JOANNES VI CANTACUZENUS. Contra Barlaam et Acyndinum, 154, 693–710. Antirrheticorum adversus Prochorum Cydoniem, fg., 148, 74–5. THEOPHANUS NICÆNUS. Epistola 150, 287–300. ANONYMUS. Adversus Gregoram, 148, 77. 2 . Contra. GREGORIUS ACYNDINUS. Carmen de hæresibus Palamæ, , 150, 843–62. Epistolæ ad Niceph. Gregoram, 148, 68–76, 84–86. Iambi ad Gregoram, , 148, 29–30, 72–3. Adversus Balaam, fg., 150, 875–77. De essentia et operatione Dei, lib. 1–2, 151, 1191–1242. NICEPHORUS GREGORAS. Florentius, fg., 149, 643–8. Epistolæ 1–15: 149, 647–64; 16: 145, 425–30. Byzantinæ historiæ libri dogmatici 1–6 149. 233–442. Vide Gregoræ elogia, 149, 57–96. GEORGIUS LAPITHA. Epistolæ ad Gregoram, 1, 148, 57–60; 2–3, 90–2. JOANNES CYPARISSIOTA. Palamiticarum transgressionum libri 1 et 4, 152, 663–738. Vide fg., 148, 76–7. De Deo expositio materiaria decades 1–10, latine, 152, 741–992. DEMETRIUS. CYDONIUS. Adversus Palamam, 154, 835–64. Epistola ad Philotheum 148, 74. ad Gregoram, 148, 89–90. [CONSTANTINUS HARMENOPULUS]. Tomus in Palamam, 150, 870–76. ANONYMUS. Tomus in Palamam, 150, 804–70. ANONYMUS. Sermones duo contra Palamitas [anno 1347?], 161, 1139–56, 1155–86. MANUEL CALECAS. De essentia et operatione, 152, 283–428. 3 . Acta in causa Hesychastarum. Tomus Hagioriticus, 150, 1225–36. JOANNES XIV СР., (1334–47) constitutiones, 152: 1341 Julio vel augusto, n. 23. – Synodus condemnat dogmata monachi Barlaam, 1241–53 et 151, 679–92 ubi additur attestatio de Palama ab Athanasio metropolita Cyzici. 1341 . n. 22. – J. jubet colligi scripta Barlaam, 152, 1241. De tomo, 150, 900–6. 1344 Nov., n. 34 – J. notam facit monachis Athonitis decisionem synodi in causa Barlaam et Palamæ, 152, 1269–72. Tomus contra Palamam, 150, 863–4. 1345 . – Sermo patriarchalis, 150, 891–97. 1346 Sept. – Relatio pontificum ad Annam reginam contra Joannem Calecam, 151, 767–70. 1347 Febr. – Synodus (contra Joannem Calecam) confirmat condemnationem Barlaam et Acyndini, 152, 1273–84. 1347 Mart. – Joannis VI Cantacuzeni novella confirmans excommunicationem Joannis Calecæ, 161, 1116–1118 et 151, 769–774 cum addito.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

14 . Le Starets Ambroise. «Contacts», 40, 1962, pp. 219–236. 15 . La conscience catholiquë Implications anthropologiques du dogme de l’Eglise. «Contacst», 42, 1963, pp. 76–88. Английский перевод: Catholic Consciousness: Anthropological Implications of the Dogma of the Church – помещен в книге: In the Image and Likeness of God, New York, 1974 , pp. 183–195. 16 . Исхождение Святого Духа в православном учении о Троице. «ЖМП», 9, 1973, стр. 62–71. Помещен на языке оригинала в «JMP» Nos 9, 1П, 1973, pp. 54–58; 70–78 под заголовком: La Procession du Saint-Esprit dans la Doctrine Trinitaire Orthodoxe . 