1. Предыстория. Музыка в древнем Израиле и Древней Греции Музыка в древнем Израиле и Древней Греции. Музыка и пение в Ветхом Завете В православном богослужении важная роль отводится пению – как хоровому, так и сольному. Все возгласы священника и диакона произносятся нараспев. Все отрывки из Евангелия, Апостола, Псалтири, других священных книг тоже читаются нараспев – на одном звуке или нескольких соседних звуках. В православной традиции, в отличие от католической и протестантской, вообще не бывает богослужений, которые совершались бы не нараспев («говорком»); не существует различия между sung Eucharist (литургией с пением) и said Eucharist (литургией без пения). Даже в самом скромном сельском храме на клиросе всегда стоят хотя бы два-три певца. В настоящем разделе будет сначала рассмотрена предыстория православного богослужебного пения, истоки которого следует искать в музыкальной культуре древнего Израиля и античной культовой музыке. Собственно история православного церковного пения начинается в эпоху раннехристианской Церкви, продолжается в Византии, на Руси, на Балканах и в других регионах, где Православие стало господствующей христианской конфессией. Излагая историю церковного пения, мы будем касаться и его богословского содержания, поскольку вне богословского контекста понимание церковного пения, как и понимание иконы, невозможно. В Ветхом Завете многократно упоминаются музыка и музыкальные инструменты, пение и певцы, хоры и оркестры. Создание струнных и деревянных духовых инструментов, согласно книге Бытия, происходит на заре человеческой цивилизации: один из потомков Каина, Иувал, был отец всех играющих на гуслях и свирели ( Быт. 4:21 ). Для выражения чувств радости и веселия, наряду с гуслями, употреблялся тимпан (см.: Быт. 31:27 ). После исхода Израиля из Египта Моисей воспел торжественную песнь Богу (см.: Исх. 15:1–18 ), а его сестра Мариам взяла... в руку... тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием ( Исх. 15:20 ). В качестве сигнальных инструментов употреблялись серебряные трубы (см.: Чис. 10:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Предисловие О Псалтири У всех древних народов поэзия была естественным выражением религиозной жизни, поэтому практически вся она была культовой, исполнявшейся во время жертвоприношений. Обращаясь к Богу с молитвой, древний человек обычно облекал её в поэтическую форму. До нас дошло большое количество таких молитв, записанных в государствах древнего Ближнего Востока – Египте, Вавилонии, Ассирии, Угарите. Среди них исключительное место занимает поэзия древнего Израиля. Различные поэтические произведения на древнееврейском языке дошли до нас как в виде отдельных песен, вставленных в прозаический текст (песнь Моисея в книге Исход, песнь Деворы в книге Судей и др.), так и в виде целых книг: писания большинства пророков, книга Иова, Песнь песней, Притчи, Екклесиаст. Особое место среди них занимает «Книга хвалений» ( sefer t e hillim), как она названа в еврейской Библии , или Псалтирь (от греч. ψαλτριον – струнный инструмент, похожий на лиру или арфу, под аккомпанемент которого пелись псалмы). Псалтирь представляет собой сборник из 150 псалмов, впрочем, в различных переводах их количество неодинаково: в греческом 151 псалом, а в сирийском – 155. Исследования древних рукописей Мёртвого моря позволили восстановить еврейский оригинал 151 псалма и двух последних псалмов сирийского перевода. Нумерация псалмов в еврейской Библии (так называемом масоретском тексте) и в греческом переводе «семидесяти толковников» (Септуагинте, далее LXX) в большинстве случаев отличается на единицу. Псалмы 9 и 10, 114 и 115 в LXX соединены, а псалмы 116 и 147 разделены на два. В большинстве современных переводов Псалтири принята еврейская нумерация; в этом переводе принята обычная для Православной Церкви нумерация LXX. Также необходимо отметить, что некоторые псалмы, не разделенные в оригинальном тексте и переводах, являются составленными из двух разных псалмов, что видно из резкой смены тематики. Примером может служить Пс. 26 (евр. 27), в котором первая часть (ст. 16) – ликующая радость о спасении, а вторая (ст. 714) – несовместимая с ней грустная просьба о помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

