Братия и сестры! Наступают великие искупительные события из жизни Спасителя. Святая Церковь в своём богослужебном чине на Страстной Седмице поможет нам проникнуться ими и спасительно пережить их. Никогда так близко не подходит к нашему сердцу Своей живительной любовью Христос, как в эти, уже наступившие дни. Сколько нежности, сострадательности, любви и прямого участия проявил Он к Лазарю и его сёстрам перед тем как воскресил его! Насколько же больше (ибо всех нас не трое, а неизмеримо больше) проявит Он этой Жертвенной любви к нам грешным, если мы пойдём по следам Его: на любовь Его ответим любовью, на скорби и страдания за нас – своей сострадательной и очистительной скорбью, на Его Крестную смерть за грехи наши – подлинной борьбой со своими грехами и страстями, подлинной, смертью для греха ( Рим. 6:11 ). Братия и сестры! Чтобы Христос был в нас, мы сами должны быть с Ним. Когда Он пребывал на земле и восходил на Голгофский крест, то Сам в Себе переживал Свои страдания за нас. Теперь Он зовёт нас пережить эти страдания в душах и сердцах наших, зовёт «сраспинаться» Ему и «спогребаться». Откликнемся же, братия и сестры, на этот зов нашего Спасителя. Завтра святая Церковь чтит и прославляет вход Господень в Иерусалим перед Его страданиями. Приготовимся и мы встретить Его, седящего на осляте, в полноте духовной радости и приветствовать ликующим восклицанием: Осанна! Благословен грядый во имя Господне! ( Ин. 12:13 ). Такая встреча с Господом, торжественно грядущим к месту вольного Своего страдания (в Иерусалим) послужит для нас началом духовного соучастия в тех последних днях Его земной жизни, которые должны будут воспоминаться и переживаться нами в наступившие дни Страстной Седмицы. Господи, не лиши нас, этих спасительных воспоминаний и переживаний и помоги нам очиститься от смрадности греховной и мертвенности духовной силой животворящей любви Твоей к нам, многогрешным. Аминь. Читать далее Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной)/Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

В отличие от древних времен, современная Церковь в основной своей массе внутренне не организована и не структурирована.Это не позволяет нам сегодня осуществлять полноценную трехэтапную катехизацию:первый этап оглашения, изначально построенный на повседневных контактах неофита с поручителем, в современных условиях не может осуществляться именно по причине отсутствия горизонтальных корпоративных связей в среде мирян. Не наставленные в свое время в вере, прихожане наших храмов не смогут наставить в ней и приходящих в Церковь сегодня. Предложить же просящему Крещения человеку в качестве первого этапа катехизации почитать самостоятельно Евангелие и походить на службы в течение какого-то времени – все равно что потерять его: современный человек привык удовлетворять свои желания непосредственно после их появления или, во всяком случае, как можно скорее. Поэтому в современных условиях представляется оправданным ограничить первый этап катехизации предварительным собеседованием, а самостоятельное чтение Священного Писания и личную молитву отнести ко второму этапу, в ходе которого катехумен имеет возможность поддерживать контакт с катехизатором, который одновременно выполняет и служение поручителя-восприемника. Сегодня в Нижнем Новгороде крестится 150–200 взрослых людей в год, т.е. 15 – 20 человек в месяц. Соответственно, набор в катехумены можно проводить несколько раз в год: например, по окончании Святок – для Крещения в Лазареву и Великую Субботу, в новолетие – для Крещения в Рождество и Богоявление, и т.д. Крестить можно также в любой воскресный и праздничный день. В течение подготовительного ко Крещению периода катехуменам необходимо один раз в неделю посещать огласительные беседы, продолжительность которых может варьироваться от одного до трех часов, а также самостоятельно читать Евангелие и приобретать навык ежедневной молитвы. Как показывает практика, наиболее удобным временем для проведения огласительных бесед является суббота. Содержание бесед не должно исчерпываться монологом катехизатора, а их форма должна как можно меньше походить на академические лекции.

http://azbyka.ru/katehizacija/programma_...

