В нашем христианском обществе в очень недавнее время существовали настоящее мытари; это были откупщики так называемых питейных сборов. Заплативши известную наибольшую сумму за право взимания такого рода сборов в известной губернии или городе, они являлись в той местности чуть не полными распорядителями и для скорейшего возврата затраченных денег прибегали нередко к самым непозволительным средствам и делались развратителями народа, а иногда и разорителями и притеснителями его. Но благодарение Господу и благодетелю Государю! Народ наш избавился от этих пиявок, сосавших кровь народную и вытягивавших из него все свежие силы и заработки. Откупщиков у нас больше нет. Библиографический указатель к явлению Иоанна Крестителя и его деятельности (Мф.3:1–12; Мк.1:2–8; Лк.3:1–18) Святоотеческие толкования 1 . Св. Афанасий Александрийский . Из беседы на Евангелие от Матфея, гл.3, ст.4 и 11. 2 . Пр. Исидор Пелусиот . На сказанное народу Иоанном: уже бо и секира при корени ( Мф.3:10 ). 3 . Он же. Что значат слова: Ему же лопата в руце Его ( Мф.3:12 ). 4 . Он же. Почему Иоанн назвал иудеев порождениями ехидновыми ( Мф.3:7 ). 5 . Он же. Что такое пружие и мед дивий, которыми питался Иоанн? ( Мф.3:4 ). 6 . Св. Иоанн Златоуст . О различии крещения христианского от иудейского и Иоаннова и о том, какое из них принял Иисус Христос. «Воскресное чтение», 1818 г.   Новейшие толкования в духовных журналах 7 . Св. Иоанн Предтеча, по сказанию 4 евангелистов. «Воскресное чтение», 1816. 8 . Иоанн Креститель. «Христианское чтение», 1827. 9 . Св. Иоанн пророк, Предтеча и Креститель Господень. «Воскресное чтение», 1803. 10 . О Предтече Господнем. «Душеполезное чтение», 1876. 11 . Иоанн Креститель. Б. п. сл. «Воскресное чтение», 1875. 12 . Иоанн Креститель, образ его жизни, проповедь и влияние на народ. «Воскресное чтение», 1831. 13 . Орда. Св. Иоанн, Предтеча Господень, и крещение Господа нашего Иисуса Христа. «Воскресное чтение», 1832. 14 . Протоиерей Нечаев. Уроки покаяния, заимствованные из Ев. в Великом каноне св.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Вознесения Господня, что на Царицынской улице. Обыкновенно называется «Большое Вознесение». Находится за Никитскими воротами, выходит на Большую и Малую Никитские улицы. Построена в 1798–1816 годах архитектором М. Ф. Казаковым. Старая церковь , построенная Царицей Наталией Кирилловной в 1685–1689 годах, разобрана в 1831 году; от нее осталась колокольня. Приделы: 1) Владимирской Божией Матери, 2) Всех Скорбящих Радости, 3) Иоанна Предтечи, 4) Николая Чудотворца. Николая Чудотворца «Гостунского». Существовала с конца XV века в Кремле против нынешнего Малого Николаевского Дворца. В 1817 году была разобрана, но в возобновлявшейся тогда Успенской части Ивановской колокольни устроена новая церковь с именем «Николы Гостунского». Екатерины Мученицы, в Вознесенском монас-тыре. Построена в 1808–1817 годах. Приделы: 1) Казанской Божией Матери, 2) Иоанна Предтечи. Митрополит Серафим Живоначальной Троицы, что у Салтыкова моста, на Новоблагословенной улице. Единоверческая. Построена в 1819 году. Митрополит Филарет Рождества Богородицы, что на Кулишках («на Стрелке»). Солянка, угол Подколокольного переулка. Построена в 1821 году. Приделы: 1) Иоанна Богослова, 2) Димитрия Солунского. Софии, Веры, Надежды и Лю6ви, на Миусском кладбище. Главная церковь построена в 1823 году купцом И. П. Кожевниковым, трапезная в 1834 – г. Нероновой. Приделы: 1) Знамения Пресвятой Богородицы, 2) Митрофана Воронежского . Седьмого Вселенского Собора. На Большой Царицынской улице, близ Новодевичьего монастыря. Построена в 1818–1824 годах усердием купца Семена Милюкова. Приделы: 1) Иоанна Предтечи, 2) Николая Чудотворца. Николая Чудотворца, что в Котельниках. Построена князем С.М. Голицыным на поминовение его предков Строгоновых, которые тут погребены. Освящена 24 августа 1824 года. Приделы: 1) Зосимы и Савватия, 2) Евдокии Мученицы. Петра и Павла, при 1-м кадетском корпусе. Лефортово, здание Екатерининского дворца. Корпус переведен в Москву в 1824 году. Воскресения Словущего, на Ваганьковском кладбище. IIocmpoeha в 1824 году. Приделы: 1) Николая Чудотворца, 2) Иоанна Милостивого, 3) Феодора Сикеота, 4) Акилины Мученицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

