Двадцать второй день. Поучение 2-ое. Празднование в честь Казанские иконы Пресвятыя Богородицы. (Крепость русского царства зависит от беззаветной преданности народа своему царю). I. В истории отечества нашего были такие мрачные времена, когда общественные бедствия подобно грозной туче надвигались на него, готовыя разрешиться сокрушительными ударами, и когда внезапно воссиявала милость Божия, спасавшая Россию от неминуемой погибели. Таково и воспоминаемое ныне церковию событие избавления отечества нашего от иноземного порабощения заступлением Пресвятой Богородицы. Вот уже прошло два с половиною столетия с тех пор, как оно совершилось; но церковь никогда не престанет с благодарным чувством воспоминать об этом событии... II. Страшное, бр., было то время для царства русского. На престоле русском пресекся ряд царей Владимирова рода! Престол оставался незанятым... Правда, пробовали было всходить на престол русский некоторые из соотечественников наших, но это продолжалось недолго. Явились самозванцы, которые выдавали себя за потомков последняго царя русского и потрясли престол русский до последних оснований. Внутри государства от безначалия господствовали нестроения, распри и междоусобия. Врагам отечества нашего только этого и хотелось. С одной стороны шведы, а с другой поляки вторглись в царство русское, опустошая города и села; последние даже вошли в Москву, тогдашнюю столицу русского царства, и старались возвести на престол русский польского королевича Владислава. Уже пол-России было за ними, уже в некоторых храмах возглашали имя Владислава, как царя русского... Но иноземной ли, насильствевенно поставленной, главе быть в мире с русским сердцем? Разноверцу ли воссесть на престоле русском? Нет; явились истинные сыны церкви православной и отечества, которые и восстали на защиту порабощенного отечества. Так из обители препод. Сергия раздался голос инока Авраамия Палицына по всей земле русской, призывавший русских людей к избавлению отечества от иноземного порабощения. На зов его откликнулся истинный сын отечества, нижегородский гражданин Косма Минин, который, собрав народ, сказал ему: «станем за св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пермяки героев не забывают В годовщину Бородинского сражения юнармейцы в старинном некрополе почтили память героев Отечественной войны 1812 года 14.09.2021 718 Время на чтение 3 минуты Фото: Из личного архива автора 8 сентября отмечалась годовщина Бородинского сражения. В течение всего дня у пермяков была возможность посетить саркофаг героя Отечественной войны 1812 года Николая Афанасьевича Теплова на Егошихинском некрополе. Уже второй год подряд представители юнармейского медиаотряда имени адмирала П.С.Нахимова «Феникс» приносят цветы к саркофагу героя Отечественной войны 1812 года, командиру Ширванского полка Н.А.Теплову. Вот и в этот раз, 8 сентября, в годовщину Бородинской битвы по новому стилю, несмотря на дождливую и неприветливую погоду, юные патриоты под руководством своего наставника А.С.Куляпина посетили старинный некрополь для того, чтобы отдать дань памяти героям Отечественной войны 1812 года, среди которых было и немало наших земляков. Традиционно для юнармейцев был проведен «урок мужества», фото и видеосъемка события. После возложения цветов участники встречи посетили храм Успения Богородицы, чтобы поставить свечи в память о погибших воинах. Развитие военно-патриотического воспитания является приоритетом и для местного отделения «Пермского землячества», которое уже не первый год добивается открытия в Перми стелы роду Строгановых. Двое представителей этого семейства, граф Павел Строганов и его сын Александр, были участниками Отечественной войны и Заграничного похода русской армии. Историк и представитель «Пермского землячества» Виталий Призюк высказал своё мнение о проекте, посвященном возрождению памяти героев, не забыв упомянуть и о вкладе рода Строгановых в эту победу над врагом: « О войне 1812 года память осталась весьма прозаическая: чаще из кино, реже из литературы, ещё реже из исторических источников. Может дело в последующих великих войнах, что вытеснили память, может, осталось мало историй, связанных лично с пермяками. Хотя таких историй немало, а есть среди них и очень интересные, которые с Пермью как-то не принято ассоциировать».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/09/14/pe...

