18/31 Святителей Афанасия (373) и Кирилла (444), архиепископов Александрийских. Преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (ок. 1337), родителей преподобного Сергия Радонежского. Праведного Афанасия Наволоцкого (XVI-XVII). Святителя Максима Нового, бывшего деспота Сербского, архиепископа Влахозапланинского (1516). Тропарь святителям Афанасию и Кириллу, архиепископам Александрийским, глас 3 Делы возсиявше Православия,/все погасивше злославие,/победителие, победоносцы бысте,/благочестием вся обогативше,/Церковь вельми украсивше,/достойно обретосте Христа Бога,/дарующаго нам велию милость. Или сей тропарь, глас 4 Боже отец наших,/творяй присно с нами по Твоей кротости,/не остави милость Твою от нас,/но молитвами их/в мире управи живот наш. Кондак, общий Афанасию и Кириллу Александрийским , глас 4 Священноначальницы величайшии благочестия/и доблии поборницы Церкве Христовы,/вся соблюдите поющия:/спаси, Щедре, верою чтущия Тя. Тропарь святителю Афанасию, глас 3 Столп был еси Православия,/Божественными догматы подтверждая Церковь,/священноначальниче Афанасие,/Отцу бо Сына единосущна проповедав,/посрамил еси Ария./Отче преподобне ,/Христа Бога моли/даровати нам велию милость. Кондак святителю Афанасию, глас 2 Православия насадив учения,/злославия терния изсекл еси, умножив семя веры одождением Духа, преподобне ;/темже тя поем, Афанасие. Кондак святителю Кириллу, глас 6 Бездну нам учений Богословия источил еси/Яве от источник Спасовых, ереси погружающую,/блаженне Кирилле,/и стадо невредимо от треволнений спасающую:/странам бо всем наставник, преподобне ,/яко Божественная являя. Величание Величаем вас,/святителие велиции Афанасие и Кирилле,/и чтим святую память вашу,/вы бо молите за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобным схимонаху Кириллу и схимонахини Марии, родителям преподобного Сергия Радонежского, глас 3 Блаженств Христовых причастницы,/честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе,/праведнии Кирилле и Марие,/плод благочестия, Сергия преподобнаго, нам явивший,/с нимже усердно молите Господа/низпослати нам дух любве и смиренномудрия,/да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную. Кондак, глас 4

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Отец Серафим всех, кто только приходил в эти дни к нему, посылал в Дивеево на похороны Марии Семеновны. Так, ничего не знавшим о том сестрам, работавшим на Сатисе (лесистая местность на берегу р. Сатис), Варваре Ильиничне с прочими старец сказал: «Радости вы мои! Скорее, скорее грядите в Дивеев; там отошла ко Господу великая раба Божия Мария!» Сестры не могли понять, какая Мария могла скончаться, и удивились, найдя Марию Семеновну в гробу. Также Екатерину Егоровну и Анну Алексеевну, собиравших ягоды в Саровском лесу, и других он посылал скорее домой, говоря, что кто будет на погребении Марии Семеновны, тот получит отпущение грехов! Даже Саровских монахов и целую толпу народа, шедшую к нему, о. Серафим посылал на погребение, приказывая мирским девицам и сестрам приодеться, расчесать волосы свои и припасть ко гробу ее! Во время отпевания старица Прасковья Семеновна, родная сестра покойной схимонахини Марфы, явно увидела в царских дверях Царицу и Марию Семеновну, стоящих на воздухе. Придя от восторга в исступление, она громко закричала на всю церковь : «Царица, не остави нас»! Вдруг она стала юродствовать, пророчествовать, говорить окружающим необыкновенные вещи, раздавать все носимые на себе одежды, потом сразу сильно ослабела. Бесы закликали, зашумели и стали кричать. Это происшествие сильно повлияло на собравшихся. Когда старица Акулина Васильевна после похорон поспешила к батюшке о. Серафиму и передала ему случившееся, то он произнес: «Это, матушка, Господь и Царица Небесная захотели прославить мать нашу Марфу и Госпожу Марию. А если бы я, убогий Серафим, был бы на погребении ее, то от духу ее было бы многим исцеление!» Затем прибыл к батюшке родной брат Марии Семеновны Иван, который также ездил на похороны сестры, и спросил: выздоровеет ли заболевшая после видения Прасковья Семеновна? Зорко осмотрев знакомого ему Ивана Семеновича, батюшка вдруг сказал: «Да разве ты брат Марии?» И еще вторично глядя на него, спросил батюшка: «Ты родной брат Марии?» «Да, батюшка», – опять ответил Иван Семенович.