Глава 6 Перенесение Ковчега Завета из Кириаф-Иарима в Иерусалим. 2Цар.6:2 .  И встал и по­шел Давид и весь народ, быв­ший с ним из Ваала Иудина, чтобы пере­нести оттуда ковчег Божий, на котором нарицает­ся имя Го­с­по­да Саваофа, сидящего на херувимах. Ваал Иудин – то же, что Кириаф-Иарим в колене Иудином. «Чтобы перенести оттуда ковчег Божий». См. ( 1Цар.6:21,7:1 ). «Имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах». См. ( Исх.25:10–22 ). 2Цар.6:5 .  А Давид и все сыны Израилевы играли пред Го­с­по­дом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах. «Играли пред Го­с­по­дом на всяких музыкальных орудиях» – для выражения и наибольшего возбуждения своего религиозного чувства. Цитра и псалтирь – струнные музыкальные инструменты; систра и кимвал – металлические ударные, тимпан – нечто вроде нашего бубна. 2Цар.6:7 .  Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия. На вопрос о том, за что, собственно, наказан Оза, блаженный Феодорит отвечает: «Иные говорят, что он наказан за опрометчивость, как покусившийся подать помощь Кивоту, который, служа защитой всему народу, не нуждался в пособии других. Иосиф же (Флавий) говорит, что Оза подвергся наказанию за то, что, не будучи левитом, дерзнул прикоснуться к Кивоту; но это, очевидно, ложно, потому что Оза был сын Аминадава, которому вефсамитяне передали Кивот, отпущенный иноплеменниками ( 1Цар. 7:1 ; 2Цар. 6:3–4 ); Аминадав же был из колена Левиина ( 1Пар. 6:16–22 ). Да и не за опрометчивость понес он наказание, потому что, когда наклонилась колесница, надлежало поддержать ее рукой. Напротив того, Оза наказан за другое беззаконие. Бог повелел носить Кивот священникам на раменах ( Чис. 4:1–20 ); они же, вопреки закону, везли на колеснице. Ввело же их в обман то, что Кивот, отосланный так иноплеменниками, никому не причинил вреда. Но надлежало знать, что иноплеменники и закона не знали, и священников не имели, чтобы перенести Кивот по закону» (блаженный Феодорит, толк. на 2 Цар, вопр. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТЕМ [англ. anthem, среднеангл. antem, antyme, древнеангл. antefn от позднелат. antiphona, antefana - антифон], в англикан. Церкви песнопение на текст из Библии (гл. обр. Псалтири), Книги общих молитв либо религиозно-дидактической лит-ры на англ. языке. Термин «А.» известен с XI в.; долгое время употреблялся как синоним антифона . В XV - 1-й пол. XVII в. А. нередко назывались авторские хоровые полифонические сочинения для богослужения, придворных церемоний, домашнего музицирования. С победой Реформации и становлением англикан. богослужения к нач. XVII в. это название закрепилось за заключительным песнопением утрени (Matins) и вечерни (Evensong), поющимся вместо прежнего вотивного антифона рим. обряда . Известны 2 разновидности А.: более ранний полный (full) для хора (преимущественно a capella ) и стиховой, или строфический (verse), распространившийся с 60-х гг. XVI в. и основанный на чередовании (иногда по принципу респонсория , но чаще как сквозная форма - см. Псалмодия ) сольных (один или неск. певцов) и хоровых эпизодов с инструментальным сопровождением (орган, струнные, позднее оркестр с включением духовых). К кон. XVI в. композиторы стали отдавать предпочтение стиховому А. как форме, предоставлявшей исполнителям больше выразительных средств, позволявшей лучше воспринимать слова при сольном их исполнении и требовавшей меньше времени для репетиций. Жанровым истоком полного А. были антифон и лат. мотет , однако уже первые его образцы (анонимные, а также соч. Т. Таллиса, Р. Джонсона, К. Тая, Дж. Шеппарда, У. Манди) отмечены стилистическим своеобразием: преобладающей силлабической мелодикой, наполненностью гармонической вертикали при ослаблении роли имитационной полифонии, краткостью и квадратностью фраз. На стиховой А. значительно воздействовали популярные в эпоху королевы Елизаветы I (1533-1603) жанры: consort song (песня для голоса мальчика и 3 или 4 виол) и «школьная драма», разыгрывавшаяся мальчиками-хористами Королевской часовни в Виндзоре. Они внесли в А. композиторов той эпохи - Р. Фарранта (магистр хористов Королевской часовни), У. Бёрда (писал как consort songs, так и А., полные и стиховые), Т. Морли, Э. Хупера - бóльшую мелодическую и ритмическую свободу, драматизм, резкие смены фактуры. В А. их младших современников - Дж. Томкинса, У. Чайлда, О. Гиббонса, Т. Уилкиса, У. Портера (ученик К. Монтеверди) - эти черты еще более усилились. В произведениях Чайлда, Портера, а также У. и. Г. Лоузов заметно влияние итал. маньеризма (т. н. мадригализмы).