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ДИМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ДОНСКОЙ Первенство Москвы, которому начало положили братья Даниловичи, опиралось, главным образом, на покровительство могущественного хана. Иван Калита был силен между князьями русскими и заставлял их слушаться себя именно тем, что все знали об особенной милости к нему хана и потому боялись его. Он умел воспользоваться как нельзя лучше таким положением. При двух преемниках его условия были все те же. Хан Узбек, а по смерти сын его Чанибек, давали старейшинство московским князьям одному за другим. С 1341 года по 1353 был великим князем старший сын Калиты Симеон, а с 1353 по 1359 другой сын Иван. Оба князя ничем важным не ознаменовали себя в истории. Последний как по уму, так и по характеру был личностью совершенно ничтожной. Но значение Москвы для прочих князей держалось в эти два княжения временною милостью хана к московским князьям. По смерти Ивана Москва подверглась большой опасности потерять это значение. Преемником Ивана был девятилетний Димитрий; тут-то оказалось, что стремление к возвышению Москвы не было делом одних князей, что понятия и поступки московских князей были выражением той среды, в которой они жили и действовали. За малолетнего Димитрия стояли московские бояре; большею частью это были люди, по своему происхождению не принадлежавшие Москве; отчасти они сами, а отчасти их отцы и деды пришли с разных сторон и нашли себе в Москве общее отечество; они-то и ополчились дружно за первенство Москвы над Русью. То обстоятельство, что они приходили в Москву с разных сторон и не имели между собою иной политической связи, кроме того, что всех их приютила Москва, - способствовало их взаимному содействию в интересах общего для них нового отечества. В это время в Орде произошел перелом, с которого быстро началось ее окончательное падение. Чанибека убил сын его Бердибек, а Бердибека убил полководец Наврус и объявил себя ханом. Суздальский князь Димитрий Константинович отправился в Орду и получил там великое княжение. За него стояли новгородцы, чувствовавшие тягость московского первенства, так как по следам Калиты сын его Симеон теснил Новгород и обирал, выдумавши новый род поборов с черных людей новоторжской волости под именем " черного бора " (т.е.

http://sedmitza.ru/lib/text/435582/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Седмица 20-я по Пятидесятнице 18.03.2013 Рубрика: Евангелие дня Метки: Седмица 23-я по Пятидесятнице Понедельник Лк, 52 зач., 10, 22—24 Сказал Господь Своим ученикам: все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. Никто никогда не был в таком единении с Богом Отцом, как Христос. Он один может сказать о Себе, что Он знает Бога Отца. И Кто есть Христос — мы не можем этого постигнуть сами, потому что только Отец истинно знает Его. Нам дано знать, что Христос — Сын Божий, истинный Бог и истинный Человек. И нет иного Откровения Бога, кроме как через Христа. Здесь нам открывается не просто нечто важное о нашей вере, но самая суть христианства. Христос сознает Свое единство с Богом — совершенно исключительное и единственное. И Его служение определяется этим единством. Это то, что мы слышим в Евангелии от Иоанна среди Пасхи: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). И это то, что мы слышим в праздник Крещения Господня и Преображения: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Христос говорит: «Я и Отец одно» (Ин. 10, 30). И «видевший Меня, видел Отца» (Ин. 14, 9). Он пришел в мир, чтобы явить нам Бога. Здесь — сердце нашей веры. «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12). «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3, 11). «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2, 5). «Спасение тех, кто не уверовал во Христа, — говорит святитель Феофан Затворник, — тайна Божия». И вера Церкви — в том, что спасающиеся спасаются Христом. Не потому, что они Его познали, но потому что Он познал их, и дал Свою жизнь «за многих». Снова и снова мы слышим, что христианство не означает знание о Христе, оно означает знание Христа. И для этого требуется не земная мудрость, а небесная благодать. Трудность для современного человека в исповедании того, что составляет центральный пункт нашей веры, не объясняется только боязнью явиться нетолерантным, чуть ли не сектантом. Она происходит часто из-за отсутствия личного благодатного опыта веры. Многие, несомненно, готовы наградить Христа золотой медалью, отдавая серебряную и бронзовую другим основателям мировых религий, которые выработало человечество. Но для христиан с самого начала Христос далек от того, чтобы быть просто первым — по отношению ко второму и третьему. Он — «Первый и Последний» (Откр. 21, 6). Он — все.

