С 3 ст. пророк говорит, если Господь теперь еще не истребил Ассириан, то это не вследствие Своего бессилия, как, по-видимому, склонны думать Ассириане (Сеннахирим), а по Своему долготерпению и Он не оставит Ассириан без наказания (очищая не очистит). Он всемогущ; пути Его сопровождаются оскудением всего (Иоиль), землетрясением (Амос) и погибелью всех врагов (4–7). Так все потопляющим наводнением Он сотворит окончание Ниневии (ст. 8). Это пророчество о погибели Ниневии от воды исполнилось буквально: Ниневия, осажденная врагами, три года стойко выдерживала осаду, и только разлив реки Тигр, подмывший городские стены, сделал то, что город взят был, наконец, врагами (Ст. 9). Что вы думаете о Господе? Он Сам сотворил истребление и не нужно ему мстить дважды ( Суд. 8, 21 ). Ст. 10. Ибо Ниневитяне опутались своими беззакониями, как сетями, и погибнут, как сухая солома (засохли в нравственной жизни). Ст. 11. Особенно за то, что из Ниневии произошел умысливший злое против Господа (Сеннахирим). Ст. 12–14. Так говорит Господь: хотя они безопасны и многочисленны, но будут посечены и исчезнут, и Я сокрушу ярмо, лежащее на народе Моем. Обетование Евангелия (ст. 15) Пророк, возвещая падение причинившего столько зла Иерусалиму Ассура и столицы его Ниневии, как бы уже слышит голос возвещающего с горы вестника: «празднуй, Иуда, праздники твоя, совершай обеты твои, ибо не пойдет уже по тебе злодей: он совсем уничтожен». Подобным образом Исайя (52, 7) возвещает Сиону радость восстановления: «как прекрасны на горах ноги благо вестника». Ноги вместо вестника (метанимия), как у Исайи (6, 5) уста вместо всего человека. В этом и подобных местах (как – то Ис. 40, 9 ; Соф. 3, 14 ) церковь видит, кроме исторического смысла, и пророчественное указание на благовестие и благовестников ( Рим. 1, 15 ). Глава 3-я. Причины падения Ниневии «Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства, не прекращается в нем грабительство (ст. 1), разврат и чародеяние (4 ст.). За эти пороки и постигнет тебя страшное наказание Божье: ты будешь разорен и никто не пожалеет тебя (5 – 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

2. В первой половине второй песни (гл.2:1–10) пророк описывает бедствия Иерусалима во время последней осады и самое разрушение его. Господь в пылу гнева Своего «не вспомнил о подножии ног Своих» и предал разрушению святый город, а жителей его на смерть; Он разорил Свое место собраний и заставил забыть на Сионе празднества и субботы; Он предал святилище свое в руки врагов, и они шумели в доме Господнем, как в праздничный день; Он отверг царя и священника, и они среди язычников; в разрушенном граде не стало закона, и пророки не удостаиваются видений от Господа (ст.1–10). Затем пророк, оплакивая гибель невинных детей, умирающих от голода у грудей своих матерей (ст.11 и 12), обращается к Иерусалиму, матери отечества, и не находит чем утешить ее; он только советует ей плакать перед Господом день и ночь, чтобы подвигнуть Его на милость изображением невыносимых страданий, когда женщины решались есть младенцев своих (ст.15–22). 3. Плач пророка от лица всех верных о своих бедствиях (3:1–20); надежды на милость Божию (ст.21–41); молитва к Богу с жалобами на бедствия и притеснителей (ст.42–66). 4. Описание бедствий лучших богатых людей, изнеженных детей и женщин, назореев и страшного голода, когда матери ели детей своих (4:1–10). Невероятный для царей земных постиг Иудеев гнев Божий за грехи пророков, жрецов и сильных людей (ст.11–16); нет помощи от друзей (от Египта), сильные враги в конец губят народ и царь, помазанник Божий, надежда для народа, попал в руки их (ст. 17–20). Идумея радуется этому; но и до нее дойдет чаша гнева Божия (ст. 21 и 22). 5. Молитва пророка от лица всего народа с изображением плачевного состояния свободного народа Божия после разрушения Иерусалима и окончательного порабощения (5:1–18) с просьбою и надеждою на помилование от Господа (ст. 19–22). 2 Видение, вероятно, было в поле: Господь явился в образе пастыря с жезлом, а недалеко разведен был огонь и на огне стоял котел и кипел; ветер с севера раздувал пламя. 3 В русском переводе книги пророка Иеремии Иехония назван «лишенным детей» (22:30), но этот перевод не точен, евр. слово означает обнаженный, оголенный от своего достоинства. По-слав. переведено верно: «мужа отвержена».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