17 . Введение во храм Пресвятой Богородицы. «ЖМП», 11, 1973, стр. 74–75. Из книги В. Лосского и Л. Успенского : «Der Sinn der Ikonen», Dern und Olten, 1952. Английский перевод: The Entry of the Most Holy Theotokos into the Temple. «JMP », No 11, 1973 , p. 74–76. Перевод служебных текстов взят из «The Festal Menain», Mother Mary and Kallistos Ware. London, 1969, pp. 164–196. 18 . Сретение. «ЖМП» 1974, стр. 69–70. Из книги В. Лосского и Л. Успенского : «Der Sinn der Ikonen». Английский перевод: The Presentation of Our Lord Jesus Christ in the Temple. «JMP», No 2, 1974, pp, 57–59. 19 . Успение Пресвятой Богородицы. «ЖМП» 8, 1974, стр. 77–78. Из книги В. Лосского и Л. Успенского: «Der Sinn der Ikonen», Bern-Olten, 1952. Английский перевод: Dormition of the Most Holy Mother of God. «JMP », No 8, 1974 , pp. 77–78. НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ТРУДЫ В. Н. ЛОССКОГО 1. Sept Jours sur les Routes de France . 2. Cours d’Histoire du Dogme. БИБЛИОГРАФИЯ Блаж. Августин. Творения. Брюссель, 1974. Св. Василий Великий . Творения: 1–3 части, М., 1891; 4 ч. Сергиев Посад, 1892; 5 ч. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1901; 7 ч. 1902; Св. Григорий Богослов . Творения. 2–4 части, М., 1844; 5 ч. М., 1847. Св. Григорий Нисский . Творения. 8 ч. М., 1871. Дионисий Ареопагит . О Божественных именах. Буэнос Айрес, 1957. (Перевод игумена Геннадия (Эйкаловича) Добротолюбие. 1– V тома, М., 1888–1905. Преп. Иоанн Дамаскин . Творения. СПб.,1913.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Если хочешь молиться с похвалою, отвергайся себя ежечасно и всякие беды любомудренно терпи за молитву (прп. Нил Синайский , 71, 176). Источник. Если ты терпелив, то всегда будешь молиться с радостью (прп. Нил Синайский , 71, 177). Источник. Желая молиться как должно, не печаль душу; иначе тщетен твой подвиг (прп. Нил Синайский , 71, 177). Источник. Если желаешь молиться, отрекись от всего, чтобы все наследовать (прп. Нил Синайский , 71, 179). Источник. Когда стоишь на молитве, отложи в сторону телесные нужды, чтобы укушение комара или мухи не лишило тебя величайшего приобретения, доставляемого тебе молитвою (прп. Нил Синайский , 71, 192–193). Источник. ...Знай и то, что дела телесные много полезнее стихословия, совершаемого с парением ума (прп. Исаак Сирин , 58, 173). Источник. Когда предстанешь в молитве пред Богом, соделайся в помысле своем как бы муравьем, как бы пресмыкающимся по земле... и как бы немоществующим ребенком (прп. Исаак Сирин , 58, 217). Источник. Молитва с самопринуждением и терпением рождает молитву легкую, чистую и сладостную (прп. Зосима, 91, 129). Источник. На молитве стой с трепетом, как осужденный преступник стоит пред судиею, чтобы тебе и внешним видом, и внутренним устроением угасить гнев Праведного Судии... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 77). ...Научайся молиться из примера больных, как они умоляют врача о пощаде, когда он приготовился резать или жечь их тело. Не употребляй в молитве твоей премудрых выражений, ибо часто простой и неухищренный лепет детей был угоден Небесному Отцу их (прп. Иоанн Лествичник , 57, 234). Источник. Если во время молитвенного предстояния мы не одни, то употребим образ внутренней молитвы (прп. Иоанн Лествичник , 57, 236). Источник. ...