Индологи, не обратили должного внимания на это обстоятельство, а оно очень важно в истории Индостанских религии. Вишнуизм, по началу своему, есть чисто антропоморфическая стихия, стихия позднейшая, помирившая две враждебные и чисто символические стихии или отвлечённые религии: Брахманство и Шиваизм. Пантеистическое значение получил он в дальнейшем развитии, тогда как духовное творчество принадлежит Брахманству Соха, çаш (çашати) драть; может быть ещё ближе корень çк Спать, сыпать, сопение, свап (свапити) спать. Л. sopor Спорый, спориться, спур (спурати) двигаться Спуд, спуд (спудати) закрывать делаться спелым па (najamu) сохнуть, вянуть.Форма па – сохнуть, вероятно, от древнейшего пи, и другая форма cnãj (cnãjame) – ботеть, могут иметь сродство с нашим испитой Спъх, спешить, пес стараться усердно Срам, çрам (çpãмjamu) быть усталым срамб (срамбате) ошибаться, быть негодным çрамана низкий, дрянной, презренный Стан, стãна дом, город, войско в строю;местный падеж стãне Стãне действительно, в правду.Русский язык выводит прямо из глагола ту же форму (станет) почти в том же смысле Стая, стаа (cmãjamu) окружать, делать или составлять круг Стебель, столбняк, стамба стебель, одурение.Корень стаб Стегать, стегнуть, стид (стиднуте) напасть, стегнуть Стенание, станана тяжёлое дыхание от боли.Корень стан Стлать и стерте, ст (стнãти и стнуте) расстилать.От того простор, пространство, постель, простыня. Л. stratum, sterno. Форма не коренная Сто, çата сто. Л. centum. Гр. κατον есть, по моему мнению, то же слово с прибавкой ека и с выпущением с. Çатадвãра – стовратый, стодверый; çатапатра – стопёрый; çатапатика или çатапатин – стопутный; çатапãд – стоногий (стопятый). Любопытны такие примеры, в которых видна живая связь звукового настроения двух языков: оно во многом поучительнее анатомического исследования лексикона и грамматики Стог, стаг (стагати) закрывать, скучивать Столб, стол, стал (сталати) стоять твёрдо Стомить, истомлять, стам (стамати) тревожить, беспокоить.С тут соответствует нашему со. Любопытный случай такого соединения предлога с корнем находим ещё в Скр. слове çлока – слава и строка. Вывод его у лексикографов от çока – горе, нелеп; но он важен тем, что, по мнению Индейцев, звук л издревле был эвфоническим и вводным весьма часто. Так оправдывается вывод слов солнце и слоняться от çон . Действительно же слово и глагол çлок(а) выходят очень легко и ясно из глагола лок – говорить, Л. loqui. Язык Санскритский утратил предлог со, нами сохранённый. В составных он уже известен в форме носового звука сам или сан; но он же скрывается часто и в нёбном ç. Он часто является и в простейшей или усечённой форме, например, кал – идти, скал – сойти или упасть. Не помню, замечено ли это Санскритологами. Çлока от лок ; çлиш – обниматься, от ли – целовать; сваг от ваг – ходить, и множество других слов служат тому доказательством

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Стаматиус Деметриадес владел ремеслом оружейника, и юный Деметриус приходил иногда в его мастерскую и с любопытством ее осматривал. Но больше времени мальчик проводил в кузнице иного оружия, оружия духовного, которая принадлежала его дяде –Анастасиусу. Дядя Анастасиус был простым человеком, не очень образованным, но очень верующим и добродетельным, и он вооружил Деметриуса «оружием света». Он превратил свою мастерскую, где варил на продажу мыло, в келью подвижника. Там укрепил даже ремни, чтобы они поддерживали его во время долгих всенощных бдений. Люди называли его обычно «Святой мыловар» Сердца молодых людей, посещавших его, впитывали слова учения Божия словно почва добрая. Воскресными днями он уводил группу молодежи за город, на чистый воздух, подальше от городской духоты, и там они, кроме свежего воздуха, вдыхали сладость совместных молитв, слова Божия – этих даров Господних. И до скончания времени земнойжизни старец Даниил не забывал данного ему этим святым человеком. Деметриус учился в прославленной школе Благовестия Смирны, где всегда пребывал первым учеником. Но уроки школьные не несли полного