Богородицы (см. Величит душа Моя Господа ), прор. Захарии , отца св. Иоанна Предтечи, и прав. Симеона Богоприимца - (Лк 1. 46-55, 1. 68-79 и 2. 29-32 соответственно; об этом см.: Brown. P. 346-366), а также заповеди блаженств (Мф 5. 3-12), к-рые тоже иногда рассматриваются как одна из Б. п. (см. также в ст. Блаженны ). Кроме того, в апостольских посланиях и Откровении Иоанна Богослова встречаются цитаты из отдельных ветхозаветных Б. п. (ср.: Лк 1. 47, 52-53 и 1 Цар 2. 1, 4-5; 1 Петр 2. 22-25 и Ис 53; Откр 15. 3 и Втор 32. 4 - см. Bogaert. P. 245-259). Тем не менее вопрос о богослужебном использовании тех или иных Б. п. в апостольское время (на что, возможно, указывают слова ап. Павла: «научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями» (Кол 3. 16; ср.: Еф 5. 19), а также упоминания песней в Откр 5. 9 и 15. 3-4) остается открытым, так же как и вопрос о том, можно ли усматривать в известных поэтических фрагментах НЗ гимны, использовавшиеся в апостольской богослужебной практике ( Bradshaw. P. 42-45). Первые нелитургические христианские перечни Б. п. Древнейшие известные перечни Б. п. у христ. авторов принадлежат Оригену († 254), к-рый частично основывался на иудейском предании - вероятно, в связи с тем, что он, по его собственному признанию, учился у некого евр. «патриарха Иулла» (Ιολλ τ πατριρχ: Selecta in Psalmos [Dub.] (fragmenta e catenis)//PG. 12. Col. 1056; у блж. Иеронима оно передано как «Huillus» - Apologia adversus libros Rufini. Lib. 1//PL. 23. Col. 408). По словам Оригена, к Б. п. относятся «те, что воспевали пророки и ангелы» (Commentarium in Cantica canticorum. Prolog. 33//GCS. Bd. 8. S. 83), в разных его сочинениях перечень Б. п. приводится трижды ( Schneider. S. 50-51). В числе Б. п. Ориген называет «победную песнь» Моисея (Исх 15. 1-19), «песнь израильских вождей» (Числ 21. 17), «великую песнь» Моисея (Втор 32. 1-43), песнь Деворы (Суд 5), к-рую, по его словам, будут петь при кончине мира, «песнь о винограднике» (Ис 5), песни прор.

http://pravenc.ru/text/149135.html

и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим. Ср. Мф. 3,4 . Оба пророка Илия и Иоанн Креститель своим служением несли людям суд Господа и взывали к покаянию ( Мф. 3,1–12 ; Лк. 3,2–17 ). 1 человек Божий! царь говорит: сойди. С точки зрения Охозии, пророчество Илии являлось вмешательством в дела государства, и поэтому пророк должен был держать ответ за свои слова лично перед царем. Поведение Охозии свидетельствует о том, что ему свойствен произвол, характерный для восточных тиранов. 1 если я человек Божий. Илия клянется, и правдивость его клятвы немедленно подтверждается грозным знамением (см. ком. к 3Цар. 1,17 ). По убеждению пророка, цари должны подчиняться требованиям закона наравне со своими подданными ( Втор. 17,18–20 ; 1Цар. 12,14.15 ; 3Цар. 2,2–4 ). 1 воцарился Иорам. Иорам, как и Охозия, был сыном Ахава (3,1; 3Цар. 22,51 ). Его не следует путать с Иорамом, сыном и наследником Иосафата (см. 8,16.25), который примерно в то же время правил в Иудее. 1 в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . Глава 2 2 Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо. В Библии только два праведника, Илия и Енох ( Быт. 5,24 ), не умерли на земле, а были вознесены Господом на небеса. Илия с Елисеем. См. ком. к 3Цар. 17,1 . из Галгала. Город в долине реки Иордан, немного севернее Иерихона. 2 Вефиль. См. ком. к З Цар. 12,29. 2 ударил ею по воде. Илия так же, как до него Моисей и Иисус Навин, по воле Господа раздвигает воду, чтобы Божий избранники могли продолжить свой путь посуху ( Исх. 14,13–31 ; Нав. 3,1–17 ). 2 дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. В Израиле лишь старший сын получал двойную долю в наследстве ( Быт. 25,31 ; Втор. 21,17 ; Лк. 15,12 ). Просьба Елисея, таким образом, была крайне дерзкой (ст. 1). 2 трудного ты просишь. Не от Илии, а только от Господа зависело, будет ли исполнена необычная просьба Елисея. 