Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИГИЛЕВ Дмитрий Григорьевич (1831 - сер. 1900-х, Вильна), регент, учитель пения, автор духовно-муз. произведений. Сын священника. С детских лет пел в церковном хоре. Учился в Рязанской ДС (1846-1852). Во время учебы в МДА (1852-1856) пел и управлял академическим хором. В 1856-1861 гг. служил в канцелярии московского гражданского губернатора, также организовал хор чернорабочих в одной из московских церквей. В сент. 1874 г. был назначен регентом Синодального хора. В янв. 1875 г. представил директору Придворной певческой капеллы Н. И. Бахметеву свои сочинения и выдержал экзамен по теории музыки и нотному пению для получения аттестата на звание регента 2-го разряда. С 1 апр. 1886 г. перешел на службу в Виленский учебный округ (Мин-во народного просвещения). Под управлением В. Синодальный хор дал 2 духовных концерта: 11 марта 1876 г. (в пользу вдов и сирот Синодального хора) и 14 февр. 1882 г. в зале Благородного собрания. В 1-м концерте прозвучали сочинения и переложения В. «Свете тихий», «Царю небесный» и «Достойно есть». Эти сочинения и «Литургия св. Василия Великого» (отдельные песнопения к-рой исполнялись в 90-х гг. Русским хоровым об-вом) не найдены. Не сохранилась и тетрадь с произведениями В., переданная его сыном в Москву после смерти В. Имеющиеся в рукописях духовные песнопения В. показывают, что он владел техникой хорового письма, в т. ч. 2-хорного, что ставит его произведения выше т. н. «регентской литературы». Гармония и фактура его сочинений и переложения «Достойно и праведно есть» характерны для церковной музыки 2-й пол. XIX в. т. н. петербургского периода (по классификации И. А. Гарднера). Соч.: «Слава в вышних Богу» (2-хорное)//ГЦММК. Ф. 283. 118. Л. 39 об.- 44; «Ангел вопияше»//Там же. 120. Л. 50 об.- 52 об.; «Достойно и праведно есть» (киевского распева, на Литургии св. Василия Великого)//Отд. ред. изд. и ркп. Науч.-муз. б-ки МГК; «Не умолчим никогда, Богородице»//ГИМ. Син. певч. 1061: Собр. автографов духовно-муз. соч. XIX-XX вв./Сост. С. В. Смоленский. Арх.: РГАДА. Ф. 1183. Оп. 9. Ч. 3. 110: Личное дело Д. Г. Вигилева (1874-1886). Лит.: Рус. духовная музыка в док-тах и мат-лах/Сост., вступ. ст. и коммент. С. Г. Зверевой, А. А. Наумова, М. П. Рахмановой. М., 1998. С. 377-386; 2002. Т. 2. С. 115, 364, 962-964; Т. 3: Церк. пение пореформенной России. С. 196-201. А. А. Наумов, Н. ЮПлотникова Рубрики: Ключевые слова: АСТАФЬЕВ Алексей Михайлович (1873-1956), автор церковных песнопений, регент, педагог, помощник дирижера Русского хорового общества в Москве ДАНИЛИН Николай Михайлович (1878 - 1945), хоровой дирижер (регент), педагог, автор духовно-муз. сочинений

http://pravenc.ru/text/158384.html

45. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 96, НА СЛОВА: « Господь воцарился, да радуется земля » (Пс. 96:1), И НА СЛОВА: « когда Он предаст Царство Богу и Отцу » (1 Кор. 15:24), и о таинстве крещения. 46. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 100. 47. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 101. «Молитва бедного, когда он унывает и изливает пред Господом моление свое» (ст. 1). 48. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 102. 49. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 103. 50. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 104. 51. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 105. 52. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 106. 53. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 107. 54. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 118, О НЕПОРОЧНОМ. СТАТЬЯ 1. 55. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 118. СТАТЬЯ 2. 56. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 118. СТАТЬЯ 3. 57. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 139. 58. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 84. 59. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 85. 60. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 86. 61. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 87. 62. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 88. 63. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 89. 64. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 90. 65. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 91. 66. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 92. 67. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 93. 68. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 94. 69. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 95. 70. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 96. 71. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 99. 72. ПОСЛЕСЛОВИЕ НА 5–Й ТОМ.   БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 131 1 Песнь степеней. Помяни, Господи, давида и всю кротость его: 1 Песнь степеней. Помяни, Господи, Давида и всю кротость его: 2 яко клятся Господеви, обещася Богу иаковлю: 2 Как он клялся Господу, обещался Богу Иакова: 3 аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея: 3 «Не войду в жилище — дом мой, не войду на одр мой, 4 аще дам сон очима моима, и веждома моима дремание, и покой скраниама моима: 4 Не дам сна глазам моим и дремания векам моим и покоя вискам моим, 5 дондеже обрящу место Господеви, селение Богу иаковлю. 5 Пока не найду места Господу, жилища Богу Иакова». 6 Се, слышахом я во евфрафе, обретохом я в полях дубравы: 6 Вот мы слышали, что оно в Евфрафе, нашли его в полях дубравы. 7 внидем в селения его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе его. 7 Войдем в селения Его, поклонимся месту, где стояли ноги Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

