первое. Всемилостивейше повелеть отпустить Иерусалимскому Патриарху на уплату долгов, при возобновлении храма приключившихся, из показанной оставшейся суммы двадцать пять тысяч рублей. И второе, защитить право первенства, присвоенного издревле в Иерусалиме единоверным нашим. Подлинное определение подписали 1816 года марта 27. Материалы к истории Иерусалимской Патриархии. (Выписка из дел Архива Св. Синода). С 1814 по 1844г.//Библиотека ИППО. БIII. 512. С. 33–35. (Далее: Материалы к истории Иерусалимской Патриархии). 4. Предложение обер-прокурора князя А.Н. Голицына Св. Синоду С.-Петербург 25 мая 1816 г. Копия Я имел счастие представлять Государю Императору доклад Святейшего Синода от 27 марта сего 1816 года относительно долгов Иерусалимской Церкви, где Гроб Господень, и притеснений, чинимых единоверным нашим в святых местах от армян. Его Императорское Величество Высочайше соизволил на отпуск двадцати пяти тысяч рублей единовременно в пользу Иерусалимской Церкви на счет Палестинской суммы; а по последней статье повелел сообщить г-ну статс-секретарю по иностранной части графу Каподистрию для внесения того, что будет нужно, в инструкцию министра нашего, отправляющегося в Константинополь . Сделав надлежащее по сему отношение к графу Каподистрию, я имею честь предложить Святейшему Синоду для сведения, что я по Высочайшему повелению отнесся к г-ну министру финансов, чтобы он доставил 25 т. рублей, в пользу Церкви Иерусалимской пожалованных, прямо от себя к графу Каподистрию для отсылки к Патриарху. Материалы к истории Иерусалимской Патриархии. С. 37–38. 5. Грамата патриарха Иерусалимского Поликарпа на имя обер-прокурора Св. Синода князя А.Н. Голицына Константинополь май 1816 г. Пер. с греч. Копия Высокий благочестивейший князь и знаменитый обер-прокурор находящегося в Петербурге святого и Богом собранного Священного Синода, господин Александр Николаевич Голицын, возлюбленный во Христе Боге и вожделеннейший сын нашей мерности! Желая Вам душевного и телесного благосостояния, уведомляем Ваше Сиятельство, что чрез находящегося там преподобного святого архимандрита Пресвятого Гроба Господня Арсения посылаем Вам крест златый, украшенный алмазами и нашею печатию запечатанный, в который собственными нашими руками положили мы частицу Неоцененного Древа, которое точно есть часть собственно того Креста, на котором распято Пресвятое Тело Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа за спасение мира, и который обагрен Пречистою Кровию Его; – частицу, хотя малую по количеству, но всемощную и великую по силе и благодати, которую почитая, и с несомненным благоговением ей поклоняясь, и нося оную на персях, как охранительное оружие, будете иметь, чего желаете для душевной и телесной пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В 1802-1805 гг. настоятелем монастыря был архим. Гедеон (Ильин; впосл. епископ). Архим. Мелхиседек (Минервин), настоятель обители в 1805-1813 гг. (в 1800-1803 наместник Троице-Сергиевой лавры и архимандрит Вифанского в честь Преображения Господня мужского монастыря ; в 1803-1805 архимандрит Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря ), во время Отечественной войны 1812 г. осуществил эвакуацию ризницы Н. В. м. в Ростов и ее возвращение обратно в обитель. Его преемниками были архимандриты Иона ( Павинский; 1813-1817; впосл. архиепископ); свт. Филарет ( Амфитеатров; 1817-1819; впосл. митрополит), Афанасий ( Телятев; 1819-1821; впосл. архиепископ). Архим. Аполлос (Алексеевский), возглавлявший обитель с 1821 г. (в 1807-1813 архимандрит иркутского в честь Вознесения Господня (Иннокентиевского) мужского монастыря , в 1813-1816 Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женского монастыря , в 1816-1817 московского Знаменского монастыря, в 1817-1821 московского в честь Богоявления мужского монастыря ), в 1837 г. переведен из Н. В. м. архимандритом в московский Новоспасский мон-рь (до 1851). Ему на смену пришел Арсений (Нагибин) - архимандрит Н. В. м. в 1837-1843 гг. (в 1827-1828 архимандрит Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы мужского монастыря , в 1828 московского во имя святителя Иоанна Златоуста мужского монастыря , в 1828-1837 московского Богоявленского мон-ря). Преемником архим. Арсения стал еп. Агапит (Вознесенский; 1843-1851), которого сменил Мелхиседек (Сокольников; 1851-1853), как строитель управлявший в 1808-1810 гг. Белобережской брянской мужской пустынью , в 1811-1813 - раненбургской Петропавловской пустынью , затем состоявший архимандритом в 1813-1816 рязанского во имя Святой Троицы мужского монастыря , в 1816-1821 Рыхловского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря , в 1821-1851 московского Симонова монастыря . В 1856-1860 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев; впосл. епископ), в 1862-1866 гг.- еп. Антоний (Радонежский; в 1854-1858 архимандрит ростовского Богоявленского мон-ря, в 1859-1862 епископ Оренбургский и Уфимский, в 1859-1862 1-й епископ Оренбургский и Уральский). В 1867-1869 гг. обитель возглавлял еп. Петр (Екатериновский), в 1869-1877 гг.- выдающийся церковный историк архим. Леонид (Кавелин). В 1877-1890 гг. настоятелем мон-ря являлся архим. Вениамин (Поздняков), к-рый в сане флотского священника участвовал в Крымской войне 1853-1856 гг., в т. ч. в Севастопольской обороне 1854-1855 гг., а в 1873-1877 гг. был настоятелем Валдайского Иверского мон-ря. Он занимался изучением жизни и деятельности патриарха Никона, написал кн. «Жизнь Святейшего Никона Патриарха Всероссийского» (М., 1878).

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Чтобы вам все знать вовремя, скажите всем, чтобы обо всем, что нужно вам знать, сказывали вам немедленно, не останавливаясь за тем, что будут писать в Собор. Столько могу на сей раз. Мир вам и братии! – Мая 19-го. 1831. Письмо 5 Опять долго не пишу вам, о. наместник. Не гневайтесь. Еще мало собираюсь с силами. Если вы писали в Саров, то надобно подождать ответа. Но человека, который замечен уже немирным к начальнику, боюсь и я. Хотя причина сего иногда может быть и в начальнике, но сыны мира и с немирным начальником умеют сохранять свой мир в терпении. Скажите мне еще раз, что вы думаете о занятии казначейского места. Каким цветом красить перила в церкви, это решить я не умею, особенно заочно. Пусть решит вифанский архимандрит. Если просят о взятии больного мальчика, – думаю, не должно отказать, когда прежнее его пребывание в монастыре подает некоторую надежду для последующего. Пути Божии неисследимы; премудрость Божия многоразлична. Если есть надежда сколько-нибудь послужить облегчению души связанной, и случай к тому не произвольно нами изыскан, а подан Провидением Божиим, не надобно отталкивать такой случай. Молитвы Преподобного Сергия да помогают вам. Мая 30-го. 1831. Письмо 6 Преподобный о. наместник! письмо сие доставит вам граф Сергий Павлович Потемкин, знаемый лавре и мне, желающий быть знаком и с вами. По родовому свойству Потемкиных, он любит, между светскими занятиями, и беседу монашескую. Желаю, чтоб общение ваше было в мире и в благое. Июня 5-го. 1831. Помышлял быть у вас; но силы мало и посвящение викария приспело 4 . Сегодня получил ваше письмо, менее прежнего решительное, о избрании в казначея. А. добрый и верный человек, но едва ли для сей должности. Письмо 7 Время проходит, а я не вижу возможности быть в лавре. Потому надобно вам, о. наместник, побывать у меня. Хорошо, если отправитесь во вторник, чтобы в среду поутру быть у меня, ибо мне кажется, что к воскресенью надобно вам опять быть дома. Должность вашу на сие время поручите о. казначею. Мир вам и братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1879. Ч. 1. С. 89–103. 