47 Мнение протоиерея Полотебнова (Хр. Чт., 18783 г., стр. 593), что «это быто собрание нарочито назначенное,» не оправдывается текстом. 48 Если даже предположить, что кроме лиц, указанных в 13–14 ст, здесь присутствовал полностью весь лик 70, что предполагать не имеем объективных оснований, то и тогда не получим числа 120. Все присутствовавшие на собрании названы «учениками» (15 ст), но св. Лука называет учениками (μαθηται) и обыкновенных верующих (напр. Лк.19:37 ). В виду такого словоупотребления св. Лукин, кажется, надо вслед за Блясом (Acta, р. 46) и вопреки Тишендорфу признать боле первоначальным чтение (в 15 ст) μαθητων (кодексы С 3 DE, Златоуст, text. гес.), а чтение δελν (ПАВС) объяснить, как позднейшую глоссу. 49 Kurze Erklarung der Apostelgesch. von de-Wette, 4 Aufl., bearbeit. von Oveibeck Leipz 1870. S. 11. 50 Baur, Paulus. S. 57; Zeller, Die Apostelgeschichte, Stuttgart, 1854, S. 117; Overbeck, op cit S. 11, и др. Символический смысл в числе 120 усматривает и архиепископ Воронежский Игнатий, но, конечно, не отрицает исторической достоверности этого числа. См. Сборник Барсова стр. 50 51 Επ τ ατ – речение, употребляющееся в смысле наречия для обозначения совместности вообще – «вместе», «вкупе». 54 Мнение Wendm-’a будто явление 500 было после вознесения, когда церковь умножилас, явно произвольное: о явлении Христа и о вознесении, кроме исключительного случая видения Ап. Павлу, ничего в Св. Писании не говорится, и о явлении 500 Ап. Павел упоминает рядом с явлениями, бывшими несомненно до вознесения ( 1Кор.15:4–6 ). 57 Так объясняют: Weiss, Lehrluch der Eiuleitung in das N. Testam., 2 Aufl. Leipz. 1889, S. 572: Hilgenfeld. Die apostelgesch. Nachihren Quellenschiften. Untersucht в zeitschhr. Fur wiss. Teologie 1895. II. 1. S. 80 и д. 58 Евангелист Лука, надо думать, не был очевидцем описываемого события, и у него, конечно, был какой-то источник сведений; но какой это был источникустный или письменный, различить на основании данного места мы не находим возможным.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

На Сына человеческого – против Самого Иисуса Христа (чит. выше). Т.е. если кто будет говорить что против Иисуса Христа, колеблясь признать Его за Мессию, как напр, иудеи соблазнялись Его происхождением из Назарета ( Ин.1:46, 7:52 ) и уничиженною жизнию, напр., что Он обращается среди мытарей и грешников, ест и пьет с ними – этот грех прощен будет, потому что это грех заблуждения, недоразумения, неведения, и в этом грехе легко раскаяться, так как заблуждения и недоразумения могут рассеяться, неведение замениться познанием и верою. А на Духа Святого хулившему, т.е. тому, кто покажет неверие, ожесточение, или, что то же, произнесет хулу против Духа Святого, это не простится, у Матфея, ни в сей век, ни в будущий, т.е. ни до второго пришествия Христова и страшного всемирного суда, ни после, в вечности. Хула на Духа Святого, это – упорное сопротивление очевидной истине ( Деян.7:51 ), отрицание самых очевидных действий Св. Духа, напр., чудес, и злобное оскорбление Его, когда, напр., самые видимые действия Духа Святого, напр, в изгнании бесов Иисусом Христом, приписываются злому духу – сатане, вельзевулу (чит. в объясн. 15 ст. 11 гл.), а это свидетельствует о крайнем неверии и ожесточении сердца. Так хулили Духа Святого фарисеи, не хотевшие верить чудесам Христовым, совершавшимся силою Святого Духа, и объяснявшие их силою злого духа. Не простится (не оставится) этот грех потому, что нравственное состояние людей, имеющих его, таково, что они теряют всякую возможность раскаяния и вместе с тем восприятия обновляющей и спасающей благодати Духа Святого, они таким образом приходят в состояние нераскаянных демонов. Они сами гонят от себя прочь благодать Духа Св. ( Быт.6:3 ), и покаяние чрез это становится для них невозможным: ибо насильно Бог не спасает никого. Неверующие обыкновенно не сознают и самой нужды в покаянии. Лк.12:11 . Егдá же приведýт вы на собóрища и влáсти и владычества, не пецытеся, кáко или чтó отвещáете, или чтó речéте: Лк.12:12 . святый бо Дýх научит вы в тóй чáс, яже подобáет рещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Архив Пн Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной епископа Феофилакта (Моисеева) 22 марта 2023 г. 12:51 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной епископа Феофилакта (Моисеева) . Его Преосвященству, Преосвященнейшему Фоме, епископу Сергиево-Посадскому и Дмитровскому, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры Родным, близким и духовным чадам епископа Феофилакта (Моисеева) Ваше Преосвященство! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Опечален известием о кончине епископа Феофилакта (Моисеева). Вся жизнь покойного была посвящена служению Богу. Возделывая ниву Христову, он стремился со тщанием исполнять различные церковные послушания. В 2002 году Господь сподобил его принять благодать архиерейства. Владыка Феофилакт управлял Брянской епархией , а затем трудился в Первопрестольном граде Москве: был управляющим Юго-Западным викариатством, исполнительным директором Синодальной библиотеки Московского Патриархата , председателем Комиссии по канонизации святых при Епархиальном совете г. Москвы, а также наместником Андреевского ставропигиального мужского монастыря . Выражая всем вам соболезнования в связи с постигшей утратой, возношу молитвы к Милостивому Богу об упокоении души епископа Феофилакта в обителях небесных. Вечная память новопреставленному служителю алтаря Господня. С любовью во Христе +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6012662.ht...

Архив Пн Патриаршее соболезнование в связи с кончиной митрополита Джанкойского и Раздольненского Алипия 16 ноября 2021 г. 20:42 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной   митрополита Джанкойского и Раздольненского Алипия , преставившегося ко Господу 16 ноября 2021 года, на 51-м году жизни.  Его Блаженству, Блаженнейшему Онуфрию, митрополиту Киевскому и всея Украины Клиру и мирянам Джанкойской епархии Ваше Блаженство, возлюбленный о Господе владыка! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Опечален известием о кончине Высокопреосвященнейшего митрополита Джанкойского Алипия. Долгие годы почивший со страхом и трепетом предстоял Престолу Царя славы и со тщанием совершал свое служение. Премудрый Господь, видя благорасположение сердца верного работника Своего Виноградника, сподобил его стать преемником апостольским. Более десяти лет усопший архипастырь управлял Джанкойской епархией , заботился о духовном возрастании священников и мирян, стремясь быть для них образцом добрых дел, показывать в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое и неукоризненное (Тит. 2:7-8). Жизнодавец Христос да упокоит новопреставленного митрополита Алипия в селениях праведных и сотворит ему вечную и блаженную память. С соболезнованиями +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5862312.ht...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл встретился с руководителями российских СМИ 8 июня 2016 г. 14:51 8 июня 2016 года в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве состоялась очередная встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с руководителями российских СМИ и информационных агентств. В беседе участвовали генеральный директор агентства ТАСС С.В. Михайлов, председатель совета директоров группы «Интерфакс» М.В. Комиссар, генеральный директор Международного информационного агентства «Россия сегодня» Д.К. Киселев, президент издательского дома «Коммерсант» В.Б. Желонкин, главный редактор газеты «Комсомольская правда» В.Н. Сунгоркин, главный редактор газеты «Известия» А.А. Оганесян, генеральный директор медиахолдинга «Эксперт» В.А. Фадеев, главный редактор газеты «Аргументы и факты» Н.И. Зятьков, главный редактор «Российской газеты» В.А. Фронин; главный редактор газеты «Культура» Е.А. Ямпольская, главный редактор радио «Вера» И.А. Кузьменков, председатель попечительского совета радио «Вера» П.В. Ульянов. Со стороны Русской Православной Церкви присутствовали председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда , пресс-секретарь Святейшего Патриарха  священник Александр Волков , первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипков , заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе . Святейший Патриарх Кирилл и руководители СМИ обсудили вопросы взаимодействия Церкви и журналистского сообщества России. Подобные встречи Предстоятеля Русской Православной Церкви с руководством отечественных СМИ и информагентств проходят регулярно. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4490843.ht...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл: Служение священника — благодатное, но в то же время многотрудное 19 июля 2023 г. 18:51 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая с  докладом  на пленарном заседании Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви, которое  состоялось  19 июля 2023 года в  Свято-Троицкой Сергиевой лавре , затронул тему священнического служения в современных реалиях и рассказал о трудностях, с ним связанных. Святейший Владыка в своей речи обратил внимание на то, что «с точки зрения современного молодого человека все менее привлекательным становится служение священника». Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, что хотя «служение священника — служение благодатное», оно «в то же время многотрудное, не открывающее возможностей для достижения высокого уровня материального благополучия». Кроме того, оно предполагает «серьезную ответственность не только самого клирика, но и членов его семьи, и связанные с этой ответственностью ограничения». Святейший Патриарх Кирилл охарактеризовал «отношение части молодых людей к священническому служению» как «сдержанное» и сделал особый акцент на том, что такое положение дел — «объективная данность, и к сожалению, нет причин рассчитывать на то, что ситуация будет быстро улучшаться». В связи с этим Святейший Владыка назвал важной роль «церковных средств массовой коммуникации», которым, по мнению Его Святейшества , «следует подумать, как в доступной для современного человека форме популяризировать опыт пастырского служения в обществе, явить образ активной и, говоря нынешним языком, " адекватной " священнической семьи — городской, сельской, из разных стран и епархий нашей большой Русской Православной Церкви». «Нам необходимо особенно ценить тех, кто выражает сегодня готовность принять на себя труд священнослужения», — сказал Предстоятель. «При этом, конечно, клир не должен становиться прибежищем для людей, не нашедших себе иного места в обществе по малообразованности или по иным причинам», — подытожил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ /Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6043742.ht...

Arhiva Пн A avut loc ipopsifierea arhimandritului Evghenii (Kulberg) în treapta de episcop de Sredneuralsk i a arhimandritului Feodor (Malahanov) în treapta de episcop de Viliucinsk 17 iulie 2016 21:52 La 17 iulie 2016, dup încheierea slujbei de privighere în biserica „Sfânta Treime” a lavrei „Sfânta Treime” a sfântului Serghie, Sanctitatea Sa Patriarhul Moscovei i al întregii Rusii Chiril a condus în sala de Tron a Încperilor Patriarhului din Lavr rânduiala ipopsifierii arhimandritului Evghenii (Kulberg), clericul Eparhiei de Ekaterinburg, în treapta de episcop de Sredneuralsk, vicarul Eparhiei de Ekaterinburg, i a arhimandritului Feodor (Malahanov), clericul Eparhiei de Petropavlovsk i Kamceatka, în treapta de episcop de Viliucinsk, vicarul Eparhiei de Petropavlovsk. Cu Sanctitatea Sa au coslujit: mitropolitul de Vygorod i Cernobyl Pavel, lociitor la lavra Pecersca „Adormirea Maicii Domnului” din Kiev; mitropolitul de Ekaterinburg i Verhoturie Chiril; preedintele Comitetului Didactic al Bisericii Ortodoxe Ruse arhiepiscopul de Vereia Evghenii, rectorul Academiei duhovniceti de la Moscova;  arhiepiscopul de Serghiev Posad Feognost, preedintele Departamentului Sinodal pentru mnstiri i monahism, lociitorul lavrei „Sfânta Treime” a sfântului Serghie; arhiepiscopul de Petropavlovsk i Kamceatka Artemii; episcopul de Solnecinogorsk Serghii, eful Secretariatului administrativ al Patriarhiei Moscovei; episcopul de Voskresensk Sava, prim-vicepreedintele Direciei executive a Patriarhiei Moscovei. Rânduiala ipopsifierii a fost înfptuit în conformitate cu decizia Sfântului Sinod din 15 iunie anul curent (condica nr.nr. 50, 51). Slujitorii bisericii, alei pentru slujirea arhiereasc, s-au adresat ctre Sanctitatea Sa Chiril i arhipstorii ce au coslujit Sanctitii Sale cu alocuiuni. Serviciul de pres al Patriarhului Moscovei i al întregii Rusii   Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 6 martie 2022 19 aprilie 2020 Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/md/db/text/4565827...