Верным именуется и есть тот, кому вверена и кто имеет благодать Святаго Духа; благодать же сия просвещает ум, собирает его в себя и сосредоточивает, да разумеет, к Кому беседует и о чем беседует. Следовательно, кто не так действует в молитве, тот не имеет благодати Святаго Духа, неверным побывает и далеким от Бога (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 80).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

60 Филарет, митрополит Московский. Указ. соч. Ч. III. С. 290—292. 61 Митрополит Макарий. Православно-догматическое богословие. СПб.. 1883. T.I. С. 584. 62 Там же. С. 585—586. 63 Св. Василий Великий. Творения. СПб.. 1911. Т. I. С. 149—150. 64 Там же. T.II. С. 71. 65 Русская идеология. С. 117—120. 66 Тихомиров Л.А. Указ. соч. Ч.II. С. 116—117. 67 Там же. С. 12—20. 68 Там же. С. 22—24. 69 Там же. С. 25. 70 Т.е. самодержавною. Тихомиров в своем труде «Монархическая государственность» (Ч.III. С. 150) приводит определение самодержавной власти русского царя, данное Романовичем-Словатинским. который говорит: «Власть русского царя есть самодержавная, т.е. самородная, не полученная извне, не дарованная другой властью». 71 Тихомиров Л.А. Указ, соч. С. 28. 72 К учению о Святой Руси. С. 94. 73 Тихомиров Л.А. Указ. соч. С. 69—71. 74 Зызыкин М.В. Указ. соч. С. 59. 75 Тихомиров Л.А. Указ. соч. Московские ведомости. 1884. Ч. III. С. 133. 76 Аксаков И.С. Сочинения. М.. 1887. T.V. С. 13; Тихомиров Л.А. Указ. соч. Ч. III. С. 133. 77 Граловский А. Начала русского государственного права. СПб.. 1875. Т. I. С. 2. 78 Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. СПб.. 1910. Т.1. С. 61—62. 79 Там же. С. 77. 80 Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб.. 1893. Т. 1. С. 158. 160—162. 81 Филарет, митрополит Московский. Указ. соч. Ч. III. 82 К учению о Святой Руси. С. 94—95. 83 Там же. С. 95. 84 Там же. С. 94—97. 85 Русская Идеология. С. 93: К учению о Святой Руси. С. 96. 86 Русская Идеология. С. 126—127. 87 Там же. С. 148. 88 Там же. С. 179. 89 К учению о Святой Руси. С. 100. 90 Филарет, митрополит Московский. Указ. соч. Ч.П. С. 193—196: Ч.Ш. С. 224. 252. 91 К учению о Святой Руси. С. 99. 92 В русском переводе синодального издания слова этого стиха читаются так: «При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания: ибо жизнь человека не зависит от его имения». 93 В то время митрополит Макарий был архимандритом и профессором С- Петербургской Духовной Академии. 94 Собрание некоторых слов архимандрита Макария. инспектора и профессора богословских наук С.-Петербургской Духовной Академии. СПб.. 1847. С. 131. Ср.: Слова, беседы и речи Филарета (Гумилевского), архиепископа Черниговского и Нежинского. СПб., 1883. С. 461—462.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3883...

