном смысле происходит то, что сказано в притче. Бог не то что не укоряет, не гонит и не наказывает человека за прошлую жизнь, Он совершает абсолютно противоположное –      выходит навстречу, как отец к блудному сыну, обнимает его и радуется, что тот «был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Господь встречает человека и ведет в Свой дом, в храм Божий, чтобы восстановить его в «родстве» с Самим Собой. Это, конечно, аллегория, но нас действительно таинственным образом ведут в храм и собирают, духовно обнимая и давая тепло. Именно здесь, в Божьем храме, мы можем почувствовать настоящее успокоение на душе и радость на сердце. Вторая часть притчи связана с другим персонажем – старшим сыном, который был всегда с отцом. Никуда не отлучаясь, он всю свою жизнь трудился, пахал и сеял, помогая отцу содержать дом. Так прошли годы. Старший сын, с одной стороны, не предавал отца, не гулял в далекой стране и не прожигал жизнь. С другой стороны, он не испытал холода и голода, отчаяния и отверженности в чужой стране. Его жизнь прошла внешне ровно и положительно. Но теперь с этим человеком происходит что-то странное. Возвратившись с поля, он видит, что дома готовится пир, и в гневе узнает, что это пир по случаю возвращения его младшего брата – предателя и распутника, которого, как мы понимаем, он так и не простил. Как у него возникли такие чувства? Отец простил предательство, так почему же брат не простил? Вероятно, он позавидовал младшему сыну, когда тот получил свою долю и роскошно прожил часть своей жизни. Косвенно можно понять это из его упрека отцу: «...Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка» ( Лк. 15: 29–30 ). О последних годах жизни младшего брата в бедствиях и голоде он, возможно, просто не знал, полагая, что тот лишь тратил деньги. В притче об этом не говорится.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/bog-i-s...

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и долголетен будеши на земли. Почитай родителей твоих, просто, как родителей, не разыскивая в них, для возбуждения твоего уважения к ним, особых нравственных достоинств. Помни молитву св. пророка Давида, которую сам ты постоянно читаешь или хоть слышишь: в беззаконниих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя. Помните все наставление Иисуса Сына Сирахова: Дети, послушайте меня отца, и послушайте так, чтобы вам спастись. Ибо Господь возвысил отца над детьми, и утвердил суд матери над сыновьями. Почитающий отца будет иметь радость и от своих детей, и в день молитвы своей будет услышан. Благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания. Не ищи славы в безчестии отца твоего, ибо не слава тебе безчестие отца. Слава человека от чести отца его, и позор детям мать в безславии. Сын прими отца твоего в старости его, и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение, и не пренебрегай им при полноте силы твоей. Ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. В день скорби твоей воспомянется о тебе; как лед от теплоты, разрешатся грехи твои. Оставляющий отца – тоже, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою ( Сир. 3:1–16 ). Когда знаешь, слышишь, видишь какие-либо немощи родителей, вспомии Сима, Иафета и Хама; заткни уши, смежи очи, чтоб и самому не видеть и другим не показать. Вспомни, как евангелист Лука ведет родословие Господа Иисуса Христа: Той – мним сын Иосифов, Илиев, Давидовь, Иаковль, Исааков, Авраамов, Ноев, Сифов, Адамов, Божий; вникни в то, что это и твое собственное родословие: оно начинается тем, что ты сын твоих родителей, далее Христов по благодати усыновления, далее Авраамов по духу, Ноев по духу и по плоти, Адамов и наконец Божий, что во главе твоей родовой лествицы восседает сам Бог Отец, из Него же всяко отечество на нобесах и на земле именуется, который дал и твоим родителям силу и благословение тебя родить, и предопределил от них твое рождение. Вспомни, и поклонись благоговейно пред концом твоей родословной лествицы, пред твоими родителями, в сердечной вере, что поклон твой взойдет по ней до начала ее, до самого Бога, Отца всяческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

