Порядок звонов, совершаемых в Страстную седмицу Четыредесятница заканчивается к субботе 6-й седмицы , именуемой Лазаревой. Лазарева суббота примыкает к Вербному воскресению , или Неделе ваий. В эти дни служится литургия святителя Иоанна Златоустого, а это означает, что пост на службу в эти дни отлагается (хотя воздержание телесное не упраздняется и даже усиливается) и звоны совершаются не постные, соответственно уставу празднуемых дней. В Лазареву субботу к утрене и литургии – благовест в будничный колокол. К Вербному воскресению – звоны для двунадесятых праздников, то есть благовесты и трезвоны праздничные. Начиная с Великого понедельника , заметно меняется устав богослужений. Первые три дня – в понедельник, вторник и среду – совершается литургия Преждеосвященных даров, а в четверг и субботу – литургия Василия Великого (в пятницу литургии не положено). На 3-м, 6-м и 9-м часе с понедельника по среду читается Тетроевангелие. В эти дни изменения в уставах служб не влекут за собой изменения в порядке совершаемых звонов. В Великий понедельник о часовых звонах в Типиконе есть указание: «При часе 3-м дне ударяет параекклисиарх в било, яко же есть обычай (выделено мной. – Н.З.), и собравшеся в церковь, поем 3-й час с кафисмою и поклоны». По такому же образцу совершаются часы во вторник и среду. Звоны здесь остаются такими же, как и в период Четыредесятницы, то есть совершается часовой звон и звон в двои перед вечерней ради литургии Преждеосвященных даров. В Великую среду по окончании чтения Тетроевангелия как завершающего этапа великой Четыредесятницы совершается чин прощения, после которого служится в последний раз в этом году литургия Преждеосвященных даров, и с этого момента в храме уже не совершается земных поклонов. Не будет более и постных звонов, так как со следующей утрени начинаются звоны в колокола праздничные. К утрене Великого четверга «в 7-й час нощи клеплет параекклисиарх». В Уставе Московского Кремля к этой службе предписано было совершать звон в «Реут» (в тот период он был воскресным и полиелейным колоколом), а в Чиновнике новгородского Софийского собора – в большой колокол. В современной практике это благовест в полиелейный колокол.

http://pravoslavie.ru/45909.html

Скачать epub pdf Глава 12 1. Вечеря в Вифании 1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. 2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. 3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. 4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: 5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? 6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имелпри себе денежный ящик и носил, что туда опускали. 7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. 8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. 9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. 10 Первосвященники же положили убить и Лазаря, 11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. Рассказ о вечере в Вифании присутствует также в Евангелиях от Матфея и Марка ( Мф. 26:6–16 ; Мр. 14:3–9 ). Женщина, помазавшая Иисуса миром в то время, как Он возлежал на вечери, у Иоанна она отождествляется с Марией, сестрой Лазаря; у Матфея и Марка остается безымянной. С другой стороны, многие исследователи указывают на параллели между повествованием Иоанна о вечере в Вифании и рассказом Луки о жене-грешнице ( Лк. 7:37–38 ). Согласно одной из весьма распространенных в науке версий, Иоанн описывал тот же случай, что и Марк и Матфей, однако некоторые детали заимствовал у Луки. Эта версия, впрочем, не объясняет, почему у Иоанна вечеря в Вифании происходит за шесть дней до Пасхи. Литургический календарь древней Церкви, в котором события последней недели земной жизни Иисуса выстроены в единую цепь, помещает вечерю в Вифании на Великую Среду, тогда как событием, непосредственно предшествующим Входу Господню в Иерусалим, оказывается воскрешение Лазаря. Выстраивая события подобным образом, древняя Церковь скорее ориентировалась на хронологию Матфея и Марка, согласно которым рассказ о вечере в Вифании следует за упоминанием двухдневного срока, остающегося до пасхи. А за шесть дней до Великой Пятницы – дня распятия Иисуса Христа – празднуется Лазарева суббота, связанная с воспоминанием не о вечери в Вифании, а о воскрешении Лазаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