К кон. XVIII в. подавляющее большинство новгородских староверов ориентировались на ставшие общероссийскими центрами федосеевского согласия Преображенское кладбище в Москве, Волковскую и Малоохтинскую богадельни в С.-Петербурге. В 1771 г. Новгород посещал основатель Преображенского богаделенного дома И. А. Ковылин . На рубеже XVIII и XIX вв. староверы Новгородской губ. получили право на офиц. открытие собственных общин. В то время появились первые легальные старообрядческие мон-ри в Ст. Руссе (1787) и близ дер. Бор Новгородского у. (1806), строились моленные, были основаны конфессиональные кладбища. Окончательно сформировался ареал распространения старообрядчества в регионе: значительную долю староверы составляли в населении Крестецкого, Новгородского, Старорусского, Тихвинского и Череповецкого уездов. В меньшем количестве они проживали во всех уездах губернии, кроме Боровичского. В Новгороде в нач. XIX в. существовали небольшая федосеевская община, кладбище на берегу р. Волхов и молитвенный дом, содержавшийся новгородским мещанином К. В. Рассказовым и дворянкой М. М. Цыганковой. Кроме федосеевцев в 1-й пол. XIX в. в Новгородской губ. проживали представители филипповского согласия. Их моленные имелись в деревнях Гуськи и Брикуново (Устюженский у.), в дер. Дубки (Крестецкий у.), а также в самих Крестцах. Филипповцы поддерживали связь с с. Кимры (Тверская губ.) и со скитами Олонецкой губ. На рубеже XVIII и XIX вв. «безродный» крестьянин Яков Яковлев вместе с отцом проповедовал идеи, близкие к странническим, в окрестностях Ст. Руссы, на территориях по течению р. Волхов и в районе Тихвина. Он и группа его последователей были схвачены властями в Устюженском у. в 1808 г. К нач. XIX в. относится первая информация о 2 небольших общинах старообрядцев-беглопоповцев - в Валдае и Зайцевском Яме. В 1-й пол. XIX в. новгородские староверы принимали активное участие в социальной жизни региона, в частности организовывали новые общины, сопротивлялись насаждению военных поселений, вели активную хозяйственную деятельность. Среди причин того, что в 1816 г. Новгородскую губ. в числе прочих выбрали для насаждения военных поселений, было и особое распространение в регионе раскольников. Поселян принуждали брить бороды, носить военное платье и ходить на службы в офиц. Церковь. Против насаждения военных поселений в 1817 г. выступили крестьяне-старообрядцы Холынской волости (Новгородский у.). В 1823 г. за нежелание по религ. соображениям быть зачисленным в военные поселяне был забит шпицрутенами крестьянин-старовер из дер. Казаны (Старорусский у.) Иван Базаров. В старообрядческих источниках он именуется «исповедником и мучеником». Также старообрядцы приняли активное участие в восстании военных поселян в 1831 г.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Вторая ступень — это антитезис, основанный на логической посылке: А не равно не–А. Речь идет об обозначении реальности не–Я, в котором Фихте совокупно выражает природу и материю, внутреннюю связь между ними и всякое объективное ограничение субъективной воли. Наконец, третья ступень — синтез: противопоставление Я и he–J? и их взаимное ограничение, которое, однако, не упраздняет ни самотождественности и самосознания Я, ни реальности не– Я. Просто оно дает абсолютной действительности # возможность вместить в себя также всякую иную