Спаситель проповедовал в Назарете, Своем родном городе, в котором Он жил с детских лет и в котором был всем известен. Иудеи изумлялись, как этот человек — сын обыкновенного плотника, может говорить столь мудрые слова, поскольку заключенная в них благодать была очевидна даже для тех, кто относился к Господу неприязненно или безразлично. Им казалось, что сын простого небогатого человека не может знать столь необычайных вещей, не может так прекрасно и мудро говорить. Иудеи не обращали внимания на то, что Иосиф был праведной жизни и происходил из рода царя Давида, совсем не желали думать о святости и смирении Пресвятой Девы, которые были очевидны для всех. Смиренный человек не ищет себе славы, и некоторые бесстыдные и грешные люди пользуются этим для того, чтобы уничижать ближнего и вовсе не вспоминать о его добродетелях. Господь наш Иисус Христос был вынужден напоминанием событий из Священного Писания обличить иудеев не только в том, что они теперь Им пренебрегают, несмотря на Его слова, всеми признаваемые мудрыми, несмотря на чудеса, какие Он творил в иных местах, но каких не мог совершать в Назарете из-за неверия сограждан, — но и в том, что они вообще никогда не принимали праведников и посылаемых Богом пророков. «Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве» ( Лк.4:23-24 ). Не так легко принять пророка и чудотворца, если он обличает грехи своих соотечественников. Спаситель приводит в пример пророка Илию. «Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле» ( Лк.4:25 ). Для того чтобы израильский народ покаялся, по молитвам пророка Илии наступило бездождие: три с половиной года на землю не вьшадало ни одной капли дождя. В эти годы от возникшего голода люди сильно бедствовали, были даже случаи людоедства.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Толкование Евангелия на каждый день года. Пятница 19-й седмицы по Пятидесятнице Лк., 14 зач., 4, 22–30 Тогда дивились словам благодати, исходившим из уст Иисусовых, и говорили: не Иосифов ли это сын? Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: «врач! Исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве то, что, мы слышали, было в Капернауме». И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле; и ни к одной из них не был послан Илия,а только ко вдове в Сарепту Сидонскую. Много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее; и ни один из них не очистился, кроме Немана Сириянина. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости. И, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился. Обратим внимание, что первая проповедь в синагоге и первое противостояние ей в Евангелии от Луки стоит в начале служения Господа. У других евангелистов это событие поставлено позднее. Цель Евангелия от Луки очевидна: показать, что Христос – исполнение пророков Израиля, Которого свои не приняли. Да, Он – Иисус из Назарета, все знают Его родных, место Его воспитания. Но узнать в нем Мессию они должны не через внешние чудесные знамения, но через Него Самого, через Его слово и Его дела. Это превыше всего, и это – с самого начала Его служения, – принятие или отвержение. Вся Его жизнь, все, что Он делает, каждое Его слово – будут знамением пререкаемым. «И блажен, кто не соблазнится о Мне» – говорит Христос. Превечное Слово Божие и Сын Человеческий, все, что Он проповедует – меч обоюдоострый. Как в начале, Слово, ради нового творения, отделяет свет от тьмы. И Господь как бы подталкивает Своих собеседников к выбору, как если бы Он уже заранее знал, что они не смогут принять слова благодати, исходившие из уст Его. Он выводит их из себя, приводя два места из Писания, где Бог посылает Своих пророков к чужеземцам, чтобы они могли приобщиться Его благодати. Христос ясно дает им понять: «если Вы не хотите Меня, если у вас нет доверия ко Мне, Я пойду, как те пророки, к чужеземцам, которые примут Меня и Мое слово. То же самое будет происходить в первые дни Церкви, как мы читаем об этом в книге Деяний Святых Апостолов. Слово Христово будет радостно приниматься язычниками, и между общинами из иудеев и общинами из эллинов возникнет серьезное напряжение.

