Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРФОЛОМЕЙ [арам.    ; греч. Βαρθολομαος], ап. от 12 (см. ст. Апостолы ) (пам. 22 апреля, 11 июня, 25 авг. и 30 июня - в Соборе 12 апостолов). В Новом Завете В. упоминается только в 4 списках 12 учеников Иисуса Христа (Мф 10. 3; Мк 3. 18; Лк 6. 14; Деян 1. 13). «Варфоломей», вероятно, является распространенным арам. патрономическим именем (отчеством)     - «сын Фалмая» (ср. LXX Нав 15. 14), или «сын Толомея» (ср.: Ios. Flav. Antiq. XX 5. 2). Ставшее традиц. отождествление В. с ап. Нафанаилом (Ин. 1. 45-51) аргументируют болландисты (ActaSS. Aug. T. 5. P. 7-108), ссылаясь на отцов и учителей Церкви, хотя, напр., блж. Августин выступал против их отождествления ( Aug. In Ps. 65. 4). Ап. Варфоломей. Мозаика кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. VI в. Ап. Варфоломей. Мозаика кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. VI в. В. и ап. Нафанаила отождествляют, основываясь на том, что имя В. приводится в списках апостолов синоптических евангелий, тогда как евангелист Иоанн относит к апостолам Нафанаила, о к-ром синоптические Евангелия не упоминают. в евангельских списках апостолов, где имена приводятся попарно, В. стоит рядом с ап. Филиппом , что позволяет сделать предположение о связи этих апостолов (ср.: Ин 1. 43-48). У евангелиста Иоанна именно Филипп сообщает Нафанаилу об Иисусе; апостольский статус Нафанаила очевиден в рассказе о чудесном улове рыбы на Тивериадском оз., т. к. и все др. ученики, свидетели этого чуда,- апостолы (Ин 21. 1-14). Наконец, поскольку В.- патрономическое имя апостола, допустимо, что он мог иметь и др. имя, Нафанаил (арам.  , Натанаэл), тогда полное арам. имя В.- Натанаэл бар Толами (      ). Визант. агиографическая традиция или рассматривала ап. Нафа-наила (пам. 22 апр.) как отдельное лицо (Минологий Василия II кон. Х в.- PG. 117. Col. 418-420, 516), или отождествляла его с ап. Симоном Зилотом (Синаксарь К-польской ц. X в.- SynCP. Col. 781). Визант. традиция, отождествляющая ап. Нафанаила с ап. Симоном, отражена в богослужебных книгах Греческих Церквей ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 260). В новейших трудах греч. агиографы либо склоняются к идентификации апостолов В. и Нафанаила (ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 616), либо приводят обе версии: отождествление Нафанаила с В. и с Симоном Зилотом ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 344). РПЦ в XIX в. еще безусловно следовала греч. традиции ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 118), но уже при издании «Житий святых, изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского...» (М., 1903-1911) их комментатор видит в Нафанаиле одно лицо с В., хотя упоминает и др. мнения (идентификация Нафанаила с Симоном Зилотом или с одним из 70 апостолов) (ЖСв. Июнь. С. 211).