2 Lautsi and others v. Italy. N 30814/06. Judgment 18.03.2011. 3 Ibid. § 62–77. 4 Wingrove v. the United Kingdom. N 17419/90. Judgment 25.11.1996. § 58. 5 Otto-Preminger-Institut v. Austria. N 13470/87. Judgment 20.09.1994. 6 Эта позиция суда сформулирована в том числе в Kokkinakis v. Greece. 7 Wingrove v. the United Kingdom. § 52. 8 Murphy v. Ireland. N 44179/98. Judgment 10.07.2003. § 64. 9 Совместное особое мнение судей Палм, Пекканена и Макарчика, § 3 в Otto-Preminger-Institut v. Austria. 10 Там же. § 7. 11 Особое мнение судьи де Мейера, § 4 в Wingrove v. the United Kingdom. Постановления ЕСПЧ по некоторым делам Дело «Уингроу против Соединенного Королевства» (1996 г.) Британский кинорежиссер Найджел Уингроу в 1989 г. снял фильм с эротическим подтекстом под названием «Видения экстаза» — о духовном опыте католической святой Терезы Авильской (XVI в.). Режиссеру было отказано в получении прокатного сертификата на основании норм британского уголовного права о богохульстве, под которым понимались «уничижительные, бранные, грубые или нелепые материалы, касающиеся Бога, Иисуса Христа или Библии». ЕСПЧ счел, что цель вмешательства властей состояла в том, чтобы оградить религиозную тему от недолжной трактовки, что соответствует защите «прав других лиц». Следовательно, запрет не нарушал права на свободу выражения мнения, гарантированного ст. 10 Европейской конвенции. «Лаутси и другие против Италии» (2011 г.) В 2009 г. ЕСПЧ вынес постановление, в котором возмущение родителей размещением распятий в учебных классах государственных школ Италии (противоречие принципу светскости) было признанно законным. После подачи правительством Италии апелляции дело было пересмотрено высшей инстанцией ЕСПЧ — Большой Палатой. Повторное слушание состоялось с участием в качестве «третьей стороны» членов Европейского парламента и ряда неправительственных организаций. Большая Палата не нашла признаков дискриминации нехристиан в факте наличия в школах «пассивных религиозных символов», который подчеркивает историко-культурную значимость христианства и не является формой принуждения к исповеданию религии.

http://e-vestnik.ru/analytics/chuvstva_v...

