8:20 Букв.: со всем обществом сынов Израилевых. 1013 8:21 И ли (ближе к букв.): очистились от греха. 1014 8:25 Служение при Шатре Откровения было физически тяжелым трудом. Поэтому после пятидесяти лет левиты освобождались от тяжкого служения. Но исполнять иные обязанности они всё–таки могли, например, обучать молодых левитов. 1015 8:26 Друг. возм. пер.: братьям нести стражу при Шатре. 1016 9:2 С м. примеч. к Исх 12:43. 1017 9:19 Или: совершали служение Господу; то же в ст. 23. 1018 10:3 Е вр . слово эда обычно переводится как «община», здесь речь идет о представителях общины, главах семейств. 1019 10:10 Букв.: новолуния, в знач. начала нового месяца, который определялся по лунному календарю. 1020 10:21 Е вр. микдаш здесь означает священные предметы того Святилища, которое несли потомки Гершона и Мерари (см. 4:15). 1021 10:31 Букв.: нашими глазами. 1022 10:36 Друг. чтение: вернись ( к нам). 1023 а 11:1 И ли (ближе к букв.): люди проявляли недовольство и говорили злое в уши Господа. В подлиннике евр. ра («зло/неприятность») может относиться как к тому, что они говорили, так и к тем трудностям, на которые они жаловались. 1024 б 11:1 И ли (ближе к букв.): воспылал гнев. — Такова на языке Писания неизменная реакция Бога на всякое проявление зла. В феномене гнева Господня прослеживается три важных аспекта. Во–первых, Его гнев возникает только как ответ на грех, приносящий гибель Его творению (ср. Втор 32:16, 21). Во–вторых, Божий гнев уподобляется огню, и при упоминании о нем используются такие слова, как «воспылать», «гореть», «угасать» и «пожирать/уничтожать». Огонь гнева мог угаснуть только по завершении суда (ср. Ис Нав 7:26). В–третьих, говоря о гневе Господнем, Писание подчеркивает: то, что свойственно Богу, должно проявиться в полной мере и завершиться (ср. Иез 5:13; 6:12; 7:8). 1025 11:3 Е вр. Тавера созвучно евр. глаголу ваара ( опалил). 1026 11:5 Или: дыни. 1027 11:7 Евр. бдолах – возможно, ароматическая смола, ср. Быт 2:12. В связи с описанием манны в Исх 16:31 можно предполагать, что по цвету она была похожа на молочно–белый опал (ср. Откр 2:17). 1028

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

§ 68. Польза истории Многие книги и места священного Писания излагают историю и содержат в себе предсказания о судьбах Церкви Божией и тех государств и народов, которые соприкасались к ней, каковы по отношению к ветхозаветной Церкви: египтяне, финикияне, вавилоняне, ассирияне, моавитяне, идумеи, филистимляне, арабы, персы, греки, римляне и другие. Поэтому толкователь Писания должен знать не только историю евреев, но историю других, имевших к ним отношение, народов и государств 112 . Это знание особенно полезно 1) для изъяснения собственно исторических книг и мест священного Писания; 2) для указания времени, в которое исполнялись пророчества, и, следовательно, для уразумения самых пророчеств. § 69. Пособие географии, хронологии и генеалогии С знанием истории, при изъяснении священного Писания, должно быть соединено знание географии, хронологии и генеалогии. 1) Знание древней географии, особенно той части ее, которая занимается описанием Палестины и сопредельных ей стран, много может способствовать к уразумению местоописательных отделений священного Писания, каковы напр. Иис. Нав. гл.10–21, Ис.23:1–15 . 2) Хронология необходима а) для определения времен, в которые совершались события или исполнялись пророчества, упоминаемые в Писании, напр. Исаии гл. 15–16. сн. 4Цар.18:9 ; б) для снесения событий, случившихся в Церкви, с современными событиями в мире, и для взаимного объяснения одних другими. 