К этому воззрению присоединяются и Кёлер 2038 , Кейл 2039 , Гитциг 2040 и др. И новейшие лексикографы усвояют только два значения: α) местное – «от» (ср. Быт.36:6 ; Исх.14:19 ; 1Цар.18:11 ; Ис.63:12 ; Нав.2:10 и др.) и β) причинное 2041 . Последний случай очевидно имеем мы и здесь. Но русский язык не может, не нарушая требований стилистики, позволить выражения – «страх по причине грозы», «благоговение ради Бога» и т. п. Во всех этих случаях у нас употребляется предлог «пред». Гл. 3, ст. 15 Κα νν μες μακαρζομεν λλοτρους, κα νοικοδομονται πντες ποιοντες νομα κα ντστησαν τ Θε κα σθησαν. «И теперь мы считаем счастливыми гордых, и хорошо устраивают себя делающие беззаконие: хотя они и искушают Бога, но остаются целы.» § 164. . Наречие почти все комментаторы признают здесь выражающим следствие иди вывод («итак», «поэтому», «следовательно» и т. п.). Но ссылки на аналогичное будто бы словоупотребление пророка в 1:9 и 2:1 2042 – малоубедительны, потому что там без труда может быть принято и темпоральное значение. Лучше ссылки на Быт.11:6; 20:7; 27:8; 45:8 ; Пс.2:10 ; 1Цар.27:1 . 2043 Но и русское «теперь» вполне годится кроме обозначения времени также и для обозначения следствия. Поэтому мы не видим достаточного основания заменять его союзом «поэтому» (как в русском Венском издании) 2044 . По своему логическому значению, это «теперь» указывает вывод из данных ст. 14. По вопросу о том, кого разуметь под «гордыми», мнение расходятся так же, как и по вопросу о значении во 2:17; это, конечно, вполне естественно, в виду сходства тем четвертой и шестой речи пророка Малахии 2053 . Генгстенберг считает их язычниками. Основанием для него служит предполагаемая связь этой речи с пятой речью. Там пророк от имени Иеговы говорил: «испытайте Меня, не открою ли Я для вас окна небесные» и пр. (ст. 10); здесь, в ст. 15, противники пророка отвечают: «вот они () испытывают Бога и остаются благополучны»; – зачем еще нам испытывать, не будет ли Бог благоволить к нам за исполнение закона, когда люди не исполняющие его достаточно испытывают безнаказанность? да и мы (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

не допускала касаться их птицам небесным. У евреев считалось величайшим позором допустить, чтобы тела убитых стали пищей для птиц и зверей ( Втор. 28,26 ; 1Цар. 17,44.46 ; Пс. 78,2 ; Ис. 18,6 ; Иер. 7,33; 16,4 ). Рицпа была намерена стеречь тела до тех пор, пока не удастся похоронить их надлежащим образом (ст. 11–14). 21:11–14 Неусыпное бдение Рицпы побудило Давида собрать не только останки недавно погибших, но и кости Саула и Ионафана, и предать их погребению в усыпальнице Киса, отца Саула. 21 и умилостивился Бог над страною после того. Точно такие же слова звучат в конце книги (24,25), после прекращения моровой язвы, которую навлекла предпринятая Давидом перепись. 21:15–22 Данные стихи описывают победы Давида и его воинов над филистимлянами. Даже приблизительную хронологию этих событий установить затруднительно. 21 один из потомков Рефаимов. Слово «Рефаимы» в данном контексте следует, по всей видимости, связывать с народом, населявшим Ханаан до прихода туда израильтян ( Быт. 14,5; 15,20 ; Втор. 2,20 ; Нав. 17,15 ) и славившимся огромным ростом (см., напр., Втор. 3,11 ). «Рефаимами» иногда называли и другие народы, отмеченные особой силой и статью (такие как эмимы, замзумимы и енакимы, Втор. 2,10.11.20.21 ). Иисус Навин поразил енакимов и на горе Иудиной, и на горе Израилевой ( Нав. 11,21.22 ), однако те могли уцелеть в Газе, Гефе и Азоте т.е. на территории, о которой идет речь в следующих стихах. триста сиклей. Т.е. около трех килограммов. Наконечник копья Голиафа весил вдвое больше ( 1Цар. 17,7 ). 21 Авесса. См. ком. к 2,18. светильник Израиля. В этой метафоре находит отражение то обстоятельство, что обетование благословения и все упования Израиля были сосредоточены исключительно на личности Давида и на его доме (см. ком. к 1Цар. 3,3 ). 