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Что касается схимонахини Марии, то она жила в келлии с северо-западной стороны собора, и ее окна, так же, как и у схимонахини Алексии, выходили на собор, так что она могла видеть всех входящих в собор и выходящих из него через главные его западные врата. Роста схимонахиня Мария была также небольшого, как и схимонахиня Алексия, только, пожалуй, более ширококостной. Её лицо не казалось мне таким выразительным, как у схимонахини Алексии, но тем не менее ее взгляд и улыбка тоже были добрыми и приветливыми, и в то же время в ее лице была какая-то отрешенность от всего земного. При ходьбе схимонахиня Мария заметно прихрамывала, на что, впрочем, можно было бы не обратить особого внимания, учитывая её возраст, если не знать истории, связанной с появлением у неё этой хромоты. В детстве будущая схимница едва не потеряла ногу из-за какого-то опасного заболевания Оказывается, в детстве будущая схимница едва не потеряла ногу из-за какого-то опасного заболевания. Родители, сильно обеспокоенные болезнью дочери, возили её от одной медицинской знаменитости Петербурга к другой, но болезнь не отступала, а, наоборот, прогрессировала. Наконец кто-то из друзей родителей посоветовал им немедленно отправиться за помощью в Кронштадт, к отцу Иоанну Сергиеву . К счастью, верующим родителям было хорошо известно, кто такой отец Иоанн и где его искать, и они, не мешкая, отправились в Кронштадт. Отец Иоанн со свойственным ему состраданием отнёсся к больной девочке и её родителям. Он тут же совершил, как было у него заведено в подобных случаях, чин малого освящения воды и после продолжительной молитвы, благословив ребёнка, предсказал, что девочка поправится, но будет немножко прихрамывать. Так оно и произошло. Услышав этот рассказ от кого-то из пюхтицких сестер, я уже не мог не замечать этого прихрамывания матери Марии и смотрел на её неровную походку как на чудо. На память при этом неизменно приходили те удивительные слова Евангелия о борьбе с греховными помыслами, которые Господь облёк в форму притчи: «…Если нога твоя соблазняет тебя, отсеки её: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну…» (Мк. 9, 45). Выходит, что до Царства Божия едва ли можно дойти грациозной походкой. Вот схимница Мария и «дохромала» до своего спасения, доказательством чего для меня стала её внешняя, то есть физическая хромота.

http://pravoslavie.ru/126735.html

23 августа Похороны схимонахини Марфы. Преподобный Серафим хотя и не был на похоронах, но духом пребывал в Дивееве. «Отец Серафим всех, кто только приходил в эти дни к нему, посылал в Дивеево на похороны Марии Семеновны. Так, ничего не знавшим о том сестрам, работавшим на Сатисе (лесистая местность на берегу реки Сатис), Варваре Ильиничне с прочими старец сказал: “Радости вы мои! Скорее, скорее грядите в Дивеев; там отошла ко Господу великая раба Божия Мария!” Сестры не могли понять, какая Мария могла скончаться, и удивились, найдя Марию Семеновну в гробу. Также Екатерину Егоровну и Анну Алексеевну, собиравших ягоды в Саровском лесу, и других он посылал скорее домой, говоря, что кто будет на погребении Марии Семеновны, тот получит отпущение грехов! Даже Саровских монахов и целую толпу народа, шедшую к нему, отец Серафим посылал на погребение, приказывая мирским девицам и сестрам приодеться, расчесать волосы свои и припасть ко гробу ее! Во время отпевания старица Прасковья Семеновна, родная сестра покойной схимонахини Марфы, явно увидела в царских дверях Царицу и Марию Семеновну, стоящих на воздухе. Придя от восторга в исступление, она громко закричала на всю церковь : “Царица, не остави нас!” Вдруг она стала юродствовать, пророчествовать, говорить окружающим необыкновенные вещи, раздавать все носимые на себе одежды, потом сразу сильно ослабела. Бесы закликали, зашумели и стали кричать. Это происшествие сильно повлияло на собравшихся. Когда старица Акулина Васильевна после похорон поспешила к батюшке отцу Серафиму и передала ему случившееся, то он произнес: “Это, матушка, Господь и Царица Небесная захотели прославить мать нашу Марфу и Госпожу Марию. А если бы я, убогий Серафим, был бы на погребении ее, то от духу ее было бы многим исцеление!” (Ч. 268). После похорон Марии Семеновны Мелюковой «прибыл к батюшке родной