27. Ин. 10:27 . Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. 28. Ин. 10:28 . И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Ин. 17 д.; Ин. 8:51, 5:24 ; Ис. 40 д.; Рим. 8:38 ; 1Пет. 1:5 . Овцы Мои и пр.: кратко повторяет Господь характеристические отношения между Его последователями и Им, полнее высказанные в предшествующей речи, указывая теперешним слушателям Своим, почему они не принадлежат к числу овец Его. – Слушают голоса Моего: см. прим. к ст. 3–4. – И Я знаю их: см. прим. к ст. 14. – И они идут за Мною: см. ст. 4. Все черты, показывающие любвеобильное взаимное отношение между Христом и верующими в Него. – Я даю им жизнь и пр.: см. прим. к ст. 10 и 3:24; 6:39–40, 47 и парал. – Никто не похитит: намёк на волка, который расхищает овец, когда наёмник оставляет их (ст. 12). У Него – Пастыря доброго, а не наёмника, никакой враг не расхитит овец и не распугает их, ибо они состоят под покровительством Всемогущего (ст. 29). Впрочем, рука здесь символ не только власти и могущества, но ещё символ собственности овец. Возможность отпадения от Христа сими выражениями, конечно, не отрицается, ибо отпадший не есть уже овца Христова. 29. Ин. 10:29 . Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Ин. 6:37, 14:28 ; 1Кор. 15 д.; Ин. 10:33, 38 30. Ин. 10:30 . Я и Отец – одно. Ин. 5:23 ; Ин. 17 д. Ин. 21 . Пояснение того, почему никто не похитит из руки Христа овец Его. Бог Отец всемогущ, а Христос и Отец – одно. – Который дал Мне их: ср. прим. к 6:37. Это «сказано ради иудеев, чтобы они опять не назвали Его противником Божиим (Злат.). – Больше всех: по ходу речи надобно понимать, что Господь называет здесь Отца Своего большим всех по силе и могуществу, так что ни один враг не может одолеть Его и вследствие сего не может похитить овец Его из рук Его, – насильно, против воли и желания верующих отлучить их от Бога. – Я и Отец – одно: по связи речи опять одно по силе и могуществу, «так как вся речь у Него была о могуществе» (Злат., ср. Вас. В. 3, 56). Если никто не может похитить овец из рук Отца, значит, Отец всемогущ. Если же Отец и Христос одно, то, значит, и Христос всемогущ. Если же Он всемогущ, то, значит, Он – Бог. Если же Он Бог, то, значит, Он – одно с Отцом не только по всемогуществу, но и по всем другим Божеским свойствам, а, следовательно, и по природе или по существу (Злат. и Феофил.). Следовательно, в этом выражении содержится несомненно учение Самого Иисуса Христа о Своём Божестве. Так слова Его поняли и иудеи (ст. 33), и Господь не только не указал им на неправильность понимания ими слов Его, но и оправдывает Свои слова, что Он Сын Божий (ст. 36) и един с Отцом (ст. 38) (Ср. Злат. и Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Ст. 18. В тот день отнимет Господ красивыя цепочки на ногах, и звездочки, и луночки (ст. 19). Серьги и ожерелья, опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами и привески волшебныя (ст. 20). Перстни и кольца в носу ст. 21). Верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки (ст. 22). Светлыя тонкия епанчи и повязки, и покрывала (ст. 23). И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса веревка, и вместо завитых волос плешь, и вместо широкой епанчи узкое вретище, вместо красоты клеймо. бб) Второе наказание: сиротство и вдовство женщин и девиц Ст. 24. Мужи твои падут от меча, и храбрые твои – на войне. По убиении знаменитых мужей и сильных юношей на войне с Вавилонянами жены и девицы останутся в бедственном состоянии вдовства и сиротства и будут оплакивать свое горестное положение (см. Плач. Иер.2:22 ). Ст. 25. И будут воздыхать и плакат ворота столицы, и будет она сидеть на земле опустошенная. Сион или город Иерусалим представляется здесь под образом женщины, которая по случаю несчастия обыкновенно у Иудеев садилась на землю и