Святые люди любили посещать храм 1Пет.2:5 . «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом». Объясн. Этими словами выясняется, что каждый добродетельный христианин с его телом и душой есть храм Божий и храм Духа Святого, так как в нём почил Дух Господень; однако такие люди Божии храм усердно посещали, как, например, пророк Давид: Пс.5:8:26:4 , апостол Павел: Деян.22:17:24:18 . 1Кор.3:16–17 . «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы». Объясн. Эти слова нельзя приводить против учения Церкви о рукотворенном храме, который также именуется домом Божиим и у Самого Христа, и у учеников Его: Мф.21:13 ; Ин.2:17 ; Деян.7:47 . В таких храмах Господь обитает для услышания молитв, приносимых собранием верующих: Мф.18:19 ; 3Цар.8:29 , и для таинственного общения с ними: Деян.22:17–18 . 1Кор.6:19–20 . «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои, ибо вы куплены дорогой ценой? Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии». Объясн. Некоторые праведники были храмами Святого Духа, однако храм, дом молитвы, они усердно посещали: Пс.5:8 ; Деян.22:17 . Не отрицается, а подтверждается здесь необходимость телесного поклонения Богу как в храмах, так и вне их: если мы людям оказываем честь посредством определённых движений и действий (снятие фуражки, поклон, рукопожатие, лобзание и т.п.), то и телесное прославление Бога должно происходить также через определённые движения и действия (преклонение колен, воздеяние рук и проч.): Лк.22:41 ; 1Тим.2:8 . Отсюда возникают разные виды внешнего богопочитания, определяемые святой Церковью. Евр.3:6 . «А Христос, как Сын, в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твёрдо сохраним до конца». Объясн. Правда, что мы – дом Божий, но этот дом, состоящий из людей, верующих в Бога и уповающих на Него, столь обширен и велик, что заключает в себе не только нас, но всех ветхозаветных и всех новозаветных чтителей Бога истинного, и эти чтители Божии усердно посещали храмы рукотворенные: Пс.5:8:26:4 ; Деян.22:17:24:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

10) Наконец, воссияло Солнце правды из девственной утробы, родился от Девы Сын Божий, явился на земле Царь Небесный, Слово стало плотию, и Ветхий днями был пеленами, как младенец, повит, Невидимый показался, и Питающий всякую плоть, материнским молоком питаться изволил. При рождении Его Ангелы святые воспели славу и хвалу Божию: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2:14). Рождество по плоти Сына Божия Спаса нашего Церковь празднует 25 декабря . 11) Рожденный Сын Божий в восьмой день был обрезан по закону Моисееву, и дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве (Лк. 2:21). Иисус значит Спаситель, ибо Он спасает людей Своих от грехов их (Мф. 1:21). Помедлим здесь, любезный читатель, и подивимся благости Божией. Принял обрезание Тот, Который не имеет скверны. Принял нарицание и имя Тот, род и имя Которого неизреченно. Нарекся Иисус, дабы самим именем показать, что Он есть Спаситель мира, и ведет людей Своих не в Хананею, как Иисус Навин, но в небесное царствие. Нарекся сыном человеческим Тот, Который на земле не знает отца. Зачался Тот, Который начала не имеет. Стал видимым Тот, Который по Своему естеству невидим. Осязался материнскими руками Тот, Который Ангелам неприступен. Был повит пеленами Тот, Который одевает небо облаками. Ради меня и тебя, человек, воспринял Сын Божий это великое посольство. Благослови, душа моя, Господа! 12) Как прошло сорок дней от рождения, святою Матерью принесен во храм Господень, дабы по закону Моисееву представить Его пред Господом. В то время, по смотрению Божию, пришел в храм Господень Симеон праведный, муж престарелый, которому было обещано, что он не увидит смерти, пока не увидит Христа Господня. Как только он увидел младенца Иисуса, принесенного в храм Божий, Духом Святым узнал, что младенец Тот есть Мессия, Богом обещанный и пророками проповеданный. И взяв Его с благоговением на свои руки, благословил Бога и с радостью воскликнул: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов (Лк. 2:22-31), и прочее. И это отмечает праздник Сретения Господня, 2 февраля .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