1781. Максимов Ю. В. Коранические сказания о Христе в свете реальных исторических свидетельств//АиО. 1998. 3(17). С. 261–293. 1782. Максимов Ю. В. Образ рая в христианстве и исламе//АиО. 1999. 2(20). С. 271–279. 1783. Мейендорф И. , протопр. Византийские представления об исламе/Пер. с англ.: Н. В. Поляков, Я. Г. Тестелец//АиО. 1995. 4(7). С. 97–108; 1996. 2/3(9/10). С. 131–140. 1784. Талби М. Вера Авраама и мусульманская вера/Пер. с фр.: М. Л. Темина//Страницы. 1998. Т. 3. 4. С. 602–607. Ст. из кн.: Христиане и мусульмане: Проблемы диалога. М., 2000. См. также 2801, 2823. Буддизм 1785. Аникеева Е. Н. Безличный и а-субстанциальный характер сверхсущего в буддийском умозрении//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 56–59. 1786. Шохин В. К. Мнимые влияния//АиО. 1997. 3(14). С. 274–307. О совр. попытках отыскать буддийские «корни» в христианстве. Индуизм 1787. Аникеева Е. Н. Основные парадигмы индийского религиозного сознания в их сопоставлении с христианским богословием//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 273–274. 1788. Аникеева Е. Н. К вопросу об инклюзивизме индийских религий и эксклюзивизме христианства//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 52–55. 1789. Аникеева Е. Н. Основные черты индийских космогоний и их антикреационистский характер//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 84–90. 1790. Дворкин А. Л. Тоталитарные основы современного кришнаизма//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 269–273. 1791. Резник М. И. Учение о личности в современном индуизме//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 60–63. 1792. Саирсингх К. Христос и карма: Религиозные поиски в индуизме/Пер. с англ.: Г. Ястребов//Страницы. 1996. 2. С. 43–56. 1793. Шохин В. К. Пауль Хакер и святоотеческая трактовка нехристианской мысли//АиО. 1999. 1(19). С. 242–256. П. Хакер (1913–1979) – ведущий нем. индолог. 1794. Явиц С., прот. Учение о спасении в «Бхагавадгите»//ТКДА. 1997. 1. С. 156–174. См. также 2802. Восточные культы и верования 1795. Августин (Никитин) , архим. Тэй Нинь – духовный центр каодаизма//Страницы. 1996. 2. С. 132–140. 1796. Аникеева Е. Н. Границы языческого теизма (на примере традиционных индийских религий)//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 51–54.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

75 По мнению А. А. Галашевича, особенность Софии в Новгороде – употребление разного типа сажени для планового построения и вертикальных соотношений. 76 Петрухин В. Я. Три центра Руси. Фольклорные истоки и историческая традиция//Художественный язык средневековья. Μ., 1982. С. 149. 77 Комеч А. И. 1) Роль приделов в формировании общей композиции Софийского собора//Средневековая Русь. Μ., 1976. С. 147–151; 2) Древнерусское зодчество. С. 239–241. 80 По свидетельству В. Д. Сарабьянова, на эту особенность в отношении фресок Волотовской церкви 1363 г. обратил внимание Л. И. Лифшиц, считавший, что система декорации в храме XIV в. ориентировалась на Софию (Сарабьянов В. Д. Новгородская алтарная преграда домонгольского времени//Иконостас: Сб. ст./Под ред. А. Μ. Лидова. Μ., 2000. С. 329). 82 Стерлигова И. А. Памятники серебряного и золотого дела в Новгороде XI–XII вв.//Декоративно-прикладное искусство Новгорода. Художественный металл. XI–XV вв. М., 1996. С. 37. 83 Брюсова В. Г. О времени освящения... С. 111; Архимандрит Макарий. Археологическое описание... С. 95–96. 93 По мнению И. А. Стерлиговой, в Софии в XI–XII вв. было три Иерусалима, а также золоченые рипиды в форме квадрифолия с изображениями херувимов (Там же. Прим. 52 на с. 36). 94 Царевская Т. Ю. Цареградские дары новгородского паломника Добрыни Ядрейковича//София. 2000. 3. С. 13–16 (переизд. кн.: Восточнохристианские реликвии/Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2003. С. 398 и сл.); Стерлигова И. А. Памятники золотого и серебряного дела... С. 36–38. 97 Штендер Г. М. К вопросу об архитектуре малых форм Софии Новгородской//ДРИ. Художественная культура Новгорода. М., 1968. С. 87 и сл. 98 О месте воздвизальных крестов в Софии см.: Штендер Г. М. К вопросу об архитектуре малых форм... С. 87–88, 89–90. 102 Штендер Г. М. К вопросу о декоративных особенностях строительной техники Софии Новгородской//Культура Средневековой Руси. Л., 1974. С. 202–212. 109 Это древнейшее на Руси упоминание колокола, не известного православной традиции, а характерного для западного богослужения. См.: Кавельмахер В. В. Способы колокольного звона и древнерусские колокольни//Колокола. Μ., 1985. С. 39.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

