Как и многие другие сестры, она поступила в Дивеево из послушания преп. С. Все высказывания преп. С., которые она приводит, примечательны: она была одной из его сокровенных собеседниц. 219 1/2 — низ. Преп. С. объясняет ей, почему он отделил девушек от сестер, уже бывших замужем. В отличие от последних девушки более послушны. Подобно молодым березкам, они могут согнуться и снова распрямиться. Но спасены будут все. 269 низ — 270 1/2 и 230 низ — 231 1/3. Преп. С. призывает Марию поступить в Дивеево. Намекая на ее будущие болезни, он напоминает ей о Марии Семеновне (см. заметку о ней). «Ты не жалуйся на меня, убогого Серафима, за то, что против твоего желания призвал в мою обитель; не я, а сам Господь и Божия Матерь тебя привели, а я только постарался о тебе. Вы знаете, какое здесь было вражье жилище, но милосердый Господь по своему человеколюбию и благости дозволил мне прогнать все сатанинские полчища!» 749 1/2. В 1867 году Мария видит во сне небесную обитель преп. С. МАРИЯ СЕМЕНОВНА МИЛЮКОВА, схимонахиня МАРФА. В 1823 году в возрасте тринадцати лет она «увязалась» в Дивеево за своей сестрой Прасковьей. Преп. С. взял ее в общину, и там она умерла в 1829 году в девятнадцать лет (172 верх — низ). Преп. С. сам постриг ее в монашество и даже в высшую степень монашеского чина. Она — игуменья небесной обители (общины) Дивеева и небесная невеста преподобного Серафима (185 1/3 и 234 1/3). «Весь род ваш по ней спасен будет!» (267 2/5). Милюковы (или Мелюковы) были зажиточными крестьянами, преданными преп. С. Прасковья — одна из наиболее заметных дивеевских сестер. Ее брат Иван помогал преп. С., а позже стал монахом в Сарове. Три дочери Ивана стали монахинями в Дивееве (см. заметку об одной из них: Елене Ивановне). 9 дек. 1825 года, при создании Мельничной общины, преп. С. идет молиться в дальнюю пустыньку и берет с собой будущую настоятельницу Прасковью Степановну и будущую небесную игуменью Марию (183 низ — 185 1/2). Преп. С. дал Марии множество пророчеств о будущей лавре и, зная о ее близкой смерти, велел ей передать многие из них Устинье Ивановне (235 1/2 — 236 1/5); текст, повторенный (270 1/2 — 271 2/3). Преп. С. предсказал, что тело ее останется нетленным и только губы подвергнутся разложению за то, что, уступив настояниям сестер, она рассказала им больше, чем дозволил преп. С. Но Устинья Ивановна пересказывает немногие из этих тайн: лишь то, что было важно знать сестрам (см. заметку о ней). Примечательно, что предсказания преп. С. наиболее личного характера до нас не дошли. То же касается и предсказаний Мотовилову, о. Василию и Ксении Васильевне (см. с. 181–187).

http://predanie.ru/book/216406-prepodobn...

