Серафимом хиротонисан во епископа Пензенского и Саранского. 23 авг. 1830 г. удостоен полного архиерейского облачения из Кабинета Его Императорского Величества. Зарекомендовал себя деятельным, энергичным и требовательным по отношению к приходскому духовенству архиереем. В первую очередь И. обратил внимание на скудость образования местного духовенства. Всех церковно- и священнослужителей обязал отдавать своих сыновей в духовные учебные заведения. И «малоученые» клирики, и ставленники перед рукоположением должны были сдавать экзамены в консистории, благочинному или самому архиерею по чтению, письму и пению, катехизису, церковной истории и уставу. Но обремененное житейскими заботами духовенство, особенно во время 3-летнего неурожая и голода (1831-1833), не имело возможности повышать образовательный уровень. Исключенные училищные воспитанники с 1831 г. отправлялись на монастырские послушания и в учреждения духовного ведомства для бесплатного исполнения обязанностей служителей и сторожей. И. штрафовал, а затем отрешал от должности нерадивых клириков, «неучей и недоучек», отправлял «за невежество в предметах» за штат или добивался их исключения из духовного звания. Характерна его резолюция: «Пусть в других сословиях ищет способов для своего прокормления. Грех держать при церкви негодных и ленивых причетников!» ( Сацердотов . Преосвящ. Иоанн. 1885. 1. С. 17). В результате в епархии увеличилось число заштатных клириков (к 1831 г. 286 чел.: 72 заштатных священника, 50 диаконов, 164 причетника), а также исключенных из духовного звания. Согласно высочайшему указу от 10 мая 1831 г. о «разборе» духовенства, мн. бывш. клирики оказались на военной службе. И. предоставлял средства к содержанию в уч-щах их детей. В голодные годы организовал подписку в пользу бедных учеников духовных уч-щ, обеспечивал нуждающихся жильем и питанием в Казанском мон-ре. 19 авг. 1835 г. переведен в Н. Новгород. 19 марта 1835 г. и 5 сент. 1836 г. Комиссией духовных уч-щ И. были объявлены благодарности за пожертвование значительного количества книг на различных языках, преимущественно богословского содержания, в пользу б-ки Пензенской ДС.

http://pravenc.ru/text/469476.html

Синодом. По прошествии каждого месяца Цензурный комитет представляет академической Конференции, отчет: какие книги и когда вступили в Комитет и какие из них рассмотрены одним или всеми членами Комитета, какие из них одобрены к напечатанию или неодобрены; а в Конференции, по прошествии года, составляется из таковых отчетов общий и представляется в св. Синод. В должности цензоров со времени учреждения Духовно-цензурного комитета, находились: Архим.: Анатолий Максимович (1809–1812) ректоры С.-Петербургской семинарии Мефодий Пишнячевский (1812–1813) Поликарп Гойтанников (1819–1824) Иоанн Доброзраков (1824–1827) инспекторы академии Антоний (1827) ректоры Спб. семинарии Нафанаил Павловский (1827–1830) Соборный иеромонах Иосиф Позднышев, инспектор академии (1831). Макарий, ректор С.-Петербург. семинарии (1831–1837). Платон Городецкий , инспектор академии (1832 –1838). Климент Мажаров, бакалавр академии (1837–1839). Иоасаф Покровский (1839 –1840). Евсевий Ильинский 1839. Афанасий Соколов, ректор семинарии (1840–1841). Филофей Успенский (1840–1842). Феогност Лебедев, ректор С.-Петербургской семинарии (1842–1848). Аввакум Честной (1845–1849). Иоанникий-Горский, ректор С.