Александр Аннинский Второй период IX. Отделение армянской церкви от вселенской Причины отделения армян от вселенской церкви. Собор в Вагаршапате 491 г. и осуждение халкидонского собора. Окончательное отвержение халкид. собора при Нерсесе II на соборе 527 г. Христианам Армении, конечно, желательно было принимать непосредственное участие в общих делах вселенской церкви; но это им не удавалось, или вернее не удавалось в той мере, какая была достаточна для удовлетворения самолюбия их, как равноправных членов вселенской церкви. Армян как бы игнорировали и ни на один собор их не приглашали. Главная причина того, почему их не приглашали на вселенские соборы, конечно та, что Армения лежала вне пределов Римской Империи, между тем как пригласительные грамоты императоров относились только к епископам Римской Империи. Другая причина была та, что армянская церковь юридически находилась под ведомством кесарие-каппадокийского архиепископа, следовательно не было и нужды в особых представителях от армянской церкви. Первый случай, когда армянских епископов пригласили принять участие в богословских спорах, был вскоре после 3 вселенского собора, да и это приглашение было сделано не от императора, не от патриарха, а от епископа Эдессы Равулы и епископа Мелитины Акакия. Как уже было сказано, армянские епископы на своем соборе рассмотрели и осудили ересь Нестория, осудили также и учителей Нестория Феодора Мопсуетского и Диодора Тарсийского, как советовали Акакий и Равула. С тех пор ересь Нестория сделалась в глазах армян самой страшной ересью, а учителя Нестория самыми опасными учителями. Мужественный противник Нестория Кирилл Александрийский был напротив самым уважаемым в Армении учителем церкви. Армяее ревниво оберегали честь своего суда над несторианством и были очень огорчены, что Прокл константинопольский в своем ответе им, осуждая несторианство, не упомянул о Феодоре Мопсуетском и Диодоре Тарсийском. Армяне готовы были считать несторианами всех, кто не осуждал первых отцов несторианства Феодора и Диодора.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Архиепископ Аверкий был истинным христианским пастырем. Он не говорил лишь: «сделай это, не делай того», но давал «целую картину» — полное православное осмысление, так что люди могли понять, почему они должны делать одно и не делать другого. Среди духовного разорения двадцатого века он делал то, что его время требовало от всех пастырей. Как будет рассказано ниже, он выявил в своих трудах все виды подмен и проповедал Истину и явил Ее людям.  ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ АПОСТАСИИ (Мф.7:22). Так будут говорить «избранные» — те, кто «заплатил свой долг» и создал себе репутацию служителя Христова, совершая впечатляющие дела будто бы для него. А Господь ответит: (Мф. 7:23—24). Что же они делали такого, что заслужили столь страшные слова? Они творили свои дела во имя Христа, но не в его духе, и поэтому не жили по заповедям Его. То, что они творили ради этого мира, исчезнет вместе с ними. Внешне они выполняли все указания веры, но внутренне не направлялись к Царству Небесному. И вот, они оказываются перед Судией с пустыми руками. Так будет во время Страшною Суда, который последует за наивысшим триумфом Отступления в мире. И именно об этом возвещал Святой отец наших последних времен Архиепископ Джорданвилльский Аверкий (Таушев). Ученик Архиепископа Феофана Полтавского, он, таким образом, стал одним из звеньев непрерывной цепи православных богословов, передавших из поколения в поколение живой дух Предания. То, что он был подлинным хранителем Предания отцов, видно из того, что ему никогда в голову не приходило называться «богословом» или «исследователем отцов». Поэтому для людей осталось незамеченным, что был он пророком о грядущем Отступлении. Лишь из любви к животворящей Истине Православия и ради паствы, доверенной ему Христом, он считал своим долгом предупреждать людей о наиболее тонких и тайных признаках Отступления, которое распространяется все стремительнее, но мере того как мир приближается к своему концу. Архиепископ Аверкий знал, что Отступление — не просто болезнь, распространявшаяся «где-то там», в ослепленном безбожием мире или среди христиан-отступников, все помыслы которых обращены к этому миру. Нет, корни Отступления гораздо глубже. Они могут проникать в самое сердце человека...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2768...