http://pravenc.ru/text/115696.html

Постановок с хоровыми и массовыми сценами пока не будет 24 июля. ПРАВМИР. Из-за пандемии коронавируса зрители смогут посещать театральные концерты и спектакли только в масках. Об говорится в санитарно-эпидемиологических рекомендациях Роспотребнадзора, передает ТАСС . Ведомство предложило исключить спектакли с хоровыми и массовыми сценами. Воду и напитки для зрителей разрешает продавать только в промышленной упаковке. Продажа продуктов питания будет запрещена. На репетициях музыкантам, играющим на духовых инструментах, придется соблюдать дистанцию не менее двух метров, такое же расстояние должно быть между дирижером и оркестром. Расстояние между играющими на струнных, ударных или клавишных инструментах должно быть не менее 1,5 метра. Перед духовыми инструментами установят защитные экраны. Ранее министр культуры Ольга Любимова заявила, что театры смогут открыться для зрителей в середине сентября. Вопрос о рассадке в залах с соблюдением социальной дистанции проработают в августе. Российские театры закрыты с середины марта. В июне артистам разрешили проводить репетиции. С 1 августа в Москве смогут открыться театры, кинотеатры и концертные залы вместимостью не более 3 тысяч мест, однако заполнить их можно будет только наполовину. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 19 марта, 2024 5 марта, 2024 1 марта, 2024 29 февраля, 2024 28 февраля, 2024 27 февраля, 2024 20 февраля, 2024 12 февраля, 2024 9 февраля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/teatram-rekomendovali-...