Там же. – С.65–66. Закон Божий. – М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег». 1998. – С.65. Тиволье П. Спутник искателя правды. Брюссель, 1992. — С.157. Конспект по догматическому богословию. – Свято-Троицкий Ново-Голутвинский России, 1993. – С.110–111. Конспект по догматическому богословию. – Свято-Троицкий Ново-Голутвинский России, 1993. – С.112. Конспект по догматическому богословию. – Свято-Троицкий Ново-Голутвинский России, 1993. – С.114. Дьяченко Г., протоиерей. Указ. Соч. — С.132. Закон Божий. – М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег». 1998. – С.76. Дьяченко Г., протоиерей. Указ. Соч. — С.139–140. Дьяченко Г., протоиерей. Указ. Соч. — С.139–140. Дьяченко Г., протоиерей. Вера, надежда, любовь. М., 1993. — Т.1. — С.69–70. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. — С.66. Конспект по догматическому богословию. – Свято-Троицкий Ново-Голутвинский России, 1993. – С.95. Там же. С.96. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. — С.67–68. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. — С.69–71. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. — С.69–71. Там же. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. — С.69–71. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. — С.77. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. — С.77–78. Там же. — С.78. Иоанн (Экономцев), игумен. Православие и наука на пороге третьего тысячелетия. Доклад. М., 2000. – С.4–5. Иларион (Алфеев) , иеромонах. Указ. Соч. — С.67. Иларион (Алфеев), иеромонах. Указ. Соч. — С.67. Там же. Там же. Иларион (Алфеев), иеромонах. Указ. Соч. — С.68. Иларион (Алфеев), иеромонах. Указ. Соч. — С.67. Иларион (Алфеев), иеромонах. Указ. Соч. — С.75. Иларион (Алфеев), иеромонах. Указ. Соч. — С.75. Кураев Андрей, диакон «Школьное богословие», М. 1997 – с.121 Цит. По: Митрополит Кирилл. Слово пастыря. –М.: Издательский совет РПЦ, 2004. – с.38 Иларион (Алфеев), иеромонах. Указ. Соч. — С.76. Цит. По: Митрополит Кирилл. Слово пастыря. –М.: Издательский совет РПЦ, 2004. – с.42

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

1866 4 апреля. Стихира Александру II-мy («по поводу избавления от напрасныя смерти») (Д., 137–141). 15 апреля–28 июля. Докладная записка М. Императору Александру II-мy (Д., 143–154). 19 июля. Стихира Александру II-мy переписана в Санкт-Петербурге набело («в день рожденья великого старца Серафима») (Д., 141). 25 июля. М. оставляет в Военном Министерстве письмо на имя министра об исходатайствовании Высочайшего разрешения начать деятельность Спасо-Преображенского банка (Д., 142). 26 июля. Секретная записка М. графу В.Ф. Адлербергу (Д., 142–143). 3 августа. Секретная записка графа В.Ф. Адлерберга главному начальнику III-ro отделения Собственной Его И.В. канцелярии. Препровождает по поручению Государя стихиру от 4 апреля и записку М. от 28 июля (Д., 161–162). 1860-е Без определённой даты. Присутствие М. на обеде в честь открытия новых земских учреждений. «Бунт» М. (Д., 74). Без определённой даты. Записка генерал-адъютанту барону Врангелю о пожаре в Симбирске. Осталась без ответа (Д., 144–145). Без определённой даты. Записка сенатору Жданову о причине пожара в Симбирске на 4-х страницах. Осталась без ответа (Д., 144–145). 1870-е Без определённой даты. Паломничества М. (Д., 10, 74–75). 