2) Так Своим смирением учит нас Христос смирению, и потому говорит: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф 11:29). Смиримся же ради Того, Который ради нас так смирился. Преклоним голову нашу не только пред Богом, но и пред людьми. В нас должны, быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп 2:5). 3) Отсюда учатся дети родителям, рабы господам, подчиненные властям, люди пастырям, ученики учителям, юные старым повиноваться и почитать их. Если Христос, будучи Богом, людям повиновался, то есть Высший низшим, насколько более люди людям и низшие высшим повиноваться должны. Да посрамится же человеческая гордость и непокорность пред Сыном Божиим, так смирившимся. Он велик был и тогда, но, величество Свое скрывая, показывался как смиренный человек, и Господь всех в образе рабском обращался. Запечатлеем же, возлюбленный, сей живой образ смирения в мыслях наших и постараемся подражать Ему в том, дабы Сам Он нас возвысил. Ибо всякий унижающий себя возвысится (Лк 14:11). Спасайся.   Письмо семидесятое Ныне посмотрим, как велико то дело, ради которого пришел на землю Господь наш Иисус Христос. Сам Он да поможет нам, и мой ум да просветит, и руку мою да направит писать, и твое сердце да отверзет принять написанное. Почерпнем же все из Евангелия Его и прочего Писания Его Святого, как источника живого, для пользы и утешения нашего. Перед тем, как должен был явиться Сын Божий миру и проповедать Евангелие царствия Божия, пред Ним послан был от Бога Иоанн святой, как утренняя звезда перед восходящим солнцем, как о том через пророка прежде объявил Бог: Се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою (Мал 3:1; Мф 11:10), – и это пророчество Сам Сын Божий к Предтече Своему прилагает и Ему приписывает. Великий Предтеча родился от престарелых и неплодных родителей, Захарии и Елисаветы, и родился по обещанию Божию (Лк 1). Потом Сама Истина – Иисус Сын Божий засвидетельствовал, что он больше пророка и что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф 11:9, 11). И сами иудеи настолько высоко почитали его ради святости его, что надеялись и помышляли в сердцах своих, не Христос ли он (Лк 3:15). И жил он в пустыне, как Ангел Божий, от сопребывания и молвы человеческой удаленный, и пищей питался, и одеждой одевался самой простой, как проповедник покаяния, которое и словом и житием своим проповедовал. Этот великий муж перед самым явлением Христовым, по повелению Божию, вышел из пустыни, и пришел в страну Иорданскую, и проповедовал людям, приходящим к нему, говоря: Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное (Мф 3:2). Идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем, и прочее (Лк 3:16). Это он о Христе Спасителе нашем говорил людям. И другие его святые проповеди во Евангелии написаны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Но у апостола нигде не сказано, что Господь, Сын Божий посланный с неба, дабы родиться на земле от жены, есть существо сотворенное, напротив сказано, что этим Сыном Божиим все сотворено и все покорено под ноги Его ( 1Кор.8:6, 15:27 ). Он выше всех ангелов и всякого творения, так что ни ангелы, ни начала, ни силы, ни другая какая-либо тварь не может отлучить апостола от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем ( Рим.8:38,39 ). Итак Христос не творение, а в собственном смысле Сын Божий. В означенных четырех посланиях апостол не только Господу Иисусу Христу, но и Духу Святому приписывает Божеские свойства и действия; в этих посланиях апостол изложил учение о Пресвятой Троице, Отце и Сыне и Святом Духе, тоже, которое изложено в Евангелиях; из этих четырех посланий многие слова внесены в символ святой христианской веры. У нас, говорит апостол, один Бог Отец, из которого все (отсюда верую во единого Бога Отца) и один Господь Иисус Христос, которым все и мы Им ( 1Кор.8:6 ). Он есть Господь с небесе ( 1Кор.15:47 ), Господь славы ( 1Кор.2:8 ). Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, который родился от жены ( Гал.4:4 ). Он Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас ( Рим.8:32 ). Христос умер за грехи наши, по Писанию: Он погребен и воскрес в третий день; по Писанию ( 1Кор.15:3,4 ) Он одесную Бога Отца и ходатайствует за нас ( Рим.8:34 ). Все мы предстанем на суд Христов ( 2Кор.5:10 ; Рим.14:10 ). Придет Господь, который и осветит тайное во мраке ( 1Кор.4:5 ). Христос, как вездесущий по Божеству, живет в христианах. Или вы не знаете самих себя, что Христос в вас, писал апостол Павел Коринфянам ( 2Кор.13:5 ). Им же Он написал о Духе Святом: телеса ваши суть храм живущего в вас Духа Святаго, котораго вы имеете от Бога ( 1Кор.6:19 ). Дух Божий живет в вас. Если кто раззорит храм Божий, того покарает Бог ( 1Кор.3:16,17 ). Дух Божий проницает все и глубины Божия и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор.2:10,11 ). По апостолу, Дух Святой, Господь Иисус Христос и Бог Отец одинаково разделяют духовные дарования чудес и знамений, пророчеств, глаголания языками, равно служения и действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

12) Как прошло сорок дней от рождения, святою Матерью принесен во храм Господень, дабы «по закону Моисееву представить Его пред Господом». В то время, по смотрению Божию, пришел в храм Господень Симеон праведный, муж престарелый, которому было обещано, «что он не увидит смерти, пока не увидит Христа Господня». Как только он увидел младенца Иисуса, принесенного в храм Божий, Духом Святым узнал, что младенец Тот есть Мессия, Богом обещанный и пророками проповеданный. И взяв Его с благоговением на свои руки, благословил Бога и с радостью воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов», и прочее ( Лк.2:22–31 и след.). И это отмечает праздник Сретения Господня, 2 февраля (15 февраля по новому стилю. – Прим. ред.)). 13) Будучи двенадцати лет, Иисус, Сын Божий, в праздник Пасхи взошел в храм Божий, и сев посреди учителей, слушал и вопрошал их. «Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» ( Лк.2:42–47 ). Хотя по возрасту был и отроком, но в таком возрасте действовала и показывалась ипостасная премудрость Божия, ибо Он есть Божия сила и Божия премудрость ( 1Кор.1:24 ). 14) Лет около тридцати жития Своего на земле ( Лк.3:23 ), Христос крестился в реке Иордане пророком и Предтечей Иоанном (о котором упомянуто в пункте 8. Тогда явился над Ним Дух Святой в виде голубине, и Отец Небесный гласом с небес засвидетельствовал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:16–17 ; Мк.1:9–11 ; Лк3:21–22 ). Здесь явно нам открылась тайна Пресвятой Троицы. Сын во плоти крестился, Дух Святой на Него сошел, Отец свидетельствовал с небес. Так Триипостасный Бог – Отец, Сын и Святой Дух, Создатель наш, о спасении нашем промышляет! Это спасительное Богоявление празднуется 6 января (19 января по новому стилю). Примечай здесь, православный христианин, Христос крестился не так, как мы крещаемся. Мы крещением омываемся от скверн греховных и освящаемся. Христос не имел греха, и потому Ему не было нужды омываться от греха, но Своим крещением Он освятил и установил наше крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

33. Иисус Христос – это имя не только для обозначения человека, но и для Бога . От одного и того же Святого Духа, и Сын Божий сошел, чтобы стать Сыном Человеческим, и дано было нам быть усыновленными как дети Божии. Ариане поклоняются не одному Богу, а многим. И первое, что ты ложно сказал от моего лица: «Иисус Христос есть имя человеческое», Павел, учитель язычников в вере и истине, обличая противоположное истине, убеждает в вере, Иисус Христос является одновременно Богом и человеком. Так что под одним и тем же именем Иисуса Христа, в одном и том же лице, можно понимать иногда только Божественное, обыкновенно только человеческое, а иногда и то и другое одновременно. Ибо он говорит то же самое: почувствуйте это в себе, как во Христе Иисусе. Будучи в образе Божием, Он не думал самонадеянно, что Он равен Богу, но опустошил себя, приняв образ раба , будучи сотворен по подобию человека и став как человек (Фил. 2:5 и далее). Также он пишет