Подпишитесь на наш Телеграм «Николай Чудотворец: святой в мире денег и насилия» Владимир Шалларь: Николай Чудотворец — может быть, самый популярный святой в христианском мире уже многие века. В его образе запечатлелось что-то важное для христианства — христианства притом «народного», настоящего, живого. Давайте попробуем сформулировать это «важное»: Николай Чудотворец — борец с неправосудными приговорами и коррупцией, защитник нищих и бесправных. «Вокруг гражданской войны в Испании» Владимир Шалларь: ряд попыток актуализации христианской истины в конкретной политической ситуации со всей ее сложностью. Разберем несколько христианских текстов, произведенных по поводу гражданской войны в Испании. «Stabat Mater. Лазарева суббота» Stabat Mater — «Матерь скорбящая», молитвенная песнь, написанная на латыни в Средние века, в двадцати куплетах которой говорится о душевных муках Богородицы, видящей страдания распятого Иисуса, дала название новому роману Руслана Козлова. Публикуем отрывок из него. «Господь однажды вернулся домой. И я надеюсь, что и вы вернетесь» Владимир Берхин: каждый из уехавших — потеря. Иисус, в конце концов, тоже был беженцем первые годы Своей жизни. И Он, думаю, хорошо понимает, что сейчас происходит с вами. «Белые платочки» Монахиня Нина (Васильченко) — о перенесенном во время Великой Отечественной войны. Монахиня Нина, в миру Алла Георгиевна Васильченко, — человек невероятной судьбы. Вместе со всей страной она прошла через великие потрясения XX столетия и рассказывает об этом увлекательном и невероятно сложном пути. Важный акцент она делает на том, что в этом мире нет ничего постоянного, и единственное, на что может опереться верующий человек (хотя и не только он), — это Бог. «Христианская семья: любовь, подвиг и юмор» Священник Павел Островский — о том, не рано ли жениться в 20 и о семейной жизни как снегопаде. Украинская музыка Шедевры украинской хоровой музыки . Образцы Нотного обихода Киево-Печерской Успенской Лавры. Исполнитель: Хор студентов Киевской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

http://blog.predanie.ru/article/apokalip...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото/www.flickr.com/dinannee 7 недель Великого поста. О чем говорят их названия? 17 мин., 17.02.2024 Содержание Великий пост для христиан — это семь недель напряженного духовного труда. Слово «неделя» в богослужебном языке обозначает воскресный день (когда-то это слово означало «выходной», в который ничего не делают ), неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется «седмицей». Каждая из шести седмиц Великого поста (в месяцеслове они обозначаются порядковыми номерами — первая, вторая и т. д.) завершается неделей (воскресеньем), посвященной тому или иному празднику или святому. Великий пост, как период сугубого покаяния, заканчивается в пятницу шестой седмицы. Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье, или Неделя ваий) стоят особняком и в Великий пост не входят, хотя пост в эти дни, разумеется, не отменяется. Седьмая постная седмица — Страстная — с богослужебной точки зрения также не входит в святую Четыредесятницу. Эти дни посвящены уже не нашему покаянию, а воспоминанию последних дней жизни Христа. Седьмое воскресенье — Пасха. Далее в статье под словом «неделя» понимается воскресный день (кроме Страстной недели). В каждое воскресенье (неделю) Великого поста верующие вспоминают какое-либо важное событие в жизни Церкви или святого человека, чей подвиг Церковь почитает как особо значимый для всех христиан. Названия некоторых из этих семи недель достаточно широко известны — такие как Крестопоклонная, Страстная. Но вот смысл этих названий зачастую понятен далеко не всем. А ведь это не просто красивые слова. Это прежде всего — символы, за которыми стоит вполне определенная духовная реальность. Что же символизирует каждая из Недель Великого поста? Почему они названы именно так, а не иначе? И самое главное — к чему же призывают нас эти символы, о чем напоминают, на что указывают? 1 неделя (24 марта) — Торжество Православия В этом названии Церковь хранит память о победе над ересью иконоборчества, сутью которой было отрицание почитания икон. В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. Результатом этого решения стало уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, изваяний святых и расписных алтарей во многих храмах. Иконоборчество было официально признано в 754 году на так называемом Иконоборческом соборе при поддержке императора Константина V Konpohuмa, сурово ополчившегося на православных почитателей икон, особенно монахов. По своей жестокости иконоборческие гонения были сопоставимы с гонениями на Церковь языческих императоров Диоклетиана и Нерона. По свидетельству летописца Феофана, современника этих печальных событий, император: «...многих монахов умертвил ударами бичей, и даже мечем, и бесчисленное множество ослепил; у некоторых обмазывали бороду спуском воска и масла, подпускал огонь и таким образом обжигал лица их и головы; иных после многих мучений отсылал в изгнание».

http://foma.ru/7-nedel-velikogo-posta.ht...