оплакивала свою горькую участь. Так и Иерусалим, лишившись знаменитых мужей и юношей, убитых на войне, и, осиротевши, будет оплакивать свое бедственное состояние. Плач приписывается особенно воротам Сиона, потому что в древности при воротах бывало большое собрание народа и заседание судей и правителей, которых Иерусалим теперь лишится ( Иер.14:2 , Плач. 1:4 ). вв) Следствие сиротства и вдовства жен и девиц Глава 4, ст. 1. И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут свой хлеб будем ест и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем – сними с нас позор. Здесь описывается следствие вдовства жен и безбрачия девиц после поражения мужей и юношей на войне. Наказание это ужасно для Еврейских жен особенно потому, что безмужнее состояние почиталось у них укоризненным, как будто они остаются в пренебрежении у мужчин. Пророк как бы так говорит: а) такой будет недостаток мужчин, что даже девицы, которым стыдливость запрещает искать мужей, теперь, вопреки скромности, будут искать мужей, опасаясь остаться в пренебреженном состоянии безбрачия, так как муж но закону природы и Божественному постановлению составляет покров, полноту и украшение жены; б) не только будут искать, но ухватятся за мужчину и станут убеждать – взять в замужество; в) притом седмь, т. е. многие жены ухватятся за одного мужчину; г) будут просить взять за себя хотя с тем условием, чтобы им иметь свое содержание пищей и одеждою, только бы прикрыл бесчестие безбрачия их. Этою фигуральною речью вообще означается совершенный недостаток мужчин. Так и случилось это, как видно из 2Пар.36:17 ; Плач. Иер.2:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Ст. 20. В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им. Ст. 21. Чтобы войдти в ущелия скал и в разселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он возстанет сокрушит землю. Идолослужители, пораженные страхом суда Божия, которым Бог поколеблет землю, как дерево потрясается сильною бурею и роняет листья, бросят своих идолов, как вещи ничтожные, в места запустелые, как бы на употребление кротам и нетопырям, если бы только они могли употреблять их; а сами скроются в пещеры. вв) Увещание Ст. 22. Перестаньте вы надеяться на человека, котораго дыхание в ноздрях его: ибо что он значит? Пророк, показав строгость суда Божия над царями и царствами, увещевает Иудеев, чтобы они не надеялись на человека, сколько бы он ни был силен; поскольку и самое бытие его зависит от его дыхания, которое как скоро прекратится, то исчезнет все величие и слава его ( Ис.145:3, 4; 103:29; 77:39 ; Иер.17:5 ). Пророк, вероятно, указывает здесь на Египетских царей, на могущество которых Иудеи надеялись, и при помощи их думали устоять против Вавилонян (Снес. Ис.30:1, 2 и сл. 31, 1, 2 и сл.). в) Подтверждение и более частное раскрытие суда Божия Пророк, показав вообще, сколь страшен будет день суда Божия, теперь начинает в частности описывать бедствия Иудеев своего времени. В этом описании встречается: аа) общее предложение, в котором возвещается, что Бог лишит Иудеев всякой помощи (ст. 1); бб) изложение видов этого бедствия, как то: 1) недостаток пропитания, (ст. 1); 2) лишение начальников, способных управлять государством (ст. 2. 3); 3) поставление начальников, неспособных к управлению (ст. 4); 4) следствие этого беспорядка – всеобщее замешательство в гражданской жизни (ст. 5–7). аа) Предложение о наступающем падении царства Гл. 3, ст. 1. Вот Господ, Господ Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость. Бог чрез Пророка возвещает Иудеям, что Он за их нечестие лишит их всякой помощи, без которой царство их скоро разрушится, подобно тому, как обветшалый и склонившийся дом легко может развалиться, если не поддерживать его большими подпорами и малыми подставками.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