1878 Март–апрель. Сон М-ва. Видение Божией Матери с просьбой заказать копию иконы Божией Матери у игумена Зосимы в Задонском Богородицком монастыре. Разговор об этом с женой. Письмо к игумену Зосиме с просьбой. Получение отказа. (Д., 75–76). Апрель–май. Получение второго письма от игумена Зосимы: согласие написать копию иконы в связи с явлением Зосиме Божией Матери (Д., 76). Июль. Получение иконы Божией Матери от игумена Зосимы. 1879 Без определённой даты. М. как коннозаводчик подносит в дар Николаю шестёрку лошадей. Отдарен бриллиантовым перстнем из кабинета Государя (С., 188). 5 января. Начало болезни М. (Д., 77). 14 января. Кончина М. (Д., 77). Январь. Погребение М. возле храма Казанской Божией Матери в Дивееве (Д., 77). Зима–весна. Письма игумена Задонского монастыря Зосимы и монахини Ефросинии из Киева к жене М. с извещением о явлении им М. в день его кончины 14 января с духовной просьбой (Д., 86). Приложение 2. Документы государственного архива Ульяновской области, касающиеся наследства, оставленного Н.А. Мотовиловым своим детям

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

...Христианин, не прославляющий Бога исполнением повелений Его и соблюдением заповедей Его, ничем не лучше неверных, если не хуже их (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 181–182). Источник. ...Христос алчет и жаждет, т.е. крайним и неудержимым желанием желает единого спасения всех человеков. Спасение же человеков есть удаление от всякого греха, какового удаления от греха невозможно справить без делания добродетелей и исполнения всех заповедей. Следовательно, когда исполняем мы заповеди Христовы, тогда питаем и насыщаем Христа, Господа всякой твари (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 186). Источник. ... , которые будут соблюдать заповеди до конца жизни... восприимут потом и все блага, им предуготованные, а которые окажутся презрителями заповедей, нерадивыми и неблагодарными к Благодетелю своему, те ниспадут от благ тех, как ниспал и Адам из рая. И это постраждут они не потому, что такими быть предопределил им Бог, а от своего собственного неразумия и злоумия (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 241). Кто не творит заповедей Христовых, пусть не думает, что не отрицается тем Христа. Нет, в каждом преступлении заповеди Христовой он отрицается Христа; как наоборот, кто творит заповеди Христовы, тот каждым исполнением заповедей исповедует Христа (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 266–267). Источник. ...Заповеди Христовы да будут единым общим для всех нас путем, который вел бы нас на небеса и к Самому Богу (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 4). ...Всякий подвизающийся и соблюдающий... заповеди Христовы бывает сыном и чадом Божиим, то, конечно, он бывает и верным и пред всеми обнаруживает, что он христианин (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 14). Чрез исполнение заповедей Божиих возвращается внутрь нас, как некий многочастный плод, – любовь, милостыня, благоутробие, кротость, смирение, терпение искушений, непорочность и чистота сердца, посредством которой сподобляемся зреть Бога. И в чистом уже сердце воссиявает благодать и просвещение Святаго Духа, который возрождает нас, делает сынами Богу, облекает во Христа, возжигает светильник в душе нашей, делает нас чадами Света, освобождает души наши от тьмы, и отселе еще, в этой жизни делает причастными Вечной жизни, хотя мы того и не знаем (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 15).