7 . Послужной список архимандрита Антония, строителя Арзамасской Высокогорской пустыни//Российский Государственный Архив Древних Актов [далее РГАДА], ф. 1204, on. 1, ед. хр. 4425, л. 8 об. 8 . Скончался 21 марта 1887 года в сане епископа Курского и Белгородского. 9 . Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. Репринт. Сергиев Посад: Изд. ТСЛ, 1995. 10 . Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию, 1831–1867 гг. Ч. 1. 1831– 1841 гг. М., 1877. 11 . Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию, 1831–1867 гг. Ч. 2. 1842– 1849 гг. М., 1878. 12 . Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию, 1831–1867 гг. Ч. 3. 1850– 1856 гг. М., 1883. 13 . Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию, 1831–1867 гг. Ч. 4. 1857– 1867 гг. М., 1884. 14 . Письмо епископа Нижегородского и Арзамасского Афанасия митрополиту Московскому Филарету о послании иеромонаха Антония (Медведева) в Троице-Сергиеву Лавру на служение Преподобному Сергию//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед. хр. 4425, л. 12, 12 об. 15 . Послужной список иеромонаха Антония, строителя Арзамасской Высокогорской пустыни//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед. хр. 4425, л. 8 и 8 об. 16 . Паспорт иеромонаха Антония, уволенного из Нижегородской епархии в Московскую//РГАДА, ф. 12044, on. 1, ед. хр. 4425, л. 7. 17 . Рапорт иеромонаха Антония митрополиту Московскому Филарету о представлении своего послужного списка и паспорта//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед. хр. 4425, л. 6, 6 об. 18 . Рапорт Святейшему Синоду от святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, о назначении иеромонаха Антония наместником Снято-Троицкой Сергиевой Лавры//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед. хр. 4425, л. 1. 19 . Письмо митрополита Московского Филарета в Учрежденный собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры о назначении иеромонаха Антония наместником Лавры//РГАДА, ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

409. Слово о исходе души праведников и грешников. 1831.       XLIII. 123. Св. Иоанна Златоустого †404 I. Слова: 410. На новый год. 1822. V. 54. 411. Огласительное, в день Св. Пасхи. 1832. XLVI. 3. 412. В неделю Святой Пятидесятницы. 1841. II. 184. В похвалу Св. Апостолу Павлу: 413. Первое 1822. VIII. 253. 414. Второе 1822. VIII. 268. 415. Третье 1822. VIII. 279. 416. Четвертое 1841. II. 358. 417. Похвальное Иулиану мученику. 1834. IV. 115. 418. В похвалу Египетским мученикам. 1835. I. 25. 419. Похвальное Св. Священномученику Игнатию Богоносцу , Архиепископу Антиохийскому. 1835. III. 231. 420. Похвальное Мелетию, Архиепископу Антиохийскому. 1836. II. 117. 421. Похвальное Евстафию, Архиепископу Антиохийскому. 1842. I. 196. 422. Похвальное Св. Мученикам Ювентину и Максиму. 1842. III. 323. 423. Похвальное всем Св. Мученикам. 1838. II. 288. 424. На перенесение мощей Св. Мучеников из Константинопольского собора в церковь Св. Апостола Фомы. 1829. XXXIII. 66. 425. Говоренное на другой день после перенесения мощей Св. Мучеников из церкви великой в церковь Св. Апостола Фомы. 1838. III. 152. 426. О молитве. 1835. III. 3. 427. О молитве. 1829. XXXIV. 17. 428. О праведном Аврааме. 1825. XVIII. 154. 429. О кротости. 1839. III. 27. 430. О богатстве и нищете. 1840. IV. 153. 