Се же приходящу(41) Михаилу к(42) благоврному(43) князю Георгию(44) Ивановичу(х)(45), поклонение(46) сътворяюще(47) умиленым(48) сердцем(49): «Господи, княже(50), наю да повелит твое(51) господство(52) нашей худости(53), твоему рабу, хотящу(54) ми създати(55) церковь камену(56) прекрасну в(57) твоей дръжав(58) в(59) имя святыя(60) и(61) л. 468 живоначалныа(62) Троиця(63), ещё же и прдлу(64) быти на деснои(65) стран(66) в(67) имя пресвятыа(68) Владычица(69) нашея(70) Богородиця(71) (72)приснодвы(73) Мариа(74) честнаго (75)рожества ея»(76), – еже и бысть тако, нын же всми(77) видима и славима(78). Князю(79) же(ц)(80) Георгию(81) удивльшуся(82) таковому начинанию, веселяшеся(83) и глаголюще(84) ему: «Хотящу(85) ми, да поне(86) и аз(87) приложу(88) часть(89) своего(90) господства(91) и да не буду лихован лишен такова начинаниа»(92). Михаилу(93) же(94) не рачяше(95) тако(96) збытися(97), но единому(98) таково(99) желаемое(100) получити. Князь жe(XI.1) 313 повел(2) воли(3) его быти, да не л. 468об. отщетит(4 )его такова(5) начинаниа(6). Михаило(7) же радовашеся(8) велми(9) таковому (10) повелнию(11) и отиде от него. Приспвшу(12) же времени рачению его, поиде(13) в(14) обитель святыа(15) и(16) живоначалныа(17) Троица, (18)манастырь(ч)(19) пореклом(20) Колязин, по своей(21) рачителнои мысли. Достигшу(22) же(23) ему тоя(24) святыя(25) обители, прииде(26) к(27) цлбоносному(28) святаго (29)славнаго (30)и дивнаго(31) новаго чюдотворца Макариа(32) гробу(33), прося у(34) него помощи и(35) поспшениа(36), та(37) же поиде к(38) игумену Иасафу(39) благословение приати(40) от него. Игумен же(41), видв(42) л. 469 Михаилово(43) пришествие (44)срте(45) его потщателно(46) и даша ему о Христе(47) цлование(48), (49)внидоша в клию(50), (51)начаша(52) духовне(53) бесдовати(54). Михаилу же глаголюше(55) к(56) игумену: «Господи святче Божий(57), да помолишися Богу и (58)пречистои(59) Богородици(60) и преподобному отцу(61) Макарию о нашем начинании(62), поне(63) хотящу(64) ми създати(65) церковь камену(66) в(67) обитель(68) вашеа(69) добрыа(70) дтелии(71) в(72) имя святыя(73) и(74) живоначалныа(75) Троица». Игумен(76) же веселым сердцем(77) рече ему: «Бог(78), господине(79), да(80) благословит тя и поспшит(81) твоему(82) благому вщанию(83) и начатку»(84). Таже игумен з(85) бра

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Род князя Иоанна Никитича Адоевскаго. Л. 69. Род князя Димитриа Михайловича Пожарского. Л. 69 об. Род князя Иоанна Хилкова. Л. 70. Род князя Василиа Петровича Щербатова. Род князя Феодора Василиевича Щербатова. Л. 70 об. Род князя Иоанна Иосифовича Щербатова. Род князя Алексиа Лвова Кашина. Род княгини Софии Галицына. Д. 71. Род Силы Иосифовича Аничкова. Л. 71 об. Род болярина Кирила Полуектовича Нарышкина. Л. 72. Род болярина князя Димитриа Петровича Львова. Л. 72 об. Род князя Иоанна Иоанновича да брата его князя Михайла Кубенских. Л. 73. Род Татевых. Л. 73 об. Род князя Иоанна Феодоровича Суцково. Л. 74. Род Алексеа Ивановича Унковского. Род Тихона Михайловича Коробовскаго. Л. 74 об. Род Андреа Яковлевича Мотовилова. Род Григориевы жены Яковлевича Унковскаго Марии Федоровны. Л. 75. Род Иакова Александровича Малыгина. Л. 75 об. Род князя Иоанна Прохоровича Ушатово-Жеряпина и сына его князя Федора во иноцех Филарета. Л. 76. Род боярина князя Феодора Феодоровича Волконского. Л. 76 об. Род розрядного думнаго диака Дементиа Минича Башмакова. Род Феодора Манамахова. Л. 77. Род Мартемьяна Семеновича Бредихина. Л. 77 об. Род Арьтемиа Иоаннова сына Яхоньтова. Л. 78. Род Протасов. Разных. Л. 78 об. Род Веньяминовых. Род Страховых. Л. 79. Род Борщевых. Л. 79 об. Род князя Михайла Кашина. Л. 80. Род Федора Наумовича Елизарова. Л. 80 об. Род разных (скоропись). Л. 81. Род околничево Федора Кузмича да брата его думного дворянина Прокопиа Кузмича Елизаровых. Л. 82. Под заставкой: Род Василиа да Григориа Яковлевичев Унковских. Л. 83. Род Сергия Александровича Хитрово столника. Л. 83 об. Род Даниила Цвиленева. Род Владимира Неболсина. Л. 84. Род князя Стефана Шеханского. Род Никиты Наумовича Беглецова. Л. 84 об. Род Иоанна Стефановича Урусова. Род Федора Михайловича Баяшева. Род Воробиных. Л. 85. Род Иоанна Фрязина. Род Константина Лихачева. Род Богдана Чихачева. Л. 85 об. Роды разных. Л. 86. Род Иоанна да Иосифа Вешкова. Род Терюшново Леонтиевича Облезова. Л. 86 об. Род Петра Гаврилавича Чирикова.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/s...