«Без откровения свыше народ необуздан...» ( Притч 29,18 ) Как прекрасно, когда человек или народ, имеет друзей среди Божиих друзей на небесах. Святые, которые любят и Бога и которые пострадали за Христа – друзья Его. Господь именно так и сказал апостолам – «Вы друзья Мои..». Одно из утверждений нашей веры в том, что святые в духовном мире свободно общаются с Богом как Его друзья и что они особенно усердно ходатайствуют за тех, кто их почитает и призывает, так же, как это делаете сегодня вы, обращаясь к святому Дунстану, вашему покровителю и защитнику. Ибо Господь любит тех, кто любит Его и исполняет их желания и отвечает на их молитвы. Если бы не было святых мужей и жен, перед которыми всегда витало видение невидимого Бога и Царства Божия, многие народы были бы необузданны и страдали, будучи слепы для невидимой реальности. Ибо как сказано и подтверждено историей – ..Без откровения свыше народ необуздан.. Однажды я спросил известного афонского монаха: – Скажи, отче, в чем твое главное духовное упражнение? – Он ответил: – Совершенное созерцание Божия присутствия со всеми его великими последствиями. С тех пор я постоянно пытался созерцать Божие присутствие. И сколь бы мало я не преуспел в этом, эта малость очень помогла мне хранить себя от грехов на свободе и не пасть в отчаяние в заключении. Однако есть шесть видений, определяющих наше поведение в земной жизни и судьбу нашего будущего. Первое: видение Бога, Который объемлет нас со всех сторон во времени и в пространстве; Второе: видение своей смерти и ее приближения; Третье: видение Христа, Его откровений, дел и страдания на земле и Его величественной небесной славы; Четвертое: видение бесов и их тонкого воздействия на души; Пятое: видение посмертного – воскресения и Страшного Суда Шестое: видение биллионов и биллионов очей ангелов и святых, которые смотрят на нас и ожидают, что мы присоединимся к ним. Без этих видений народ будет необуздан, как были необузданны Содом и Египет, Тир и Сидон, Вавилон и Рим, Монтесума и его народ. За то, что христианские народы не были необузданны, нужно благодарить многие святым душам, которые жили этими шестью видениями. Нужно благодарить за любовь и ходатайство пред небесным Престолом огромные воинства наших святых предков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Беседа 10 2Кор.5:1 .  Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Учение о воскресении. – Изображение страшного суда. 1. (Апостол) опять возбуждает ревность коринфян, среди многих скорбей их. И легко ведь им было ослабеть среди них по причине отсутствия (апостола). Что же он говорит? «Не должно удивляться тому, что мы терпим скорби, и смущаться от этого, потому что от них мы получаем великую пользу». В чем заключается эта польза, он сказал уже и раньше, а именно: «(терпя скорби), мы носим мертвость Иисуса ( 2Кор.4:10 ), и представляем в себе неоспоримое свидетельство силы Его», именно говорит: «чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу " ( «да премножество силы будет Божия») ( 2Кор.4:7 ), и ясное доказательство воскресения: «чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей» ( «да живот Иисусов явится в мертвенней плоти нашей») ( 2Кор.4:11 ). Но так как он сказал, кроме того, что через скорби и внутренний наш человек делается лучшим: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( «аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни») ( 2Кор.4:16 ), то, чтобы показать опять, как полезно терпеть бичевания и гонения, присовокупляет еще, что когда страдания достигают последнего предела, тогда для претерпевших их произрастают безчисленные блага. Чтобы ты, слыша, что внешний твой человек тлеет, не стал скорбеть, он говорит, что когда это случится вполне, тогда-то ты больше всего и возрадуешься, и перейдешь к лучшему жребию. Таким образом, тому, кто ныне отчасти тлеет, не только не следует скорбеть, а, напротив, должно еще и желать