107. Стигийское болото — см. прим. А., III, 77. — 77. Ахерон. — Реки античной преисподней протекают и в Дантовом Аду. В сущности, это один поток, образованный слезами Критского Старца и проникающий в недра земли (А., XIV, 94-142) Сначала он является как Ахерон (греч. — река скорби) и опоясывает первый круг Ада. Затем, стекая вниз, он образует болото Стикса (греч — ненавистный), иначе — Стигийское болото, в котором казнятся гневные (А , VII, 100-116) и которое омывает стены города Дита, окаймляющие пропасть нижнего Ада (А., VIII, 67-75). Еще ниже он становится Флегетоном (греч. — жгучий), кольцеобразной рекой кипящей крови, в которую погружены насильники против ближнего (А , XII, 46-54) Потом, в виде кровавого ручья, продолжающего называться Флегетоном (А., XIV, 134 и прим ), он пересекает лес самоубийц и пустыню, где падает огненный дождь (А., XIV, 76-90, XV, 1-12). Отсюда шумным водопадом он свергается вглубь (А., XVI, 1-3; 94-105), чтобы в центре земли превратиться в ледяное озеро Коцит (греч. — плач) (XIV, 119; XXXI, 123; XXXII, 22-30; XXXIV, 52). Лету (греч. — забвение) Данте помещает в Земном Раю (А., XIV, 136-138), откуда ее воды также стекают к центру земли (А., XXXIV, 127-132; Ч , I, 41), унося с собою память о грехах; к ней он добавляет Эвною (Ч., XXVIII, 121-133; XXXIII, 112-114). 7-118 118. Есть также люди. — Это те, кто особенно глубоко таил в себе гнев и ненависть и как бы задыхался от них. 8-4 4. Два зажженных огонька — сигнал о прибытии двух душ, на который с башни города Дита (по ту сторону Стигийского болота) подается ответный сигнал, вслед за чем оттуда на челне отплывает перевозчик. 8-19 19. Флегий — по греческому мифу, царь лапифов, сын Арся и смертной. В гневе на Аполлона, обольстившего его дочь, он сжег Дельфийский храм и был ввергнут в Аид. У Данте он — злобный страж пятого круга, перевозчик душ через Стигийское болото, где казнятся гневные. 8-32 32. Мне встретился один. — Это богатый флорентийский рыцарь, сторонник Черных, Филиппе дельи Адимари, отличавшийся надменностью и бешеным нравом. Он прозван был Арджеити (ст. 61), то есть " серебряный " , потому что подковывал своего коня серебром. Есть основания считать, что существовала резкая личная вражда между ним и Данте. 8-68

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

О лит. даровании И. свидетельствуют его стихотворения, написанные на разговорном укр. языке и посвященные событиям, в к-рых епископ принимал участие. В стихотворении, рассказывающем о Венской битве 1683 г., когда И. был ранен в плечо («Послухайте, що з вас живо»), повествуется о героизме и потерях, понесенных польск. войском. В конце звучит призыв ко всем христианам Речи Посполитой объединиться в борьбе против мусульман. И. обращается, в частности, к запорожским казакам: «Запорожцы, станьте з нами, адже буде Бог за вами». Почти идентичное по содержанию стихотворение было составлено И. как критика гетмана Самойловича за отказ последнего от участия в Венской битве. В виршах содержатся следующие слова: «Жалься, Боже, на гетьмана Самойловича Ивана, що заказал христианам пойти против бусурманов». Это стихотворение вошло в «Летопись Самуила Величко» ( Величко С. В. Летопись событий в Юго-Западной Руси в XVII в. К., 1851. Т. 2. С. 536). По мнению М. Возняка, И. также является автором стихотворения «Ой летила голубонька з Украины», впосл. ставшего народной песней ( Возняк М. Ykpaïhcьki nichi збiphuka Чарторийських// Он же. Mamepiaлu до icmopiï укр. nichi i bipшi: Тексти, зaмimku. Льbib, 1913. Т. 1. С. 20-22). Арх.: Арх. СПбИИ РАН. Кол. 52. Оп. 1. 207. Л. 13; ГА Тернопольской обл. Ф. 258. Оп. 3. Спр. 1254; НБУВ ИР. Ф. 18. 73, 76-79, 83, 88-89, 91, 98, 101, 106, 111-112, 120, 127, 137, 159, 167; ЛНБ. Biддiл ркп. Ф. 3. Спр. МВ-129, МВ-354, МВ-373, МВ-390, МВ-657/28; Ф. 77. Оп. 4. Спр. 981; Ф. 141. Оп. 1. Спр. 527/III; Там же. Biддiл piдkichoï книги. Ст-190; НМ (Л). Biддiл piдkichoï та стародрукованоï книги. Ркк-89, Ркк-90, Ркк-99, Ркк-151, Ркк-797, Ркк-870, Ркл-16, Ркл-21, Ркл-22, Ркл-23, Ркл-24, Ркл-25, Ркл-58/1, Ркл-58/2, Ркл-58/3, Ркл-58/5, Ркл-58/6, Ркл-61, Ркл-85, Ркл-138, Ркл-141, Ркл-142, Ркл-609, Ркл-741, Сдк-694, Сдк-701, Сдл-21; ЦГИАЛ. Ф. 5. Оп. 1. Спр. 189; Ф. 9. Оп. 1. Спр. 418-419, 461, 491; Ф. 129. Оп. 1. Спр. 738-739, 753, 773, 784, 786, 806; Ф. 201. Оп. 4б. Спр. 3142; Ф. 765. Оп. 1. Спр. 49, 76; AGAD. Archiwum Radziwiów. Dz. V. Sygn. 15911; LVIA. F. 634. Ap. 3. Bylu I. 386.