12. И вси всхъ мстъ, в нже бх убгли, и к в землю в Массифаъ, и собраша и овощь, и масло много 12. И возвратились все сии Иудеи из всех мест, куда были изгнаны, и пришли в землю Иудейскую к Годолии в Массифу, и собрали вина и летних плодов очень много. При незначительном количестве этих иудеев, плоды земные, уцелевшие от халдеев, представлялись изобильными ( много зл, Иер. 40:12 ). Эти уцелевшие плоды вместе с городами, где остались иудейские гарнизоны, не вытесненные халдеями, называются «останком во Иуде». К этому останку с течением времени возвратились и те иудеи, которые, за неспособностью носить оружие или по другим причинам, бежали из отечества от наводнивших его халдеев к соседям – моавитянам, аммонитянам и идумеям. Они надеялись при этом найти в отечестве ту безопасность, которую Годолия обещал иудеям, остававшимся здесь все время пребывания халдеев в стране. 13. же снъ и вси воевды силы, же на селхъ, к в Массифаъ, 13. Между тем Иоанан, сын Карея, и все военные начальники, бывшие в поле, пришли к Годолии в Массифу, 14. И рекоша ем: вси ли, к црь снвъ Аммнихъ посла к теб сна поразити дш твою; и не врова имъ снъ 14. И сказали ему: знаешь ли ты, что Ваалис, царь сыновей Аммоновых, прислал Исмаила, сына Нафании, чтобы убить тебя? Но Годолия, сын Ахикама, не поверил им.  – Какими побуждениями руководился царь аммонитян, Ваалис, посылая Исмаила «поразить душу» Годолии, т. е. умертвить его? – Если он не имел личной неприязни к Годолии: то как царь народа, издавна враждебного иудеям (см. Суд. 3:13, 10:7, 11:4 ; 2Цар. 10 гл.), он хотел лишить последних той единственной силы, которая в лице наместника халдеев объединяла и скрепляла их в их отечестве. Сверх того, он мог надеяться, что смерть Годолии от руки одного из иудеев навлечет на последних новую и в тогдашнем их положении окончательно для них гибельную кару халдеев. Исмаил же тем охотнее мог явиться орудием Ваалиса, что, как происходивший из царского рода ( Иер. 41:1 ), сам некогда нечужд был, вероятно, надежды на ту власть, которою Навуходоносор облек Годолию. Когда эта надежда рушилась, он искал приюта у врага евреев и, поддерживаемый последним, готов был сделать зло не только самому Годолии, но и всем иудеям, доверившимся последнему ( Иер. 40:11  и сл.). Корыстолюбие Исмаила могло также склонить его к совершению того дела, на которое посылал его Ваалис (ср. ниже толков. Иер. 41:4–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

19. Вот, что будет за грех Египта и за грех всех народов, которые не придут праздновать праздника кущей! 20. В то время даже на конских уборах будет (начертано): Святыня Господу, и котлы в доме Господнем будут как жертвенные чаши пред алтарем. 21. И все котлы в Иерусалиме и Иудеи будут святынею Господа Саваофа, и будут приходить все приносящие жертву и брать их, и варить в них, и не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа в тот день. Захария Захария происходил из священнического рода, подобно Иеремии и Иезекиилю. Его дед Иддо был облечен важным достоинством между Иудеями, которые возвратились в свое отечество под начальством Иисуса 94 и Зоровавеля. Иддо был главою одного из классов священников. Сын его Варахия вероятно умер в возрасте не совсем преклонном; потому что не он, а его сын Захария наследовал Иддо при царе Иоакиме в его должности, и был верховным первосвященником после Иисуса ( Неем.12:16 ). Таким образом Захария, в последнюю половину своей жизни, соединял священнические обязанности с пророчески служением. Краткостью жизни его отца объясняется, почему рождение Варахии опущено к Ездр.5:1 . Захария был очень юн во время возвращения Иудеев при Зоровавеле, и провел только немного лет в стране своего рождения, Вавилонии. Его первые пророчества относятся ко второму году Дария Гистаспа, бывшему 18-м годом по возвращении Иудеев, и он прямо обозначен здесь именем юноши (II, 4). Захария – современник Аггея; он действует с такой же целью и посреди таких же обстоятельств. Он возбуждает