Тимофею и говорит: Помни, что Христос Иисус воскрес из мертвых, из семени Давидова, по благовествованию моему (2 Тим. 2:8). Вот, в обоих местах упоминается один и тот же Христос Иисус, но оба места не говорят об одной природе во Христе Иисусе. Ибо есть один Христос Иисус, Который, будучи в образе Божием, не думал самонадеянно, что он равен Богу, но опустошил Себя, приняв образ раба, и воскрес из мертвых из семени Давида. Но если Христос Иисус, опустошив себя в образе Божием, принял образ раба, то здесь понимается одно только Божественное естество: по которому понимается и то, где апостол говорит: И един Господь Иисус Христос, чрез Которого все, и мы через Него (1 Кор. 8:6). Но того же Христа Иисуса, воскресшего из мертвых из семени Давидова, можно правильно познать только по Его человеческой сущности. Еще говорит Апостол: Итак умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и милосердием Духа (Рим. 15:30). И в другом месте: свидетельствую пред Богом и Христом Иисусом, Которому предстоит судить живых и мертвых (1 Тим. 1:4). В таких местах, не по одной Божественной природе, не по одной только человеческой природе, но по обеим природам, мы принимаем всего Христа Иисуса, названного Апостолом. Видишь ли, что Иисуса Христа не только потому, что Он Бог, и не только потому, что Он человек, следует принимать во всех местах Писания, но в каждом месте Писания Его надлежит принимать соответственно тому, согласно чему учит Истина. Ибо один Христос Иисус, Сын Божий и человек в обеих природах, одна истина в обеих. Следовательно, нельзя увидеть, что вы говорите: «Когда мы говорим «Сын Божий», «Сам Бог-Сын», мы имеем в виду самого духовного Христа». Ибо сам Искупитель наш не был духом без тела, когда сказал слепорожденному, которому милостиво и чудесно даровал глаза: веруешь ли ты в Сына Божия? Кому он сказал: Кто он, Господи, чтобы мне верить в Него? Иисус сказал ему: И ты видел Его, и говорящий с тобой есть Он (Ин. 9, 35-37). Теперь видно, что в нем телесными очами виднелось не Божество, а человечество.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

Ин.1:46 .  Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Назарет (см. Мф.2:23 ) пользовался, очевидно, у галилеян недоброй славой, если Нафанаил так нехорошо отзывается о нем. Поэтому-то Нафанаилу и представляется невероятным, чтобы из такого города, пользующегося незавидной репутацией, пришел Мессия. Ин.1:47 .  Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Когда по приглашению Филиппа Нафанаил пошел ко Христу, Христос сказал о нем ученикам Своим, что Нафанаил – настоящий израильтянин, без всякой фальши. Есть израильтяне, которые не по заслугам носят на себе священное имя Израиля, которые в душе полны всякими пороками (ср. Мф.23:25 ), но Нафанаил не таков. Ин.1:48 .  Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил, услышав добрый отзыв, сделанный о нем Христом, удивленно спрашивает Христа, почему Он знает его, знает его характер? В ответ на это Христос указывает на Свое сверхъестественное ведение, напоминая Нафанаилу о каком-то случае из его жизни, о котором знал только один Нафанаил. Но этот случай, по-видимому, был такого рода, что в нем высказалось истинно израильское достоинство Нафанаила. Ин.1:49 .  Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Все сомнения Нафанаила после этого исчезли, и он выразил свою твердую веру во Христа как в Сына Божия и Царя Израилева. Впрочем, некоторые экзегеты толкуют название «Сын Божий», употребленное Нафанаилом, в смысле обозначения Мессианского достоинства Христа – не более, считая его синонимом следующего названия «Царь Израилев». Возможно в пользу такого толкования говорит то обстоятельство, что Нафанаил еще не знал о происхождении Христа от Бога и впоследствии (см. например, прощальную беседу Христа с учениками) не обнаруживал достаточной уверенности в Божестве Христа. Но не может быть никакого сомнения, что здесь Нафанаил употребил название «Сын Божий» в собственном смысле этого слова. Если бы он под Сыном Божиим разумел Мессию, то должен был наперед поставить более обычное имя Мессии – «Царь Израилев». Притом он называет Христа Сыном Божиим в особом, исключительном смысле, как свидетельствует об этом поставленный перед словом υς артикль . Для него теперь стало вполне понятно, что раньше говорил о Христе Иоанн Креститель (стих 34). Наконец, в том, что Христос есть Существо высшей, божественной природы, Нафанаил мог убедиться, припомнив слова 2-го псалма, где Бог изображается «днесь», т.