Рубрики Коллекции Фото Юлии Маковейчук Когда Пасха 2024? 2 мин., 21.03.2024 Поделиться Пасха — самый главный для верующих день в году. Весь христианский мир в период ее празднования радуется Воскресению Христову. Но дата важнейшего праздника каждый год разная, хотя и ограничена временным промежутком от 4 апреля до 8 мая по новому стилю. В 2024 году Пасха приходится на 5 мая. День празднования Пасхи согласно установлениям церковных coбopob IV века принято отмечать в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния (т.е. первого после дня весеннего равноденствия 21 марта). До этого Воскресение Христово праздновалось после иудейской Пасхи (так как произошло именно после нее), а благодаря новому правилу христиане смогли рассчитывать дату праздника сами, независимо от иудейского календаря. Но осталась оговорка: при совпадении с иудейской христианская Пасха переносится на более позднюю дату (впрочем, такое случается редко, и строгого запрета на празднование в один день все же нет). Стоит учитывать, что Церкви, живущие по новому и старому стилям, в разное время будут отмечать Пасху. Таким образом, чтобы самостоятельно выяснить дату Праздника, нужен лунный календарь и определенные знания. Есть и другой способ вычислить, на какой день приходится Пасха в том или ином году, — можно воспользоваться алгоритмом, разработанным знаменитым немецким математиком Карлом Гауссом. Но для этого также понадобятся специальные навыки. Проще всего узнать, когда Пасха в 2024 году, из церковного календаря, в котором обозначены все посты и праздники года. Светлому Воскресенью предшествует сорок восемь дней Великого Поста, включающих Четыредесятницу (сорок дней, установленных в память о посте Самого Спасителя перед Его выходом на проповедь), два праздничных дня (Лазарева суббота и Вербное воскресенье) и Страстную Седмицу (шесть дней, установленных в память о последних днях земной жизни Христа). Великий пост в 2024 году продлится с 18 марта по 4 мая. В праздничную ночь с 4 на 5 мая — единственный раз в году — в православных церквях будет совершаться Светлая Заутреня и неповторимая Пасхальная Литургия.