Оптинский крест на могиле мученика Георгия Монахи говорят об этом убийстве как о ритуальном. Большинство наших газет и телевидение, как обычно, промолчали, и лишь некоторые в своем сообщении поддержали версию о самоубийстве». «В 1994 году, когда не стало сыночка, как-то днем мне почему-то захотелось включить телевизор, хотя мы уже не смотрели в это время никакие передачи, – вспоминает Анна Илларионовна. – Но я включила, затем выключила, опять включила – и вдруг слышу сообщение о нашей беде. Я слушала, хотя было очень больно. Сообщили сам факт происшедшего, без комментариев. До сих пор не знаю, почему я включила телевизор именно в тот момент». Накануне восьмой годовщины со дня смерти Георгия Анне Илларионовне приснилась незнакомая женщина, которая говорила ей о сыне. Увидев вскоре после этого икону блаженной схимонахини Марии Ивановны Матукасовой, Анна Илларионовна признала в ней незнакомку из сна – и с тех пор молится матушке Марии. «Я вот сейчас думаю, – говорит Виктор Константинович, – что нас, великих грешников, сын к вере привел. И ведет, и наставляет». Однажды после похорон Виктор Константинович ехал в Самару и поставил кассету с записью, где Юра поет песню на стихи Пастернака. «Голос его слушаю, остановился на обочине, вышел проверить что-то в машине, и вдруг будто топором по голове, потом по щеке. И я понял, что нельзя уже это слушать, что Юра оставил всё, отошел от мирского и нас не одобряет в этом». Они втроем подошли, вынули крест, поставили и как пришли, так и ушли – исчезли… Светлые, юные, одинакового роста и возраста Как-то осенью родители приехали поправить крест на могиле Георгия. У отца в это время разболелась поясница, а нужно было поднять крест, и Анна Илларионовна разгоревалась, что не осилить им это дело. Вдруг откуда ни возьмись три парня – одетые не по сезону, в одних светлых рубашках, без головных уборов – так легко подошли. «Я говорю им, – вспоминает Анна Илларионовна, – “Сыночки, помогите”. Они втроем подошли, вынули крест, поставили и как пришли, так и ушли – исчезли, как дуновение, как легкий ветерочек. Мы даже не заметили, куда они ушли: светлые, юные, одинакового роста и возраста».

http://pravoslavie.ru/70282.html

Вспоминая блаженную Евдокию Токаревскую, игумен Роман (Загребнев) пишет: «Какие есть у Господа на земле люди! Они, поистине, дерзновенны в своих молитвах! Действенность молитв обнаруживает внутреннюю красоту сих богомольцев. Вот что рассказал мне брат Николай, впоследствии бывший иеродиаконом Псково-Печерской обители…: «Как-то прибежал я к матушке, рано утром, и чтобы не нарушить ее покоя, осторожно открыл дверь. Она сидела на стуле посреди своей комнатки перед образами, плача и приговаривая: «Господи, вот какая я калека, не могу Тебе затеплить лампаду, а ведь так охота, чтобы она горела пред образом Твоим!» Я же, застыв, как мертвый, продолжал стоять на пороге. И что же вы думаете? Лампада сама по себе зажглась. Я от радости заплакал и ушел назад домой, чтобы не смущать молитвенницу. Сам же с изумлением думал о том, какое же дерзновение имеют люди пред Богом? Какая сила молитвы этой матушки? Господи, слава Тебе, что есть у Тебя на земле такие сокровенные люди, ради которых мы грешные живем, часто без страха и рассуждения!» Вспоминая о схимонахине Ниле, её келейница рассказала о чуде «задержания» по молитвам праведницы: «…Осенью зашла я к матушке, а она и говорит: – Ты в саду-то была? – Ой, матушка, там у меня всё крадут, не могу укараулить. – Так это же сосед твой лазает. Ничего, помолимся сейчас, попросим святителя Спиридона Тримифунтского. Вернулась я домой, рано утром пошла поливать огород и вижу, что стоит в саду вор и не может сдвинуться с места. Потом удалось увидеть еще двоих. И, конечно, помогла молитва матушки. Все трое стали впоследствии верующими». В книге «Божьи Люди. Мои духовные встречи» митрополит Вениамин (Федченков) рассказывает о том, как Господь наградил простую, неграмотную женщину за глубокую веру и простоту, за смирение и послушание чудесными дарами, – подобно Марии Египетской: Рано овдовев, Мария Егоровна М. впала в уныние, позже по совету прозорливой старицы схимонахини Серафимы (Шкотовой) († 1895 г.) раздала своё имущество и стала странствовать по святым местам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Может я грешу этим и не знаю… – Нет, ты этим точно не грешишь. Лучше тебе и не знать такого. Матушка Мария успокоилась, все поняла и не стала любопытствовать. Была смиренная и целомудренная. А еще, несмотря на множество виденных ею чудес, матушка была лишена экзальтированной чувствительности, рассуждала трезво и мудро. Общение со старцами Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) Старец Виталий нередко давал матушке Марии особые поручения. Однажды он послал ее с посылкой в другой город по точному адресу. Батюшка прозрел, что в том доме назревает большое несчастье. Оказалось, там жила женщина с детьми, доведенная до отчаяния из-за голода. Она уже подумывала о суициде, когда у нее на пороге появилась матушка Мария с посылкой от батюшки, в которой были продукты. Женщина эта не была знакома с отцом Виталием, даже никогда не слышала о нем ничего, сильно удивилась и обрадовалась. Старец нередко давал матушке поручение отправлять по почте посылки с продуктами нуждающимся людям. С матушкой Марией был еще такой случай. Когда она была помоложе, священник храма поручил ей помыть пол в алтаре. Матушка страшно перепугалась, не смела войти в алтарь, но священник настоял на своем. Тогда мать Мария на четвереньках заползла в алтарь, трясущимися руками вымыла пол и так же выползла оттуда. Ночью ей приснился сон. Видит она амвон, огороженный с двух сторон до определенного места, и слышит голос: «Дальше этого никогда не заходи». При встрече со старцем матушка рассказала ему все. Тот пожурил ее слегка и запретил впредь входить в алтарь. Однажды мать Мария принесла нитки и попросила меня связать жакет. Мне тогда было не до вязания, но любимой матушке не смогла отказать. На второй день она как-то застенчиво попросила вернуть нитки со словами: «Отец Виталий пожурил и запретил, сказал: “Не нагружай ее”» (батюшка уже несколько лет как почил). Матушка и не заметила, что проговорилась, настолько сама все просто воспринимала. Я удивилась, но не стала задавать ей вопросы, чтобы не смущать ее. Блаженная кончина матушки