удовлетворения душе его, не могли наполнить его ум. Главное, что было ему близко и что он любил, было вне школы: Писание и поучениясвятых Отцов–он постоянно их изучал. Особый интерес вызывали писатели-аскеты, достигшие вершин духовной жизни. И совершил он тогда нечто невероятное–он выучил наизусть «Добротолюбие " –книгу, о существовании которой многие люди даже и не знают. На ее страницах сын оружейника нашел всепобеждающее оружие, с которым можно выступить против самого сильного врага. И под влиянием этой книги в нем мало- помалу начало возрастать желание посвятить свою жизнь служению Богу в монашестве. Его звала чистая жизнь монахов, он все чаще думал о том, как бы и ему оставить поскорее мирскую жизнь. Дядя Анастасиус говорил людям, искавшим святости: «Если Вы действительно хотите видеть добродетель и святость, идите на Святую Гору». Святая Гора Афон! Деметриус в душе своей еще не ясно прозревал ее аскетическое византийское величие. Возможно ли, что и он удостоится некогда подвизаться на этой Горе?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Женщина из г. Стара Загора, Мария Крыстева, страдала от болезни – одна нога распухла так, что невозможно было носить обувь. В Софии врач выписал дорогие лекарства, но возможности их купить не было. Прежде чем ехать домой, она долго молилась у гробницы владыки Серафима. Села в автобус – одна нога обута, другая в носке. Но пока доехала до своего города, опухоль исчезла полностью. С тех пор женщина передвигается самостоятельно. Девушка Камелия Стаматова из Бургаса в своем письме свидетельствует, что у ее бабушки был обнаружен скоротечный рак. Вся семья молилась владыке Серафиму. А через месяц обследование показало, что от болезни не осталось и следа. Семейная пара Георгиевы не могла иметь детей, причем врачи сказали, что естественным путем забеременеть невозможно. Женщина, крещеная, но нецерковная, решила пойти на службу. Супруги пришли в Никольский храм, молились на Литургии, а потом спустились в крипту к владыке Серафиму. И скоро ей удалось забеременеть без всякого медицинского вмешательства. А вот свидетельство еще одной пары. Возвращаясь на машине из Германии, муж заснул за рулем, задремала и жена, Милка Гетова. И увидела некоего старца с посохом и в белой одежде, который о чем-то ее уговаривал. От этого видения женщина проснулась и успела разбудить спящего мужа. А через некоторое время она впервые зашла в наш храм. В крипте она увидела портрет владыки Серафима и сразу узнала старца, спасшего их от автокатастрофы. Еще одной женщине, Камелии Недковой, был поставлен диагноз рак поджелудочной железы. Врачи считали, что операция уже бесполезна. Но больная помазывала больное место елеем из лампадки владыки Серафима и понемногу пила это масло. А родственники каждый день, иногда часами, молились у его гробницы. К операции все-таки пришлось прибегнуть, но она прошла на удивление благополучно. Доктора даже плакали, увидев явное чудо Божие, произошедшее по молитвам святителя Серафима. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/12/07/dl...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ СЛИВЕНСКИЙ [болг. Димитър Сливенски]; (9.10.1818, г. Сливен - 30.01.1841, там же), болг. нмч. янв.]. Житие Д. С. впервые опубликовал еп. Левкийский Парфений (Стаматов) без анализа источников (см.: Партений, еп. Левкийски. Жития на бълг. светци. София, 1979. Т. 2. С. 19-23). Возможно, жизнеописание Д. С. составил вскоре после его смерти иером. Стефан, к-рый навещал в темнице и отпевал мученика, либо иные свидетели событий. Последующие публикации Жития Д. С. являются редакциями версии еп. Парфения. Д. С. род. в семье благочестивых Ивана и Комны, к-рые 8 лет не имели детей. Родители рано умерли, младшего брата увели цыгане, и Д. С. в юном возрасте остался один. Когда дом развалился, а земельный участок присвоил сосед-турок, он стал слугой мусульманина, к-рый полюбил юношу и уговаривал его принять ислам. Но Д. С. отвечал: «Наша христианская вера дана нам Самим Господом Иисусом Христом, а ваша вера дана обыкновенным человеком Мухаммадом». Хозяин