л. 477 немал, и въпиаше(68) с(69) удивлением: «Въистинну(70), (71)отче(72) преподобне Макарие, угодниче(73) Христов, небесныи человк, земныи(74) аггел(75) еси!» По удивлении же своем стоаше(76) немал час и прослави(77) Господа Бога и новаго чюдотворца Макариа(78). Написа(л) же себ(79) хартию(80), (81)преславно чюдо(82), князю же Георгию(83) погостившу(84) его честно(85), времяни(86) же(87) достигшу(88), архимандрит(89) Иона взяша(90) (91)от князя Георгиа(92) достойное поклонение к(93) старишому(94) брату, (95)великому князю(96) Василию(97), и к(98) святишому(99) митрополиту Данилу(100) makoжe(XVIII.1) 320 , таже(2) л. 477 об. поиде в(3) пресловущии(4) град Москву. (5)Немногу же времяни(6) минувшу(7), се(8) (9)уже(10) достигшу(11) ему(12) град(13) Москву(14), прииде к великому князю Василию(15) Ивановичю(16) и являет(17) ему от брата(18) князя Георгиа(19) вышереченное поклонение, та же и к(20) святишему(21) отцу(22) митрополиту(23) Данилу(24), (25)и сказывает им(26), якоже вид(27) святаго Макариа(28) чюдно(29) и преславно паче ума человчя(30). Се(31) же времени(32) невелику(33) минувшу(34), по съветованию(35) благоврнаго(36) великого(37) князя Василия(38) Ивановича(м)(39), се же и по воспоминанию(40) благовернаго(41) князя л. 478 Георгиа(42) Ивановича(н)(43) пресвященныи(44) митрополит Данило(45) събра(46) к себ(47) поручении(48) русской(49) митрополии(50) свою братию, архииепископы(51) и епископы, архиимандриты(52) и(53) игумены(54) честныа(55), начаша духовн(56) бесдовати(57) и(58) потщателн(59) о преподобном(60) отци(61) Макарии(62), новоявленном(63) чюдотворци(64), глаголаше(65) в себ(66) сице: «Бог(67) прославляем(68) в(69) свтх(70) святых». И пакы(71) глаголаше(72) «Похваляему(73) праведнику веселятся(74) людие». Инде(75) же рече(76): «Не может(77) град укрытися връху(78) горы(79) стоя(80), ни свтилник(81) под съсудом(82) съкрыт(83), но(84) явлен(85) свт(86) всм»(87). Сего же(88) свтилника(89) л. 478 об. не(90) рачаше(91) Бог(92) съкрыти(93) под землею, но(94) явлену(95) ему(96) быти(97). Сказание о иконе Макария Желтоводского и Унженского в Хергозерском монастыре Каргопольского уезда

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тот же философ в книге, называемой «Федон», сообщает о будущем состоянии душ у грешных и у праведных. Скверный и нечистый в ад отойдя, в мерзкую тину ввержен будет, а совершенно очищенный божиим законом к богу вселится. И снова о том, чья прошедшая  жизнь  праведной и преподобной была: подобает верить, что на островах блаженных поселится он в полном покое и прохладе без всякой скорби и печали. А тот, кто безбожно и неправедно жил, ввержен будет в теснилище осуждения, Тартаром именуемое. Этому от египтян научился. Он же говорит, что душа свободной является и владычицей страстей; и если овладеешь собой, то всех одолении это первая победа и важнейшая, а самое постыдное и злое — если будешь своим естеством побежден.   УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН       Август (римский император) 133 Августин Блаженный 21, 22, 76, 80, 83, 88, 139, 147, 159, 163, 167, 174 Аверинцев С. С. 86 Агостино Нифо 95 Акакий (тверской епископ) 41 Александр Македонский 7, 77, — 133 Александр Невский 140 Александр VI Борджиа (римский папа) 23, 33 • Александропулос М. 58 Альберт Великий 83 Амброзио де Росато 77 Анаксагор 26, 51 Аристотель 8, 15, 19, 21, 38, 51, 59, 60, 77, 80, 83, 91, 166, 170, 171, 176, 181 Артемий (троицкий игумен) 43 . Афанасий Александрийский Башкин М. 13 Белоброва О. А, 51, — 57 Белокуров С. А. 52, 57, 59 Бсме Я. 111, 114 Берсень–Беклемишев И. 42, 115, — 136 Бистерфельд  В. 162  13 М. Н. Громов Богаевский Б. 16 Большаков Т. С. 46 Брунон Вюрцбургский 61 Брюсова В. Г. 98, 175 Буланин Д. М. 46, 56 — 58, 65, 122, 175 Булев Н. 71 — 73. 