М.С. Красовицкая Лекция 9. Суббота в годовым и седмичном богослужебном круге С субботой связано очень много проблем; редко где субботнее богослужение совершается правильно, в нем много подводных камней, трудностей, к которым надо быть готовым. Материал этот не собран, не скомбинирован. В пособии К. Розанова Устав субботы расписан очень подробно, очень тщательно. В книге владыки Афанасия (Сахарова) о заупокойном богослужении рассматривается не только субботнее богослужение, но в первую очередь субботнее. Есть труды по Триоди, посвященные и чинопоследованиям, и их осмыслению, в частности, книга В. Н. Ильина «Запечатанный гроб и Пасха нетления». В этом и других трудах будет говориться об особенных субботах года, о главных субботах года, – о Лазаревой и Преблагословенной, но вы, к сожалению, пока не найдете статей, обобщающих сведения Типикона, исторические данные, толкования, касающиеся вообще субботнего богослужения и его места в Типиконе. Между тем, это богослужение стоит совершенно особняком. Воскресные службы образуют отдельный тип; есть правила богослужения в будние дни; есть праздники, имеющие один и тот же знак месяцеслова, но суббота – это нечто совершенно отдельное, обладающее столь оригинальными чертами, что ее трудно с чем-нибудь сблизить. Итак, в чем же, собственно, состоит дело? Проблема уводит нас вглубь – конечно же, мы вспоминаем 4-ю заповедь Декалога: «Помни день субботний». Эта заповедь формально не может быть сохранена в христианстве, т.к. главным днем для нас является воскресенье. Это главный праздник года, это главный праздник седмицы, это день неделания мирских дел. В древности он назывался днем Солнца, днем осьмым, т.е. днем, выходящим за рамки тварного мира и времени, принадлежащим будущему веку. Можно говорить о целом богословии воскресного дня. Да, значение этого особенного дня, седьмого дня перенесено на воскресенье, но то же ли самое есть новозаветное воскресенье, что и ветхозаветная суббота? Нет, конечно же, не то же самое. Парадоксальным образом суббота в ее ветхозаветном значении в определенной степени сохраняется в новозаветном богослужении. И воскресенье – это не то, что суббота в контексте Ветхого Завета и тогдашнего богослужения. Здесь, собственно, можно видеть корень противоречия. Это как бы тот «день седьмой», о котором говорит заповедь, но все-таки и не тот день. Суббота потеряла свое прежнее непреложное, абсолютное значение – и все-таки навсегда осталась выделенной в течение седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» ( 50  голосов:  4.3 из  5) Лазарева суббота Из жития преподобного Григория. Век 15й Звон плыл тихий, нежный, бархатистый. Будто там на другом, высоком, берегу реки в глубине векового соснового бора таилась звонница, и игумен Григорий, в изнеможении распростершийся на ворохе опавших жухлых листьев, попытался приподняться, надеясь разглядеть поверх сосен ее увенчанный крестом шатер. То ли сон, то ли явь… Рядом зашевелился, разгребая листву, назвавшийся поповским беспризорным сыном молодец Алексий. Корячась поначалу на четвереньках, он потряс лобастой с прямыми, как солома, желтыми волосами башкой, крякнув, вскочил на ноги и, заметив протянутую сухую узкую длань игумена, помог ему встать. - Слышь, Алекса, звонят! - Откуда ж! — отозвался парень. — В ушах ежели, с устатку… Глаза Григория еще больше запали в глазницы, лицо с редкой седою бородкой осунулось, потемнело. Последние дни почти непрерывного хода тяжело давались игумену, доканывали его. Еще седмицу назад, когда Алекса подкрадывался к его костру, взирая настороженно на согбенную над пляшущими языками огня фигуру, игумен выглядел куда бодрей. На наступившего ненароком на трескучую хворостину парня, которому ничего не оставалось делать как выйти из укрытия или же задать деру, глянул остро черными угольями глаз: не было в них боязни. Алекса, пригревшись возле костра тем утром, так и не отставал больше от монаха, стараясь услужить, изодрал в кровь руки и лицо, одежонку в лохмотья, пробивая бреши в густом чапарыжнике, где и звериные-то тропы кончались. А спросить — куда и зачем шел — побаивался. Весна запоздалая, в лесу полно воды, по низинам снег не истаял, а тут еще зазимок шалый хватил, забросал крупными снежными хлопьями. Всю ночь жались к потухающему костру странники, под утро едва не застыли, только и спаслись, сидя спина к спине. Парень уж подумывал удрать, тем более сухари в котомке инока кончались, и остаточек этот с собою прихватить.… На речном берегу познабливало свежим ветерком, после ивняковых и черемуховых зарослей, вымотавших из путников последние силешки, дышалось легче, привольнее.

http://azbyka.ru/fiction/pozhinateli-plo...