http://pravenc.ru/text/154389.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОГРАФИЯ БИБЛЕЙСКАЯ область библеистики, изучающая географические представления библейских авторов, а также историческую географию региона, с к-рым связаны события библейской истории (о физической географии Сиро-Палестинского региона см. ст. Святая земля : география). Географические представления библейских авторов Хотя у библейских авторов нет специального интереса к вопросам географии, они обращаются к ним лишь в связи с описаниями явлений природы, войн, границ владений и т. п., в Библии отражены их представления о географическом устройстве земного мира. Форма Земли четко не определяется, так же как неясным остается вопрос об «основаниях земли» (1 Цар 2. 8; ср.: Иов 26. 7). Ориентировка в пространстве основана на видимом пути солнца; стороны света обозначаются с позиции человека, обращенного лицом к востоку: «перед» (   - Быт 2. 8; 12. 8 и др. в значении «восток»); «зад» (   - Ис 9. 11 (МТ) и др.); «море» (  - Быт 12. 8 (МТ) и др.) в значении «запад» (поскольку море составляет зап. кромку Палестины, противолежащую точке восхода); «левая» (  , т. е. связанная с закатом, северная) сторона и «правая», т. е. юж. («полуденная»), сторона (   - 1 Цар 23. 24;  - Зах 6. 6; 9. 14; Иов 39. 26; также:   - Втор 33. 23 или   - Быт 12. 9 и др.). Локальными ориентирами служили природные объекты - горы, плоскогорья, хребты, долины и т. п. (ср.: Нав 15-19), а также дороги и поселения, обычно составлявшие удел к.-л. колена. Сведения древнеевр. авторов о территориях соседних народов достаточно широки: на востоке названы Мидия, Персия и Индия (Есф 1. 1; 8. 9); на севере описано пространство от Армении ( Арарат , Магог, Аскеназ, Фогарма - Иер 51. 27; Иез 27. 17; 39. 6) до зап. части М. Азии (Гомер, Фувал, Мешех); на западе неоднократно названы Кипр (Киттим), Иония (Иаван), Крит (Кафтор), Карфаген и даже Испания (Фарсис); на юге - Юж. Аравия (Сава) и Эфиопия (Куш). Из морей известно Средиземное, к-рое называли просто «море» (Числ 13. 30; ср.: Нав 1. 4; 23. 4), а его часть, омывающая берега Палестины,- «море Филистимское» (Исх 23. 31) или «море Яфы» (1 Езд 3. 7; синодальный пер.: «по морю в Яфу»). Второе по упоминаниям в Библии море - Красное. Из больших рек вне Палестины часто называют Евфрат (Быт 2. 14; 15. 18 и др.), Нил (Быт 41. 2, 18; Исх 2. 3, 5). Река Тигр (Хиддекель) упомянута только в кн. Бытие (2. 14, как одна из райских рек) и у прор. Даниила (Дан 10, 4; 12. 5, 6). Горы вне Св. земли, за исключением Арарата, в Библии не названы, но часто говорится о пустынях (Быт 14. 6 и др., Едомская - 4 Цар 3. 8, Синайская - Исх 19. 1 и др., а также пустыня Красного м.- Числ 21. 11 и др.).

http://pravenc.ru/text/162155.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОР [евр.  ,   или   - круг, шар], в Библии город-порт в Ханаане, на побережье Средиземного м., к югу от г. Кармил (Кармель). Царь Д. был среди союзников Иавина, царя Асорского, потерпевших поражение в войнах от Иисуса Навина (Нав 11. 2). Д. упоминается в надписи фараона Рамсеса II (XIII в. до Р. Х.). В нач. XII в. до Р. Х. Д. был завоеван одним из «народов моря». Порт Д. и его правитель, принадлежавший к «народам моря», названы в описании путешествия Ун-Амуна в Библ (ок. 1100 г. до Р. Х.- ANET, N 26). Вероятно, Д. был захвачен израильтянами в правление Давида; относился к территории колена Манассии и Асира (Нав 12. 23; 17. 11; Суд 1. 27, 31; 1 Пар 7. 29), при Соломоне стал центром одного из районов, подчиненных Бен-Авинадаву, зятю и приставнику царя (3 Цар 4. 