Архив Пн Глава Среднеазиатского митрополичьего округа выступил на прошедшей в Ташкенте международной конференции, посвященной развитию межконфессионального диалога 14 ноября 2014 г. 16:51 12 ноября 2014 года в Ташкентском исламском университете состоялась международная конференция «Межконфессиональный диалог и религиозная толерантность — гарант стабильности общества». Организаторами мероприятия выступили Ташкентский исламский университет, Комитет по делам религий при Кабинете министров Республики Узбекистан, представительство ЮНЕСКО в Узбекистане. В форуме, посвященном Международному дню толерантности, приняли участие эксперты из Германии, Великобритании, Италии, Чехии, Китая, России, Казахстана, Азербайджана, Армении, ученые и религиоведы Узбекистана, представители различных религиозных конфессий, руководители и сотрудники зарубежных дипломатических миссий и международных организаций, аккредитованных в Ташкенте. Русскую Православную Церковь на мероприятии представлял глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , выступивший с докладом . Также на форуме выступили руководитель Духовного управления мусульман Узбекистана муфтий Усмонхон Алимов, Апостольский нунций Ватикана в Узбекистане архиепископ Иван Юркович и другие. В ходе мероприятия было отмечено, что на фоне распространяющихся в ряде регионов мира конфликтов, основанных на идеях религиозного фанатизма, национализма и расизма, в поликонфессиональном обществе Узбекистана мирно сосуществуют различные религии и национальности. На сегодняшний день многонациональность и межконфессиональность можно считать одним из главных достижений узбекского общества. Участники конференции подчеркнули важность сохранения мира, укрепления солидарности и взаимопонимания между представителями различных религий, конфессий, наций и народностей. Именно эти факторы, по мнению участников форума, играют важную роль в развитии и процветании. По материалам сайта Ташкентской епархии Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/3839619.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИФАВАРА Вифавара [греч. Βηθαβαρ, Βηθααβαρ, Βηθαβαρ; евр.     - дом, место переправы], вариант названия места на р. Иордан, где совершал Крещение св. Иоанн Предтеча (Ин 1. 28); здесь же произошло призвание Иисусом апостолов из учеников Иоанна Крестителя (Ин 1. 35-51), на это же место «за Иордан» Иисус Христос вернулся, когда иудеи решили убить Его на празднике обновления (Ин 10. 39-42). Большинство ранних греч. рукописей НЗ, в т. ч. папирусы (в т. ч. ¸ 66, до 200 г.), называют место Крещения Вифанией Заиорданской (Βηθανα πραν το Ιορδνου). Этому же чтению следует лат. перевод и рус. перевод еп. Кассиана (Безобразова). Вариант В., по-видимому, впервые был предложен Оригеном . Признавая, что «почти все списки» содержат чтение «Вифания», он считал его ошибочным, поскольку города с таким названием в районе Иордана ему обнаружить не удалось, а известное ему предание свидетельствовало, что св. Иоанн крестил в местечке В. «на высоком берегу Иордана» (παρ τ χθ το Ιορδνου). В подтверждение Ориген приводит этимологию названия В.- «дом уготовления» (οκον κατασκευς), соотнося его с пророчеством Исаии (Ис 40. 3; Мф 3. 3; Мк 1. 3; Лк 3. 3) ( Orig. Comm. ad Joh. VI 40). В пользу историчности сообщения о Крещении в В. говорит то, что здесь во времена земной жизни Иисуса Христа находилась переправа через Иордан, к-рой пользовались паломники из Галилеи, шедшие в Иерусалим через Заиорданье, в обход Самарии. Евсевий Кесарийский пишет, что на месте В. «еще и доныне многие братья считают за честь принять омовение» ( Euseb. Onom. 58). В Бурдигальском итинерарии (333 г.) напротив долины Крещения указывается холм, откуда вознесся на небо прор. Илия (Itiner. Burdigal. 598). На карте из Мадабы (VI в.) «Вифавара, [место] Крещения св. Иоанна», изображена в нижнем течении Иордана на зап. берегу реки, что противоречит локализации за Иорданом. В соч. «О расположении Св. земли» лат. паломника архидиак. Феодосия (V-VI вв.) сообщается, что на месте Крещения Господа была воздвигнута мраморная колонна, увенчанная железным крестом; поблизости находилась ц. св. Иоанна Предтечи (см. в ст. Иоанна Предтечи мон-рь ), построенная при визант. имп. Анастасии I (491-518); жившие там монахи получали из казны по 6 золотых монет в год ( Theodos. De situ Terrae Sanctae. 20). О празднике Богоявления, проходившем на обоих берегах Иордана в 6 милях севернее Мертвого м., рассказывает анонимный паломник VI в. из Пьяченцы ( Anonym. Placent. Itiner. 11). Подробное описание места Крещения дает галльский паломник еп. Аркульф, посетивший Св. землю во 2-й пол. VII в. (PL. 88. Col. 800).