е. вечно рождающим Сына, чем Сын отличается от всех людей ( Пс.2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Приведу цитаты о попечении Божием о разных сторонах нашей жизни . «Господь убожит и богатит, смиряет и высит» ( 1Цар.2:7 ); «болети творит и паки возставляет» ( Иов.5:18 ); «и влас главы вашея не погибнет» ( Лк.21:18 ). Вполне понятно, что всегда возникает вопрос, почему происходит то или другое. Есть как бы упрек Богу – как Он мог допустить то зло, которое творится в нашем мире. Спаситель говорит апостолу Петру: «Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» ( Ин.13:7 ). Лекция 9 Сегодня мы начинаем с вами второй член символа веры : «Верую и во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша». Я буду обращать ваше внимание лишь на какие-то основные места, остальное вы найдете в Катихизисе. Имена Второго Лица Пресвятой Троицы Прежде всего, здесь говорится о Сыне Божьем. «Сыном Божиим называется Второе Лице Пресвятой Троицы по Своему Божеству. Сей же Самый Сын Божий назван Иисусом, когда родился на земле как человек. Христом назвали Его пророки, когда еще ожидали Его на земле». (Кат.) Сынами Божьими в Библии называются все те, кто веруют в истинного Бога, например, Бытие глава 6, 2 и 4 стих; Евангелие от Иоанна гл. 1, ст. 12. Чтобы ответить на вопрос «В каком смысле дается здесь имя «Сын Божий " », надо рассмотреть, как употребляется это имя в Откровении. В Откровении Господа называют просто «Сыном» как собственным именем: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). «Бог, многократно и много- образно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил» ( Евр.1:1–2 ). Отсюда и из многих подобных мест мы можем вывести то, что Сын Божий – это собственное имя, указывающее на Божество Господа нашего Иисуса Христа и на то, что Господь наш Иисус Христос Единосущен Отцу по божеству. Можно еще обратить внимание на то, как Сам Господь обращается к Богу Отцу. Он никогда не говорит «Отче наш», а либо просто говорит «Отче», либо «Отец мой». «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин.5:17 ). «Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» ( Ин.8:19 ). «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» ( Мф.6:32 ). Употребление слов здесь различно. «Отец ваш» употребляется в смысле усыновления людей Богу, «Отец Мой» – в собственном смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   2) Так Своим смирением учит нас Христос смирению, и потому говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф 11:29). Смиримся же ради Того, Который ради нас так смирился. Преклоним голову нашу не только пред Богом, но и пред людьми. «В» нас «должны, быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп 2:5).    3) Отсюда учатся дети родителям, рабы господам, подчиненные властям, люди пас­тырям, ученики учителям, юные старым по­виноваться и почитать их. Если Христос, бу­дучи Богом, людям повиновался, то есть Выс­ший низшим, насколько более люди людям и низшие высшим повиноваться должны.    Да посрамится же человеческая гордость и непокорность пред Сыном Божиим, так сми­рившимся. Он велик был и тогда, но, величе­ство Свое скрывая, показывался как смирен­ный человек, и Господь всех в образе рабском обращался.    Запечатлеем же, возлюбленный, сей живой образ смирения в мыслях наших и постараемся подражать Ему в том, дабы Сам Он нас возвы­сил. «Ибо всякий унижающий себя возвысится» (Лк 14:11).    Спасайся.    Ныне посмотрим, как велико то дело, ради которого пришел на землю Господь наш Иисус Христос. Сам Он да поможет нам, и мой ум да просветит, и руку мою да направит писать, и твое сердце да отверзет принять написанное. Почерпнем же все из Евангелия Его и прочего Писания Его Святого, как источника живого, для пользы и утешения нашего.    