3) Знание генеалогии необходимо также для уразумения не только исторических мест священного Писания, но и пророчеств, содержащихся в нем. Так, не зная родословия Иродов, можно смешать их действия, приписав поступки одного из них другому; потому что в новом завете упоминаются три Ирода, именно: а) Ирод великий, при котором родился Иисус Христос ( Мф.2:1 ) и по приказанию которого избиты дети в Вифлееме и во всех пределах его (ст.16); б) Ирод Антипа, сын Ирода великого, четвертовластник в Галилее ( Лк.3:1 ); он взял жену брата своего Филиппа, повелел отсечь главу Иоанна Крестителя ( Мф.14:1–11 ), хотел убить Иисуса Христа ( Лк.13:31,32 ) и ругался над ним (23:11). Его называют царем ( Мф.14:9 , Мк.6:14) не в собственном смысле, но по мнению народному, как сильнейшего между братьями; в) Ирод Агриппа, внук Ирода и Мариамны, сын Аристовула и Вереники. Он убил Иакова, брата Иоаннова (Зеведеева) и заключил в темницу Апостола Петра ( Деян.12:1–5 ); за присвоение Божеской чести поражен Ангелом и умер, будучи изъеден червями (ст.21–23).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Апостол показывает разность между ним и лжеучителями не только в предмете хвалы своей, но и в самом образе желаний своих. Да не будет хвалитися – более молит об отклонении от него похвалы, чем не желает ея, Нав. 22:29 . Быт. 44:7. 17 . а лжеучители о том только и заботились, как бы получить славу от людей. Похвала моя, – говорит апостол токмо о кресте т. е. о том, что распятый на кресте Христои Господь есть Спаситель мой, или как говорит Златоуст, «Христос для меня принял образ раба, и что терпел, терпел для меня раба – врага безчестнаго». Что здесь крест Христов имеет такое значение (а не означает скорбей ради имени Христова), видно из ст. 15 и из намерения апостола, обличающего хвалившихся обрезанием ст. 12, 13. Наименование Иисуса Христа Господом здесь имеет особенную силу. Апостол дает знать, что Иисус, столько поруганный и обесславленный, теперь столько прославлен, что он есть Владыка церкви своей и рода человеческого Флп. 2:9–11 . Имже мне мир распяся. Мир св. писаний означает людей не принадлежащих Христу, людей нечестивых, земных 1Кор. 1:20. 21 . Ин. 8:23; 7, 7 . 2Пет. 1:4 . а равно предметы любимые людьми земными, славу, богатство, почести, 1Кор. 7:31. 33 ; 2Кор. 7:10 . Иак. 4:4 . Здесь по связи речи то и другое. Крест Христов, или что все равно, распятый Иисус производит в христианине то, что мир для него умирает, не существует более, христианин смотрит на мир, как на распятого врага своего, с отвращением. Но убо вся вменяю тщету быти Флп. 3, 8 . Гал. 5, 24. 2, 19 . Рим. 6:2. 6. 7, 4 . и аз миру – и я для мира также не существую; мир не только не любит меня, как любит он своих поклонников – но гонит и ненавидит меня, презирает, как распятого злодея. Гал. 3:13 . Ин. 15:19 . 1Кор. 4:9 . 2Кор. 6:8–10 . св. Павел показывает галатам, что произвело в нем обращение его в христианство : прежде он – фарисей искал славы у людей, у Синедриона, преследуя христиан; одобрял в совести обрядовую строгость, как богоугодную; прежде люди ласкали его: теперь Христос – все для него – и слава, и радость, и спасение, и теперь люди мира, люди не Божии не забывают его только ненавистью, а не любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

11:28. «Забота» Павла о духовном состоянии народа Божьего показывает, что он любил его (11:29,30), беспокоился о нем, как вет-хозаветные пророки были обеспокоены судьбой Израиля. Философы подчеркивали, что человек не должен никогда беспокоиться (см. также: Флп. 4:6 ), но Павел здесь лишен покоя не из-за себя, он проявляет истинную заботу о «всех церквах» (см. также: 2Кор. 2:13; 7:5,6 ; в 1Кор. 7использовано то же самое слово; 1Фес. 3:5 ). 11:29–31. Слова Павла о своей немощи, снова раздражают лидеров коринфской церкви из высших кругов, потому что они усматривают в этом низкое социальное положение. Тот факт, что Павел хвалится своей слабостью, полностью перевернул многие представления его оппонентов. 