Рубрики Чем страшен Страшный Суд? 6 мин., 11.02.2018 Поделиться В мировой религиозной традиции идея Страшного Суда распространена довольно широко. Христианство, которое говорит об ответе за свои поступки перед лицом Божьим в конце времен, на первый взгляд, исключением не является. И в сознании большинства верующих, и в представлении обывателей, и в искусстве утвердилась примерно такая картина: после кончины мира Всевышний воскресит все человечество, и каждый из нас получит воздаяние за те дела, которые были совершены нами в дни земной жизни. Такова общеизвестная модель. Но если внимательно вчитаться в евангельский текст и глубже вникнуть в смысл наследия святых отцов, то станет понятно, что эта привычная и, в общем-то, верная схема на самом деле не такая уж и простая, как кажется. Более того, традиционная христианская эсхатология — учение о последних днях вселенной — в своем видении Страшного Суда является уникальной и сильно отличается от аналогичных представлений, которые существуют в рамках других религий. Суть понимания Страшного Суда, каким его видели святые отцы Церкви, состоит в том, что конечная участь каждого из людей определяется не только Богом, но и человеком, а в основе этого процесса лежит не столько принцип «заработал — получай», сколько Божественная Любовь. Именно она делает Страшный Суд по-настоящему страшным... В русском тексте Нового Завета эсхатологические отрывки изобилуют такими словами, как «суд», «судилище», «осуждение», «воздаяние» и им подобными. Поэтому в сознании того, кто читает Священное Писание, иногда возникает невольная аналогия с правоведческой литературой — очень уж похожи по своему контексту картины суда Божьего на привычные земные судебные разбирательства. Но стоит только открыть оригинальные греческие и еврейские тексты — и привычные русскоязычные фразы наполняются абсолютно новым непривычным содержанием. Одним из главных понятий юриспруденции является справедливость — принцип, позволяющий держать в некоем балансе социальные силы, при необходимости наказывая плохих и поощряя хороших. Для обозначения этого термина в греческом языке используется слово «dikaiosyne». Оно же применяется и создателями Библии для указания на справедливость Божественную. В конечном итоге это привело к тому, что западное христианское мышление, до конца не избавившееся от языческого мировоззрения, поставило знак равенства между двумя справедливостями. Но еврейский текст не дает достаточного основания делать такие выводы.

http://foma.ru/chem-strashen-strashnyij-...

Господь идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде и народы по истине Своей ( Пс. 95:13 ). Мне приходилось бывать в заседаниях земных называемых окружными судами. Обстановка главного судного зала – внушительная. Большой портрет Государя на стене; столы, седалища; разнородная публика, скамьи подсудимых и сами подсудимые, напряженное ожидание судей. Вот отворяются двери; глашатай громко произносит: суд идет! Выходят члены суда с председателем; садятся на места; читается протокол суда; объявляются подсудимые; сидят присяжные заседатели; вызываются свидетели; читается присяга – говорить только правду. Начинается разбор дела. Все это чинно, в порядке – и производит в публике впечатление. Такова обстановка земного суда, человеческого. Для подсудимых он несколько страшен. После выяснения степени виновности подсудимых и совещания судей выносится и объявляется решение – наказание или свобода от суда» Таков в кратком очерк земной суд. Суд человеческий предполагает суд Божий, как внутренний суд совести предполагает вечно праведного Законодателя и Судию Бога, вложившего закон совести во всякого человека. Суд судей есть суд Божий. Право судите, говорит Моисей судьям Израилевым, ибо суд Божий есть ( Чис. 25:5 ). Судьи – люди, и подсудимые такие же грешные человеки, как и судящие, и судьям свойственно ошибиться и судить иногда не право, а криво, – оправдывать виновных и осуждать невинных. Не таков суд Божий: он – правый, точный, вечный. Пророк говорит: Господь будет судить вселенную по правде, а народ по истине Своей. Теперь вникнем все в описание страшного суда Божия, окончательного суда людям на всю вечность. Когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, говорит Евангелист, тогда сядет на престол славы Своей и соберутся пред Ним все народы, и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира ( Мф. 25:31–34 ). За что царство небесное? За любовь к Богу и ближнему, за дело милосердия, как являет это Божественный ответ. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф. 25: 41 ). За что? За нелюбовь к Богу и ближнему, за самость, за безумную слепую привязанность к земным благам и за пренебрежение духовными, вечными благами; за неверие, холодность, неблагодарность к Творцу и попрание его праведных законов, как показывает тот же ответ праведного Судии. И пойдут сии, говорится в конце Евангелия дневного, в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф. 25: 46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

