Далее, на Крите, по распоряжению патриарха, состоялось (24 ноября 1831 г.) соединение некоторых епархий вследствие запустения острова и малочисленности населения, а именно–епархия кидонийская соединена с кисамской, иеросская с ситийской, аркадийская с петрской, авлопотамская с рефимнской, лампская с сфакийской, херсонесская и гортинская с митрополией. Такое соединение создавало епархиям более благоприятные условия для уплаты дворцового долга; применительно к новому составу епархий были распределены и взносы в пользу критского митрополита и патриархии, но без ущерба для них 57 . Кроме того, были соединены епархии: месимврийская и варнская, вследствие их опустошения и по предложению митрополита Каллиника (2 сентября 1831 г.) 58 , химаррская и дриинупольская, по предложению янинскаго митрополита Иоанникия и под управлением митрополита Иоакима Коккоди (в июле 1832 г.) 59 , погонианская и веллская под управлением митрополита Иосифа и с отделением первой епархии от корицкой (в мае 1834 г.) 60 . Затем 1 декабря 1830 г. софийский митрополит Паисий был удостоен титула экзарха Болгарии, а вместе с тем получил султанский хатти-хумаюн, обеспечивавший гражданские привилегии его паствы, которая, в случае их нарушения турецкими властями, должна, по предписанию патриарха, обратиться с общим прошением к церкви 61 . 17 августа 1831 г. состоялось синодальное определение об отношении сербских митрополитов и епископов к вселенской церкви, их избрании, перемещении, низложении, национальности, взносах в пользу патриарха и поминовении его за богослужением, согласно просьбе князя Милоша Обреновича и народа сербского 62 . Но антиканоническое отделение греческих епархий от церкви константинопольской, совершившееся без ведома и разрешения синода, было осуждено любвеобильным и ревностным о благе церкви патриархом, который собственноручно и занес в официальный кодекс свое справедливое мнение о схизме 63 . Наконец, в Триккере 6 мая 1831 г. была учреждена патриаршая экзархия, под управлением эконома Димитрия 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/k...

Священно-церковно-служители и старосты церковные Священники 1) Иосиф Терентьевич Соловьев, 1814–1828 гг. По окончании курса в Московской академии, 1792 г. февр. 1 дня посвящен во диакона к Богословской, что в Бронной, Никитского сорока, церкви. 30 авг. 1796 г. рукоположен во священника к Николаевской, на Старом Ваганькове, церкви. 17 янв. 1813 г. перемещен, Сретенского сорока, к ружной Покровской, что в Покровском, церкви, а в январе 1814 г. переведен к Крестовоздвиженской церкви. † 1830 г. в ноябре. 2) Василий Симеонович Советов, 1828 – 1831 гг. По окончании курса в Спасо-Вифанской семинарии, два года был Дмитровских духовных училищ инспектором и уездного училища учителем по латинскому яз., арифметике и географии. 9 мая 1827 г. посвящен во диакона в Петро-Павловской, на Якиманке, церкви и того же года 21 мая рукоположен во священника «в Военный гофшпиталь»; в 1828 г. апр. 13 перемещен в Запасный дворец, а 8 авг. того же года – к Крестовоздвиженской церкви, † 4 июля 1831 г. 3) Николай Васильевич Богородский, 1831–1847 гг. По окончании курса в Московской духовной семинарии в 1817 году, 21 мая 1819 года посвящен во священника к Воскресенской г. Коломны церкви; был учителем низшего отделения Коломенского уездного училища, а потом и инспектором училищ духовного и приходского; с 24 авг. 1829 г. – священник Страстного девичьего монастыря, а 9 июня 1831 г. перемещен к Крестовоздвиженской церкви. С 1845 г. – духовник округа. † 26 нояб. 1847 года. 4) Георгий Стефанович Колычев, 1847–1849 гг. Из мест. диаконов, определен 1 дек. 1847 г. 5) Александр Васильевич Вишневский, 1849–1886 гг. Сын диакона. По окончании курса в Московской дух. семинарии в 1834 году, посвящен во диакона к Филипповской, на Мещанской, церкви, в 1835 году. 12 февр. 1849 года рукоположен во священника к Крестовоздвиженской церкви. С 1842 по 1871 г. был законоучителем в Николаевском детском приюте, а с 1846 до 1871 г., кроме того, законоучителем малолетнего отделения Воспитательного дома и Фельдшерской школы. С 1863 г. – духовник округа. С 1879 г. – протоиерей. В день 50-ти летнего юбилея служения в священном сане, 23 нояб. 1885 г., поднесен ему от прихожан золотой, с драгоценными украшениями, наперсный крест. 184 † 7 июня 1886 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

