г) Полное доверие к служителям еврейской религии и уважение к правам их, ибо царь освободил их от всяких податей (ст. 24), а Ездре говорит: что тебе и братьям твоим заблагорассудится сделать из остального серебра и золота, то по воле Бога вашего – делайте (ст. 18). д) Расположенность, вообще, к еврейской нации; ибо Евреям дается самоуправление, которого они до этих пор не имели под управлением чужеземных царей; а правителям их дается почти неограниченная власть, с правом жизни и смерти над преступниками (ст. 25–26). « Ты же Ездра, – пишет Артаксеркс, – по премудрости Бога твоего,... поставь правителей и судей, чтобы они судили весь народ за рекою... Над преступниками немедленно пусть производят суд, на смерть ли, или на изгнание, или на денежную пеню, или на заключение в темницу ». При таком беспримерном, можно сказать, благоволении царя персидского к народу иудейскому и благоговении его к религии иудейской, весьма вероятным представляется сказание, что эти чувства он заимствовал от Есфири-Иудеянки, своей матери (жены Ксеркса), а также и от Ездры, который, будто бы, приближен ко двору Ксеркса той же Есфирью и даже получил должность воспитателя паследника престола. Как бы то ни было, но указ Артаксеркса может служить наглядным доказательством, что пребывание народа Божия в плену Вавилонском не оставалось без благодетельного влияния на язычников. Глава 9–10. Восстановление Ездрою законного порядка жизни между Иудеями а) Весть о смешанных браках Евреев (даже свящ. и левитов) с иноплеменницами, дошедшая до Ездры от народных начальников (ст. 1–2). б) Глубокая скорбь Ездры и трогательные проявления ее до вечерней жертвы (ст. 3–4). в) Пламенная молитва Ездры за заблудший народ во время вечерней жертвы (ст. 5–15). г) Собрание вокруг Ездры благочестивых людей, обещание развестись с иноплеменницами, высказанное некиим Шеханией за весь народ (10:1–4). д) Ездра берет торжественную клятву от священников и левитов, насчет развода с иноверными женами и удаляется в посте и сетовании в дом Иоханана (ст. 5–6). е) Приказ о сборе Иудеев со всей страны в Иерусалим – под страхом заклятия и отлучения от общества, и собрание Иудеев к двадцатому дню девятого месяца (ст. 7–9). ж) Обличительная речь Ездры к народу, раскаяние народа и обещание поступить по слову Ездры (ст. 10–12). з) По случаю ненастного времени и многочисленности дела, ради которого он собран, народ просит распустить его – с тем, чтобы назначена была особая комиссия для расследования дел на месте, в отдельных городах и селениях (ст. 13–14). и) Образование комиссии и трехмесячная деятельность ее (ст. 15–17). к) Исчисление лиц, взявших себе жен иноплеменниц (ст. 18–44).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Здесь всплывают на поверхность, по крайней мере, три характерных особенности Иакова, которые отделяют его от того Иакова, которым он был до Пенуэла: 1 . Осознание слабости: «И повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним» (ст.25). Победитель в своей борьбе с Исавом, Исааком и Лаваном, Иаков становится теперь жертвой, он не сражается, а цепляется. 2 . Всепоглощающее стремление к Богу: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» (ст.26). Благословение Исаака является бессмысленным до тех пор, пока оно не сопровождается благословением Бога. 3 . Исповедание недостойности: «И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков» (ст. 27). Его проблема заключалась в его характере. (Ср.: «Как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне», Мк.5:9 .) Имя Иаков выражает его суть в такой же мере, как и его предназначение. Итак, таким был ответ Иакова. К чему же это привело? 