брат Марии Семеновны Иван, который также ездил на похороны сестры, и спросил: выздоровеет ли заболевшая после видения Прасковья Семеновна? Зорко осмотрев знакомого ему Ивана Семеновича, батюшка вдруг сказал: “Да разве ты брат Марии?” И еще вторично глядя на него, спросил батюшка: “Ты родной брат Марии?” – “Да, батюшка”, – опять ответил Иван Семенович. После этого старец долго-долго думал и, еще пристально взглянув на стоящего перед ним Ивана, вдруг сделался так радостен и светел, что от лица его как бы исходили лучи солнечные, и Иван должен был закрыться от отца Серафима, не будучи в состоянии смотреть на него. Затем батюшка воскликнул: “Вот, радость моя! Какой она милости сподобилась от Господа! В Царствии Небесном у престола Божия, близ Царицы Небесной со святыми девами предстоит! Она за весь ваш род молитвенница! Она схимонахиня Марфа, я ее постриг. Бывая в Дивееве, никогда не проходи мимо, а припадай к могилке, говоря: госпоже и мати наша Марфа, помяни нас у престола Божия во Царствии Небесном!” Отец Серафим так пробеседовал часа три с Иваном Семеновичем.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Благотворительная деятельность братства включала в себя посещение больниц, богаделен и тюрем с целью раздачи там денежных пособий, продовольствия и одежды нуждающимся. Помощь также оказывалась бедным людям – прихожанам храмов братства. Усилиями руководителей Александро-Невского братства в мае 1920 года был организован Совет Православных братств Петрограда, которых тогда насчитывалось уже около двадцати. В Фомино воскресенье 1921 года объединенными братствами был совершен многолюдный крестный ход в Лавру. Братчицы шли в белых платках, братчики – с нарукавными повязками. Деятельность братств необыкновенно помогала сплочению верующих всех возрастов и сословий перед лицом начавшихся открытых гонений. Это были удивительно дружные сообщества людей, трудившихся ради Христа и во имя любви к ближним, где само слово «брат» понималось в его истинно евангельском смысле. Старица схимонахиня Мария Это повествование – об ученице отца Серафима Вырицкого . Черты ее образа, надеемся, явятся полезным дополнением к жизнеописанию отца Серафима Вырицкого , позволят читателю глубже понять самого старца. Воспоминания о подвижнице бережно сохранила и передала ее воспитанница, Клавдия Георгиевна Петруненкова. ...С матушкой Марией я была знакома в течение 25 лет – с 1946 года до самой блаженной кончины старицы в 1971 году. Родилась схимонахиня Мария (в миру Мария Павловна Маковкина) в благочестивой семье в 1884 году. С детства стремилась она ко Христу и еще с отроческих лет хотела принять монашество. Ее старшая сестра схимонахиня Марфа (почила о Господе в Петербурге в 1969 году в возрасте 95 лет) около трех десятилетий подвизалась в Иверско-Выксунском женском монастыре Нижегородской губернии, основанном святым преподобным Варнавой Гефсиманским . С помощью сестры и Мария стала духовной дочерью отца Варнавы. С раннего возраста от Бога ей было дано глубокое смирение. Не посмела она сама подойти за благословением на иночество к духоносному старцу, а попросила об этом сестру. В ответ отец Варнава произнес: «Она девочка интеллигентная и будет жить в городе. Придет еще время, когда Мария получит высочайшее благословение и будет пострижена на 3-й день после дня памяти преподобной Марии Египетской». Так великий прозорливец благословил юную Марию на подвиг в миру и повелел ей ежедневно выполнять монашеское правило и читать акафист Иверской иконе Божией Матери. Слова батюшки Варнавы стали для Марии законом на всю жизнь. В течение многих десятилетий неукоснительно соблюдала она все, заповеданное ей святым отцом. Насколько это было непросто – мы можем только догадываться. Известно, что за ревностное несение послушания Господь сподобляет подвижников высочайших духовных дарований. До времени Мария сокрыла себя от мира. Ограждением от врагов видимых и невидимых были истинное смирение и молитва Иисусова.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