http://pravoslavie.ru/3654.html

11. Верою и сама Сара силу к восприятию семени получила, и не по времени возраста, уже безплодная, родила: то есть силу и молодость восприняла, кои требуются для зачатия и рождения. А это все совершилось с нею потому, что она, живя среди Хананеев язычников, верным почитала того, Кто обещал ей дать это (Быт.17:19). 13. По вере умерли все они, не получив (исполнения) обетований, но из отдаленных времен их усматривали, то есть: хотя они уже и прежде того (до исполнения обетования) были в той земле, но очевидно они еще не обладали ею, - как и Авраам сказал сынам Аморреев: странник и пришлец я у вас (Быт.23:4). 14. Ибо те, кои это говорили, находясь в наследии своем, являли тем самым, что они другого отечества ищут, не в Харане или собственнаго своего отечества в Халдее, откуда вышел Авраам. 15. И если бы они стремились к тому именно отечеству, из коего вышли, и о нем вспоминали, то имели бы ведь в течении долгой жизни своей время возвратиться. 16. Если же не возвратились, хотя и могли бы, если бы пожелали, - то этим самым ясно показали, что гораздо лучшаго желали, то есть небеснаго. Посему не стыдится Бог называться Богом их: разумеются слова, сказанные Моисею: Я - Бог Авраама, и Исаака, и Иакова, - это есть имя Мое вечное и памятование о мне из рода в род (Исх.3:15). 17-19. Верою искушаем был Авраам и в жертву принес Исаака (Быт.22:10 сл.), коего по обетованию он получил, чтобы в нем названо было ему семя (Быт.21:12). Но Авраам нимало не усумнился в том, что если и умертвить его (Исаака), все же будет ему наречено в нем семя. Он думал и помышлял в душе своей, что и из мертвых воскресить силен Бог, откуда его и в притчу получил, то есть: чтобы в нем научились воскресению мертвых, - и чтобы в нем познал сынов духа, кои имели быть у него. 20. Верою в будущее благословил Исаак сына своего Иакова и потом Исава: то есть спустя много веков исполнилось благословение того и другого (Быт.27:27 сл.). 21. Так и Иаков верою благословил каждаго сына Иосифова: хотя они были благословлены в земле Египетской, и уже после многих лет совершилось наконец благословение их в наследии их; однако он поклонился краю жезла своего, поелику веровал он, что его сын Иосиф действительно похоронит его в могилах отцов своих. (Быт.47:29-31; 48:15 сл.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/897/...

9:24 и Марк. 5:39). Эти слова нельзя понимать буквально, так как и о Лазаре, пролежавшем четыре дня в гробу и уже начавшем разлагаться, Господь сказал, что он «уснул» (Иоан. 11:11-14), и лишь потом добавил: «Лазарь умер.» Действительная смерть девицы был столь очевидна для окружающих, что они принялись смеяться над Иисусом. Так как свидетелями великого чуда воскрешения могли быть только люди достойные, способные оценить эту великую тайну Божественного всемогущества, Господь повелел всем выйти вон, оставив лишь трех Своих Апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — и родителей умершей. Взяв девицу за руку, Господь говорит ей: «Талифа — куми,» что значит: «Девица, тебе говорю, встань!” (Марк. 5:41; ср. Матф. 9:25 и Луки 8:54) и мгновенно воскресил ее, при этом она настолько окрепла, что последствия тяжелой болезни нисколько не помешали ей сразу начать ходить, как вполне здоровой. Все изумились, а Господь повелел дать воскрешенной тут же поесть, чтобы убедить родителей, что перед ними их настоящая дочь, а не призрак умершей. По обычаю, Господь запретил разглашать о чуде. Исцеление двух слепцов Затем Иисус вновь пришел «В отечество Свое» (Матф. 13:54; Марк. 6:1), то есть в Назарет — в отечество Матери Своей и Своего мнимого отца, Иосифа, и в место, где Он был воспитан. Там Господь учил соотечественников Своих в синагоге так, что они изумлялись и говорили: «Откуда у Него такая премудрость и силы?» (Матф. 13:54; ср. Марк. 6:2). То не было изумление, какое выказывалось Ему в других местах, — оно было смешано с презрением: дескать, «не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?» (Матф. 13:55; ср. Марк. 6:3). Назаретяне либо не знали, либо не верили чудесному воплощению и рождению Иисуса Христа, считая Его просто сыном Иосифа и Марии. Но это нельзя считать простительным, так как и в прежние времена у незнатных родителей рождались дети, ставшие в последствии знаменитыми. Таковыми, для примера, были Давид, Амос, Моисей и другие. Они, назаретяне, должны были бы благоговеть перед Иисусом именно за то, что Он, имея простых родителей, обнаруживал такую премудрость, которая ясно показывала, что она не от человеческого обучения, а от Божественной благодати.