431. О священстве (перевод И. Д. Колоколова) первое 1830. XL. 127. второе 1831. XLI. 113. третье 1831. XLII. 4. четвертое 1831. XLIV. 3. пятое 1831. XLIV. 245 шестое 1832. XLVII. 316 432. О непостижимом, против Аномеев: первое 1841. III. 463. второе 1841. IV. 36. третье 1841. IV. 165. четвертое 1841. IV. 190. пятое 1842. I. 17. 433. О том, что кто сам себе не делает обиды, того никто обидеть не может. 1824. XIII. 3. 434. О том, что не должно предавать анафеме ни живых, ни мертвых. 1825. XIX. 48. 435. О том, что не должно пренебрегать Церковью Божиею и Святыми Тайнами. 1840. IV. 35. 436. Против оставляющих церковные собрания, о крещении Спасителя, о недостойно причащающихся и о выходящих прежде конца Литургии. 1811. I. 33.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2442. Возвание о вспомоществовании бедствующим от голода. 1834. I. 303. Преосв. Кирилла архиепископа подольского 2443. Слово на открытие в Подольской губернии палаты государственных имуществ. 1840. IV. 96. 2444. Речь к воспитанникам подольской духовной семинарии. 1838. III. 120. Преосвящ. Смарагда, епископа Полоцкого 2445. Речь при наречении его во епископа, говоренная святейшему правительствующему Синоду. 1831. LXIV. 47. 2446. Речь по случаю открытия Полоцкого Кадетского корпуса. 1835. II. 328. Ректора Белгородской Семинарии Архим. Анатолия 2447. Слово первое по случаю появления губительной болезни в Белгороде. 1831. XLI. 104. 2448. Слово второе во время продолжения оной болезни в том же городе. 1831. XLI. 166. 2449. Слово третье по прекращении оной болезни. 1831. XLI. 176. 2450. Слово по случаю ослабления губительной болезни холеры. 1831. XLIII. 323. Протопресвитера В. Б. Бажанова 2451. Речь к Ее Высочеству Принцессе Марии Гессен-Дармштадской, Высоконареченной невесте Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Великого Князя Александра Николаевича. 1841. II. 198. 2452. Речь к Ее Императорскому Высочеству Благоверной Государыне Великой Княжне Марии Александровне на кануне бракосочетания Ее Императорского Высочества с Его Императорским Высочеством Благоверным Государем Наследником Цесаревичем Великим Князем Александром Николаевичем. 1841. II. 441. 2453. Беседа с Государем Наследником Цесаревичем, В К. Николаем Александровичем, накануне совершеннолетия Его Императорского Высочества. 1859. II. 312. 2454. Речь к воспитанникам С.-Петербургского Высшего училища. 1828. XXIX. 251. 2455. Речь к воспитанникам С.-Петербургского благородного Пансиона, кончившим курс учения. 1828 . XXXII. 100. 2456. Речи к воспитанникам 1-й С.-Петербургской Гимназии. 1834. III. 68. 1835. I. 321. Законоучителя Священника И. В. Рождественского 2457. Речь к воспитанникам дворянского полка, при выпуске их в офицеры. 1842. IV 294. 2458. Речь пред присягою вновь произведенным офицерам из воспитанников дворянского полка. 1845. IV. 283. и виленского. Законоучителя Священника Василия Березина

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Донская 1) Афанасий, с 1829 по 1842 год, из тамбовских епископов, уволен на покой; 2) Игнатий, с 1842 по 1847 год, из олонецких архиепископов, перемещен на воронежскую кафедру; 3) Иоанн, с 1847 по 1855 год, из нижегородских епископов. 22) Иркутская 1) Михаил, с 1814 года, из ректоров тверской семинарии, умер в 1830 году; 2) Ириней, с 1830 по 1831 год, по Высочайшему повелению удален и заключен в вологодский Спасоприлуцкий монастырь; 3) Мелетий, с 1831 по 1835 год, из пермских епископов, переведен в Харьков; 4) Иннокентий, с 1835 по 1838 год, из харьковских епископов, перемещен в Екатеринославль; 5) Нил, с 1838 по 1853 год, из вятских епископов, переведен в Ярославль; 6) Афанасий, с 1853 по 1855 год, из томских епископов. 