Вторая мимра против иудеев Молитва " Отче наш " на сирийском языке. Напечатана с использованием шрифта Сирто Вторая мимра против иудеев посвящена спору с иудеями касательно соблюдения предписаний закона, обрезания и субботы. Этой теме посвящено много поизведений сирийской полемической литературы (Афраата, св. Ефрема Сирина, Иакова Саругского, Филоксена Маббогского, Сергия Стилита, Дионисия бар Цалибхи). Издатель текста мимры Стенли Казан пытается показать существование традиции сирийской полемической литературы против иудеев. Появление подобного рода литературы, по мнению С. Казана, обусловлено близким сосуществованием христиан с иудеями и прецедентами иудейского прозелитизма среди христиан; а также - это особенно ярко проявлялось в первые века христианства - случаями потребления христианами ритуальной пищи иудеев, соблюдения предписаний иудейского закона, участия в иудейских праздниках, использования амулетов, приобретенных у еврейских знахарей (в качестве параллели в греко-язычной части империи можно привести Восемь бесед против иудеев св. Иоанна Златоуста). Исаак Антиохийский показывает отмену и ненужность закона с помощью того, что известно иудеям, а именно с помощью книг Ветхого Завета (этим, наверное, объясняется отсутствие ссылок на Евангелия). Определяя значимость того или иного события, человека, он противопоставляет христианский взгляд на мир и историю - иудейскому. Центр мировой истории для иудея имеет точное местоположение - это принятие Моисеем Скрижалей Завета. Вся последующая история расходится концентрическими кругами от этого момента, следуя за появляющимися книгами: за Торой следуют Пророки, за ними Писания, затем Мишна и Гемара, где каждая последующая толкует предыдущие. Таким образом, история предстает как развертывание и прояснение во времени смысла синайского законодательства. Христианство же размыкает этот ,,круг " : история им воспринимается как прямая, идущая от сотворения мира до дня Страшного Суда. Но на этой прямой есть особые вехи, главнейшая из которых - боговоплощение и спасительные деяния Иисуса Христа. Этот исторический промежуток отличается от всего предыдущего времени своей неповторимостью и вневременной значимостью, заключающейся в пересечении и соединении того, чему пересекаться и соединяться неестественно (после грехопадения), в чуде: схождении Бога в мир, принятии ,,зрака " раба и крестной смерти за него. Этот промежуток отмечен присутствием внеисторического, ибо все домостроительство спасения, являясь историческим фактом (а, значит, и обладая присущей ему единичности и завершенности), в тоже время имеет место в вечности, где оно уже было предрешено на Предвечном Совете Троицы. Эта внеисторичность и значительность определяют собой появление предображений домостроительства в ветхозаветной истории (этим также может определяться значимость того или иного события).

http://pravoslavie.ru/1550.html

Галереи Пасха. Воскресение Христово. Осталось 18 дней Галереи FRED BOISSONNAS (1858-1946) Старые фото Афона (1928-1930-е годы) / С 1903 года фотограф посещает Элладу и Афон. Ему пришлось стать, фактически, альпинистом. Ведь в те времена, чтобы найти нужный ракурс приходилось забираться на совершенно неприступные скалы, продираться через непроходимые колючки. / 12 Апокалипсис фрески монастыря Ксенофонт / Иконография Апокалипсиса – одна из наиболее сложных композиций в христианском иконописном творчестве. Православная иконография Страшного суда существует в византийском искусстве c XI—XII веков. / 27 Архим. Эмилиан Симонопетра (правильнее говорить Симонопетритис) / 21 августа исполняется 76 лет со дня рождения старца Емилиана из монастыря Симонопетра. Он представляет целую эпоху жизни монастыря. Мы с большим уважением относимся к почитанию его таланта проповедника. Тем не менее, надо признать, что он относился к тем проповедникам, которых, как говорят, «иногда заносит». Поэтому уважение к старцу на Афоне многие соединяют с улыбкой. Стиль