http://sedmitza.ru/lib/text/430490/

   Поэтому и самые премудрые века сего требуют вождя к Отчеству этому. Где же нам искать его? Пророки, апостолы и учителя — все указывают на Иисуса Христа, Сына Божиего. Он один — верный и премудрый Вождь к небесному Отечеству. Никто не придет туда, если Он не приведет, как Сам о том свидетельствует, говоря: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6). Бог, желая вывести Израиль из рабства египетского и привести в землю обетованную, послал на это великое дело Моисея, верного раба Своего, который и вывел Израиль из горького рабства и вел пустыней в землю обетованную. После кончины Моисея, Господь воздвиг им вождем Иисуса Навина, который и ввел людей Божиих в землю, кипящую медом и молоком. Христианин! Моисей, Иисус Навин прообразовали Иисуса Христа, Сына Божия; ветхий Израиль — новый Израиль, христиан; рабство египетское — тяжелое рабство диаволу; прохождение через море — святое Крещение; хождение по пустыни Израиля — жизнь христиан в этом мире. Земля обетованная означает небесное Отечество. Бог послал к нам Единородного Сына Своего, Иисуса Христа, чтобы Он нас, выведя из рабства диавольского, привел к Отцу Своему Небесному. О Нем Отец Небесный свидетельствует с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5). О Нем все пророки, апостолы и учителя церковные свидетельствуют и учат нас следовать Ему. «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петр 2:21). И Сам говорит: «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин 13:15). И еще: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин 12:26). Ему следовали все святые, — и привел их в землю, кипящую медом и молоком небесной сладости. Ему следуют и ныне верные рабы Его. Следуют верой, любовью, смирением, терпением, кротостью. И ведет их в Отечество это, и, как Пастырь добрый, взяв их на плечи Свои, приносит к Отцу Своему Небесному. О христиане! Присоединимся и мы к этой благословенной и святой дружине, и пойдем за Иисусом с верой, любовью, смирением, и приведет нас не в землю ханаанскую, а в вечное Божие царство, и подаст каждому свой жребий. О Иисус, Сила спасения нашего! Наставь меня на путь Твой, влеки меня за Собою, побежим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Властвовать над своим телом – значит господствовать над природой. Спаситель мира и в этом проявил Себя ее Повелителем. Сорок дней и сорок ночей постился Он, ничего не вкушая и не прикасаясь к воде ( Мф.4:2 ). Претворить воду в вино – разве не свидетельствует это о Его власти над природой? На браке в Кане Галилейской у жениха обнаружилась нехватка вина. Тогда Иисус приказал наполнить водой шесть больших сосудов. Когда это было сделано, вода была претворена в вино, причем в вино самое лучшее. Не говорится, что Господь коснулся воды Своими пречистыми руками, которыми отверзал Он зрение слепым, равно как не промолвил Он ни единого слова, наподобие сего: «Да будет сия вода вином!» Нет, ничего этого не было. Лишь мысленно дал Он повеление – и природа ощутила Своего владыку, и вода обратилась в вино ( Ин.2:1–10 ). Успокоить бурю на море, одним словом остановив ветер, – разве не проявляется в этом Его владычество над природой? И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. А Он спал на корме... Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина... И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему? ( Мк.4:37–41 ). Так спрашивали Апостолы. Впрочем, и тогда, и в дальнейшем удостоверились они, что это Христос, Сын Бога живого, Повелитель природы и всех присущих ей законов и установлений. Сделать себя невидимым для человеческих глаз – разве и это не знаменует собой власть над природой? Иисус, пребывая в Своем отечестве, упрекал израильтян за то, что их вера была слабее и немощнее веры язычников. И привел им два классических примера: 1) во время голода великий пророк Илия нашел пристанище и пропитание не у какого-то «правоверного» иудея, а у язычницы, у женщины-вдовицы в Сарепте Сидонской ( 3Цар.17:10–24 ); и 2) в эпоху пророка Елисея много прокаженных было в Израиле, однако за свое маловерие никто из них не исцелился, но врачевание получил лишь Нееман Сирианин, [опять же] язычник. Ведь и сей язычник всем сердцем поверил пророку Елисею – и, [семь раз] погрузившись в Иордан, стал здоровым ( 4Цар.5:14 ). Услышавши это, все в синагоге исполнились ярости. И, схватив Его, повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы столкнуть Его со скалы в пропасть. Но Он, прошед посреди них, удалился ( Лк.4:16–30 ). Невидимым стал Он для глаз Своих зложелателей и