IN ABDIAM. Theodorus Mops., 66, 303–18. Cyrillus Alex., 71, 581–96. Theodoretus, 81, 1709–18. Hesychius, 93, 1351–4. In Jonam. Theodoras Mops., 66, 317–46. Cyrillus Alex., 71, 597–638. Theodoretus, 81, 1719–40. Hesychius, 93, 1353–6. Theophylactus, 126, 905–68. Homiliæ singulæ. Chrysostomus. In pænitentiam Ninivitarum, 64, 423–36. Basilius Seleuc., 86, 157–72; 171–82. In MiCHæAM. Theodorus Mops., 66, 345–96. Cyrillus Alex., 71, 639–776. Theodoretus, 81, 1741–86. Hesychius, 93, 1355–8. Theophylactus, 126, 1049–1190. In Nahum. Theodoras Mops., 66, 397–424. Cyrillus Alex., 71, 775–844. Theodoretus, 81, 1787–1808. Hesychius, 93, 1357–8. Theophylactus, 126, 969–1048. In Habacuc. Theodoras Mops, 66, 423–50. Cyrillus Alex., 71, 843–944. Theodoretus, 81, 1809–36. Hesychius, 93, 1357–60. Theophylactus, 126, 819–906. In Sophoniam. Theodoras Mops., 66, 449–74. Cyrillus Alex., 71, 943–1022. Theodoretus, 81, 1837–1860. Hesychius, 93, 1559–61. In AGGæUM. Theodoras Mops., 66, 473–99. Cyrillus Alex.,. 71, 1022–62. Theodoretus, 81, 1859–74. Hesychius, 93, 1361–2. In Zachariam. Theodorus Mops., 66, 493–596. Cyrillus Alex., 72, 9–278. Theodoretus, 82, 1873–1960. Hesychius, 93, 1361–3. In Malachiam. Theodorus Mops., 66, 597–632. Cyrillus Alex., 73, 275–364. Theodoretus, 81, 1959–88. Hesychius, 93, 1367–70. IN MACCHABÆORUM LIBROS. Homiliæ in Macchabo_eos. Gregorius Nazianz., 35, 911–34. Chrysostomus, 60, 617–24, 623–26, 625–28, 627–8; De Eleazaro et VII pueris, 63, 523–30. NOVUM TESTAMENTUM   Universe. PAPIAS. Fg., 5, 51–64. JULIUS AFRICANUS. Ad Aristidem de genealogies, 10, 51–64. THEOPHILUS ANT. Fg. 6, 1603–4. EUSEBIUS CæS. Canones decem harmoniæ evangeliorum, 22, 1275–1299. Quæstiones evangelicæ ad Stephanum, 22, 879–936, 957–82. Quæstiones evangelicæ ad Marinum 1–4, 22, 937–58; 1–11, 983–1006 et 1007–16. ATHANASIUS Quæstiones in Evangelia 28, 699–708. In N. Т. 711–30. In Pauli Epistolas 753–74. GREGORIUS NAZIANZENUS. De Christi genea-logia, , 37, 479–88. HESYCHIUS. Quæstiones 1–61 ex concordia evangelica, 93, 1391–1448.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Святой Амфилохий (344 – 402/403), епископ Иконии, родился по-видимому в Диокесарии Каппадокийской. Он был двоюродным братом святителя Григория Богослова и близким другом святителей Василия Великого и Григория Нисского . Амфилохий изучал риторику в Антиохии в школе Ливания. Рано оставив профессию адвоката в Константинополе он позднее проводил монашескую жизнь в Василиаде. Святитель Василий Великий был его наставником в вопросах богословия. Ревностный последователь Никеи и видный деятель Второго Вселенского Собора святитель Амфилохий Иконийский усердно боролся против арианства и других современных ему ересей духоборцев, мессалиан, манихеев и пр. Святитель Григорий Богослов восхваляет его как «громозвучного вестника истины» 685 , согласно же блаженному Феодориту он был «муж достодивный, божественной ревности и мудрости исполненный» 686 . Помимо догматических произведений святителем Амфилохием были произнесены знаменитые праздничные и экзегетические гомилии 687 : Слово на Рождество Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Datema 5–9; PG 39, 36–44; ВЕП 71, 63–67); Слово на Сретение Господа нашего Иисуса Христа и о Богородице, и о праведных Симеоне и Анне (Datema 37–73; PG 39, 44–60; ВЕП 71, 68–74); Слово на воскрешение Лазаря Четверодневного (Datema 85–92; PG 39, 60–65; ВЕП 71, 75–78); Слово о жене-грешнице, помазавшей Господа миром, и о фарисее (Datema 107–126; PG 39, 65–89; ВЕГТ 71, 79–89); Слово на Святую Субботу (Datema 133–136; PG 39, 89–93; ВЕП 71, 90–92); Слово против еретиков на слова: Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия... ( Мф. 26, 39 ) (Holl. К. Amphilochius. S. 91 – 102; Datema 139–152; PG 61, 751–756; ВЕП 71, 99–108); Слово о новопросвещенных и на Воскресение Спасителя нашего Иисуса Христа (Datema 155–162; ВЕП 71, 109–113); Слово о Закхее (Datema 165–171; ВЕП 71, 114–120); На слова: Сын ничего не может творить Сам от Себя ( Ин. 5:19 ) (фрагмент: Datema 175–179; ΒΕΠ71, 121–124); Сомнительным считается авторство Слова на преполовение Пятидесятницы, которое относят к словам святителя Иоанна Златоуста (Datema 251–262; PG 39, 120–129; ВЕП 71, 93–98);