23) Екатеринославская 1) Феофил, с 1823 по 1827 год, из оренбургских епископов, удален на покой за драку в пьяном виде с екатеринославским вице-губернатором; 2) Онисифор, с 1827 года, из вологодских епископов, умер в 1828 году; 3) Гавриил, с 1827 по 1837 год, из орловских епископов, перемещен на херсонскую архиепископию; 4) Анастасий, с 1837 по 1838 год, из новгородских викариев, уволен на покой; 5) Иннокентий, с 1838 по 1853 год, из иркутских епископов, уволен также на покой; 6) Леонид, 1853 по 1855 год, из костромских епископов. 24) Калужская 1) Григорий 1-й, с 1825 по 1828 год, из петербургских викариев, переведен в Рязань; 2) Гавриил, с 1828 по 1831 год, из ректоров нижегородской семинарии, переведен в Могилев; 3) Никанор, с 1831 по 1834 год, из петербургских викариев, назначен в Минск; 4) Николай, с 1834 года, из московских викариев, умер в 1851 году; 5) Григорий 2-й, с 1851 по 1855 год, из ректоров казанской духовной академии. 25) Смоленская 1) Иосиф, с 1821 по 1834 год, из архангельских епископов, уволен на покой; 2) Тимофей, с 1834 по 1855 год, из новгородских викариев. 26) Нижегородская 1) Афанасий, с 1826 по 1832 год, из киевских викариев, переведен в Тобольск; 2) Амвросий, с 1831 по 1835 год, из волынских епископов, низведен на пензенскую кафедру; 3) Иоанн, с 1835 по 1847 год, из пензенских епископов, переведен на донскую архиепископию; 4) Иаков, с 1847 года, из саратовских епископов, умер в 1850 году; 5) Иеремия, с 1850 по 1855 год, из полтавских епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монастырь раньше был приходским (епископа Ловчи) и идиорритмом и пришел в запустение, поэтому монахи, чрез посредство митрополита Илариона, просили патриарха принять его под свою власть и обратить в киновию. Патриарх исполнил их просьбу, назначив ежегодно в пользу церкви взнос в сто гросиев и предписав игумену управлять обителью при содействии совета опытных старцев 82 . В октябре следующего года объявлены ставропигиальными два монастыря в епархии Дристры –Успения Богородицы и св. Димитрия, восстановленные архимандритом Димитрием и экономом Хрисанфом, с обязательством ежегодно платить патриарху 10 ок икры 83 , 15 ок масла, 40 ок меду и 150 ок муки, при чем ктиторы должны управлять ими до самой смерти, а после них монастыри должны руководиться их завещаниями 84 . В июле 1832 г. утверждены патриархом ставропигиальныя права за монастырем св. Георгия, называемого Βσαις, в Карпафе, по просьбе игумена иеромонаха Хрисанфа, с тем, чтобы местный архиерей не вмешивался в его дела и не причинял монахам никаких беспокойств 85 . Кроме того, объявлены ставропигиальными следующие монастыри: святых Отцов в янинской епархии, с назначением и епитропов для совместного с игуменом управления монастырем, который, во время господства в Эпире Али-паши, был отнят у патриархии, не имевшей тогда возможности канонически управлять и епархиями (14 октября и 14 ноября 1830 г.) 86 , – τν Βλατων в Фессалонике (в феврале 1831 г.) 87 , Гиромерия, на который претендовал архиерей Арты (11 июля 1831 г.) 88 , Евангелистрии – το Σωσνου в епископии Веллы и Спасителя в местности Литовианици, на границах епархий янинской, погонианской и веллской (1831 г.) 89 , св. Пераскевы в Скамнели янинской епархии, Успения Богородицы Κμενας и το Σπηλαου в дриинупольской епархии и Богородицы Βονδτζης в епископии химаррской (в октябре 1831 г.) 90 , св. Пророка Илии τς Ζτζης в Янине, – который в управление Али-паши лишился своих документов 91 , св. Иоанна Богослова в епископии гликейской, в местечке Мальцани (в октябре 1831 г.)11), св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/k...