http://foma.ru/kogda-pasha-2021.html

Фото: РИА Новости/Алексей Мальгавко Настала пора самых важных религиозных праздников. У православных 11 апреля Лазарева суббота, 12-го — Вербное воскресенье, у католиков — Пасха. Иудеи восемь дней с 9 апреля отмечают Песах — главное торжество в еврейском календаре. В этом году всем приходится праздновать не в церквях, костелах и синагогах, а дома, в самоизоляции. Как последователи разных религий приспосабливаются к этим условиям и что их больше всего не устраивает — в материале РИА Новости. «Как будет — никто не знает» Крестовоздвиженский храм в городе Алексине Тульской области по большим праздникам с трудом вмещает молящихся. Особенно накануне Входа Господня в Иерусалим, когда освятить вербу на вечернее богослужение приходят те, кто в другие дни в церковь не торопится. Будет ли картина такой же и в этом году — никто не знает. В городе уже три подтвержденных случая коронавируса, поэтому местные жители стараются не покидать жилище — от греха подальше. «Пока что все по расписанию — в субботу вечером должны освящать вербы. Само собой, необходимо иметь при себе средства индивидуальной защиты. Храм ведь открыт, и службы идут. Правда, людей особо нет — на последней воскресной литургии было человек пятнадцать. Люди боятся выходить из дома», — рассказывает корреспонденту РИА Новости прихожанин Крестовоздвиженской церкви Михаил Корнеев. А вот как все будет через неделю, на Пасху, когда освящаются куличи, совершаются крестные ходы, раздается пасхальный хлеб — артос, «никто не знает». На эти волнующие большинство верующих вопросы ответа еще нет. Проблемой занимается специально созданная рабочая группа при патриархе. Один из ее членов протоиерей Максим Козлов в разговоре с РИА Новости отметил, что единого для всей страны решения по этому вопросу, вероятно, не будет. «Как верно сказал президент России в своем обращении к гражданам, страна у нас большая и ситуация везде разная. Подобно главам регионов, которым даны полномочия принимать решения исходя из конкретной ситуации, правящие архиереи в зависимости от обстановки и уровня взаимодействия с администрациями находят варианты проведения богослужений и того же освящения куличей и верб», — объясняет священник.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Ходим на исповедь, но снова и снова грехи повторяются… Неужели Бог нас не прощает?» «Опыт смертного сна разрушает в нас иллюзии о сладости греха, ясно показывает, где черное, а где белое, и дает толчок ко Христу, а опыт пробуждения души Великим постом в преддверии Пасхи Христовой даёт незабываемый вкус жизни вечной, настоящей, полноценной — вкус, который мы не забудем уже никогда». Священник Сергий Круглов — о Лазаревой субботе. Священник Сергий Круглов Всем хорошо известно: Страстная седмица к Великому посту не относится. Страстная, Пасха и Светлая седмица — вершина церковного года, в эти дни и Богослужение совсем особое. Эти дни есть апофеоз череды великих событий пришествия Бога в падший мир, Его вочеловечения – ради спасения и обожения нас с вами. А Великий пост был лишь подготовкой к восхождению на эту вершину, временем сугубого приложения наших собственных усилий к тому, чтобы смочь принять данное от Бога. Что значит – «смочь принять»? Разве не достаточно того, что сделал для нашего спасения Христос? В каком-то смысле недостаточно. Вспомним, что человек призван быть не марионеткой в руках Бога, но Его чадом, а значит – сотрудником, соработником, воплощать в своей жизни то, что Святые Отцы называли «синергией». Без Бога мы – бессильны. Но и без нашего участия в жизнь вечную Бог нас за уши не втащит. Как часто мы сетуем: «Ходим на исповедь, но снова и снова грехи повторяются… Неужели Бог нас не прощает?» Прощает, конечно. Но не только в Его прощении дело – а в том, как живем мы сами, делаем ли хоть какие-то усилия, чтоб переменить себя и свою жизнь. Прощает, любит – но именно потому и горько оплакивает нас, приколоченный ко кресту, видя, как мы зачастую безвольно катимся в яму, в оцепенение смертного сна… Всем нам знакомо, что такое сон смертный, ночной кошмар. И как часто выход из него один: прямо там, во сне, ОПОМНИТЬСЯ. Прийти в себя. Осознать: я внутри кошмара, надо проснуться! И сделать усилие, страшно тяжелое, как сквозь свинцовую толщу – прочь, прочь отсюда, всплыть со дна вверх, в явь, в утро и в жизнь… Просыпаешься – и в первые минуты все еще тошно и страшно, весь в липком противном поту, сердце бухает, кошмар все еще перед глазами… Но тем не менее – ты уже в яви, ты жив.

http://pravmir.ru/lazareva-subbota-probu...

Календарь Материалы 7 апреля 2012 г. [Встреча с Православием/Богослужение] 25 марта/7 апреля 2012 г. Лазарева суббота. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:44:12 мин. Размер 78.9 Mb) [Поместные Православные Церкви/Сербская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Всюду, где бывал отец Иустин, и на всех, кто приходил с ним посоветоваться, он производил глубокое впечатление человека, живущего только для Бога и ради защиты истинности Евангелия. Приняв за образцы пророков и отцов Церкви, он непреклонно утверждал, что в Православии все основано на Евангелии: вера, молитва, подвижничество, церковная служба, святые тайны и святые добродетели. Вся традиция Церкви есть не что иное, как живое Евангелие. [Встреча с Православием/Богослужение] 25 марта/7 апреля 2012 г. Лазарева Суббота. Благовещение Пресвятой Богородицы. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:26:32 мин. Размер 41.6 Mb) [Встреча с Православием/Православная библиотека] Тропарь: Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бы8ает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся. Благодатная, Господь с Тобою. [Встреча с Православием/Проповеди] Протоиерей Андрей Ткачев Воскрешая Лазаря и иных, Христос действует вдвойне премудро: и являет невиданную Свою власть, и не уничтожает смерть одним лишь внешним действием. English Edition [Saints. Asceties of Piety. Church Holy Days ] But we know that a week later, the same crowd will call for his crucifixion, a dramatic turn around as the one who was proclaimed king and savior, is traded for a thief named Barabas and sentenced to death by crucifixion as a criminal. What happened in this span of less than a week? [Saints. Asceties of Piety. Church Holy Days ] The meek and humble entry of Our Lord Jesus Christ in to Jerusalem was a symbol of peace and humility, for it represented a complete contrast to the triumphal processions of kings at that time.

