Но человек тогда силою Божией и по телу своему станет бессмертным, чтобы во веки уже или «иметь жительство на небесах» ( Фил. 3:20 ), или в аду, – чтобы наслаждаться или страдать. Сектантские места Св. Писания, приводимые ими в доказательство своего лжеучения о бессмертии души: Лев. 17:14 ; Втор. 12:23 ; Быт. 9:4–6 ; Числ. 11:6 ; 1Цар. 24:12 ; Псал. 55:7, 123:7 ; Иезек. 13:19–20; Числ. 23:10 ; Иов. 7:15 ; Втор. 27:25 ; Быт. 17:14 ; Исх. 22:12 ; Иис. Нав. 1:28 ; Лук. 16:22 ; Иоан. 11:14; 1 Фесал. 4:16; Иоан. 6:49 ; Екклез. 9:5,10; Псал. 145:3–4 ; Иов. 14:12 ; Даниил. 13:18; Евр. 4:12; 1 Фесал. 5:23. Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучение сектантов-адвентистов. Православное учение: Человек и животные созданы Богом не одинаково: Быт. 1:20–24 и ст. 20–28. Тело и душа человека тоже не одинаковым образом созданы и не одинаковой по происхождению природы: Быт. 2:7 ; Быт. 35:18 . Душа человека совершенно независимое и отличное от его тела начало: Еккл. 12:7 ; Исаии 38:12; Тов. 3:6 ; Мф. 10:28 ; Мк. 14:38 ; Иак. 2:26 ; 2Кор. 1:9 ; Прем. 15:11 ; Лев. 19:31, 20:6, 27 ; Втор. 18:10–12 . После смерти людей их души живут разумно сознательной жизнью и бодрствуют: Лук. 18:19–31, 9:28–31 ; Мф. 20:28 ; 1Петр. 3:18–20 ; Рим. 10:14 ; Откр. 4:10–11 ; Откр. 5:8–9 ; 2Петр. 1:15 ; Премудр. Солом. 3:2, 3–8; Екклез. 12:7. Только нечестивые думают, что нет души: Прем. 2:1–3 ; Прем. 16:13–14; 2 Маккав. 15:12; Мф. 17:3 ; Мк. 9:4 ; Псал. 30:6 ; Псал. 5:10 ; Деян. 2:31 . 3. О тысячелетнем царствовании христа и о втором его пришествии и кончин мира. Одним из главных лжеучений адвентизма является учение о скором пришествии на землю Иисуса Христа и о его тысячелетнем царствовании вместе со Своими святыми. Этим учением адвентисты увлекают не только слабых, а и крепких в вере, но простодушных людей. Нечего и говорить о штундобаптистах, которые почти целиком принимают этот пункт учения адвентистов о скором пришествии Христа и о Его тысячелетнем царстве. Сущность учения адвентистов о пришествии Христа и о Его тысячелетнем царствовании такова.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Считаем на этом основании, и в Суд. 1:10 , чтение К. издания –Καριαϑαρβϑ, наиболее близким, к первоначальному произношению имени города. Откуда явилось в славянском (=В. А. Альд.) слово Сефер? Отвечать на этот вопрос можно, только обратив предварительное чтение ст. 11: «Кариаф-Сефер – град писмен». Заметим, что в Суд. 1:10 −11 есть почти буквальное повторение того, что читается в Нав. 15:15 −16. Замечательно, что в этом последнем случае первоначальное имя Давира произносится град писмен, произношение, которое принято и в Суд. 1:12 по греческому и славянскому переводам. Все это убеждает, что в Суд. 1:11 чтение А. К. Альд. – πολις γραμμτων, есть подлинное чтение перевода LXX, основанное на понимании первоначального имени Давира, как имени нарицательного. Καριαϑσεφρ – еврейское имя, оставленное без перевода и. следовательно, понимаемое, как имя собственное, первоначально было приписано на полях греческого текста. Но при возможной случайной неясности знаков, которыми сопровождалась приписка, справщик, пожелавший внести эту приписку в сам текст, не угадал того места, в котором ее нужно было поставить. По сходству первой половины у двух сложных имен – Καριαϑαpβoκ в ст. 10 и Καριαϑστεφερ в ст. 11, он заключает, что последнее имя относится к первому, как поправка. Он написал σεφερ над αρβοκ, не зачеркнув последнего, или зачеркнул не довольно ясно, и оставил без изменения первую часть имени. Переписчик, списывавший с экземпляра, таким образом, исправленного, мог подумать, что слово, написанное над строкой, есть дополнение к тексту, а не поправка его, и потому внес то слово в текст, не вычеркнув из последнего ни одной буквы. Суд. 7:1 : «и полк Мадиамл и Амаликов бяше ему с севера на холме Мосе Гавааф-Аморе в долине» (Альд. – π βουνου του Мωσε, Гαβαϑ μωρ) (Мадиамский же стан был от него к северу у холма Море в долине). Чтение Альд. издания, воспроизведенное в славянском переводе, соединяет в себе два различных воспроизведения одного и того же еврейского выражения, из которых одно читается в Альд.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/k...