11). В 732 г. до Р. Х. Тиглатпаласар III, завоевав часть побережья от Кармила до Иоппии (Яффы), сделал Д. столицей пров. Дуру. Согласно надписи на саркофаге Эшмуназара II, в персид. период (VI-IV вв. до Р. Х.) входил во владения Сидона (ANET, N 662; греч. писатели полагали, что Д. был основан сидонянами). В эпоху эллинизма Д. считался неприступной твердыней ( Ios. Flav. Antiq. XIII 7. 2) и выдержал нападение Антиоха III (219 г. до Р. Х.). Спустя 80 лет узурпатор Трифон укрылся в Д., защищаясь от Антиоха VII (1 Макк 15. 10-15. 25); в кон. II в. до Р. Х. тиран Зоил владел Д. и Башней Стратона (см. ст. Кесария Палестинская ), пока их не отнял Александр Яннай. При Гнее Помпее Великом (сер. II в. до Р. Х.) Д. получил автономию и право чеканки собственной монеты, свидетельствующей о том, что в Д. почитали Геракла (как основателя города) и его сына Дора, Зевса, Афродиту (Астарту). В правление царя Иудеи Агриппы I (41-44 гг. от Р. Х.) в Д. также проживали иудеи. Закат города относят к нач. III в. по Р. Х.; в кон. IV в. Д. был заброшен, однако до VIII в. известно о существовании в нем христ. епископата. В эпоху крестовых походов на его руинах была построена крепость Мерль. Согласно Евсевию Кесарийскому, Д. располагался в 14 км (9 милях) севернее Кесарии Приморской ( Euseb. Onomast. 78. 9; 136. 16). Вероятно, Д. находится на месте Хирбат-эль-Бурдж, к югу от кибуца Нахшолим и севернее сел. Тантура; к северо-западу и к югу от телля сохранились остатки порта, а южнее - руины замка крестоносцев.

http://pravenc.ru/text/180223.html

Мф.10:40 ). Если мы в житейских отношениях своих честь отдаем почтенным из земных граждан, то почему же не почитать святых небесных граждан (ср. «сограждане святым» – Еф.2:19 ), – тем более, если они благодетельствуют нам? Разумеется, чествовать святых должно «почитательным поклонением», т. е. должно помнить, что они – не божество, а тварные существа (см. § 14). Лк.1:48 ; Рим.2:10 ; Евр.12:22, 23 ; Нав.5:14, 15 ; Суд.13:20 ; 4Цар.2:15 ; 1Пар.21:16 ; Притч.10:7 ; Сир.44:1, 2 . В Мф.4:10 ; Лк.4:8 ; Втор.6:13 говорится о таком поклонении, которое подобает одному Господу (λατρεσεις; см. § 14). Слова Мф.12:48–50 ; Мк.3:33–35 ; Лк.8:21 совсем не отрицают чествования Божией Матери, а выражают только, что близость к Богу основывается не на плотской связи, а на духовно-нравственной, на исполнении заповедей (ср. Ин.1:13 ). Пресвятая Дева Мария близка ко Господу и плотью и духом, ибо если бы она не была исполнена величайшей праведности и святости, то не удостоилась бы стать Матерью Господа (см. Лк.1:28, 30 ). Ее подобает ублажать и чествовать как Матерь Господа, по примеру ангела («благословенна Ты между женами») и согласно ее собственным пророческим словам (см. Лк.1:28, 48 ). Места Деян.7:42, 43 ; Втор.4:19, 17:3 ; 4Цар.23:5 ; Иер.19:13 . Соф.1:5 с ясностью сами доказывают, что под «воинством небесным» разумеются в них светила небесные и осуждается поклонение светилам (сабеизм). Св. ангелы называются не воинством небесным, а «воинством Господним» ( Нав.5:14 ), и потому к чествованию св. ангелов эти места не имеют никакого отношения; за чествование св. ангелов благочестивые люди получали благословение Божие ( Нав.5:14 ср. 6, 19; Суд.13:20 ср. ст. 23, 24). Рассказанное в Деян.10:25, 26 ; Откр.19:10, 22:8, 9 отклонение поклонов Корнилова и Иоанновых прямо объясняется смирением ап. Петра и св. ангела; это отклонение поклонов соответствует употребительному у нас ответу: «не стоит благодарности! Бога благодарите!» Святой по смирению не принимает чествование, а мы по смирению же должны знать свое дело и должны воздавать «кому страхстрах, кому честь – честь» ( Рим.13:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