1 . Новое имя и новый характер: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся (шрх) с Богом (эль), и человеков одолевать будешь» (ст. 28). (Мы можем сравнить объекты борьбы Иакова со словами о том, что «Иисус же преуспевал в ... любви у Бога и человеков», Лк.2:52 .) 2 . Новая сила: «... одолевать будешь» (ст. 28). 3 . Новое благословение: «И благословил его там» (ст. 29). 4 . Новое свидетельство: «Я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» (ст. 30). 5 . Новый день, новое начало: «И взошло солнце» (ст. 31). 6 . Новое напоминание о своей собственной слабости: «И хромал он на бедро свое» (ст. 31). Имя изменено, но нога не исцелена. Результаты преобразования (33–36) Бытие (33). Примирение с Богом должно сопровождаться примирением со своим братом. Обратите внимание на разницу, каким был Иаков до Пенуэла, когда он шел сзади за своей компанией («Пойдите предо мною», 32:16), и каким он стал после Пенуэла, когда он возглавил процессию, направлявшуюся к Исаву («А сам пошел пред ними», ст. 3). Здесь проявляется не только новое мужество, но и новое смирение: «И поклонился до земли семь раз» (ст. 3). Здесь также присутствует новая щедрость: «Прими дар мой от руки моей ... прими благословение мое» (ст. 10:11). Его побуждения, когда он преподносил дар Исаву, были искренними. Он больше не ищет выгоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Псалом 67, ст. 2: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его»; ст. 19: «Возшел еси на высоту, пленил еси плен: приял еси даяния в человецех, ибо не покаряющыяся, еже вселитися (даже среди непокорных вселишься)». Апостол Павел так объясняет эти слова: «А “восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить всё» ( Еф. 4:9, 10 ). Псалом 68, ст. 10: «ревность дому Твоего снеде мя»,– эти слова вспомнили апостолы после очищения Храма Христом. Стихи 13, 18–22 говорят о страданиях Спасителя: «Даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиши мя оцта» – «и дали в пищу Мне желчь, и в жажде моей напоили Меня уксусом». Псалом 71 называют иногда царским. В нем речь идет о Соломоне, о сыне Давидовом, но идеальный образ царя, который здесь описан, он, конечно, явлен не Соломоном, а Христом: «да восприимут горы мир людем и холми правду... И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов» (ст. 3, 5 ),– в этой поэзии более видны мессианские черты, чем образ земного царя: «Будет имя его благословенно во веки, прежде солнца пребывает имя его: и благословятся в нем вся колена земная, вси языцы ублажат его» (ст. 17 ). Слова ст. 6: «снидет яко дождь на руно» напоминает также о знамении, данном некогда Гедеону ( Суд. 6:36–40 ). К 71-му псалму примыкает псалом 88, содержащий обетование Давиду о Сыне (ст. 5, 26–30, 37 ). Факт неверия иудеев во Христа во время Его земного служения отмечен в 94-м псалме: «не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании, по дни искушения в пустыни: воньже искусиша Мя отцы ваши, искусиша Мя, и видеша дела Моя» (ст. 8–9 ). На эти слова ссылался апостол Павел, говоря о том, что здесь речь идет о тех, кто не принимает Христа: ««...присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путей Моих: яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой» (ст. 10–11 ). Те, кто не веруют во Христа, и те, кто волею уклоняют свое сердце от Него, не войдут в Царство Небесное. Псалом 109: «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (ст. 1 ). Псалом короткий – 7 стихов, и все стихи целиком мессианского содержания: о прославлении, о предвечном рождении Христовом: «...из чрева прежде денницы родих Тя» (ст. 3 ) и о том, что Он есть первосвященник Нового Завета: «клятся Господь и не раскается: ты иерей во век по чину Мелхиседекову» (ст. 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij-Egoro...