75, 76, — 147 Бычков В. В. 112 Бэкон Ф. — 74 Варлаам (московский митрополит) 37, — 130 Василий Великий — 64 Василий III (великий князь московский) 31, 32, 34 — 37, 40, 71, 110, 121, 129, 130, — 135 Вассиан (ростовский архиепископ) — 122 Вассиан Патрикеев 32, 34, 35, 40, — 50 Вассиан Топорков — 12 Вергилий 51, — 172 Вивес X. 83, 139, — 174 Вишенский И. — 88 Владимир Волынский — 172 Владимир Мономах  (великий князь киевский) 61,  - — 132 Владимир Святославич (великий князь киевский) 138, — 172

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=886...

501 Это странное выражение автора, по-видимому, является ошибкой. По логике его следует читать так: «...если Христос не Бог по Божеству и не человек по человечеству...» – Прим. ред. 503 Ibid. Послание Кирилла к Иоанну Антиохийскому//Деяния Вселенских соборов. Т. II. С. 372. PG Т. 77. Col. 173. Подробные сведения о жизни и литературной деятельности свт. Кирилла Александрийского можно найти в специальной и обстоятельной монографии. См. Свящ. Лященко Т. Свт. Кирилл, архиепископ Александрийский. Киев, 1913. 506 Ο γρ διπλος εστιν, λλ’ εις κα μνος Κριος και Yις κ Θεο πατρς Λγος «Ибо не двойственен, но един и единственен Господь и Сын Слово от Бога Отца». Adversus Nestorium. PG Т. 76. Col. 85А. " Αληθς ειΚριος ησος Χριστς... εις νοται κα μνος «Поистине единый Господь Иисус Христос... мыслится единым и единственным». PG Т. 76. Col. 60CD. 509 Деяния Вселенских соборов. Т I. С. 330–331; ср. De recta fide ad Theodosium imperatorem. PG T. 76. Col. 1160B. 510 Epist. ad Valerianum Iconiensem episcopum. PG T. 77. Col. 257BC, 260C; cp. Epist. ad Succensum. Col. 236D: οκον γεγονεν νθρωπος, οκ νθρωπον νελαβεν «Итак, Он стал человеком, а не воспринял человека». 511 Послание Кирилла к Несторию//Деяния Вселенских соборов. Т. I. С. 330; ср. Adversus Nestorium. PG Т. 76. Col. 60D. 516 Ibid. T. 77. Col. 424, 593; T. 75. Col. 1398, 1032; см. Чекановский А. Современные задачи богословия по отношению к учению о Лице Господа Иисуса Христа//Труды Киевской Духовной Академии. 1911 (Февр.). С. 281–282. 517 Свт. Кирилл пишет Несторию в Послании с анафематизмами: «Образ соединения мы не понимаем ни как приложение, ибо этого недостаточно для единения естеств, ни как согласие свойств. Мы даже избегаем имени «союз» ( συνφεια), как не могущего ясно выразить «единение» ( νωσις)» (Деяния Вселенских соборов. Т. I. С. 444). 518 Впрочем, это не значит, что христология свт. Кирилла вообще отличается терминологической точностью. Так, он нередко отождествляет υπστασις «ипостась» с φσις «природой», πρσωπον " лицо» с υπστασις «ипостасью». PG Т. 76. Col. 401 А, 332С, 336D. См. об этом Tixeront. Р. 61.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Пс.76:19.   Глас грома Твоего в колеси, осветиша молния Твоя вселенную: подвижеся и трепетна бысть земля. Давид в этих словах делает олицетворения, усвояя безчувственным стихиям душу и чувство. Чувственные «громы» и «молнии» пусть обращают нас к производящему их Богу. Подобно молнии, и дарования Святаго Духа освящают всю «вселенную» , и спасительная евангельская проповедь, подобно раскатам «грома» , чистым страхом объяла уверовавших (Афанасий, Севир). Пс.76:20.   В мори путие Твои, и стези Твоя в водах многих, и следы Твои не познаются. Поскольку в житейском «море» Господь невидимо шествует со Своими, то «следы» , т.