незаметно удалился из Своих родных мест, ведь и на Нем сбылись слова о том, что никакой пророк не принимается в своем отечестве ( Лк.4:24 ; ср.: Мф.13:57 ; Мк.6:4 ; Ин.4:44 ). И в другой раз то же самое произошло в Иерусалиме, когда иудеи хотели побить Его камнями прямо в храме, но Иисус скрылся и вышел из храма, прошед посреди них, и пошел далее ( Ин.8:59 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Всесвятая и Живоначальная Троица – Отец, Сын и Святый Дух – да утвердит православное единомыслие употребляющих равноспасительные новые и старые обряды, и да пребывает среди всех нас любовь Христа Господа, Который умер за всех нас, дабы мы примирились с Богом и, примирившись, спаслись ( Рим. 5:8,10 ). Да приведет Господь расстоящаяся паки воедино, и в любви друг ко другу да исповедуем и славим едиными устами и единым сердцем Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. Обращение ко всем держащимся старых обрядов православно верующим христианам, не имеющим молитвенного общения с Московским Патриархатом (принято Поместным Собором Русской Православной Церкви 9 июня 1988 г.) Возлюбленные о Господе братья и сестры! Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа ( Еф. 1:2 ). Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви, с благодарностью Богу обозревая 1000-летний путь Христовой веры в нашем Отечестве, свидетельствует глубокую верность отеческим преданиям всех наследников спасительного дела святого князя Владимира и вместе с тем с глубокой болью вспоминает возникшее в XVII веке разделение чад церковных – тех, кто проявил непоколебимую твердость в сохранении старых русских обычаев, с теми, кто ввел в церковное употребление богослужебные традиции, распространенные в Поместных Церквах на Православном Востоке. Болезненное, исполненное печали разделение усугублялось многими обстоятельствами, среди которых немаловажным было неизбежное приобщение Московской Руси к обычаям и культуре западноевропейских стран. Неотвратимость культурных, социальных и политических изменений и многие другие причины с течением времени усиливали и осложняли происшедшее разделение. Преследования придерживающихся древних обрядов со стороны властей, стремление во что бы то ни стало преодолеть твердость старообрядческих общин мерами принуждения породило много трагических последствий. Мы молитвенно уповаем, что изменившиеся условия религиозной жизни в нашем Отечестве позволят всем нам вновь почувствовать наше духовное родство. Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1971 году в Троице-Сергиевой Лавре от гроба печальника земли Русской Преподобного игумена Сергия подтвердил равночестность древних обрядов. Сердца многих с благодарностью Богу восприняли эту благую весть.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Второе условие успеха в деятельной борьбе за веру есть достаточное знание учения христианского. Нельзя с успехом бороться за истину, которой не знаем, и делать дела, смысла и отношения которых к защищаемому учению не понимаем. Поэтому нужно освободить голову от осадков легкого чтения, развлекающего ум и распаляющего воображение. Посмотрите на столы гостиных ваших, заваленные альбомами, эстампами, журналами и иллюстрированными изданиями, и пожалейте, что нет у вас ни Библии, ни отеческих творений, ни книг богословского и вообще христианского содержания. Запасайтесь ими, в уединении углубляйтесь в их изучение и будете в состоянии давать отчет по слову Апостола Петра, всякому вопрошающему о вашем уповании ( 1Пет. 3, 15 ), т. е. об истинах веры и христианской надежды и в состоянии будете объяснить перемены в вашей светской жизни, и цели новой вашей деятельности для славы Божией и блага вашей Церкви и отечества. Либералы требуют свободы для пропаганды своих идей и простора для своих действий: докажите и вы, что имеете высшие обязанности и права на свободу своих действий, направляемых не „на разорение, а на созидание» благосостояния своего отечества и человечества ( 2Кор. 10, 8 ). Нет нужды объяснять, что борьба делом с заблуждениями века имеет мирный характер и деятельность требуется спокойная, проникнутая благожелательством и любовью. Апостол говорит: оружия воинствования нашею не плотския, но сильныя Богом на разрушение твердынь ( 2Кор. 10, 4 ), т. е. не войны и насилия, какими действует магометанство, и иногда пользовались и некоторые христианские исповедания, а только мирные средства борьбы допускаются православною Церковью. Они же только и будут вам по душе, согласно с тем приготовлением, о котором мы говорили. После внутренней борьбы со своими