Псалом 150 Да хвалят Господа все и великим образом. Аллилуиа. То есть: «хвалите Бога». 1–2. Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его: хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его. Псалмопевец обращается к сонму левитов, певцов-музыкантов, во храме. – Хвалите Бога во святых Его, – среди народа, предстоящего святилищу Его, во храме. Хвалите Его во утверждении силы Его, или – на тверди силы Его, т. е. на горе Сионе, где Его престол и сосредоточены Его силы – воинства. Хвалите Его на силах Его, – как верховного Вождя воинств Его. Хвалите Его по множеству величествия Его, – сообразно величию Его могущества, которое Он проявил вомножестве своих дел, как Вождь воинств небесных и земных. 3–5. Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех: хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе. Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания. Хвалить Господа должно всяким образом. – Хвалите Господа во гласе трубном, или посредством звука трубы. – Хвалите Его на псалтири и гуслях или цитрах, – на струйных орудиях музыки. – Хвалите Его в тимпане, или с тимпаном, и в лице – с хором музыкантов, играющих на духовных орудиях. – Хвалите Его во струнах и органе, на струнных орудиях, из коих самый полнозвучный – орган или многострунная арфа. – Хвалите Его в кимвалех доброгласных, нужно и сильно звучных. Хвалите Его в кимвалах восклицания, или – громогласных, для восклицания: так как музыканты-левиты, при пении псалмов, во время богослужения, в обширном дворе храма, давая гнать предстоящему здесь народу, когда он должен совершить восклицание – возглас на призыв хора певцов и музыкантов, ударяли в кимвалы (ударные металлические инструменты, в виде полушарий с отогнутыми краями). 6. Всякое дыхание да хвалит Господа. Проникнутый глубоким благоговением к имени Господа, псалмопевец желает, чтобы хвалило Его все живущее в мире. – Всякое дыхание, – все дышащее или живущее на земле, или в воздухе, или в море, что получило от Бога дыхание и жизнь, всякое существо должно прославлять Бога, как своего Творца, Промыслителя и Спасителя, всемогущего, премудрого и всеблагого, от которого всякое создание Его получает постоянно дары Его благости, – в особенности должен прославлять Бога сам человек, как созданный по образу и подобию своего Творца. Николай Троицкий Март, 23-е. 1908 г. Тула. Читать далее Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста/составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906./1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Прослушать басню «Богач и поэт» 1:48 С великим Богачом Поэт затеял суд, И Зевса умолял он за себя вступиться. Обоим велено на суд явиться. Пришли: один и тощ, и худ, Едва одет, едва обут; Другой весь в золоте и спесью весь раздут. «Умилосердися, Олимпа самодержец! Тучегонитель, громовержец!» Кричит Поэт: «чем я виновен пред тобой, Что с юности терплю Фортуны злой гоненье? Ни ложки, ни угла: и всё мое именье В одном воображенье; Меж тем, когда соперник мой, Без выслуг, без ума, равно с твоим кумиром, В палатах окружен поклонников толпой, От роскоши и неги заплыл жиром».– «А это разве ничего, Что в поздний век твоей достигнут лиры звуки?» Юпитер отвечал: «А про него Не только правнуки, не будут помнить внуки. Не сам ли славу ты в удел себе избрал? Ему ж в пожизненность я блага мира дал. Но верь, коль вещи бы он боле понимал, И если бы с его умом была возможность Почувствовать свою перед тобой ничтожность,– Он более б тебя на жребий свой роптал». Примечания Зевс – в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Спесь – чванство, надменность, высокомерие. Олимп – в древнегреческой мифологии священная гора, место пребывания богов во главе с Зевсом. Фортуна – в древнегреческой мифологии богиня случая и судьбы. Нега – состояние полного довольства, жизнь без нужд и забот. Лира – здесь: древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент, игрой на котором сопровождалось исполнение эпической и лирической поэзии. Юпитер – в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян. Соответствует греческому Зевсу.   Время написания: не позднее 1823 г. Первая публикация: «Северные цветы на 1825 год», СПб., 1824, с. 283—284. Примечание: Крылов первоначально предполагал озаглавить басню «Вельможа и Поэт», но, возможно из цензурных соображений, заменил Вельможу Богачом. Источник: И.А. Крылов. Полное собрание сочинений в 3х томах. Т. 3: Басни, стихотворения, письма и деловые бумаги. Книга седьмая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. литературы. 1946 Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2841  чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/basnya-bogach-i...