выгнал его, и он стал помощником пекаря. В беседах с мусульманами юноша часто говорил о преимуществах христианства перед исламом. Это вызвало ненависть мусульман, и они попросили главу города наказать юношу. Вскоре Д. С. позвали на пир в честь прибытия нового судьи. Судья настойчиво предлагал юноше вместе с ним выкурить табак и выпить ракию, но тот отказывался. Тогда судья, расхвалив Д. С., пообещал, что если он примет ислам, то повелит пекарю сделать его своим зятем и отдать половину состояния. Подыгрывая, Д. С. ответил: «Было бы так, господин!» Эти слова присутствующие сочли согласием, и один из мусульман снял свой пояс и стал из него делать чалму для Д. С. Тогда юноша заявил: «Неужели вы мои слова приняли за правду? Знайте, я христианин и верю в Бога Иисуса Христа, никогда не отрекусь от Него и не обращусь к вашему Мухаммаду, который не послан Богом, а самозваный пророк, предводитель неверных!» - и убежал из города. Неск. дней он прятался в Сливене, а потом пошел в Русе, надеясь найти защиту у митрополита Русенского (имя митрополита не указано, Русенская епископия получила статус митрополии только в 1872). Митрополит его тепло встретил, 3 дня укреплял в вере и подарил золотую монету и крестик. Д. С. половину стоимости монеты раздал бедным и отправился в Валахию, надеясь найти работу. Но, приняв решение пострадать за Христа, в с. Жеравна он сдался тур. страже. Его отвели в Сливен и заточили в темницу. Судья предположил, что если через 3 месяца юноша вернулся обратно, значит, одумался и желает принять ислам. Но Д. С. достал подаренный митрополитом Русенским крестик и исповедал веру во Христа. Судья дал ему 3 дня на размышления и сказал, что в случае отказа принять ислам его ждет наказание. Городской совет старейшин потребовал от судьи либо заставить юношу принять ислам, либо казнить его.

http://pravenc.ru/text/178229.html

После поражения Османской империи в Первой мировой войне, и в связи с ростом греческой ирредентистской концепции «великой идеи», 5/18 января 1919 года, когда в Стамбуле была временно дислоцирована участвовавшая в Украинском походе ΙΙ греческая дивизия, входившая в состав экспедиционного корпуса Антанты, служивший в ней военным капелланом критский православный иеромонах Левтерис Нуфракис, взяв с собой Евангелие и переносной антиминс, до начала утреннего намаза сумел тайно попасть внутрь собора, где полностью провёл первую, со времени захвата города турками, Божественную литургию, в которой также приняли участие сопровождавшие его греческие офицеры — бригадный генерал Францис, майор Лиароматис (выступил в качестве псаломщика), капитан Стаматиу и лейтенант Николау. В конце 1920-х — начале 1930-х годов археолог А.М. Шнайдер из Германского археологического института в ходе раскопок открыл рядом с собором сохранившийся фрагмент колоннады эпохи императора Феодосия, что позволило установить что при строительстве Юстиниановой базилики более древние основания были лишь засыпаны и находятся ниже уровня поля существующего храма. В 1935 году , согласно декрету правительства Турции, подписанному Кемалем Ататюрком, Айя-София стала музеем. В 1931—1948 годах под руководством американского археолога Томаса Виттемора были раскрыты от штукатурки мозаики периода императора Юстиниана, а также более поздние мозаики апсиды и вимы, южного вестибюля, нарфика, южной галереи и северного тимпана. После того как были сняты молитвенные коврики открылся мраморный пол собора. Вопрос об изменении музейного статуса. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения сотрудниками музея мусульманских религиозных обрядов. В 2016 году во время Рамадана в соборе Святой Софии происходили чтения Корана, которые транслировались в прямом эфире одного из турецких телеканалов. Это вызвало крайне негативную реакцию министерства иностранных дел Греции. 13 сентября 2018 года Конституционный суд Турции отклонил обращение частной организации «Управление по историческим памятникам и окружающей среде» о возвращении собору статуса мечети, назвав данное требование «недопустимым».

