Монахиня Павлина 92 , духовная дочь старца Леонида, и монахиня Антония, дочь старца Макария (Оптинских) – обе созрели для высокой духовной деятельности и были опытными игумениями монастырей и духовными руководительницами сестер. Расцвет духовной жизни многих женских душ связан со старческим руководством преподобного Серафима Саровского . Такие имена, как шестнадцатилетняя схимонахиня Марфа или инокиня Елена (Мантурова), умершая за послушание преподобному батюшке, останутся незабвенными в веках 93 . Многих и других жен-подвижниц помимо своих Дивеевских сирот наставлял преподобный Серафим к жизни духовной, пророчески провидя впереди большие и мелкие события, как это видно из жизни игумений Дорофеи Сухотинской, Таисии Оренбургской 94 и других. Многих напутствовал в монашество и поставлял начальницами инокинь такой мудрый муж и великий старец, как приснопамятный митрополит Филарет Московский 95 . С ним связаны имена Евгении, игумении Аносинской, Марии, игумении Бородинской, Антонии, игумении Московского Алексеевского монастыря и многих других. Им же было поддержано в свое время горячее желание будущей игумении Аполлинарии посвятить свою жизнь Богу. “Это у Вас призвание Божие к монашеской жизни, – сказал ей богомудрый архипастырь, – берегите это призвание”, – и действительно, призвание это соделало из матушки Аполлинарии (в схиме схиигумении Амвросии) через старческое окормление и терпеливое несение иноческого и игуменского креста дивную подвижницу Христову. “В светоносном ореоле русского православного монашества, – говорится в краткой заметке по поводу ее кончины, – почившая игумения схимонахиня Амвросия стоит величава, лучезарна и прекрасна”. Подобно московской игумении Антонии, “считая все обыкновенные занятия людей недостойными христианина”, души этих истинных невест Христовых неудержимо стремились к иноческой жизни, и только достигнув ее, находили утоление своей жажды. Души эти, как и пути их, столь разнообразны, что не окинуть сразу и не объединить их одним словом. Они то кротко и любовно-мягки, то неудержимо-стремительны, то смиренно и духовно послушны; души эти иногда в своей скорби по Богу и искании Его восходят к непрестанному и таинственному общению с Ним, к созерцанию и частым видениям – каковы Верхо-Харьковская игумения Емилия и игумения Таисия, собеседницы о. Иоанна Кронштадтского .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Схимонахиня Марфа — основательница Богородице-Рождественского женского монастыря 15 декабря 2014 г. 15:19 15 декабря 2014 года исполняется 625 лет со дня блаженной кончины основательницы Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря города Москвы схимонахини Марфы (княгини Марии Ивановны Серпуховской, 1330-1389). Жизни и трудам подвижницы посвящена статья нынешней настоятельницы обители игумении Викторины (Перминовой). Писать о человеке, молитвами которого существует наша обитель, одновременно и легко, и трудно. Легко потому, что он близок своими молитвами и помощью. Трудно, поскольку жизнь человека Божия высока и непостижима. Жизнь схимонахини Марфы (княгини Марии Ивановны Серпуховской) мало описана в исторических источниках. Как все праведники, она избегала славы. Мы знаем о ней из сообщений о ее знаменитом сыне — герое Куликова поля князе Владимире Андреевиче Храбром. Влиятельная княгиня, она была смиренной послушницей преподобного Сергия, породившего ее духовно. Став вдовой в 23 года, она не вступила во второй брак, но посвятила себя молитве и воспитанию сына. Ее жизненный подвиг имеет много общих черт с подвигом матери святителя Иоанна Златоуста Анфусы, но превосходит его в том, что вдова Анфуса не отпускала сына в монастырь, прося остаться с ней до ее смерти и не повергать вторично в скорбь. Княгиня же Мария, напротив, жертвовала единственным сыном для блага Отечества, отпуская его во все военные походы и кровопролитные сражения, откуда он мог не вернуться живым. Большую часть собственных средств Мария Серпуховская вкладывала в государственные начинания, созидание храмов и обителей, помощь ближним. Венцом жизни княгини Марии было создание монастыря, в котором она постриглась в великую схиму и блаженно почила. Жизнь княгини Марии от рождения до вдовства (1330-1353) Княгиня Мария родилась около 1330 года. Из «Рогожского летописца» (ПСРЛ, Т. XV) мы узнаем, что ее отцом был Галицко-Дмитровский князь Иван Федорович Летописец повествует, что в 6853 году от сотворения мира, то есть в 1345 году, сын великого князя Иоанна Калиты Андрей взял в жены дочь Ивана Федоровича Марию

http://patriarchia.ru/db/text/3878465.ht...