Разделы портала «Азбука веры» См. также: проект Читаем Псалтирь (Молимся вместе) ВВЕДЕНИЕ Псалтирь (от греческого Ψαλτριον – струнный инструмент, напоминающий гусли или арфу) – одна из книг Ветхого Завета. По-еврейски она именуется Книгой Хвалений и представляет собой сборник из 150 псалмов (151 псалом известен только по-гречески) – поэтических произведений, предназначавшихся для исполнения с музыкальным аккомпанементом – указание на это сохранилось в заглавиях псалмов. Большинство псалмов традиция приписывает царю-псалмопевцу Давиду (ок. 1000 лет до Р.Х.). В еврейском тексте 73, а в греческом 84 псалма носят его имя. Но есть псалмы, надписанные именем сынов Кореевых, – династии храмовых певцов (10 псалмов), а также современников Давида левитов Асафа (12 псалмов), его брата Емана (псалом 87) и другого певца – Ефана (псалом 88). Псалом 89 приписан Моисею, а 126 (по некоторым древним спискам) – Соломону. Авторы остальных псалмов неизвестны. Содержание псалмов очень разнообразно. Псалмопевцев вдохновляли и исторические события, и превратности личной жизни, направляющие человека к Единому Источнику упования, и тоска по Богу души, проникнутой раскаянием, её благодарность неисчерпаемой благости Божией, её восторг перед величием Творца, Его всемогуществом и премудростью, перед совершенством Его творения. И эти тихие воздыхания, и торжествующие славословия то звучат как бы в уединении, то подхвачены хором молящегося народа. И над всем этим томлением по Богу, над всей личной и житейской скорбью и духовной радостью господствует одна заветная дума, одно нетерпеливое ожидание – Мессии грядущего, при мысли о Котором дух псалмопевца исполняется пророческой силою. Для христиан надежда на пришествие Мессии осуществилась с пришествием Иисуса Христа. Тексты Псалтири постоянно цитируются в Новом Завете, чаще всего псалом 109. Новый Завет и христианское предание относят к Христу псалмы 2, 8, 15, 21, 39, 40, 44, 67, 68, 97 и отдельные стихи многих других псалмов. Христианская Церковь включила псалмы без изменений в свое богослужение – без изменения слов, но со значительным

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/psalms/

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Содержание Беседа 1. Похвала тем, которые пришли в церковь; о благочини...    1. Вижу, что вы с великим усердием стараетесь прилагать к делу сказанное вам прежде. Потому и я без лености бросаю семена учения, питаясь от того доброй надеждой. Земледелец, хотя бы с трудом бросал семена, — когда видит землю плодоносною и жатву обильною, забывает о прежних трудах и ободряется к дальнейшему обработыванию и сохранению (плодов) ожидаемою пользою. Но сколько плодоноснее и полезнее того это земледелие! То, производя изобилие чувственных плодов, доставляет пищу телам; а это, сея словесное учение и умножая дары Духа, собирает богатство душевное, пищу не истребляемую, не истлевающую, не уничтожающуюся, не портящуюся от времени, но сохраняемую неизреченным Промыслом и заключающую в себе духовное наслаждение. Это — плод моих трудов; это — богатство, соблюдаемое для вашей любви. Видя его умножающимся в вас, я постоянно радуюсь, как не напрасно бросающий семена, как не без пользы понесший труды, как сеющий на землю плодоносную, тучную, способную к принесению плодов. Из чего же я заключаю о такой пользе? Откуда вижу, что слова мои прилагаются к делу? Из самого настоящего собрания, из того, что вы с усердием посещаете мать всех — церковь, из этого всенощного и непрерывного стояния, из того, что вы, подражая ликам ангельским, приносите непрестанное славословие Создателю. О, дарования Христовы! На небе славословят ангельские воинства; на земле люди, в церквах составляя лики, подражают такому их славословию; на небе серафимы взывают Трисвятую песнь; на земле множество людей возносит ту же песнь; составляется общее торжество небесных и земных существ, одна благодарность, один восторг, одно радостное ликостояние. Оно устроено неизреченным снисхождением Господа; оно составлено Духом Святым; гармония звуков его согласована благоволением Отца; свыше оно имеет ритмичность членов и, движимое Троицею, как бы некоторым плектром (плектром называлось орудие из золота, серебра или слоновой кости, которым, во время игры на струнном музыкальном инструменте, игравший ударял по струнам), производит усладительную и блаженную мелодию, ангельскую песнь, непрестанную гармонию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3327...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мир спасёт Правда! О судьбе Русской культуры и оркестра «Боян». Подача II 22.05.2018 725 Время на чтение 29 минут Журналистское расследование Подача I «Не в силе Бог, а в Правде!» Святой благоверный князь Александр Невский «Здесь русский Дух...» БЫТЬ МОЖЕТ, кому-то из читателей и привидится, что, живописуя незаурядную судьбу Анатолия Полетаева, я излишне говорю о себе, грешном, как бы к мэтру себя приравнивая... Ни в коем случае! Просто хочу подчеркнуть, что ЛИЧНО для меня значит Анатолий Полетаев, для многих других! Для всей России! Не случайно СТОЛЬКО у него почитателей, поклонников! Многое, очень многое значат! И Анатолий Иванович Полетаев, и оркестр «Боян»! Анатолий Иванович и «Боян» в буквальном смысле открыли мне симфоническую музыку в её лучших, а значит, русских проявлениях. Лет пять мне было, когда папа купил первый в нашей коммунальной квартире телевизор, и симфонические оркестры, чьи концерты в те годы частенько передавались, меня, ребёнка, буквально приворожили. В особенности был в восторге от скрипки - столь махонького, хрупкого, но изящного и самоговорящего инструмента! Четыре каких-то струнки, смычочек, но - поёт-то как! Аж плакать хотелось и хочется, но счастливыми слезами! Чуток подрос, и сам, по своему «велению» (никто из родителей не заставлял, не помышляли они вовсе) пошёл, да и поступил в поселковую музыкальную школу. Разумеется, на класс скрипки. Сверстники надо мной издевались, вслед обзывая: «Моцарт!.. Бетховен!..» Конфликтовал, до драк доходило. Зато когда освоил гитару... Струнник - он и есть струнник, ему что скрипка, что домра, балалайка или гитара... Скрипка, однако, наисложнейший инструмент! Да ещё и запел звонким дискантом под эту гитару - цен ы мне на Сортировке не оказалось! Стал на посёлке «в авторитете», и дали мне уважительную кликуху «Маэстро». Нас, учеников «музыкалки», обязывали приобретать абонементы в Горьковскую филармонию, в штате которой звучал один из лучших на то время, как утверждалось, симфонический оркестр России. Впрочем, стоили эти абонементы копейки, государство дотировало. Как и обучение на скрипке - 1,5, что ли, рубля в месяц? Рублей десять стоила скрипка, конечно, фабричный, но недурной вариант... И стал я после посещений филармонии замечать: всё меньше меня волнует симфоническая музыка.