город. См. 4,17 и ком. прежде нежели рассеемся. Или «чтобы не рассеяться». Подобно Каину, люди пошли по пути создания человеческой цивилизации, основанной на самоутверждении и бездуховности. сделаем себе имя. Поскольку слово «имя» подразумевает утверждение, очевидно, что строители города пытались обрести славу и бессмертие своими собственными усилиями. Бог дает вечное имя (12,2) тем, кто возвеличивает Его имя (4,26; 12,8; Ис. 63,12.14 ). 11 сошел. Антропоморфное описание, которое не следует понимать буквально. 11 сказал Господь. См. ком. к 11,5. 11 сойдем же. См. ком. к 1,1. 11 рассеял. Вместо того чтобы обрести славу и бессмертие, люди оказались в отчуждении и рассеянии. В прошлом изгнание стало участью Адама, Евы (3,23) и Каина (4,12). Это осуждение было также и спасением: в изолированности друг от друга народы скорее могли обратиться к Богу (12,3; Деян. 17,26.27 ). 11 Вавилон. Для вавилонян название города означало «ворота бога», а не «смешение». 11:10–26 В начале эта родословная избранных, как и 5,1 32, представляет собой единую линию, но в конце разделяется, упоминая трех сыновей. Она частично перекрывается 10,21 31 и образует переход от первобытной истории к истории Аврама, приводя родословную избранного рода от потопа к Авраму. 11 Вот родословие Сима. Родословие Сима выделено из общего родословия «сынов Ноевых» (см. 10,1). 11 Фалека. См. 10,25 и ком. 11 семьдесят лет. Если Аран был старшим сыном, тогда 135 лет, прошедшие между его рождением и смертью Фарры (11,32), представляют собой значительный промежуток времени, достаточный для того, чтобы Нахор мог жениться на своей племяннице. Аврама. Это имя было распространено в Вавилонии. В письменных документах встречается имя Аби-рама, который жил задолго до Аврама. Нахора. См. ст. 22,20 24. В древности на Ближнем Востоке детей часто называли по имени деда. 1125,11 Повествование начинается с имени Фарры, отца Аврама, поскольку именно Фарра был родоначальником семьи. Возможно, его семья поклонялась Луне (см. Нав. 24,2.15 ), поэтому имена Сара и Милка могли быть связаны с именами жены бога луны Сина Шаррату («царица») и его дочери Малка («царевна»).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ваали. В еврейском языке слово «baal» может означать: «муж», «господин» и «Ваал» (языческий бог). В будущем отношения Израиля с Господом станут подобны тем, которые установились со времени его первого исхода из Египта. Своей глубиной они будут подобны отношениям любящих супругов ( Еф. 5,25–32 ), в противоположность отношениям между господином и рабом, и не осквернятся каким-либо напоминанием о поклонении Ваалу (ст. 17). 2 союз. Иеремия, «посмертный ученик» Осии, толкует завет как дарование нового сердца ( Иер. 31,31–34 ). с полевыми зверями. Будущему царству не будут угрожать ни дикие звери ( Ис. 11,6–9 ), ни вторжения внешнего врага ( Пс. 45,10 ; Ис. 9,5 ; Мих. 4,3 ). В иносказательном смысле это повествование об изменении природы всех вещей и наступлении мира и спокойствия вследствие обновления, которое началось, когда Христос явился миру в первый раз, и окончательно завершится при Его Втором пришествии. 2:19–20 обручу. Обручение было последним шагом в процедуре сватовства и включало в себя выкуп отцу невесты (ср. 2Цар. 3,14 ). В данном случае такие качества, как «правда», «суд» (т.