проповедей старца - это не афонская традиция. Впрочем, каждый решает сам. Многим нравится. Приводим часть его слова о молитве, сказанного в монастыре Симонопетра. / 10 Графика Святой Горы Афон, Maarten Ruijters / Maarten Ruijters голландский архитектор по профессии и настоящий художник по призванию. Он совершал много путешествий по Северо-Восточной Азии. Одно из его путешествий пришлось на Святую Гору Афон. Это было в 1975 году. Кроме фотографий в его тетрадях множество графики, которая обращает на себя внимание. Автор улавливает какие-то тонкие вещи и передает их совершенно неуловимо. / 16 Евфимий Варлами Картины Святой Горы маслом / Часто он посещает Святую Гору. Его любимые места, вы увидите на картинах. Его выставки проходят в Греции почти каждый год. Все картины которые мы представляем, написаны маслом. Приятного просмотра этих удивительных картин. / 13 Иеромонах Савватий (Севастианов). Пути Святой Горы / Иеромонах Савватий (Севастианов) является достаточно известной личностью в мире фотохудожников. Он унаследовал любовь к фотографии от своего предка, известного афонского фотографа и основателя мастерской в Андреевском Скиту - Петра Севастианова. / 16

http://isihazm.ru/1/?id=16&sid=0&pid=4

Глава 1 Первый вопрос Аввакума: в мире зло и неправда – где ты, господи? 1.1–4 Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум Доколе, Ягве, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною; и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: Так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный. Синодальные переводчики означают книгу пророка Аввакума пророче­ским видением. Еврейский оригинал содержит несколько иное слово: (масса), означающее «бремя». Прп. Макарий Алтайский так и перевел: Бремя, которое видел Аввакум пророк. Так же начинается книга пророка Наума: Бремя Ниневии. Книга видений Наума Елкошитянина. Бремя, которое видел Аввакум пророк. Имеет смысл обратиться и к значению имени пророка. По-еврейски оно звучит (Хавакук) и означает «объятие» или «обхватывание». Перед нашим взором пророк, заключивший в свои объятия страшное бремя, непосильный груз. «Аввакум, брось это бремя», – но он обхватил его, и никуда ему уже от него не деться. Как некогда Иаков, возвращающийся из Месопотамии, ночью у потока Иавок обхватил Боровшегося с ним и не отпускал его... Бремя тягостных – вопросов, на которые нет человеку ответа, легло на душу и мысль пророка. И Аввакум в этом не одинок. Знаменитая «Царь-рыба» Виктора Петровича Астафьева, безответными вопросами бередя душу читателя, звучит заключительным аккордом: «Так что же я ищу? Отчего му­чаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа» 3 . Семьдесят толковников перевели слово (масса) через τ λμμα. Синодальные переводчики переводят на русский «пророческое видение». Грече­ское λμμα ближе к еврейскому «масса», хотя и не передает его вполне. Λμμα означает «возложение», «поручение». Бог возложил пророческое бремя на Аввакума и поручил ему его нести. Это подобно тому, как Иеремии было дано пророческое поручение, и он уже и сам не рад был ему, но освободиться от него не мог. Вынужденный пророческим духом ссорится со всей землей Иеремия признается: Ты влек меня, Ягве, и я увлечен; Ты сильнее меня, и превозмог... Ибо, лишь только начну говорить я, кричу о насилии, во­пию о разорении... было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключен­ный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог 4 . Так нес свое бремя (масса), свое поручение (λμμα) и пророк Аввакум. Большинство людей живет проще, многие не задаются «аввакумовыми» во­просами. Тяжкое бремя возложил Бог на пророков и философов, бьющихся о извечные вопросы бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глава 20. Тысячелетнее царство После четвертой картины всадника на белом коне (19,11–21) тайнозрителю Иоанну открывается новое видение о тысячелетнем царстве (20,1–10) или пятая картина по нашему делению Апокалипсиса (см. Приложение 2). В