11:32. Арета IV, правитель Набатеи, области вблизи сирийского Дамаска, возможно, контролировал и сам Дамаск ок. 34–39 гг. н. э. (он умер ок. 39–40 гг.). Даже если он и не был законным правителем Дамаска, тооказывал большое влияние на местное судопроизводство. Поскольку большинство караванных торговых путей проходило с Востока через его царство, это было одно из самых влиятельных и богатых малых царств на Ближнем Востоке. 11:33. «Окно», о котором упоминает Павел, могло находиться в доме, встроенном в городскую стену; таких домов было немало. Павел повторил побег, который был описан вВетхомЗавете( Нав.2:15 ;ср.: 1Цар. 19:12 ). В Деян. 9также упоминается об этом побеге. Вряд ли в те времена это могло считаться героизмом, которым можно было хвастаться, поскольку высокопоставленные люди не смогли оценить трудностей, связанных с противостоянием властям, даже ради имени Христа. 12:1–10 Видения и откровения Павла 12:1. Хотя Павел рассказывал о своем духовном опыте, только когда его вынуждали обстоятельства (см., напр.: 1Кор. 14:18 ), вполне очевидно, что он, подобно многим ветхозаветным пророкам, регулярно получал видения и откровения. Некоторые еврейские писатели во времена Павла старательно искали опыта видений – с постом и отказом ото сна. Но нет никаких свидетельств, что Павел искал видений; скорее он был «восхищен» (ст. 2; см. коммент. к Отк. 4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

692 См. стр. 445. По мнению же Вейсса, Апостол ьское увещание к довольству имеющимся (τος παροσιν) стоит в связи с упоминаемым выше ( Евр.10:34 ) разграблением имений и заключает в себе указание возможности других грабежей, после которых евреи могут быть поставлены в необходимость довольствоваться самым малым и уповать на Бога, Который их не покинет. Сличая же 5 стих с кн. Бытия ( Быт.28:15 ), Второзакония ( Втор.31:6 ), Иисуса Навина ( Нав.1:5 ) и с 10 главой послания к Евреям ( Евр.10:32–34 ), Вейсс находит, что сказанное Апостолом о том, что Бог не покинет людей Своих, превратилось в пословицу (см. стр. 598). Но сличение этих мест не даёт этой пословицы, потому что везде выражения разные. В словах приводимого Апостолом псалма ( Пс.117:6 ) он видит ещё больший намёк на опасное положение. Но, может быть, здесь Апостол просто восстаёт против человеконадеяния, как в 5 ст. он преимущественно восставал против сребронадеяния, увещевая всех вообще быть преданными Богу и Его Премудрому Промыслу, как предавались Ему вышеупомянутые святые и вообще все те, у кого можно и должно было учиться как примеру, так и общему учению. 696 В классической древности, например, у Плутарха в биографии Гальбы слово γομενος употреблялось в значении вождя. Но это слово употреблялось и в другом значении. Греки в Ликаонии особенно почтили ап. Павла, признав его Гермесом как игумена слова ( Деян.14:12 ). Таким образом, по словоупотреблению ев. Луки, игумен означает начальника слова, каковыми были все пророки и Апостол ы. Но так как Апостол здесь увещевает вспомнить игуменов умерших, то, очевидно, здесь нужно разуметь пророков и праведников, учивших вере примером и словами, частью записанными, частью сохранявшимися по преданию, на которое, быть может, особенно указывает Апостол . Позднее игуменами назывались предстоятели и даже епископы (см. у св. Киприана. Письм. 4 и 75). Поэтому Д. Естио думает, что Апостол говорит здесь о палестинских епископах, из которых некоторые могли и умереть, как например, Иаков, брат Господень, на которого Апостол и указывает в особенности, потому что Иаков был убит в первое гонение Нерона, а ап. Павел жил после того ещё 6 лет (см. стр. 445).