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/23/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОРГАН [Лат. organum, от древнегреч. ργανον - орудие, инструмент], клавишно-духовой муз. инструмент. В совр. виде сформировался к концу эпохи Ренессанса. Конструкцию О. составляют 4 обязательных компонента: мехи; виндлада - накопительно-распределительный резервуар воздуха; трубы, установленные на виндладе; клавишная механика, приводящая в звучание трубы и обеспечивающая доступ к ним сжатого воздуха из виндлады. Каждая из труб О. издает звук неизменяемых высоты, тембра и громкости. Звучание лабиальных регистров осуществляется за счет воздушных колебаний в корпусе трубы: сжатый воздух поступает из виндлады через устье ее ножки. По мензуре лабиальные регистры разделяются на 3 семейства: принципалы, флейты, струнные. Чем уже мензура, тем богаче представлены обертоны и тем слабее на их фоне выражен основной тон, от степени выявленности к-рого зависит способность данного регистра наполнять звуком помещение. Так, тихие широкомензурные флейты с сильным основным тоном легко наполняют помещения больших объемов, их звучность не подавляется при смешении с др. регистрами; звуковой спектр узкомензурных струнных при относительно слабой выраженности основного тона богат обертонами, их звук при возникновении громок, но лишен полноты и рассеивается в помещении. Основу звучности лабиальных труб (и органа в целом) составляет семейство принципалов (от лат. principalis - первоначальный, коренной), трубы которых при относительной узости мензуры обладают идеальным балансом между степенью выявленности основного тона и богатством обертонов в звуковом спектре, вслед. чего имеют сильное, объемное и наполненное звучание. Регистры различаются также по высотной позиции, к-рую принято обозначать т. н. числом основного тона. Оно отражает приблизительную длину самой низкой по звучанию трубы данного регистра, соответствующей клавише «до» большой октавы, и выражается в футах. Регистр, трубы к-рого звучат в соответствии с нотной записью, обозначается 8´ (т. е. 8-футовый; реально такую длину - ок. 2,4 м - имеют только открытые цилиндрические трубы).