На этой житийной иконе взору паломников представлены все великие события из жизни матушки Александры. Эта житийная икона была нами подарена игумении, которая распорядилась укрепить ее на стене в келии первоначальницы. Тогда же этот образ был сфотографирован и размножен в 100 экземплярах, раздали монахиням и светским людям. Время ведь было дикое и издать изображение литографским способом не представлялось возможным. Моя супруга Капитолина Захаровна, будущая монахиня Мария, тоже изограф, написала две житийные иконы – схимонахини Марфы и монахини Елены Васильевны Мантуровой. Житийный образ схимонахини Марфы – Марии Семеновны Мелюковой – копировал точный облик ее, написанный сестрами сразу же после ее смерти в схиме (лицо ангельское). Напомню, схимонахиня умерла в 19 лет. Моменты из ее жития следующие: 1. Схимонахиня Марфа носит кирпичи наверх строящейся Рождественской церкви. 2. Батюшка Серафим постригает ее в схиму. 3. Батюшка Серафим с ней и другой инокиней с зажженными свечами молится о Дивееве. 4. Восхождение души схимонахини Марфы к Престолу Божию. 5. Царица Небесная и схимонахиня Марфа в видении в церкви. 6. Святые три могилки. Житийный образ монахини Елены Васильевны Мантуровой в центре изображал сцену: Царица Небесная показывает Елене Васильевне Небесный Дивеев, со множеством сестер в золотых венцах. Другие сюжеты: 1. Диавол в виде дракона нападает на Елену Васильевну в дороге, бросаясь к карете. 2. Устрашение бесами Елены Васильевны во время чтения Псалтири в храме ночью. 3. Батюшка Серафим благословляет Елену Васильевну умереть за брата. 4. Видение святых перед ее кончиной. 5. Елена Васильевна трижды улыбнулась в гробу. 6. Елена Васильевна видит благодетелей дивеевских в Небесном Дивееве. Житийных икон, как известно, Византия почти не знала, это чисто русское создание, возрожденное в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне и в наше время возвращенное в Ново-Дивеево, а оттуда перенесено в Европу и в Германское братство в Америку. Повсюду это было дело рук моей матушки Капитолины Захаровны, под конец своей жизни принявшей постриг с именем Мария. Теперь в Германии можно услышать акафист блаженному Прокопию Любекскому Чудю, написанный мной и изданный в 1948 году. А в Америке в день прославления преподобного Германа (1968) сонм архиереев пел ему акафист, написанный тоже мной и изданный на русском и английском языке, и в тысяче оттисков распространялся его житийный образ, написанный матушкой Капитолиной. Так. мы несем дивеевское послушание в изгнании, оставаясь верными Матери-Церкви. Знаменательная встреча с медведем в Саровском лесу

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

И шедших к нему крестьян старец толпами посылал на похороны, говоря, чтобы девушки приоделись, расчесали волосы и припали ко гробу Марии. Когда с похорон приехал к старцу брат Марии Иван Милюков, то батюшка несколько раз спрашивал его, брат ли он Марии. Потом, пристально взглянув на него, стал чрезвычайно радостен. Его лицо просветлело, как будто от него исходили солнечные лучи, так что нельзя было вынести этого света, и Иван должен был закрыть лицо руками. «Вот, радость моя, – сказал батюшка брату Марии, – какой милости сподобилась она от Господа. В Царствии Небесном близ Царицы Небесной предстоит со святыми девами у престола Божия. Она за весь ваш род молитвенница, схимонахиня Марфа: я её постриг. Когда будешь бывать в Дивееве, никогда не проходи мимо, а припадай к могилке, говоря: «Госпоже и мати Марфо, помяни нас у престола Божия во Царствии Небесном! " » Отец Елены Ивановны, брат Прасковьи и Марии, был близок к старцу, часто бывал в Сарове. В Саровском монастыре он стал впоследствии иноком, а три дочери его оказались по Божиему Промыслу в Дивеевской обители. Елена Ивановна с пяти лет взята была в Дивеево своей тёткой Прасковьей. В 2004 году преподобная схимонахиня Марфа, родная тётка Елены Ивановны Милюковой, была прославлена Церковью в лике святых. Это совершенно по-новому освещает факт женитьбы Мотовилова на Елене Ивановне. Через неё Николай Александрович навеки породнился со святой семьей Милюковых, так заботливо окормляемых старцем Серафимом. Вот из какой семьи вышла Елена Ивановна, о которой С. Нилус пишет: «Одними из первых начальниц Дивеева были две сестры Прасковья и Мария Семёновны Милюковы, девушки крестьянского звания. С ними жила их родная племянница, дочь их брата Ивана Елена, девочка лет шести. За два года с небольшим – месяца так за три или за четыре перед исцелением Мотовилова – преподобный Серафим неожиданно велел двум сёстрам Милюковым и другим бывшим с ними у него Дивеевским монахиням привести к нему маленькую Елену». Елена Ивановна родилась 17 мая 1823 года. Она была младше своего мужа на 14 лет – и в этом тоже был особый Божий промысл. Будучи моложе мужа, Елена Ивановна дожила до XX века, и её застали ещё в полном здравии писатели Сергей Нилус и Евгений Поселянин, готовившие материалы к прославлению отца Серафима в 1903 году, и все, кто искренне интересовался судьбой Николая Мотовилова. Она передала Нилусу корзины с бумагами Мотовилова, десятки лет пролежавшие у неё на чердаке.