В память трогательного евангельского события воскрешения Лазаря празднества и торжественные богослужения приурочиваются к Вифании (по-арабски Лазариа), отстояшей от Иерусалима на три часа пути, где и доселе сохраняется в своем, почти нетронутом временем, первоначальном виде, глубокая погребальная пещера Лазаря, с крутым спуском в нее, в 24 ступени, со входом, обложенным квадратными камнями. Внутри этой пещеры с боку, близ стены, противоположной входу, устроен каменный престол, на котором в этот день служат католики праздничную мессу. Влево от входа небольшой спуск, в пять или шесть ступеней вниз, ведет в другую небольшую пещерку, где имеется каменное, иссеченное в скале, ложе, на которомъ лежало тело повитого погребальными пеленами четверодневного Лазаря, прикрывавшуюся тяжелым монолитным камнем ( Иоан. 9:38 ). Над пещерою показывают остатки дома Лазаря, жившего здесь вместе с своими сестрами Марфою и Мариею. Здесь, по преданию, св. царица Елена, мать св. Константина, устроила великолепный храм (grandisbasilica), а церковь иерусалимская установила сюда с первых веков своего существования торжественную всенародную литанию в Лазареву субботу и совершение в нем праздничного богослужения в память воспоминаемого события 91 . Позднее, около IX в. храм этот подвергся разрушению, и греческое богослужение в день Лазаревой субботы было перенесено в самую пещеру 92 . Со времени крестоносцев, нужно полагать, владение алтарем в пещере пр. Лазаря перешло к латинянам, которые и доселе удерживают за собою это право 93 . Богослужения в субботу Лазареву на вершине Елеона, близ места вознесения, в палатке представляло для клириков Сионской церкви и многочисленных богомольцев, собирающихся сюда на молитву, весьма много серьезных неудобств. В силу своих небольших размеров, палатка- церковь может вместить в себе лишь клириков, почетнейших посетителей и в самом крайнем случае 50 паломников, остальные же богомольцы должны стоять во время богослужения на дворе под открытым небом. Погода иерусалимская в это время года не может, однако же, считаться благоприятною для совершения таких богослужений на открытом месте: то бушует на вершине Елеона сильный холодный ветер, срывающий верх палатки, то нередко идет такой проливной дождь, что является даже опасение за возможность довести благополучно до конца начатую архиерейскую литургию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В понедельник теща приносила в дом молодого зятя подарки и желала добра и благополучия молодоженам. С Вербной неделей, особенно с ее последними днями, было связано много примет на погоду и будущий урожай. В субботу на шестой неделе на утрени и литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. Эта суббота называется Лазаревой субботой. Шестое воскресенье Великого поста есть великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделей ваий и цветоносной. В этот день освящают вербу. На всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово», а читается непосредственно 50-й псалом, и освящаются молитвой и окроплением святой водой распускающиеся ветви вербы (ваиа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми при возожженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение). Седьмая неделя называется Страстной неделей. Д.КУЗНЕЦОВ Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/opp/2023/03/16/soblyu...

Вздрагиваю, почувствовав чью-то руку на своем плече. Оборачиваюсь. Иван Николаевич. Сидит рядом со мной на корточках, трогает за плечо: — Простите, отец Глеб. Я звал — вы не слышали… Я не один. С вами хотят поговорить, — он показывает рукой на двери в храм. Двери открываются шире, и входят несколько человек — четверо мужчин, две женщины. Их лица мне знакомы, но по именам никого не знаю. С одной из женщин я когда-то беседовал. Это мама Эрика — неунывающего, смешливого мальчишки. Расспрашивала меня, где ближайшая армянская церковь. Автоматически замечаю, что ни один из входящих не осеняет себя крестом, все только щурятся от яркого света и вертят головами, оглядывая храм. Потом в дверях появляется долговязая фигура Лёньки. Он один торопливо, словно стесняясь, крестится за спинами взрослых. За последние дни Лёнька еще больше похудел и ссутулился. Скулы обтянулись кожей. Но глаза смотрят с прежней дерзостью. Встаю с колен, делаю несколько шагов навстречу вошедшим. Первым ко мне подходит мужчина с перебитым, сплющенным носом, странно сочетающимся с его длинными волосами, собранными сзади в хвост. Протягивает руку: — Слава. — Глеб. — Я едва могу обхватить пальцами его широкую ладонь, похожую на зачерствевший каравай. — Я отец этого фитиля. — Слава поворачивается к Лёньке, грубовато берет его за шею и подтаскивает вперед. — И с нами все тоже родители, — обводит он рукой вошедших. — Вроде как родительский комитет… — Ух ты, богатенько! — раздается негромкий голос от двери. Вероника входит в храм, так же, как другие, щурится на яркие лампы и меряет взглядом иконостас: — Как тут всё теперь… Пожалуй, если бы эти деньги были на хоспис потрачены, то мы бы еще полгодика продержались. А то и годик… Простите, отец Глеб, странно это все… Вероника подходит и встает рядом с Иваном Николаевичем. Родителей ее слова заставляют еще раз оглядеть храм. Некоторые согласно кивают — да, правда, странно. — Мы хотели вас спросить, — продолжает Слава, — можно ли ждать помощи от вашего церковного начальника, который сегодня приезжал? Я про то, что хосписы закрывают…

http://blog.predanie.ru/article/stabat-m...