мужество верных и противопоставляет мрачной действительности современной эпохи блистательные образы будущего. Но он нападает также на тайное лицемерие и фарисейство Иудеев и возвещает им страшные суды Божии. Впрочем, Захария, подобно Даниилу, обращает свои взоры более на будущие века, чем на нравственное состояние поколения к которому принадлежит. Голос пророков должен вскоре умолкнуть; втечение долгих веков этого молчания, избранный народ должен будет находить в прежних предречениях всегда новое доказательство того, что его Бог не оставил его, и что он наперед распределил все благополучные и бедственные события, которые будут совершаться с ним от одного поколения до другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

2. Что же Господь показал из написанного о Нем в Законе Моисеевом, пророках и псалмах? Что Он показал? Пусть Сам скажет. Евангелист написал об этом кратко, чтобы мы знали, во что мы должны верить и что понимать из такой обширности Писаний. И правда, много здесь страниц и много книг, и во всех них есть то, о чем Господь кратко сказал Своим ученикам. Что же это? Что подобало пострадать Христу и в третий день воскреснуть 85 . Вот тебе о женихе: Подобало пострадать Христу и в третий день воскреснуть. Жених представлен нам. Посмотрим, что Он говорит о невесте, чтобы ты знал жениха и невесту и не зря пришел на брачное торжество. Ибо всякое церковное торжество – торжество брачное: празднуется бракосочетание Церкви. Берет жену Себе Царский Сын, и Сам Царский Сын – Царь, а званные на свадьбу – невеста. Здесь не так, как на плотской свадьбе, где званные на свадьбу – одни, а замуж выходит другая; в Церкви кто зван – если только они добрые гости – те и становятся невестой. Ибо всякая Церковь – невеста Христова, начало и начаток которой – плоть Христа: здесь соединяются невеста с женихом во плоти. Недаром, поверяя нам эту плоть, Он преломил хлеб, и недаром в преломлении хлеба открылись очи учеников и они узнали Его. Что же, как открыл Господь, было написано о Нем в законе, пророках и псалмах? Что подобало пострадать Христу. Если бы Он не прибавил и воскреснуть, то впору было бы плакаться тем, чьи очи были удержаны; но было проповедано Им Воскресение. А для чего так? Почему подобало пострадать и воскреснуть Христу? По тому самому псалму, который мы так усердно предлагали вашему вниманию в четвертый день по субботе в последнюю седмицу, на первом собрании. Почему подобало Христу пострадать и воскреснуть? Потому что помянут и соберутся ко Господу все концы земли, и поклонятся пред лицом Его все отечества народов ( Пс 21:28 ) 86 . Ибо, чтобы вы знали, что подобало Христу пострадать и воскреснуть, что прибавил Он здесь, представляя нам невесту после представления жениха? И проповедану быть во имя Его покаянию и оставлению грехов по всем народам, начиная от Иерусалима ( Лк 24:47 ) 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

327 Фракия – земля к северо-востоку от Македонии. Древние жители Фракии ведут свое начало от Фираса, сына Иафета. 329 Селевк IV, Филопатр ( 2Мак. 3, 3; 4, 7; 5, 18 ) – сын и преемник Антиоха Великого, царь Сирийский. Нуждаясь в деньгах для уплаты Римлянам, и узнав о великих сокровищах в храме Иерусалимском, он посылал Илиодора похитить сии сокровища из Храма; но Бог особенным чудом защитил сокровищницу Храма. Илиодор был уже в сокровищнице; в это время он и все бывшие с ним были поражены страхом силы Божией, пришли в изнеможение и ужас, ибо явился им конь с страшным всадником, он поразил Илиодора передними копытами; явились еще два юноши, которые непрерывно бичевали его, налагая ему многие раны, так что Илиодор потом был при смерти и только по молитвам первосвященника Онии спасся от смерти. По возвращении Илиодор сказал царю: “На месте сем (в храме) истинно пребывает сила Божия; Он Сам обитающий на небе, есть страж и заступник того места, и приходящих с злым намерением поражает и умерщвляет” ( 2Мак. 3 ). 330 Соломония – мать семи сынов, пострадавших за веру во дни Антиоха Епифана. Ее имя мы знаем из предания. Страдания ее и сыновей, по преданию, происходили в Антиохии, столице царей Сирийских. 