2Кор.3:17 . «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода». Объясн. Апостол говорит здесь о свободе христиан от прообразовательного Моисеева закона, например: от обрезания, кровавых жертв, новомесячий, суббот и прочего: Евр.7:18 ; Деян.15:24–28 , и вовсе не говорит о свободе от постов, которые освятили своими примерами Христос и апостолы: Лк.4:1–2 ; Деян.13:1–3 . Свобода дарована нам не для угождения плоти, но любовью служить друг другу. Гал.5:1:13 . «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства... К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу». Объясн. Апостол и здесь говорит о свободе христиан от прообразовательного Моисеева закона: Кол.2:10–12 ; Евр.10:4–9 , но ни слова не говорит здесь об освобождении, например, от постов, освящённых примерами Христа: Мф.4:2:6:16–18 , и апостолов: 2Кор.6:4–5 . Возвещая свободу, апостол разумеет свободу от закона Моисеева, и эту свободу основывает на подчинении иному высшему закону – закону жизни во Христе, и на соучастии в страданиях Его, чрез распятие плоти со страстями и похотями: ст.24. 28) О христианской надежде Евр.13:5 . «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» ( Нав.1:5 ). Объясн. «Не оставлю тебя и не покину тебя» ( Нав.1:5 ), – сказал Сам Бог, хотя и чрез другое лицо, именно чрез святого пророка Давида: 1Пар.18:20 . Слова Богоносных мужей, которым Бог открывал волю Свою, мы справедливо считаем словесами Божиими, и потому мы должны вполне надеяться, что Бог не покинет нас: Ин.16:28:17:13 ; Мф.7:7 . 29) О радостях христианина Ин.16:22 . «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас». Объясн. Здесь разумеется и радость учеников о воскресении Христа, имевшая место во время явлений Воскресшего: Ин.20:20 , и радость о соединении с Ним: Ин.14:23 , особенно чрез таинство Плоти и Крови: Ин.6:51:56 , и тогда, и особенно по смерти, для истинных последователей Христа не будет притчи, не будет гадания: 1Кор.13:12:2:9–10:31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

30:11–14 Напоминая о ранее сказанном (6,6), Моисей утверждает, что заповедь, которую Бог открыл через него, и праведность, которую Он требует от израильтян, доступны (ст. 11). Однако он предсказывает, что люди «с необрезанными сердцем и ушами» не увидят того, что «не далеко», и будут искать не там, где следует (ст. 12,13). Эту праведность Господь явил в Своих делах, когда спасал Свой народ и вершил суд; тем самым Он подтвердил истинность клятвы, данной Им Аврааму, Исааку и Иакову (ср. 8,17.18; 9,4–6; 30,1–7, особенно 1,29–33; 9,23). Поэтому заповедь, которую провозглашает здесь Моисей, представляет собой призыв к вере: праведность, согласно этой заповеди, достигается только верой (ср. 30,1–10 и ком.). Апостол Павел ссылается на эти стихи в Рим. 10,6–8 , истолковывая увещевание Моисея в свете откровения Божией праведности во Христе. То, что Бог совершил во Иисусе Христе, вновь открывает Его праведность ( Рим. 3,21–26 ) и подтверждает Его клятву, данную отцам (ср. Рим. 4,18–25 ; Гал. 3 ). 30 предложил тебе. Существуют только два пути жизнь и смерть, Божие благословение и Божие осуждение. Моисей говорит: «Избери жизнь» (ст. 19). Иисус Навин предложил тот же выбор ( Нав. 24,15 ). Иисус Христос, Который выше, чем Моисей, призывает Своих учеников идти узким путем, ведущим к жизни ( Мф. 7,13.14 ). 