-Петер. семинарии (1850–1854). Иоанн Соколов , бакалавр академии (1848–1857). Кирилл Наумов , эктраорд. профессор академии, 1851. Протоиереи и священники: И. С. Данков (1809–1817). И. Н. Голубов (1809–1810). И. И. Бедринский (1811–1824). При увольнении от Цензурного Комитета, протоиерей И. И. Бедринский Всемилостивейше пожалован, за долговременную и усердную службу, алмазными знаками ордена св. Анны 2 ст. Г. П. Павский (1817–1827). За усердную девятилетнюю службу протоиерея Г. П. Павского в Цензурном Комитете изъявлена ему от лица Комиссии благодарность. С. Я. Платонов (1825–1831). И. Иванов (1831–1834). И. Д. Колоколов (1835–1839). К. Я. Делекторский (1841–1842). А. И. Райковский (1841–1845). Т. Ф. Никольский (1842–1848). А. И. Окунев (1842–1851). М. И. Богословский 1853. Из светских: профессор академии В. Н. Карпов, с 1855 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

14 окт. 1813 г. при Лейпциге; Поручик Денис Сергеевич Богданов, уб. 15 марта 1814 г. при Лафершампенгаузе. Низших чинов: унтер-офицеров 23; музыкантов 4; Рядовых 169. 2) В войну против польских мятежников: прапорщик Виктор Иванович Бреверн уб. 23 марта 1831 г. при м. Рожанах; поручик Петр Васильевич Лихачев уб. 14 марта 1831 г. при Остроленке; штабс-капитан Цезарь Васильевич Гейкинг уб. 26 августа 1831 г. при штурме города Варшавы; прапорщик Николай Николаевич Мандрика уб. тогда же; юнкер Константин Карлович барон Тизенгаузен уб. 23-го марта 1831 г. при м. Рожанах. Нижних чинов: унтер-офицеров 13, рядовых 76. 3) В войну с Турками в 1828 и 1829 годах: нижних чинов: унтер-офицеров – 3, музыкантов – 1, рядовых – 17. На стене, в одном футляре со штандартами, за стеклом, находятся древки от штандартов, изрубленные в битвах с неприятелем. Справа от входа в церковь , у колонны находятся четыре иконы, пожертвованные Уланскому полку великим князем Константином Павловичем. Слева у колонны стоит образ Знамения, особенно уважаемый жителями Старого Петергофа. Он устроен рабочими гранильной фабрики; на неугасимую лампаду и на свечи жители Петергофа усердствуют своими приношениями. При церкви есть библиотека, заведенная по распоряжению главного священника о. протопресвитера Бажанова. При полку имеется походная церковь во имя „Всех Святых» и в ней – походный антиминс, освященный в 1850 г. февраля 2 дня, митрополитом Никанором. Церковь эта сперва помещалась в учебном зале 2-го эскадрона, а с 26-го мая 1837 г., по повелению Императора Николая, перенесена в экзерцис-залу, где находится гаупт-вахта. 1) Александр Назарьевич Левицкий, служивший с 1810 по 1817 г.; 2) Иоанн Семенович Устинов, перешедший в 1827 г., в Егерский полк; 3) Алексей Яковлевич Зиновьевский, переведенный 1883 г. сентября 5 дня в лейб-гвардии Конный полк; Гавриил Одоевский, перешедший сюда в 1834 г. января 25 дня из Жандармского полка, а потом переведенный к Царскосельской придворной церкви; 5) Георгий Юпашевский, переведенный 1837 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Архиепископы Тверские и Кашинские: Ириней Клементьевский 1792–1798 с 1796 года архиепископ Павел Пономарев 1798–1799 с 1799 года архиепископ Павел Зернов 1800–1803 с 1801 года архиепископ Серафим Глаголевский 1814–1819 Филарет Дроздов 1819–1820 Симеон Крылов-Платонов 1820–1821 Иона Павинский 1821–1826 Амвросий Протасов 1826–1831 Григорий Постников 1831–1848 Гавриил Розанов 1848–1857 Филофей Успенский 1857–1876 с 1861 года архиепископ Алексий Ржаницын 1876–1877 Евсевий Ильинский 1877–1879 Савва Тихомиров 1879 с 1880 года архиепископ Тобольская Учреждена в 1620 году. Кафедра в Тобольске. Архиепископы Сибирские и Тобольские: Киприан Старорусенников 1620–1624 Макарий