331 Имя Маттафия означает “дар Господень”. Иудейский священник из чреды Иарива. У него было 5 сыновей: Иоанн, Симон, Иуда, Елеазар и Ионафан. Погребен в отечественном городе Моде. 332 Слово Маккавей означает в переводе с арамейского “молот”, “молоток”. Маккавеи, дети священника Маттафии, восстали на защиту истинной веры и отечества (106 г. до Р.Х.). Впоследствии Иудейский царь Ирод, сын Антипатра, совершенно истребил племя Маккавеев. Память их празднуется Церковью 1/14 августа. 333 Рим – столица Римской империи. Город расположен на берегах реки Тибра. По преданию, Рим был основан Ромулом в 750 г. до Р.Х. Город занимал территорию в 32 километра в окружности с народонаселением в 1.250.000 человек. В нем насчитывалось 420 языческих храмов. Вся Римская империя заключала в себе весь тогдашний цивилизованный мир с народонаселением более чем в 80 млн. человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

3 . Но пусть иудеи по обыкновенному своему неверию заблуждаются, когда хотят, по поводу как этих слов, так и других подобных. Мы же, напротив, принимаем благочестное учение веры, когда поклоняемся единому Богу, Отцу Иисуса Христа (ибо Того, Кто всем дарует силу рождать, лишать этой самой силы есть дело нечестивое). Веруем во единаго Бога Отца, да таким образом вера во Христа, еще прежде, нежели начнем излагать учение собственно о Христе, вселится в сердцах слышащих, будучи нимало не отделяема от того, что сказано об Отце. 4 . Ибо имя Отца при самом произнесении Его уже дает разуметь и о Сыне, точно так же, как, изрекши имя Сына, тотчас представляем в уме своем и Отца. Ибо если Отец, то, без сомнения, Он есть Отец Сына; и если Сын, без сомнения, Он есть Сын Отца. Потому, чтобы из этих слов: во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым, когда после присоединяем к ним: и во единого Господа Иисуса Христа, – не вывел кто нечистого заключения, будто Единородный в порядке занимает второе место после неба и земли, мы, прежде нежели наименовали небо и землю, наименовали Бога Отцом, чтобы, таким образом помышляя об Отце, вместе помышляли и о Сыне. Ибо между Сыном и Отцом нет ничего, что разделяло бы Их. 5 . Итак, Бог хотя есть Отец многих, но не в собственном смысле, а по естеству и по самой истине есть Отец единого только, Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, не во времени начавший быть Отцом, но от века Отец Единородного; ибо прежде не был Он без Сына и не родил Его впоследствии, размыслив Сам с Собой. Этот Отец прежде всякого существа, прежде всякого знания, прежде времени и всех веков имеет достояние Отца; Отец поэтому более, нежели по другим Его совершенствам, должен быть чтим; Отец, сделавшийся таковым не по страсти, не от совокупления, не по неведению, Отец без истощания, без умаления, без изменения. Всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения, и ни тени перемены (ср. Иак.1:17 ); Отец совершенный, совершенного Сына родивший и все предавший Рожденному: все предано Мне Отцем Моим ( Мф.11:27 ), говорит Он. Поэтому Отца и чтит Единородный: Я чту Отца Моего ( Ин.8:49 ), говорит Сын; и еще: Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви ( Ин.15:10 ). А потому и мы говорим вместе с апостолом: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения. Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле ( 2Кор.1:3 ; Еф.3:14–15 ), и прославляем Его вместе с Единородным. Ибо всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца, напротив, исповедающий Сына имеет и Отца; и мы сознаем, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( 1Ин.2:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