6 . Напечатать принятое настоящим Собором Житие их для назидания и наставления в благочестии чад церковных. 7 . От лица Освященного Собора объявить пастве о сей благой и благодатной радости прославления во святых преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. 8 . Сообщить сии имена Предстоятелям братских Поместных Церквей для включения их в свои святцы. Молитвами и предстательством новопрославленных Российских святых преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии да ниспошлет Всемилостивый Господь благословение всем с верою и любовию притекающим к их небесному заступничеству. Аминь. Сведений о времени и месте рождения святых супругов, родителей преподобного Сергия Радонежского, не сохранилось. Известно только, что его отец Кирилл служил при дворе ростовского князя Константина III Васильевича и был одним из наиболее близких к нему бояр. Преподобный Сергий (в крещении Варфоломей) родился 3 мая 1314 г. в их вотчине, которая находилась в селе Варницы на берегу реки Ишни, в 4-х верстах от Ростова Великого. Скорби того жестокого века не миновали святых супругов. Ослабевшее Ростовское княжество было присоединено великим князем Иваном Калитой к княжеству Владимирскому. Присоединение сопровождалось высылкой неугодных Москве бояр и знатных горожан. В их число попал и боярин Кирилл, переселившийся на неосвоенные земли близ села Радонеж. К тому времени у Кирилла и Марии было трое сыновей. Старший, Стефан, и младший, Петр, женились и жили со своими семьями, а Варфоломей, хотя и желал скорее принять иноческий постриг, жил с родителями, не решаясь оставить их в старости одних. Можно утверждать, что семья стала для него первой школой христианского подвига. Высокий нравственный пример родителей учил детей смирению и любви. В конце жизни Кирилл и Мария приняли монашество в Хотьковском Покровском монастыре. Перед смертью они были пострижены в великую схиму. Из поколения в поколение передавался завет преподобного Сергия о том, чтобы всякий, желающий посетить его обитель, сначала помолился у святых останков его родителей, праведных Кирилла и Марии, в Хотьковском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И при отпуске его ис Константинополя дарователным обычаем благословил его святейший кир Досифей, патриарх Иерусалимский, святыми мощьми святыя преподобныя Марии Египетския (сиречь ноги десныя плюсно) и во свидетелство того дал граммату на еллинском диалекте за печатию и за рукою своею, и та подлинная граммата преложена с еллинского на иллирический язык (сиречь славенский) и положена с теми мощми в сем ковчезе. И вышереченный думный диак те святыя мощи отдал вкладу для вечного помяновения своего и родителей своих в царствующем граде Москве в монастырь Пресвятыя Богородицы Владимирския, что на Стретенке, в котором монастыре и церковь во имя тоя преподобныя Марии Египетския каменная обретается, и всемерно и покорно просит и молит отца игумена и братию того монастыря, и приходских священниц тоя церкви Марии Египетския, ныне присутствующих и впредь будущих, дабы о душах преставлшихся родителей его, которых имяна в сем ковчезе и в церквах в синодиках у них написаны, Господа Бога по уставу церковному молили, а вышепомянутых мощей из монастыря никуды и никому дарователным обычаем и продажею вечно не отдавали. Молит Господа Бога о душах преставлшихся рабов Божиих родителей его Василия, Иоанна, Георгия, Игнатия, Михаила убиен., Георгия убиен., Иродиона убиен., Никиты убиен., Артемия убиен., Иоанна убиен., Филипа убиен., Алексиа, Александра, Иоанна уб., Емелиана, Саввы, Агрипины, схимонахини Таисии, Еудокии, девицы Агрипины, Матроны убиенные, Зиновии, Ксении, Ирины, Марии, Екатерины, княниги Стефаниды, Еуфросинии, Анны». Ковчег со святыми мощами преподобной Марии Египетской. Вклад Е.И. Украинцева в Сретенскую обитель. Внутренняя крышка 1707 г. Наконец, внутренняя крышка с надписью и гравированными изображениями, очевидно, доделывались отдельно еще позже. Она изготовлена из более тонкого листа серебра, не имеет позолоты; пайка петель и внутренних уголков, на которые опирается вторая крышка, более грубые. На внутренней крышке святая Мария Египетская изображена в коленопреклоненном молении перед Владимирской иконой Божией Матери. Надпись гласит: «Лета 7205-го, от Рождества нашего Иисуса Христа 1707-го февраля в 18 день сия нога преподобныя мати нашея Марии Египетския принесеся во святую и великую обитель в Стретинския монастырь святыя Богородицы Вла[дими]рския из дому думного дьяка Емелиана Игнатьевича Украинцева при игумене Моисее Иневском и положена в сем ковчеге на спасение всем православным людем» .