http://pravenc.ru/text/578563.html

преступных деяний, за которые в законе определены, как высшее наказание, арест или денежная пеня) – один год; 2) если со дня учинения тяжких преступлений и преступлений до дня постановления приговора о виновном истекли двойные, а со дня учинения проступков до дня постановления приговора – тройные против указанных в пункте первом, сроки; 3) если со дня постановления приговора до дня обращения его к исполнению истекли установленные в 2 пункте сроки, которые в сих случаях исчисляются, сообразно наказанию, назначенному судебным приговором. Согласно ст. 70 Улож., для преступного деяния, состоящего из нескольких действий, давностные сроки исчисляются со дня совершения последнего действия, а для преступного деяния, непрерывно продолжающегося, со дня его прекращения. 87 Это наказание полагается в том случае, если виновный в совершении над православным крещения не подлежит наказанию за совращение. 88 ) Всякого рода домогательства о предоставлении в распоряжение приходских попечительств сумм, принадлежащих церкви, признаны Св. Синодом противными каноническому правилу: «никто да не присвояет церковного достояния» (Феоф. Алекс. пр. 11. Ук. Син. 12 Окт. 1868 г.). 89 Лица православного исповедания, живущие среди лютеран, не обязаны платить сборы, деньгами, натурою, в пользу местной иноверной церкви и ее духовенства, исключая те сборы, которые имеют своим основанием договор о пользовании церковною землею. Реш. Прав. Сен по делу крестьянина Тенниса Кют. («Прав. Вест» 1885 г. 63) 90 Примечание. Определением Св. Синода 25 Авг. – 2 Сент. 1893 г. предоставлено сберегательным кассам принимать суммы церковно-приходских попечительств с выдачею на имя оных отдельных книжек («Церк. Вед.» 52). 91 Примечание 1. Устройство епархиальных попечительств предоставлено епархиальным архиереям. Местным же начальствам и обществам в городах и селениях, равно мировым учреждениям, по сношению с министрами внутренних дел и государственных имуществ, поручено оказывать возможное содействие для правильного и успешного хода этого дела.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