действительность, внешнюю по отношению к ней самой. Другими словами, Я, будучи единственной отправной точкой для приближения к реальности, определяет эту реальность (существование объективного мира) в пределах своих познавательных возможностей. Конкретнее: мир есть материал для человеческой деятельности, а также чувственная предпосылка нравственного долженствования как самосознания Я своей ограниченности через не–Я. Но и то, что определяется познавательной способностью Я, тоже имеет предел, так как определяется только в качестве не–Я. Следовательно, и Бог метафизики, вместе со всеми Его абсолютными качествами, которые мы Ему приписываем, есть не что иное, как самопротиворечие. Фихте отрицает существование Бога как подлинной абсолютной реальности за пределами самосознания Я. Божественное трактуется только исходя из нравственного сознания субъекта как осуществление нравственного долга в мире — осуществление посредством бесконечной цепи отдельных сознаний и внутри него. Существующий и действующий в сознании нравственный порядок это и есть Бог. В завершение этого краткого ретроспективного обзора исторического процесса «смерти Бога» обратимся к знаменательной фигуре Гегеля (ум. 1831). Основные положения гегелевской философской системы сформулированы в четырех великих трудах: «Феноменология духа» (Phaenomenologie des Geistes, 1807), «Наука логики» (Wissenschaft der Logik, 1812–1816), «Энциклопедия философских наук» (Enzyklopaedie der philosophischen Wissen–schaften, 1817) и «Философия права» (Grundlinien der Philosophic des Rechts, 1821).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

В 1788 г. открылась школа в Вел. Устюге, преобразованная из Великоустюжской семинарии. Преподавание в ней велось на базе семинарских курсов. В 1806 г. школа была преобразована в духовное уч-ще. В 1813 г. в уч-ще насчитывалось 247 воспитанников, в 1900 г.- 148 воспитанников. Программа изучалась в 7 основных классах: богословском, философском, риторическом, пиитическом, высшем грамматическом, среднем грамматическом, низшем грамматическом и 3 классах «необязательных»: греческом, немецком, французском. В нач. XIX в. в В. е. начала складываться сеть низших духовных учебных заведений. В 1805 г. по инициативе прот. тотемского Богоявленского собора Максима Савинова в Тотьме было открыто уездное уч-ще, в 1807 г. начало работу первое в В. е. приходское уч-ще. Вскоре приходские уч-ща появились в Вологде (одно открылось в 1807, второе - в 1838), в Верховажском посаде (1810), 3 уч-ща в Вел. Устюге (1810, одно закрылось в 1814), в Вельске (существовало в 1816-1831), в Грязовце (1823), в Никольске (1837), в Красноборске (1847). Приходские муж. уч-ща были организованы в городах Лальске (1834), Кадникове (1835), Усть-Сысольске (1835). Жен. приходские уч-ща существовали в Кадникове (1838), Грязовце (1840), Яренске (1843), Вел. Устюге (1844), в Вологде в 1843-1852 гг. при муж. приходском уч-ще действовала жен. приходская школа. В ходе реформы духовно-учебных заведений в В. е. были созданы уездные духовные уч-ща: Вологодское (1814), Тотемское (1815), Никольское (1822), Яренское (1821, в 1871 переведено в Усть-Сысольск), Вельское (существовало в 1822-1879). При еп. Палладии при уездных уч-щах открылись приготовительные классы. В 1888 г. начало работу Вологодское епархиальное жен. уч-ще (преобразовано из приюта при Горнем жен. мон-ре), в 1901 г. в нем насчитывалось 236 воспитанниц. В 1893 г. при уч-ще организована жен. одноклассная церковноприходская образцовая школа. В 1888 г. открылось Великоустюжское епархиальное 3-классное жен. уч-ще (преобразовано из учебно-воспитательного приюта при Иоанно-Предтеченском мон-ре, с 1896 - 6-классное), в 1901 г. в нем обучались 227 воспитанниц. С 1896 г. при уч-ще действовала начальная одноклассная образцовая школа для девочек.