Воскрешение Лазаря, изумительное празднование этой единственной субботы, уже вне Великого Поста. В пятницу, накануне, мы поем: «Душеполезную совершив четыредесятницу…» («закончив полезный для души сорокадневный пост…»). В богослужебных терминах Лазарева Суббота и Вербное Воскресенье суть уже «предначинание Креста». Последняя неделя Великого Поста есть, в сущности, непрерывное предпразднество этих дней, и потому — последнее откровение значения Великого Поста. В самом начале этой книги мы сказали, что Великий Пост — это приготовление к Пасхе; однако, на самом деле, в нашей обычной и ставшей уже привычной жизни это приготовление остается номинальным, отвлеченным. Великий Пост и Пасха стоят как бы рядом, каждый на своем месте, но без настоящего понимания их связи между собою и зависимости друг от друга. Даже если Великий Пост не рассматривается всего лишь как время исполнения ежегодных обязанностей исповеди и причастия — раз в год! — его все-таки почти всегда воспринимают как индивидуальный, на себя обращенный личный подвиг. Другими словами, что действительно отсутствует в обычном опыте Великого Поста — это именно физическое и духовное усилие, направленное на наше участие в « сегодня » Христова Воскресения, направленное, иными словами, не на отвлеченную мораль, не на стремление к личному исправлению или обузданию страстей, и даже не на личное самосовершенствование, но на участие в высшем и всеобъемлющем сегодня Христа. Христианская духовность, не направленная к этой цели, рискует стать псевдо-христианскои, потому что, в конечном счете, она обращена на себя, а не на Христа. Опасность здесь состоит в том, что когда «храмина» сердца очищена, убрана, освобождена от нечистого духа, жившего в ней, она остается пуста, и нечистый дух возвращается, взяв… «с собой семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лука 11,26). В этом мире все, даже «духовность», может быть от диавола. Поэтому так важно восстановить значение и нарастание Великого Поста, как подлинного приготовления к великому « сегодня » Пасхи. Теперь мы уже знаем, что Великий Пост состоит из двух частей. До Крестопоклонного Воскресенья Церковь призывает нас сосредоточиться на своей собственной душе, призывает к борьбе с плотью и страстями, злом и другими грехами. Но даже пока мы это делаем, Церковь постоянно зовет нас устремляться вперед, измерять и основывать наш подвиг на «чем-то лучшем», что нас ждет впереди. Затем, после Крестопоклонного Воскресенья, средоточием постного подвига становится тайна страданий Христовых, Его Креста и смерти, и сам Пост становится «восхождением в Иерусалим».

http://pravmir.ru/protoierej-aleksandr-s...

«Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше Крест Твой, глаголем: благословен грядый во Имя Господне, осанна в вышних». Повторяется этот текст, конечно, не потому, что на протяжении стольких веков не нашлось человека, который бы сочинил еще шесть стихир, чтобы восполнить богослужение, а потому что текст этой стихиры очень важен. Знаете, как родители воспитывают ребенка: я же тебе говорил, и вчера говорил, и сегодня опять говорю; повторяется то, что важно. На Господи, воззвах эта стихира звучит подряд два раза, в этом же цикле она звучит наСлаву и на И ныне, на стиховне она поется два раза и на утрени по 50 псалме. Наверно, именно на этот текст и следует обратить особое внимание. Здесь говорится о том, что Господь собрал нас в Церкви и объединил благодатью Святого Духа. А дальше таинственные слова: «И вси, вземше Крест Твой, глаголем». Обычно ведь говорят о несении своего Креста, а как нам взять Крест Христов? Должно быть, здесь говорится о горячем сердечном стремлении все разделить с Господом. Здесь говорится, что мы встречаем Его всем существом: Господь грядет на вольную страсть, и мы идем вместе с Ним, Этот текст очень личный, он относится лично к каждому и в то же время объединяет всех, кого «благодать Святаго Духа собра». Служба Недели ваий – бденная, на великой вечерне паримии и лития, на утрени – полиелей и праздничное окончание, это порядок обычного бдения. Неделя ваий примечательна также тем, что в этот день мы несем в храм распускающиеся ветки вербы. В Типиконе не упоминаются ни елки на Рождество, ни березки на Троицу, а вот в Неделю ваий полагается освящение ваий, и в очень важном месте службы – после Евангелия, по 50 псалме. Во время чтения 50 псалма совершается каждение огромного пучка веток, которые затем должны раздаваться братии, но перед этим произносится специальная молитва на освящение ваий и они окропляются святой водой (в Типиконе об окроплении не говорится). И когда братия подходит целовать Евангелие, игумен каждому дает эти ветки. Конечно, это должны быть ветки финиковой пальмы, но у нас пальмы не растут. В это время на Руси обычно только-только зацветает верба, поэтому у нас это воскресенье и получилось Вербным. Достойно внимания, что освящение этих веточек совершается не перед службой и не после службы (где-то там, на задворках, когда все уже расходятся), оно совершается в самом центре службы, в самом ее сердце. И игумен раздает братии эти веточки, чтобы сейчас, во время чтения канона каждый осязал их так, как осязал их народ, отроки, встречавшие Христа. Этот момент свидетельствует отнюдь не о «театральной пышности» богослужения, а о том, что праздник должен войти во все наше существо – через зрение, слух, обоняние (когда мы чувствуем благоухание кадильного дыма) и даже осязание. Все наши телесные чувства, открытые для восприятия этой высшей, духовной реальности, помогают нам приблизиться к ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И Вербное Воскресенье — еще одна возможность покаяться, переменить путь, обратиться к истинному Царю и истинному Мессии — Господу нашему Иисусу Христу, Кроткому и Спасающему. К Тому, Кто спасет нас. Прежде всего, от наших собственных грехов. Рейтинг: 9.9 Голосов: 2219 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ирина 12 апреля 2020, 10:16 Господи прости мои грехи,вольные и невольные.Благодарю Тебя за всё,что даёшь мне.Господи Иисусе Христе буди милость твоя на дитя моего Георгия.Сохрани его под кровом твоим.Научи его Спаси слушать волю Твою. Спаси нас Господи.Аминь. Статья очень понравилась. Галина И. 1 апреля 2018, 11:54 Спасибо, мудрая статья! Каждый человек- это " дыхание Божие " , Божье творение.Встреча любого человека с Богом-Отцом неизбежна.Блажен тот, кто при жизни узнал Христа,принял Его в свое сердце и последовал за Ним по Его пути. Но для этого сначала необходима Лазарева суббота:надо отвалить камень от гроба своей души,запечатанной диаволом. И тогда мертвая душа оживотворится Духом Святым, в нее войдет Свет. Это возможно только через Господа Иисуса Христа.И горького сожаления и плача достоин тот, кто отверг Христа при жизни по своим человеческим амбициям. Он все равно встретится с Богом, но уже на Суде. Ведь Бог безвременный, Он всегда только настоящий,неизменный и истинный. " Я Тот, Кто Я есмь " (Сущий). Анна 1 апреля 2018, 10:54 Надежда16 мая 2014, 14:21, поляки бы всех нас перебили? Так как же мы их тогда смогли одолеть? тамара 31 марта 2018, 22:49 Да,это грустный праздник потому,что Господь знал,что эти люди,которые кричам ему ОСАННА,через несколько дней будут призывать к Его распятию.Вот такие мы христиане,что до сих пор своими грехами Господа и до сих пор распинаем,а он милостиво и долго нас всех ждёт к себе,ждёт,чтобы мы пришли к покаянию.Спаси и помилуй всех,Господи. Надежда 16 мая 2014, 14:21 Если бы священномученик Патриарх Ермоген был " нейтрален " , и не рассылал свои грамоты народному ополчению, то не собралось бы войско под командованием Минина И Пожарского, и не выбили бы поляков из Москвы. ...И не было бы нас с Вами.