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Kiddle, The Revelation of St. John [Hodder and Stoughton, 1940], p. 185). Далее повсюду в тексте это выражение (великий город) используется для обозначения Рима (16:19; 17:18; 18:10–24). Одним росчерком пера Иоанн отождествил Иерусалим с Содомом, Египтом, городом антихриста и мира, который отверг и убил Сына Божьего. 9–10 Евреи и язычники объединяются, празднуя свою очевидную победу над Церковью. Отказ выдать тело для захоронения обозначает высочайшее оскорбление, которое можно нанести человеку (см.: Пс. 78:3 ). 11 Церковь сокрушена врагами в течение трех дней с половиною, это явный намек на три с половиной года испытаний, который одновременно были и временем наиболее мошной проповеди Евангелия. По сравнению с этим победа антихриста не представляется вообще победой. Вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои (почти точная цитата из Иез. 37:10 ) – иносказание об оживлении национального дух Израиля. Это «воскресенье» поэтому можно рассматривать как показатель столь мощного возрождения, что весь мир наполнился благоговейным ужасом; но в контексте апостольского учения о воскресении мертвых и преображении живущих ( 1Кор. 15:51–52 ; 1Фес. 4:14–18 ), вероятно, речь идет о «первом воскресении» (20:5). Великое землетрясение в ст. 13 (ср.: с 6:12 и 16:18) знаменует собой время конца перед установлением небесного царства. 13 Число семь тысяч вполне может указывать на десятую часть населения Иерусалима в I в. н. э. Говоря об Иерусалиме как всемирном городе, Иоанн мог не менять эту цифру, поскольку выражение семь тысяч воспринималось как обозначение любого большого числа. Выжившие воздали славу Богу небесному, то есть эти события побудили покаяться и тех, кто ранее не исповедовал Господа (ср.: Нав. 7:19 ). 11:15–19 Седьмая труба Седьмая труба предназначена была возвестить о наступлении третьего горя (14), но вместо описания стихийных бедствий объявляется о пришествии царства Божьего. Смысловое значение третьего горя детально раскрывается далее (см. примеч. к 8:13).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Начальник отступников – духов – в начале бытия своего принадлежал к высшим, лучшим созданиям Божиим, но потом по своей воле стал вождем духов непокорных Богу, оставивших порученное им служение ( Иуд. 1:6 ). Точно так же Иуда не удержал за собою высокого достоинства, увлеченный гордостью и страстью к деньгам. Он назван диаволом, в значении врага, противника Иисусова, в душе которого таятся мысли вовсе противные исповеданию Петра. Иуда предатель называется искариотским и в других евангелиях ( Мф.10:4, 26:14 ; Лк.22:3 ). Что это за название? Можно думать, что «искариот» то же, что иш кариот, человек из местечка Кариот, урожденец кариотский и в некоторых списках читается: απο του Καριωτου; Кариот город колена Иудова ( Нав. 15:25 ). Только тогда надлежало бы видеть в греческом: ανηρ Καρωτης; иначе нельзя указать примера, где бы иш в соединении с названием места употреблялось без перевода. Потому более вероятным считают, что Искариот – прозвание, данное по занятию Иуды, и означает носителя шкатулки, эконома, в сирском переводе: скариута – эконом. Такое занятие Иуды указано в евангелии Ин.13:29 . Четвертое отделение: дела Христовы после третьей пасхи до четвертой а) Удаление из Галилеи и проповеди в храме в праздник, Ин.7:1–53. Ст. 1–13. И хождаше Иисус по сих в Галилеи: не хотяше бо во Иудеи ходите, яко искаху Его иудее убити. Бе же близ праздник иудейский, потчение сени (по древн. переводу – кущь). Еванг. Иоанн опускает здесь события шести месяцев, именно со времени близкого к пасхе ( Ин.6:4 ), когда он учил в Капернауме, до праздника кущей, иначе с 15 апреля до 12 октября. События, опущенные Иоанном, описаны другими евангелистами ( Мф.15–18 гл. Мк.7–9 гл.; Лк.9:18–50 ). Иоанн всего более хочет описывать беседы Иисуса. Так он поспешает описать