Псалом 4 Надписание указывает на назначение псалма для общественного употребления на струнных инструментах (евр. негиннот, греч. ν μνοις в слав. «в конец», т. е. для окончательного исполнения; но каким способом не указывается, а выясняется термином »в песнех», т. е. для вокального исполнения). В евр., греч. и латинской Библиях псалом приписывается Давиду. Близкое сходство содержания его с Пс.3 (ср. Пс.3 и Пс. 4:7 ), равно также соответствие его содержания с обстоятельствами бегства Давида из Иерусалима в восстание Авессалома подтверждают достоверность надписания. Давид изображает себя «в тесноте», а врагов называет «любящими суету и ищущими ложь» ( Пс.4:2–3 ст.), указывает на недостаток продовольствия бывших с ним людей, на отчаяние последних и получение пропитания ( Пс.4:7–8 ). В таком положении был Давид во время бегства от Авессалома, когда он находился в пустыне Маханаим и когда недостаток в продовольствии был восполнен даром, принесенным Сови, Махиром и Верзеллием и состоявшим из муки, меда, ячменя, овец и зерен ( 2Цар. 17:27–29 ). После обращения к Богу с молитвой о помощи Давид предлагает своим врагам одуматься в мотивах воздвигнутых ими преследований и покаяться пред Богом (2–6). Сам же Давид, уже получивший помощь от Бога, спокойно засыпает. По заключительным словам псалма последний можно назвать вечерней молитвой к Богу, дополняющей третий псалом, как молитву утреннюю (ср. Пс 3.6 ). Пс.4:2 .  Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою. В стесненном положении преследуемого Давид просит защиты от «Господа правды своей». Восстание на Давида народа было подготовлено Авессаломом, который выставлял пред ним своего отца как негодного правителя, не любившего свой народ, не радевшего о его благе и как несправедливого судью. Восставший на Давида народ верил этим словам. Давид, сознавая несправедливость этих обвинений, и называет Бога " Богом своей правды», видящим неправоту воздвигнутого на него преследования. Бедствия, испытываемые человеком, являются узами для него, оковами, стесняющими его, поэтому «вывести на простор» значит освободить от бедствий. Давид вспоминает здесь о прежних к нему благодеяниях Бога, напр., во время гонений от Саула, когда Господь спасал его, праведного страдальца. Сейчас Давид страдает также незаслуженно, почему и молит «помилуй и услышь»!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 6 Надписание указывает на исполнение под аккомпанемент струнных инструментов. Псалом написан вероятнее всего во время только что начинавшего подготовляться вос­стания Авессалома. Последнее, покоясь ближайшим образом на властолюбивых замыслах, являлось вместе с тем и выражением суда Божия на Давиде за совершенное им преступление с Вирсавией и Урием: как разрушивший семейное счастье другого, он должен понести сам наказание в своей семье. Давид видел связь своего преступления с этим восстанием и в большинстве псалмов из этого времени он, изображая себя преследуемым незаслуженно народом ( Пс. 3:2 ), кается пред Богом в своем грехе и просит о снисхождении к нему, что видим мы и в этом псалме. Давид молит Бога о снисхождении к нему и помиловании ввиду тяжких душевных и физических своих страданий (2–8). В этом покаянии и молитве он почерпает уверенность в Божественной помощи, почему говорит своим врагам, что их преследования будут неудачны (9–11). Пс.6:2 .  Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня. «Не в ярости... обличай... и не во гневе... наказывай». Давид глубоко сознавал свою виновность пред Богом, и тяжесть совершенного им преступления так давила его, что он молит Бога только о снисхождении по Его великой многомилости, а не потому, чтобы Давид признавал за собой какие-либо заслуги пред Богом. Пс.6:3 .  Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены; Пс.6:4 .  и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе? Страдания Давида были и физические, в глубокой болезни, поразившей весь его организм ( «кости мои потрясены» см. Пс. 37:4–8 ) и душевные, в сознании своих грехов пред Богом. Пс.6:6 .  ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя? Давид выставляет новый мотив, почему он просит Бога о своем помиловании. Его настоящее физическое состояние и нравственный недуг таковы, что по его пониманию должны привести к смерти, в шеол, а там «нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» Памятование о Боге состоит в проникновении Его заповедями, требующими внешнего обнаружения; славить Бога – значит не только составлять гимн в честь Его, но прославлять Его своими делами. Того и другого лишены живущие в шеоле, как месте бездеятельного спокойствия и духовной напряженности в ожидании будущего суда Божия ( Иов. 14:12–14, 3:13–20 ). Таким образом смерть Давида в настоящем положении не дала бы ему возможности осуществить назначение человека на земле, и о даровании этой возможности он и молит.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Якутская Высшая школа музыки встретила архипастырей трех Церквей (+Фото) 6 октября, 2013. Мария Сеньчукова «Никогда еще за годы существования православия в Якутии не бывало такой делегации», — подчеркнул владыка. 6 октября. ПРАВМИР. В день Учителя 5 октября, во время празднования 20-летия Якутской епархии, Высшую школу музыки Республики Саха (Якутия) посетил епископ Якутский и Ленский Роман с сонмом архиереев Русской, Грузинской и Польской Православных Церквей, гостями из Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях, Папского восточного университета. Открывая концерт в школе, являющейся учебным заведением высшего профессионального образования, епископ Роман обратил первые слова благодарности к преподавателям в честь наступающего Дня учителя. «Никогда еще за годы существования православия в Якутии (а его история насчитывает 381 год) не бывало такой делегации», — подчеркнул владыка. Высшая школа музыки республики Саха Якутия – ровесница возрожденной Якутской епархии. Она существует двадцать лет на базе канадской деревни. Школа интернатного типа, в ней обучается более полутора сотен детей, с 1 по 11 класс. Ребята получают образование по классу избранного ими инструмента, а также академического вокала. По сути, обучение представляет собой реализацию проекта первого президента республики М. Е. Николаева, предполагавшего наличие среднего музыкального образования для всех детей Якутии, начиная с трех лет. Уже четырнадцать лет подряд в Якутии проводится конкурс на обучение в Высшей школе музыки: из девяти тысяч детей выбираются сто самых одаренных. Перед ребятами открываются огромные перспективы: так, выпускники духового отделения становятся костяком духового оркестра Якутии (на днях школьники едут выступать в Москву), многие поступают в Московскую консерваторию – хотя в минувшем году все остались в родном краю, кто-то начинает работать в Якутском театре. Наиболее одаренные и успешные выпускники и студенты Высшей школы музыки гастролируют по  стране и миру – в частности известный за пределами республики струнный хор «Виртуозы Якутии», сейчас находящийся на гастролях в Корее.

http://pravmir.ru/yakutskaya-vysshaya-sh...