(Подлинно, – замечает он при сем, – в Лавре не умер ни один человек от холеры)» 41 . И лишь в 1831 г. в Посаде (а не в Лавре) было весьма немного случаев болезни и смерти от холеры. В начале этого года наместникъ Лавры архимандрит Афанасий скончался (не холерою). На его место митрополитом Филаретом из Арзамасской Высокогорской пустыни вызван был в наместники строитель этой пустыни иеромонах Антоний, 15-го марта 1831 года возведенный в сан архимандрита в Москве, а 19 марта и вступивший в управление обителию. Преподобного Сергия; и по сему, какъ предшественпикъ его, так и онь вошел в ближайшие сношения с настоятелем Лавры, митрополитом Филаретом. В начале же 1831 года заболел простудою сам митрополит Филарет и долго хворал, а за тем к простуде присоединилась другая болень (языка, – отъ зуба, неправильно росшего), потребовавшая даже операции. Поэтому в начале деятельности нового о. наместника по Лавре не часты были между ними сношения; сообщаемо было лишь о более важном и необходимом; а мелкие обстоятельства упускаемы были из виду ими и намеренно опускаемы были в сообщенях письменных. К такого рода мелким обстоятельствам в то время по справедливости могла быть отнесена и холера, остававшаяся в слабой степени и в самой Москве и в Московской губернии. Митрополит Филарет, болезнью и службою привязанный к, Москве, был в уверенности, что холеры нет не только в Лавре, но и в Посаде, и при всяком удобном случае указывал на это другим, как на явление особой милости Божией к этому месту молитвами угодника Божия Преподобного Сергия. Между тем в июне же 1831 года и в Посаде (как в Москве) оказались некоторые случаи заболевания холерою, которых уже нельзя было более скрывать; и о. наместник донес о них приватно митрополиту Филарету. В виду такого известия митрополит Филарет от 21 июня писал о. наместнику: «о сомнительных больных вы хорошо распорядились, что предосторожности и пособия употребили, а шуму не наделали. Так и здесь поступают. Жаль, если один случай кончится не так благополучно, как другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

1831 г. Настал 1831 год. В июне, или в августе этого года выдана была в замужество моя последняя сестра – Анна Михайловна в село Кохму за крестьянина Ив. Ив. Чужанина. На меня пал жребий перевозить, вместе с одним из родственников жениха, имущество (приданое) сестры из Дунилова в Кохму, и затем я был в числе почетных гостей на брачном пиру. Кохма в 20 верстах от Гориц – село очень значительное и по населению (более 1000 душ обоего пола), и по благосостоянию жителей; в нем есть немало мануфактурных фабрик и зажиточных купцов. Церковь приходская одна – очень обширная и благолепная, но при ней в прежнее время было четыре причта, так как в приходе, кроме села, состояло много деревень. При таком количестве членов причта, немало было у них и детей, из коих некоторые были моими сверстниками и товарищами по школе; между прочим, у старшего священника о. И.Н. Сперанского, который долгое время был благочинным, было четыре сына, от природы одаренные хорошими голосами и впоследствии все бывшие певчими в архиерейском хоре; сын второго священника о. Николая, Александр Николаевич Соколов, который одним курсом был меня старше, ныне один из почетнейших протоиереев в Петербурге, настоятель Владимирской церкви и благочинный; его младший брат Афанасий поступил вместе со мной в училище и на первом же году умер. В Кохме, пока я учился в училище и семинарии, мне случалось очень часто бывать в каникулярное время. В 1832 году, незадолго до перехода нашего в высшее отделение, у нас произошла перемена одного учителя. Инспектор и учитель греческого языка в высшем отделении, священник И.