а) Пышный наряд Иудифи и съестные припасы на дорогу (ст. 1–5). б) Встреча Иудифи в городских воротах с градоначальником и старейшинами города, и удаление Иудифи, напутствуемой благожеланиями старейшин (ст. 6–10). в) Прибытие Иудифи во вражеский стан, и благосклонный прием от Ассириян за красоту ее, и за пророчественные слова о победе Ассириян (ст. 11–17). г) Сильное впечатление, произведенное прибытием Иудифи, и представление ее Олоферну (ст. 18–23). Ст. 5. …И дала Иудифь служанке своей мех вина и сосуд масла, наполнила мешок мукою и сушеными плодами, и чистыми хлебами и, обвернув все эти припасы свои, возложила их на нее… Съестными припасами Иудифь запасается для того, чтобы в неприятельском лагере не поставить себя в необходимость питаться яствами, запрещенными законом Иудейским. Глава 11. Беседа Иудифи с Олоферном а) Олоферн ободряет Иудифь и справляется о причине ее прибытия (ст. 1–4). б) Иудифь уверяет Олоферна, что Бог предает в руки его Иудеев (ст. 5–8). в) Для обеспечения успеха, она советует помедлить нападением, пока Иудеи, доведенные до крайности, не станут есть запрещенного законом (ст. 9–15). г) Иудифь выдает себя за посланницу Иеговы, дабы содействовать завоеваниям Олоферна, и спрашивает позволения выходить по ночам из лагеря для молитвы, и пророчески обещает довести Олоферна через всю Иудею до Иерусалима (ст. 16–19). д) Олоферн сдается на льстивые слова Иудифи и обещает, в случае успеха, принять религию Иудейскую (ст. 20–23). Ст. 3. ... не бойся, – сказал Олоферн прибывшей Иудифи, – …ты будешь жива в эту ночь и после... Из слов Олоферновых можно приметить, что Иудифь прибыла в стан его вечером, при наступлении ночи. Ст. 12. ... у них (осажденных Ветилуйцев) ... вся вода истощилась, – и вот, они решились броситься на скот свой... В Вульгате это место поясняется так, что, для утоления своей жажды, Ветилуйцы решились употреблять кровь заколотых животных, что запрещалось законом Моисеевым под страхом истребления из среды народа Израильского 1073 . Глава 12. Четырехдневное пребывание Иудифи в лагере Ассирийском и пир Олофернов

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Море представлялось в древности царством злато духа ( Иов. 40–41 гл.). Следовательно, четыре зверя, вышедшие из моря, суть враги царства света (ст. 1 – 3). Первый зверь был подобен львице, но имел крылья, как у орла, я смотрел, пока вырваны у него были крылья, и он стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано было ему (ст. 4). Второй зверь был подобен медведице и имел три клыка во рту между зубами, ему сказано было: встань, ешь мясо много (ст. 5). Зверь третий был подобен барсу, на спине у него было четыре птичьих крыла и четыре головы было у него и власть дана была ему (ст. 6). После сего я увидел: вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный, у него были большие железные зубы, он все пожирал и сокрушал, остатки же попирал ногами и десять рогов было у него (ст. 7). Когда я смотрел на эти рога, вот вышел между ними еще небольшой рог и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и в этом роге были глаза, как у человека, и уста, говорящие высокомерно (ст. 8). Видел я, наконец, что поставлены были престолы и воссел Ветхий днями в белых одеждах и с белыми волосами; престол Его, как пламя огня, и река огненная перед Ним; тысячи тысяч ангелов служили Ему и тьмы тем их предстояли пред Ним; судьи сели и раскрылись книги (ст. 9–10). Видел я тогда, что за высокомерные слова, которые говорил этот рог, он был убит и тело его предано было на сожжение огню (ст. 11). И у прочих зверей отнята была власть и жить дано было им до определенного времени (ст. 12). Потом на облаках пришел к Ветхому днями (Первое Лицо Св. Троицы, Которое на основании этого видения и изображается в виде старца в белых одеждах, что служит символом вечности и святости) Сын Человеческий (Мессия), Которому и дана была власть над всем миром на веки (ст. 13–14). Увидевши такое видение, пророк пришел в трепет и, недоумевая о значении его, обратился к одному из ангелов, стоящих около престола, прося его объяснить смысл