21 Рефаимов. См. ком. к ст. 16. 21 убил Елханан... Голиафа. Т.е. данный стих приписывает победу над Голиафом не Давиду, а другому человеку. Соответствующий ему стих 1Пар. 20,5 однозначно разрешает это недоразумение, ибо в нем говорится, что Елханан поразил «Лахмия, брата Голиафова». Однако именно по этой причине названное место книги Паралипоменон вызывает сомнения у большинства комментаторов. Некоторые из них склонны объяснять текст книги Царств, исходя из предположения, что Елханан второе имя Давида (ср. 12,25, где Соломон наречен вторым именем Иедидиа). Но такое объяснение создает некоторые трудности для объяснения 1Пар. 20,5 , разве что победы над Голиафом и Лахмией были одержаны действительно одним человеком Давидом-Елхананом. Неоспоримым, однако, является факт победы Давида над Голиафом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

15:1–8 Пророк уподобляет Израиль срезанной виноградной лозе, которая ни на что больше не годится, и ее предают огню. 15 отдается огню на съедение. «Предание огню» Израиля подразумевает, вероятно, частичное изгнание, которое состоялось в 597 г. до Р.Х. Тогда был уведен в плен царь Иоаким и с ним почти вся городская знать (см. ком. к 1,1–3). Так что теперь, когда лес, т.е. Иерусалим, уже повырублен, его цена намного упала. его огонь поел. Отсеченную виноградную лозу нельзя употребить даже на самое примитивное изделие. Бог напоминает уведенным в плен, что не по каким-то особым достоинствам Израиль стал избранным народом, а исключительно по Его милости ( Втор. 7,6–8 ). Глава 16 16:1–63 Иезекииль рассказывает историю девочки-найденыша, ее замужества и неверности. Ср. Ос, гл. 1–3, Еф. 5,22–33 ; Откр. 19,7; 21,2.9 . По его словам, Бог был и остается обличителем Своего народа вплоть до сего дня. 16 твой корень и твоя родина. Иерусалим был в свое время во владении язычников. Населяющих области вокруг Иерусалима (до прихода израильтян) называли по-разному: аморреями, Хананеями, иевусеями и хеттеями (ст. 45; Быт. 10,15.16 ; Нав. 10,5 ; 2Цар. 5,6 ). С этой точки зрения, первые жители города ничем не отличались от еврейских патриархов, также происходивших от арамейцев-язычников ( Втор. 26,5 ; Нав. 24,14 ). 16 ты выброшена была на поле. Нежеланных детей незаконнорожденных, уродов или больных немедленно по появлении на свет выбрасывали из дома, так что младенцы тут же умирали. Ср. Быт. 21,15.16 ; Исх. 2,1–10 . Девочку-младенца выбросили сразу же, как только была перерезана пуповина. Ее даже не обмыли. 16 ты выросла и стала большая. Подобранная девочка-найденыш выросла и стала красивой девушкой. 16 простер Я воскрилия риз Моих на тебя. Когда мужчина накрывал женщину своей одеждой, это означало, что он берет ее в жены ( Руфь 3,9 ). С этого момента женщина могла появиться перед мужчинами (за исключением мужа), только тщательно закутавшись в свои одеяния. См. Втор. 22,30 . и поклялся тебе... и ты стала Моею. Ср. 36,28; Лев. 26,12 ; Иер. 11,4 ; Ос. 1,9 , а также Быт. 15,7–21; 26,3 ; Втор. 1,8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

дух блуда. Истоками духовного прелюбодеяния израильтян являются опьянение и сила соблазна, которые постоянно вовлекают их в грех (ср. «дух опьянения», Ис. 19,14 ; «дух усыпления», Ис. 29,10 ). 4 Я оставлю наказывать. Бог не позволил наказывать женщин, повинных в ритуальной проституции и супружеской измене, если мужчины разделяли с ними вину за эти действия (ср. Быт. 38,24 ). невежественный народ гибнет. Это заключительное мудрое изречение возвещает о грядущем осуждении нравственно испорченного народа (ст. 1–3), который, блудодействуя, (ст. 10–14) лишился разума и истинного знания (ст. 1,6.11–14). 4:15–19 Эти стихи имеют форму обвинительного заключения против Израиля. 