А. Субботин, не знаю почему, оставил в 1832 году училищную службу; его место занял наш учитель греческого языка священник П.И. Певницкий; на место Певницкого к нам перевели учителя 2 класса В.А. Осовецкого, а на место сего последнего определен был студент семинарии Ив.Петр. Венецкий. 1831-й год был год неурожайный; в следствие сего цена на хлеб с пятиалтынного возросла до полтинника (1 р. 75 к.) – цена не бывалая. Многие из учеников, особенно дети причетников, бедствовали и едва не претерпевали голод. На помощь этому бедствию явился один из богатых Шуйских купцов (он, кажется, скрыл свое имя). Он открыл бедным ученикам даровой доступ в одну мучную лавку, из которой, по запискам от инспектора училища, выдавали каждому по пуду, помнится на месяц или на два, а иным, более надежным ученикам, вместо муки, выдавали деньгами; помню, я получил от инспектора серебряный полтинник.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

15) Израиль (1820 – 1831) из духовного звания, уроженец Орловской губернии. В 1804 году рукоположен в диакона преосвященным Досифеем епископом Орловским и Севским, того же года сентября 11 был определён к Севскому кафедральному собору для исправления иподиаконской должности, которую и отправлял по 1810 год, а в сем году был вытребован в Александроневскую Лавру, где и постригся в монашество в 1811 году, в 1812 году назначен Митрополитом Амвросием в должность ризничего, а в 1813 посвящен в иеромонахи и принадлежал с 1814 года к соборному служению, награжден набедренником, а в 1820 году, февраля 25 дня, посвящен Митрополитом Михаилом во Архимандриты и назначен настоятелем сей Пустыни. В 1831 году марта 31 дня, перемещен настоятелем же в Николаевский Рыльский монастырь. 16) Паисий (1831 – 1841) из купеческого сословия, Черниговской губернии города Кролевца; в монашество пострижен в 1814 году в Глинской Богородицкой Пустыне; в том же году марта 12 рукоположен Преосвященным Феоктистом во иеродиаконы, а 14 во иеромонахи; проходил в Глинской Пустыне должности ризничего и казначея; в 1817 году определен строителем в Обоянский Знаменский монастырь; а в 1818 году посвящен в сан Игумена Преосвященным Владимиром «за устройство сего монастыря, приобретение значительного количества церковного имущества и введение в оном общежития». В 1831 году, 22 июля посвящен во Архимандриты и назначен настоятелем в Коренную Пустынь; в 1835 году получил от Преосвященного Илиодора признательность за отличное попечение и благоустройство вверенной ему обители и по его же представлению Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Анны 2-й степени. После о. Игумена Макария это был один из наиболее потрудившихся в пользу Коренной Пустыни её настоятелей. Нынешние величественные каменные крытые сходы ведущие от соборного храма к нижней церкви Живоносного Источника и стоящие до 800,000 руб. ассигнациями, навсегда останутся незабвенным памятником усердия о. Паисия к благоукрашению сей обители и вместе памятником его практической опытности в монастырском хозяйстве. Скончался 2 мая 1841 года, после трёхмесячной болезни, с напутствием Св. Христовых таин и погребен в сей же обители с боку устроенных им сходов 32 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Аркадий Федоров 1829–1831 Михаил Добров 1831–1835 Иоанникий Образцов 1835–1849 Иосиф Богословский 1849–1853 Антоний Шокотов 1853–1858 Антоний Радонежский 1858–1859 Епископы Оренбургские и Уральские: 46 Антоний Радонежский 1859–1862 Варлаам Денисов 1862–1866 Митрофан Вицинский 1866–1879 с 1879 года архиепископ Вениамин Быковский 1879–1882 Вениамин Смирнов 1882–1886 Макарий Троицкий 1886 Пензенская Учреждена в 1799 году. Кафедра в Пензе. Епископы Пензенские и Саратовские: 49 Гаий Токоав 1803–1808 Моисей Близнецов-Платонов 1808–1811 Афанасий Корчанов 1811–1819 Иннокентий Смирнов 1819 Амвросий Орнатский 1819–1825 Ириней Нестерович 1826–1830 Пензенские и Саранские: 50 Иоанн Доброзраков 1830–1835 Амвросий Морев 1835–1854 Варлаам Успенский 1854–1862 с 1860 года архиепископ Антоний Смолин 1862–1868 Григорий Медиоланский 1868–1881 Антоний Николаевский 1881–1889 Василий Левитов 1889–1890 Митрофан Невский 1890–1893 Павел Вильчанский 1893 Пермская Учреждена в 1383 году. 51 Епископы Пермские: Стефан Храп, святой 1383–1396 Исаакий. 