Кучин 1624–1635 Нектарий Телящин 1636–1640 Герасим Кремлев 1640–1650 Симеон 1651–1664 Митрополиты Сибирские и Тобольские: Корнилий 1664–1677 Павел 1678–1692 Игнатий Римский-Корсаков 1692–1701 Димитрий Туптало, святой 1701–1702 Филофей Лещинский 1702–1711 Иоанн Максимович , святой 1712–1715 Филофей (вторично, в схиме Феодор) 1715–1721 Тобольские и всея Сибири: Антоний Стаховский 1721–1740 Никодим Скребницкий назначения не принял Арсений Мациевич 1741–1742 Антоний Нарожницкий 1742–1748 Сильверст Гловатский 1749–1755 Павел Конюскевич 1758–1768 Архиепископы Тобольские и Сибирские: Варлаам Петров 1768–1802 с 1792 года архиепископ Антоний Знаменский 1803–1806 Амвросий Келембет 1806–1822 Амвросий Рождественский 1822–1825 Евгений Казанцев 1825–1831 Павел Павлов (Морев) 1831 Афанасий Протопопов 1832–1842 Владимир Алаувдин, еп. 1842–1845 Георгий Ящуржинский 1845–1852 Евлампий Пятницкий 1852–1856 Феогност Лебедев 1856–1862 с 1862 года архиепископ Варлаам Успенский 1862–1872 Епископы: Ефрем Рязанов 1874–1880 Василий Левитов 1880–1885 Авраамий Летницкий 1885–1889 Иустин Полянский 1890–1893 Агафангел Преображенский, святой 1893 Березовское викариатство Учреждено в 1870 году. Епископы (в Тобольске): Ефрем Рязанов 1871–1874 Томская Учреждена в 1832 году. Кафедра в Томске. Епископы Томские и Енисейские: Агапит 1834–1841 Афанасий Соколов 1841–1853

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поручение Мантурову обозначить место строительства мельницы 25.11.1825 Божия Матерь указывает ему место для мельницы и имена первых 8 сестер. Возобновление отшельничества (в ближней пустыньке). Первая встреча с о.Василием. Восшествие на Российский престол Николая I Он советуется с о.Василием при выборе первой настоятельницы Лето 1827 Поселение первых сестер на мельнице. Елена Мантурова — настоятельница 6.08.1829 Освящение церкви для мельницы На мельнице — 5 новых сестер 8.09.1830 Освящение крипты 24.03.1831 Последнее явление Божией Матери 5.09.1831 Исцеление Нояб. 1831 Беседа с Мотовиловым о Святом Духе 1831–1832 Отъезд Мантурова в Польшу. Кончина Елены Мантуровой. Прасковья Степановна становится на мельнице «старшей» Май 1832 Мотовилов провозглашается «покровителем» сестер 2.01.1833 Кончина преп. Серафима. Возвращение Мантурова в Дивеево 1841–1842 Иоасаф водворяется в Казанской общине, но терпит поражение на мельнице Иоасаф добивается слияния двух общин в результате их официального признания. Избрание игуменом в Сарове Исайи II Иоасаф добивается утверждения преданной ему настоятельницы Восшествие на Российский престол Александра II Первое удаление Иоасафа. Кончина Мантурова Иоасаф добивается учреждения монастыря и низложения настоятельницы По рапорту Мотовилова митрополит Московский Филарет добивается начала расследования. Иоасаф удален Святейшим Синодом и помещен под надзор в отдаленную епархию. Св. Синод восстанавливает прежнюю настоятельницу и временно переводит монастырь под юрисдикцию Тамбовского епископа (Феофана Затворника) 14.07.1879 Кончина Мотовилова (согласно Нилусу) Восшествие на Российский престол Александра III Кончина о.Василия Садовского Каноническое расследование жизни и чудес преп. Серафима Восшествие на Российский престол Николая II Первая частичная публикация архивов Чичаговым Янв. 1903 Перенесение останков преп. Серафима 19.07.1903 Канонизация св.Серафима Саровского Русская революция Оккупация Советами Саровского монастыря (он становится летним, а затем концентрационным лагерем)

http://predanie.ru/book/216406-prepodobn...