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

154 . Беседа Акакия, архиеп. Мелитинского, сказанная в Ефесе, в собрании отцов. С. 85–87. [Т. 1. С. 477–479]. Acacii Meliteni Sermc Ephesi habitus (CPGS 5792)//PG 77, 1468–1472. AGO I, 1, 2, 90–92 74). Mansi V, 181–185. 5000/1. 155 . Беседа Феодота, еп. Анкирского, сказанная в день Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа и читанная им на том же соборе. С. 87–96. [Т. 1. С. 479–488]. Fheodoti Ancyrani Homilia 1: in die Nativitatis Domini (CPG 6125t)//PG 77, 1349–1369. ACO I, 1, 2, 80–90 73). Mansi V, 185–204. 5000/1. BUG 1901. 156 . Того же Феодота, еп. Анкирского, беседа на день Рождения Спасителя, читанная на соборе в присутствии еп. Кирилла. С. 96–103. [Т. 1. С. 488–495]. Theodoti Ancyrani Homilia II: in die Nativitatis (CPGS 6126t)//PG 77, 1369–1385, АСО I, 1, 2, 7380 72). Mansi V, 204–217. 5000/1. BHG1902. 157 . Беседа Кирилла Александрийского , говоренная в Ефесе в день св. евангелиста Иоанна. С. 103–104. [Т. 1. С. 495–496]. Cyrilli Alexandrini Homilia II: Ephesi habita in basilica s. lohannis euangelistae (CPGS 5246t)//PG 77,985–989. ACO I, 1, 2, 94–96 76). Mansi V, 217–221. 5000/1. BHG 932m. 158 . Беседа Феодота, еп. Анкирского, говоренная в Ефесе против Нестория, в день св. евангелиста Иоанна. С. 104–107. [Т. 1. С. 496–499]. Theodoti Ancyrani Homilia III: contra Nestorium (CPGS 6127)//PG 77, 1385–1389, ACO I, 1, 2, 71–73 71). Mansi V, 221–225. 5000/1. BHG 932p. 159 . Защитительная речь Кирилла Александрийского к ими. Феодосию. С. 107–120. [Т. 1. С. 499–512]. Cyrilli Alexandrini Apologeticus ad Theoriosium imperatorem (CPG 5224; cp. CPG 8790)//PG 76, 453–488. ACO I, 1, 3, 75–90 118). Mansi V, 225–256. 5000/1. 160 . Обнародование императорского декрета об изгнании Нестория. С. 120. [Т. 1. С. 512]. Decreti regii, quo Nestorio exilium aperle et publice iudicatur, relatio//ACO I, 1, 3, 67 109). Mansi V, 256. 5000/1. 161 . Копия с императорского декрета об изгнании Нестория, написанного к Исидору, преторианскому префекту и консулу. С. 120–121. [Т. 1. С. 512–513]. Antigraphum interpretationis decreti imperatorii, scripti ad Isidorum, praefectum praetoritorum et consulem, de exilio Nestorii//ACO I, 1, 3, 67 110). Mansi V, 256. 5000/1.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