http://pravoslavie.ru/148323.html

Берегитесь обольщений и льстивых мечтаний. Взойти на высоты лестницы и вдруг взлетать на небо не можем. Нам даны не крылья, а ноги, которыми должны постепенно переступать с одной ступени на другую. Берегитесь высокомудрая о себе. Смирением ведитесь к горнему. Оттуда нисходит всеблагая помощь, которая мало по малу и постепенно будет приподнимать вас к верху. Сами мы, со своею земною тяжестью, ни на шаг не можем подняться от земли. Господь да вразумит, и да просветит вас светом благодати своей на поприще благоугождения Ему, и да предостережет вас всемощною своею силою от всех мечтательных и обольстительных козней дьявольских. За благожелания ваши мне, новонареченная Магдалина, душевно благодарю. Да ущедрит вас Господь в настоящей жизни своими милостями и да воспомянет в Небесном Своем Царствии. По желании вам всего доброго, и я по временам воспоминаю о вас в грешных молитвах своих. Это общий наш долг – молиться друг за друга. Носимое нами имя не придает и не отнимает ничего. Достоинство и сила имени, – в воспоминании, что имя, и в намерении подражать тому. Если чаще будете воспоминать пламенную любовь Марии Магдалины к Господу Иисусу, и если сим воспоминанием сами будете возгревать в себе такую же любовь; то не напрасно будете носить имя Магдалины. Новое послушание в святом алтаре должно преисполнять по истине страхом и благоговением к Богу. Ангелы и Архангелы, Херувимы и Серафимы, – и те, со страхом и благоговением невидимо предстоят престолу Божию. Что ж должны думать о себе мы грешные, взирая на видимый престол невидимого Бога? С благоговением исполняйте сию должность. Не скучно, а приятно должно быть и другое поручение – собрать сведения о Мелании. Дознавать о подробностях подвигов и трудов богобоязненных людей для нас самих должно быть назидательно. И из бесед о сем с другими можно извлечь для себя много поучительного. Надобно только уметь все делать с извлечением пользы для души своей. Продолжайте заниматься чтением душеспасительных книг. Таковое чтение может человека вводить в самого себя и возвышать мысли его к Богу. Благоговейное же помышление о Боге мало по малу может возгреть и сердце наше любовью к Богу. Воспоминайте чаще себе заповедь Божию: возлюбиши Господа Бога твоею всею душою твоею и всем помышлением твоим ( Лк.10:27 ). Это воспоминание не останется бесплодно. Б) Письма от другого наставника