http://moral.ru/20/

Глава 6 Зач. 22. Проповедь Иисуса Христа в Назаретской синагоге. Читается во вторник 15-й недели по Пятидесятнице. Событие учения Христова в Назаретской синагоге описано и евангелистом Матфеем ( Мф.13:54–58 ) почти одинаково, как у Марка. Мк.6:1 . Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. В отечество Свое, т. е. в город Назарет в Галилее, который был отечеством Иисуса Христа, как место жительства мнимого отца Его Иосифа, с обрученной ему Богоматерью Марией. Назарет, это был небольшой город с бедным населением (чит. еще о Назарете в объясн. 23 ст. 2 гл. Матф.). Из слова оттуда можно заключить, что Иисус Христос прибыл в Назарет из дома Иаира, где воскресил дочь сего начальника синагоги (ст. 38, гл. 5); но из сличения с повествованиями Матфея ( Мф.13 ) и Луки ( Лк.4 ) видно, что тут опущены евангелистом Марком некоторые события, последовавшие за чудом воскрешения Иаировой дочери, уже после которых Господь прибыл в Назарет. Мк.6:2 . Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Начат в сонмищи учити (Он начал учить в синагоге) и пр. О синагоге чит. в объясн. 21 ст. 1 гл. И силы таковы (чудеса) руками Его бывают (совершаются)? Руками, т. е. вообще Им, Иисусом Христом – Его действием или словом и в частности возложением, прикосновением рук. Мк.6:3 . Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Не сей ли есть тектон (плотник), сын Мариин, по еванг. Матфею, не плотников ли Он сын? Из этих слов видно, что Иисус Христос не только воспитывался в доме плотника, но и Сам был обучен тому же ремеслу, на что указывает и древнее предание, сохранившееся у мученика Иустина, Феодорита и др. (Мих.). Это было одним из видов уничижения Господа ради нашего спасения. О братьях и сестрах Христовых чит. в объясн. 21 ст. 3 гл. Жители Назарета, где жил Иосиф с Богородицей и Богомладенцем, или не знали, или не верили преестественному воплощению и рождению Иисуса Христа и считали Его просто сыном Иосифа и Марии (Мих.). Они не хотели понять, что Господь Иисус Христос есть воплощенный Сын Божий. Посему и блажняхуся (соблазнялись) о Нем. Объясняя эти слова, св. Златоуст пишет: „Неизвинительно блазнение Назаретян об Иисусе Христе, ибо и в прежние времена много примеров имели тому, что у незнатных родителей бывали знаменитые дети. Таковы: Давид, Амос, Михей. Следовательно, и пред Христом должно было благоговеть и прийти в изумление, потому наиболее, что, имея таковых родителей, говорил необыкновенно. Сие ясно показывало в Нем не человеческое обучение, а божественную благодать... Но зависть лукава и часто противоречит сама себе; что было и странно, и чудно, и достаточно к тому, чтобы привлечь их, то самое их соблазнило“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Крест — это любовь 16.09.2017 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 15-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 15-ю по Пятидесятнице Мы слышали Евангелие о том, что есть самое главное в жизни человеческой, какая самая главная заповедь — о любви к Богу всем сердцем, всей мыслью, всей крепостью, и о любви к ближнему как к самому себе. Господь спрашивает богословов, книжников, первосвященников, которые всю жизнь посвящают изучению Писания, о Мессии, о Христе — чей Он Сын. Они отвечают: Давидов. Как же, говорит Господь, Давид называет Его Господом, говоря Духом Святым: «Рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене дондеже положу враги подножие ногама Твоима» (Пс. 109, 1). Как он называет Его Господом, если Он сын ему? Никто не мог ничего ответить, потому что одно с другим никак не соединяется. Это выше всякого понятия человеческого: или Он сын или Он Господь. Господь говорит нам, что можно узнать о Христе все, исследовать все писания, изучить всю историю. Но узнать, что это Христос, Сын Божий можно не плотью и кровью, а только Духом Святым, когда Отец Небесный откроет эту тайну (Мф. 16, 17). То есть эта тайна познается не каким-то внешним знанием, а только любовью. Любовь, о которой говорит Христос в начале этого Евангелия, есть путь познания Господа. И всякий другой способ — ложный. Всякое познание в духовной области совершается только любовью. Мы можем познавать другого человека, понимать его, видеть его только любовью. Мы можем познавать народ, видеть его, понимать его только тогда, когда мы его любим. Тем более это относится к Самому Богу. Насколько ложным может быть всякое другое познание, мы видим на примере тех, которые всё как будто знали о Мессии из Писаний, все законы соблюдали — и приговорили Христа к распятию. Потому что в них не было любви к Богу и к человеку, потому что они были под властью диавола. Весь род человеческий находится под властью диавола после грехопадения. Человек не может познавать Бога сам до тех пор, пока не обретет любви к Нему и к другим людям.