  I. APOLLINARIS [PS.-ATHANASIUS]. De incarnatione Dei Verbi, 28, 25–30. Aliud, 89–96. Epistola ad Jovianum, 531–2. Quod unus sit Christus, 28, 121–32. [ GREGORIUS THAUMATURGUS]. Κατ μεροξ πστιζ, 10, 1103–24. [ JULIUS]. Epistola ad Dionysium, 84, 856–7. JOBIUS, episcopus. Professio fidei, 86, II, 3319–20. TIMOTHEUS BERYTENSIS. Fg., 86, II, 1959–70. II. ATHANASIUS. Contra Apollinarium 1–2, 26, 1093–1166. EPIPHANIUS Panarium, 42, h. 77. DIODORUS TARSENSIS. Contra Synousiastas, fg., 33, 1559–62. GREGORIUS NAZIANZENUS. Epistolæ 1–2 ad Cledonium (101–2), 37, 175–202. Poema , 10, 37, 463–70. GREGORIUS NYSSENUS. Antirrheticus adversus Apollinarem, 45, 1123–70. Adversus Apollinarem ad Theophilum, 1269–78. THEODORUS MOPSUESTENUS. Fg., 66, 993–1004. CYRILLUS ALEX. Fg., ex libro contra Synousiastas, 76, 1427–38. GREGORIUS THAUMATURGUS. De fide XII capitula, 10, 1127–36. ANTIPATER BOSTRENSIS. Adversus Apollinarem, fg., 85, 1795–6. LEONTIUS BYZANTINUS. Adversus fraudes Apollinaristarum, 86, II, 1947–76. EUTHYMIUS ZIGABENUS, 130, t. 14, 875–932.   F) ADVERSUS MARCELLUM ET ALIOS, s. IV-V EUSEBIUS CÆS. Contra MaRcellum, 24, 704–824. De ecclesiastica theologia, 823–1046. EPIPHANIUS, Panarium, 70 –72, 75, 78– 80. EUGENII diaconi legatio [de MaRcello], 18, 1301–6. CYRILLUS ALEX, Contra TheodoruM et Diodorum, 76, 1437–52. Adversus Anthropomorphitas, 76, 1065–1132.   G) ADVERSUS NESTORIANOS ET EUTYCHIANOS NESTORIUS. Epistolæ ad Cyrillum, 77, 43–4, 49–50. CÆLESTINUS. Epistolæ ad Cyrillum, 77, 89–94. XYSTUS III, Epistolæ 1–2, 77, 277–82, 283–6. CYRILLUS ALEX. Epislolæ, 77, 9–390. Adversus Nestorii b " asphemias, lib. 1–5, 76, 9–248. Dialogue cum Nestorio, 247–56. Quod B. Maria sit Deipara, 255–92. Explicatio XII capitum, 295–312 Apologeticus pro XII capitulis contra Orientales (in quo Andreæ Samosatensis refutatio), 315–86. Apologeticus contra Theodoretum (in quo TheodoReti refutatio, 385–452. Apologeticus ad piissimum imperatorem Theodosium, 453–88. De recta fide ad Theodosium, 1132–1200.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Такой жесткий монотеизм не  всегда  полностью совместим с собственными мусульманскими представлениями о разграничении аспектов Бога. Исламские ученые, основываясь на определенных утверждениях Корана, проводят некие разграничения в единстве Бога. Например, мусульмане верят, что Коран есть вечное Слово Божие. В суре 85 сказано: «[но нет, это преславный Коран, записанный на скрижалях сохраняющихся! [на небесах]]» (Коран, сура 85:21–22). А в суре 43 мы читаем: «Мы сделали ее арабским Кораном, — может быть, вы уразумеете! Он находится в матери книги у Нас, вознесен, мудр!» (Коран, сура 43:2–3/3–4; ср. сура 13:39/39). Этот существующий в вечности оригинал книги служит эталоном для земной книги, которую мы знаем как Коран. Как настаивают мусульмане, истинный Коран на небесах — несотворенный, он в совершенстве выражает мысль Бога. Однако они признают, что Коран не тождественен сущности Бога. Некоторые мусульманские ученые даже проводят параллель между Кораном и представлениями ортодоксальных христиан о Христе как божественном Слове (Logos) (см. Христос: божественная сущность). Как сказал о Коране профессор Юсуф К. Ибиш (Ibish), «это не книга в обычном смысле слова, и ее нельзя сравнивать с Библией, будь то с Ветхим или Новым Заветом. Это выражение Божией Воли. Если вы захотите сравнить ее с чем- либо в христианстве, то вы должны сравнивать ее с Самим Христом». Он продолжает: «Христос был выражением Божества среди людей, откровением Божией Воли. Именно это и представляет собой Коран» (Waddy, 14). Ортодоксальный ислам, разъясняя соотношение между Богом и Кораном, указывает, что речь есть вечный атрибут Бога и в таковом своем качестве не имеет ни начала, ни перерыва, в точности, как и Его знание, Его могущество и другие характеристики Его инфинитного существа (см. Golziher, 97). Но коль скоро речь есть вечный атрибут Бога, который не тождественен Богу, но каким-то образом от Него отличается, то разве тем самым не допускается наличие той самой множественности внутри единства, которую христиане предполагают для Троицы? Итак, представляется, что мусульманская доктрина абсолютного единства Бога, согласно собственным исламским разграничениям Его аспектов, не является абсолютно несовместимой с христианским учением о Троице. Исходный мусульманский принцип классификации — либо строгий монотеизм, либо политеизм — оказывается несостоятелен. Сами мусульмане признают, что нечто может быть вечным выражением Бога, не будучи в точности Ему тождественно. А тогда, прибегая к их собственным формулировкам, почему Христос не может быть «вечным выражением Божией Воли», выступая при этом иной ипостасью, нежели сама эта Божия Воля?