4 Галгал. Эта святыня израильтян вблизи Иерихона находилась на берегу реки Иордан напротив Ваал-Фегора (ср. 9,10.15). С давних времен она ассоциировалась с особенно порочной, неортодоксальной и синкретической религиозной практикой (ср. 9,15; 12,11; Нав. 4,19–5,12 ; 1Цар. 11,13–15 ; Ам. 4,4; 5,5 ). Беф-Авен. Такое презрительное прозвище получил город Вефиль («дом Божий»), имевший важное значение как царское святилище (ср. Ам. 4,4; 5,5; 7,13 ; 3Цар. 12,28–33 ). жив Господь. Эта традиционная клятва ( Суд. 8,19 ; Руфь 3,13 ; 1Цар. 14,39 ) была запрещена, потому что ею сопровождали ложь (ст. 2) и злоупотребляли, смешивая поклонение Господу и Ваалу. 4 упрямая телица. Израиль отталкивал все попытки Бога проявить заботу о нем (ср. Иер. 31,18 ). 4 Ефрем. Племенное имя Израиля ( Быт. 48 ), северного царства (1,18). оставь его. Это повеление может быть адресовано также и другим пророкам ( Мих. 2,6 ). 4 Охватит их ветер своими крыльями. Вероятно, здесь содержится игра слов, основанная на еврейском слове, которое означает «ветер», «дух»: не только разрушительный вихрь подхватит народ (ср. Иов 1,19 ), но и «дух блуда» (4,12; 5,4) приведет его к погибели. Глава 6 6:1–3 Это покаянная песнь, в которой используются образы из 5,11–14. 6 пойдем. В этой фразе, вероятно, цитируется речь священников, так же, как в 2,7 передаются слова Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

(Ст. 23). Но дабы остановить нетвердого, чтобы не зашел далеко в этом отношении, сказал: рассуждающий же (сомневающийся), если поест, осуждается, потому что не по вере ест. А чтобы остановить и самих верующих прибавляет: [Очевидно, святой Ефрем не читает здесь стихи 24–26, как перевод сир. Sch. (который читает в конце послания, а сир. Whit, читает здесь; арм. edd и zoh переводы читают здесь и в конце); читал ли святой Ефрем в конце послания, остается не ясным по краткости и отрывочности толкования].   Глава 15 (Ст. 1–3). должны, говорит, мы, сильнейшие [греч.: сильные, но Вульг.: firmiores], немощь [в греч. переводе стоит мн. число (тоже в Вульг. и др.); ед. число — в сир. (Вальт.)] безсильных сносить, а не прибавлять бессилие к тем мукам, какие имеют они. И не себе угождать должен каждый из нас, но и ближним своим да угождает во благо и да подражает в этом Христу, Который не Себе Одному угодил, но как написано: порицания порицающих Тебя пали на Меня (ср.: Пс. 68:10). (Ст. 8). Говорю, что Христос Иисус хотя и восприял обрезание, но обрезанием была сама истинность Божия, то есть она заменила место обрезания, для утверждения обетовании отцев, ибо Господь наш облекся обрезанной плотью, (произошедшей) от тех обрезаных отцов. А слова: для утверждения обетовании отеческих, — суть то же самое, что говорил: и Я отрину ли семя сынов Израилевых? — то есть не отрину (ср.: Рим. 11:1. 1 Цар. 12:22. Пс. 93:14). И это было исполнено и совершено через Одного, как исполнено в четвертом роде через Халева и Иисуса (Нав. гл. 14; см. прим. 56). (Ст. 9). Итак, хотя это имя для обрезанных было славой отцов, но и язычники в необрезании, так как не имели обрезанных предков, славят Бога за милосердие, — то есть сами язычники да будут вместо отцов обрезанных. Но и ради того еще облекся обрезанной плотью Господь наш, чтобы через нее благословить язычников, не имеющих обрезания, (но) равных Аврааму по вере даже в необрезании. (Ст. 9–12). К сказанному, что язычники да славят Бога за милосердие, приводит свидетельство: написано: буду исповедывать Тебя среди язычников (ср.: Пс. 17:50). И опять говорит: веселитесь язычники с народом Божиим (ср.: Втор. 32:43). И опять: хвалите все язычники Господа (ср.: Пс. 116:1). Привел это для доказательства того, что уже со времени их пророков начертано было вхождение язычников, которое было предуказано через явление корня Иессеева: на Него язычники надеяться будут (ср.: Ис. 11:10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Такой суровый конец напоминает Книгу Откровение и притчи о суде, неотступно звучащие у Исайи, начиная с видения в гл. 6. 