http://moral.ru/крест-это-любовь/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Свет Христов просвещает всех 15.03.2014 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 2-я Великого Поста В течение Поста Господь зовет нас молиться более истинной молитвой. То, что произошло с евангельским расслабленным, может произойти и с нами. Надо чтобы это событие помогло нам понять, что такое подлинная молитва, и начать жить этой молитвой — молитвой сердца. Она заключается в том, чтобы мы искали Господа с такой же настойчивостью, как эти четыре человека — с решимостью преодолеть все препятствия и предстать пред Ним такими, какие мы есть, — в нашей очевидной немощи. Очевидной, потому что она вынуждает нас принести к ногам Господа все наши нужды, все наши болезни. Но чудо в том, что Господь идет дальше и глубже — до той болезни, которая сокрыта в наших сердцах. И об этом должна быть прежде всего наша молитва. Господь не забывает наши телесные немощи, но исцеляет прежде всего наш грех, наше греховное состояние. Можно понять соблазн книжников: «Только Бог может отпускать грехи». Это действительно так, и мы тоже это знаем, обращаясь к Отцу нашему Небесному, чтобы Он простил нам наши грехи. Дар прощения исходит от Отца, и потому Христос открывает Своим совопросникам новую тайну, говоря, что «Сын Человеческий принял власть отпускать грехи». Сын Человеческий — это значит Сын Отца Небесного, ставший истинным Человеком, чтобы взять на Себя грех мира, грех каждого из нас. Также Сын Сей Возлюбленный принимает от Отца в Своем человечестве власть давать жизнь, власть воскресения, и может отпустить грех. Но это может быть понято только тогда, когда Христос совершит спасение, отдав Свою жизнь любовью на Кресте. В этом и заключается Благая Весть, которую Он возвещает Своим апостолам в первый день Воскресения. «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся». В этом — свет, полнота откровения о спасении. Дух Святой, принятие нами Его и есть исцеление нашего состояния греховности. Постараемся понять что Христос исцеляет наше состояние греховности, то есть расположенности ко греху нашего сердца, из чего и проистекают все наши недолжные помышления, слова и поступки, наша духовная инертность, все, что ранит других и прежде всего Господа, живым образом Которого они являются, даже если этот образ не имеет ни вида, ни доброты.

http://moral.ru/svet/

прот. Владимир Сорокин Часть XI. 1939–1954. Председатель Учебного Комитета После смерти матушки Валентины Дмитриевны (1/14 августа 1939 г.) отец Николай несколько раз получал предложение от Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия постричься в монашество и принять сан епископа. Но протоиерей Чуков не решался на этот шаг. Слишком крепкая связь была у него с детьми, он хотел быть свободным, чтобы в любой момент пойти на их зов. В первый месяц Отечественной войны, в 1941 году, ушел на фронт старший сын и, по-видимому, пропал без вести. Он был участником Первой мировой войны. Но тогда он вернулся жив и невредим. Во время блокады Ленинграда погибли два сына и дочь. Один сын был артист, другой юрист, дочь пианистка. 30/17 декабря 1941 года умер сын Борис, в апреле 1942 года умерли сын Александр и дочь Вера. 10 декабря 1941 года из г. Ульяновска Патриарший Местоблюститель Блаженнейший митрополит Сергий пишет о. Николаю: «Я Вас давно имею в виду, а теперь как будто приходит время не только иметь ввиду, но и поставить Вам на вид один вопрос. Кто Вас видел недавно, говорят, что Вы до сих пор сохраняете почти прежнюю бодрость. Зачем же Вам сидеть на каком-то инвалидском положении. Мне же как будто улыбается возможность использовать Ваши силы более производительно для Церкви Божией. Я разумею архиерейство и, конечно, с принятием монашества... Препояшьте, как муж, чресла и выходите на делание. Буду ждать от Вас ответа и хотелось бы утвердительного, но да будет во всем воля Божия, а не наша» 438 . По получении такого предложения о. Николай сразу же отправляет митрополиту Сергию ответ: «Мотивы моего отказа от предложения митрополита Сергия от 10 декабря 1941 г.: 1. Моя „репрессивность“, заранее ставящая меня в положение „подозреваемого“, а мое „смертничество“ грозит при всяком инциденте и аресте привести к расстрелу. 2. В настоящее время всякое активное проявление церковности идет в разрез с господствующим материалистическим мировоззрением и, как таковое, рассматривается как антисоветское, контрреволюционное; а это естественно ведет за собой те или иные репрессии. В этом убеждают факты: поголовная высылка всего духовенства (по крайней мере, в Саратове), многих монашествующих (особенно женщин), как и мирян-церковников и особенно архиереев (в Саратове высланы арх. Афанасий, арх. Серафим, еп. Вениамин).