е. пути Божии остаются невидимыми и непознанными для неверующих людей: «неизследовани путие Его» (Рим. 11:33) (Афанасий). Пс.76:21.   Наставил еси яко овцы люди Твоя рукою Моисеовою и Ааронею. Как «овцы» направляются жезлом пастырей, так и христиане ограждаются Крестом Христовым. Поэтому и упомянул Пророк о «Моисее» и об «Аароне» , которые во образ Креста носили жезл, производивший чудеса в Египте и в пустыне (Исихий). КАФИСМА ОДИННАДЦАТАЯ Разума Асафу, 77 Псалом этот, «разума» пророческого исполненный, предостерегает от бедствий, которые случились с иудеями по их неразумию. Говорит в этом псалме пророк Давид как бы от лица Христа к верующим христианам, увещевая их «внимать закону» евангельскому (Златоуст, Афанасий). Пс.77:1.   Внемлите, людие мои, закону моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих. Спаситель требует от своего народа напряженного слуха, чтобы он не подвергся одной участи с прежним иудейским народом, не послушавшим Бога. Повелевает тщательно исследовать закон евангельский и от всего сердца выслушать пророчество (Евсевий, Златоуст, Феодорит). Пс.77:2.   Отверзу в притчах уста моя, провещаю ганания исперва. «Ганания» — тайные слова пророческие, открытые светом Евангелия Христова (Иероним). Пс.77:3.   Елика слышахом и познахом я, и отцы наши поведаша нам: Пс.77:4.   Не утаишася от чад их в род ин, возвешающе хвалы Господни и силы Его, и чудеса Его, яже сотвори.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Изложив сущность своих христологических воззрений, он замечает здесь: «это исповедали и Восточные, хотя выразили темновато» (Mansi, V, 345. С. Migne. gr. ser. t. 77, col. 225. В. D. Деян., II, стр. 403–404). 479 Synodicon, cap. CCIII: М. 84, col. 827. Балюз предполагает, что здесь разумеется Александр не Иерапольский (что несомненно), а Апамийский (ibid., not. 89). 480 Synodicon, cap. CCIII: Μ. 84, сои. 827. D-829. В этом письме Кирилова синкелла в Константинополе Епифания говорится о benedictiones разным Константинополь­ским сановникам. 481 Synodicon, cap. CCIV: Μ. 84, col. 830. В. (Mansi, V, 349. С. Migne, gr. ser. t. 77, col. 252. С. Деян., II, стр. 409–410). Cnf. epist. Ioannis ad Cyrillum: Migne, gr. ser. t. 77, col. 248–249. Epist. S. Cyrilli ad Theognostum: Migne, gr. ser. t. 77, col. 169. B. Synodicon, cap. LXXXV: M. 84, col. 700, A. 482 Mansi, V, 202. D. Migne, gr. ser. t. 77, col. 177. Ä ς ( κθσεως) δεχθε σης συν ρεσεν... χειν μ ς Νεστ ριον κατθηρημνον κτλ... Мы признаем совершенно неверным русский перевод (Деян., II, стр. 359): «принимая такую веру, мы хотели бы» и пр.... По­мимо грамматической неправильности, такое понимание (впрочем, одобряемое и признаваемое некоторыми учеными) может вести к мысли, что все примирительное послание Иоанна было отправлено вместе с Павлом Эмесским тотчас после письма св. Кирилла к Ака­кию Верийсвому, причем Антиохийский символ был предложен «Восточным» Александрий­ским архипастырем, как несправедливо (not. XIII Pagii ad an. 432: Annales, t. VII. Lucae. 1741. P. 436–437) думал Бароний (not. LIII ad an. 432: Annales, t. VII, p.437). Cnf. epist. Ioannis ad imper. Theodosium. Synodicon, cap. XCI: M. 84, col. 705. A. 483 Mansi, V, 288. D. Migne, gr. ser. t. 77, col. 168. А. Деян., II, стр. 353. Gnf. epist. S. Cyrilli ad Theognostum. Synodicon, cap. LXXXV: M. 84, col. 700. A. Migne, gr. ser. t. 77, col. 169. A-B. 485 Mansi, V, 285. Migne, gr. ser. t. 77, col. 164–165. Деян., II, стр. 350–351. Cnf. Synodicon, cap. XCI (M. 84, col.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