30 Во свидетели... небо и землю. В конце древних договорных документов приводился список свидетелей. В завете, о котором говорит Библия, в свидетели призывается Божие творение. Глава 31 3134,12 В заключительной части своей книги Моисей описывает приготовления, необходимые для передачи руководства после его смерти. Сюда также включена песнь Моисея, ставшая свидетельством завета, и его пророчество о наследии каждого из двенадцати колен Израилевых. Книга заканчивается посмертным словом о Моисее. 31 сто двадцать лет. Первые сорок лет своей жизни Моисей провел в Египте, еще сорок лет он жил в Мадиаме, ухаживая за овцами ( Деян. 7,29.30 ). И сорок лет он вел народ в землю обетованную. 31 Иисус пойдет пред тобою. Как и во времена Моисея ( Исх. 33,14.15 ), Сам Господь поведет израильский народ (ст. 3) и не отступит о него, и не оставит его (ст. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

«Воскресное чтение», 1815. Прп. Исидор Пелусиот . Об искушении Господа. Ч.1. Он же. Почему Господь не соделал камней хлебами. Там же. Св. Григорий Двоеслов . Беседа на Мф.4:1–11 ; «Воскресное чтение», 1817. Св. Ефрем Сирин . Совет для борьбы с духом злобы. «Воскресное чтение», 1812.   Новейшие толкования в духовных журналах Искушение Иисуса Христа от дьявола в пустыне. «Воскресное чтение», 1826. Сорокадневный пост и троекратное искушение Иисуса Христа от дьявола в пустыне. «Воскресное чтение», 1815. Искушение Иисуса Христа в пустыне, как образец для христианина. «Воскресное чтение», 1813. Сорокадневный пост Иисуса Христа, пост первенствующих христиан и пост в наше время. «Воскресное чтение», 1877. Фоменко. Сорокадневная гора ( Мф.4:1–2 ). «Воскресное чтение», 1881. Смирнов. Искушение Иисуса Христа в пустыне. «Воскресное чтение», 1882. Иоанн, еп. Смоленский. О лице Иисуса Христа. Об искушении Иисуса Христа. «Христианское чтение», 1876. Мысли при чтении повествования об искушении Господа нашего Иисуса Христа. «Христианское чтение», 1843. Прот. В. Нечаев. Уроки покаяния, заимствованные из Евангелия… Искушение в пустыне от дьявола. «Душеполезное чтение», 1880. Х.О. Пример Божественного Пастыреначальника для подражания пастырям в отражении и перенесении ими искушений. Рук. для с.п. 1869. И. Иосиф. Искушение Иисуса Христа в пустыне. «Духовная беседа», 1860. А. Иосиф. Искушение Иисуса Христа в пустыне есть образ нашего искушения от дьявола. «Духовная беседа», 1862. Архим. Феодор об искушении Иисуса Христа в кн.: О православии в отношении к современности. Изд. «Странник», 1860. Слово Божие оружие против искушений от дьявола. «Духовная беседа», 1862 Слово Божие есть пища духа. «Воскресное чтение», 1802. Е. Никодим. О дьяволе. «Душеполезное чтение», 1871.   В Словах и Беседах На Ев. Луки 4 гл., ст.13–15. Никанор, архиеп. Херсонский. Об искушении Иисуса Христа в пустыне от дьявола. 5 Предание говорит, что местом искушения была «пустыня, простирающаяся от Иерихона» ( Нав.16:1 ; cp.Iosephus Anu.10,8–2) и тянувшаяся затем по пути к Иерусалиму ( Нав.18:12 ), и, указывая точнее место искушения, говорит, что оно происходило в этой пустыне на той крутой и шероховатой горе, возвышающейся над равниной утесом, как стена, и прозванной потом Quarantana по сорокадневному посту Господа. Читать далее Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.]/Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006./Том 1. – 944 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