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Антон 8 июня 2018, 14:42 Моё детство выпало на советское время, и мне ужасно скучным и фальшивым казался именно Гайдар. " Тимур и его команда " мне показалась насквозь выдуманной чушью. (Зато нравились книжки про пионеров-героев.) Моей дочери многие религиозные книжки как раз нравятся. Очень хорошо пошло " Детство Серёжи " и про святых. Очень ей понравилась взрослая книга о жизни схимонахини Марии Дохтуровой. А есть ещё и православные мультфильмы Станислава Подивилова. Найдите их на ютубе. " Путешествие Серафимы " тоже очень хорошо пошло. И " Мульткалендарь " посматриваем. Так что, не так всё скучно и нудно, как может показаться. р.Б. Евгений 8 июня 2018, 08:28 Уважаемая Яна! А в чем скучность религиозной литературы? Даже если рассматривать библейские сюжеты с литературной точки зрения, то они гораздо интереснее " Тимура и его команды " Гайдара. Наталья Богоявленская 6 июня 2018, 22:37 Уважаемая Яна, а почему вы так уверены, что религиозная литература не интересна детям? Мы с моей шестилетней внучкой, например, два раза прочитали детскую Библию от корки до корки, а теперь читаем Евангелие. Причём она сама хочет читать эти книги, я её не принуждаю. А вот Гайдара мы не читаем. По поводу Анны поясню: она пишет свои статьи для тех, кто хочет своих детей воспитать в Православной вере, и её публикации всегда очень полезны с этой точки зрения. Татьяна 6 июня 2018, 15:59 Спасибо за статью! Соглашусь с Анной (От 06 июня) - Очень актуальные темы сегодня темы - что делать, если воцерковился только один из супругов? Как обучать детей Закону Божию, если один из родителей против? что делать, если твоя мама ведет антирелигиозную пропаганду среди внуков? и т.д. Все ведь мы совершаем ошибки и приходим к вере в разное время.... Здесь Яна 6 июня 2018, 13:14 1) Мне повезло и с родителями и с книгами 2) До перечитывания сплетен о Гайдаре и опущусь и никому не советую Антоний 6 июня 2018, 13:00 Яна, значит, Вам просто не повезло. Не ту литературу давали. А Анна воспитывает своих шестерых детей и уж точно знает, какие книги им нравятся, а какие нет. На Православии.Ru много статей о по-настоящему хороших религиозных книгах, увлекательных и назидательных одновременно. А вот Гайдара читать вряд ли стоит. Он убийца.