2 колесница огненная и кони огненные. Небесные слуги Господа вознесли пророка Илию «в вихре на небо». В рассказе о служении Илии огонь фигурирует несколько раз, символизируя всеохватывающее могущество Божие (1,10.12.14; З Цар. 18,38; ср. З Цар. 19,12).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Почему и исполнилось им изреченное» (вопр. 51). Историк Менандр у И. Флавия (Иуд. Древн. VIII, 13, 2) упоминает о засухе в течение года при тирском царе Итобаале; это подтверждает историчность повествования 3 книги Царств о засухе при Ахаве. 3Цар.17:2 .  И было к нему слово Господне: 3Цар.17:3 .  пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана; Как принял Ахав грозное слово пророка, не сказано; но уже самое повеление Божие пророку оставить царя, удалиться на восток и скрыться у потока Хорафа предполагает опасность для пророка со стороны царя, который, как видно из последующего, вместе с женой своей Иезавелью вообще преследовал пророков Иеговы ( 3Цар.18:4,13 ) и особенно тщательно разыскивал пророка Илию ( 3Цар.18:10 ). Поток Хораф (евр. Керит; LXX: С ορραθ; Vulg.: Carith) традицией иногда указывался по сю (западную) сторону Иордана и отождествлялся с вади-эл-Кальт (Onomast. 968). Но самое выражение евр. т. «ал-пенэ га-йарден» (слав.: «прямо лицу Иорданову»), по библейскому словоупотреблению (ср. Быт.18:1–2,23:19,25:18 ; 1Цар.15:7 ; 3Цар.11:7 ), может обозначать только восточную сторону Иордана; притом на восточной стороне Иордана, частью лесистой, частью пустынной, но всегда более удаленной от Самарии, пророк Илия был в большей безопасности от преследований Ахава, чем на западе от Иордана. Пребывание в пустынном одиночестве, кроме безопасности, имело целью приготовление пророка к ожидающим его тягостям общественного служения – как после для новозаветного Илии – Иоанна Предтечи ( Лк.1:80,3:2 ; Мф.11:14,17:12 ). Наконец, вода потока Хорафа, вероятно, притока Иордана (с востока) некоторое время питала пророка во время засухи. 3Цар.17:4 .  из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. 3Цар.17:5 .  И пошел он и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана. 3Цар.17:6 .  И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил. Если поток давал пророку естественное питье (у LXX слав.: добавлено слово: δωρ, «воду», ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нуждается в объяснении, почему в стт. 51–54, где говорится о могущественных спасительных деяниях, используется прошедшее время (аорист). Предположение, что речь идет о совершившемся во времена ВЗ, несостоятельно ввиду контекста. Скорее всего здесь аористом переведен еврейский перфект — либо в итеративном значении (то есть речь идет о том, что Бог делает всегда), либо “пророческий” перфект, который означает будущие события, которые, однако, уже отчасти стали действительностью в момент речи. Та же сила Божия, которая обнаружила себя при исходе Израиля из Египта, сейчас проявляется в рождении Мессии, см. Пс 88:11; 117:15; Исх 6:1,6; Втор 3:24. ‘Epo…hsen kr£toj ‘явил силу’ [ц.-слав. сотвори державу — Реф. ] — буквальный перевод евр.  ‘ƒwƒh hayil, букв. ‘сделал силу’. Спасение, однако, неотделимо от осуждения неправедных, поэтому о Боге сказано, что он рассеял Своих противников, ср. Чис 10:35; Пс 67:2; 88:11. Слово Шper»fanoj ‘гордый, надменный’ выражает мысль о гордыне и уверенности в себе, которая побуждает к богопротивлению (ср. Рим 1:30; 2 Тим 3:2; Иак 4:6; 1 Пет 5:5). Ст. 52, в котором говорится о том, как Бог поступает с гордыми правителями и смиренными праведниками, отображается в ст. 53, где тот же контраст выражен словами, означающими социальный статус, причем оба стиха вместе создают хиастическую (то есть перекрестную) структуру: сильных… смиренных … — алчущих… богатящихся . Алчущие получают полноту благословения от Бога (ср. 6:21), а богатые не только ничего не получают, но лишаются и того, что