65:1–16 Принятые и отвергнутые. 1–2 Еврейский оригинал полностью поддерживает Рим. 10:20–21 , относя ст. 1 к язычникам, а ст. 2 – к Израилю. В переводе NIV еврейская фраза «народу, не именовавшемуся именем Моим» (то есть язычникам) заменена на народу, не призывавшему имя Мое (это по–прежнему может быть Израиль). В то время как такое прочтение может претендовать на поддрежку древних текстов, неизмененный еврейский текст (как в AV и RV) совершенно определенно указывает, что это ответ язычников на пренебрежительное отношение Израиля в 63:19б, а не простое подражание 64:7. В таком случае язычники будут приняты, а отступники–иудеи отвергнуты (1–7); однако ст. 8–10 подтверждают обещание об «остатке» праведных израильтян (см. коммент. к 10:20–23). Определенно Господь проводит разделяющую черту не между язычниками и иудеями как таковыми, но между «взыскавшими» и «забывшими» (10в–11а), которые соответственно благословятся и будут проклинаемы, о чем говорится в ст. 13–16. 3–7 О запрещенных ритуалах ср.: 57:3–10. Если предыдущие отклонения от веры были безнравственными, то нынешние носят провокационный характер, поскольку теперь отвергаются алтари Господа (3б, 7б; ср.: Втор. 12:2–7 ), люди занимаются некромантией (4а; ср.: Втор. 18:11 ), не скрываясь, поедают мясо нечистых животных (4б; ср.: 66:17; Втор. 14:3,8 ) и утверждают, что становятся святыми, занимаясь магией (5а букв, означает «потому что я свят для тебя»). Об оскорблении, венчающем этот перечень, см.: ст. 11. 8 Образ сока в виноградной кисти относится к теме «остатка» из метафоры испорченного виноградника в гл. 5; для уточнения смысла могло использоваться начало песни о сборе винограда, поскольку Не повреди ее может быть взято из названия мелодии в заголовках Пс. 56 – 58. 10 О долине Ахор, ее горестном прошлом и светлом будущем см.: Нав. 7:26 ; Ос. 2:15 . 11–12 Счастье и Рок, Гад и Мени, были языческими божествами, культ которых существовал в Сирии и в других местах.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

11 пришел Саул позади волов с поля. До сих пор Саул не сделал ничего, что могло бы развеять сомнения «негодных людей», говоривших: «ему ли спасать нас?» (10,27). 11 сошел Дух Божий на Саула. Воздействие Духа Божиего на Самсона передано сходным выражением (см. ком. к 10,6); но только в данном случае (как и в 10,10) в древнееврейском тексте стоит не слово Бог, а Имя Божие, в переводах передаваемое обыкновенно как Господь. 11 в Везеке. Везек располагался западнее реки Иордан, на той же широте, что и Иавис Галаадский. сынов Израилевых... мужей Иудиных. Еще до разделения Израиля на два царства (3 Цар., гл. 12) между южными и северными племенами отмечались некоторые различия (17,52; 18,16; ; Нав. 11,21 ). 11 выйдем к вам. См. ком. к ст. 3. .11,11 три отряда. См. 13,17; Суд. 7,16; 9,43 ; 2Цар. 18,2 . во время утренней стражи. Израильтяне использовали эффект неожиданности, атаковав аммонитян приблизительно между двумя часами ночи и шестью часами утра. 11 дайте этих людей. В число этих людей могли входить и «негодные люди», выражавшие ранее сомнения в достоинствах Саула (10,27). 11 Господь свершил пасение в Израиле. Эти слова делают честь Саулу, но, в то же время, он произносит их в ответ на вопрос, обращенный не к нему, а к Самуилу (ст. 12), и превышает, таким образом, границы своих полномочий. Некоторые комментаторы полагают также, что прощение, дарованное Саулом пленникам, свидетельствует прежде всего о его пренебрежении священным законом. 11 пойдем в Галгал, и обновим там царство. С одной стороны, обновлено (т.е. «возобновлено») должно быть восхождение Саула на престол (см. ком. к ст. 15), с другой же, возобновлению подлежит правление над Израилем Господа (гл. 12), которому отныне предстоит осуществляться через новую структуру земной власти (см. ком. к 8,22 и 10,1). в Галгал. См. ком. к 13,4. 