(Св. Ефрем Сирин ). Действительно, в царствование Езекии Сеннахерим между другими странами опустошил и землю филистимскую (бл. Иероним). Когда совершатся эти бедствия, тогда все цари языческие увидят в этом попечение Божие об утверждении царства иудейского и об избавлении народа Божия от притеснений врагов. «И что скажут (отвещают) тогда цари язычников? – то, что (яко) Сам Господь утвердил (основа, положил прочное основание) Сион и что чрез Него (и тем, δ ατο) спасутся смиренные из Его народа» (32 ст.). Из этих слов пророка видно, что поражение филистимлян по воле Божией совершится с тою целью, чтобы все языческие цари познали Бога еврейского (ср. Иез. 25:17 ). С этою же целью Господь являл Свою чудесную помощь народу иудейскому и против других народов ( Исх. 9:15–16; 15:14–16 ср. Нав. 2:10–11 ). В этом усматривается Божественное промышление о привлечении язычников к вере во Единого Истинного Бога. Отдел настоящей главы, обнимаемый 7–20 ст., составляет паремию на праздник Св. Архистратига Михаила и прочих Сил небесных (8 ноября). Содержание этого отдела действительно имеет отношение к сему празднику. Так сказанное пророком о падении с неба денницы утренней (12 ст.) и относящееся ближайшим образом к царю вавилонскому, превосходившему всех современных ему царей славою, но за чрезмерную гордость свою низверженному с высоты своего величия, – некоторые отцы церкви (Св. Афанасий Вел. и Григорий Богослов ) относят к диаволу, «который был денницею по светлости, но превознесшись, возмечтал о царственной чести Бога, погубил свою светозарность и с бесчестием ниспал сюда» (Григорий Богосл.). Но сказанное о падении диавола естественно приводит к мысли о тех ангелах, которые не последовали его примеру, устояли в верности и повиновении Господу и теперь продолжают непрерывно славословить Его. Вот почему церковь наша словами пророка о падении денницы признала приличным возвести нашу мысль к Святым ангелам, в день празднования в честь их. Из этого же пророчества Исаии о Вавилоне и частью ассириянах (13:13–16, 14–27) берется паремия, читаемая на благодарственном молебствии в день Рождества Христова в память изгнания из России в 1812 году Галлов (Французов) и с ними дванадесяти языков. Это чтение избрано потому, Что сказанное здесь о гордыне царя вавилонского, не знавшего себе равных по военным успехам, и об уничижении его, равно также и о поражении ассириян, вторгшихся в святую землю, как нельзя лучше применяется к Наполеону, который с многочисленным полчищем вторгнулся в Россию и здесь потерпел участь, подобную той, которая по суду Божию постигла вавилонского и ассирийского царей. В обоих случаях наказана была чрезмерная гордость всемирных завоевателей, забывших о зависимости своей от Господа Бога и мечтавших сделаться предметом всеобщего поклонения. 12. Видение на Египет. Глава 19

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

58 ради субботы... во святый день. Суббота (в новозаветной Церкви воскресенье) день полного посвящения себя Господу. Соблюдение дня субботнего является знамением завета (см. ком. к 56,2). Глава 59 59 рука. См. ком. к 40,10. ухо. Господь слышит обращенные к Нему молитвы людей (30,19). 59 кровью... беззаконием. Делами рук своих люди навлекают на себя проклятие. ложь ...неправду. Ср. Мк. 7,21–23 ; Рим. 3,10–18 ; Гал. 5,19–21 ; 1Пет. 2,10–19 . 59 за правду... за истину. См. ком. к 1,21. 59 змеиные яйца... паутину. Эти сравнения относятся к тем, кто ради собственной выгоды нарушает законы Божиего Царства. 59 Паутины. Все усилия нечестивых в конечном счете оказываются напрасными ( Иов 8,14.15 ). 59 бегут... спешат. Из-за развращенности своих сердец нечестивые, не задумываясь ( Притч. 