свт. Мелетий составил «Ставленнический катехизис». В 1829 г. Пермский архиерей ходатайствовал перед губернатором К. Я. Тюфяевым о строительстве отдельного здания консистории (было возведено только в 1843). В 1829 г. епископ освятил Скорбященскую ц. при губ. тюрьме. В ходе поездок по епархии архиерей много проповедовал, изучал архивы, б-ки и ризницы, а также выявил, что в некоторых храмах не хватало священнослужителей (в 1830 в епархии было 63 священнические вакансии) и отсутствовали грамотные причетники. Согласно указу Синода от 7 янв. 1831 г., Пермскому епископу разрешалось рукополагать во священники лиц, не окончивших семинарский курс. В 1829-1831 гг. построен каменный корпус Пермской ДС; 1831 г. завершилось строительство соборной колокольни. Архиеп. Аркадий (Фёдоров; 1831-1851; до 25 дек. 1833 епископ) активно способствовал присоединению к Церкви старообрядцев, сектантов и иноверцев. Он докладывал об обращении за время управления им епархией более 100 тыс. старообрядцев (из к-рых свыше 70 тыс. чел. вернулись в Церковь, перейдя в единоверие), а также об обращении в Православие 3 тыс. чел. из числа мусульман, иудеев и язычников. Архиерей часто посещал приходы обширной епархии. При нем количество храмов в епархии увеличилось с 440 в 1831 г. до 606 в 1851 г.; в частности, была возведена Троицкая (Слудская) ц. в Перми (1845-1849; ныне кафедральный собор). С увеличением числа приходов выросли и доходы от продажи свечей: если в 1821-1830 гг. свечной доход составлял 28-35 тыс. р. ассигнациями, то к 1854 г. он превысил 58 тыс. р. 20 нояб. 1836 г. архиеп. Аркадий переосвятил во имя свт. Митрофана Воронежского крестовую церковь архиерейского дома. В 1843 г. построено каменное 2-этажное здание консистории. Кафедральный собор в честь Преображения Господня. 1798–1819 гг. Колокольня. 20–30-е гг. XIX в. Фотография. Кон. XIX в. Кафедральный собор в честь Преображения Господня. 1798–1819 гг. Колокольня. 20–30-е гг. XIX в. Фотография. Кон. XIX в. В 1833 г. для усиления противодействия старообрядчеству Синод по инициативе Пермского архиерея учредил Екатеринбургское викариатство ; епархия стала именоваться Пермской и Верхотурской.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

System der katholischen Dogmatik. 1831. S. 217, 225; Idem. Katholische Dogmatik. 1835. Bd. 2. S. 169, 188; см. также: Nichols A. Catholic Theology of the Trinity in the 19th Cent.//The Oxford Handbook of the Trinity/Ed. G. Emery, M. Levering. Oxf.; N. Y., 2011. Р. 284), он постоянно говорит о Духе как о божественной Личности (Person, Persönlichkeit), настоятельно подчеркивает Его особую внутритроичную самостоятельность (die wahrhaftige Subsistenz und persönliche Besonderung des Geistes - Klee. Katholische Dogmatik. 1835. Bd. 2. S. 173) в силу неизъяснимого, но реального отличия образа Его происхождения от Отца как «spiratio» (лат. «дыхание») от предвечного «рождения» Сына, отмечает специфическую домостроительную активность Св. Духа ( Idem. System der katholischen Dogmatik. 1831. S. 220-224; Idem. Katholische Dogmatik. 1835. Bd. 2. S. 171-181). Св. Дух полноценно участвует во взаимопроникающем имманентном пребывании Лиц Пресв. Троицы друг в друге (circuminsessio - Idem. Katholische Dogmatik. 1835. Bd. 2. S. 113-115; ср.: Idem. System der katholischen Dogmatik. 1831. S. 192). Опираясь на триадологию отцов-каппадокийцев, К. показывает Св. Духа в роли совершителя исполненных Сыном замыслов и воли Отца ( Idem. Katholische Dogmatik. 1835. Bd. 2. S. 117-118) - Того, Кто совершенствует мир после творения (Nach-Schöpfer) и довершает в Церкви дело искупления (Nach-Erlöser) ( Idem. System der katholischen Dogmatik. 1831. S. 225-226). При этом если творческие и искупительные действия Сына направлены на универсум в целом (Weltmasse), на общие начала, имеют следствия для общего природного порядка (im Allgemeinen, in der Masse), то Св. Духу предлежит их формо- и жизнеобразующее продолжение (Gestalt und Leben verleihend - Idem. System der katholischen Dogmatik. 1831. S. 226) в частном отношении (im Einzelnen), развитие в плане духовной свободы и сознания, способствование освящению человека и личному приятию спасительной благодати каждым в отдельности ( Idem. Katholische Dogmatik. 1835.

http://pravenc.ru/text/1841279.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010