     Прот. Андрей Ткачев: Братья и сестры, здравствуйте! Темой сегодняшней нашей встречи мы избрали Страшный суд, чтение о Страшном суде из Евангелия и вообще эту тему Страшного суда как конечной точки известного нам человечества, той точки, после которой начнется жизнь такого гадательного для нас человечества. Будет новое небо и новая земля, прежнее миновало, а то, что мы знаем о земле, оно будет иметь финал. Об этих финальных аккордах мировой истории мы будем говорить сегодня, исходя из того, что говорит об этом Слово Божие, исходя из того, что говорит об этом многоголосое предание человеческое, исходя из того, чего ждет и чего боится наше сердце. Мы сами как конечные существа чего-то трепещем, чего-то ждем и на что-то надеемся. Страшный суд, не все же веселиться. О серьезном поговорим. Здравствуйте! Друзья мои, мы с вами будем сейчас говорить о вещах как бы табуированных. Я даже не знаю, где еще в нашем информационном пространстве можно поговорить на подобного рода темы спокойно и обстоятельно. Почему-то считается, что нужно веселиться, хохотать, шутить, рекламировать и приобретать новые товары, в крайнем случае, говорить о погоде, может быть, муссировать какие-то политические новости современного мира. Но есть табуированные вещи, и мы сейчас с вами снимаем некую печать табу, запрета на разговор о важном. Тема Страшного суда — что здесь? Если брать евангельский текст, который читается в эту одноименную неделю накануне Великого поста, то в нем говорится о добрых делах, простейших добрых делах, которые оправдают одну часть человечества и осудят другую, об отсутствии этих простейших добрых дел. Я, собственно, больше всего хотел бы на этом сконцентрироваться. Кроме того, тема Страшного суда говорит нам о Боге как о царе, о том, что эта дорожка, по которой мы все идем, в конце истории раздвоится. Как были возле Иисуса Христа два разбойника — покаявшийся и непокаявшийся, так же разделятся возле Христа дороги всего человечества, и будет некое великое пастбище овец и великое пастбище козлищ, над которыми Христос совершит Свой суд.

http://pravoslavie.ru/119673.html

В знак особенного внимания к последнему суду некоторые экзегеты, не без библейского, впрочем, основания, 898 считали всемирный суд, по времени совершения, событием последующим; кончину же или преобразование мира и воскресение мертвых предыдущим, мысленно при этом предваряя последнее, т.е. воскресение первым, т.е. событием миро преобразования. 899 Но воскресение мертвых будет предшествовать прославлению мера. Это, во–первых, потому, что действие миро преобразования – сожжение стихий огнем уже предначнет гибельную участь грешников, теперь блюдущихся для своей погибели, а потом и воскресших для нее. Во–вторых, потому, что совершенно верно соответствует естественному порядку, чтобы сперва глава, т. е. человек, а потом члены, т.е. остальные творения прославились. Впрочем, прославление и воскресение отдельных дерев и зверей, 900 а также родов их 901 не последует: жизнь органических существ кроме человека ограничивается только последовательным преемством и сменою родов, с прекращением родового преемства прекратится и их существование. В–третьих, воскресение людей будет предшествовать всему миро преобразованию и потому, что процитированное место из послания к Римлянам «откровение детей Божьих» рассматривает как будущий факт, к которому направляется желание и воздыхание твари, прежде чем она достигнет цели собственного прославления. Правда, при допущении мысли о воскресении людей прежде прославления мира и отрицании мысли о взятии их прославленных тел из прославленной земли является возражение: где же воскресшие люди будут находиться во время «мирового пожара?» Еще в четвертом век об этом вопросе рассуждал блаженный Августин , отвечая на него так: «воскресшие люди будут пребывать в тех высших областях, куда пламя будущего мирового пожара также мало достигнет, как и вода всемирного потопа; ибо их тела будут такого рода, что они, где захотят святые, там и будут; бояться ли им, ставши бессмертными и невредимыми, силы огня, когда смертные и тленные тела трех отроков в пещи пламенной (Даниил 3, 11 и д.) могли остаться невредимыми»? Что касается времени совершения последнего суда, то и относительно его у некоторых церковных писателей 902 существует предположение, что открытию страшного суда будет предшествовать миро преобразование, ибо в Апокалипсисе «уготовляемый страшный престол» для Судии мира мыслится уже после «появления нового неба и новой земли». Возникающее вследствие этого предположения затруднение по отношению к сказанному нами в начале главы устраняется тем соображением, что миро преобразование теми или другими признаками проявится прежде суда, но окончательно совершится после всеобщего суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