е. праведность, справедливость), благость, милосердие, верность составляют цену выкупа и характеризуют полноценный брачный союз. в правде. Это слово может включать в себя значения спасения и освобождения, оправдания, правосудия и справедливости в контексте подтвержденных заветом отношений Израиля с Богом (10,12; Ам. 5,7; 6,12 ). суде. Это понятие может относиться к судебной практике, благодаря которой утверждалась и восстанавливалась справедливость (5,11; 6,5; 10,4; Ам. 5,7.15.24; 6,12 ; Мих. 6,8 ). в благости. Это слово означает преданность, покорность согласно завету, верность и доброту (4,1; 6,4.6; 10,12; 12,6; Быт. 20,13 ; Исх. 34,6.7 ; Нав. 2,12 ; 1Цар. 15,6 ; 2Цар. 15,20 ; Пс. 35,8 ; Иер. 2,2 ). милосердии. Это понятие может относиться к милости, сердечной теплоте чувств и любви (1,6; Быт. 43,14 ; Втор. 13,17 ; 2Цар. 24,14 ). в верности. Значение этого слова включает в себя понятия: надежность, правдивость, стойкость, ответственность в отношениях. Оно синонимично словам «милость», «истина» ( Пс. 87,12; 88,2.3.6.9.25; 91,3; 95,13; 97,3 ). Народ Божий наследовал эти добродетели завета через смирение и жертвенность Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

5 И преуспевал Давид и возвышался. С Давидом был Господь Бог Саваоф, что и служило залогом его успехов (см. 1Цар. 16,18 и ком.). 5 Хирам, царь Тирский. Тир был финикийским портовым городом и располагался приблизительно в сорока восьми километрах к северу от горы Кармил и в сорока километрах к югу от Сидона. Дружба Хирама с Израилем продолжится и в царствование Соломона (см., напр., 3Цар. 5,1–12; 9,11 ). 5 Господь утвердил его царем над Израилем. См. ком. к ст. 10. ради народа Своего Израиля. Давид отдает себе отчет не только в том, что его царствование находится в полной зависимости от Господа, но и в том также, что на престол он был возведен во имя процветания народа Божиего (см. ст. 2 и 8,15). 5 Когда Филистимляне услышали... то поднялись все... искать Давида. Филистимляне никак не отреагировали на воцарение Давида над Иудеей, но распространение его власти на весь Израиль поставило под угрозу их жизненные интересы. пошел в крепость. См. ком. к 1Цар. 23,14 . 5 в долине Рефаим. Долина Рефаим начинается в нескольких километрах южнее Иерусалима и простирается в сторону владений филистимлян (см. 21,16 и ком.; 23,13; Нав. 15,8; 18,16 ). 5 вопросил Давид Господа. См. ком. 2,1. 5 Ваал-Перацим. Предполагают, что это место находилось в пяти километрах к юго-западу от Иерусалима. 5 оставили там Филистимляне истуканов своих. Результат победы Давида над филистимлянами сравним с тем, к которому ранее привело поражение израильтян, отдавших в руки филистимлянам ковчег завета (см. 1 Цар., гл. 4, особ. ст. 2). Давид с людьми своими взял их. См. ком. к 1Цар. 5,2 . В 1Пар. 14,12 в связи с этим эпизодом сказано: «и повелел Давид, и сожжены они огнем». 5 шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев. Ср. 4Цар. 7,6 , где рассказывается о том, как Господь внушил сирийцам, что они слышат «стук колесниц и ржание коней». пошел Господь пред тобою. Господь это «муж брани» ( Исх. 15,3 ), идущий на битву впереди народа Своего ( Исх. 14,14 ; Втор. 1,30 ). 5 от Гаваи до Газера. Давид нанес филистимлянам куда более сокрушительное поражение, чем то, которое они потерпели от Ионафана ( 1Цар. 14,31 ). Глава 6

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

«И набрал, как песку, пленников», – или бесчисленное множество (сн. Быт.32:12 ; Быт.41:49 ; Нав.11:4 ; Суд.7:12 ; 1Цар.13:5 ; 2Цар.17:11 ; Ис.10:22 ; Ис.48:19 ; Иер.15:8 ; Иер.33:22 ; Ос.1:10 ; Зах.9:3 ). Бесполезна будет надежда на союзы с царями земли (напр. Ис.31:1 ) или на свою силу, на стены высокие и крепкие ( Втор.28:15 ), «как обыкновенно надеялись на это иудеи, выслушивая прещения пророков и с надмением при этом подымая свою выю, пренебрегая святыми отеческими нравами и продолжая вести жизнь беспечную» 62 ; врага никто и ничто не удержит и не остановит, падут пред ним царства за царствами с их твердынями: «и он над царями издевается (над их напрасным сопротивлением ему) и владыки в посмеянии у него, и над всякой крепостью (над всяким городом укрепленным природой ли то или искусством) посмевается он: насыплет праха и возмет ее» (ст. 10) – всякую крепость. Насыпать праха или земли значит устроить вал для нападения; для сего против стены осаждаемого