http://azbyka.ru/problemy-islamskogo-ver...

Именно в этом месте 23 августа 1992 года отслужил панихиду посетивший Суру Патриарх Московский и всея Руси Алексий. 31 октября 1994 года, епископ Архангельский и Мурманский Пантелеймон благословил воссоздание в Архангельске женской общины Иоанно-Богословского Сурского подворья, а в селе Сура в 1998 году по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона образована община возрождающейся Иоанно-Богословской женской обители. В ноябре 2012 году Митрополитом Архангельским и Холмогорским Даниилом было подписано распоряжение о создании Сурского Иоанновского женского монастыря в честь св. прав. Иоанна Кронштадсткого. Уже построена новая обетная часовня у источника Святителя Николая, что в 4 км от Суры и купальня. Возводится церковь в честь Святой Троицы в Летовской роще в скиту монастыря, что в 18 км от Суры, ведутся восстановительные работы в Успенском соборе. Источник: сайт монастыря sura-monastery.ru Здание Сурского подворья сохранилось до наших дней - это трехэтажное кирпичное здание на углу Троицкого проспекта и площади Профсоюзов. Подворье Сурского монастыря было построено и освящено в 1907 году (архитектор Ермолин). Закладку нового каменного здания Сурского подворья совершил св. Иоанн Кронштадтский в июне 1906 года, основатель монастыря в селе Сура на Пинеге. Минобороны передает здание Сурского подворья в пользование Архангельской епархии. На третьем этаже, на месте бывшего храма, до последнего времени размещался военный следственный отдел Архангельского гарнизона, который осенью 2013 года был расформирован. Первый и второй этаж также готовятся к передаче. Визит на подворье представителей епархии во главе с митрополитом Архангельским и Холмогорским Даниилом стал историческим моментом для города. Церковь Иоанна Богослова (1899-1900), деревянная. Домовая церковь, возведённая в 1900 г. Деревянная постройка, с востока примыкавшая к протяженному двухэтажному деревянному келейному корпусу. Четверик под высокой четырёхскатной кровлей с главкой. Сломана в сер. ХХ в.

http://sobory.ru/article/?object=16023

Разделы портала «Азбука веры» Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Ин.14:26 Знакомясь с Кораном в переводе Валерии Пороховой «Коран. Перевод смыслов» 1 , автору статьи бросилась в глаза попытка переводчицы провести параллель между Кораном и Евангелием от Иоанна, а именно между сурой 61.6 и Ин.14:16; 15:26 . Валерия Порохова, как и другие апологеты ислама 2 , трактует Ин.14:16, 15:26 как предсказание прихода основателя ислама Мухаммада. По сути, Утешитель, о котором пророчествует Христос, апологетами ислама отождествляется с Мухаммадом. В данной статье мы поразмышляем над корректностью такого отождествления. Есть ли в Новом Завете пророчества, которые могут быть отнесены к Мухаммаду? Но для начала выясним, как Коран относится к Библии. Изучая Коран, можно столкнуться со стихами, которые, на первый взгляд, свидетельствуют о положительном отношении к Библии: Скажите вы: «Мы верим в Господа и откровение Его, Что было нам ниспослано и Ибрахиму, И Исмаилу, и Исхаку, и Йакубу 3 , И всем двенадцати израильским коленам; И то, что Мусе Бог послал, И то, что даровал Он Исе, И что другим пророкам снизошло – Меж ними мы не делаем различий, И лишь единому Ему мы предаемся (Сура. 2.136; 3.84). Он тот, кто Книгу в истине тебе послал В знак подтверждения ниспосланного прежде. И до нее Он в руководство людям ниспослал Закон (Тора), (За ним) Евангелие (с Исой)… (Сура.3.3). Мы дали Мусе Книгу (откровений), И вслед за ним отправили других пророков; Мы дали Исе (Иисусу), сыну Марйам, знаменья ясные, И Дух Святой для укрепления его» (Сура. 2.87). Как видим, Коран признает ветхозаветных пророков: Авраама, Моисея, Исаака и т.д., причисляя к пророкам и Иисуса (Ису). Более того, в Коране не только признается, что Библия является Боговдохновенной книгой, но и утверждается, что те, кто отвергает Божие Откровение, «урон тяжелый понесут»: Те, для которых Мы послали Книгу, Читают ее чтением достойным – Они есть те, кто верует в нее.