http://pravoslavie.ru/32260.html

31 января — память преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии Радонежских, родителелей преподобного Сергия Радонежского 31 января 2009 г. 00:00 Недалеко от Ростова Великого, на берегу реки Ишни, находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии. Кирилл состоял на службе у ростовских князей, владел достаточным по своему положению состоянием, но, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами. Жестокий голод и монголо-татарское нашествие довели ростовского боярина до нищеты. Возможно, что своевольные московские наместники, распоряжавшиеся в Ростове, приказали ему удалиться из города, и тогда семейство поселилось в селе Радонеж близ церкви Рождества Христова. Кирилл и Мария были людьми добрыми и богоугодными: помогали бедным и больным, принимали странников. Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой лавры, преподобного Сергия. Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение, как о великом избраннике Божием. Однажды, когда Мария, беременная им, была в церкви, ребенок, к великому изумлению всех присутствовавших, трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве во время Литургии. После этого Мария стала особенно следить за своим духовным состоянием, помня, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. Она блюла себя от всякой скверны и нечистоты, ограждала себя постом, избегала мяса, молока и рыбы, питалась лишь хлебом, овощами, и водой. Воздерживалась и от вина, употребляя вместо различных напитков только одну воду, и ту понемногу. Часто втайне наедине, воздыхая со слезами, Мария молилась Богу, о сохранении себя и младенца. И вот праведная Мария, подобно святой Анне, матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание: если родится у них мальчик, принести его в церковь и отдать Богу. Это значило, что они сделают все, чтобы на их будущем дитяти исполнилась воля Божия, совершилось о нем предопределение Божие, на которое они уже имели некоторое указание.

http://patriarchia.ru/db/text/80043.html

Далее приписано: благоверн. ц. и в. кн. Алексия Михайловича всея России, ц-ча Илии, бпаговерн. царя и в. кн. Феодора Алексеевича всея России, ц-ча Александра, благ. ц. и в. к. Иоанна Алексеевич а всея России, царевича Алексия, ц-ча Петра, ц-ча Павла, благочестивейшего государя нашего императора Петра Вел., благочестивейшего государя нашего императора Петра второго, бывшего императора Петра Феодоровича, благоверного принца Иоанна. Очевидно, что это Никоновский синодик. Против имени ц-ча Алексия постановлено ф ін года, против Петра I 1725 ианнуария 23, против Петра ІІ-го 1730 ианнуария 19. Через несколько страниц пишется: род благоверных благочестивых князей поместных: князя Иоанна, нареченного во святом крещении Тимофея, кн. Изяслава, Мстислава, Ярослава, Феодора в. Иоанна, Владимира, Ростислава, Георгия, Феодора, Георгия, Феодора, Ярополка, Мстислава в. Андрея, Михаила, Вячеслава, Ярополка, Всеволода, Святослава, Гавриила, Василия г, Иоанна г, Димитрия, Георгия, Андрея, Иоанна в. монаха Иоасафа, Афонасия, Сергия, Георгия, Андрея в. Иоанна, Бориса, Владимира, Василия, Бориса (Шереметьев). Цари Казанские: царя Александра, ц. Симеона. На следующей странице: помяни Господи души благоверных и христолюбивых цариц и великих княгинь и чад их: великие княгини Ольги, нареченные в святом крещении Елены, в. к. Анны, Елены, Иулиании, монах. Марии, Александры, Евфросинии, монах. Софии, монах. Марфы, в. к. Марии, Елены, благоверные царицы и в. кн. Анастасии, царевны Анны, Марии, бл. царицы и в. к. Марии, бл. ц. и в. к. Марфы, царевны Феодосии, бл. царицы и в. к. Ирины, в монашестве Александры, бл. цар. и в. к. Марии, бл. цар. и в. кн. инокини Марфы, царевны Анны, бл. цар. и в. к. Евдокии, царевны Марфы, Пелагии, Софии, Евдокии, бл. ц. и в. к. Марии, царевны Евдокии в. Далее приписано: царевны Феодоры, Ирины, бл. царицы и в. к. Агафии, бл. царевны и в. княжны инокини Анфисы, схимонахини царицы и в. к. Наталии, царевны и в. княжны монахини Сосанны, Татианы, монахини Маргариты, Феодосии, царицы и в. к. Марфы, царевны и в. княжны Наталии, Екатерины, царицы и в. кн. Параскевы, царевны и в. к. Марии, Наталии Петровны, благочестивейшей г-ни нашей императрицы Екатерины, княжны Наталии Алексеевны, царевны Анны Петровны, царицы и в. к. монахини Елены, царевны и в. к. Параскевы Иоанновны, Екатерины