http://pravenc.ru/text/2581477.html

Введение в Ветхий Завет Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 Псалтирь, Притчи Соломона, книга Екклесисаста, или Проповедника, Песнь песней Соломона, книги Премудрости Соломона и Иисуса, сына Сирахова Псалмы В Израиле, как и в соседствующих культурах Египта, Месопотамии и Ханаана, изначально существовали многочисленные формы песенного поэтического творчества. Некоторые из этих произведений включались в текст исторических книг (начиная с “морской песни” Моисея в Исх 15, “песни источника” в Числ 21:17–18, победной песни Деборы в Суд 5, плача Давида о Сауле и Ионафане в 2 Цар 1 и т. д. и вплоть до похвалы Иуде и Симону Маккавеям в 1 Мак 3:3–9 и 14:4–15); то же самое наблюдается и в Новом Завете, — вспомним Песнь Богородицы, Благословен грядый… и Ныне отпущаеши. Многие тексты пророческих книг также относятся к различным литературным формам песен. Существовали древние собрания песен, от которых сохранились только названия и некоторые фрагменты: “книга браней Господних” (Числ 21:14) и “книга Праведного” (Нав 10:13; 2 Цар 1:18). Но всю полноту шедевров религиозной лирики Израиля сохранила для нас Псалтирь. Названия Псалтирь ( от греч. yalt»rion — название струнного музыкального инструмента, на котором аккомпанировали песням-псалмам) — это сборник из ста пятидесяти псалмов (в русской Библии — из 151 псалма. — Пер. ). В еврейской Библии нумерация псалмов с 10 по 148 на единицу опережает греческий и латинский переводы, в которых объединены Пс 9 и Пс 10, а также Пс 114 и Пс 115, а Пс 116 и Пс 147 каждый разделены на два 1 . По-еврейски Псалтирь называется tehillim, что означает ‘хвалы’, ‘гимны’; однако это название, строго говоря, подходит только к первой части псалмов. В названиях, которыми снабжено большинство псалмов, это определение встречается только в Пс 145/146. Чаще всего в этих названиях встречается слово mismor, которое подразумевает аккомпанемент и самым точным образом переводится словом псалом. Многие из этих “псалмов” обозначаются также как [ir ‘песня’, и с этого же обозначения начинается без всяких дополнений каждая из “песней восхождения” (Пс 119/120–133/134). Другие названия встречаются реже, и подчас их трудно объяснить. Литературные жанры

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

«Давайте прикоснёмся к музыке!» Наступает момент, когда мы обращаемся к детям с просьбой сосредоточиться и замереть на несколько мгновений, чтобы услышать необыкновенную музыку. В этот момент они действительно замирают, и действительно слушают серьезную музыку, это может быть даже часть из квартета Бетховена! 29 января, 2015 Наступает момент, когда мы обращаемся к детям с просьбой сосредоточиться и замереть на несколько мгновений, чтобы услышать необыкновенную музыку. В этот момент они действительно замирают, и действительно слушают серьезную музыку, это может быть даже часть из квартета Бетховена! На концертах струнного квартета «Гелеос» можно не только слушать музыку, двигаться  и танцевать. Можно – страшно сказать – трогать инструменты руками! Ведь этот проект создан специально для родителей с детьми. А чтобы услышать, узнать и полюбить музыку, важно понять, как она рождается. С автором музыкального интерактивного образовательного проекта  «Путешествие в мир музыки», художественным руководителем квартета, виолончелисткой и педагогом  Еленой Клеповой побеседовала пианистка, лауреат международных конкурсов, преподаватель Московской консерватории Анастасия Гамалей. — Что нужно, чтобы дети полюбили музыку? — Нужно водить их на концерты! — Да, но ведь это почти два часа неподвижного сидения, когда нельзя ни пошевелиться, ни чихнуть, ни ногами поболтать… — А на любой скрип кресла соседняя слушательница строго шикнет: «Сиди тихо! Слушай музыку!» Да ведь он и так сидит и слушает! Но это неинтересно и непонятно. И страшно скучно любому ребенку, который с самого детства не растет в музыкальной среде. Как уж тут понять и полюбить… Поэтому идея научить детей понимать музыку и полюбить ее благодаря пониманию легла в основу создания проекта квартета «Гелеос». На наших концертах  происходит чудо знакомства, зачастую первого, а потом и погружение в необъятный мир музыки. — Но, значит, все-таки концерт… А как же «сиди тихо, не болтай ногами»? Или на ваши концерты пускают только детей старшего возраста?