прот. Николай Сахаров Учение о Боге, как судьи и мздовоздаятеле Смерть человека с христианской точки зрения. – Посмертное состояние души до страшного суда. Молитвы за усопших. Неосновательность протестантства в отвержении их Смерть человека, с христианской точки зрения. Смерть есть неизбежный конец всякой органической жизни на земле, в том числе и человеческой. Но, с точки зрения христианской, она не есть явление нормальное, естественное, необходимое, как и болезнь, как и разрушительные явления в природе. Господь, создав человека, дал ему заповедь о невкушении плода древа познания добра и зла и предрек при этом, что если он нарушит эту заповедь, то «смертию умрет» ( Быт. 2:17 ). Смерть, была результатом грехопадения человеческого или как выражается ап. Павел, «оброком греха» ( Рим. 6:23 ). Таким образом, смерти могло и не быть и не должно было быть. С другой стороны, христианство учит, что смерть человека не есть полное уничтожение и исчезновение. У человека смерть есть разрушение лишь телесной оболочки, душа же остается бессмертной и реально существующей и после этой смерти тела. Именно в этом ограничительном смысле следует понимать слова Бога Адаму: «Земля еси и в землю итъидеши», а равно и все слова и выражения библейские о конце человеческого существования. Тело – взятое из земли, предается тлению и превращается в землю, а душа бессмертная идет в мир загробный, чтобы продолжать там свое, сначала обособленное от тела, существование. Посмертное состояние души до страшного суда. – Что же совершается с душой человека непосредственно после разлучения ее с телом? По учению христианскому – кроме всеобщего суда, который Господь совершит в последний день над всем миром и за которым последует мздовоздаяние полное и решительное, – есть еще суд частный, который Господь совершает над каждым человеком после его смерти и за которым следует мздовоздаяние еще не полное и неокончательное. Ап. Павел говорит: «человекам положено однажды умереть, и потом суд» ( Евр. 9:27 ; ср. Сир. 11:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