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1 . In Conceptionem SS. Deiparæ (Ballerini), 543–68. 2 .     In Nativitatem (Combefis), 567–600. 3 .     In Præsentationem (Ballerini), 599–632. 4 .     In Annuntiationem (id.), 631–60. 5 . In Visitationem (id.), 659–98. 6 . In Desponsationem (id.), fg,, 697–700. JEJUNATOR. Vide JOANNES J. JEREMIAS, Chersonis metr., s. XIV, 152. Attestatio (Ada Joan. Calecæ, 10), græce, 1227. JOANNES, s. IX. Acrostichon adversus imagines , 1–2, 99, 435–36, 475–76. JOANNES ANAGNOSTA, s. XV, 156. De excidio Thessalonicensi (Allatius), 587–632. Notitia Hankius, 583–6. JOANNES I ANTIOCHENUS ер., 77. Epistolæ in Synodico, 84, с. 2, 4, 17, 37, 38, 39, 44, 48, 49, 50, 76, 77, 80, 86, 91, 122, 123, 126, 176, 187, 196, 197. 1 . Epist. ad Nestorium (Mansi), 77, 1449–58. 2 . – ad Cyrillum (inter cyrillianas 22), 131–22. 3 . – ad Xystum papam (ibid., 35), 163–66. 4 . – ad Cyrillum (ibid., 38), 169–74. 5 . – -- (ibid., 47), 247–50. 6 .   – – latine (ibid., 66), 329–32. 7 .   – ad clerum CP. (inter Theodoreti epist., 145), 83, 1447–8. 8 . Relatio ad imperatorem (ibid., 161), 1457–64. Notitia Lequien, 77, 1449–50. JOANNES IV ANTIOCHENUS patr., s. XI-X1I, 132. De monasteriis laicis non tradendis, 1117–50. Notitia Cotelier, 1115–8. JOANNES ARGYROPULUS, s. XV, 158. De processione Spiritus S. (Allatius), 991–1008. Epistola ad cardinalem Roboreum (Pasini), 1007. Notitia Bo_erner, 983–92. JOANNES XIV CALECAS, CP. patr., 1334–47. Synodicæ constitutiones (Miklosich-Muller), 152, 1215–84. (n. 23=151, 679–92 [Dositheus].) Tomus contra Palamam (Allatius), 150, 863–4. De tomo [syhodica n. 23] (id.), 150, 900–6. Sermo patriarchalis (id.), 150, 891–7. De cruce (Gretser) 1–2, 152, 253–62, 263–80. Notitia, 249–50. Montfaucon. Index homiliarum 1–60 ex cod. Coislin 386, 249–52. JOANNES X CAMATERUS, CP. patr., 1199–1206. Responsio canonica (Leunclavius), 119, 890–94. JOANNES CAMENIATA. s. X. 109. De excidio Thessalonicæ, 52–638. Monitum Combefis, 519–22. JOANNES CANANUS, s. XV, 156. Narratio de CP. oppugnata (Allatius), 61–82.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Ad reginas, 1201–1420. Homiliæ Ephesi habitæ 1–8, 77, 981–1010; 15–16, 1089–96; 20, 1109–12; 21–22, 1111–16. Homilia paschalis 17», 77, 767–93. ACACIUS MELITENES. Homilia Ephesi habita, 77, 1467–72. MEMNON Ephesinus Epistola, 77, 1463–6. EUTHERIUS TYANENSIS, Confutationes quarumdam propositionum (Ps.-Athanasius), 28,1337–94. THALASSIUS. Libellus ad Theodosium, 91, 1471–80. SYNODICON. Adversus trago_ediam Irenæi, 84, 565– 864. Horum scripta insunt: Abbibus, cap. 134. Acacius Melitenus, 83, 213. Antiochenus, 24. Acacius Berrhænsis, 41, 53, 55, 221. Alexander Apamæus, 132. Alexander Hierapolitanus, 54, 57, 58, 64, 65, 69, 93, 94, 96, 100, 102, 104,105,127, 129,135, 136,147, 149, 152. 154. 156, 165, 167, 169, 178, 182. Andreas Samosatenus, 43 59 62, 63, 82, 90, 98, 101, 103, 106. Candidianus, 9, 10, 11. Claudianus, 202. Cyrillus Alex., 1 56, 84, 85, 108,194, 195, 198, 204, 205, 206, 207–12, 214–5, 217–8. Dionysius, 142, 143, 179, 181. Dorotheus, 46, 78, 115, 137. Domitianus quæstor, 125. Ephesina synodus, 220. Epiphanius, 203. Eusebius Dorylæus, 5. Eutherius Tyanensis, 73, 74, 116, 117, 201. Eutyches, 222–3. Helladius, 68; 111, 114,130,144,164, 192, 193. Hermogenes, 131. Hesychius Castabalensis, 157. Hypatia, 216. Irenæus, 21, 42, 75, 89, 118, 186, 190. Isidorus Pelusiota, 6. Joannes Antiochenus, 2, 4,17, 37, 38, 39, 44, 48–50, 76–7, 80, 86, 91, 122–3, 126, 176, 187, 196–7. Joannes comes, 16. Julius, 224. Libianus, 184, 185. Maximinus Anazarbi, 67. 