помыслами и страстями, практическому борцу за истину предстоит борьба с его семейством и сродниками. „Думаете ли вы, сказал Господь, что я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери и дочь противматери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» ( Лук. 12, 51–53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Есть так называемый Лицевой Свод, включающий в себя библейское «Восьмикнижие» в очень древних иллюстрациях (XVI века). И там иллюстрируется, что когда Господь разговаривает с Адамом и Евой в раю, мы видим изображение Сына Божьего, Господа нашего Иисуса Христа («Ангела Лица Божия»). И во всех ответственных случаях, когда Господь собеседует с кем-либо, мы видим изображение Сына Божьего, Господа Иисуса Христа. Почему? Потому что второе лицо Святой Троицы – это Божественный Логос (Бого-Слово). Еще не было Боговоплощения, но Дух Христов, Божественный Логос, общался с людьми Почему Он называется Ангел Лица Божия? Потому что сказано в Евангелии от Иоанна: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1, 18). То есть в действительности кто выводил народ Божий из Израиля? Опять-таки Божественный Логос (Бог) вел их, второе лицо Святой Троицы. Поэтому и сказано в Новом Завете : Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках (Евр. 1, 1); и еще : исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них (в ветхозаветных пророках – О.С.) Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу (1 Пет. 1, 11). Еще не было Боговоплощения, но Дух Христов, Божественный Логос, общался с людьми. И вот Авраам говорит, что Елиезер не должен бояться: Господь пошлет ангела Своего пред ним, и он возьмет жену его сыну. если же не захочет женщина идти с тобою [в землю сию], ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда (Быт. 24, 8). Авраам сам убежал из этого Ура Халдейского, он спасся из этой огненной печи. Святитель Филарет (Дроздов) пишет: «То есть не соглашайся на брачный договор, в котором будет сие условие. Авраам чуждается иноплеменных, но еще более чуждается отечества, потому что взят из него Богом» . – И мы должны трепетать того греховного «отечества», из которого вывел вас Господь рукою крепкою [и мышцею высокою] и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского (Втор. 7, 8). – Спас от дьявола-фараона и от соблазна «темных земель» Моава. Как мы и ранее вспоминали, что возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9, 62).

http://pravoslavie.ru/110108.html

И смеялись над Ним. Он же, удалив всех, берет с Собой отца ребенка и мать и бывших с Ним и входит туда, где было дитя. И взяв ребенка за руку, говорит: талифа кум, что в переводе значит: отроковица, тебе говорю, встань. И тотчас встала девочка и начала ходить; была она лет двенадцати. И изумились тотчас изумлением великим. И повелел им настоятельно, чтобы никто не узнал об этом, и сказал, чтобы дали ей есть. И вышел Он оттуда и приходит в отечество Свое; и следуют за Ним ученики Его. Мк 5:22–24 ; 35Б6:1. Пятница 14 седмицы. Евангелие от Марка, зачало 21 В то время следовало за Иисусом много народа, и теснили Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, много претерпевшая от многих врачей, истратившая все, что у нее было, и не получившая никакой пользы, но даже пришедшая в худшее состояние, услышав об Иисусе, подошла в толпе сзади и прикоснулась к одежде Его. Ибо она говорила: если прикоснусь хотя бы к одеждам Его, буду спасена; и тотчас высох источник крови ее, и она ощутила в теле, что исцелена от недуга. И почувствовав тотчас в Самом Себе, что из Него вышла сила, Иисус повернулся в толпе и спросил: кто прикоснулся к Моим одеждам? И говорили Ему ученики Его: Ты видишь, что толпа теснит Тебя, и говоришь: “кто прикоснулся ко Мне?” И Он смотрел вокруг, чтобы увидеть ту, которая это сделала. Женщина же, испуганная и дрожащая, зная, что произошло с ней, подошла и пала перед Ним на землю и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: дочь Моя! Вера твоя спасла тебя. Иди с миром и будь здорова, избавившись от недуга твоего. Мк 5:24–34 . Понедельник 15 седмицы. Мученицам. Евангелие от Марка, зачало 22 В то время приходит Иисус в отечество Свое; и следуют за Ним ученики Его. И когда настала суббота, начал Он учить в синагоге, и многочисленные слушатели изумлялись и говорили: откуда у Него это? И что это за премудрость дана Ему? И такие чудеса совершаются руками Его! Не Он ли плотник, сын Марии и брат Иакова, Иосита, Иуды и Симона? И сестры Его не здесь ли с нами? И соблазнялись из-за Него.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010