http://azbyka.ru/prorochestvoval-li-xris...

Если бы не было благости и милости Божией к вам, то ни один из вас никогда ни остался бы чист; но Бог хранит, кого хочет, чистым. Бог – слышащий, знающий. Те, которые клевещут на честных жен, равнодушных к молве, верующих, прокляты в этом и в том свете: им будет великая мука в тот день, когда их язык, руки, ноги будут обличать их в том, что они делали. Тогда Бог заплатить им по их заслуге, и они узнают, что Бог – несомненная истина”. (Сура 24, ст. 11–26). После этого Айша была принята обратно, а её обвинители были наказаны плетьми. Около этого времени были изданы некоторые приказания относительно ношения женщинами покрывал на лице при выходах из дома и относительно приличного устройства общественного и семейного быта. Эти предписания были строже для жён самого пророка, которым в случай невоздержания угрожало двойное наказание. Они не должны быть приравниваемы к другим женщинам и более других должны были воздерживаться от любезности в речах, дабы тот, в чьём сердце есть болезнь, не поддавался бы соблазну. „Жены пророка! если которая из вас сделает очевидную гнусность, для той вдвое удвоится наказание. Это легко для Бога. А которая из вас будет благочестиво покорна Богу и Его посланнику, будет делать доброе: той доставим Мы двойную награду, той приготовим Мы щедрый надел. Жены пророка! вы не то, что все другия жены: если вы богобоязливы, то не будьте слишком ласковы в словах ваших, чтобы в том, у кого в сердце есть болезнь, не было желания на вас; говорите разговором хорошим. Постоянно будьте в своих домах; не хвастайтесь перед другими своими нарядами, как хвастались в прежния времена неведения: совершайте молитву, давайте очистительную с имущества милостыню; повинуйтесь Богу и посланнику Его. Бог хочет только удалить мерзость от вас – от семейства сего дома и очистить вас полной чистотой” (Сура 33, 30–33). Наконец, ревность Мохаммеда была окончательно успокоена повелением своим женам, никогда, больше не выходить замуж, даже после его смерти (от. 53). Обязанность верующих сожительствовать одинаково со своими некоторыми женами была также ослаблена в пользу пророка (Сура 33, ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Библиография : N. L. Geisler, Christian Apologetics, chapter 18. ___ and W. E. Nix, General Introduction of the Bible. R. Lightner. The Savior and the Scriptures. J. W. Wenham, «Jesus’ View of the Old Testament», N. L. Geisler, ed., Inerrancy. Библия в понимании мусульман (BIBLE, ISLAMIC VIEW OF) Мусульмане убеждены, что Коран есть Слово Божье, превосходящее все предыдущие откровения. Чтобы сохранять такую свою убеждённость, им приходится постоянно оспаривать противоречащие этому утверждения их главного соперника. Библии. Нападки на Библию . Критические выпады мусульман против Библии можно разделить на две основные категории: во-первых, речь идёт о том, что текст Писания был изменён или сфабрикован; во-вторых, в христианское вероучение вкрались доктринальные ошибки, такие как вера в воплощение Христа, в единство ипостасей Троицы, а также концепция первородного греха (Waardenburg, 261–63). Восхваление изначальной Библии. Как ни странно, но иногда Коран награждает иудейско-христианское Писание такими почётными титулами, как «книга Бога» (Аллаха), «Слово Бога», «свет и руководительство для людей», «[решение всех вопросов]», «[руководство и милосердие]» в путеводительство и как «книга ясная», «[освещение, просветление]» (al-furqan), «Евангелие, в котором – руководство и свет, и с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе», а также «руководство и увещание для богобоязненных» – Коран, сура 5:50/46 (Takle, 217). Коран призывает христиан заглянуть в их собственное Писание, чтобы узнать Божье откровение, предназначенное для них (Коран, сура 5:51/47). И даже сам Мухаммед в какой-то момент призывается поверить истинность своей проповеди по содержанию предыдущего божественного откровения иудеям и христианам (Коран, сура 10:94). Библия откладывается в сторону. Эти восхваления Библии могут ввести в заблуждение, так как мусульмане спешат объявить, что Коран превосходит все предыдущие откровения, основываясь на исламской концепции развёртывающегося откровения. Тем самым они рассчитывают доказать, что Коран есть исполнение и отмена менее полных откровений, таких как Библия. Один исламский богослов выражает эту общую убеждённость следующим образом: хотя мусульманам и надлежит верить в Тору (Моисеев закон), Zabur (Псалмы Давида) и Injil (Евангелие), тем не менее, согласно «самым выдающимся богословам», эти книги в их нынешнем состоянии «искажены». Он продолжает: «Верить нужно в то, что Коран есть благороднейшая из книг [...] Это последнее из нисшедших богоданных писаний, отменяющее все предшествующие книги [...] Для Корана невозможно подвергнуться никакому изменению или искажению» (Jeffery, 126–28). И хотя это самый распространённый взгляд среди исламистов, многие мусульмане всё же заявляют, что верят в святость и истинность ныне имеющейся Библии. Однако это, по большей части, только слова, так как они твёрдо уверены во вседостаточности Корана. Лишь очень немногие действительно брали в руки Библию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