Скачать epub pdf Неделя 5-я Великого поста Прокимен гласа и преподобной Марии Египетской: Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых Своих, Бог Изрáилев. Ко еврéем послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия! Христóс, Первосвящéнник бýдущих благ, придя с бóльшею и совершéннейшею скиниею, нерукотворéнною, то есть не таковóго устроéния, и не с крóвью козлóв и тельцóв, но со Своéю Крóвию, однáжды вошёл во святилище и приобрёл вéчное искуплéние. Ибо éсли кровь тельцóв и козлóв и пéпел телицы, через окроплéние, освящáет осквернённых, дáбы чисто было тéло, тем бóлее Кровь Христá, Котóрый Дýхом Святым принёс Себя непорóчного Бóгу, очистит сóвесть нáшу от мёртвых дел, для служéния Бóгу живóму и истинному. ( Евр 9:11–14 ) Аллилуиа гласа Лазарева суббота Прокимен, глас 3: Госпóдь просвещéние мое/и Спаситель мой, когó убоюся! Стих: Госпóдь защититель животá моегó, от кого устрашýся! Ко еврéем послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия! Мы, приéмля цáрство непоколебимое, бýдем хранить благодáть, котóрою бýдем служить благоугóдно Бóгу, с благоговéнием и стрáхом, потомý что Бог наш есть огнь поядáющий. Братолюбие между вами да пребывáет. Страннолюбия не забывáйте, ибо через него нéкоторые, не знáя, оказáли гостеприимство áнгелам. Пóмните узников, как бы и вы с ними были в узах, и стрáждущих, как и сáми нахóдитесь в тéле. Брак у всех да бýдет чéстен и лóже непорóчно; блудникóв же и прелюбодéев судит Бог. Имéйте нрав несребролюбивый, довóльствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказáл: «Не остáвлю тебя и не покину тебя», так что мы смéло говорим: «Госпóдь мне помóщник, и не убоюсь: что сдéлает мне человéк?» Поминáйте настáвников вáших, котóрые проповéдовали вам Слóво Бóжие, и, взирáя на кончину их жизни, подражáйте вéре их. Иисýс Христóс вчерá и сегóдня и во вéки тот же. ( Евр 12:28–13:8 ) Аллилуиа: 1 . Госпóдь воцарися, в лéпоту облечéся. 2 . Ибо утверди вселéнную, яже не подвижится. Вербное воскресенье Прокимен, глас 4: Благословéн грядый во Имя Госпóдне,/Бог Госпóдь, и явися нам. Стих: Исповéдайтеся Гóсподеви яко благ, яко в век милость Егó.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Разделы портала «Азбука веры» ( 32  голоса:  4.1 из  5) 1915 год 1-го января. Четверг. Утром пришлось отвечать на телеграммы и принимать поздравления с Нов. Годом. Поехал с детьми к обедне в Феодоровский собор. После завтрака читал, а потом погулял. Погода стояла тихая, приятная — 4° мороза. В 3.40 поехал в Большой Дворец — принял министров, новых чинов Двора в свиту. Затем в большой зале поговорил с дипломатами. Вернулся домой в 5 1/4 к чаю. Принял Енгалычева, назначенного Варшавским генерал-губернатором. Занимался до обеда. Вечер был тоже занятый. 2-го января. Пятница. Принимал все утро до часа с четвертью. В 2 часа поехал с детьми в манеж на елку раненых, для Конвоя и Сводного полка. Погулял. До чая принял Щегловитова, после ген. Маркова. Узнал, от Воейкова, что в 6 час. по М.В.Р. жел. дор. между Царским Селом и городом случилось столкновение поездов. Бедная Аня, в числе других, была тяжело ранена и около 10 1/4 привезена сюда и доставлена в дворцовый лазарет. Поехал туда в 11 час. Родители прибыли с нею. Позже приехал Григорий. 3-го января. Суббота. Утром узнали, что Ане немного лучше. Аликс поехала на операцию и оставалась почти до часа. До докладов погулял двадцать минут. Завтракал и обедал Саблин (деж.). В 2 часа поехал с детьми на елку в манеж, а после в лазарет к Ане. Посидел с нею; зашел также к раненым трем нижегородцам. Вернулись все вместе к чаю. Читал до обеда. 4-го января. Воскресенье. Ездил к обедне с детьми. В 2 часа была последняя елка в манеже с песнями и лезгинкой под конец. Посетили Аню в лазарете; слава Богу, ей лучше, хотя она ощущает боли во всем теле. Погулял в темноте перед чаем. В 6 час. принял Тренева — бывшего Киевского ген.-губ. Читал целый вечер до 10 1/2 час. 5-го января. Понедельник. В 10 час. принял Григоровича. В 11 час. пошел с детьми к обедне в пох. церк. После завтрака долго принимал Гольтгоера и Войно-Панченко — ком. 3й бат. Л.-Гв. Кон. Арт., приехавших с войны, и еще флиг.-ад. Михеева. Пошел гулять в 4 часа. Был очень занят до и после обеда. 6-го января. Крещение Господне.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