109, 112, 113, 159. Meletius Mopsuestenus, 92, 119, 124, 141, 145, 155, 158, 163, 171, 174, 177. Nestorius, 3, 8, 15, 25. Orientates Ephesini, 7, 12, 13, 14, 18, 19, 22, 23, 26, 27, 28. Orientates legati, 31, 32, 34, 35. Parthenius, 130. Paulus Emesenus, 107. Proclus, 153. Rabbulas Edessenus, 200. Theodoretus, 10,30. 36,40,45,47, 60, 61,66, 70,71, 72, 81, 87, 88, 95, 97, 99, 110, 120, 121, 128, 133, 138, 139, 146, 148, 151, 160, 161, 162, 166, 168, l70, 172. Theodoras Ancyranus, 199. Theodosius II, 16, 29,33, 51,52, 140,188, 189, 191, 219.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Synodicon adv tragoediam IrenaeI, С.13,18, PG.84, 600В,610А. 8 К характеристике этих школ см.: свящ. Т. И. Лященко (проф. архим Тихон). Значение св. Кирилла Александрийского в истории христианского богословия. Киев, 1913, с.2–3,7. 9 Св. Афанасий смешивал ουσα и υπστασις во св. Троице (De decretis Syn. Nicaeni 27, PG.25, 465B; р. п. I.2, 436; De synodis Arim. et Sel.41; Tomus ad Antiochenos, 6, PG.26, 765A,801C; р. п. I2, 146,170), св. Кирилл — φσις и υπστασις во Христе (Apol. contra Theodoretum, anatk II, PG.76, 401A; ДВС. II.2, 59; Ep.40,50, PG.77, 193В,276В.). Эти неточные формулы александрийцев очень беспокоили»восточных». В тринитарном вопросе они (омиусиане) успокоились лишь тогда, когда выработали формулу; τρεις υπστασις, μα ουσα (Св. Афанасий Великий, Tomus ad Antioch. 5–6, PG.26, 801A-D; р. п. III.2, 169–170; ср. А. П. Орлов, Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского. Сергиев Посад, 1908, с.251д.), а в христологическом — тогда, когда св. Кирилл принял терминологию их исповедания в своем униональном послании 433г. (Ер.39, PG.77, 177А; ДВС. II.2,149), или, вернее, тогда, когда Леонтий Византийский удачно применил к христологии термин ενυπστατον, покончивший со всеми недоразумениями в этой области (см. ниже, [стр.42], в эл. версии — «Полемика с монофизитами», прим.9–12). 10 Иногда антиохийцы в своих богословских сочинениях без нужды выставляли напоказ свою ученость и познания в классической литературе, чем, конечно, справедливо оскорблялось религиозное чувство александрийцев. Ср. замечание св. Кирилла Александрийского по поводу аналогий, заимствованных блаж. Феодоритом из мифологии: Apol. contra Theodoretum prol., PG.76, 383C; ДВС. II.2,54 11 Ср. И. В. Попов, Религиозный идеал св. Афанасия Александрийского. Троице–Сергиева Лавра, 1904, с.65–68. 12 Св. Кирилл Александрийский, Ер.67, PG.77, 336В; Ер.71,72, 343A-344A,344D. Против этих нападок»восточные»защищали своих»отцов», даже составили особый собор в Антиохии; они утверждали, что их»отцы»учат согласно с свв. Афанасием, Василием, Григорием (ср. в письмах св. Кирилла Александрийского. Ер.69, PG.77, 340В; Ер.68, — 338С) и потому достойны общего признания, что сами они признают александрийских отцов (Synodicon adv. tragoediam Irenaei, С.196. PG.84, 811 А). св. Кирилл, однако, не находил этих утверждений»восточных»убедительными и прямо считал лживыми их заявления, будто они следуют александрийским отцам (Synodicon, С.198, PG.84, 812D-813A). Впоследствии православные избегали ссылаться на»восточных»отцов и выдвигали лишь авторитет александрийцев (ibid. С.225, 862В; ср. Collatio cum Severianis, Mansi, VIII, 820D-821A). 13

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010