1,16 ), нарушают Божий закон и в результате несут миру вражду и хаос ( Рим. 3,15–17 ). 59 Пути мира. См. ком. к 26,3. суда. См. ком. к 1,21. 59 Потому-то. Плачевное положение Израиля подтверждает упреки, которые Исаия обращает к своему народу. 59 слепые. См. ком. к 29,18. 59 ревем... стонем. Ср. 38,14; Нав. 2,7 . суда. См. ком. к 1,21. спасения. См. ком. к 12,2. 59 преступления... беззакония. Исповедание грехов. 59 нет человека. См. Иез. 22,30 . Человек не в силах спастись без помощи Божией. мышца. См. ком. к 40,10. правда. Здесь это слово относится к спасительной победе, которую Господь одержит над злом (46,13; 51,6.8; 56,1; см. ком. к 1,21). 59 возложил на Себя... покрыл Себя. В образе Небесного Воина Господь приходит совершить то, что оказалось не по силам людям (42,13; 49,25; 52,10; Исх. 15,3 ). броню... шлем. См. Еф. 6,14–17 . 59 Искупитель. Пророчество Исаии о пришествии Искупителя Иисуса Христа приводит в своем послании апостол Павел ( Рим. 11,26.27 ). 59 завет. Господь заключает с людьми Свой новый завет (см. ком. к 42,6). с ними. Т.е. с теми обратившимися, о которых говорит ст. 20. Дух. Новый завет будет иметь силу благодаря действию Духа Божиего (4,4; 32,15–20; 44,3.4; Иер. 31,31–34 ; Иез. 37,1–14 ; Зах. 12,10 ) и, скрепленный словом Божиим и силой Его Духа, пребудет со всеми поколениями людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

После того отправляются в Мартириум, где и начинается бдение 12-ю паримиями, пред каждым чтением полагается псалом, а после – молитва с коленопреклонением. Состав паримий следующий: Пс. 117:24 : Сей день, егоже сотвори Господь и проч., Быт. 1:1–3:24 , Быт. 22:1–18 (о принесении Исаака в жертву), Исх. 12:1–24 (установление Пасхи), Ион. 1:1–4:11 , Исх. 14:24–15:21 (переход чрез Чермное море), Ис. 60:1–13 (ср. нашу 2-ю парим.), Иов. 38:1–28 (речь Господа к Иову), 4Цар. 2:1–22 (взятие Илии на небо), Иер. 31:31–34 (о Новом Завете, наша 11 парим.), Нав. 1:1–9 (увещание соблюдать закон), Иез. 37:1–14 (видение костей) и Дан. 3:1–90 . Первая паримия является рядовым чтением из Закона и вместе с тем говорит о начале домостроительства нашего спасения, большая часть остальных имеют в виду праздник Пасхи и событие Воскресения Христова, 9, 10 и 12, вероятно – крещение оглашенных, 6-ая паримия относится к пасхальному новому свету: в настоящее время в армянской церкви после нее полагается полное освещение всего храма; парижская рукопись предписывает даже стихословить данную паримию с припевом: «Се прииде Царь Славы света, просвещающий всю тварь». По-видимому, и освещение храма после 6 паримий, и припев названной рукописи, и отдаленное положение чтения из Ис. от настоящего иерусалимского момента возжжения нового огня, все это – переделка армянской церкви. Для песни из Исхода парижский лекционарий непонятным образом не указывает припева, тогда как она из древности в христианстве была пасхальной песнью 33 ; для песни из Даниила кроме обычного припева для ст. 34–67 («пойте и превозносите») он приводит еще два других припева для 10–27 и 27–34 ст., но, вероятно, тоже армянского происхождения: бодлеянская рукопись не указывает совершенно никаких припевов 34 . Последняя паримия должна быть кончена в полночь. Новозаветные чтения на пасхальном бдении следующие: Пс. 64:1 : Тебе подобает песнь Боже в Сионе: 1Кор. 15:1–11 : аллил. – Пс. 29:1 : Вознесу Тя Господи, яко подъял мя еси и не возвеселил еси врагов моих о мне; Мф. 28:1–20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010