     Рука дрожит, сильно дрожит, даже трясётся. Но чтоб ни на кого не думали, когда меня обнаружат, надо записать. Я умираю. Стал выволакивать старое бревно, чтоб сжечь, перенапрягся и упал. В глазах потемнело, голову обволокло. И сколько лежал, не знаю. Когда очнулся, может, от холода, то всего меня колотила дрожь. Я икал и не мог встать. Костёр, на котором сжигал мусор, еле-еле дымился. Пламя могло и ко мне подобраться. Господь пожалел - не доходя меня, оно загасло. Приполз, именно приполз в свою избушку. Шарил какие-то лекарства, ничего нет. Попил оттаявшей воды из фляги. И сильно замутило. Стало рвать. Все жилы на шее вытягивало. Темнеет быстро. Спички не нашёл. Но печь все равно не истопить. Свечек бы побольше зажечь для нагрева воздуха, но спичек нет. Наверное, у костра выронил. Но уже туда не доползти, падаю. Ложусь. Тошнит. Рвать нечем. Лягу одетым. Одеяла ледяные. Сердце останавливается, так что могу и не успеть простудой поболеть. Если не проснусь, простите меня, родные, простите. Ой, слава Богу, умираю на родине. Ночью замёрз окончательно. Но в темноте увидел, что огонёк в лампаде живой. Ноги не держат, хватался за спинку кровати, за стол. Еле вспомнил, где свечи. Страшно боялся загасить огонёк. Стал читать «Отче наш», губы сводит, зубы стучат. «Господи, умираю!» А всегда просил умереть после покаяния, исповеди, причастия, и вот... Господи, умираю. По грехам моим не осуди меня, дай свечку зажечь. И зажёг! И согрел ею, попеременно держа в руках, и левую ладонь, и правую. Потом вставил в подсвечник. Дальше легче. По стенке дошёл до кухонного стола, взял тарелки, в них натыкал свечей, которые зажигал от первой. В избушке посветлело, вскоре показалось, что потеплело. Воду пить боялся, несвежая. Даст Бог до утра дожить, закипячу. «В руце Твои, Господи Боже мой, предаю дух мой...» Ложусь. Нет, сразу встал. Что-то с головой. Умираю. Обносит слабостью. Стоять - ноги не держат, лежать - тошнит, голова падает в тёмное, с искорками, пространство. Сижу. К печке привалился - от неё могильный холод: зиму не топили.