Перед тем, как должен был явиться Сын Божий миру и проповедать Евангелие царст­вия Божия, пред Ним послан был от Бога Ио­анн святой, как утренняя звезда перед восхо­дящим солнцем, как о том через пророка прежде объявил Бог: «Се, Я посылаю Ангела Мо­его пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мал 3:1; Мф 11:10), — и это пророчество Сам Сын Божий к Предтече Своему прилагает и Ему приписывает.    Великий Предтеча родился от престаре­лых и неплодных родителей, Захарии и Елисаветы, и родился по обещанию Божию (Лк 1). Потом Сама Истина — Иисус Сын Божий засвидетельствовал, что он «больше пророка» и что «из рожденных женами не восставал боль­ший Иоанна Крестителя» (Мф 11:9, 11). И сами иудеи настолько высоко почитали его ради святости его, что надеялись и помышляли в сердцах своих, «не Христос ли он» (Лк 3:15). И жил он в пустыне, как Ангел Божий, от сопребывания и молвы человеческой удаленный, и пищей питался, и одеждой одевался самой простой, как проповедник покаяния, которое и словом и житием своим проповедовал. Этот великий муж перед самым явлением Христо­вым, по повелению Божию, вышел из пусты­ни, и пришел в страну Иорданскую, и пропо­ведовал людям, приходящим к нему, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное» (Мф 3:2). «Идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем», и прочее (Лк 3:16). Это он о Христе Спасителе нашем говорил людям. И другие его святые пропове­ди во Евангелии написаны.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Если Христос — не Бог, то разве мог Он по сущности и по действию быть равным Богу Отцу и Богу Духу Святому; и разве мог Он быть осуществлением и исполнением всех Божиих обетований (см. 2Кор.1:19—22)? «Как Христос — не Бог,— говорит святой Кирилл Александрийский,— если Он есть «благоухание познания» Отчего (2Кор.2:14)? Ведь в естестве человека нельзя найти благоухания Божией природы, но как запах человечества ясно обозначает человека, так и благоухание Божества обозначает Бога. А если Христос именуется благоуханием Отца, что Он и есть на самом деле, как тогда Он — не Бог; ведь именно для спасения людей Слово Бога Отца и сделалось человеком?»    Если Христос не Сын Божий и не образ Бога, как тогда в Нем открыто Божие Евангелие; как тогда силой Его Духа и через веру в Него «мы преображаемся в тот же образ от славы в славу» (2Кор.3:15, 4:6)? Христос и потому Бог, что всем нам должно явиться на Его суд, «чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10). Как Христос — не Бог, если, восприняв на Себя грех мира, Он примирил мир с Богом и дал нам «служение примирения» (2Кор.5:15—21)? «Христиане суть храмы Бога Живого (см. 2Кор.6:16), ибо в них обитает Дух Святой, именуемый Духом Христовым, по реченному: «кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9); как тогда Христос — не Бог?» Если Христос — не Бог, как святой апостол Павел был восхищен Христом до третьего неба, вознесен в рай и слышал там неизреченные глаголы (см. 2Кор.12:1—10)? Если бы Христос не был Богом и Его Евангелие — Евангелием Божиим, то разве апостол Павел утверждал бы столь решительно, что это Евангелие — «не по человеку»; и разве так страшно и беспощадно проклинал бы он желающих «превратить благовествование Христово» (то есть исказить Христово Евангелие) и проповедовать его иначе (см. Гал.1:6—12)? Если Христос — не Бог, как тогда верой в Него человек оправдывается; и как, живя Христом, он живет Богом (см. Гал.2:19—20)? Если Христос — только человек, как тогда вера в Него упраздняет ветхозаветный закон, закон Божий (см. Гал.3:5—25)? Если Христос — не Сын Божий и не Бог, то как мы крещаемся в Него, как и в Бога Отца и Духа Святого; и как верой в Него все в Него крещающиеся становятся сынами Божиими (см. Гал.3:26—27)? Христос как Единородный Сын Божий Духом Своим усыновляет людей Богу, делает их Божиими наследниками, являет Собой Бога, преподает знание о Боге,— как тогда Он не Бог (см. Гал.4:4—9)?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010