имеют (ср. 12:20–21). pein£w ‘алкать’ имеет более широкое значение, чем голод, и означает вообще нужду. Эти стихи, однако, не следует понимать в одном лишь духовном смысле — здесь имеется в виду преображение всей жизни, включая и ее материальную сторону. Наконец, Божие спасительное действие усматривается в исполнении завета с Израилем, Божиим отроком ( pa‹j), то есть слугой (Ис 41:8–9; 42:1; 44:21), которому Он ‘пришел на помощь’ [в синодальном переводе воспринял — Реф. 2 ] , ср. Ис 41:9; 42:1; ср. тот же глагол tîn ¢sqenoÚntwn ‘поддерживать слабых’ в Деян 20:35. Синтаксическая структура ст. 55 не очень ясна. Его можно понять как ‘воспомянув милость, … (обещанную) Аврааму…’, либо как ‘говорил отцам нашим, (в том числе) Аврааму…’, либо, наконец, как ‘говорил к отцам нашим ради Авраама’; впрочем, только первое понимание естественно сочетается с e„j тХп а„опа ‘до века’ . Ср.  творящий милость помазаннику Своему Давиду и потомству его во веки в 2 Цар 22:51. Авраам часто упоминается в Лк и Деян как духовный отец Израиля (1:73; 3:8; 16:24), а Израиль — как его семя , то есть потомство (20:28; Деян 3:25; 7:5–6; 13:23). Здесь понятие семени как будто ограничивается лишь теми, кто духовно является детьми Авраама, так как делающие зло отвергаются Богом (1:51–53), однако пока нет речи о том, что в это число войдут и верующие из язычников.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-luki-komm...

Тот, чьё происхождение от земных родителей всем известно, не может быть сшедшим с небес. Возможно, здесь характерная Иоаннова ирония, ср. 7:41–42: если бы слушатели знали настоящие обстоятельства Рождества, они признали бы вероятным, что Иисус сшел с небес; впрочем, в четвёртом Евангелии о девственном рождении не говорится прямо. Тем не менее факты сами по себе не рождают веры, о чём говорится в следующем стихе: Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец — именно поэтому разговор о происхождении Иисуса с неверующими лишён смысла; ср. у синоптиков (Мк 10:27; Лк 18:27) о невозможности человеку решить задачу жизни и веры собственными усилиями. Если не привлечет его Отец — ветхозаветная параллель в Иер 31:3 простер к тебе благоволение, где в Септуагинте тот же глагол. У пророков написано: и будут все научены Богом — см. И все сыновья твои будут научены Господом (Ис 54:13); ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис 11:9, ср. Авв 2:14); вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его (Иер 31:33 о Новом Завете). Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца — сказанное в предыдущем стихе не означает, что человек способен непосредственно познать Бога и вследствие этого обратиться к Иисусу. Только Посредник между Богом Отцом и человеком — Иисус обладает истинным знанием Бога. Итог всему отрывку подводится в ст. 47–51, причём в ст. 51 возникает слово Плоть, которое ошеломляет и возмущает слушателей. Как обычно в Ин, такая реакция служит отправной точкой для развития следующей темы, о хлебе жизни. Хлебом жизни некогда была манна, но она, спасая от голода в пустыне, не заключала в себе дара вечной жизни: те, кто ел её, умерли. Не таков небесный хлеб, который получают верующие в Иисуса: те, кто его ест, получают жизнь вечную. Несомненно, речь идёт о Евхаристии (ср. Мк 14:22 Сие есть Тело Мое; Мф 26:26; Лк 22:19; 1 Кор 11:24), однако не случайно, что Евангелист не даёт тут никаких прямых указаний на Тайную Вечерю: его задача — открыть смысл Евхаристии в контексте Личности и служения Иисуса Христа, чтобы верующие не воспринимали Хлеб и Вино как некие магические снадобья, сами по себе, без подвига веры, дающие бессмертие.