http://pravoslavie.ru/archive/120407

Леденцы для Лазаря Постное письмо 35. Отрада – постникам, амнистия – говельщикам! 8 апреля, 2017 Постное письмо 35. Отрада – постникам, амнистия – говельщикам! Архимандрит Савва (Мажуко) рассказывает читателям «Правмира» о самом утешительном дне поста. Архимандрит Савва (Мажуко) Лазарева суббота – один из самых утешительных дней поста. Может быть, самый утешительный. Потому что самый последний. Этим днем, действительно, заканчивается Великий пост. Возвеселитесь упостившиеся, возликуйте уговевшиеся! Отрада – постникам! Амнистия – говельщикам! Пасха грядет! Пасха у дверей! И это воистину так. Во-первых, закончились положенные сорок дней пощения, и в канун субботнего дня в храмах поют стихиру византийского императора Льва Мудрого на восьмой глас – напев, который к концу поста все уже выучили: Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и Святую седмицу Страсти Твоея, просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи, слава Тебе. Даже мудрому императору хорошо от мысли, что пост позади, Четыредесятница завершена, а впереди сияет огнями Пасха Крестная и Пасха Воскресения. Об этом он и просит: чтобы Господь дал силы «увидеть Святую седмицу Страсти». Но прежде седмицы Страстей укрепил Господь каждого историей Лазаря четверодневного. Невероятнейшее событие! Воскрешали пророки, подымали из мертвых и до Христа. Но обратить вспять тление – кому это под силу? Вечером в пятницу, накануне Лазаревой субботы, в храмах читают изумительный канон на повечерии святого Андрея Критского. Постом мы не раз слышали его стихиры и каноны, а об этом знают лишь знатоки и ценители. Большой канон. Полновесный. Это поэзия восторга перед чудом воскрешения Лазаря: Кто виде, кто слыша, яко воста человек мертвый смердящий? Илия убо воздвиже и Елисей! Но не от гроба! Но ниже четверодневна! За шесть дней до Пасхи Христос приходит к пещере, где был похоронен Лазарь. Его останавливают: Господи! Он уже четвертые сутки во гробе! Уже смердит! Как можно открыть этот гроб? Но покоряются, и слышат слово со властью : «Лазаре, гряди вон!»

http://pravmir.ru/ledentsyi-dlya-lazarya...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ дни церковного календаря, посвященные воспоминаниям и прославлению событий из земной жизни Иисуса Христа, реликвиям, знамениям и чудесам, связанным с Ним. В широком смысле Г. п.- это дни, в к-рые по тем или иным причинам особенно прославляется Господь. Главным христ. праздником является Пасха , день Воскресения Иисуса Христа . Ее ежегодное празднование - это древняя христ. традиция, восходящая к апостольским временам. В первые века христианства в праздновании этого события большое значение имело воспоминание о Страстях Христовых, предшествующих Воскресению, со временем акцент переместился на радостное прославление события Воскресения, но древняя традиция сохраняется в том, что богослужение в день Великой пятницы отличается большой торжественностью. Воскресение - Сошествие во ад. Икона. 90-е гг. XVII в. (РЯАХМЗ) Воскресение - Сошествие во ад. Икона. 90-е гг. XVII в. (РЯАХМЗ) К IV в. сложилась традиция 8-дневного празднования Воскресения Христова, заканчивавшегося торжественным богослужением в неделю Антипасхи , когда вспоминается событие уверения ап. Фомы в истинности Воскресения. В древнем иерусалимском богослужении служба Антипасхи повторяла пасхальную, в визант. обряде усилилась тема уверения Фомы и воскресенье Антипасхи стало самостоятельным праздником, заключающим прославление Воскресения Христова. Празднование дней Вознесения Господня и Пятидесятницы (Сошествия Св. Духа на апостолов) сложилось к IV в., в нек-рых традициях эти 2 праздника отмечались в один день (на 50-й день после Пасхи) и воспринимались как единое целое. Это относится, напр., к иерусалимской традиции кон. IV в., описание к-рой сохранилось в записях Эгерии о своем паломничестве ( Eger. Itiner. 43. 5). После IV в. эти праздники стали праздноваться раздельно. С IV в. известны слова св. отцов и свидетельства о праздновании воскрешения Лазаря (Лазарева суббота) и Входа Господня в Иерусалим (проповеди святителей Амфилохия († после 394), Иоанна Златоуста († 407) и др.; описание паломничества Эгерии в Иерусалим).