Приложении 1 было изложено хилиастическое учение о тысячелетнем царстве. Термин «хилиазм» происходит от греческого слова χλια (кило)=тысяча. Это древняя ересь о тысячелетнем земном царстве Христа непрестанно звучит ныне с сектантских кафедр. Также звучит их проповедь о скором втором пришествии Христа на землю, которое произойдет невидимо для мира. Мир заметит только, что вдруг исчезли с земли верующие люди. Верующие же увидят грядущего Христа, мертвые воскреснут, а живые изменятся и восхищены будут на встречу Христа. Это – воскресение первое. Неверующие же тут не воскреснут. Вследствие этого учения верующие живут каждодневно в напряженном ожидании пришествия Христова, которое может случиться в любой день. Для оставшихся на земле разразится великая скорбь гонений антихриста. Сектанты особо утешают себя тем, что им не придется испытать великую скорбь антихриста. Потом, мол, снова придет Христос на землю и создаст на ней Свое царство. Будет видимое чувственное царство Христа на земле, когда уже никто не будет искушаем ко греху, когда будут царствовать добро, справедливость, братство, истина. Сатана на это время будет связан. Тогда исполнятся все сокровеннейшие чаяния народов о царстве счастья на земле. Главенствующую роль в этом царстве будут играть евреи. Потом еще раз будет сатана отпущен и подвигнет все народы (Гога и Магога) на восстание против Бога, и тогда придет конец – Страшный суд! В день Страшного суда воскреснут все грешники и будут осуждены на вечные муки. Праведники на Страшном суде не судятся, ибо уже ранее воскресли и царствуют со Христом. Так проповедуют сектанты. Существуют всевозможные вариации этих еретических хитросплетений, но в основном они сходятся на том, что будет предварительное восхищение Церкви, а потом тысячелетнее земное царство Христа. По ходу изложения православного толкования будет показана ложность хилиастического учения. На первый взгляд может показаться, что весь этот вопрос имеет чисто второстепенное значение и относится к области богословских мнений и споров, не имеющих никакого практического значения для спасения человека. Но именно на этом вопросе мы особенно убедимся, что нет ереси, которая бы не была пагубна. Далее разберем историю и гибельную сущность этого учения и увидим ту бездну, к которой оно ведет.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глава 25 1–13. Притча о десяти девах. – 14–30. Притча о талантах. – 31–46. Пророчество о страшном суде. Мф.25:1 .  Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Мф.25:2 .  Из них пять было мудрых и пять неразумных. Слово «тогда» ( ττε) указывает здесь на время, когда придет Сын Человеческий. Разумеется преимущественно (но не исключительно) Его окончательное пришествие для суда перед концом или в конце мира. Ττε служит также связью с предшествующей речью и указывает на ее продолжение. Спаситель продолжал говорить Своим ученикам на горе Елеонской, при виде Иерусалима. Визелер определяет время как вторник, 14 апреля, 12 нисана 783 г. от основания Рима. Царство Божие не может, конечно, быть подобно десяти девам – это только особенный оборот речи, как в Мф.13:24 и др., и значит, что Царство Небесное подобно всем обстоятельствам, изложенным в притче, в которых принимали участие десять дев. То же, что случилось с десятью девами, вышедшими навстречу жениху, бывает или будет и в Царстве, учрежденном Спасителем. Все без исключения члены этого Царства, верующие и неверующие или только слышавшие о Христе, могут походить на десять дев. С чрезвычайной точностью и краткостью, всего в восемнадцати отдельных словах (на греческом языке), здесь охарактеризо­вана личность каждого человека, состоящего членом Христова Царства или вообще имеющего какое-либо отношение ко Христу. Число десять избрано, по-видимому, не произвольно, потому что в речи, в высокой степени художественной и жизненной, не могло быть ничего произвольного и случайного. Но объяснить, почему именно избрано число десять, довольно