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Схимонахиня Назарета (Память 1 июня). Инок Парфений сообщает такие сведения. Жила в Иерусалиме одна русская схимонахиня, именем Назарета. Хотя я не застал ее в живых и не сподобился лично видеть, но она давно была мне известна, потому что Афонские мои отцы были ей знакомы и посылали ей из Афона гостинцы из пищи или плодов, а она присылала схимы. Родом она была из Донского воинства, генеральская дочь. Лежала она расслабленная на одре много лет, и отнюдь не могла двинуться с места. Потом пожелала она в Иерусалиме поклониться Христову гробу и прочим святым местам, и отправлена была с своими людьми, которые, где было нужно, носили ее на носилках. Достигнув Иерусалима и поклонившись Христову гробу, она пожелала в Назарет; и несли ее туда на носилках. Пришедши в Назарет, напилась воды от источника, откуда Пресвятая Богородица носила воду; еще приказала себя обмыть этой водой. Потом вдруг сделалась здрава и пришла в Иерусалим своими ногами. Воздавши за сие благодарение Господу Богу и Пречистой Его Матери, Деве Марии, уже в свое отечество возвратиться не захотела, а слуг своих всех отпустила домой, и сама осталась жить в Иерусалиме, при гробе Спасителя. Дали ей, по воле Патриарха, келлию, постригли в монашество, прямо в великую схиму, и нарекли имя ей Назарета, потому что в Назарете получила исцеление. И она имела дар прозорливства и пророчества: ибо многим нашим Афонским отцам предсказала будущее. Самому теперешнему митрополиту св. Петры, Мелетию, когда он был еще иеромонахом, – она учила его русскому языку, – предсказала, что он будет архиерей и митрополит св. Петры, что и сбылось еще при жизни ее. Служила ей за послушницу Бога ради одна русская молодая женщина. Когда приблизилась она к кончине, тогда послушница стала ей говорить: «возлюбленная моя матерь, как ты меня оставляешь одну, младую среди мира?» Она же ей ответила: «не плачь; и ты скоро за мной пойдешь». Потом преставилась мать Назарета; а после нее, в скором времени, и послушница скончалась. А скончались они в 1843 году 2 . Читать далее Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков (с портретами)/[Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск : Изд. Введен. Оптиной пустыни, 1994-./Июнь. - 1995. – 429, III c. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2.5. Преосвященный Вениамин, епископ Люберецкий , викарий Московской епархии, представил на имя Его Святейшества материалы о почитании в Русской Православной Церкви преподобного Пимена Угрешского (Мясникова; 1810 — 1880, память 17/30 августа), прославленного в 2000 году в лике местночтимых святых Московской епархии. Ходатайство епископа Вениамина поддержали 9 Преосвященных: митрополит Челябинский и Златоустовский Иов , митрополит Луганский и Старобельский Иоанникий , архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Амвросий , архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний, архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон, архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан , епископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн , епископ Бакинский и Прикаспийский Александр . В 2 епархиях (Вологодской и Иваново-Вознесенской) имеются приделы, посвященные преподобному Пимену. 