В Москве прозвучат новые музыкальные произведения митрополита Илариона (Алфеева) 28 января, 2013. Новостная служба Также впервые на большой сцене прозвучат ‘Песни о смерти’, написанные будущим архиереем в 16-летнем возрасте. Литературной основой ‘Песен’ послужили четыре стихотворения великого испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки, посвященные теме смерти. 28 января. ПРАВМИР. Во втором отделении концерта в честь праздника Сретения Господня в Большом зале Московской консерватории имени П.И. Чайковского 7 февраля прозвучат музыкальные произведения митрополита Илариона (Алфеева). Публике будут представлены арии из «Рождественской оратории» и «Страстей по Матфею» — наиболее известных сочинений митрополита, многократно исполнявшихся на российских и зарубежных площадках. В программу концерта включено также «Concerto grosso» для четырех солистов, клавесина и струнного оркестра. На концерте ожидается две премьеры. Впервые публика услышит Фугу на тему BACH для струнного квартета и оркестра. Также впервые на большой сцене прозвучат «Песни о смерти», написанные будущим архиереем в 16-летнем возрасте. Литературной основой «Песен» послужили четыре стихотворения великого испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки, посвященные теме смерти. Глубокое и эмоционально насыщенное сочинение, написанное 30 лет назад для голоса и фортепьяно, переложено автором для голоса и оркестра, в составе которого такие необычные для классической музыки инструменты, как гитара и вибрафон. Первое отделение концерта отдано классической музыке: будут исполнены арии из опер великого итальянского композитора Джузеппе Верди. На прославленной сцене выступит Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением народного артиста Российской Федерации Павла Когана. Участники концерта услышат восходящую звезду оперной сцены, солистку Большого театра Светлану Касьян (сопрано).     Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-moskve-prozvuchat-no...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЖИЧ [серб. Светислав (род. 22.05.1954, Лозница, Сербия), серб. композитор и муз. педагог, обладатель ряда национальных премий в области искусства. Окончил фак-т муз. искусства в Белграде, ныне там же профессор теории музыки. Пишет в основном хоровую (духовную и светскую), а также инструментальную (оркестровая, камерная), вокальную (романсы) и вокально-инструментальную музыку. На создание большей части композиций Б. вдохновили события национальной истории и правосл. традиция: «Лирика Афона» для фортепиано (1988); «Стихира» для фортепиано (1990); «Ноктюрн для Черноевича» для 4 арф (1991); «Лазарева всенощная» - концерт для трубы и симфонического оркестра (1996); «Мозаика Рашки» - концерт для фортепиано и оркестра (1996); «Литургийный квартет» для струнных (1996); «Ирмос» для альта и струнных (1997); «Лазарева заутреня» - концерт для фортепиано и оркестра (1997); «Метохийские духовные песнопения» - концерт для фортепиано и оркестра (1998); «Величание» - симфоническая поэма, посвященная памяти Николы Тесла (1998); «Молитвы Преображения» - симфоническая поэма (1999); «Рассветы над Левишкой» - симфоническая поэма (1999); «Свет Преображения» - симфоническая поэма (2000); «Византийская мозаика в 9 картинах» для фортепиано (2000); «Антифон Георгия Бранковича» для 2 скрипок (2002). Наиболее значительные вокально-инструментальные произведения: «Октябрьские гимны» для хора и оркестра (1985); «Блуждают души Крагуеваца» - заупокойная служба (отпевание) (1989); «Переселения» для смешанного хора и симфонического оркестра (1992); «Слово любви» для смешанного хора и оркестра (1993); «Молитва Рачана» для смешанного хора и струнных (1995); «Плач о Белграде» для меццо-сопрано, баритона, смешанного хора и струнного оркестра (1999). Б.- один из первых композиторов своего поколения, обратившийся в 90-х гг. XX в. к хоровой церковной музыке. Он пишет также хоровую духовную нелитургическую музыку (в частности, на слова еп. Николая (Велимировича) ), муз. произведения на стихи отечественных и рус. поэтов (Г. Венцлович, Б. Радичевич, Й. Дучич, М. Бойич, М. Црнянский, М. Настасиевич, В. Попа, Р. П. Ного, М. Павич, М. Бечкович, Д. Медакович, С. Есенин), произведения, основанные на народных мотивах («Молдавский танец» для клавесина; «Аксак» для струнных; «Хомольский танец» для смешанного хора). Произведения Б. исполняются в США, Европе и России.