Священник лейб-гвардии Волынского полка о. Василий Надеин, за отличие в войну 1831 г. Лейб-гвардии Литовского полка о. Троянский, за отлично-ревностную службу и мужество в ту же войну. Лейб-гвардии Преображенского полка о. Петр Рябинин, за мужество и неустрашимость при взятии Варшавы. Лейб-гвардии Кирасирского ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА полка о. Алексей Садовский, за отличие в ту же войну. Лейб-гвардии Гусарского полка священник о. Иоанн Флеров, за отличное мужество в походах в 1831 г. Протоиерей Кирасирского, Принца Альберта Прусского полка о. Роман Молявинский, за отличное мужество и полное самоотвержение на поле битвы в войну 1831 г. пожалован, кроме ордена Анны 3-й степени с бантом, и серебряною медалью. Священник 3-го егерского полка о. Григорий Чернявский в бытность свою при резервном батальоне, во время сражения в 1831 г. с польскими мятежникам и при г. Шавли Ковенской губернии, взял в плен из шайки мятежников одного ксендза, имевшего на себе наперсный крест на голубой ленте, причем сам постоянно был в цепи своих застрельщиков с крестом в руках. Священник Литовского егерского полка о. Иоанн Мищенков, участвовавший в разных походах на Кавказе с 1844 г., за превосходное мужество при сражение при р. Чолоке втрое сильнейшего неприятеля был награжден орденом Анны 3-й степени с бантом. Священник Брянского полка о. Василий Виноградов , за неустрашимость при штурме Силистрии, когда он под сильным огнем неприятеля посещал траншеи, где живым примером и красноречивым словом возвышал дух христианского мужества в солдатах и погребал убитых на самом поле битвы, также за мужество во время осады Севастополя. Благочинный 2-й пехотной дивизии о. протоиерей Иоанн Кареницкий, за отличие в Турецкую войну 18771878 гг. Священник 9-го гусарского Киевского полка о. Александр Можайский, за отличие в Турецкую войну 18771878 гг. Священник 64-го пехотного Казанского полка о. Иаков Соловьев, за отличие в Турецкую войну 18771878 гг. Священник 35-го пехотного Брянского полка о. Николай Флоровский, за отличие в Турецкую войну 18771878 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Период третий. От возвращения Почаевской Лавры на лоно православия (1831 г.) до наших времен «Взбранной Воеводе, избравшей гору Почаевскую в место селения своего, похвальная восписуем ти, рабы твои, Богородица, яко от, лет древних прославила еси место сие Богоносное, явлением цельбоносная стопы Твоей и Твоего Божественного образа чудоденствием; темже, яко избавльшая иногда обитель Твою от нашествия агарянского, от всяких нас бед и напастей свобода, да всегда Твоей помощью избавляемые, из глубины душевные вопием Ти: Радуйся похвало Почаевская, надежда наша и утешение». (Из рукописного акафиста в честь чудотворной иконы Божией Матери Почаевской). 9-го октября, 1831 года, накануне святых мученик Евлампия и Евлампии, возсияла 1) новая благодатная заря в лавре Почаевской. В этот день православные служили первое водоосвящение с вечерней в большой лаврской Успенской церкви по возвращении лавры на лоно православия и потом первый торжественный православный молебен пред чудотворным ликом Почасвской иконы Божией Матери. На другой день, в том же храме, совершена была первая, по возсоединении, православная обедня в лавре, а с тем вместе и св. икона ее и все имущество обители возвратились в недра Церкви православной, как ее исконная и неотъемлемая собственность и достояние 2). 