http://pravenc.ru/text/155162.html

В 1816–1817 гг., когда швейцарцы испытывали большие лишения, пастор Муральт обратился через графа И.А. Каподистрию (1778–1831) к императору Александру I, с просьбой помочь бывшим соотечественникам. Просьба нашла отклик: императрица Мария Феодоровна прибавила свои 3 тысячи рублей к 100.000 рублям, высланным императором русскому посланнику в Берне Крюднеру. По инициативе пастора Муральта в 1814 году в Петербурге было основано Объединение швейцарцев, помогавшее неимущим соотечественникам на родине и в России. По его образцу возникли такие землячества в Москве и других городах. 700 Объединение решало не только благотворительные, но и культурно-просветительные задачи, располагало библиотекой. На его собраниях обсуждались политические события. Бурные споры вызвала гражданская война в Швейцарии в 1847 году, расколовшая страну на два лагеря. Муральт принял сторону демократов и предсказал победу их над католическим Зондербундом. 701 Но члены объединения не отгораживались и от русской жизни. Через того же Муральта сведения о ней попадали в немецкую печать, и не только в местную «С.-Петерсбургер-цайтунг», но и в «Аугсбургер Альгемайне цайтунг». В 1835 г. на праздновании дней швейцарской Реформации пастор Муральт присутствовал на торжествах как представитель России. К празднованию юбилея Песталоцци в 1845 г. Муральт привлек русскую педагогическую общественность. 702 Пастор Муральт был совершенно бескорыстен; он не только не нажил состояния, но даже оказался на грани разорения из-за основанного им пансиона. Дело в том, что за 20 лет существования училища родители воспитанников задолжали владельцу пансиона 10 тысяч рублей. Когда жена генерала Клингера, одного из лучших друзей Муральта, узнала о стесненных обстоятельствах пастора, она заставила его принять от нее недостававшие ему 10 тысяч. 703 Пастырская и педагогическая деятельность Муральта сочеталась с переводческой. В частности, он перевел книгу русского церковного писателя Андрея Николаевича Муравьева (1806–1874) «Письма о богослужении Восточной Кафолической Церкви» (Спб.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Директор П. А-ч Р-ский…— Павел Аполлонович Ровинский (1831–1916) — этнограф, славяновед, путешественник, публицист. Ровинский был активным членом общества «Земля и Воля», поддерживал связи с польскими повстанцами (1863), предпринял неудачную попытку освободить Н. Г. Чернышевского из ссылки (1870). Директором колонии был в 1875–1877 гг. Ряд статей Ровинского, написанных по материалам его путешествий по Монголии и Сербии, был напечатан в «Вестнике Европы» в первой половине 70-х гг. Состояние дел в колонии он подробно осветил в статье «С.-Петербургская земледельческая колония» (Журнал гражданского и уголовного права. 1877. 40 …из бывшего отделения малолетних преступников еще в Литовском замке, теперь там уничтоженного. — Отделение малолетних преступников, существовавшее в Литовском тюремном замке в Петербурге с 1871 г., было в декабре 1875 г. преобразовано в самостоятельное исправительное учреждение. До этой реорганизации оно практически ничем не отличалось от обыкновенной уголовной тюрьмы; малолетние преступники свободно общались со взрослыми, учеба и воспитательная работа не были налажены, среди подростков процветали порочные привычки. Достоевский побывал в отделении малолетних преступников в мае 1874 г. Литовский замок, в котором до 1823 г. располагались казармы Литовского полка, находился на площадке между рекой Мойкой, Офицерской ул. (ныне ул. Декабристов), Крюковым каналом и Тюремным переулком (ныне пер. Матвеева). 41 Петропавловка — Это обиходное название «отделенный домик» (как он именовался официально) получил по аналогии с тюрьмой, находившейся в Петропавловской крепости в Петербурге. 