города насыпали вдоль ее множество земли, пока вал постепенно возвышаясь не достигал уровня самой стены, как говорится в 2Цар.20:15 : и насыпаша землю ко граду, или у Иеремии: вот насыпи приближаются к городу, чтобы взять его ( Иер.32:24 ; Иер.33:4 ). По доведении вала до такой высоты или ставили на нем тараны ( Иез.4:2 ; Иез.26:8 ) или (как, судя по описанию быстроты, должно быть здесь) вскакивали на городскую стену, «проникали в город осажденный, входили в домы, влезали в окна» (сн. Иоил.2:9 ). Насыплет праха: так ничтожны, ничего не стоят для халдеев их средства к нападению, и однако эти средства достигают своей цели; так легко всем они завладевают. «Играя более, нежели прилагая какое-либо усилие, разрушит он и законные царства и противозаконные владычества, обводя окопы и употребляя в дело стенобитные орудия, разорит до основания всякий крепкий оплот» 63 . Нужно ли добавлять, что в сей несокрушимой силе врага воздействует всемогущество Бога – Господа крепкого и сильного, Господа сильного в брани ( Пс.23:8 ), Который воздвигнет его ( Авв.1:6 )? Конь уготовляется на день брани; от Господа же помощь (Прич.21:31. сн. Пс.32:16,17 ). Или будет зло во граде, еже Господь не сотвори ( Ам.3:6 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Изображения херувимов, поставленные Моисеем в скинии и Соломоном в храме, не были простым лишь украшением, но служили предметом религиозного чествования и поклонения, как это мы видим из примера Моисея, Аарона и Иисуса Навина, Давида и других ветхозав. праведников, поклонившихся в скинии пред ковчегом завета ( Чис.20:6 ; Нав.7:6 ; 2Цар.6:4, 12:20 ; Пс.5:8 ) и молившихся в храме пред свящ. изображениями херувимов ( 3Цар.8:12–53, 9:3 ). Особенно замечательны слова Пс. 137 : Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами, (в переводе 70-ти пред ангелами) пою Тебе, поклоняюсь пред святым храмом Твоим (ст. 1–2). В Слове Божием изображения херувимов называются местом особого присутствия Божия, подножием ног Его ( 1Пар.28:2 ; Пс.79:2 ). В новом завете Христос Спаситель не только не отверг почитания храмов с его священными изображениями и предметами, но напротив выражал к ним глубокое почтение, как к святыням. Он ходил на поклонение Богу в храм Иерусалимский, где были священные изображения, и ревностно охранял святость храма и его священных предметов. Изгнав торговцев из храма, Он не только не осудил находившихся там свящ. изображений, но даже назвал храм иерусалимский, наполненный свящ. изображениями, домом Отца Своего, домом молитвы для всех народов ( Ин.2:13–17 ; Мк.11:11:15–17 ). И первые из последователей Христа Спасителя – апостолы с глубоким почтением относились к храму и его святыням. Они также нередко ходили для молитвы и поклонения Богу в храм, где были священные изображения херувимов ( Лк.24:53 ; Деян.2:46, 5:12, 22:17–19:24–11 ). В ветхом завете были только изображения херувимов, но не было изображений Бога. Это потому, что до времени искупления все люди были под грехом и клятвою ( Гал.3:10:22 ) были отчуждены от Бога, как враги Его ( Кол.1:21 ; Рим.5:10 ), и потому не достойны были зреть лице Божие и не имели возможности изображать его. Им дано было только изображение имени Его ( Исх.28:36–38 ; Прем.18:24 ). В новом же завете Бог явился во плоти (1Тит.3:16), разрушил преграду, отделявшую от Него людей ( Еф.2:14–16 ), показал в Себе людям образ Бога невидимого ( Кол.1:15 ; Кор.4:4), будучи сияние славы и образ ипостаси Его ( Евр.1:3 ; чит. Ин.14:7–9, 12:45 ). Таким образом человеку явилась возможность зреть лице Божие и изображать Его. При этом на иконах изображается не самое Существо Божие, духовное и непостижимое, а те образы, в которых Бог благоволил являться людям: в виде старца и вообще человека ( Быт.18:1–10 ; Ис.6:1–5 ; Дан.7:9–14 ; Ин.14:9 ); в виде голубя ( Лк.3:22 ) 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