http://pravenc.ru/text/149659.html

Одна из центральных книг Ветхого Завета – Псалтырь святого пророка и царя Давида – содержит всего 151 псалом, или, говоря по-русски…, 151 песню. Древнегреческое слово ψαλμς(psalmos) переводится на русский язык как песня или пение. Слово τ ψαλτριον (psaltrion) (переведенное как Псалтырь) означало струнный щипковый музыкальный инструмент с 10–12 струнами, в сопровождении которого, а также некоторых других инструментов и исполнялись обращенные к Богу песни, то есть – псалмы. Эти слова, пришедшие и в русский язык, являются однокоренными с глаголом ψλλω (psall) – рвать, натягивать (тетиву лука), щипать, перебирать пальцами струны, играть на кифаре и на лире, петь, воспевать. По традиции авторство большинства псалмов приписывается царю Давиду, хотя про некоторые псалмы говорится, что их написали другие авторы – например, Соломон и даже Моисей. Таким образом, Псалтырь – это сборник священных гимнов – хвалебных, молитвенных и покаянных песен, обращенных к Богу. Этим объясняются вводные надписи перед некоторыми псалмами. Например, перед четвертым псалмом: «Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Давида». Или перед пятым псалмом: «Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида». Псалтырь (τ ψαλτριον)как царский инструмент Давид удержал за собой. Правда, мы сейчас не знаем ни мелодий, под которые исполнялись псалмы, ни точного характера звучания указанных инструментов. То, что в псалмах сочетались слова и музыка, что они были песнями, позволяло подходить к их произнесению и прослушиванию более внимательно. Ведь когда что-либо поется, особенно гимны или хвалебные песни, то это и произносится торжественно и не спеша, что способствует сосредоточению внимания. К сожалению, даже в храмах на богослужениях порой чтение псалмов превращается в поспешное отчитывание обязательных слов, которое из-за торопливости чтеца порой сильно препятствует пониманию смысла произносимого. Для отчетливости произношения полезно было бы помнить, что изначально псалом был песней, слова которой нужно произносить торжественно и неспешно, отчетливо. Кстати, этот подход к распевному произнесению псалма святитель Феофан Затворник распространял на всякую молитву. Он часто говорил о том, что никогда не нужно спешно читать молитвы, но чтобы всякое слово произносилось с сознанием его смысла. Так, перечисляя в одном письме ряд советов для возбуждения и укрепления «в душе молитвенного движения», он начинает со следующего: «Никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев, близко к тому. В древности все читаемые молитвы брались из псалмов. Но нигде не встречаю слова “читать”, а везде: “петь”». Потом Феофан Затворник продолжает: «Во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте...»

http://pravoslavie.ru/65923.html

Благотворительная акция " Весна надежды " прошла в Митрополичьем саду мая 2015 В Митрополичьем саду Александро-Невской лавры 10 апреля состоялась благотворительная акция " Весна надежды " в помощь 8-летнему Ростиславу Бутову. Мальчик с диагнозом ДЦП в настоящее время находится в Корейской национальной клинике Красного Креста в Харбине, и ему требуются средства на дальнейшее лечение. Организаторы акции - совет по культуре Санкт-Петербургской епархии совместно с компанией " КопиГрупп " под руководством Трифона Колосова и благотворительным фондом " Вера и надежда " под руководством Веры Галковой. В акции также принимали участие учащиеся школы народного искусства императрицы Александры Феодоровны под руководством директора Натальи Пономаревой, молодежная волонтерская служба Санкт-Петербургской епархии под руководством иерея Димитрия Дмитриева и инструментальный ансамбль под управлением лауреата международных музыкальных конкурсов Алисы Ермаковой. Мероприятие открыл ответственный секретарь совета по культуре Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров . Священник поприветствовал собравшихся, отметив: " Мы все делаем одно большое доброе дело - помогаем мальчику, дарим ему надежду. И сегодня, когда мы будем запускать в небо воздушные шары, я надеюсь, что один из них долетит до далёкого Харбина, где сейчас Ростислав проходит лечение " . Отец Илия также добавил, что благодаря видеообращению, которое планируют записать во время акции для Ростислава, мальчик почувствует, что он не одинок, что у него есть друзья. Иерей Димитрий Дмитриев добавил, что праздник можно устроить в любой день года, главное - чтобы он был направлен на совершение добрых дел, как и сегодняшний праздник в поддержку Ростислава. Программа благотворительной акции была насыщенной: рисунки на асфальте перед входом в епархиальное управление вокруг огромного, заранее нарисованного сердца, посадка дуба - отец Илия поставил рядом с деревом ограду с табличкой в память о сегодняшнем дне. Акция сопровождалась музыкой Модеста Мусоргского в исполнении струнного квартета.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010