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_святой_С...

Поначалу я подходил к Старцу со страхом. Но вскоре, поскольку он был таким родным, таким доступным и дружелюбным, я стал посмелее, и почувствовал, что могу говорить с ним вполне свободно. Он всегда принимал меня с нежностью и любовью. Старец не просто вел добрую беседу, чтобы тебя утешить, но выражал божью волю. Он был преисполнен божественной благодати, будучи постоянно соединен с Господом, и поэтому никогда не ошибался. Это был сам Христос, который говорил через святого Порфирия. К каждому из нас он подходил с особенным вниманием и беспредельной любовью, чем сразу обретал наше доверие. Он был сладким и приятным как утренний ветерок. – Великий дар божий современному запутавшемуся и измученному человеку! Думаю, что миллионы людей вспоминают о нем ежедневно, так как он оставил неизгладимое впечатление в наших сердцах. Я вспоминаю о нем каждый день, и каждый раз от радости пою ему тропарь. Вспоминаю и плачу… 15. «Непослушание равно смерти». Свидетельство г-на Стаматиса К., врача, г. Афины «Это было чудо!» Однажды, в 1983/84 г., моя дочь, в возрасте одиннадцати лет, помогала одной слепой женщине перейти дорогу. Но на обратном пути ее сильно ударила машина, так что ее срочно доставили в Афинскую больницу в тяжелом состоянии. Внешне у нее не наблюдалось признаков переломов, но из-за сотрясения мозга она была без сознания. Спустя неделю нам посоветовали сходить к Старцу, – мы уже много слышали про него, а один мой приятель предложил отвезти нас к нему. К тому же, он и сам имел какую-то проблему со здоровьем, о которой хотел спросить. По прибытии, Старец сразу успокоил нас, сказав: «Это было чудо, что она выжила!» Мы были под большим впечатлением, так как не успели еще ничего рассказать, а он уже всё знал. По божественной благодати ему было также известно имя и фамилия моего друга, и его проблема – рак простаты. Он обошел уже многих врачей, и все они согласно убеждали о необходимости операции. В то время в таких случаях все раковые больные ехали лечиться в Англию или Германию. Но Старец имел на этот счет другое мнение: «Нет-нет, не надо тебе ехать, а не то – умрешь». С тем мы и уехали.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОСМА ФЛАМИАТОС [Греч. Κοσμς Θλαμιτος] (1786 - 23.06 (?). 1852), монах, греч. писатель, проповедник и общественный деятель. Биография Род. в Сами на о-ве Кефалиния в семье священника. Родители назвали сына в честь равноап. Космы Этолийского , одного из выдающихся представителей филокалического возрождения XVIII в., и воспитали его в духе святоотеческой традиции. Подобно равноап. Косме, популярность к-рого на Кефалинии была очень велика, К. Ф. стал странствующим проповедником и ревностным защитником Православия. Получив разностороннее образование, К. Ф. преподавал во мн. кефалинийских учебных заведениях, в частности в Аргостолионе, Асосе, Фараклате, Куркумелате. Просветительскую деятельность К. Ф. сочетал с аскетическим деланием, стараясь жить в миру, как монах. Известность и авторитет К. Ф. зиждились на его многолетней борьбе с брит. администрацией в период протектората Великобритании над Ионическими о-вами (1815-1864). Он выступал против целенаправленных попыток протестантизации населения Кефалинии. В 1836 г., чтобы склонить К. Ф. на свою сторону, брит. власти предложили ему должность преподавателя в Ионической академии на о-ве Керкира. К. Ф. ответил отказом и продолжил антибрит. деятельность, за которую был дважды выслан с Кефалинии: сначала на Китиру, а затем на небольшой о-в Вардиани. В 1838 г. К. Ф. вместе с др. уроженцами Кефалинии свящ. Евсевием Панасом и Константином Типалдосом-Иаковатосом (впосл. митрополит Кефалинийский) вступил в крупнейшее тайное православно-политическое движение, которое в 1839 г. сформировалось в «Филортодоксальное общество» (Θιλορθδοξη Εταιρεα). Во главе этой организации стояли герой греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. Никита Стамателопулос (прозванный Никитарас), Г. Каподистрия (брат И. Каподистрии ) и др. влиятельные военные и политические деятели из т. н. русской партии. Движение, в деятельность к-рого активно включился К. Ф., ставило перед собой сразу несколько задач: освобождение Ионических о-вов, Фессалии, Эпира и Македонии от иностранного господства, защиту Церкви от зап. влияний, отмену автокефалии Элладской Православной Церкви и восстановление канонического единства с К-польским Патриархатом, возведение на греч. трон правосл. короля. Участники «Филортодоксального общества» были обвинены в подрывной антигос. деятельности и организации заговора. Многие его члены были преданы суду и приговорены к различным срокам тюремного заключения.