беседы Его в храме, в праздник кущей. После пасхи до праздника кущей Христос путешествовал по Галилее, совершая разные чудеса; Он был в окрестности Тира, в Декаполе, в Магдале, вблизи Вифсаиды, в Кесарии Филипповой и в Капернауме. Он не хотел путешествовать в Иудее, чтобы враги Его, хотевшие убить Его, тогда как не пришло время для того, не волновались грешными и вместе напрасными покушениями на Его жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сыны пророческие «до земли поклонились» пророку Божию Елисею, и последний принял этот поклон ( 4Цар.2:15 ); Иисус Навин поклонился ангелу, и Господь благословил его успехом ( Нав.5:14, 6:19 ). В Откр.2:6, 15 осуждаются «Николаиты», которые держались учения Валаама, соблазнявшего людей есть идоложертвенное и любодействовать (ст. 14. Числ.31:16 ). Была секта в роде нынешних хлыстов и шалопутов, которая научала людей умерщвлять плоть посредством разврата; свое начало вела эта секта от Валаама и по-еврейски называлась Валаамитскою, а по-гречески – Николаитскою (евр. Билеам – истребляющей их; Νικλαος – победитель народа). Чтители св. Николая, еписк. Мирликийского, ничего общего не имеют с Николаитами, так как святитель Николай сам вел жизнь строго святую и людей научал воздержанию и целомудрию. Св. Николай сам родился через полтораста лет после появления на свет книги Открвения (Иоанн Богослов † 101 г.; св. Николай род. 257 г.). В опровержение чествования святых ссылающиеся на 1Тим.1:17 забывают следующие слова самого ап. Павла: «слава и честь всякому делающему доброе» ( Рим.2:10 ). В Иер.7:18, 44:17–19, 25 говорится о богомерзком чествовании языческой «богини неба» или Астарты (ср. 4Цар.23:7 ). К христианскому чествованию Божией Матери эти места не могут относиться потому, что Божия Матерь никогда не называется и не считается «богиней», а называется «Царицей небесной» (ср. Пс.44:10 ); кроме того, чествование языческой богини неба происходило уже тогда, когда христианской Церкви небесной еще не было (повествующий о богине неба прор. Иеремия жил в Ветхом завете). Сектанты возражают: «святые не могут быть известны теперь, так как всеобщего суда еще не было». В опровержение сектантов мы можем указать на ап. Павла ( Евр.11:4–38 ) и премудрого Сираха ( Сир.44:1–50, 53 ), которые прямо наименовали нам праведных патриархов и пророков, а между тем ведь всеобщего суда они не видели. Если нам открыл Господь св. праведников ветхозаветных, которые достигали спасения посредством тени будущих благ (см. Евр.11:39, 40 ), то тем более мы должны надеяться на Откровение Божие о новозаветных праведниках, которые сразу получили искупление и помощь ходатайством Иисуса Христа ( Евр.12:22–24 ). Действительно, Господь посредством необыкновенных знамений и чудес указал нам множество новозаветных праведников (чит. Творения св. отцов и Жизнеописания святых). Высказываются сектанты против «Житий святых», признавая их излишними при существовании библейских повествований о жизни святых. Рассуждая так, сектанты забывают, что вести запись о Божиих милостях, явленных святым праведникам, заповедует нам само слово Божие ( Пс.43:2–4, 77:3–7 ). Библия подробно повествует нам о многих ветхозаветных праведниках; если ветхозаветные праведники, которые еще не были искуплены и освящены и еще только ожидали освящения в Новом завете, были все записаны, то тем более должна быть сохраняема память о новозаветных праведниках, уже получили полное освящение пречистою Кровию Христа (ср. Мф.11:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Я рассказал это для того, чтобы в маленькой картине обрисовать все сцену твоих действий, и представить глазам твоим знаменитые дела твои, чтобы ты милосердие и чрезмерную снисходительность Господа не обращал в повод к преступлениям, снова распиная и выставляя на позор в себе самом Сына Божия, и не читая нижеследующего: земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение ( Евр. 6:7–8 ). 