845 2 . Хевила, Сева, Дадан и Лудим представлены в Быт.10:7,13 , как нисходящие потомки Хама, а в Быт.10:22,28,29; 25:3 , как нисходящие потомки Сима. – Здесь нет никакого противоречия. Между нисходящими потомками Хама и Сима были некоторые, носившие одно и то же имя, хотя это были и различные лица, подобно тому, как теперь еще случается, что несколько совершенно различных людей имеют одно и то же имя. 3 . Быт.15:18 ; Исх.23:31 ; Втор.11:24 ( Нав.1:4 ), обозначают Евфрат, как восточную границу земли Обетованной; Числ.34:10–12 , напротив, Мертвое море. – Это последнее место указывает пределы, которые должны были занять евреи на самом деле, при входе их в Палестину. Кроме того, трудно определить эти границы точно, потому что многие из упоминаемых местностей нам неизвестны. – Первые места означают страны, которые no праву (по закону) были даны Богом племени Иакова, и которыми оно стало владеть лишь в царствование Давида и Соломона. 4 . В Быт.27:42–45 , Ревекка советует своему сыну Иакову идти в Месопотамию, чтобы избежать гнева Исава, а в Быт.27:46; 28:1–5 , сказано, что Иаков отправился в Месопотамию, чтобы взять жену из своего племени. – Противоречия здесь никакого нет. Иаков идет к своему дяде Лавану с двойною целью: прежде всего, чтобы избежать гнева своего брата, а потом, чтобы взять себе жену из семьи своей матери. Один мотив не исключает другого, но Ревекка, с целью добиться у Исаака отпущения своего сына, естественно, намекает на второй и проходит молчанием первый. 5 . Быт.30:25–43 , приписывает богатства Иакова его изобретательности, а Быт.31:5–16 , благословению Божию. ·– Из того, что Иаков, как и его жены, в Быт.31:16 , рассматривали богатства, ими нажитые, как действие божественного покровительства, вовсе не следует, что патриарх не употреблял для приобретения их средств, описанных в Быт.30:25–43 ; гл. 31:8,10,12, напоминает, напротив, эти средства, но прибавляет, с основанием, что они были благословлены Богом. Об этом очень хорошо Иаков сказал Лавану в ст. 42: „Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем (без всякого имущества), но Бог увидел (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

8 Стань, Господи ( Чис. 10:35 : Восстань, Господин Ковчег могущества Твоего ( Нав. 3:11 ; 1Цар. 5 ). 9 Облекутся – одежда (ср.: ст. 16) символизирует характер, сословную или профессиональную принадлежность, посвящение; здесь: «облекает их праведностью». Святые – восприемники неизменной любви Божьей, которые отвечают Ему взаимностью. 10–18 Имя Давида троекратно повторяется здесь (10, 11, 17) и семь раз подразумевается. Все, что Господь совершил для Сиона и колена Давидова во все времена, обусловлено Его клятвой (11) и верностью Своим обетованиям. Речь идет об избрании Сиона (13; Евр. 12:22 ), о пребывании Господа в святом городе (14; Иез. 48:35 ; Отк. 21:2–3 ), о материальном (15) и духовном (16) благословении народа и о грядущем пришествии Мессии и Его победе (17–18). Псалом 132. Единая семья на Сионе: Божье благословение Псалом начинается с констатации факта и через два поэтических образа (2, За) завершается конкретным благословением Господним (3б). 1 Здесь подчеркивается радость братского единения: жить… вместе – хорошо и… приятно. Но в этом единстве содержится и нечто гораздо большее: обильные небесные благословения, которыми Господь (ср.: Исх. 29:7; 30:25 ; Лев. 8:12 ) не замедлит наделить народ, избранный Им на священство ( Исх. 19:6 ). И более того, свершилось небесное чудо, снова воссоединившее разделенную нацию ( 3Цар. 12:19 ), и символом такого единения стали Ермон, главная гора Северного царства, и гора Сион, расположенная на территории Южного царства, когда благодатная «роса Ермонская» сошла «на горы Сионские» ( Исх. 16:13,14 ; Ис. 26:19 ; Ос. 14:5 ). Следовательно, там (это