затруднительно. Ответ, почему в притче указывается на дев, должен быть тот, что вся притча полна самых прекрасных, в высшей степени привлекательных, поэтических и художественных образов, и указание на дев лучше всего могло соответствовать мысли, которую предположено было выразить в притче. Креститель был друг жениха и радовался, слыша Его голос, Сам Христос называл Себя женихом ( Мф.9:15 ; Мк.2:19–20 ; Лк.5:34–35 ). Так как Он теперь продолжал говорить о Своем втором пришествии, то не было лучше и прекраснее образа, который Он мог бы выбрать, чем образ свадебного пира, вся радость и веселье которого зависят от присутствия на нем жениха. Иллюстрацией для притчи может служить 44-й псалом и Песнь Песней; ср. 1Мак.9:37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 2 1–11. Саранча и засуха как предвестники наступлении дня Господня. 12–17. Увещание народа к покаянию и молитве. 18–27. Возвещение о прекращении бедствия в послании обильного урожая. 28–32. Пророчество об излиянии Св. Духа. Иоил.2:1 .  Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Го­с­по­день, ибо он близок –: В Иоил.2:1–11 пророк рассматривает постигшее страну бедствие в отношении к предстоящему большему бедствию – дню суда Господня. Речь пророка, при этом, развивается так, что черты настоящего и будущего у него сливаются. «Трубите трубою». Пророк обращается к священникам ( Чис 10.8 ). Именем sohophaz (труба) у евр., по свидетельству блаженного Иеронима , называлась металлическая труба, имевшая вид рога и издававшая сильные звуки. Ею пользовались при сигналах во время битвы ( Суд.7:8, 16–20 ; Иер 4:19–21 ; Соф 1.16 ), при внезапном нападении врагов ( Суд.3:27, 6:34 ; Иер 4.5 ), при возвещении наступлении празднеств ( Чис. 10:10 ; 2Цар 6и др.). Пророк приглашает возвестить звуком трубы скорое наступление дня Господня. «На Сионе»: имя Сиона употребляется в Библии и в смысле специального названия известного холма, и обозначает весь Иерусалим. В Иоил.2:1 оно употреблено в последнем значении. Речь пророка, при этом, имеет образный характер. Поэтому, из повеления созвать народ трубою нельзя заключать (Новак), что пророк имеет в виду то время, когда весь народ жил вблизи Сиона и, действительно, мог быть созван звуком трубы, т. е. время послепленное. Иоил.2:2 .  день тьмы и мрака, день облачный и туман­ный: как утрен­няя заря распространяет­ся по горам народ многочислен­ный и сильный, какого не бывало от века и по­сле того не будет в роды родов. Пророк говорит о нашествии саранчи, но так как в этом бедствии он видит предвестие и прообраз наступления страшного дня Господня, то черты того и другого в речи пророка сливаются, и описание нашествия саранчи получает отчасти гиперболический характер (ср. «какого не бывало от века»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 4 Откр.4:1 После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. Начинается открытие основной картины Апокалипсиса. Иоанну отверзаются небеса, и он начинает видеть небесное. После сего я взглянул. После чего? Нельзя думать, что вот прошли семь периодов земной истории Церкви, и после этого Иоанн видит Церковь восхищенной на небо. Сектанты учат, что между третьей и четвертой главами Откровения происходит восхищение Церкви. Главы 4–19, говорят они, описывают великую скорбь. В главе 20 – тысячелетнее царство и последний Суд. В главах 21–22 – описана вечность. Но это неверное деление книги. А сектантам мы все-таки зададим вопрос: почему такое важнейшее эсхатологическое событие, как восхищение Церкви (по важности это событие сравнимо только с творением человека, с первым пришествием Христа в мир для спасения людей и основания Церкви и со Страшным судом), вообще не описано в Апокалипсисе? Книга о Христе Грядущем вообще не показывает Его пришествия за Церковью. Ответ может быть только один: этого события перед великой скорбью просто не будет, а Церковь будет восхищена только в последний день Страшного суда. Так что слова после сего