2.6. Церковным народом с особой любовью почитаются преподобные жены и Христа ради юродивые Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, жизнь и служение которых протекли под особым водительствоми молитвенным заступничеством преподобного Серафима Саровского. Канонизация преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии состоялась в декабре 2000 года. Мощи подвижниц пребывают в Богородице-Рождественском приделе Казанской церкви Дивеевского монастыря, на поклонение которым ежедневно приходят сотни паломников. Почитание первоначальницы Дивеевской обители схимонахини Александры (Мельгуновой; +1789; память 13/26 июня), а также схимонахини Марфы (Милюковой; 1810 — 1829; память 21 августа/3 сентября) и монахини Елены (Мантуровой; 1805 — 1832; память 28 мая/10 июня) было начато еще при жизни преподобного старца Серафима и завещано всем его почитателям. Со дня своей праведной кончины преподобные жены Дивеевские пользуются непрекращающимся народным почитанием. Особую известность Серафимо-Дивеевский монастырь получил и благодаря сонму святых жен, подвизавшихся в подвиге юродства ради Христа: блаженных Пелагии (Серебренниковой; 1809 — 1884; память 30 января/12 февраля), схимонахини Параскевы (Паши Саровской; +1915; память 22 сентября/5 октября) и Марии (Фединой; +1931; память 26 августа/8 сентября). Из всех подвигов христианского жительства — подвиг юродства ради Христа один из самых трудных. Священномученик Серафим (Чичагов) в составленной им «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» о служении дивеевских блаженных сказал: «...Назначение блаженных в обители: спасать души монашествующих от натисков врага человечества, от искушений и страстей, им ведомым по прозорливости...» Смирение, с которым блаженные Пелагия, Параскева и Мария пронесли подвиг Христа ради юродства, обильные благодатные дары Духа Святого, явившиеся в них преизобильно, чудеса по их молитвенному предстательству при жизни и после кончины, — все это дало основание для их канонизации.

http://patriarchia.ru/db/text/420872.htm...

Лично мне матушка сказала буквально за две недели до своей смерти, что она в постриге – схимонахиня София. То, что она София, еще до ее смерти знали те батюшки, которые ее причащали. Когда она подходила к Чаше, она говорила: «София», – не говорила «схимонахиня София». Еще нескольким людям она тоже сказала, что она – схимонахиня София. Кто и где ее постригал, она мне не сказала. Человек она была необыкновенный. То, что она была аристократ духа, было понятно в общении с ней. Она была очень деликатной. Об этом трудно рассказывать. Когда с таким человеком общаешься, видишь, что этот человек не от мира сего. Когда у нее возникала какая-нибудь проблема, она говорила: «А мы помолимся». Помолится – и ситуация разрешится. Она говорила: «Я костылем только успею стукнуть, а Господь за это время все может изменить. Все в Его руке». Сила ее веры поражает меня до сих пор. Ни одного слова она не говорила без оглядки на волю Божию. Она рассказывала, как блаженной Марии Ивановне мед передавала: «Иду в храм, и чисто по-человечески рассудила – занесу мед, и зашла до службы в здание у Петропавловской церкви, где в комнатке тогда жила Мария Ивановна. Так мне даже дверь не открыли. Думаю: почему? Правильно, что ж я туда иду до церкви, до молитвы. Надо после службы пойти». Пошла после службы – дверь открыли, баночку с медом взяли». Мирской бы человек как рассудил: не открыли мне дверь, такие сякие. А такие люди, как матушка София, во всем видели Промысл Божий… В конце 90-х годов еще не было у нас монастыря на улице Черемшанской, была только Воскресенская церковь , никто не говорил о монастыре, а она сказала, что обязательно будет монастырь, и что он в трудное голодное время будет кормить всю округу. Уже сейчас у Воскресенского мужского монастыря открывается много подворий… Матушка говорила, что верующих людей очень мало. Мы сидим рядом с ней в Воскресенском храме в уголочке, она нам говорит: «Посмотрите, полный храм народу, а верующих людей по пальцам рук можно пересчитать»… Матушка говорила: «Вера – это дар Божий, ее надо заслужить». В Евангелии написано: «Не бойся, малое стадо!» (Лк., 12, 32). Малое стадо! Мы всегда смотрим на других. А матушка учила нас: «Никогда не смотри на других. Когда смотришь, начинаешь сравнивать. Никогда с собой не сравнивай, ты о себе думай». Про себя она часто говорила: «Меня в рай точно не пустят». А про одну женщину сказала, тихую такую: «Такие спасаются». Она всегда подчеркивала, что только в церкви спасение. Даже на бытовом уровне, на уровне работы. Мне она конкретно советовала: «Только в церкви надо работать, только в церкви – спасение».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010