этого тления в полной его мере, потому что оно более всего и ведет тебя к нетлению. Поэтому-то (апостол) и говорит: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» ( «вемы бо, яко аще земная наша храмина тела разорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворену, вечну на небесех»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа в неделю мясопустную Сказана в Донском кафедральном соборе в 1846 году Егда же приидет Сын человеческий в славе Своей, и вси святии Ангели с Ним: тогда сядет на престоле славы Своея, и соберутся пред Ним вси языцы. Мф.25:31,32 . Радость праведникам! А у грешника цепенеет ум, сжимается сердце, едва разверзаются уста, когда надобно говорить о сем, как надобно сегодня, по воспоминанию Св. Церковью будущего страшного суда! Св. Церковь возвещает сегодня из Евангелия, как Сам Господь, предсказывая о суде Своем, раскрыл некогда один только край поразительного того позорища, и, для примера, выставив только самые малые дела человеческие в жизни, едва считающиеся обязанностями, каковы: насытили ль мы алчущего или жаждущего, посетили ль больного и в темнице находящегося, приняли ли в дом свой странного, – по одним сим делам произнес неимевшим их осуждение на огнь вечный. Что же будет, если потребуется там отчет (а как не потребоваться?) в делах нашего звания, в неисполнении нарочитых наших обязанностей, в употреблении всех даров счастья, в принятии всех средств благодати, с чем само собой сопряжены участи не того или иного человека из случайных бедных, но у многих сопряжены участи целых обществ человеческих, целых областей, званий, родов дел? Что будет с нами, когда должны явиться там, на суде, и беспрерывное неправосудие наше, и сладострастие, и мздоимство, и обиды, и злоба, и гордость, и зависть, словом – все до слова праздного, до тайных помышлений, как говорит Апостол, и мыслей сердечных? Не станем говорить о славе суда; она изображена резкими чертами в песнопениях Церкви на день сей; довольно упомянуть теперь кратко по Евангелию, что судить будет Царь славы, в присутствии всех Своих небесных Сил. Размыслим ныне о том одном, что касается нас собственно. Там будет для нас суд внезапный, будет суд всемирный, будет суд справедливый, будет суд решительный на всю вечность. Страшный суд Божий будет суд внезапный. У Бога, конечно, и время его предопределено от самой вечности: суд внезапен будет для нас, по неизвестности дня его, сколь впрочем ни известно то, что он будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Беседа в неделю мясопустную Сказана в Донском кафедральном соборе в 1846 году Тогда отвещают Ему праведницы, глаголюще: Господи! когда Тя видехом алчуща, и напитахом, или жаждуща, и напоихом? Когда же Тя видехом странна, и введохом, или нага, и одеяхом? Мф.25:37,38 . Каждодневно и в каждый день неоднократно молится Св. Церковь Господу, и с ней молимся мы о том между прочим, чтобы сподобиться каждому из нас, христиане, отдать добрый ответ на страшном судище Христовом. Сегодня представляет Евангелие мысленному взору нашему и всемирное оное позорище, когда перед престолом Судии, тьмой Ангелов окруженного, соберутся все народы и племена и произведется суд в таких подробностях, что не только значительные дела, добрые и худые, но и то, напитали ли мы бедного, утолили ли жажду жаждущего, отверзли ли странным врата дома своего, посещали ли болящих, – и то перед лицом неба и земли будет объявлено и рассуждено. И, конечно, тот добрый будет на сем испытании ответ, слушатели, который скажут перед Богом праведники. А они, по засвидетельствованию Испытующего сердца и утробы праведно, исполнивши в жизни своей все дела милосердия (предмет всего более на суде видимый), ответствуют Ему в изумлении, что они ничего доброго не делали! Поучимся и мы той особенной истине евангельской, что наше перед Богом оправдание приобретается осуждением себя перед Ним, и что надобно исполнить сие здесь