http://pravenc.ru/text/2458841.html

James//ROC. 1913. Vol. 18. P. 396-410; 1914. Vol. 19. P. 155-173; Baumstark A. Dankmaler altarmenischer Messliturgie, 3: Die armenische Rezension der Jakobosliturgie//Oriens Chr. 1918. Bd. 7/8. S. 1-32; Lietzmann H. Messe und Herrenmahl: Eine Studie zur Geschichte der Liturgie. Bonn, 1926. (AKiG; 8); Peradze G. Les monuments liturgiques prébyzantines en langue géorgienne//Le Muséon. 1932. Vol. 45. P. 255-272; Партений (Стаматов), архим. За Божествената Литургия на св. апостол Иакова, брат Божий. София, 1939; он же [Партений, еп.]. Божествената Литургия на св. ап. Якова, брат Божи. София, 1948; Dix G. The Shape of the Liturgy. L., 1945. P. 188-207; Mercier B.-Ch., é d., trad. La liturgie de Saint Jacques. P., 1946. (PO; T. 26. Fasc. 2); Tarchnishvili M. Eine neue georgische Jakobusliturgie//EphLit. 1948. Vol. 62. P. 49-82; idem. Liturgiae Ibericae antiquores: Textus. Louvain, 1950. P. I-III, P. 1-63. (CSCO; 122. Iber.; 1); idem. Liturgiae Ibericae antiquores: Versio. Louvain, 1950. P. I, 1-47 CSCO; 123. Iber., 1); Heiming O. Palimpsestbruchstücke der syrischen Version der Jakobusanaphora aus dem 8. Jh. in der Handschrift add. 14 615 des British Museum//OCP. 1950. Vol. 16. P. 190-200; idem. Anaphora S. Iacobi, fratris Domini//Anaphorae Syriacae. R., 1953. Vol. 2, fasc. 2. P. 106-178; Raes A. Anaphora minor S. Iacobi, fratris Domini//Anaphorae Syriacae. 1953. Vol. 2, fasc. 2. P. 179-209; Kretschmar G. Die frühe Geschichte der Jerusalemer Liturgie//JLH. 1956/1957. Bd. 2. S. 22-46; Khouri-Sarkis G. L " anaphore syriaque de saint Jacques//OrSyr. 1959. Vol. 4. P. 385-448; idem. Notes sur l " Anaphore syriaque de saint Jacques//Ibid. 1960. Vol. 5. P. 1-32, 129-158, 363-384; 1962. Vol. 7. P. 277-296; 1963. Vol. 8. P. 3-20; Jedli ka J. Das Prager Fragment der altgeorgischen Jakobusliturgie//Archiv orientální. Praha, 1961. T. 29. S. 183-196; Τρεμπλας Π. Ο λειτουργικο τποι Αγπτου κα Ανατολς. Αθναι, 1961. Σ. 117-222; Leroy F. J. Proclus, «De Traditione Divinae Missae»: Un faux de C.