2 Греческая буква U была у пифагорейцев символом жизни. Разветвляясь, она представляла для них одной стороною путь добродетели, другою – порока. 4 Поклонники Изиды и Цибелы воздерживались от употребления в пищу хлеба; за это они вознаграждали себя обильным употреблением мясной пищи. 6 Иероним намекает на постоянное увеличивающееся число дев в основанных бабкой (Павлою) монастырях. Об этой Павле см. следующее письмо. 8 Как видно, во времена блаж. Иеронима в Саперте показывали еще маленький домик, в виде башенки, в которой жил некогда пророк Илия и в верхнем отделении которого он воскресил сына вдовы саретской. 9 И дом Корнелия сотника, и домик, в котором жил апостол Филипп с своими четырьмя дочерьми-пророчицами (Деян. гл. 10 и 21), как видно, также показывали во времена Иеронима. 10 Апостол Павел, как известно, происходил из колена Вениаминова. О преступлении города Габаи и судьбе его рассказывается в 19 и 20 главе книги Судей. 12 Нав. гл. 14, 15 ст С еврейского подлинника читается так: он Адам старейший между еникимлянами. 16 По противоположению, т. е. он назван Вигилянций – бодрствующий, вместо – Дормитанций – спящий, как следовало бы назвать. 20 Миней значит еретик. Это известие Иеронима подтверждается и еврейскими свидетельствами, из которых видно, что во времена Гамалиила старшего эта ересь так усилилась, что была даже особая формула проклятия этих еретиков. 24 Феофил, епископ александрийский (385 – 412), как известно, был одни из самых сильных врагов св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

А поскольку она на небе, то показывает кругообращение годов, исполнение месяцев, перемены погоды и времен, надлежащее время истинной и непреложной Пасхи, как говорит Премудрость: от луны знамение праздника (Сир. 43, 7). И поскольку светило это умаляется и возрастает, то имя ему «месяц» ( μν). Книга Бытия повествует так: и рече Бог: да будет свет на тверди небесней, освещати землю, начало дне и нощи, и да будет во знамения и во времена, и во дни и в лета. И да будет в просвещение на тверди небесней, яко светити по земли (Быт. 1, 14–15). Все же это почел я нужным предложить вашему благоговению, желая доказать самым делом и богодухновенными Писаниями, что не луна причиною умоповреждения, но злотворный и коварный диавол. Он злохудожен, и будучи не в состоянии иным способом довести до обоготворения тварей, или принудить людей к деланию идолов, наблюдает новомесячие луны, и когда бывает ей пятый день, делает, что страждущий падучею болезнию вопит, точит пену, кидается в огонь или в воду, чтобы родители больного, или братья, или родные, принуждены тем были поклониться луне, в той мысли, что луна послала юноше беса. Посему, эллины и называют ее царицею небесною, тогда как она рабыня ночи, и служительница, а не владычица и властительница естества человеческого. Посему и преемник Моисеев Иисус повелевал светилам, сказав: да станет солнце прямо Гаваону, и луна прямо дебри Елон (Нав. 10, 12), пока не обращу в бегство пять царей аморрейских. Итак человек, повелевающий луне, может ли подлежать злотворности или владычеству светил? Посему, не допустим до себя сих ухищрений змия отступника, сего эллинского заблуждения и суеверия. Гл. 23. Ст. 13. Яко затворяете Царствие небесное. А Лука говорит: яко взясте ключь разумения (Лук. 11, 52), т. е. веру во Христа, пролагающую путь к ведению истины и учения Христова. Сей–то ключ взяли они у тех, которые готовы были с ним войти. Печатается по изданию : Tbopehiя иже во святых отца нашего Aфahaciя Великого, Apxienuckona Aлekcahдpiйckoro. Часть четвертая.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010