О вы, кто верует! Себе в друзья и покровители вы не берите ни иудеев, ни христиан, они — друзья один другому. А тот из вас, кто их берет в друзья, тот сам — из их числа. (Сура 5:51) В год, когда армии мусульман столкнулись на севере от Медины с военными силами Византии, враждебность Мухаммада к христианам достигла своего апогея. В предании говорится, что Коран гневно осуждает их куфр (неверие в Аллаха) за веру в божественность Христа, а также за веру в триединое Божество (сура 5:75–76). Куфр — обвинение, обычно направляемое только в адрес идолопоклонников. Последние записанные слова пророка отмечают рост неприятия Мухаммадом Людей Библии в конце его жизни: Умар б. ал-Хаттаб повествует, что он слышал, как посланник Аллаха (да пребудет он с миром) сказал: «Я изгоню иудеев и христиан с Аравийского полуострова и никого не оставлю здесь, кроме мусульман». (Ас-Сахих Муслима, том 3, с. 965) Умар б. Абд ал-Азиз говорит, что последним высказыванием посланника Аллаха (да пребудет он с миром) было: «О Господь, умертви иудеев и христиан. Они сделали церкви из могил их пророков. Остерегайтесь, в Аравии не должно быть двух вероисповеданий». (Ал-Муватта Малика, с. 371) Между исламом и двумя другими религиями, с наследием которых связывал себя пророк, был брошен жребий. Вплоть до настоящего времени мусульмане с подозрением, недоверием и враждебностью относятся к двум другим монотеистическим вероисповеданиям. Возможно, Мухаммад так никогда и не понял причину отказа иудеев и христиан признать его, в результате чего ислам исторически поставил себя в оппозицию к иудаизму и христианству, вместо того чтобы мирно с ними сосуществовать. Оценка многоженства Мухаммада Жены пророка в Медине Незадолго до переселения переселения в Медину Мухаммад потерял Хадиджу, свою единственную мекканскую жену. Его брак с ней был здоровым и счастливым и продолжался двадцать пять лет. Однако ее смерть принесла большие изменения в личную жизнь пророка: с этого времени количество его жен все увеличивалось. Двенадцать лет спустя, к моменту его смерти на новой родине в Медине, их было девять.

http://azbyka.ru/muxammad-prorok-islama

Таинства Крещения и Миропомазания у К., так же как и у Тертуллиана, рассматриваются вместе; однако в отличие от Тертуллиана К. считает Миропомазание отдельным таинством наряду с Крещением (sacramento utroque nascantur - Cypr. Carth. Ep. 72. 1). Крещение (baptisma, baptismum) означает «второе, духовное рождение, которым мы рождаемся благодаря купели возрождения» (Ep. 74. 5; ср.: Ep. 74. 7; 63. 8; De unit. Eccl. 11; De zel. et liv. 14; De bono patient. 5; De op. et eleem. 2; De unit. Eccl. 11; De habitu virginum. 23; Ad Demetr. 26). По словам К., «все, кто приходят к божественной купели для освящения в крещении, благодатью спасительной купели отлагают ветхого человека и, обновленные Святым Духом, в новом рождении очищаются от нечистот древней скверны» (De habitu virginum. 23). Крещение есть таинство, в к-ром умирает в нас ветхий человек и рождается новый (Ep. 74. 6; De habitu virginum. 23); крещаемый умирает и погребается для грехов, облекается во Христа (Ep. 74. 5) и совоскресает с Ним в небесном возрождении (De zel. et liv. 14). В крещении человек, рождаясь от Матери-Церкви, усыновляется Богу (De orat. Dom. 9; Ad Demetr. 25; De bono patient. 5; Ep. 63. 8; 74. 6-7). В этом таинстве человеку даруется отпущение грехов не только личных, но и прародительского (De op. et eleem. 2; Ep. 64. 5; 70. 1-2; 73. 18; 74. 5) (см. ст. Грех первородный ). Вероятно, поэтому К. в отличие от Тертуллиана признаёт необходимость крещения младенцев (см.: Ep. 64. 