1) Евлампий значит Благосветлый, а Евлампия–Благосветлая. 2) Рассказывают, что еще в мае 1831 г. в лавре Почаевской, во время утрени, послышатся однажды необыкновенный гром, подобный пушечному выстрелу, которого грохот и гул разнесся мгновенно в Успенском соборе по сводам зданий и монастырским корридорам. Это произошло от того, что Как значится в описи, составленной православными приемщиками лавры (в числе которых, между прочим, был и кременецкий протоиерей Григорий Рафальский, впоследствии Антоний митрополит новгородский и с.– петербургский), св. икона Почаевская была принята православными в углублении того же запрестольного униатского киота, в котором она была поставлена униатами в 1791 году, в медной посеребренной, узорчатой доске и в ризе из крупного и мелкого жемчуга, с двумя золотыми венцами на Спасителе и Богоматери, украшенными рубинами и алмазами (должно быть, теми самыми, которыми св. икона была коронована в 1773 году 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

О. Гавриил перевел стихами всю Псалтирь, через 10 лет после этого опубликовал в 1829 г. первую богослужебную книгу на русском языке – Великий покаянный канон св. Андрея Критского в стихотворном переводе (всего же за неполный век были изданы, обычно на русском, иногда на «новом» славянском языке, кажется, не менее, чем 15–20 переводов канона). Инициатива систематического перевода богослужебных текстов на русский язык принадлежала Иннокентию Херсонскому , святителю, глубоко и далеко зревшему церковные пути и нужды. Надо сказать, что вторая половина 1820х годов, когда святитель начинал свое служение, была очень неблагоприятна для переводческой деятельности: именно тогда состоялся известный погром дела церковных переводов (святитель Иннокентий считал его делом «клеветников на это истинно христианское учреждение… следствием не убеждения, хотя бы ошибочного, а личностей и интриги»). И тем не менее, в конце 1820х годов он, в то время архимандрит, инспектор Санкт-Петербургской духовной академии, зная отрицательное отношение властей к церковно-переводческой деятельности, вдохновил преподавателей греческого языка Михаила Богословского и Иоанна Колоколова начать переводы. В 1830е годы была опубликована их значительная часть, причем начинали с перевода наиболее неудобопонимаемого – канонов праздничных служб (именно каноны переводил и прп. Паисий за полвека до этого). Можно сказать, что с этого времени литургические переводы становятся общецерковным делом – сотни переводчиков вносят свой вклад в нашу традицию. Для примера отметим хотя бы основную часть того, что сделал один переводчик – будущий протопресвитер Михаил Измайлович Богословский , настоятель московского кремлевского Успенского собора, доктор богословия. Он также перевел канон Андрея Критского – опубликован в 1836 г., были переиздания; каноны святого Космы Маюмского на Воздвижение – 1831 г., на Рождество Христово – 1831 г., на Богоявление – 1832 г., на Сретение – 1837 г., в Неделю цветоносную – 1834 г.; в Великий четверг – 1835 г.; трипеснец утрени Великого пятка – 1836 г., богослужение Великой субботы – 1836 г.; каноны Иоанна Дамаскина на Рождество Христово – 1831 г.; на Богоявление – 1832 г.; на Пятидесятницу – 1831 г.; на Успение – 1836 г.; каноны преподобного Феофана, митрополита Никейского на Благовещение – 1833 г.; антифоны степенны всех восьми гласов – 1837 г. и т.д.

http://azbyka.ru/my-berezhem-zolotnik-a-...