1397–1416 Герасим, святой 1441–1447 Питирим, святой 1447–1456 Иона, святой 1456–1471 Амфилохий 1471 Филофей 1471–1501 Никон 1502–1508 Стефан 1508–1514 Протасий 1514–1520 Пимен Ходыкин 1520–1524 Алексий 1525–1543 Афанасий 1543–1547 Киприан 1547–1558 Епископы Пермские и Екатеринбургские: Арсений Москвин 1799 Иоанн Островский 1800–1801 Иустин Вишневский 1802–1823 Дионисий Цветаев 1823–1828 Мелетий Леонтович 1828–1831 Епископы Пермские и Верхотурские: 52 Аркадий Федоров 1831–1851 с 1833 года архиепископ Неофит Соснин 1851–1868 с 1854 года архиепископ Антоний Смолин 1868–1876 с 1872 года архиепископ Вассиан Чудновский 1876–1883 Пермские и Соликамские: 53 Ефрем Розанов 1883–1888 Владимир Никольский 1888–1892 Петр Лосев 1892 Подольская Учреждена в 1795 году. Кафедра в Каменец-Подольске. Архиепископы Подольские и Брацлавские: 54 Иоанникий Никифорович (Полонский) 1795–1819 до 1801 года епископ Антоний Соколов 1819–1821 Ксенофонт Троепольский 1821–1832 Кирилл Богословский-Платонов 1832–1841

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

672. с. Окнины 309 волости Перерословской. Церковь во имя святого великомученика Димитрия Мироточивого. Построена в 1882 г. на средства прихожан старанием местного свящ. Иерофея Храневича. Деревянная, на кам. фунд., совместно с такою же колокольнею, внутри и снаружи раскрашена. Утварью и ризницею достаточна, а богослуж. книгами бедна. Копии метрич. книг с 1791–1831 гг. хранятся при этой церкви, а с 1831 г. – при самостоятельной Покровской. Исповед. ведомости с 1809–1830 г. хранятся при этой, а с 1830 г. ведутся при Покровской. Опись церк. имущества имеется от 1863 г. и 1884 г. Проводы бывают в Фомину неделю. Земли: под церк. погостом 120 саж., усад. 1,750 саж., пахот. 9 дес. 905 саж., сенокосной вежду кустарниками 7 дес. 1,839 саж. – всего 17 дес. 2,192 сажени. Земля эта в 1858 г. обозначена межевыми знаками землемером Потоцким, а в 1870 г. поверена и снята на план землемером Щеголевым. План есть. Причт владеет землёю спокойно. Земля от местожительства причта в 4 вёрстах, а от церкви в 1½ вёрстах. На церк. земле имеется дом с двумя ветхими хоз. постройками для пономаря; но ныне, за упразднением в этом приходе пономарской должности, здесь живёт церк. пасечник. Крупный землевладелец – Иван Кадлубицкий. Дворов – 45½, прихожан – 401 д. об. п. Церковь эта приписана с 1830 г. к предшествующему приходу с. Шимковец в 3 вёрстах. 673. с. Курьянки волости Перерословской. Церковь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Построена в 1867 г. на средства прихожан старанием свящ. Иерофея Храневича. Деревянная, на кам. фунд., совместно с такою же колокольнею, внутри и снаружи покрашена. Утварью и ризницею посредственна, а богослуж. книгами недостаточна. Копии метрич. книг хранятся с 1791–1831 г., а исповед. ведомости с 1794–1831 г. Опись церк. имущества имеется от 1868 г. и 1884 г. Проводы бывают во вторник Фоминой недели. Земли: под церк. погостом 380 саж., усад. 1 дес. 49 саж., пахот. 