11 поставили... Саула царем. В древнем Израиле процесс восхождения того или иного лица к власти должен был, как правило, развиваться по следующей трехчастной схеме: 1) избрание его Господом (о чем становилось известно либо через личное откровение избранному, либо, как в случае Саула, через посредство пророка); 2) свершение избранным великих деяний, призванных, во-первых, продемонстрировать его личную незаурядность и, во-вторых, показать, что Бог в нужный момент придает Своему избраннику необходимые силы; 3) подтверждение народом полномочий этого избранника, уже успевшего зарекомендовать себя в качестве лидера.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Этот вердикт оказался бы весьма точным и в характеристике эпохи пророка Осии. Этими словами можно описать и многие преступления современного мира. 9:10–17 Еще один экскурс в историю: корни греха Израиля Осия говорит об Израиле как о нации в пустыне, имея в виду их скитания от перехода через Чермное море до покорения обетованной Ханаанской земли. Бог был доволен ими, как бывает доволен нашедший ранний плод виноградной лозы и ягоду смоковницы. Но вскоре они начали ворчать и жаловаться на Него. Пример, выбранный Осией как особенно мерзкий, но типичный для их поведения, – это их разнузданный разврат в Ваал–Фегоре, где большинство израильтян, распаленные моавитскими женщинами, принесли жертвы Ваалу ( Чис. 25:1–5 ). Они в буквальном и переносном смысле «предались постыдному»; слово «постыдное» нередко используется вместо слова «Ваал». Слава Ефремлян здесь означает в первую очередь многочисленное потомство, обетованное Богом Аврааму. Теперь не станет у них рождений, не будет беременностей и даже зачатий. Если дети и родятся, то умрут. Отсюда, однако, не следует, что прекратятся всякие рождения; это образное, гиперболическое слово о народе, который уже не будет процветать. Второе предсказание – о смерти детей израильских – ужасно: Ефрем выведет своих детей к убийце. Между этими двумя пророчествами указана истинная причина бедствий: Бог отвернулся от них (см. коммент. к 5:15), а там, где Его нет, не может быть и благословений. Ст. 14 представляет собой вариацию на ту же тему, изложенную в форме пророческой молитвы. В ст. 15 представлен другой географический и исторический пример преступления Израиля. Галгал был местом, где Израиль пересек Иордан при переходе в Ханаан и подтвердил посвящение Господу путем обрезания ( Нав. 4:19 – 5:9 ). Регулярно посещал его как судья Самуил ( 1Цар. 7:16 ), там же Саул был поставлен царем Израиля ( 1Цар. 11:14–15 ). Там встречали Давида после подавления восстания Авессалома ( 2Цар. 19:15 ). Однако во времена Амоса и Осии Галгал сделался центром идолослужения (4:15; Ам. 4:4; 5:5 ). Вот почему Бог возненавидел их (ср.: Ис. 1:10–17 ; Ам. 5:21–24 ). Мы также знаем, что их лжерелигия сочеталась с несправедливостью и притеснением. Еще разделается несколько характерных заявлений от лица Бога: не буду больше любить их (ср.: 1:6); не будут приносить они плода (ср.: 2:3,9–12; 9:2); умерщвлю вожделенный плод утробы их (ср.: ст. 12–13; 2:4; 4:6). Глава заканчивается обобщающим замечанием пророка, еще раз делающем особое ударение на предыдущих заявлениях. 10:1–10 Плодородие, порочная вера и цари: суд и выбор

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