Трагически погиб клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы протодиакон Симеон Аветисян 10 мая 2021 г. 20:08 10 мая 2021 года, на 68-м году жизни, в автокатастрофе погиб клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы протодиакон Симеон Аветисян. Вместе с супругой Екатериной отец Симеон в 1991 году создал детский концертный хор «Московские колокольчики» МГДМШ им. Гнесиных, молодежный хор «Московские колокола», а также семейный вокальный ансамбль «Аветис» («Благая Весть») , в котором поют их девять родных детей. Протодиакон Симеон Завенович Аветисян родился 30 мая 1953 г. В 1977 г. окончил Ереванскую государственную консерваторию им. С. Комитаса. В консерватории обучался по классу альта (класс заслуженного артиста Армянской ССР профессора С. Хачатряна) и композиции (класс народного артиста СССР профессора Л. Сарьяна). В 1980-84 гг. обучался изготовлению и реставрации струнных музыкальных инструментов в Студии скрипичного мастерства при Всесоюзном художественном комбинате им. Вучетича у знаменитых мастеров Дениса Ярового и Бориса Шикина. В 1977 г. стал лауреатом V Закавказского конкурса молодых музыкантов-исполнителей в г. Тбилиси. В 1982 г. стал дипломантом V Всесоюзного конкурса скрипичных мастеров-художников в г. Москве. 17 декабря 1990 г. в храме мученика Иоанна Воина на Якиманке епископом Истринским Арсением рукоположен в сан диакона. В 1993 г. окончил Московскую духовную семинарию, в 2018 г. — Институт развития образования в сфере культуры и искусств «Орфей» (проходил профессиональную переподготовку по программе «Дирижирование хором»); в 2019 г. — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (магистр теологии). В 1990-96 гг. — служил в храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах (Болгарское подворье). С 1996 г. — клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы. 29 марта 2010 г. за Литургией в Покровском ставропигиальном монастыре г. Москвы Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан протодиакона. Удостоен ряда церковных и светских наград: медали прп. Сергия Радонежского II степени (2008), Патриаршей грамоты (2008), медали «В память 200-летия Победы в Отечественной войне 1812 года» (2012), ордена прп. Серафима Саровского III степени (2020); медали Правительства Москвы «За доблестный труд» (2009), звания «Почетный работник культуры города Москвы» (2011), почетной грамоты Министерства культуры РФ (2011), ордена «Родительская слава» (2012). Московская городская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5807967.ht...

Псалом 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151     Название книги. Число псалмов . В еврейской Библии эта книга называется «тегиллим» или «сефер тегиллим», что значит – хваление, или книга хвалений, а в греческой Библии « ψαλτριον». Последним названием обозначался струнный инструмент наподобие нашей гитары, которым в древности у евреев сопровождалось большею частью исполнение песней Псалтири. Вся книга Псалтирь состоит из 151 песни, из которых первые 150 канонического достоинства, а последняя – 151 – неканонического. Каждая из этих песен, при многих частных особенностях в своем содержании и внешней форме изложения, имеет то общее со всеми другими, что предметом их обращения, источником и вдохновителем их авторов является Бог и Его многообразные свойства и дела, проявляемые во внешней природе и в жизни людей. Поэтому евр. название книги указывает на основной, внутренний характер содержания псалмов, как хвалебных песней Богу, а греч. надписание – на внешний способ исполнения их под аккомпанемент струнного инструмента. Писатели псалмов . Все псалмы имеют цифровое обозначение но, кроме того, над многими из них встречаются названия лиц, со стоящей пред ними еврейской частицею «ле», указывающей на принадлежность этого псалма данному лицу, напр., «ле Давид», «ле Шеломо» и др. Подобные надписания означают, что данные псалмы написаны – один Давидом, другой Соломоном и т. д. Кроме Давида и Соломона, в надписаниях над псалмами встречаются еще имена Моисея, Асафа, Емана, Идифума и сынов Кореевых с предваряющею эти имена большею частью частицею «ле».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