5). По его мнению, крещение должно совершаться сразу же после рождения, а не на 8-й день (Ibid. 2). Крещаемый сознательного возраста произносит Символ веры (Symbolum) и отвечает на вопросы, в частности: «Веришь ли в жизнь вечную и отпущение грехов через святую Церковь?» (Ep. 69. 7; 70. 2). Очистить грехи и освятить человека вода может только тогда, когда имеет Св. Духа, так что крещение без Него невозможно; невозможно облечься во Христа без Духа, как и Духу отделиться от Христа (Ep. 74. 5). Поэтому прежде вода должна быть очищена и освящена священником (Ep. 70. 1). К. настаивает на том, что недостаточно крестить во имя одного Господа Иисуса Христа, но крещение должно совершаться во имя Св. Троицы (Ep. 73. 5, 18). Хотя обычно крещение должно совершаться через погружение, К. признает и крещение через обливание в случае крайней необходимости (напр., в болезни - Ep. 69. 12). Возможно также, что во время крещения священником совершались экзорцизмы (см.: De idol. vanit. 7; Ep. 69. 15). Подобно Тертуллиану, К. говорит и о «втором крещении» - «крещении кровью», т. е. мученичестве, к-рое намного превосходнее первого (Exhort. mart. Praef. 4; Ep. 73. 22).

http://pravenc.ru/text/1684710.html

Пс.74:5.   Рех беззаконнующым: не беззаконнуйте, и согрешающым: не возносите рога. Пс.74:6.   Не воздвизайте на высоту рога вашего, и не глаголите на Бога неправду: Господь говорит, что не хочет Он наказывать, но предсказывает наказание, чтобы люди возненавидели всякое беззаконие и позаботились о скромном и праведном образе мыслей. Ибо величайшее нечестие — грешить и этим «воздвигать рог» , т.е. гордиться (Феодорит). Пс.74:7.   Яко ниже от исход, ниже от запад, ниже от пустых гор. Ни на «исходе» (востоке), ни на «западе» , ни в «пустых горах» невозможно будет скрыться грешным в день Страшного суда Божьего (Афанасий). Пс.74:8.   Яко Бог судия есть: сего смиряет, и сего возносит. Учит, что перемены в жизни каждого человека бывают по божественному определению (Феодорит). Пс.74:9.   Яко чаша в руце Господни вина нерастворена, исполнь растворения, и уклони от сея в сию: обаче дрождие Его не истощися, испиют вси грешнии земли. «Чаша в руце Господни» означает праведное воздаяние, которое справедливо «испиют вси грешнии земли» . Господь как бы выжимает в «чашу» плоды каждого человека — и добрые и злые, и растворяет зло добром. И у кого «дрождие не истощаются» , т.е. грехи пребывают, те и «испиют» свои собственные худые дела. Ибо Бог наподобие врача посылает наказание на тех, которые нуждаются в горьком противоядии для избавления внутреннего зла (Григорий Богослов, Афанасий, Пелусиот, Евсевий). Пс.74:10.   Аз же возрадуюся в век, воспою Богу Иаковлю. Пс.74:11.   И вся роги грешных сломлю, и вознесется рог праведнаго. «Роги грешных» — сила демонская; «рог праведного» — Крест Христов, который «вознесется» на высоте небесной в день Страшного суда (Афанасий). 1 В конец, в песнех, псалом Асафу, песнь ко ассирианину, 75 Псалом Давиду Духом Святым вдохновенный для сообщения радостного пророчества иудеям о предстоящей победе над Сеннахиримом, царем «Ассирийским» (4 Цар.19:35), прообразовавшем победу святой Церкви на всех ее гонителей, дарованную от Бога Господом Иисусом Христом (1Кор. 15:57). Заметь и то, что Дух Святый с историею иудейскою соединил истины учения христианского, чтобы в одно и то же время утешить и еврея, в низшем смысле принимающего слова эти, и доставить радость христианину, высоко понимающему их. В высшем смысле здесь проповедуется победа людей избранных, которую одерживают они над всеми врагами, видимыми и невидимыми (Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010