24 дес. 1,175½ саж., сенок. между кустарниками 8 дес. 1,391 саж. и под пасекой 816 саж. – всего 34 дес. 411 саженей. Земля эта в 1858 году обозначена межевыми знаками землемером Потоцким, а в 1870 г. поверена и снята на план Острожским уездн. землемером Щеголевым. План есть. На эту землю имеется эрекция, данная 13 марта 1791 г. князем Николаем Яблоновским и подлинником хранящаяся в Архиве Волын. дух. Консистории; копии с неё хранятся при церкви. Причт пользуется землёю спокойно. Домов и хоз. построек для причта нет. Крупные землевладельцы – Лобачевская и Поплавский. Прип. дер. Дрижаки (владелец её – Могильницкий). Дворов – 47¾, прихожан – 393 д. об. п. Церковь эта приписана с 1830 г. к предшествующему самостоятельному приходу с. Шимковец в 3 вёрстах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Глава I. К. Н. Леонтьев как религиозная личность 1. Первый период в жизни К. Н. Леонтьева – от рождения до выступления на общественную службу (1831–1851 гг.) Детство К. Н. Леонтьева . Исключительное влияние матери Ф. П. Леонтьевой. Основные черты духовного облика матери: эстетизм, привязанность к религии, как неотъемлемому элементу быта, строгий монархизм – при преобладании эстетизма. Следы влияния Ф. П. Леонтьевой в складывающемся мировоззрении К. Н. Леонтьева – студента-медика Московского Университета. Обостренный эстетизм К. Н. Леонтьева на студенческой скамье. Ослабление монархического чувства. Потеря религиозной веры. Первые литературные шаги К. Я. Леонтьева. Личное влияние И. С. Тургенева. Развивающийся эстетизм повел к отрицанию нравственности, – период, по выражению самого К. Н. Леонтьева, «жестокой борьбы эстетизма и нравственности» I (1831–1854) Константин Николаевич Леонтьев родился в 1831 году и детство свое провел в имении своих небогатых родителей Кудинове, в Калужской губернии. Отец его, «за участие в каком-то буйстве удаленный из гвардии в отставку в чине прапорщика» 4 , видимо, не оставил никаких положительных следов в духовном облике своего сына: насколько Леонтьев преклоняется пред образом своей матери, настолько же память отца, «который был во всех отношениях не пара ей: ни по уму, ни по нравственным свойствам, ни по воспитанию, ни даже по наружности» 5 , была для него безразлична. Мать Леонтьева Фанни Петровна, урожд. Карабанова, была одна из тех матерей, имя которых неразрывно связывается с духовным развитием их детей. Через свою мать Леонтьев в некоторых чертах и своего характера и мировоззрения был подлинным внуком Петра Матвеевича Карабанова – достойного прототипа старика князя Волконского в «Войне и Мире» гр. Л. Н. Толстого. «Истинный барин с виду, красивый и надменный до-нельзя, во многих случаях великодушный рыцарь, ненавистник лжи, лихоимства и двуличности, слуга Государю и Отечеству преданный, энергический и верный, любитель стихотворства и всего прекрасного, Петр Матвеевич был в то же время властолюбив до безумия, развратен до преступности, подозрителен до-нельзя и жесток до бессмыслия и зверства» 6 ... И только его дочь Фанни, по окончании института возвратившаяся под кровлю тогда для нее холодного дома, могла усмирять этого честного старика-самодура: «нашла коса на камень», припоминает невольно Леонтьев, говоря об отношении деда и матери того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

694 И. Игнатович – Волнения помещичьих крестьян от 1854–1863 гг., Минувшие годы, 1908 г., 5–6, 7, 9, 10, 11.   Ясинский – К истории крестьянских движений в России. 695 1. Малороссия, Новохоц. у., сл. Воскресеновка, п-ков Слюсаревых и Поповых, 1810 г.; 2. Вологодск. губ., п-ка Яковлева, 1812 г.; 3. Пермск. губ., заводоск. крестьяне, 1812 г.; 4. Новгородск., Кириловск. у., п-ка Лескова, 1813 г.; Малороссия, Льговск. у., сл. Консля и Зогряцк., п-цы Анненковой, 1813 г.; Оренбургск, Беторецк. завод Пашкова, 1813 г.; (3 случая): 5. Пензенск., Инсарова окр., д Гекашев-Помян, г. л. Обрезкова, 1814 г.; Смоленск., гр. Каменский, 1814 г.; (2 случая); 6. Полтавск., с Жуково, Стасовец, Кирьякова, 1815 г.; Тверская, Камышинск. окр, п-ков Вишневских, 1815 г.; Рязанск., Скопинск. Коннозаводск. волости, с. Чернав, 1815 г.