В псалме Любящие Господа, ненавидьте зло [ст. 10]. И спустя три строки: Радуйтесь, праведные, о Господе и исповедайтесь священной памяти о Нем [ст. 12]. В псалме Восклицайте Господу вся земля, громко воспевайте, хвалите и пойте [ст. 4]. В псалме Возносите Господа Бога нашего и поклоняйтесь подножию ног Его, ибо оно свято [ст. 9]. В псалме Восклицайте Господу вся земля, служите Господу в веселии. Идите пред лице Его с похвалением. Знайте, что Господь именно есть Бог: Он сотворил нас, и мы – Его. [ст. 1–3]. И спустя строку: Входите во врата Его с благодарением и в дворы Его с хвалебною песнею, исповедайте Его [ст. 4, 5] В псалме С: Буду ходить в простоте сердца своего посреди дома моего. Не положу пред очами своими слова Велиал. Уклоняющагося я возненавидел: Он не прилепится ко мне. Сердце развращенное да отступит от меня; я не буду знать человека злого. Говорящаго в тайне против ближнего своего я умерщвлю; я не могу быть [или: есть] с тем, который горд очами и высокомерен. Очи мои к верным земли, чтобы они обитали со мною. Тот, кто ходит путем просто, будет служить мне. Делающий злое не будет жить в доме моем; говорящий ложь не угоден пред очами моими. Утром я истреблю всех нечестивцев земли, чтобы погубить всех тех, которые делают беззаконие, из града Божия [ст. 2–8]. В псалме Милосердие Господне от века и до века на боящихся Его; и правда Его на сынах сынов тем, которые соблюдают договор [pactum]. Его и помнят о заповедях Его, чтобы исполнять их [ст.17–18]. В псалме CIV: Исповедайтесь Господу и призывайте имя Его: делайте известными в народах помыслы Его. Пойте Ему и воспевайте Ему. Говорите между всеми о чудесах Его. Радуйтесь о имени Его святом. Да возрадуется сердце ищущих Господа. Ищите Господа и силы Его. Ищите лица Его непрестанно. Вспоминайте о чудесах Его, которые Он сотворил, о знамениях Его и судах уст Его [ст. 1–5]. В псалме CVII: Боже, сердце мое готово; я буду петь и воспевать; но и слава моя (sed et gloria mea) 7 ). Встань, псалтирь и гусли; я встану рано.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Для этого необходимо прежде всего совершенно отказаться от всякого общения с язычниками: «Что общего у света с тьмою?» или «Какое согласие между Христом и Велиаром?» Итак: «И потому выйдите из среды их и отделитесь, и не прикасайтесь к нечистому» (ст. 14–18). В седьмой главе , продолжая ту же речь, Святой Апостол призывает Коринфян «очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (ст. 1) и затем выражает радость и утешение, доставленные ему возвращением Тита и всем, что он видел и встречал в Коринфе. Апостол радуется нравственному исправлению Коринфян так, что готов забыть все свои скорби (ст. 4–17). Он не жалеет, что опечалил их своим первым посланием, ибо печаль ради Бога не только не вредна, но напротив приносит великую духовную пользу, так как ведет к покаянию: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (ст. 8–10). Печаль, вызванная посланием Апостола, произвела благодетельный нравственный переворот в Коринфянах, пожелавших исправить все нравственные недочеты в своей среде. Апостол радуется, что Коринфяне оправдали его доверие к ним, не посрамили своего учителя, и он может положиться на них (ст. 11–16). Главы восьмая и девятая представляют собою чисто практическую часть послания . В них святой Апостол располагает Коринфян к сбору милости в пользу бедствующих иерусалимских христиан. К этому святой Павел убеждает: 1) Примером Македонских церквей, небогатых, но проявивших большую щедродательность (ст. 1–8); 2) Указанием на Господа Иисуса Христа, «что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (ст. 9). 3) Напоминанием того, что сами Коринфяне еще с прошлого года усердно желали помочь бедным братиям своим (ст. 10–12); 4) Мыслью о великой пользе взаимопомощи и что пожертвования требуются лишь посильные, кто, что может, в духе той равномерности, какая соблюдалась израильтянами при сборе манны в пустыне (ст. 13–15). Святой Апостол говорит, что он уже хвалил Коринфян за их жертвенность, и им следует оправдать эту похвалу, дабы она не оказалась тщетной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