42 Кстати вверну сюда одно странное нотабене — вешаются или застреливаются. — В ходе осуществления школьной реформы 1864 г. телесные наказания повсеместно вышли из употребления, однако рецидивы жестокого обращения с учащимися все же время от времени случались. Не были редкостью сообщения в печати о самоубийствах по причине плохой успеваемости. Вопрос об отмене телесных наказаний был в свое время предметом острых разногласий между передовой частью общества и консервативно настроенными людьми и вызвал резкую полемику в печати. Отзвуки этой полемики не прекращались и в последующие годы, и одним из них было мнение, приводимое Достоевским. Это мнение он услышал 19 января 1876 г. от Василия Васильевича Григорьева (1816–1881), востоковеда, профессора С.-Петербургского университета, монархиста-консерватора по убеждениям, бывшего редактора газеты «Правительственный вестник» (1869–1870), начальника Главного управления по делам печати (1874–1880). По воспоминаниям А. Г. Достоевской, ее муж «с особенным удовольствием беседовал» с В. В. Григорьевым, с которым лично познакомился 16 февраля 1872 г. Эти беседы оказали, по-видимому, влияние на главы «Дневника писателя», посвященные Восточному вопросу и Т. Н. Грановскому.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

2392 См. соответствующие «последования» в Большом требнике, гл. 26–28 (Москва, 1856 г., л 72 и сл.). 2393 Ср. напр. IV Всел. соб. кан. 2 и 4, Трул. соб. 81, VII Всел. 5, 9, 13 и др. Номокан. XI, 3 (Аф. Синт., I, 254). 2396 Это предписано самим Василием Великим при учреждении монашества. В 123 новелле, гл. 34, определяется: τν ββ ν τν ρχιμανδρτην τος ν κστφ μοναστηρ προβλλεσθαι, μ πντος κατ τος βαθμος τν μονχν, λλ ν πντες ο μοναχο καλλονος πολψεως ντες πιλξονται. Cf. Basilic. IV, 1, 2 (ed. cit I,113). Мы находим это же приведенным в сборнике в L ΧΧΧVII главе (см. § 140, 1 этой книги и Pitra, II, 403) и в слав. переводе в Кормчей, гл. 42, п. 76 (уп. изд., II, 30). Современная практика нормирована в некоторых поместных церквах особым законодательством. 2397 «Не всячески по степенем мнишеским или по старейшинству, но егоже вси мниси советом добрейша смысл имуща изберут». Упом. в предыдущем прим. место. 2399 См. νταλμα διδμενον τος γουμνοις (Аф. Синт., V, 570–571). Ср. пп. 11–16 упом. монашеских правил для русских монахов (Барсов, прилож., стр. CXV-CXVI). 2400 В Австрии, по министерскому распоряжению 20 марта 1876 г. 10383, основанному на указе 9 февраля 1857 г., настоятель, пренебрегший этим, подлежит ответственности. 2402 IV Всел. соб. кан. 4 и 16, VII Всел. 18, 20 и 22, Трул. 40. 44 и 47, Анк. 19, Вас. Вел. 19, 20 и 60. 2403 У сербских монахов в австро-венгерской монархии этот обычай существовал вплоть до митрополита Иоанна Георгиевича (1769–1773), который первый допустил в своем доме употребление мяса в мясоед, а его примеру последовали и все монахи. В России и в настоящее время не только монахи, но и епископы никогда не едят мяса. 2405 Постановления греко-римского законодательства об этом си. в Νοv. Justin. 123, cap. 37, Basilic. IV, 1, 7 и 8. Nov. 5 imp. Leonis (Zacharia, III, 73–76). Относительно Австрии см. декреты 28 окт. 1772 г., 21 и 24 мая 1774 Г., 30 мая 1780 г., 9 нояб. 1781 г., 30 авг. 1782 г., 23 марта 1809 г.: 27 апр. 1816 г. и 7 июня 1833 г.; ср. и решение des k. k. obersten Cerichtshofes vom 25 Januar 1888, Z. 12903 ex 1887 (Archiv, 61, 72). По отношению к далматинским монахам в настоящее время действует постановление 26 апреля 1831 г. 7522 / 1577 которое было сообщено настоятелям монастырей окружным посланием епархиальной власти 31 мая того же года 413. Сила этого постановления была подтверждена далматинскими властями 4 июня 1861 г. за 2145. Относительно Сербии ср. постановления архиерейского собора 1863 г. 5 и 1864 г. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Исихий , 1767–75, перев. в Углицкий Покровский. Строители Патрикий , 1776. Исихий , 1776–80. Венедикт , 1781 и 82. Порфирий , 1782. Ираклий , 1784 и 85. Игнатий , 1786. Павел Предтеченский 1786 перев. из Варницкого; после – в Ярославском Афанасиевском. Ираклий , 1787 и 88. Анатолий , 1790–1802. Никанор , 1803–1805. Серафим , 1805–16. Дорофей , 1816–18. Палладий , 1818 и 19. Дорофей (опять), 1819–21. Моисей , 1821–26. Нафанаил , 1826–28. Никодим , 1828–30. Феоктист , 1830 и 31. Павел (игум.) с 1831. Геннадий (игум.) 1864. Исаакий , 1865. Николай , 1866 и 67. Серафим (игум.) 1869. 