вел. госуд. императрицы Анны, бл. и в. княжны Анны Петровны, благочестив, и в. г. императрицы Елизаветы Петровны, бл. принцессы Анны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Его теплое внимание и понимание привлекают к нему молодежь. Пока речь шла о показаниях штатных свидетелей, отец Иоанн своими ответами, елико возможно, вносил в них смысловую правку, но когда следователь стал приоткрывать перед ним оперативную информацию о его священнической деятельности, стало понятно, что от этого он не только не может, но и не должен отказываться, ибо в этом его служение Богу. Отец Иоанн стал вдохновенно свидетельствовать о своем служении: «Да, крестил, да, жалея молодежь, помогал им». Он не скрывал, что сердцем принял слова Господа: «Приходящего не изжену вон». Для отца Иоанна переход от свидетельских показаний к информации от самих органов произошел при упоминании священником имени схимонахини Марии. Ему стало понятно, что знает о ней не он, об окормлении старицы никто из новых сослуживцев знать не мог. Это было сокровенное делание отца Иоанна, известное лишь самым близким. Да и следователь на допросах без протокола не скрывал информации, полученной через услужливых агентов: «газовщиков», «электриков» и прочих благодетелей, приставленных к схимонахине органами. Иногда в разговорах с подследственным пересказывал его беседы с монахиней. Ничего крамольного, касающегося политики, там не было, но и само понимание положения церковной жизни на данный момент было преступлением. Протокол восьмого допроса отца Иоанна, 3 августа 1950 года, о схимонахине Марии (Марии Станиславны Щедриной) приводим полностью, без поправок и исправлений ошибок (не следует удивляться, что фамилия, имя и отчество схимонахини в следственном деле искажены. Не поправил следователя и отец Иоанн, оставив тем убедительнейшее доказательство того, что все в этом деле не заслуживает доверия). Вопрос к отцу Иоанну: вам известны лица, которые так же как и вы высказывали отдельные антисоветские измышления? Ответ: Нет, такие лица мне неизвестны. Вопрос: Неправда, Щередину Лидию Степановну вы знаете. Ответ: Да, Щередину Лидию Степановну я знаю. Вопрос: При каких обстоятельствах вы с ней познакомились? Ответ: В начале 1948 года умер священник церкви «Иоанна Воина», что находится на улице Якиманка, Вознесенский Александр, который являлся духовным отцом Щерединой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Глава XI. Построение церкви во имя Рождества Христова в Дивееве. Официальное уведомление о пожертвовании трех десятин земли генеральшей Постниковой и праздник по этому случаю в Дивееве. Отмежевание земли зимою и опахивание ее весною. Приказание вырыть канавку и объяснение отцом Серафимом значения ее. Целебный лук. Обучение отцом Серафимом Анны Михайловны Мантуровой чтению славянского письма. Чудо с лампадами в келье о. Серафима. План будущих построек в Дивееве, начерченный самим о. Серафимом, и предсказания по нем. Приготовления к освящению храма: поездка М. В. Мантурова в Нижний Новгород. Освящение церкви Рождества Христова 6 августа 1829 г. Желание о. Серафима выстроить внизу этой церкви другую, во имя Рождества Богородицы, и переговоры о том. Жизнь, кончина и погребение Марии Семеновны Мелюковой – схимонахини Марфы. Поездка о. Василия Садовского и Е. В. Мантуровой в Нижний Новгород в 1830 г. за разрешением освятить церковь Рождества Богородицы. Освящение церкви Рождества Богородицы 8 сентября 1830 года Все, что касается построения и освящения церквей Дивеевской обители во имя Рождества Христова и Рождества Богоматери, нам известно из записок духовника обители протоиерея о. Василия Садовского и отчасти из рассказов, записанных за старицами того времени. «Зиждителем церкви, – пишет о. Василий, – с благословения батюшки Серафима, был Михаил Васильевич Мантуров, муж богобоязненный и боголюбивый, весь горевший к Царице Небесной любовью. Исцелив его от смертельной болезни, в отблагодарение за то Богу, приказал ему батюшка, взяв на себя самопроизвольную нищету, продать все имение свое и на полученные за то деньги выстроить церковь для мельнично-девической общины. Тут же и занялся этим делом Михаил Васильевич; а так как в то время еще и места на заготовление всего для того нужного в Дивееве не было, то и кирпичи и все припасы для постройки церкви привозились и складывались в моем доме». Летом 1829 года церковь во имя Рождества Христова должна была окончиться постройкой, так как закладка состоялась по благословению преосвященного Афанасия, епископа Нижегородского, в 1828 году. Храм этот строился в связи с колокольней Казанской церкви с западной стороны и предполагался сперва одноэтажный, на высоком фундаменте.