а) Товит припоминает о долге Гаваиловом, и намеревается, для получения оного, послать сына своего в Раги Мидийские (ст. 1–2). б) На прощанье, дает сыну завещания и наставления: а) о почтительности к родителям (ст. 3–4); б) о страхе Божием и благочестии, как главной причине успеха в делах жизни (ст. 5. 6); в) о благотворительности и милостыне (ст. 7–11); г) о чистоте и супружеском целомудрии (ст. 12–13); д) о честности и благожелательности, трезвенности и щедрости (ст. 14–17); е) о скромности, и благоразумии, и преданности в волю Божию (ст. 18–19); ж) Напоследок, Товит открывает сыну о десяти талантах серебра (около 7,500 руб. сер.), числящихся на Гаваиле (ст. 20–21). Наставления Товита сыну своему столь драгоценны для юношей, что они должны бы твердо изучить их и непременно взять за руководственное правило жизии, дабы счастье их было твердо упрочено. Ст. 3. а) …Сын мой! когда я умру, похорони меня, и не покидай матери своей: почитай ее во все дни жизни твоей, делай угодное ей, и не причиняй ей огорчения. Помни, сын мой, что она много имела скорбей из-за тебя еще во время чревоношения. Когда она умрет, похорони ее подле меня в одном гробе… Итак, первая добродетель, которой должно украшаться юношество, – это почтение к родителям. Оно есть решительный признак благородной души и неиспорченного сердца в юноше, помнящем и ценящем болезни рождения и труды воспитания, из-за него и для него подъятые родителями. Вытекая из естественного и инстинктивного чувства, любовь к родителям в благородных юношах возвышается до сознательного долга и христианской добродетели, снисходительно покрывающей даже недостатки и слабости родителей, и уважающей память их даже по смерти их. Невидимо привлекая на почтительных сынов благословение небесное, эта добродетель является основой их семейного счастья и благополучия житейского, – чему живым примером является добродетельный Товия. Не от того ли, наоборот, так часто юноши не управлены бывают во всех путях своих, и терпят горькие неудачи в жизни, что думают устроить ее сами по себе и без родительского благословения?!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

4Цар.20:6 .  и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего. 4Цар.20:7 .  И сказал Исаия: возьмите пласт смокв. И взяли, и приложили к нарыву; и он выздоровел. Возвестив Езекии (ср. ст. 1) определение Божие о смерти Езекии пророк Исаия удалился. Но пламенная молитва благочестивого царя (ст. 2–3) была уже услышана Богом, и Он благоволил отменить прежнее решение раньше, чем пророк успел выйти из среднего или внутреннего двора, примыкавшего к царскому дворцу (ст. 4; ср. 3Цар.7:8 ): нынешний еврейский текст в Ketib имеет в ст. 4: «из среднего города» (гайр гаттихона, русск. синод.: «из города»), но в кодексе 93; 180 по Кенникоту и в Keri кодексов 70, 112, 115, 149, 150, 153, 174, 225, 240, 252, 253 и др. читается: «из среднего двора» («хацер» вместо «гайр»), и в пользу последнего чтения, кроме большей естественности его, говорит авторитет древних переводов: LXX: ν τ αλ τ μσ, Vulg.: mediam partem atrni, слав.: «(бяше Исаия еще) посреди двора» (у проф. Гуляева: «из внутреннего двора»). Пророк получает новое повеление возвестить Езекии как теократическому царю («владыке народа Моего», ст. 5) о предстоящем ему скором исцелении, даруемом самим Богом, и о продлении жизни его еще на 15 лет (ст. 5–6). Об упоминаемом в ст. 6 освобождении от ассирийского ига см. замеч. к ст. 1 (ср. 4Цар.19:34 ; Ис.37:35 ). Что за болезнь – шхин (ст. 7), LXX: λκος, Vulg.: utcus, слав.: «вред», рус. «нарыв», для лечения которого пророк посоветовал приложить двелет-тееним, LXX: παλαθην σκων, Vulg.: masa ficorum, слав.: «перевясло смоквей», рус. «пласт смокв», т.е. прессованную массу из смокв – род пластыря? Обыкновенно видят в этом нарыве Езекии чумный бубон, допуская при этом возможность заражения Езекии от чумы, поразившей ассирийское войско (Кнобель, Винер и др.). Конечно, последнее предположение совершенно произвольно: ни о какой чумной эпидемии и инфекции в данное время Библия не говорит; притом при чуме появляется не один нарыв, а множество нарывов на разных частях тела; наконец, и средство, указанное пророком, хотя и употреблялось иногда, напр., арабскими врачами при чумных наростах (прор.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010