http://pravmir.ru/davayte-prikosnyomsya-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ещё одна потеря – ушёл настоящий русский интеллигент Умер известный композитор, автор РНЛ, член «Русского Собрания» Владимир Николаевич Успенский 02.08.2021 1535 Как всегда в таких случаях, неожиданно пришло печальное известие. 29 июля в Твери, на 80-м году жизни, скончался известный композитор, русский общественный деятель, автор РНЛ, член «Русского Собрания» (тверское ОО «Русское Собрание»), участник самых первых Калязинских Чтений в г. Калязин 2014 года Владимир Николаевич Успенский. Как уточнила супруга Владимира Николаевича – Наталья Алексеевна, он был госпитализирован 23 июля с поражением лёгких в 20 %. Случай не посчитали тяжёлым, ничего не предвещало беды. Но через несколько дней перевели в реанимацию, стало отказывать сердце. Принятые меры не помогли. Накануне своего ухода Владимир Николаевич принял таинства соборования и причастия. В.Н. Успенский - профессиональный композитор, педагог, воспитавший целую плеяду молодых композиторов, член СК РФ. Его стараниями в 90-х годах было открыто Тверское областное объединение композиторов и исполнителей, благодаря чему оживилась музыкально-культурная среда Твери и области, а затем было открыто и Тверское отделение СК РФ. С 1980 по 1984 гг. Владимир Успенский был художественным руководителем Тверской академической филармонии. Он является автором десятков сочинений, написанных в разных жанрах. Список только некоторых из них (его ранние произведения) можно посмотреть по ссылке . Нет жанра, в котором бы не писал композитор: это и опера, и симфония, и камерно-инструментальная музыка, и музыка к спектаклям. Но особая любовь сохранялась у него к фортепиано, звучание которого достигало у него поистине симфонической полноты. Владимир Николаевич был организатором многих концертных мероприятий, в. ч. международного фестиваля современной русско-немецкой музыки (2005). Одна из его программ была посвящена памяти артистов ансамбля А. Александрова, погибших в авиакатастрофе в 2017 г. В.Н. Успенский написал и посвятил памяти артистов «Драматическую Песнь» для смешанного хора и струнного оркестра. Владимир Николаевич всегда поддерживал молодые дарования. Многим он дал путёвку в жизнь. Мало думал о себе, всегда старался помочь музыкантам - и профессионалам, и любителям.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/02/ew...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Миротворец. Великая душа. Громадный талант» На Тернопольщине трагически погиб великий русский кобзарь Василий Жданкин 03.09.2019 3304 Время на чтение 6 минут Артист умер в карете скорой помощи. Авария произошла вечером в городе Кременец, где жил 61-летний кобзарь, сообщил журналист Михаил Маслий на своей странице в Facebook. Жданкин, как рассказал он, в последние годы увлекся ездой на скутере и передвигался в основном на этом виде транспорта. Около 20:00 кобзарь возвращался домой, и его сбил автомобиль, буквально в нескольких метрах от дома. «2 сентября около 20 часов вечера, он, как оказалось, в последний раз выехал на скутере из родного дома. Легковая машина сбила его насмерть за каких-то несколько метров от дома. Авария случилась там, где казалось, не могла бы никогда произойти» , – пишет Михаил Маслий. У кобзаря осталась жена Ирина, дети Кристина и Анастасия, а также внуки. Отметим, что Василий Жданкин – обладатель гран-при фестиваля «Червона Рута», состоявшегося в Черновцах в 1989 г. Он родился 23 мая 1958 года в станице Гурмай в Краснодарском крае. В раннем детстве переехал с родителями на Украину. Окончил среднюю школу в Кривом Роге, Украинскую сельскохозяйственную академию в Киеве, а затем учился в Львовской консерватории и закончил дирижерский факультет Ровенского института культуры. Петь он начал в Волынском народном хоре, а затем в Почаевской Лавре и Тернопольской областной филармонии. Он пел в составе знаменитого львовского кабаре конца 80-х – начале 90-х годов «Не горюй!» вместе с Виктором Морозовым, Тарасом Чубаем, Стефком Оробцом. С 1988 по 1990 года работал в львовском театре-студии «Не журись». В 1990 году стал лауреатом престижного украинского бардовского фестиваля (Оберег) в Луцке. Жданкин исполнял песни вживую, категорически отвергая фонограмму. Он умудрялся быть как рок-гитаристом, так и певцом, исполняющим басовые партии. Много работал с другими музыкантами, будучи превосходным мастером игры на струнных инструментах. В период независимости Украины гастролировал более чем по 20 странам мира, где неизменно собирал аншлаги.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/03/mi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010