относятся к слову взглянул . После сего здесь означает, что произошло это после первого видения, после того как Христос, явившись посреди семи светильников, дал Иоанну семь посланий. Ведь после этого, а не после «седьмого периода»(!), взглянул Иоанн. По прекращении первого видения он поднял очи свои к небу, взглянул, и вот, дверь отверста на небе . Это явление дивное и столь желанное! Как часто мы взираем на небеса, и над нами все тот же неизменный, то бесконечно синий, то облаками затянутый, то ночной, черный с мерцающими звездами купол неба. И всегда он заключен. И хочется воскликнуть вместе с одной маленькой девочкой: если эта сторона на небе столь прекрасна, то каково же оно тогда изнутри! Бесконечная глубина неба манит, и хочется с Исайей воскликнуть: «О, если бы Ты расторг небеса!..» ( Ис. 64:1 ). Но неизменный купол над нами. Может быть, еще размышляя о только что увиденном, Иоанн и погрузился взором в небесные глубины над ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глава V. Стенописи владимиро-суздальские Если во владимиро-суздальской архитектуре нельзя отрицать заметного сходства с архитектурою романскою, сложившеюся под влиянием Византии, если даже возможно было личное участие западноевропейцев в сооружении здешних храмов, то ничего подобного не могло быть по отношению к владимирским стенописям. Принцип византийско-русской иконографии, доколе он не был поколеблен, требовал, чтобы стенописи исполнены были лицом православным, знакомым с православною иератическою живописью. Даже в XVI-XVII вв., когда началось сильное вторжение западных элементов в русское искусство, и русское общество достаточно свыклось с ними, раздавались голоса, протестующие против «иконного воображения» неверных ляхов; сам патриарх Иоаким в эпоху полного ослабления древних иконографических традиций сильно, хотя и безуспешно, протестовал против печатных листов немецких, распространяемых лютеранами и писанных не с древних подлинников и без должного благоговения. Тем более в период владимиро-суздальский нельзя было и думать о том, чтобы поручить внутреннее убранство храма иноверцу. Стенописи исполнялись здесь отчасти греками, отчасти их учениками русскими; а потому и тип храмовой росписи здесь должен быть тот же византийско-русский. Церковь Покрова Пресв. Богородицы, на Нерли, близ Боголюбова монастыря, построенная Андреем Боголюбским в 1165 г., сохранила единственный след ее первоначальной византийской росписи в изображении Господа Вседержителя в куполе. Более обширные циклы изображений сохранились во владимирских соборах Дмитриевском и Успенском, хотя и здесь нет полных стенных росписей. От росписи Дмитриевского собора сохранилась часть изображения страшного суда, открытая при возобновлении собора в 1837–1844 гг. У западной стены, под хорами, изображение Богоматери, сидящей на троне и возле Нее ангел с жезлом. По соседству изображение Авраама, Исаака и Иакова, сидящих на престолах, и две группы праведных душ в виде детей; в недрах Авраама праведная душа в виде маленького человека в нимбе 193 и белой сорочке; в стороне благоразумный разбойник с крестом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Двадцать третий день. Преподобный Нифонт. (Уроки из его жизни: а) опасность худого товарищества и б) необходимость увещевать ко спасению ближних, находящихся в опасности нравственно погибнуть). I. Преподобный Нифонт, память коего ныне, жил в IV веке; в отрочестве он был благочестив, добр, тих, кроток и любил посещать церковь . Когда же он начал приходить в юношеский возраст и лишился опытного наставника, а затем сблизился с дурными товарищами, то начал поступать по своему уму-разуму, как вздумается, и таким образом мало-помалу добрый характер его испортился. Но Бог явил ему Свое милосердие и в одно мгновение пробудил в нем чувство раскаяния. Однажды пришел к Нифонту друг его – Никодим. Поздоровавшись, он посмотрел на лицо своего приятеля и сильно ужаснулся. Оба друга молчали. «Что ты