А потом постепенно они выпоются. Это все настраивается, и ухо с горлом, и все вместе. Ведь человек — это совокупность всех музыкальных инструментов. В человеке есть струнный инструмент — это его натянутые голосовые связки. У стариков они расслабленные, поэтому дребезжат старческие голоса, а у молодых они натянутые и крепкие. Грубость голоса зависит от толщины связок. Потом, у человека есть легкие и трахея, все эти воздуховоды. Это органный мех, духовой инструмент. И у человека есть язык, который бьется о небо, о губы, о зубы, и он постоянно, как барабанная палочка, совершает свою работу, как кимвал. «Хвалите Бога на кимвалах доброгласных, хвалите Бога во Псалтири и гуслях, во струнах и органе». Струны, органы, кимвалы — все это в человеке есть. Не нужно Богу играть на балалайке. Поющий человек — это и есть струнные, ударные и духовые инструменты, все вместе. Вот что такое новая песня. «Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля. Пойте Богу нашему, пойте». Это нужно нашей Церкви, как воздух. Тот, кто этого не понимает, наверное, вообще не любит Иисуса Христа и не любит Святую Церковь. Он любит только себя в ней, а не ее саму по себе. Поэтому надо петь Богу нашему. И пусть каждый пастырь, тем более епископ, озаботится этим и подумает своей пастырской головой: «Как мне сделать так, чтобы народ в едином порыве, одной грудью, одним сердцем, одним языком, одними устами пропел Богу песнь нову?» Псалом 33-й в конце вечерни, песнь Богородице на утрене, «Величит душа моя Господа» петь нужно всем. Вот чего нам не хватает в Литургии. Все услышали, все на носу зарубили, и пусть каждый на своем месте попытается сделать то, что может. Спрашивайте, тормошите своих священников: «А почему мы не поем? А почему в Сретенском монастыре есть народная Литургия, и в Татьянинском храме тоже в воскресенье есть народная Литургия, и потом хор поет Литургию?» В советские времена многие хористы работали в театре и подрабатывали в храмах. У Сергея Иосифовича Фуделя в книге «У стен Церкви» описывается случай, как неверующие хористы поют на Литургии за деньги. Им до лампочки, что петь. Им дали ноты, и они поют. Они, в общем-то, не верят в то, что поют. А что это за пение? Потом они батюшке в алтарь пишут записку: «Заканчивайте быстрее, сегодня хоккей».

http://pravoslavie.ru/119246.html

Пение псалма при ежедневном жертвоприношении начиналось с излияния вина на жертву, ибо вино веселит сердце человека (Пс.103,15). Псалом при пении разделялся на три части с продолжительными паузами, на них замолкали пение и музыка, и раздавался звук трубы. Заканчивая третью часть псалма, левиты поднимали тон. Полагался особый псалом на каждый день при ежедневном жертвоприношении. Суббота — 91-й ( Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний ). Воскресенье — 23-й ( Господня земля и что наполняет ее ). Понедельник — 47-й ( Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего ). Вторник — 81-й ( Бог стал в сонме богов ). Среда — 93-й ( Боже отмщений, Господи Боже отмщений. Яви Себя! ). Четверг — 80-й ( Радостно пойте Богу ). Пятница — 92-й ( Господь воцарися ). Выбор их не случаен, за этим стоит богословие дней недели. Особенно торжественные псалмы предлагаются для дня священного покоя — субботы, первого дня недели (наше воскресенье) и пятницы. Характерен 92-й псалом, в надписании которого говорится: поется о том, что в шестой день, когда населена была земля, Господь воцарися, в лепоту облещеся . В торжественных случаях особые псалмы пелись не одними левитами — весь народ подпевал концы стихов, например 135-й, припевом которого являются слова яко ввек милость Его . Из 38 000 левитов было выделено 4000 певцов и музыкантов, при этом последних называли «огорчителями левитскими», ибо они звуками музыкальных инструментов заглушали стройное пение священнослужителей. Из музыкальных инструментов нам известны духовые — флейта (tof) и трубы (shofar), орган (naab), из струнных — псалтирь (nebel) и гусли (kinnor). Некоторые инструменты трудно отождествить, например «гефское орудие», или шушан эдуф. Вот что вкратце следует сказать о внешней стороне Псалтири и ее исполнении в храмовую эпоху. Журнал " Православие и современность " (41) Рейтинг: 8.4 Голосов: 37 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Millia 10 ноября 2013, 08:45 Spasi vas GOSPODI !