тексте. В Амиатинском кодексе (VI в.) читаем qui disperiit; 99) Евр. «шакалы». Лат. неточно: vulpes; ср. LXX: λπεκες; 100) Ст. 22. Евр. «отвергнешь ли нас…». Лат. передает неточно: sed projiciens… Из отмеченных нами особенностей латинского текста большинство может быть сведено к простой неточности перевода. Таковы особенности, заключающиеся: a) в употреблении в латинском тексте слов и оборотов лишь синонимических еврейскому подлиннику; см. варианты 1, 3, 4, 6, 7, 9, 13, 26, 28, 29, 41, 51, 53, 56, 58, 67, 68, 77, 89, 92, 93, 98, 100; b) в прибавлении и пропуске союзов и местоимений; см. варр. 3, 7, 14, 17, 20, 22, 30, 37, 38, 43, 48, 50, 69, 79, 84, 90, 91, 95; c) в употреблении единственного числа вместо множественного и наоборот; см. варр. 11, 55, 59, 60, 61, 62, 94, 83, 94 463 ; d)b передаче еврейских выражений описательными оборотами; см. варр. 2, 39, 75. Сюда же должно отнести особенности, заключающиеся в очень свободной (близкой к перифразу) передаче еврейского текста; см. варр. 5, 27, 33, 35, 45, 54, 63, 64, 73, 78, 96, 97; и, наконец, f) особенности, вошедшие в латинский перевод по причине неясности еврейского оригинала; см. варр. 15, 19, 23, 24, 49, 76, 81, 82. Другие особенности латинского перевода явились вследствие того, что латинский переводчик читал еврейский текст или понимал поставленный в нем этимологические формы иначе, чем мазореты. Таковы особенности 8, 24, (42, кажется) 44, 52, 66, 74–86, 87. Наконец, третьего рода особенности латинского перевода таковы, что в них этот последний, отступая от еврейского оригинала, совпадает с чтением тех или других греческих кодексов. Как могли попасть в Вульгату подобные чтения? Предполагать, что этого рода чтения попали в текст Вульгаты независимо от LXX было бы очень странно. Можно ли, например, допустить, что еврейское выражение (1:17) латинский переводчик совершенно случайно передал quasi polluta, и таким образом, явилось совпадение с LXX? Естественнее думать, что все подобные чтения образовались в латинском переводе под влиянием греческого текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

304 Oderbornii «Vita loanni Basilidi» в «Rerum Moscoviticarum auctores varii», p. 243. – Кампензе, 22. lob 36, – Herberstein 54. – Possevino, 15, 17 и след. – Ulfeld, 13. «Supplementum ad historica Russiae Monumenta», CLXH. – Olearius, 90. Carlisle, 304. 307 Darnach führt mann uns in ein ander Hausz, in dem unte der Erde ettlich weisz Beeren, weisz Wölff und Uhrochse zum Kempfen ernehret werden. «Frankf. Archiv für ältere deutsche Litter» etc., herausgegeb, von Fichard, В. II, S. 202. 311 Herberstein, 52. – Кобенцель, 140. – Possevino, 19. – Буссов, 29. – Маскевич, 19. – Mayerberg, II, 154. – Tanner, 32. – Neuville, 4. – Лизек называет Смоленск inexpugnabile patriae totius antemurale et potentissimum Borysthenis frenum (стр. 26). 324 Иовий, 49 – Herberstein, 58. – Clemens Adam в «Rerum Moscoviticarum auctores varii» p. 150. 329 В житии Стефана Пермского указывается последний путь: «всякому хотящему шествовати в Пермскую землю удобствен путь есть от града Уствыма рекою Вычегдою вверх, дóндеже внидет в самую Пермь». Соловьев, «История России», IV, 264. 336 Herberstein, 41. – Buchau, 251. – Hakluyt, I, 293, 349 и 408. – Горсей в «Биб. для Чт.», 1855 г., 6, стр. 7. – Petrejus, 316. – Olearius, 48, 117 и 184. – Рейтенфельс, 45. – Tanner, 33. – Neuville, 222. 337 Lyseck, 29. – Tanner, 38, 108 и 113. Ср. «Дневник польских послов» в «Сказаниях современников о Димитрии Самозванце», ч. IV, стр. 116. – Carlisle, 31. – Neuville, 35. 342 Вслед за Астраханью, в 1395 г., до основания разрушен был Тамерланом и Азов, а в 1471 г. он был завоеван Турками. 348 Ханы хивинский и бухарский доносили султану: «в Астрахань из многих земель кораблям с торгом приход великий, доходит ему (царю московскому) в Астрахани тамги в день по тысяче золотых» (Соловьев, «История России», VI, 293): известие, без сомнения, очень преувеличенное, но показывающее, что было что преувеличивать. 349 Иовий, 26. – Herberstein, 43. – Флетчер, гл. 19-я – Михалон, 67. – Hakluym, I, 372, 352, 286. – Olearius, 319. – Mayerberg I, 88 и 89. II, 152. – Коллинс, 574; ст. Neuville, 228.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010