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Геннадий Беловолов: " Он был верным слугой Царя, Отечества и русского народа " Настоятель Леушинского подворья рассказал о предстоящих мероприятиях, посвященных памяти Великого князя Михаила Николаевича 01.12.2009 413 Время на чтение 3 минуты " Вчера состоялось совещание оргкомитета по проведению памятных дней и научно-исторической конференции, посвященной 100-летию со дня кончины Великого князя Михаила Николаевича Романова " , - сообщил " Русской линии " настоятель Леушинского подворья в Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов . " Великий князь Михаил Николаевич - сын Императора Николая I, брат Императора Александра II. Он был верным слугой Царя, Отечества и русского народа. Занимая ключевые посты в Российской Империи, он оказался безупречным человеком долга. Будучи в течение почти двадцати лет наместником Кавказа, он стал его миротворцем и благоустроителем. Именно при нем была завершена Кавказская война, длившаяся в течение нескольких десятков лет. Исполняя четверть века должность председателя Государственного Совета Российской Империи, он был в эпицентре важнейших событий государственной и политической жизни России, определяя их и принимая ответственные и судьбоносные решения. На посту генерала-фельдцейхмейстера он способствовал укреплению артиллерийской мощи Русской армии, и столетний юбилей со дня кончины Великого князя Михаила Николаевича объединил группу историков, музейных работников, духовенства, которые выступили с инициативой проведения памятных мероприятий в честь юбилея " , - отметил священник. " Инициативу поддержали Институт восточных рукописей, Государственный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Мемориальный музей Иоанна Кронштадтского, преподаватели Санкт-Петербургского государственного университета и других вузов города. Информационную поддержку оказывает информационное агентство " Русская линия " . Инициативу поддержали депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга. В совещании приняли участие главный редактор РЛ Анатолий Степанов, директор Мемориального музея Иоанна Кронштадтского протоиерей Геннадий Беловолов, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета и Духовной академии диакон Владимир Василик, ряд других членов оргкомитета. На совещании был рассмотрен ход подготовки проведения памятных дней и утверждена их программа. Памятные мероприятия пройдут 17 и 18 декабря сего года " , - продолжил отец Геннадий.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/12/01/pr...

Закрыть «Москва заслуживает своего памятника " солнцу Отечества " » Константин Малофеев просит Сергея Собянина провести конкурс на лучшее место для возведения в столице памятника Александру Невскому Константин Малофеев   10:16 01.03.2021 1762 В субботу, 27 февраля, заместитель главы Всемирного русского народного собора и председатель Общества «Царьград» Константин Малофеев написал своё обращение к мэру Москвы Сергею Собянину, сообщает пресс-служба ВРНС . «Вами было принято решение об остановке на портале " Активный гражданин " электронного голосования по вопросу установки памятника на Лубянской площади в Москве, на котором на выбор москвичей предлагалось два варианта: Александр Невский и Феликс Дзержинский. Своё решение Вы мотивировали тем, что голосование стало превращаться в противостояние людей, придерживающихся разных взглядов, тогда как памятники, стоящие на улицах и площадях, должны не раскалывать, а объединять наше общество», - говорится в обращении. «В итоге Вами было решено пока оставить Лубянскую площадь в том виде, как она есть сейчас. Однако помимо Лубянской в Москве много площадей, которые могли бы украситься памятником Святому благоверному князю Александру Невскому, 800-летие которого мы всей страной отмечаем в этом году, - предложил Константин Малофеев. - Александр Невский является символом объединения Руси перед лицом внешнего вторжения, получившим широкое распространение в том числе в годы Великой Отечественной войны. Его младший сын — Даниил Александрович — был первым удельным князем Москвы и родоначальником московских Государей. Святой Даниил основал первый московский Данилов монастырь, в котором покоятся его святые мощи и частица мощей его отца — Святого Александра Невского». « Москва заслуживает своего памятника великому князю, " солнцу Отечества " , как называли его современники, - убеждён автор обращения. - В образе Александра Невского сочетаются ценности, безусловно поддерживаемые всеми гражданами России и жителями Москвы, чтущими память предков и тысячелетнюю историю нашего Отчества».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/01/mo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010