http://pravoslavie.ru/63010.html

                        зубы их – копья и стрелы,                         и язык их – меч остр. «Среди львов» – демонов ( Пс.7:3 ). «Да почию» – да упокоюсь в Шеоле (невредим от демонов); потому что до Воскресения Христова участь всех в аду была одинакова, их состояние символически обозначается как сон, успение 312 . «Пламенеющие» – глагол в этой формации (qal) обозначает только духовное горение 313 . Ср.: Господь, «делающий ангелами Своих духов, служителями Своими – огонь пламенеющий» ( Пс.104 /103:4). «Пламенеющие сыны человеческие» – это человечество, совершенно преданное своим духовным лидерам (львам) 314 и уподобившиеся им, прежде всего, своей пастью:        пасть врагов оборудована зубами (чтобы терзать и рвать) и языком – чтобы разить словом. Пс.56:7             Сеть уготовали стопам моим,                         он пригибает душу мою,                         выкопали предо мною яму,                         упали вглубь ее. «Пригибает… выкопали предо мною» – стратегия врага – заставить человека смотреть вниз, к земному, чтобы поникло лицо его – «пригнуть душу». Пс.56:7             Готово сердце мое, Боже,                         готово сердце мое, буду петь и воспевать. " Готово» (нахон от глагола кун ) – также: «незыблемо». Давид просил: «сердце чисто сотвори мне, Боже, и дух незыблем (нахон) обнови во утробе моей» ( Пс.51 /50:12). Какого духа просил себе Давид? «Незыблемого» – готового, утвержденного, верного, твердого, постоянного, – так «утверждено мироздание, не продвигнется» ( Пс.93 /92:1), так «утренняя заря – верная», непременно придет ( Ос.6:3 ). «Петь и воспевать» – голосом и при помощи струнного инструмента. «Готово сердце» – может сказать о себе человек «незыбного» духа… или мог сказать Сын Божий перед испытанием Креста. Следующий стих – о Воскресении, когда «пробудился на заре» Мертвый и «пробудилась слава Его»: Пс.56:9             Пробудись, слава моя 315 ,                         пробудись, псалтирь и гусли,                         да пробужу зарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

— Где будет исполнена «Рождественская оратория»? — 17 декабря она будет исполнена в Национальном кафедральном соборе Вашингтона, 18-го в храме Иоанна Предтечи на Манхэттене в Нью-Йорке, а 20-го — в Мемориальном зале Гарвардского университета. Эти концерты пройдут в рамках программы, организованной Издательским советом Московского Патриархата по благословению Святейшего Патриарха. А 7 января российская премьера сочинения состоится в Большом Зале Московской консерватории. — Когда композиторы пишут музыку, они нередко представляют себе конкретный хор, конкретный оркестр, в исполнении которого хотели бы услышать свое произведение. Вы писали для кого-то конкретного? — Когда я писал «Страсти по Матфею», у меня не было конкретного оркестра, но был предположительно конкретный хор — хор Третьяковской галереи под управлением Алексея Пузакова. А когда писал «Рождественскую ораторию», я имел в виду один конкретный взрослый хор и конкретный оркестр — Большой симфонический им. П.И. Чайковского. Но какой будет хор мальчиков, я не знал (я вообще плохо представлял себе, какие сегодня в России существуют хоры мальчиков). Подбором исполнителей занимался Алексей Пузаков. Он отобрал группу солистов из Московской хоровой капеллы мальчиков, а к ним добавил хор Музыкального училища при Московской консерватории. Это будет очень интересное звучание. Тембр юношеских голосов существенно отличается от тембра голосов взрослых. А для меня было важно, чтобы два хора — ангельский и человеческий — отличались по тембру. — Как вы делали партитуры? Сами или у вас были помощники? — Я делаю все от начала до конца сам, помощников у меня нет. Инструментовку от первой до последней ноты тоже делаю самостоятельно. И даже расставляю штрихи для струнных (обычно этим занимаются концертмейстеры оркестровых партий). Либретто тоже пишу сам, вернее, составляю из литургических текстов, которые иногда приходится адаптировать, чтобы они ложились на определенный ритм. — Сколько же времени это у вас заняло? — Сочинение «Рождественской оратории» заняло ровно три месяца. Вообще если у меня есть вдохновение, то я работаю очень быстро. В те годы, когда я занимался композицией у Владимира Борисовича Довганя, мне сочинение музыки давалось с трудом. И оставил я музыку без сожаления. Но когда вернулся к музыке после двадцатилетнего перерыва, то обнаружил, что ничего не забыл — ни один преподанный мне урок не исчез из памяти. Сейчас я не испытываю «технических» затруднений при создании партитуры. Для экономии времени, которого хронически не хватает, я не пишу сначала клавираусцуг (версию для фортепиано), а потом партитуру: сразу сажусь за партитуру. Так были написаны «Страсти», так же «Оратория».

http://pravmir.ru/rozhdestvenskaya-orato...