виденного (ст. 15–16). И сказал ангел: четыре зверя – это четыре царства восстанут на земле, которые потом уничтожатся и царство примут святые Вышнего (последователи Мессии), которые будут владеть им вечно (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Ст. 23. А для эллинов юродство. Ст. 25. Так как юродивые Божии мудрее людей и немощные Божии сильнее людей. Ст. 26. Потому что вы видите, братия, кто – вы 14 : не много из вас мудрых в смысле плотском (земном), не много сильных, не много благородных. Ст. 27. Но Бог избрал юродивых мира, чтобы посрамить мудрых, и немощных мира избрал Бог , чтобы посрамить сильных... Ст. 31. «Чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом». Слова: было, в греческом тексте нет и повелительного наклонения нет. – Чтобы, как написано, хвалящийся хвалился о Господе. Глава вторая Ст. 1. «И когда я приходил (λθν – не выдержана видовая форма) к вам, братия, приходил (λθον – тоже) возвещал вам свидетельство Божие не в превосходстве слова и мудрости». Допустив произвольную перестановку в сочетании слов во второй половине стиха, переводчик придал мысли апостола несколько иной оттенок. И (связь с последним стихом первой главы) прибыв к вам, я прибыл с тем, чтобы не возвышенным каким-нибудь словом и не с особенною какою-либо премудростью возвещать вам свидетельство Божие. Ст. 2. Ибо решил, чтобы среди вас не было распространяемо познание о чём либо ином, кроме Иисуса Христа и притом распятого. Ст. 3 и 4. «И был я у вас (πρς μς – к вам, как в первом стихе, γενμην – явился, прибыл) в немощи»... И слово мое и проповедь моя (подразумевается предыдущий глагол γνετο – явилось) не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении (ποδεξει, от ποδεκνυμι – показываю, выставляю на вид, объявляю, обнародоваю) духа и силы». – И прибыл я к вам в немощи и в страхе и в великом трепете, И слово мое и проповедь моя состояли не в убедительных словах человеческой премудрости, но в выяснении духа и силы. Ст. 14. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что почитает сие юродством; и не может сего уразуметь, потому что взвешивается сие духовно. Ст. 15. Духовный же человек взвешивает все, а сам не взвешивается ничем. Ст. 16. «Ибо кто познал ум Господень, чтобы (ς не значит: чтобы) мог судить (συμβιβσει) его?» – Под местоимением: его, переводчик разумеет, очевидно, духовного человека; и это потому, что глаголу συμβιβξω придано им значение одинаковое с глаголом νακρινω (востязует, востязуется, ст. 15), тогда как глагол συμβιβσει, по своему значению, ближе всего подходит к глаголу διδσκω. Если же так, то выйдет: ибо кто познал ум Господень, который (т. е. ум) мог бы вразумлять его (т. е. самого познающего ум Господень)? Глава третья

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

и по-русски: «если сколько-нибудь можешь веровать»... Глава десятая Ст. 2. «Позволительно ли разводиться мужу с женой»? – Можно ли мужу развестись с женой? Ст. 4. «Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться». – Моисей дозволил (мужу) написать разводное письмо и развестись. Ст. 11. «Кто разведется с женою своею и женится на другой: тот прелюбодействует от ней» (т. е. от жены). Вернее: кто... и женится на другой, тот прелюбодействует с нею (т. е. с другой). Ст. 16. И обняв их, возлагал руки на них и благословлял их. Глава одиннадцатая Ст. 1. Когда приближались к Иерусалиму, к Вифсфагии... (τε γγζουσιν ες ερουσαλμ, ες βηθσφαγ); у евангелиста Матфея (21:1): когда приблизились к Иерусалиму и подошли к Вифсфагии к горе елеонской... (τε γγισαν ες εροσλυμα κα λθον ες βηθσφαγ πρς τ ρος τν λαιν... ); у евангелиста Луки (19, 29): когда приблизился к Вифсфагии... к горе елеонской. Ст. 23. «Имейте веру Божию». – Имейте веру в Бога (или: веру в Божество, уверенность в Божестве. И πστιν и Θεο стоят без члена). Глава двенадцатая Ст. 2. «Принять от виноградарей плодов из виноградника». – Получить от виноградарей прибыль от плодов виноградника. Ст. 3. «Били» – избили. Ст. 9. «Что же сделает хозяин виноградника? Придет и предаст смерти виноградарей». – Что же вынужден будет сделать (или: как же вынужден будет поступить) хозяин виноградника? Он будет вынужден прийти и предать смерти виноградарей... Ст. 24. «Этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная писаний, ни силы Божией. – Разве вы не погрешаете чрез это, не зная ни писаний, ни силы Божией? Ст. 15. «Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие». Словом: бив, как у евангелиста Марка, так и у евангелиста Матфея (27:26) переведено греческое: φραγελλσας. Слово это перешло к грекам от римлян (flagellum – бич и flagellare – ударять, бить бичом), и если святые евангелисты сочли нужным употребить иностранное слово; так это, вероятнее всего, потому что в то время оно служило термином, обозначавшим нечто отличное от понятия: бить; так как вслед же за тем у обоих евангелистов в выражении: «и били Его тростью по голове», понятие: били, передано глаголом: τυπτον (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

  Глава 3 (Ст. 1). Отсюда, братия святые, возлюбленные, призвания участники, — не закона, данного на горе Синае, но призвания небесного, то есть обетования, данного Аврааму с неба, — уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, поскольку исповедание наше приносится Им (Богу), как первосвященником (жертва). (Ст. 2). И Он, Иисус Христос, верен был Тому, Кто Первосвященником соделал (поставил) Его не во Святом святых, но во всем, что есть на небе и на земле, — (он верен был), как был верен Моисей во всем вхождении его во внутреннее Святое святых (Чис. 12:7). (Ст. 3). Однако ж из выражения: как Моисей, — не заключайте, что Он таков же, как Моисей: ибо слава Сего Первосвященника больше пред Моисеем (чем слава Моисея) настолько, насколько большую честь имеет сравнительно с домом тот, кто устроил его. (Ст. 4–5). Точно так же и честь Господа и Сына больше, чем Моисея раба, ибо всякий дом построенный созидается человеком, а Моисея создал и все сотворил Бог, — и Моисей конечно верен был, но как слуга верен был во всем доме для засвидетельствования того, что говорилось тогда. (Ст. 6). Христос же не есть раб, подобно Моисею, но как Сын верен был, — не над внутренностью скинии, но над душами людей, ибо мы дом Его (есмы), — если только пребудем тверды в дерзновении своем и не постыдимся в славе надежды на Него, ибо это есть страдание Его. (Ст. 7–11). Также и это не должно казаться вам странным, так как ради сего также сказал Дух: ныне, когда глас Его услышите, не ожесточайте сердец ваших в огорчение Ему, как искушали отцы ваши в пустыне в то время, когда возвратились соглядатаи, осмотрев (обетованную) землю (Чис. гл. 13–14). И Я поклялся, что не войдут в покой Мой (ср.: Пс. 94;7–11. Исх. 17:2–7). (Ст. 12). Потому смотрите остерегайтесь, да не будет в ком из вас сердце лукавое, как у них, которые не вошли (в землю обетованную), и не отступайте от Бога Живаго по неверию вашему. (Ст. 13). Но утешайте сердца ваши во все дни жизни вашей, да не ожесточитесь и впадете в обольщение обманом греха плоти вашей. (Ст. 14). Ибо причастниками Христа стали мы с начала через призвание, — только да пребудем тверды до конца времени в этом истинном завете, особенно потому, что все заветы, которые пребывали (прежде), предвозвещали в таинствах и образах именно этот самый завет [по синодальному переводу (русскому): Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца (Евр. 3:14)]. (Ст. 15–16). Не ожесточайте, говорит, сердец ваших… ибо кто суть они? Но не все, кои вышли из земли Египтян, ибо некоторые из них вошли; разумеются Иисус и Халев. (Ст. 17). На кого же опять негодовал сорок лет? Не на тех ли, кои не поверили Халеву и Иисусу и неправедно поступили, поклонившись тельцу и другое многое совершив, — и кости их пали в пустыне? (Ст. 18). Или на кого же клялся, что не войдут в покой Его? На тех, которые не хотели повиноваться Моисею, Аарону, Иисусу и Халеву, управлявшим ими.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