http://pravoslavie.ru/113496.html

Далее о. Василий Садовский говорит в своих записках: «Много чудного говорил батюшка Серафим об этой канавке. Так, что канавка эта – стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киев, и Иерусалим! И как Антихрист придет, везде пройдет и канавки этой не перескочит! Рыли сестры эту канавку до самой кончины батюшкиной; к концу его жизни, по приказанию его, и зимою рыть не переставали; огонь брызгал от земли, когда топорами ее рубили, но батюшка Серафим переставать не велел. Когда дело не шло на лад, то приказал хоть на один аршин или хотя бы на пол-аршина рыть, только бы почин сделали, а там после дороют!» Первая старшая мельничной обители Прасковья Степановна свидетельствует (тетрадь 6), что много чудного про эту канавку говорил батюшка Серафим. «Вот, матушка, – говорил он мне, – знаете, что место это Сама Царица Небесная избрала для прославления имени Своего. Она всегда, во веки будет вам стена и защита, и Антихрист не сможет перейти ее!» Старица Анна Алексеевна, одна из первых двенадцати сестер, рассказывает (тетрадь 6): «Шесть лет жила я на мельнице, куда нас семерых избрал батюшка Серафим, где и поместил жить нас. Тут была я самовидицею следующего чуда. Самое это место, где теперь канавка, ровное и хорошее было место, и на нем-то и приказывал батюшка вырыть канавку, дабы незабвенна была во веки веков для всех тропа, коею прошла Матерь Божия Царица Небесная, в удел Свой взяв Дивеево! Слушать-то сестры все это слушали, да все и откладывали исполнить приказание батюшкино и не зарывали канавку. Раз одна из нас, чередная, по имени Мария, родная сестра покойной Акулины Ивановны Малышевой, ночью, убираясь, вышла зачем-то из кельи и видит: батюшка Серафим в белом своем балахончике сам начал копать канавку. В испуге, а вместе и радости, не помня себя, вбегает она в келью и всем нам это сказывает. Все мы, кто в чем только был, в неописанной радости бросились на то место и, увидав батюшку, прямо упали ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его, лишь лопата и мотыжка лежат перед нами на вскопанной земле. С аршин была уже она на том самом месте вырыта; поэтому-то самому и называется это началом канавки, так как сам батюшка, видя нерадение и небрежение наше к исполнению заповеди его, начал и закопал ее. Тут уже все приложили старание, и так как очень торопил этим делом батюшка, то даже и лютой зимой, рубя землю топорами, всю своими руками, как приказывал он, выкопали сестры эту святую, заповедную нам канавку; и лишь только окончили, скончался тут же и родимый наш батюшка, точно будто только и ждал он этого».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Многие, проходя мимо ее квартиры, заходили к ней запросто. Она принимала всех, утешала, давая советы и оставляя человека помолиться вместе с ней. По ее молитвам избавлялись от тяжкого недуга алкоголики, сохранилось много описаний случаев чудесных исцелений. Люди, которые долго не могли получить работу, повышение жалования или имели какую-либо серьезную нужду, получали необходимое, помолившись вместе с ней Господу Богу. Многих людей Матренушка предупреждала о грозящей опасности. К ее словам внимательно прислушивались, но если им не следовали, то с человеком могло случиться несчастье. Так, один ее знакомый, стрелочник Николаевской железной дороги, несколько раз спрашивал совета, когда ему предложили перейти на новое место, где платили на 7 рублей больше. Блаженная старица каждый раз не рекомендовала ему это делать, но желание получать больше денег взяло верх. Вскоре после перехода на новую должность стрелочник попал под поезд и получил серьезные травмы, оставшись инвалидом. Потом он покаялся в том, что не послушался ее совета. О кончине Матренушки–Босоножки сообщили почти все петербургские газеты. На Шлиссельбургском проспекте, где жила старица, собралось огромное количество народа. В квартиру Матренушки люди приходили поклониться ее праху. Порядок с трудом поддерживал большой наряд полиции. Одета блаженная старица оказалась в одежду схимонахини с деревянным крестом. Выяснилось, что в одно из посещений Иерусалима она приняла схиму с именем Марии, дав Богу обет скрывать это от всех. За вечерней 31 марта тело ее было положено в красивый дорогой гроб, приобретенный одной из устроительниц похорон. Непрерывно совершались панихиды. Многотысячная толпа сопровождала гроб с телом покойной от ее квартиры до двора церкви «Всех скорбящих Радость», где должны были состояться похороны. Гроб несли на руках. В храме его поставили на покрытый серебряным покрывалом траурный катафалк. Похороны состоялись только 3 апреля. На них присутствовало, по сообщениям газет, около 25 тысяч человек.