В.М. Дорошевич Глава XXIII. Долина страшного суда Ночь грезила далекими мирами. И над заснувшей землей просыпались бриллиантовые сны – там, в темно-синем небе, таинственном, далеком. Это была тихая, тихая весенняя ночь, когда я поднимался на Елеонскую гору, в черный сумрак ее оливковых рощ, сумрак, полный грез, полный снов, полный тихого шелеста, таинственного, как шепот просыпающихся, неясных воспоминаний. Все было так темно, так черно кругом. Словно мир не существовал более. Черная пропасть, бездонная, бесконечная, немая, простиралась кругом, и я стоял над ней, один на сером утесе, один, полный страха, полный смутного ужаса, просыпавшегося в душе. Долины, которую я только что перешел, не существовало более. Вместо нее зияла черная молчаливая пропасть, и по ту сторону этой пропасти, при трепетном мерцании звезд, в их свете, дрожащем, сумрачном, таинственном, поднимался беловатый призрак, неясный, огромный, от которого веяло немым ужасом, – Иерусалим. Но вот темно-синее небо вспыхнуло голубоватым светом. Первый луч луны, бледный, дрожащий, скользнул по горам. Задрожали, затрепетали в его свете вершины гор, дикие и страшные. Ярким серпом загоралась луна, золотая, сверкающая, и полился ее свет, холодный, яркий, синеватый, таинственный, трепетный. И в этом свете, ярком, синеватом, таинственном, трепетном, как толпы призраков поднялись по склонам Иосафатовой долины надгробные памятники, белые, синеватые, серые, и бросили длинные черные тени, словно сбросили с себя черные одежды, сотканные из мрака. И вот она перед мне эта долина – кладбище, полная бесконечной печали, залитая голубым фофорическим светом, наполненная призраками, вставшими при трепетном свете луны. И на вершинах темных гор молча поднялся над нею город, облитый голубоватым, мертвенным светом. Город, похожий теперь, в этом немом молчании ночи, при этом бледном свете, на огромное кладбище. На кладбище, где похоронено столько страшного, ужасного, святого. Эти дома, с их маленькими куполами, толпящиеся друг к другу, – они похожи теперь на синевато-белые молчаливые надгробные памятники. Огромные купола храмов, мечетей, синагоги кажутся огромными мавзолеями, воздвигнутыми над великими могилами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Василий Бойко-Великий оставлен под стражей Судья Дмитрий Гордеев продлил заточение узника до 19 Ноября 2020 года 18.08.2020 1385 Время на чтение 7 минут Первоначально вопрос о возможном продлении ареста в СИЗО В.В.Бойко-Великого должны были решить на заседании Московского городского суда 13 Августа, о чем «Русская народная Лини» уведомила читателей заранее с просьбой к читателям о молитве о заключенном «Ваша молитва об узнике не будет напрасной!» Но заседание 13 Августа было совсем коротким — не более 15-20 минут. Судьей Дмитрием Сергеевичем Гордеевым на нем было объявлено о переносе заседания на 11 часов утра 17 Августа, о чем читатели «РНЛ» также заранее были оповещены заметкой «Молитва об узнике и Промысл» . К глубокому сожалению самого Василия Вадимовича, его родственников, соратников и защитников, 17 Августа судья Мосгорсуда Д.С.Гордеев удовлетворил ходатайство следствия о продлении содержания под стражей В.В.Бойко-Великого ещё на три месяца — до 19 Ноября 2020 года. Вкратце, как это было. Не скажу, что мне страшно от подобной работы судебной машины, в жизни бывают вещи и пострашней. Однако всё же берет сильнейшая оторопь, когда человек в мантии, люди в прокурорской и следовательской форме что-то хором поют одно, как заведенные. Хотя бы минимальное человеческое в их словах отсутствует полностью — все человеческое им чуждо! По ассоциации с таким механическим действом — в который раз уже, начиная с заседания Басманного суда 21 Июля 2018 года, постановившего взять Василия Вадимовича под стражу, невольно вспоминаются евангельские слова: Ваш отец — диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он — лжец и отец лжи (Ин. 8: 44). Но тогда — четырнадцать месяцев назад — была хотя бы надежда, что правоохранительные органы во всём разберутся, как и положено в судах, — на основе равноправной состязательности сторон — и невиновного во вменяемом ему преступлении человека скоро освободят. Теперь же заключение продлили ещё на три месяца. И совсем нет никакой уверенности, что и после 17-месячной отсидки В.В.Бойко-Великого — до суда по основному содержанию банковского дела — он получит свободу, или хотя бы мера пресечения будет облегчена до домашнего ареста.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/18/va...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Приговор Платонову — приговор русскому народу» Сам факт суда над Олегом Платоновым и вынесение позорного приговора – это поругание чести и достоинства русского народа… 24.12.2020 4069 Время на чтение 4 минуты Директора Института русской цивилизации, доктора экономических наук, главного редактора газеты «Русский Вестник» Олега Анатольевича Платонова приговорили к четырем годам лишения свободы условно. Дерзость врагов России и русского народа свидетельствует о том, что они просто забыли о неотвратимости наказания за свои преступления. Эти христоненавистники и наперсники разврата забыли, что есть Божий Суд. Решение московского суда, послушно обслуживающего интересы заказчика, вынесено с грубыми нарушениями российского законодательства. Это решение грубо попирает не только закон, но и наше национальное достоинство. Пожалуй, даже не стоит пускаться в рассуждения о том, где и по каким пунктам были нарушены нормы российского права. Сам факт суда над Платоновым и вынесение позорного приговора – это поругание чести и достоинства русского народа. Это наглое и грубое оскорбление нашей христианской России, наших выдающихся духовных учителей, просветителей и мыслителей, труды которых многие годы издает Олег Анатольевич Платонов. Это оскорбление нашей русской истории, наших подвигов, побед и жертв, о которых много и правдиво написано директором Института русской цивилизации Олегом Платоновым. Приговор, вынесенный Платонову, - это приговор всем нам, русскому народу. В начале XX века приговорили и убили нашего Царя. Тогда русский народ промолчал, а кто-то даже поддержал это страшное зло – сатанинское убийство Помазанника Божьего. Об этом немало написано в научных трудах православного мыслителя Олега Платонова. И в этом ужасном грехе мы до сих пор не раскаялись. Мы как-то забыли об этом в суете. Ни глава государства, ни глава Церкви нас не зовут к покаянию в грехе цареубийства. Похоже, наша власть вовсе не против, если имя святого Царя Мученика вообще будет забыто или предано поруганию. И подтверждением такого отношения к Царю и России является показанная не так давно всей стране лживая и грязная картина «Матильда». Фильм «Матильда», дьявольское глумление над Россией, над святым Царем Мучеником Николаем, и жестокая христоненавистническая травля выдающегося православного просветителя Олега Анатольевича Платонова – это дела одних и тех же антихристианских и антирусских сил.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/24/pr...