11 Белогостицкий, от Ростова в 7 верстах, когда основан, неизвестно. Заштатный. [III, 470.] В 1857 г. причислен к архиерейскому дому. Архимандриты Никандр , 1621, 26, 32, 35. Антоний , в февр. 1659. Гавриил , 1682–87. Игнатий , 1694. Филарет , 1707 и 8. Корнилий , 1711 и 12. Иоанникий , 1714–16. Доримедонт , 1718. Игумены Никон , в апр. 1721. Архим. Доримедонт (вторично) 1721–1723, уволен за болезнью. Ферапонт , 1723–26. Питирим , 1727. Филарет , 1732–35. Иосиф , 1737. Строители Иринарх , 1739 и 40. Сергий , с 1740. Дорофей , сменён 1810. Дионисий в 1810 перев. из Варницкого, а 1812 – в Пошехонский Адрианов. Самуил , 1812–15. Исаак , с 1815. Нектарий , 1821–28. Иринарх , 1828 и 29. Сергий , с 1829. Серафим , 1865 и 6; игум. 69. 12 Варницкий Троицкий, под Ростовом, существовал в XVI веке. В 1725 был уничтожен и перев. в Ростовский Спасский, а 1727 опять. Ныне заштатный. [III, 500.] Игумены Авраамий (строитель) в янв. 1614. Нифонт , в янв. 1624. Иона , 1647. Тимофей , 1654. Иона , в сент. 1657, в окт., дек. 1662. Варлаам , 1708. Иоанникий , 1738. Иринарх , 1744. Исаия , 1746–49. Мисаил , 1757. Исаия , в янв. 1758. Адриан , 1759–64. Игнатий , 1764 и 65; † … Строители Иларион , 1774–76. Мельхиседек , 1776–78. Порфирий , 1778–83. Анатолий , 1783–86. Павел Предтеченский определён в 1786 и вскоре перев. в Ростовский Петровский. Димитрий , 1786–98. Дорофей , 1798–1809. Исаак , 1809 и 10. Дионисий , в 1810 (не долго) и перев. в Белогостицкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1: Frühe Schriften. 1989; Bd. 2: Frühe Schriften. T. 2. 2005; Bd. 3: Frühe Exzerpte (1785-1800). 1991; Bd. 4: Jenaer kritische Schriften. 1968; Bd. 5: Schriften und Entwürfe (1799-1808). 1998; Bd. 6: Jenaer Systementwürfe I. 1975; Bd. 7: Jenaer Systementwürfe II. 1971; Bd. 8: Jenaer Systementwürfe III. 1976; Bd. 9: Phänomenologie des Geistes. 1980; Bd. 10: Nürnberger Schriften und Reden (1808-1816). 2003; Bd. 11: Wissenschaft der Logik. Die objektive Logik (1812/13). 1978; Bd. 12: Wissenschaft der Logik. Die subjektive Logik (1816). 1981; Bd. 13: Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften (1817). 2000; Bd. 14: Grundlinien der Philosophie des Rechts. 2005; Bd. 15: Schriften und Entwürfe I (1817-1825). 1990; Bd. 16: Schriften und Entwürfe II (1826-1831). 2001; Bd. 17: Vorlesungsmanuskripte I (1816-1831). 1987; Bd. 18: Vorlesungsmanuskripte II (1816-1831). 1995; Bd. 19: Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse (1827). 1989; Bd. 20: Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften (1830). 1992; Bd. 21: Wissenschaft der Logik. Die Lehre vom Sein (1832). 1985; Bd. 22: Exzerpte (1816-1831) [в плане]. Abt. 2: Ausgew. Nachschriften u. Manuskripte. Bd. 1: Vorlesungen über Naturrecht und Staatswissenschaft (1817/18). 1983; Bd. 2: Vorlesungen über die Philosophie der Kunst (1823). 1998; (Bde 3-5: Vorlesungen über die Philosophie der Religion) Bd. 3. Tl. 1: Der Begriff der Religion. 1983; Bd. 4 a/b. Tl. 2: Die bestimmte Religion. 1985; Bd. 5. Tl. 3: Die vollendete Religion. 1984; (Bde 6-9: Vorlesungen über die Geschichte der Philosophie) Bd. 6. Tl. 1: Einleitung. Orientalische Philosophie. 1993; Bd. 7. Tl. 2: Griechische Philosophie I: Thales bis Kyniker. 1989; Bd. 8. Tl. 3: Griechische Philosophie II: Plato bis Proklos. 1996; Bd. 9. Tl. 4: Philosophie des Mittelalters und der neueren Zeit. 1986; Bd. 10: Vorlesungen über Logik (1831). 2001; Bd. 11: Vorlesungen über Logik und Metaphysik (1817). 1992; Bd. 12: Vorlesungen über die Philosophie der Weltgeschichte (1822/23).

http://pravenc.ru/text/Гегель.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010