http://pravoslavie.ru/111935.html

М.С. Красовицкая Лекция 17. Великий Четверг и Великая Пятница В прошлый раз мы остановились на границе Великой Среды и Великого Четверга; говорили о Великой Среде, о Преждеосвященной литургии, которая совершается на вечерне, как это всегда бывает. На изобразительных в Великую Среду Типиконом назначен особый чин, когда игумен и вся братия испрашивают прощение за грехи всей жизни и всей св. Четыредесятницы. Таким образом, по указанию Типикона, выходит, что св. Четыредесятница все же оканчивается в Великую Среду. Как мы помним, Триодь Постная в пяток ваий назначает песнопение «Душеполезную совершивше Четыредесятницу...», т.е., судя по текстам Триоди, Четыредесятница кончается в пяток ваий, а по мысли Типикона – в Великую Среду. Здесь мы видим след разных традиций, способов преодоления той трудности, что сорокадневный пост не получается ни при каком исчислении и является символом, знаком, который для нас важен, но буквально не может быть исполним. Существует расхождение между самим названием Четыредесятницы и тем реальным количеством дней, которые ее составляют: их или больше, чем сорок, или меньше. Тем не менее, Преждеосвященная литургия Великой Среды – это, безусловно, очень ясная граница. Как Лазарева Суббота является границей, так и Великая Среда, безусловно, является поворотным днем: кончается время Преждеосвященных литургий, кончается чтение молитвы Ефрема Сирина – важнейшего постного текста, кончается стихословие кафизм Псалтири (за исключением 17-й кафизмы в Великую Субботу, все рядовое чтение Псалтири отменяется), в храме не кладут земные поклоны (кроме как перед Св. Плащаницей). В богослужении более не употребляется великопостный распев, и, скорее всего, в этот день облачения великопостные, будничные, могут смениться на те, которые были в Недели Великого поста, и сейчас, на Страстной, очень уместны – это лиловые облачения. Это, безусловно, конец одного периода и начало чего-то совершенно нового. В Великую Среду положено малое повечерие с трипеснцем, затем полунощница. Мы рассмотрим подробно утреню Великого Четверга.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Скажите пожалуйста,  в Библии пишется что суббота это день когда не делать работу, это день Господа. Библию еще не дочитал. Так как же верно в наше время? этот день суббота или воскресенье? Похожие вопросы 3 Ответа Православная Церковь рассматривает это, в том числе, через призму богослужений. С одной стороны, воскресения (иначе — неделя, День Господень) это не воспоминание, но еженедельное празднование Пасхи, т.е. Воскресения Христова. Для христиан Пасха это главный Праздник всей жизни, и Новозаветная Церковь щедро, каждые 7 дней его отмечает. С другой стороны, суббота важный праздник Ветхозаветной Церкви. И в Православии, суббота если не главный, то по важности почти главный праздник недели. Суббота это день, когда обязательно, как и в воскресенье, служится полная Литургия, чего может не быть в другой день недели. В субботу и воскресенье нет богослужебного поста, даже в строгий телесный пост разрешают вино и масло, ограничивают земные поклоны. Это связано не только с 4й заповедью о субботе из Ветхого Завета ( Исх. 20:10 ), но и с воспоминанием самой главной православной субботы года — с Лазаревой Субботой, когда Христос воскресил своего друга Лазаря, умершего за 4 дня до того. Эта суббота является своего рода предпразднеством самой Пасхи, предвосхищая Воскресение Христова. В этот день стихословят элементы воскресных служб, которые для нас всегда как Пасха. То есть, в богослужении эта суббота — воскресенье. Если вы не знаете, то в богослужебных кругах есть т.н. недельные гласы. Всего 8 недельных поочерёдных гласов, элементы каждого гласа поются на службах целую неделю своим распевом, содержат свои стихи. Так вот, в субботу вечером, происходит смена гласа на следующий, и утренняя служба воскресенья это другой глас. В богослужебном плане, суббота это отдание праздника воскресения (недели) прошлого гласа, и составляет с прошлым воскресением один недельный праздник. Сами апостолы, как члены Ветхозаветной Церкви, соблюдали закон Моисея, и проповедовали в седьмой день, в субботу в синагогах, но Причащались в День Господень, т.е. в следующий день.

http://azbyka.ru/vopros/kakoj-den-bozhij...

Разделы портала «Азбука веры» Указания на цвета облачений излагаются с учетом установившейся богослужебной практики (ср.: Настольная книга священнослужителя. М., 1983, 2001. Т.4. С. 148–149). Развернуть таблицу Рождество Пресвятой Богородицы (до отдания включительно) голубой Крестовоздвижение (до отдания включительно) И другие праздники в честь Креста Господня. Св. ап. и ев. Иоанна Богослова золотистый (желтый) или белый Покров Пресвятой Богородицы Введение во храм Пресвятой Богородицы. (до отдания включительно) голубой Навечерие Рождества Христова Рождество Христово (до отдания включительно) золотистый или белый Собор Пресвятой Богородицы белый или голубой Обрезание Господне белый или золотистый Навечерие Богоявления Богоявление (Крещение Господне) (до отдания включительно) Сретение Господне (до отдания включительно) голубой или белый Благовещение Пресвятой Богородицы голубой Подготовительные Недели к Великому посту золотистый (желтый) или фиолетовый Великий пост (седмичные дни) Субботы, Недели Великого поста и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста фиолетовый Литургия Преждеосвященных Даров черный, темно-фиолетовый или багряный Неделя Крестопоклонная фиолетовый или бордовый Суббота Акафиста голубой или фиолетовый Лазарева суббота Вход Господень в Иерусалим зеленый или белый Страстная седмица черный или темно-фиолетовый Великий Четверг фиолетовый или багряный (темно-бордовый) Великая Суббота (на Литургии после чтения Апостола) и начало богослужения на Святую Пасху (до утрени 1го дня Пасхи включительно) ПАСХА (до отдания включительно) красный Вознесение Господне (до отдания включительно) Пятидесятница (День Святой Троицы) (до отдания включительно) зеленый Понедельник Святого Духа зеленый или белый Рождество св. Иоанна Предтечи золотистый (желтый) или белый Первоверховных апостолов Петра и Павла золотистый (желтый) или белый Преображение Господне (до отдания включительно) голубой Усекновение главы св. Иоанна Предтечи красный или бордовый Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

http://azbyka.ru/shemy/cveta-bogosluzheb...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010