же прежде страшного суда Божия, при самом делании добра. После греха, другое не меньшее у нас зло – то, что обыкновенно ищем мы оправдывать себя даже в проступках своих. Лишь только учинен первый в мире грех; что воспоследовало на первом суде Божием над ними 36 ? Адам слагает вину греха на жену, как бы с укорением и Творца за то, что он дал ему такую жену; жена слагает вину на змия, и самооправдание сие кончилось всеродным, вечным осуждением. Кольми паче ныне мы, осужденное потомство грешника, во всяком случае должны быть перед Богом с глубоким чувствованием своей перед Ним виновности. Не говоря о том, что само по себе ясно худо, будем рассматривать, слушатели, и добрые дела свои не по одной наружности их и собственным о себе мыслям; станем вникать в самый источник их, в ту таинницу 37 сердца, откуда исходят и помышления, и слова, и деяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Беседа девятнадцатая. Боль, скорбь, любовь 264 Дорогие мои чада! Многострадальный Иов 265 , этот гигант терпения и покорности воле Божией, сказал: «Чуден, кто провёл жизнь свою без печали» 266 . Это значит, что увидеть человека, который прожил бы на земле без печали, без скорби, без воздыханий и без труда – всё равно, что увидеть чудо. Ведь чудо – это нечто удивительное, сверхъестественное, выходящее за границы реального. Значит, невозможно обычному человеку прожить жизнь свою без скорби и печали. Боль и скорбь – неизменные спутники смертного человека. Кто не страдал и кто не плакал в жизни? Рождаясь, человек с плачем делает свой первый вздох и с плачем и слезами уходит из сей жизни. Перед смертью, когда душа готовится выйти из тела, слезы текут у человека из глаз и не только у людей старых, обременённых грехами, но и у детей и даже у младенцев. Иов, сей великий святой муж Ветхого Завета, страдал очень много, хотя и был лучшим из всех людей на земле, был истинным праведником по свидетельству Самого Бога 267 . И всё же мы видим, как скорби находят на него одна за другой: в одну ночь погибают все его дети, он лишается всего своего имущества, здоровья, жена побуждает его произнести проклятие на Бога. Кругом одни несчастья! Но Бог сказал Иову: «Через это Я тебя испытывал, я попустил всему этому случиться, дабы привести тебя к святости». Не для нас ли хотел Господь явить Иова святым, показать на нём пример терпения в скорбях, ведь абсолютно ничего не бывает без воли Божией. Скорби и страдания сопровождают жизнь человека. Сколько людей на земле невыносимо страдают от различных скорбей и болезней! Но самые большие страдания, невыносимую печаль и отчаяние, словно обоюдоострый нож проходящие душу, испытывают люди, уже ушедшие из этого мира в мир иной, не святые и не праведники – те ушли из жизни печалей и, конечно, упокоились в Боге, во славе Его; нет, для них окончилась жизнь печали и страданий и теперь они упокоеваются – страдают другие, люди – те, которые «проиграли» и ныне находятся в вечной темнице, а по Втором Пришествии предстанут на Страшный Суд. Они трепещут и ужасаются от одной лишь мысли о страшном дне Суда, когда они будут осуждены на вечные мучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

В.М. Дорошевич Глава XIII. Via dolorosa «Via dolorosa“ такое поэтичное название носит крестный путь, указываемый старым католическим преданием. «Via dolorosa“ начинается с того места, где была так называемая цитадель Антония. Место, бесспорно, историческое, освященное страданиями Спасителя. Здесь жил Ирод, правитель Галилеи, приехавший перед праздником Пасхи в Иерусалим. Ирод – это ничтожнейшее из действующих лиц той страшной и великой мировой драмы, которая происходила в те дни в Иерусалиме. Христос, разговаривавший даже с Пилатом, ни слова не ответил ни на один вопрос Ирода. Правитель Галилеи, Ирод, много слышал о Христе, Его учении, чудесах, и даже обрадовался, когда к нему привели Иисуса. Это его очень заинтересовало, он надеялся, что