смотришь на меня, как на незнакомаго?» заговорил Нифонт. – «Поверь мне, друг, отвечал Никодим, я никогда не видал тебя таким, как теперь; лице твое черно, страшно и ужасно». Услышав это, Нифонт живо припомнил свое поведение, закрыл лицо руками и начал плакать. Раскаяние его было чистосердечное. Он стал усердно молиться и вести жизнь благочестивую, распиная плоть свою со страстьми и похотьми страхом суда Божия. Наконец за святость своей жизни он впоследствии, по указанию Божию, был избран во епископы кипрской церкви. Во время смерти лице его просветилось и исполнилось особенной привлекательности и радости. II. Жизнь препод. Нифонта дает нам, братие, много поучительных уроков. а) Из нея мы видим, во-первых, весь вред для нравственной жизни худого товарищества. Пока у Нифонта был опытный и добрый наставник, он был кроток, тих, послушен и вообще благочестив; когда же он лишился своего благочестивого наставника и подпал влиянию развращенных товарищей – он стал ходить по путям своих плотских похотей и предался порочной жизни. Слово Божие сильно предостерегает людей от сближения с дурными обществами. аа) Остерегая от развратного сообщества и соблазнителъных бесед, премудрый Соломон решительно говорит, что такие беседы и сообщества неизбежно гибельны.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Действо льсти» – в полном, разгаре! «… И сего ради пошлет им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи: да суд приимут вси неверовавшии истине, но благоволившии в неправде» ( 2Фес.2,11–12 ) . Наставляя новообращенных им ко Христу жителей города Солуни, святой Апостол Павел счел нужным обстоятельно разъяснить им, что произойдет в последние времена, когда придет отступление  (по-гречески: «апостасия») и откроется человек греха, сын погибели – антихрист  ( 2Фес.2,3–12 ) . Характерной чертой этого страшного времени будет то, что погибающие , то есть люди, поддавшиеся обольщению антихриста, не примут истины, и за это пошлет им Бог , то есть «попустит» действо льсти, или действие заблуждения, так что они будут верить лжи  ( 2Фес.2,10–11 ) , да будут осуждены все, неверовавшие истине, но возлюбившие неправду  (ст.12) . «Попустит Бог», так толкует это место святитель Феофан, Вышенский Затворник: «раскроется их злой нравственно-религиозный строй, и они созреют для суда»... «Безответны они будут на суде, потому самому, что поверили очевидно-пагубной лжи и не поверили очевидно-спасительной истине... лежали сердцем своим – благоволили ко всякой неправде, и к неправым мудрованиям и к неравным нравам»  (Толк. посл. к Сол. стр.512–518). Эти слова великого Апостола языков святого Павла невольно приходят нам на ум теперь, если мы дадим себе труд добросовестно вникнуть, и вникнуть притом поглубже во все то, что происходит сейчас в современном мире, а в частности и в особенности – в современной церковной жизни, даже христиан православных. Живо вспоминаются нам эти предостерегающие слова о широком распространении лжи, когда мы знакомимся с полемикой относительно признания законности и каноничности церквей, находящихся под пятой богоборческой власти, когда слышим о выступлениях вождей так называемого «экуменического движения», а в самое последнее время – о пресловутой «автокефалии» американской митрополии и вдумываемся в высказывания сторонников и деятелей этой «автокефалии». Просто страшно становится! Какое невероятное нагромождение самой безстыдной и безсовестной лжи! Даже непонятно, как это можно так лгать, выдавая ложь за истину, и как можно верить этой лжи! Единственное объяснение этого непонятного явления: так как за явной и для всех очевидной ложью мало кто пойдет – для этого нужна крайняя степень нравственной испорченности и безсовестности, до чего еще не все дошли, – то эта ложь прикрывается искусно-завуалированной видимостью правды, чем и вводятся в заблуждение все поверхностно-настроенные, легковерные и малоосведомленные люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010