http://pravenc.ru/text/166339.html

Товарищ генерал! 06.09.2016 09:05:33 Светлана Колосовская Лариса уже лет пятнадцать работает медсестрой в лазарете. Лазарет – это небольшая медсанчасть при крупном военном институте, стационар, мини-госпиталь. Все здесь по-военному вышколено, все – сверкает чистотой и белизной и везде – ковры, ковры, ковры. Персонал тоже вышколен, то есть по-особому воспитан, поскольку пациенты  здесь  большей частью – «высший комсостав».  Лариса работает в процедурном кабинете и вот уже третий день подряд ставит капельницы генералу N после «будуна». Примет генерал лишнего, обеспокоится и начинает ходить «на капельницы». Работа не очень приятная, но Лариса человек не только вышколенный и воспитанный, но и жалостливый, поскольку верующий и церковный. Именно поэтому, убирая капельницу, она, будто «про себя» - говорит: «Ну разве же ЭТО поможет?…». Генерал  настораживается: «Как это – не поможет?! А что же – поможет?». Лариса настроена благодушно, и говорит: «Завтра суббота… Вот сходили бы в церковь на вечернюю службу в пять часов, это же – две остановки… которая с синими куполами… Постояли бы, подумали о жизни, послушали хорошее пение, успокоились… А там, Бог даст, и лечение пошло бы…». Генерал просто опешил. Времена конечно изменились, но… чтобы младший медперсонал позволял себе такие советы генералу!?  Совсем распустились… Ларису ответом он конечно не удостоил, но из процедурного кабинета  сразу же пошел к начальнику отделения. -Послушайте, майор, что себе позволяет ваша сестра?! А майор, опять же, был человек сочувствующий. Это он во время совместных трапез говорил: «Благословляй стол, Лариса!». Майор все понял и тоже «позволил себе». -А что она могла сказать Вам плохого, товарищ генерал? -То есть, вы тоже считаете, что… -Да ничего я не считаю. Просто – не могла она ничего плохого вам сказать. Генерал хлопнул дверью и… пришел в субботу на вечернюю службу. В тот храм, что с голубыми куполами.  Ровно в 17.00. В  светлом гражданском костюме, в белой рубашке под галстук… Лариса, всегда опаздывавшая, пришла уже ближе к шести. Генерал  подошел к ней:

http://radonezh.ru/analytics/tovarisch-g...

Товарищ генерал 27.06.2022 10:34:21 Светлана Колосовская Лариса уже лет пятнадцать работает медсестрой в лазарете. Лазарет – это небольшая медсанчасть при крупном военном институте, стационар, мини-госпиталь. Все здесь по-военному вышколено, все – сверкает чистотой и белизной и везде – ковры, ковры, ковры. Персонал тоже вышколен, то есть по-особому воспитан, поскольку пациенты  здесь  большей частью – «высший комсостав». Лариса работает в процедурном кабинете и вот уже третий день подряд ставит капельницы генералу N после «будуна». Примет генерал лишнего, обеспокоится своим здоровьем  и начинает ходить на капельницы. Работа не очень приятная, но Лариса человек не только вышколенный и воспитанный, но и жалостливый, поскольку верующий и церковный. Именно поэтому, убирая капельницу, она, будто про себя - говорит: -Ну разве же ЭТО поможет?… Генерал  настораживается: -Как это – не поможет?! А что же – поможет? Лариса настроена благодушно, и говорит: -Завтра суббота… Вот сходили бы в церковь на вечернюю службу в пять часов, это же – две остановки… которая с синими куполами… Постояли бы, подумали о жизни, послушали хорошее пение, успокоились… А там, Бог даст, и лечение пошло бы… Генерал просто опешил. Времена конечно изменились, но… чтобы младший медперсонал позволял себе такие советы генералу!?  Совсем распустились… Ларису ответом он конечно не удостоил, но из процедурного кабинета  сразу же пошел к начальнику отделения. -Послушайте, майор, что себе позволяет ваша сестра?! А майор, опять же, был человек сочувствующий. Это он во время совместных трапез говорил: «Благословляй стол, Лариса!». Майор все понял и тоже «позволил себе». -А что она могла сказать Вам плохого, товарищ генерал? -То есть, вы тоже считаете, что… -Да ничего я не считаю. Просто – не могла она ничего плохого вам сказать. Генерал хлопнул дверью и… пришел в субботу на вечернюю службу. В тот храм, что с голубыми куполами.  Ровно в 17.00. В  светлом гражданском костюме, в белой рубашке под галстук… Лариса, всегда опаздывавшая, пришла уже ближе к шести. Генерал  подошел к ней:

http://radonezh.ru/2022/06/27/tovarishch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010