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Пс.44:2:10 . «Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе... Дочери царей между почётными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте». Объяснение. Соломон жил и умер; престол его не вечен; а нынче у Иудеев и совсем нет Царского престола; следовательно, песнь сия о царе, не о Соломоне, а о Сыне Божием, престол Которого вовек: Пс.44:7–12 . Царство Его не от мира сего: Ин.18:30 . Он царствует одесную престола величия на высоте: Евр.1:3 . Здесь-то одесную Его стала и Царица, Пресвятая Дева, и потому Она есть Царица Небесная; ст.10. О почитании Её и пророчествует Давид: Пс.44:13–18 ; ср. Лк.1:48–50 . Иер. 7: 18:44:17–19:25 . «Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтоб огорчать Меня». Объяснение. Здесь говорится о чествовании языческой «богини неба» Астарты, заимствованной израильтянами от язычников: Суд.2:13 ; 3Цар.11:5 ; 4Цар.23:7 . Божия Матерь никогда не называется «богиней», а называется «Царицей Небесной». Пс.44:10 . Кроме того, чествование языческой богини неба происходило уже тогда, когда христианской Царицы Небесной ещё не было (повествующий о богине неба прор. Иеремия жил в ветхом завете). О молитвенном ходатайстве Пресвятой Богородицы Лк.2:19 . «А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своём». Объяснение. Дважды об этом говорил евангелист: Лк.2:51 , указывая тем, откуда он почерпал знание о евангельских событиях, т.е. от Пресвятой Матери Божией, которая была с самого начала «очевидицею»: Лк.1:2 , и ходатаицей пред Господом: Ин.2:1–11 ; поэтому правосл. христиане и прибегают к Ней с молитвою о ходатайстве пред Сыном Её: Откр.12:1 . Ин.2:3–5 . «И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? Ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте». Объяснение. Отсюда видно, что Божия Матерь явилась в первый раз ходатаицей за немощный и бедствующий род людской, отсюда и основание для обращения к Богоматери с мольбою о ходатайстве перед Сыном, ибо о Ней сказано: Пс.44:10–14:18 ; Лк.1:48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

51 Полная богословская точность обязывала бы и в этом случае понимать свидетельство Иоанна как свидетельство Отца о Сыне во Святом Духе, устами Иоанна и в воде его крещения. Но, как человеческое орудие Духа, Иоанн меньше Того, о Ком он свидетельствует 52 В рукописи добавлено на полях: (ср., напр.,). 53 В рукописи добавлено на полях: (ср., напр.,). 54 Ср. мою статью: Saint Pierre dans le Nouveau Testament (le probleme de la primaute) в Istina (Mgr Cassien. Saint Pierre dans le Nouveau Testament [le problemede la primauti]/Istina, 1955, 3, p. 261—304) и мой ответ на критику P. Benoit (Mgr Cassien, A propos de la «Primaute de Pierre», Istina, 1957, 1, p. 92—112) 55 Это определение места остается в силе, какой бы форме текста 1,28 мы не отдали предпочтения: традиционному ли чтению «в Вифаване» (Textus receptus) или критическому: «в Вифании», в пользу которого прибавилось к свидетельству В, Η , θ и свидетельство P66. 56 Вопрос о том, было ли известно читателям Ин. евангельское предание, решается в науке по-разному. Додд отвечает на него отрицательно и думает, что Четвертый Евангелист писал для читателей, совершенно неосведомленных в Евангельской истории (op. cit). Более вероятным представляется, однако, что Евангелист предполагает синоптическое предание известным его читателям. В пользу этого говорит воспоминание и даже исправление Лк. в Ин., о чем см. выше. Ср. еще Hoskyns , op. cit., p. 66 слл, 57 Сближение Храма с Телом в ст. 21 привело к тому, что уже в древности некоторые толкователи перенесли на Тело Христово то, что сказано в ст. 20 о Храме. Они думали, что в момент очищения Храма Иисусу было 46 лет. В пользу этого понимания они приводили и Ин. 8:57 («тебе нет еще 50 лет»). Как бы ни судить об убедительности этих выводов, можно сказать с уверенностью, что сам Евангелист на них не останавливался. Они, несомненно, выходили из круга его интересов. 58 В синодальном переводе стоит и в II, 23 и в III, 2 неточное «чудеса». В новом переводе σημεα повсюду передается через «знамение».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3487...