53-я гл. посвящена сампсеям, о которых говорится, что они также назывались Е. (Ibid. 53. 1. 1). Они жили в Перее у р. Арнон, в Итурее и Моаве и пользовались той же книгой, что и оссины, назореи и евиониты (Ibid. 53. 1. 3). Они верили в Единого Бога и жили по-иудейски, совершая омовения. Нек-рые отказывались от употребления мяса (Ibid. 53. 1. 4). Они поклонялись Марфусе и Марфане из семьи Елксая (Ibid. 53. 1. 2). Е. не принимали апостолов и пророков. Считали воду божественной (Ibid. 53. 1. 7). Они были христианами только по имени. Е. считали, что Христос был сотворен, но появится в конце времен снова. Он воплотился в Адаме и принял его тело. Св. Дух - сестра Христа, и Они огромного размера (Ibid. 53. 1. 8-9; ср.: Ibid. 30. 17. 6). В нач. V в. Е. упоминают блж. Феодорит , еп. Кирский, и блж. Августин ( Theodoret. Haer. fab. 2. 7; Aug. De haer. 32), но их свидетельства вторичны и восходят к Ипполиту и Епифанию. Возможно, Е. упоминаются в Коране под именем сабеев (Коран. Сура 2. 59; Сура 5. 73; Сура 22. 17; см.: Хвольсон. 1856). В X в., вероятно, о Е. сообщает мусульм. автор Ибн ан-Надим в кн. «аль-Фихрист» (987/8). Он говорит, что мухтасилы (что значит «те, которые омываются») омывают все, что едят. Их учитель и вождь - аль-Хасайх (предположительно от «Елкасай»). Они считают, что в мире есть 2 образа бытия - мужской и женский (напр., овощи принадлежат к мужскому, а нек-рые растения - к женскому). В их общине некогда произошел раскол. Отделившаяся часть поклоняется звездам. К общине мухтасилов присоединился отец Мани Фаттик, когда, молясь в храме, услышал голос, говорящий, что он должен воздерживаться от мяса, вина и сексуальных отношений. В Кёльнском папирусе, содержащем жизнеописание Мани (Colon. 4780), сказано, что Мани изначально принадлежал к секте, обитавшей в Вавилонии, к-рая считала ритуально чистыми только овощи и предписывала своим членам совершать ежедневные омовения. Секта почитала Алхасая (Αλχασαος). Мани разошелся с ними на том основании, что Иисус Христос придерживался др. практики. Секта, к к-рой принадлежал Мани, судя по цитатам в папирусе, не отвергала Посланий ап. Павла и почитала ряд апокрифов (Апокалипсисы Адама, Сифа, Еноха, Сима и Павла).

http://pravenc.ru/text/189879.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010