http://pravoslavie.ru/69935.html

И тут ты уже никуда не спрячешься. Вот Христос в освященных Дарах движется по храму, а правильнее сказать - приближается к каждому из присутствующих, и ответить на это движение страшно, а не ответить - еще страшнее. Особые дни В течение Великого поста есть дни, выделяющиеся особыми богослужениями, на которых христиане стремятся непременно побывать. В первую очередь это, конечно, Крестопоклонная неделя - третье воскресенье Великого поста (23 марта), когда торжественно выносится на середину храма украшенный крест Христов для поклонения и укрепления постящихся христиан. Служба этого дня и накануне Всенощное бдение посвящаются воспоминанию Страданий Христовых как напоминание почти посреди поста о том, к чему мы движемся, что Страстная неделя будет венчать Великий пост. Завершение 3-й Седмицы поста - это уже и время, когда христиане устают от напряжения телесного и духовного. Поклонение Кресту укрепляет силы уставших и побуждает к постному труду успевших расслабиться и подзабыть о первоначальной ревности и тех обещаниях, которые мы давали Богу на 1-й Седмице Великого поста. Очень ожидаемая служба - Мариино стояние (2 апреля), в среду вечером на 5-й Седмице Великого поста. Такое неформальное название это богослужение получило по необычной для привычного хода службы вставке чтения жития преподобной Марии Египетской. Повествование о жизни этой удивительной святой убеждает нас в том, что никакое, даже самое низкое, падение не является препятствием для покаяния в истинном смысле - решительной ненависти к ранее соделанным грехам. Мариино стояние - это еще и одна из самых продолжительных служб, поскольку на ней полностью прочитывается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Таким образом, для тех, кто упустил его на 1-й Седмице, это шанс все-таки услышать величайшее богослужебное последование христианской Церкви. На последней шестой неделе Поста, накануне праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья), совершается воспоминание воскрешения праведного Лазаря, называется этот день Лазарева суббота (12 апреля). Пост закончился, одежды священников на один день меняются с темных на светлые. И радость этого праздника ощущается христианами через особое чувство, которое можно было бы назвать предвкушением. Накануне Лазаревой субботы, в пятницу вечером частично поются воскресные песнопения, и хотя впереди еще главная седмица поста, Страстная, но мы уже, как когда-то древние иудеи, понимаем, Кто к нам пришел... Воскресить из мертвых четверодневного, уже смердящего покойника может только Бог. Это еще не окончательная победа над смертью, но твердое уверение в том, что последний наш враг скоро будет повержен.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Кондак, глас тойже Неописанное Слово Отчее,/из Тебе, Богородице, описася воплощаемь:/и осквернившийся образ в древнее вообразив,/Божественною добротою смеси./Но исповедающе спасение,/делом и словом сие воображаем. Собор преподобных отец Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших (Во 2-ю неделю Великого поста) Тропарь, глас 2 Егда снидосте во гробы/и самех себе заключисте,/тогда, страсти умертвивше плотския,/спогребостеся Христу, Богоноснии,/и диавольския в подземных разрушисте ограды,/сего ради ангели венцы с Небес вам подают. Кондак, глас 8 Отцы всечестнии, личе Богокрасный,/чудес многих источницы, миро источающий,/сокровища краснобогатная Господня, в земли сокровенная,/не престайте, молим вы, о нас молитися ко Господу, да зовем вам:/радуйтеся, всему миру светильницы. Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста) Тропарь Божией Матери, глас 8 Повеленное тайно прием в разуме,/в крове Иосифове, тщанием предста безплотный,/глаголя Неискусобрачней:/Приклонивый схождением Небеса/вмещается неизменно весь в Тя,/Егоже и видя в ложеснах Твоих, приемша рабий зрак,/ужасаюся звати Тебе:/радуйся, Невесто Неневестная. Кондак, глас тойже Взбранной Воеводе победительная,/яко избавльшеся от злых,/благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице,/но яко имущая державу непобедимую,/от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/радуйся, Невесто Неневестная. Величание Достойно есть величати Тя,/Богородице,/честнейшую Херувим/и славнейшую без сравнения Серафим. Воскрешение праведного ЛазаряЛазареву субботу) Тропарь, глас 1 Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя,/из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще,/Тебе, Победителю смерти, вопием:/осанна в вышних,/благословен Грядый во имя Господне. Кондак, глас 2 Всех Радость Христос,/Истина, Свет, Живот/и мира Воскресение,/сущим на земли явися Своею благостию/и бысть образ Воскресения,/всем подая Божественное оставление. Празднество Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии ради иконы Ее, именуемой «Живоносный Источник» (V). (В пяток Светлой седмицы)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010