Игра в храме на инструментах струнных, духовых и ударных, а равно и голосовое исполнение песнопений распределялись, также в известном порядке, по псалмам и по случаям, в которых они употреблялись. Иногда псалмы начинались пением и затем сменялись музыкой, иногда наоборот; хоры певцов пели иногда попеременно (антифонно), иногда совокупно. Светлые голоса и высокие ноты назначались для выражения торжества и радости (например, псалом 46 ), а грустные голоса и низкие ноты для мотивов печальных. Иногда назначалось громкое пение, иногда умеренное, иногда оно сопровождалось постепенным возвышением звуков (например, в песнях степеней) и прочее. В Новозаветной христианской Церкви трех веков пение прежде всего является делом общенародным, доступным каждому. К тому располагали тогда: и всеобщее равенство членов церкви, и тесное общение христианской любви верующих. Общему участию всем в церковном пении не препятствовали тогда ни его сложность и искусственность, которых тогда еще не было, ни даже инструментальное сопровождение пения, отвергнутое церковью, как чувственное и неразумное, не соответствующее христианскому духовному богослужению. Первым и живым примером общего пения в церкви апостольской было пение Иисуса Христа и апостолов на тайной вечери: и воспевше изыдоша в гору Елеонскую ( Мф. 26:30 ). По Иоанну Златоусту , «Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным образом» 13 . По чудесном избавлении из темницы апостола Петра и Иоанна, все собрание верующих вместе с апостолами единодушно возвысила глас благодарственной молитвы к Богу ( Деян. 4, 24–30 ). На участии в церковном пении всех верных указывают и все наставления святых апостолов, обращенные не к хорам или отдельным певцам, а ко всем верующим, например Егда сходитеся, кийждо вас псалом имать 14 ; или: вразумляющее себе самех во псалмех 15 и прочее. Пение первенствующей церкви предоставлялось свободе певцов, но было благообразное и чинное ( 1Кор.14:40 ), то есть состояло из определенных песнопений и происходило в определенном порядке.

http://azbyka.ru/o-vsesoslovnom-uchastii...

Избежать ее можно и должно, поняв, что внешнее знание лишь только средство, инструмент для познания мира. К тому же знание без любви ничто. Именно так говорит святой Апостол: " Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею... если... знаю все тайны, и имею всякое познание... а не имею любви, - то я ничто " . " Знание надмевает, - произнесли те же уста, - а любовь назидает " . Положи накопленные тобою знания к стопам Христа, который есть Отчая Премудрость, и Он поможет тебе употребить малые познания на великие дела спасения твоей собственной души и душ ближних. Что касается музыки, то великие по мудрости наставники духовной жизни, Оптинские старцы, благословляли занятия классической музыкой. Овладевание музыкальной гармонией располагает душу к духовным ощущениям. Юноша, научившийся ценить прекрасную музыку, а тем паче овладевший игрой на рояле, скрипке или виолончели, уже никогда не сможет увлечься разрушительными ритмами тяжелого рока, убивающего в человеке все человеческое.      Признаюсь, само знание нотной грамоты, владение голосом сослужит нам неоценимую службу, когда, полюбив православное богослужение, мы получим благословение священника первый раз встать на клирос и принять посильное участие в пении церковного хора.      А представьте себе (некоторые без всякого труда справятся с этим заданием), что жизнь давно уже преполовилась - то есть прожито много более половины отпущенного нам срока. Как бы ни был духовно силен и просвещен человек, ему иногда потребны и утешения земные. Что может быть лучше и благороднее, чем извлечь из чехла старую скрипку, верную спутницу жизни, и сыграть полюбившуюся с детства мелодию, с которой связано бывает подчас так много! Как бы кто ни воспринял мою мысль, но в Святой Библии мы имеем прямые указания на то, что игра на струнном инструменте, десятиструнной псалтири, помогала пророку Давиду отгонять демона уныния и печали от несчастного царя Саула.      Во всяком случае, наши внуки (если Бог даст их) нисколько не пожалеют об умении дедушки заставить скрипку петь почти человеческим голосом...

http://zavet.ru/book/07deti/001/014.htm

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010