10): Он указал Навину причину Своего гнева (ст. 11 и 12) и средство поправить беду (ст. 12–15). При этом Господь повелел Навину немедленно действовать: «встань; освяти народ и скажи: освятитесь к утру»... (ст. 10, 12). Здесь мы ясно видим – 1) что коленопреклоненную молитву Навина пред св. иконами Господь услышал, 2) что после данного Господом утешения грусть и коленопреклонение Навина были не у места, 3) что Навин должен был встать от коленопреклонения для немедленного действования. Посему в Нав.7:6, 10 мы должны видеть богоугодность коленопреклоненной молитвы пред св. иконами, но никак не богопротивность ее, что силится утверждать штунда. Если бы настоящая молитва Навина не была угодна Господу, то Он не открыл бы Навину Своей благой воли. Указанное в 4Цар.18:4 истребление медного змея сделано было, очевидно, не потому, что Господу не угодно было, употребление и чествование фигурных изображений, так как сделан змей был по Божию поведению (см. Числ.21:8, 9 ), и так как по Божию же повелению производимо было воскурение фимиама пред изображенными на занавеси и на крышке ковчега (см. Исх.30:1, 6–8 ). Из слов разбираемого места видно, что сыны Израилевы кадили «ему», т. е. честь относили к самому медному изображению, а не к Тому, Кого изображала медная фигура (ср. Ин.3:14 . Прем.16:5–7 ). Что кадившие сыны Израилевы всю надежду свою возлагали на самую медную фигуру, это видно также из непосредственного сопоставления с кадившими нечестивыми израильтянами благочестивого царя Езекии, который «на Бога Израилева уповал» ( 4Цар.18:4 ср. ст. 5). Самый разбор данного народом названия «Нехуштан» (нехуштан – медяница, змей, чародейный змей. От нахаш – звенеть, шипеть, шептать, гадать; нахаш – шипящее, змей, нахошет – медь) показывает, что в существовавшей фигуре медной израильтяне чествовали именно животных – змей, по примеру египетских чародеев. Вследствие того, что израильтянами было забыто и извращено истинное знамение медного змея, было обращено в идолопоклонство, фигура змея была истреблена.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

10 набрал Соломон колесниц и всадников. Согласно предписаниям Закона ( Втор. 17,16 ) властителю воспрещалось «умножать себе коней». 10 из Кувы. Страна Кува, известная также под названием Киликия, находилась на юго-востоке Малой Азии (территория современной Турции). 10 царям Хепейским. Хеттеи населяли Анатолию. Ко времени правления Соломона их мощная империя распалась на множество отдельных независимых царств. царям Арамейским. Арамейцы, или сирийцы населяли земли к северо-востоку от Израиля. Глава 11 11 Моавитянок... Хеттеянок. В начале своего царствования «возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего» (3,3), однако впоследствии он полюбил «многих чужестранных женщин». Хотя династические браки между царскими домами как средство заключения мирного договора были повсеместно приняты на Ближнем Востоке, «умножать жен» царям запрещал закон ( Втор. 17,17 ). Более того, существовал запрет на браки с представителями тех народов, земли которых завоевал Израиль ( Исх. 34,16 ; Втор. 7,1–3 ; Нав. 23,12.13 ). 11 чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам. См. Втор. 7,4 . 11 развратили жены его сердце его. Иноземные женщины огромного гарема Соломона отвратили его сердце от Бога и склонили к ложным богам (см. ст. 4 и ком. к 11,2). 11 как сердце Давида, отца его. В книгах Царств Давид предстает образцовым царем (3,14; 9,4; 14,8; 15,3; 4Цар. 8,18.19; 22,2 ). У него были прегрешения (15,5; 2Цар. 11,12; 24,1–15 ), но покаяние его было чистосердечным ( 2Цар. 12,16.17; 24,9–17 ). Никто не мог сравнится с ним в преданности Богу. 11 служить Астарте. Греческий вариант имени финикийской богини любви и плодородия Ашторет ( Суд. 2,13 ; 4Цар. 23,13 ). Милхому. Милхом (или Молох) верховное божество аммонитян. 11 И делал Соломон неугодное. В своих многочисленных грехах Соломон нарушал основополагающие принципы религии Израиля: преумножал жен (см. ком. к ст. 2 и 3), преклонялся пред чужими богами и строил им святилища (ст. 7 и 8). 11 Хамосу. Божество из пантеона моавитян, в жертвы которому приносились люди ( 4Цар. 3,26.27 ). См. статью «Синкретизм и идолопоклонство».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010