(Ст. 16). Ибо во время сошествия Господа нашего с неба при звуке трубы Архангела, прежде чем находящиеся тогда в живых праведники будут снаряжены новыми крылами, — прежде сего совершится воскресение мертвых во Христе. (Ст. 17). Потом мы, кои живем, будем восхищены , — не прежде тех, но с ними , и не без них, но вместе, — в облаках, в сретение Господу нашему, в воздух (восхищены будем): и так всегда все мы, оставаясь всегда праведными, с Господом будем. (Ст. 18). Итак, утешайте , то есть назидайте, друг друга словами этими , ибо они исполнены надежды.   Глава 5 (Ст. 1). А о годах и временах, братия, то есть когда настанет время этому и когда будет время антихриста, — нет нужды об этом писать вам. (Ст. 2). Ибо сами по себе знаете и как научены этому от нас, что и сами мы узнали из Евангелия Господа нашего, что день Господень, как тать ночью, когда никто не ожидает этого, так приидет (Мф. 24:44). (Ст. 3). Ибо когда будут говорить: вот, мир и безопасность, тогда их внезапно настигнет погибель, как мука родами неожиданно настигает беременную, — и не избегнут ее. Это то же, что сказал Господь наш: как было во дни Ноя и Лота, когда ели и пили, женились и выходили замуж, доколе не нашел на них и их всех не истребил потоп и огонь (Мф. 24:38–39). (Ст. 4). Вы же, братия, не находитесь (будьте) во тьме, то есть в делах тьмы, чтобы вас день тот, как тать, не застал. (Ст. 5). Как сыны света, запасайтесь делами света и ожидайте тот день откровения (славы). (Ст. 6). Итак, да не спим в отношении доброго жития, как и прочие, которые не ожидают того дня, но да бодрствуем, делами нашими и да трезвимся верой нашей. (Ст. 7). Ибо те, кои спят и упиваются, они ночью спят и упиваются, то есть все дела, враждебные свету, они совершают ночью. (Ст. 8). Мы же, будучи сынами, то есть сынами Евангелия, трезвимся в добрых делах и да облекаемся совершенством веры и любовью совершенной, возложим на себя шлем надежды спасения жизни. (Ст. 9). Поелику (Бог) не определил нас на гнев, то есть на погибель, но к спасению жизни, то есть или чтобы спасали мы наши души от прикосновения похотей и жили в Господе нашем, или чтобы спаслись мы чрез Него для жизни с Ним в воскресении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Скачать epub pdf Четвертая книга Псалтири. Псалмы 89–105 «Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?» ( Лк.12:24 ) Псалом 89. Молитва об отвращении наказания смертию во время перехода чрез пустыню. По указанию надписания 668 псалом этот написан Моисеем; за написание его этим «человеком Божиим» говорят и внутренние основания 669 . Моисей мог написать его к концу странствования в пустыне, после того как гнев Божий поразил уже большую часть противников Его и нарушителей Божественной воли. Можно поэтому считать этот псалом молитвою, которую Моисей вложил в уста народу, об отвращении Божественного наказания. Быстрое вымирание сотен тысяч народа весьма сильно напечатлевало в сознании оставшихся в живых непрочность и шаткость человеческой жизни и страх божественного гнева; они ясно видели, что у них нет никого, кто бы мог помочь им, к кому бы они могли обратиться, кроме Бога; отсюда одушевленное восклицание: Господи, Ты и только Ты, был всегда нашим прибежищем (ст.2) 670 . – Бог есть надежное прибежище для слабого и непрочного человека, Он вечен (ст.3) 671 . О если бы Господь не поразил еще больше и так уже довольно наказанный народ, не истребил всех (осужденных на преждевременную смерть) и смиловался над ними ввиду их раскаяния (ст.4) 672 Жизнь человеческая и без того уже, хотя бы она (как жизнь патриархов) продолжалась тысячу лет, в сравнении с вечностью Божиею (пред очима Твоима) не более, как мгновение (ст.5) и лета человека, хотя бы они и не сокращались вследствие особенного божественного наказания, равны нулю (ст.6) 673 ; жизнь его весьма непрочна (ст.7) 674 . В ст.8 и т.д. народ подробнее развивает, почему он (в ст.4) 675 молится, чтобы Бог не сокращал насильственно, особенными наказаниями (смирении) и саму по себе (ст.3–4) столь кратковременную уже жизнь человека; потому именно (яко, ст.9), что вымирание народа есть следствие особенного божественного гнева (ст.7) 676 . Бог не простил еще грехов его неверия, противления и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010