Более ясным указанием на это служит упоминание «о простуде, полученной на погребении отца духовника Павла»; о сем погребении, как происходившем в декабре 1835 г., говорится выше в письме 127. «Предложение передать речь ректору академии» есть в письме 123-м. 36 По сказаниям старожилов, то был не волк, a гиена, которая, бегая по Москве, искусала не малое число людей. 42 Преосв. Исидор, бывший викарием c 1834 г. (ноября 11), в этом году, июня 5, сделан с Полоцким. Ныне митрополит Новгородский и С.-Петербургский. 45 В то время, когда Владыка предупреждая Государя Наследника, отправился в. Вифанию, лошади еще в посаде начали сильно бить; это увидал один из лаврских штатных, из-за угла бросился к дышлу и повис на оном, и этим остановил взбесившихся лошадей и спас Владыку А. А. 49 Действительно случилось. В памятной книжке, найденной после митрополита Филарета, под 12 ноября записано: «1837. Пострижение Алексия» (ныне архиепископа Тверского) «в Чудове в присутствии Великих Княжн и Великого Князя Константина». 51 Марта 26-го дня 1839 г. Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Равноапостольного князя Владимира 1-й степени большого креста при рескрипте следующего содержания: «Долговременное служение ваше Церкви и Отечеству всегда украшалось разнообразными и многотрудными занятиями, всегда и словом убеждения и действием надзора храня ценность вверяемых вам паств и заботясь умножать число сынов Православия, вы еще особенно приносили дань общему благу Церкви в звании члена Святейшего Синода опытным знанием нужд ее и неутомимым трудолюбием по разным частям высшего Духовного Управления. Отдавая на оную справедливость таковым заслугам и желая вновь явить Наше Монаршее к оным благоволение, Всемилостивейше и проч. 57 Архиепископ Подольский и Брацлавский, вызванный в 1840 г. для присутствия в Синоде, скончался марта 28-го 1841 г. в великий пяток. Читать далее Источник: Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. 1831-1867 гг. : Ч. 1-4. - Москва : тип. А.И. Мамонтова и К°, 1877-1884./Ч. 1 : 1831-1841 гг. - 1877. - XIV, 433, II с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Этот рескрипт был опубликован в Московских Ведомостях. Святитель Московский, так много потрудившийся в тоже «тяжкое для Москвы время», также не оставлен был милостивым вниманием Его Величества. 19 апреля 1831 года, в день Пасхи, он сопричислен был к ордену св. апостола Андрея Первозванного, «за ревностное и много деятельное служение в архипастырском сане, достойно носимом, а притом за многие похвальные подвиги и труды, на пользу церкви и государства постоянно оказываемые при всяком случае». 744 Откликом на этот знак милостивого внимания государя императора к истинным заслугам и подвигам святителя в столь важное время, как холерное, 1830 года, служит, со стороны Филарета, его слово в день коронования его императорского Величества государя императора Николая Павловича. Говоренное в Успенском соборе 22 августа 1831 года и до 1877 года не появлявшееся в печати. Это слово вместе с тем служит и как бы публичным отчетом Филарета за холерный 1830–1831 год, тем более, что летом 1831 года холера, оставив в покое Москву, сильно свирепствовала в Петербурге, где не обошлось дело даже без возмущения черни, укрощенное только уже личным появлением среди бунтующих и энергичным действием самого государя императора, на что также можно находить указание в этом слове. Оно сказано на текст царь уповает на Господа, и милостью Вышнего не подвижится ( Пс.20:8 ) и весьма живыми чертами изображает духовный облик государя императора, при чем он, по-прежнему, опять сопоставляется с Давидом, но только с другой, чем в 1830 году, стороны. «Как некогда сподвижники Давида, – говорит вития, – увидели его в крайней опасности от надлежащего иноплеменника: то кляшася мужи, Давидовы, глаголюще не изыдеши ктому с нами на брань, да не угасиши светильника Израилева ( 2Цар.21:17 ). Подлинно видеть возлюбленного царя, подвергающегося опасности для безопасности своих подданных, есть зрелище, сколь возвышенное, столь же поразительное для верного народа. Чем очевиднее попечение царя о нас, простертое до самопожертвования, тем более Он возлюблен для нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010