http://pravenc.ru/text/158870.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРФОЛОМЕЙ [арам.    ; греч. Βαρθολομαος], ап. от 12 (см. ст. Апостолы ) (пам. 22 апреля, 11 июня, 25 авг. и 30 июня - в Соборе 12 апостолов). В Новом Завете В. упоминается только в 4 списках 12 учеников Иисуса Христа (Мф 10. 3; Мк 3. 18; Лк 6. 14; Деян 1. 13). «Варфоломей», вероятно, является распространенным арам. патрономическим именем (отчеством)     - «сын Фалмая» (ср. LXX Нав 15. 14), или «сын Толомея» (ср.: Ios. Flav. Antiq. XX 5. 2). Ставшее традиц. отождествление В. с ап. Нафанаилом (Ин. 1. 45-51) аргументируют болландисты (ActaSS. Aug. T. 5. P. 7-108), ссылаясь на отцов и учителей Церкви, хотя, напр., блж. Августин выступал против их отождествления ( Aug. In Ps. 65. 4). Ап. Варфоломей. Мозаика кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. VI в. Ап. Варфоломей. Мозаика кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. VI в. В. и ап. Нафанаила отождествляют, основываясь на том, что имя В. приводится в списках апостолов синоптических евангелий, тогда как евангелист Иоанн относит к апостолам Нафанаила, о к-ром синоптические Евангелия не упоминают. в евангельских списках апостолов, где имена приводятся попарно, В. стоит рядом с ап. Филиппом , что позволяет сделать предположение о связи этих апостолов (ср.: Ин 1. 43-48). У евангелиста Иоанна именно Филипп сообщает Нафанаилу об Иисусе; апостольский статус Нафанаила очевиден в рассказе о чудесном улове рыбы на Тивериадском оз., т. к. и все др. ученики, свидетели этого чуда,- апостолы (Ин 21. 1-14). Наконец, поскольку В.- патрономическое имя апостола, допустимо, что он мог иметь и др. имя, Нафанаил (арам.  , Натанаэл), тогда полное арам. имя В.- Натанаэл бар Толами (      ). Визант. агиографическая традиция или рассматривала ап. Нафа-наила (пам. 22 апр.) как отдельное лицо (Минологий Василия II кон. Х в.- PG. 117. Col. 418-420, 516), или отождествляла его с ап. Симоном Зилотом (Синаксарь К-польской ц. X в.- SynCP. Col. 781). Визант. традиция, отождествляющая ап. Нафанаила с ап. Симоном, отражена в богослужебных книгах Греческих Церквей ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 260). В новейших трудах греч. агиографы либо склоняются к идентификации апостолов В. и Нафанаила (ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 616), либо приводят обе версии: отождествление Нафанаила с В. и с Симоном Зилотом ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 344). РПЦ в XIX в. еще безусловно следовала греч. традиции ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 118), но уже при издании «Житий святых, изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского...» (М., 1903-1911) их комментатор видит в Нафанаиле одно лицо с В., хотя упоминает и др. мнения (идентификация Нафанаила с Симоном Зилотом или с одним из 70 апостолов) (ЖСв. Июнь. С. 211).

http://pravenc.ru/text/154389.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010