http://sobory.ru/article/?object=40037

Молитве не уделяю времени, а то малое, что уделяю, не могу назвать молитвой, т. к. и ум и сердце – все осуетилось. Мое духовное убожество меня пугает, совсем потеряла навык молитвенно взывать к Господу. А годы идут, здоровье убывает, а что же я готовлю себе для вечности? Вот приближается Великий пост , на который обычно возлагаешь столько надежд, а в этом году самые дивные службы Страстной седмицы совпадают с самыми страдными днями сдачи квартального отчета: Христово Воскресение 4/17 апреля, а у нас срок сдачи 15/IV, т. е. в Страстную Пятницу. Вот и стараюсь не запускать, чтобы сдать отчет 14/IV, и тогда мы с Олей поедем в пятницу в Печоры. (У меня есть много заработ[анных] дней.) Такие дивные службы жалко пропускать в дороге, но сейчас вообще трудно загадывать вперед. Если бы от меня одной зависело, я бы приналегла и постаралась сдать еще раньше, но все зависит от других отделов и от документов. Вот и еще раз доказала, какая я эгоистка, – все письмо о себе да о себе. Дорогой Владыченька, знаю, что Вы на нас не сердитесь, что мы Ваших поручений не выполнили, но для нас это большое огорчение, а между тем мы ни у кого не бываем, ничего не удалось Вам получить, а где спрашивали – неудачно. Папин день смерти 3/III 1936 г. нов[ого] ст[иля], мамин – 25/IX н[ового] ст[иля] 1949 г., м. И[улиании] – 13/26 февраля. И на могилках не приходится часто бывать, т. к. по воскресеньям или работаю, или после обедни еду к Домнике Григ[орьевне], возвращаюсь уже вечером. От Марии Ив[ановны] с супругом давно не было писем, да и мы не писали им давно. Поминаю о[тца] И. 318 за упокой, мы уже 18 лет об нем ничего не знаем. Здоровьем за последнее время он был очень слаб. Прошу Ваших молитв за меня, грешную. Всегда любящая Вас Ваша Наташа. [от схимонахини Серафимы (Грумм-Гржимайло)] Дорогой Владыченька! Приветствую Вас с близь наступающим Великим постом! Помолитесь за нас, грешных и нерадивых, чтобы эти великие дни провести в мире, молитвенном бдении и в добрых делах. Вам же желаю в добром здоровии и в духовном радовании встретить Светлое Христово Воскресение. Любящая и всегда молящаяся за Вас Оля. Д. 5. Л. 61–62 об. Подлинники. Автографы. 4. 2 мая 1955 г. [от Н. Г. Грумм-Гржимайло] 19/IV–2/V Воистину Воскресе! Дорогой, родной наш Владыченька! Получили Ваше письмо по приезде из Печор. Вернулись в Фомино воскресенье. Всю неделю ходили к ранней и поздней обедням, а вечером – за вечерню и утреню. Упивались песнопениями и дивным богослужением. Никогда мне не приходилось бывать за службами всю Пасхальную неделю – всегда работа и отчеты. А в этом году насладилась. Конечно, я службы знаю не весьма хорошо, вернее, плохо; может быть, и в Печорах есть свои недочеты. Но здесь служба настолько благоговейная, служители так истово выполняют все положенное уставом, что мне думается, что Вы не ушли бы с тем скорбным чувством, которое переполняет Ваше сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Нередко по целым дням питалась одной просфорой. Одежду носила самую грубую, приличную лишь беднейшей послушнице. Самый сон принимала она очень ненадолго, посвящая большую часть ночи уединенной молитве; утомившись в молитвенном подвиге, стоя на коленях и опершись локтями о пол, задремлет, бывало, ненадолго, чтобы опять продолжать свое бдение. Приближаясь к кончине, старица начала отчасти проявлять в себе дар предведения. Так, из рассказов о прозорливом предведении старицы Марии особенно памятным остался рассказ одной бедной вдовы старушки, матери довольно многочисленного семейства, которая была знаема этой старицей и часто посещала ее в Хорошевской обители. Однажды посетила она ее с дочерью, девушкой, бывшей в это время невестой. На радостное сообщение матери, что Господь устраивает судьбу ее дочери, старица грустно покачала головой и, воспользовавшись отсутствием вышедшей в то время дочери, тихо, по обычаю своему, сказала ей: «невеста твоя хороша, но только Жениха не земного». Пораженная этими словами, мать помыслила, что, в таком случае, верно, придется ей возложить надежды свои на старшего своего сына. «Недолгий и он жилец белого света», ответствовала ей прозорливая старица. На кого же мне надеяться, кто прокормит меня до смерти? – воскликнула огорченная мать. «Надейся на Бога; прокормит тебя меньший твой сын, но не будет тебе его хлеб очень сладок», – отвечала ей старица, и с точностью сбылись в свое время все ее слова. Во время самой предсмертной своей болезни, не оставляла старица обычного своего воздержания. Томимая жаждою, никак не хотела она утолять ее часто водою, боясь греха невоздержания. Кончина ее была самая мирная, христианская. 30 При рытии фундамента под этот придел было, говорят, открыто несколько гробов с совершенно нетленными телами: один из них был признан гробом игумении Евпраксии, память которой с тех пор особенно уважается в Хорошевской обители. 31 В 1835 г., когда игумения Анатолия приступила к расширению пристройками тесного в прежнее время этого храма, то при рытии рвов под фундамент этих пристроек, принуждены были коснуться могилы блаженной старицы, вследствие чего и решено было перенести ее гроб на другое место.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010