http://pravenc.ru/text/2110596.html

Желающий стать священником, в случае если за ним числится список тяжких преступлений (имеются в виду деяния, препятствующие возведению в сан), лишается права принять Таинство Священства и вступить в ряды духовенства – абсолютно без всякой юридической процедуры. И даже если он просто исповедуется в совершении (пусть много лет назад) тяжкого греха, например блуда, о котором он тогда же рассказал на исповеди и за который понес полагающуюся епитимью, он все равно, «автоматически» и в силу закона [Церкви], лишается вышеозначенного права (стать священником). Что же это как не безусловное и абсолютное «констатационное наказание», по мнению (на время принятому и нами) как господина Стаматиса, так и сочинителей, которых он упоминает? Но и в области допущения ко Святому Причащению мы также имеем – согласно принятым нами на время критериям – «констатационное наказание». Служащий священник не просто может, но обязан отказывать в Божественном Причастии лицам, недостоинство которых явно и известно (разумеется, нераскаявшимся), например занимающимся магией (медиумам, гадателям, астрологам и т.д.), состоящим в незаконном сожительстве, содержащим игорные и публичные дома, проституткам, последователям ересей, расколов и т.д. и т.п., даже если на них не накладывается малое или великое отлучение. Поэтому, согласно святителю Иоанну Златоусту , священник, прежде чем выйти со Святой Чашей к народу для Божественного Причастия, «громким голосом, страшным воплем, как некий глашатай, подняв руку вверх, став всем виден и громко в страшном оном безмолвии восклицая («Святая святым!»), одних призывает, других же удерживает (то есть не допускает – Е.Ф. ), не рукою сие совершая, но языком, более ясным, нежели рука; ибо оный голос, достигая нашего слуха, как рука, одних отталкивает и извергает вон, других же вводит и поставляет впереди» (РС 63, со1. 133). Тот же святой отец угрожает своим слушателям, не повинующимся его наставлениям о том, что надо избегать клятв тем, что, если они не исправятся, он не допустит их до Божественного Причастия: «И если увижу вас упорствующими, запрещу вам переступать этот священный порог и причащаться бессмертных Таинств, как блудящим, и прелюбодействующим, и обвиняемым в убийстве» (Ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Константин Икономос Активизация протестантских миссионеров натолкнулась на противодействие одного из ведущих грческих ученных и церковных деятелей - Константина Икономоса (1780-1857). С 1834 года при его участии стала появляться первая антипротестантская апологетическая литература. В книге «О семидесяти толковниках», доказывалось превосходство перевода семидесяти над протестантскими переводами. Из других полемических сочинении Икономоса отметим исследование «О трех церковных степенях иерархии», направленное против пресвитериан. Крупнейшим православно-политическим движением стало созданное в 1839 году «Филортодоксальное общество». Во главе тайного братства традиционалистов стоял легендарный герой революции 1821 года Никита Стамателопулос (прозванный «Никитарас»). Движение ставило сразу несколько задач: национальную (освобождение Фессалии, Эпира и Македонии) и религиозную (защита Церкви от западных влияний и возведение на трон православного короля). Никитарас Движение носило русофильский характер и возлагало особые надежды на помощь единоверных братьев. В этот период традиционная любовь греков к России приняла и форму политической идеологии – была создана «русская партия», в которую вошли многие влиятельные военные и представители интеллигенции. Участии в партии и «филортодоксальном обществе» дорого для них обошлась, они были обвинены в подрывной антигосударственной деятельности и организации заговора. Многие «филортодоксалы» были преданы суду и приговорены к различным срокам тюремного заключения. Несколько лет спустя эстафету у членов «филортодоксальной группы» принял выдающийся общественный деятель и носитель традиционных филокалических идеалов Косма Фламиатос. Выходец с острова Кефалонья он был воспитан в духе исихастского святоотеческого предания (родители даже назвали мальчика в честь Космы Этолийского). Подобно своему великому тезке Фламиатос стал странствующим проповедником и ревностным защитником Православия. Особо Фламиатос боролся против врагов Церкви, к числу которых относил инославного короля, католических и протестантских миссионеров и масонов. Кроме того Косма проявил себя как настоящий подвижник в миру и выдающийся богослов, успешно противопоставивший свои взгляды пиетистским и схоластическим западным моделям. Его сторонники на местах образовывали особые братства, в которые входили выдающиеся общественные деятели, представители клира и монашества.

http://pravoslavie.ru/55488.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010