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 31 января 2024 года 18. Среда. Свтт. Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских. Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (службу зри 28 сентября) . Свт. Максима Нового, Сербского. Прав. Афанасия Наволоцкого. Служба свтт. Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (Б) . А. На вечерне кафизмы нет. Примечание. Если во вторник (17 января) в честь прп. Антония Великого совершалась полиелейная служба (без всенощного бдения), то стихословится кафизма 9-я (которая не была прочитана на утрене вторника). На «Господи, воззвах» стихиры на 6: свт. Афанасия, глас 4-й – 3, и свт. Кирилла, глас тот же – 3. «Слава» – свт. Афанасия, глас 6-й: «Христова иерарха…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «На Древе Живот наш зрящи…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава» – свт. Афанасия, глас 3-й: «Паки нам златотечный Нил…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Оружие сердце Твое пройде, Пречистая…». По Трисвятом – тропарь святителей (по выбору). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е). На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителей (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е). Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), свт. Афанасия на 4 и свт. Кирилла на 4. Примечание. О пении канонов в среду и пятницу см. Октоих, ч. 1, с. 692. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (свт. Кирилла). По 3-й песни – кондак святителей, глас 4-й; седален свт. Афанасия, глас 3-й. «Слава» – седален свт. Кирилла, глас тот же, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

После освобождения Таганрога 4 июня 1944 года Владыка был арестован на улице органами НКВД и доставлен в тюрьму г. Москвы. Ему предложили объяснить, почему он остался в живых, тогда как в документах, доставленных из Умани, он числится расстрелянным гестаповцами. Позже владыку отправили в Ростов, где он находился под следствием до 1946 года. В 1946 году его осудили. Ростовская и таганрогская паства помогала ему пережить годы заключения. 4 июня 1954 года был освобожден из Карлага и этапирован в ссылку на поселение в Кокчетавскую область, Алабатинский совхоз, поселок Ак-Кудук Чкаловского района (он был лишен права священнодействовать). После освобождения 1 июня 1956 года владыка Иосиф был назначен настоятелем Михайло-Архангельского храма г. Кокчетава. Через месяц владыка Иосиф был переведен в г. Петропавловск и назначен почетным настоятелем собора святых апостолов Петра и Павла. 15 сентября 1960 года Указом Священного Синода владыка Иосиф был назначен архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским. 25 февраля 1968 года владыка Иосиф был возведен Патриархом Алексием I в сан митрополита. (В тот год, через двадцать восемь лет, сбылось предсказание блаженной старицы Марии – «будешь большевицкий митрополит»). Помнил владыка Иосиф и слова старицы Марии: «Будешь митрополитом, но выше не поднимайся», поэтому после смерти Патриарха Алексия митрополит Иосиф отказался от патриаршего престола, ссылаясь на то, что он неуч. Митрополит Иосиф умер 4 сентября 1975 года. (14 мая 1992 года Митрополит Иосиф был реабилитирован Прокуратурой Ростовской области.) Схимонахиня Агния (Стародубцева) (1884–1973 гг.) Схимонахиня Агния (в миру Александра Васильевна Стародубцева) родилась 15 апреля 1884 года. Благочестивые родители молили Господа, чтобы Он даровал их слепой дочери зрение. Они верили, что по молитвам святителя Митрофана, их дочь прозреет. Они повезли ее в Воронеж, к мощам святителя Митрофана. По милости Божией у святых мощей девочка прозрела. Когда отроковице исполнилось 14 лет, родители благословили её посвятить всю свою дальнейшую жизнь служению Господу. Александра поселилась в Знамено-Сухотинском монастыре (Тамбовская губ.), где и приняла иноческий постриг. В монастыре обучалась иконописи. Была духовной дочерью Оптинского старца Варсонофия. В Оптиной познакомилась с будущим Карагандинским старцем Севастианом (Фоминым) .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010