Господь Иисус Христос не только учит, что нестяжательность есть совершеннейшая жизнь: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим и имети имаши сокровище на небеси и гряди в след Мене. ( Мф.19:21 ). Но Сам, будучи богат, нас ради обнищал ( 2Кор.8:9 ), чрез принятие человеческого естества, чрез страдания, крест и смерть, и чрез бедность на земле такую, что не имелъ, где голову преклонить ( Мф.8:20 ) и питался подаянием усердствующих ( Лк. 8:3 ). Апостолы Его также добровольно избрали жизнь нестяжательную и полную лишений. Они сами свидетельствуют пред Господом Иисусом Христом: се мы оставихом вся и в след Тебе идохом ( Мф.19:27 ). Последуя им, верующие первенствующей Церкви отрекались от собственности ( Деян.2:45,4:34–35 ) и вели жизнь нестяжательную. По свидетельству пр. Кассиана, который в четвертом веке с великим тщанием собирал сведения и предания об александрийских подвижниках, со времен св. Евангелиста Марка. Некоторые христиане проводили строгую жизнь по правилам данным от Евангелиста Марка. Они не только были нестяжательны, как первенствующие христиане ( Деян.4:32,4 ), но удалялись в уединенные места близ городов. Строгая жизнь их возбуждала удивление неверных. Они занимались чтением св. Писания, молитвою и рукоделием, при строгом воздержании; иные только на другой и третий день принимали пищу и не столько для наслаждения, сколько по требованию нужды (кн. 1, гл. 3). Примеры послушания Господь Иисус Христос дал верующим в Него в Себе образец послушания. Он пребывал в повиновениии Своей матери и Ея обручнику, как отцу ( Лк.2:51 ), особенно показал высочайший пример послушания воле Бога Отца, Которому Он послушлив был даже до смерти крестной ( Флп.2:8 ). Св. Апостол Павел сие послушание представляет как высочайший нравственный подвиг, за который Иисус Христос превознесен Отцем Небесным пред всеми тварями (ст. 9, 10). Господь Иисус Христос и последователям Своим заповедал: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет ( Мф.16:24 ). Апостолы также учили: повинуйтеся наставником вашим и покаряйтесь им ( Евр.13:17 сл. Еф.5:21 ). Верующие, по свидетельству Игнатия Богоносца , повиновались епископу, как самому Христу, а пресвитерами, как Апостолам. Они сознавали необходимость духовного руководства и опасность жить по своей воле. Им же несть управления, падют, спасение же во мнозе совете. ( Притч. 11:14 ). Девство, нестяжательность и послушание, как средства к совершенству духовному

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

и силы небесные поколеблются“ ( Мф.24:29 ). Все эти знамения, по словам адвентистов, также уже исполнилось. „19 мая 1780 года, читаем мы в трактате 379 американского международного общества, солнце и луна помрачены были дивным образом. В этот день в Ново-Англии был такой темный день, что все лица побледнели, и народ был в ужасе. В селе, где жил Эдуард Ли, было большое смятение; люди изнемогали от ужаса и думали, что настал страшный суд; соседи собрались у этого блогочестивого человека, лампа которого была к их услугам и горела во время этой сверхъестественной тьмы ярче чем когда-либо. Такое же явление и в тот же день было наблюдаемо и во всей северной части Североамериканских Соединенных Штатов. 