4 . Верхняя одежда, имевшая разные виды и называвшаяся различно. Иисус Христос носил вероятно гольту или таллиф – четырехугольный большой плат в виде плаща: на четырех краях этой одежды пришивались кисти или бахрома (во исполнения заповеди, содержащейся в Числ, XV, 38–41; Bmop. XXII. 12 ). К этой одежде прикоснулась страдавшая кровотечением женщина. 5 . Сударь, головной платок, свешивавшийся на шею и плеча; вероятно носился Христом, также как и 6 . Сандалии – обувь, делавшаяся из доски ила кожи и привязывавшаяся к ноге ремнями. Исцеление двух слепцов. Новое посещение Назарета Mamф. IX, 27–34; XIII, 54–58 ; Mapk. VI, 1–6 . Выйдя из дома Иаира, Господь поспешно отправился из Капернаума в Назарет. На дороге за Ним следовали двое слепых, которые кричали: «Помилуй нас, Иисус, Сын Давидов». Господь пришел в один дом. Слепые опять приступили к Нему со своими просьбами. Он сказал им: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» Они отвечали: «Ей, Господи!» Тогда Он прикоснулся к глазам их и сказал им: «По вере вашей будет вам». Глаза их открылись. Иисус строго сказал им: «Смотрите, чтобы никто не узнал». Но они, вышедши, разгласили о Нем по всей земле той. По уходе слепцов привели к Иисусу Христу немого бесноватого. Бес был изгнан, и немой стал говорить. А народ, удивляясь, говорил: «Никогда мы сего не видали во Израиле». Фарисеи же повторяли свою прежнюю клевету, что Христос изгоняет бесов силою князя бесовского. Придя в Назарет, Иисус Христос учит народ в синагоге, так что горожане изумлялись и говорили: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он Сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? И сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это?» Жители Назарета соблазнялись о Нем. Иисус опять ответил им: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем, и у сродников, и в доме сивом». И не совершил в Назарете ни одного чуда по неверию назарян. Только на немногих больных возложил руки и исцелил их. Сам Господь дивился неверию жителей Назарета. Отправление двенадцати апостолов на проповедь и наставления им Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

4. Избрание двенадцати апостолов (Мф. 12:15–21; Мк. 3:7–12) Иисус Христос, зная о злом умысле, удалился с учениками Своими из Иерусалима, и пошел к озеру Галилейскому. За Ним последовало множество народа из Иерусалима, из прочих мест Иудеи, из Галилеи, из Идумеи, из-за Иордана, я из, живших около Тира и Сидона. Всех привлекал слух о чудесах Его. Когда Он пришел к самому озеру, то сказал ученикам Своим, чтобы для Него в готовности была лодка от народа, дабы не теснили Его. Потому что Он многих исцелял; так что, одержимые недугами, бросались, чтобы прикоснуться к Нему. И духи нечистые, завидевши Его, падали пред Ним, и кричали: Ты Сын Божий! А Он крепко запрещал им, чтобы не делали Его известным. Мк. 3:13–19 ; Лк. 6:12–16 В бытность свою в Галилее, Иисус Христос взошел на гору (по мнению древних, на Фавор) помолиться, п пробыл всю ночь в молитве к Богу. А когда настал день, призвал учеников Своих, и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами (посланниками). Он поставил их для того, чтобы они были постоянными и самыми близкими свидетелями Его дел и учения, чтобы посылать их для проповедования, и чтобы чрез них чудодейственно исцелять болезни и изгонять бесов. К этому высокому званию Апостольства призваны были: Симон, который, впоследствии, наречен Петром; брат его, Андрей; два сына Зеведеевы – Иаков и Иоанн, которых, как учеников Иоанна Крестителя, проникнутых пламенной ревностью его, более всех, Иисус Христос нарек Воанергес (сынами Грома); Филипп; Варфоломей, то есть, сын Фоломея (вероятно, тот, который у Иоанна Евангелиста назван собственным именем – Нафанаил); Фома, по значению имени своего, Близнец; бывший мытарем, Матфей, или, иначе, Левий Алфеев; Иаков Алфеев, в отличие от Иакова Зеведеева, называвшийся меньшим; Симон, в отличие от Симона Петра прозывавшийся Кананитом, или Зилотом, как принадлежавший, дотоле, к враждебному Римлянам классу Иудеев, называвшихся Зилотами, то есть, ревнителями отечественной свободы; Иуда, брат Иакова Алфеева или меньшого, прозванный Леввеем или Фаддеем; наконец, другой Иуда, как уроженец города Кариота, называвшийся Искариотом, который, впоследствии, сделался предателем Иисуса Христа. 5. Нагорная беседа (Лк. 6:17–30; Мф. 5:1–12)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010