– Тамбовск., п-ка Иванова, 1S15 г.; Оренбургск., Бузулукск. у., д. Самодуровка, Нагадкиной, 1815 г.; Пензенск, Краснослободск. у., с. Ефаево, Удельные кр., 1815 г.; Тамбовск., Моршанск. у., Муравьевой-Апостол, 1815 г.; Тамбовск., Засепкой, 1815 г.; Курск., Льговск. окр. Денисьева, 1815 г.; Пензенск.. Мокшанск. окр., с. Купли, Мясоедовой, 1815 г.; Вятск., завод Яковлева, 1815 г.; Костромск., Костромск. у., Нерехтск. у., с. Никольское и Чернозаводское, гр. А. Головкина, 1815 г.; Смоленск.. Липецк, удельного Прик., 1815 г.; Смоленск., д. Медведок. удельн. вед., 1815 г.; Ярославск., Угличская вотчина, Демидовских Вышних Наук Училища, 1815 г. (15 случаев): 7. Новгородск. губ., Новгор. у., Бурегск. Удельного Приказа, 1816 г.; Слободск. укр., Ахтырск. у., д. Брянцовка, Логачева и Плачковского, 1816 г.; Воронежск., Сенявина, 1816 г.; Орловск., с. Красная Рыбница, Шуманских, 1816 г.; Курск., разн. п-ков, 1816 г.; Тамбовск., гр. Воронцова, 1816 г.; Орловск.. Экономич. кр-не разн. деревен, 1816 г., (7 случаев). 8. Рязанск., Касимовск. у., Дурасова, 1817 г.; Минск., Давыдгородок., Л. Радзивилла, 1817 г.; Псковск. губ. и у. казен. кр-не. 1817 г.; Оренбургск., Бузулукск. у., Дертавина, 1817 г.; Псковск., Опочецк.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В окт. 1814 г. К. поступил в Политехническую школу в Париже; он занял 4-е место из 75 студентов. С т. зр. организации учебного процесса Политехническая школа фактически являлась военной академией: студенты жили в казармах, многих из них зачисляли на воинскую службу, обязательным было участие в регулярных военных тренировках, администрация осуществляла постоянный надзор за студентами и требовала от них неукоснительного соблюдения режима и дисциплины. Вслед. покровительственного отношения к Политехнической школе гос. властей в нач. XIX в. она стала наиболее престижным и известным учебным заведением Франции, в котором преподавали мн. выдающиеся франц. ученые. В 1814-1816 гг. К. посещал лекции физика А. Т. Пти (1791-1820), физика, астронома и математика Ф. Араго (1786-1853), математика и механика Л. Пуансо (1777-1859). Среди студентов К. был известен своими прореволюционными и республиканскими взглядами. Политическое свободомыслие К. и демонстративное нарушение им дисциплины приводили к многочисленным выговорам и порицаниям; после громкого конфликта с одним из преподавателей в 1816 г. К. угрожало отчисление. Однако 13 апр. 1816 г. по указанию властей, недовольных политической активностью студентов, занятия в Политехнической школе были прекращены на неопределенный срок, а все студенты распущены. К. вынужден был вернуться в Монпелье, где провел май и июнь 1816 г. К этому периоду относится наиболее раннее сохранившееся сочинение К.- небольшое эссе «Мои размышления: Человечность, истина, справедливость, свобода, отечество: Сопоставление режимов 1793 и 1816 гг., адресованное французскому народу» (Mes Réflexions: Humanité, vérité, justice, liberté, patrie. Rapprochements entre le régime de 1793 et celui de 1816, adressés au peuple français), впервые опубликованное лишь в 1882 г. (совр. переизд.: Comte. Ecrits de jeunesse. 1970. P. 417-431; о содержании см.: Pickering. 1993. Vol. 1. P. 34-38; Grange. 2010). Выступая в эссе с либерально-республиканской позиции, К. указывал, что революционная тирания 1793 г. и тирания кор. Людовика XVIII по своей природе одинаковы, т. к. они представляют собой деспотичное подавление всех прогрессивных общественных настроений властями, опирающимися на молчаливое одобрение боящегося перемен непросвещенного большинства. Согласно К., лишь «прогресс знания» и широкое распространение образования могут положить конец ограничивающей общественное развитие консервативной тирании. Уже в этом раннем эссе К. выказывает представление о том, что основой подлинной общественной и народной власти должна являться не слепая «народная воля», а осознанная деятельность «просвещенных людей, ученых и философов», направляющих народ в его движении по пути прогресса. Т. о., для К. демократическое переустройство общества предполагает признание необходимости формирования класса «новой аристократии», вслед. чего либерализм в его понимании оказывается неразрывно связан с элитаризмом.

http://pravenc.ru/text/2057146.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010