12 Следующая за этим днем ночь была такая темная, какой, вероятно, еще никогда не замечали с тех пор как мир сотворен Всевышним. Я тогда не мог отделаться от мысли, что мрак не был бы более густым, если бы все светила вселенной были погружены в такую тьму или прекратили бы свое существование. Лист белой бумаги на недалеком расстоянии казался таким же невидимым, как черный бархат. Что касается до пророчества относительно падения звезд, то исполнение его адвентисты относят к 13-му ноября 1833 года. Тогда, говорится в одном из их листков, ночью был замечательный метеорологический звездный дождь. Вследствие этого явления, продолжавшогося три часа, сотни и тысячи людей разных сословий были чрезвычайно встревожены и смущены, потому что думали, что настал конец мира. Яркие огненные шары в таком же количестве, как и звезды, падали с неба. Казалось, будто все звезды небесные разом сошли со своего пути и падали на землю. Все видевшие это зрелище нашли, что оно было ужасным. 13 Наконец, заметное уменьшение числа христиан, ведущих духовную жизнь ( 2Тим.3:1–5 ; 2Тим.4:3–4 ; 1Тим.4:12 ; Мф.24:11–13 ), размножение ругателей, глумящихся над учением о втором пришествии Христовом ( 2Пет.3:3–4 ; Иуд.17:18 ст.), будут говорить: мир и безопасность ( 1Сол.5:3 ; Мф.24:48–51 ), сходства последнего времени со днями Ноя и Лота ( Мф.24:37–39 ; Лк.17:26–30 ) и скопление земных сокровищ ( Ин. 5, 1–9 ) – все эти явления, по мнению адвентистов, наблюдаются в настоящее время и в связи с вышеуказанными признаками служат ясным указанием на близость скорого второго пришествия Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ozhidani...

«Пронзение» Мессии было «пронзением» самого диавола; «заклание Мессии было «закланием» одной из голов диавола. Так диавол сам разрушил свою державу смерти. Все, что он делал против Мессии, было действием против него самого. Христос «смертью упразднил» – чтобы тот стал бездейственным – «имеющего державу смерти, то есть диавола» ( Евр.2:14 ). Сила Божья в том, что враги пали действием собственных замыслов: Господь «сотворил силу мышцею Своею, рассеял нардменных помышлением сердца их» ( Лк.1:51 ). «Мышцею силы Твоей Ты рассыпал врагов Твоих» – разрушил строй сил; ср.: «Бог рассыплет кости ополчающегося на тебя» ( Пс.53 /52:6). Христом диавол был приведен в полное бессилие и расстройство: внутренние скрепы его ополчения были рассыпаны. Подобное происходит, когда отдельные подразделения в бою полностью теряют между собою связь (тогда они действуют разрозненно и временами друг против друга). Сказано о Мессианском Царе: Пс.88:26             И положу на море руку Его,                         и на реки – десницу Его. Это – знак власти над морем 474 , образом дивольских сил (ст.10). Кто имеет власть над «гордыней моря»? Мессия-Бог. Возложение десницы Его на реки может говорить о крещении в водах реки и освящении естества вод. Пс.88:52             Как поносят враги Твои, Господи,                         как поносят пяты помазанного Твоего. А как они «поносят»? И почему «пяты»? 475 И как можно «поносить пяты»? «Поносят» – крайнюю степень унижения человека испытал Распятый: «Я – червь, а не человек, поношение человека и презираем у народа» ( Пс.22 /21:7). «Пяты» – змей-диавол «блюдет пяту» человека ( Быт.3:15 ), но в Мессии диавол не имел никакой части ( Ин.14:30 ): Мессия неуязвим от диавола, поэтому и для ангельского (павшего) ума «пяты Его не познаются» ( Пс.77 /76:20). Тогда диавол и его слуги клевещут на Помазанника – «поносят пяты Помазанника Божия» 476 . Псалом 90 (91) входит в состав Шестого часа, повечерия, чина погребения, благословения нового дома и других молебствований. Псалом 90 («Живый в помощи Вышняго») читают во время нападения вражеских сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010