«И видел я, и вот» – замечание, показывающее, что начинается новая (третья) часть видения. Теперь, когда мрачная картина мерзостей во храме и суда над ними прошла перед взором пророка, он пользуется случаем еще раз разглядеть чудную картину видения, на которую он теперь в состоянии смотреть без первоначального ужаса, а потому внимательнее. Больше всего привлекает внимание пророка в картине видения престол на тверди, описываемые торжественно с Иез.1.26 , хотя не буквально так, но без привнесения чего-либо нового. Замечательно, что здесь ничего не сказано о Сидевшем на престоле. Но едва ли отсюда можно заключать, что престол был пустой, потому что тронная колесница явилась, чтобы взять из храма славу Божию. Описание престола здесь имеет в виду показать, откуда исходит имеющий быть описываемым со следующего стиха последний акт суда Божия над городом – сожжение его. Как будто, до сих пор пророк не давал себе отчета, что судящим является виденный им на Ховаре и что суд исходит с того страшного престола на тверди. Ход описания может давать и такую мысль, что первый акт суда, акт важнейший, описанный в Иез.9.4–11 и выразившийся в осуждении на смерть почти всего населения, был произведен не совсем так, как второй – осуждение города на сожжение, даже не вполне тем же судьей, – там непосредственно из Шехины ( Иез.9.3–4 ), здесь с престола над твердию, но кем, не сказано, – умолчание характерное для благоговейной осторожности пророка в передаче видения. Появление здесь упоминания о престоле, может объясняться и тем, что слава Божия опять перешла с порога святилища на свое место над херувимами, чтобы в ст. 4 возвратиться еще раз на порог; эта перемена ею места, должно быть ускользнувшая от наблюдения пророка, и потому не упомянутая у него, могла быть вызвана осквернением святилища трупами. В описании престола пророк здесь еще сдержаннее, чем в Иез.1.26 ; там «подобие престола», здесь, – «как бы нечто похожее на престол» («кемаре демут» – 3 ограничения вместо 1); зато там «как бы вид камня сапфира», здесь «как бы камень сапфир»; может быть впрочем одно ограничение попало не на место; LXX просто: «подобие престола» и «яко камень сапфир».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Обсуждение приговора. Архимандрит Тихон на телеканале «Дождь» Решение суда в отношении участниц группы Pussy Riot мы обсудили с архимандритом Тихоном , искусствоведом и куратором выставки «Осторожно, религия!» Адреем Ерофеевым, писателем и литературоведом Мариэттой Чудаковой, а также с журналистом и публицистом Денисом Драгунским. Скачать (FLV файл. Продолжительность 34 мин. Размер 244.8 Mb ) Монгайт: Как вы отреагировали на приговор, как вы его оцениваете? Архимандрит Тихон: Приговор жесткий, но все-таки вначале хотелось бы сказать не о приговоре, а о вердикте судьи, суда о том, что люди, совершившие поступок, не хочу называть название этой группы, просто не хочется, хотя за последние месяцы мы уже привыкли к этому совершенно невозможному названию, приучили нас, сумели. Так вот, люди, которые участвуют в этой группе, и те страшные, с точки зрения православной церкви, бесчинства, которые они совершили в Богоявленском соборе, где после этого их умоляли и просили больше этого не делать, после того, что они сделали в храме Христа Спасителя, все их упражнения с курицами в музее и прочее, и прочее – получили совершенно определенную оценку государства в лице суда, судебной власти. Оценка это такова, что это преступление. Считаю, что это совершенно логично и правильно. Казнин: Но ведь это, даже по вашим словам, как раз не совсем логично, потому что одно дело – кощунственные действия… Архимандрит Тихон: Нет, не кощунственные, хулиганские действия. Они признаны виновными по статье «хулиганство». Так ведь, я не ошибаюсь? В статье «за хулиганство» и предусмотрено… Другое дело, что, конечно, очень жаль этих женщин, потому что 2 года – это очень серьезно, на самом деле. И мы знаем, что у них есть дети. Они, конечно, улыбаются и смеются сейчас, но понятно совершенно, что им не позавидуешь. Думаю, что, и вот сейчас в заявлении Высшего церковного совета, думаю, что многие православные христиане будут, во всяком случае, каким-то образом, пока не понимаем, каким, но просить о возможном к ним снисхождении. Это действительно очень молодые люди, и даже представить себе страшно, что они вырастут, они будут мудрее и взрослее, у них есть дети, будут внуки, и представить себе этих женщин, когда они уже многое осознают из того, что они сделали, представить, что с ними будет, когда их внуки и дети так или иначе узнают об этих их подвигах, это, конечно, страшновато.

http://pravoslavie.ru/55543.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010