подчеркивается), где единство в любви (см.: ст. 1), Господь дает вечное благословение. Псалом 133. Богопоклонение на Сионе: общение с Господом Паломничество началось «у шатров Кидарских» ( Пс. 119:5 ), а заканчивается в доме Господнем, где паломники благословляют Господа (2) и Он благословляет их (3). Когда Господь благословляет нас, Он видит все наши нужды и обеспечивает их; когда мы Его благословляем, мы осознаем Его Божественное превосходство и поклоняемся Ему. Какое блаженство для паломников наконец–то достигнуть своей цели и ощутить под ногами не только иерусалимскую почву, но и войти в дом Господень! Какая несказанная радость – прибыть с другого конца необъятных просторов земли, с берегов безбрежного океана и пройти через жемчужные ворота, воссоединившись с великим множеством, когда Великий Первосвященник Сам призовет всех: «Благословите Господа» (1–2) и произнесет Свое благословение Господне (3). 1 Стоящие – т. е. принятые и находящиеся в безопасности. Во время ночи – вероятно, имеется в виду либо ночная служба священников и левитов в доме Господнем, либо ночное бдение паломников, либо, что вероятнее всего, ночное бдение во время праздника Пасхи ( Исх. 12:42 ) – всеобщее прославление Агнца в земле Эммануила. Псалмы 134, 135. Избранный народ Божий

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Короче, всю общественную жизнь евреев закон стремился подчинить началу взаимного уважения, мягкости и сочувствия. Правды, правды ищи, – говорил он еврею; не извращай закона и не бери даров ( Втор.16:19, 20 ). Не должно быть неправды ни в суде, ни в мире, ни в весе при купле и продаже ( Лев.19:35, 36 ; Втор. 1:16,17 ). Проклят, кто нарушает закон справедливости, похищает права своего ближнего ( Втор.27:17 ). Особенной заботливости о бедных и несчастных братьях и сострадания к ним требовал закон от всех членов общества. Всюду в нем рассеяны внушения о необходимости попечения о сиротах, вдовах и бедных; все дышит в этих наставлениях отеческой попечительностью: ни вдовы, ни сироты не притесняйте, – не раз повторял законодатель ( Исх.22:22 ; Втор.10:18 ). Он запрещал дожинать поле до края и подбирать то, что оставалось от жатвы, как и собирать все плоды с дерев: нужно было, чтобы в изобилии владельца имели свою часть и бедные ( Лев.23:22 ; Втор.24:19,20 ). Он требовал, чтобы заем неимущему брату давался без роста ( Исх.22:25,26 ; Лев. 25:36,37 ) 337 . Всякий обязан был поддерживать упадающее благосостояние своего брата ( Втор. 15:7,8,11 ) и прощать долги бедным ради Господа (ст. 2). Все это, впрочем, касается только еврейской общины. Остается вопрос о воззрении еврейского закона на иноплеменников. Эта сторона социального быта у евреев, по–видимому, страдала выдающимся недостатком. Еврейское народное отчуждение и исключительность считаются фактом, не подлежащим сомнению; жесткость евреев в отношении к иноплеменникам, их международная необщительность составляли выдающееся явление, и в этом отношении евреи, по–видимому, не только не превосходили других народов, но и ниже их стояли. Таков обычный взгляд на социальное положение евреев среди других народов; но он может быть принят только условно и с ограничениями, иначе был бы односторонен и исторически неверен. Правда, что закон различает между братом евреем и иноземцем; таковы постановления о рабстве; таковы законы о взыскании долгов с пришельца и прощении их брату еврею ( Втор.15:3 ). Скажем более – закон требовал, чтобы еврей не смешивался с язычниками ( Исх.23:32; 34:12,15 ) и запрещал союзы с ними и браки; он даже предписывал явную вражду к иноземцам ( Чис.25:17; 31:2 ), а иногда требовал, чтобы побежденный народ был истребляем весь с женами и детьми ( Чис. 31:7,9,15,17 ; Втор. 2: 34; 3:6 ) и даже иногда со скотом и имуществом ( Нав.6:20 ; 1Цар.15:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010