Христос покажет ему какое-нибудь чудо. Он забросал Христа вопросами, но Пленник молчал и ни одного из праздных вопросов не удостоил ответом. Тогда разозленный правитель надругался сам над Беззащитным, приказал надругаться своим воинам, – чтобы не отставать в остроумии от Пилата, приказал одеть Христа в светлые одежды и отправил Его к правителю Иудеи. Это был обмен любезностями между Пилатом и Иродом, бывшими в ссоре и желавшими примириться. Пилат отправил Христа на суд правителя Галилеи, как галилеянина. А Ирод спешил ответить на любезность любезностью и признавал право суда над Пленником за Пилатом. И после этого между ними воцарились мир и дружба. Так два правителя обменивались любезностями и состязались в остроумии над Беззащитным, в то самое время, когда история мира делилась на две половины. Старое католическое предание указывает на цитадель Антония, как на место претории Пилата. Здесь находится арка, вероятно, остаток триумфальной римской арки, которую предание называет «Ecce Homo“. В те времена улицы Иерусалима были вдвое шире теперешних. Триумфальная арка, перекинутая через тогдашнюю улицу, теперешнюю улицу покрывает одной своей половиной. Другая половина арки уходит в монастырь дервишей. В этой то арке, по словам католического предания, Пилат показал народу истерзанного, измученного Христа, со словами: «Се человек!“

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В неделю сыропустную Слово 24. О падении Прародителей И изгна его Господь Бог из рая сладости делати землю, от неяже взят бысть. И изрину Адама. ( Быт. 3:23–24 ). Святая церковь в предшествовавшие три седмицы предуготовляла вас к покаянию смиренною молитвою Мытаря, примером обращения блудного сына к отцу, представлением страшного последнего суда всех человеков в настоящую седмицу, полагая предел всякому нашему сластопитанию и тем, вводя нас в самое попроще покаяния и поста, представляет нашему воспоминанию то плачевное событие, которое, ввергнув нас в гибельное состояние греха и растления, сделало для нас необходимым путь очищения и покаяния. Это плачевное событие есть грехопадение и изгнание из рая сладости наших прародителей. В нашем праотце–Адаме и мы все, как дети в отце, как члены в своей главе ниспали из состояния блаженства, в котором и для которого первоначально созданы были. О чем ныне благовременнее воспоминать, о чем благопотребнее беседовать, как не об общем нашем в прародителях падении? О нем нарочито воспоминает ныне святая церковь , дабы, приведши в живое чувство греховной нашей болезненности, со всею решительностию обратить нас к употреблению средств духовного врачевания, каковы суть–покаяние, и необходимые принадлежности его, пост и молитва . И мы стоим теперь в преддверии постного подвига, чтобы вступить в великое поприще святой четыредесятницы. Предложим для собственного назидания событие падения наших прародителей, и с тем вместе нашего греховного падения. Первобытное состояние невинности человека Преблагий Бог , сотворив человека по образу и подобию Своему, для явления в нем совершенств Своих на земли, сотворил первых прародителей наших совершенными во всем существе и по телу и по душе. Тело, хотя взято из персти земной, но·непосредственным действием премудрости и благости Божией образованное и разнообразными и внешними и внутренними чувствами одаренное, возведено на высшую степень земного совершенства, и, как благоустроенное жилище, уготовано для богоугодной жизни богоподобного духа. По телу прародители были совершенно здравы, крепки, благообразны, особенно потому, что были чисты и непорочны.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) это время радости , потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, - жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны. Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми. Это понятие радости может показаться странным рядом с предельным напряжением, подвигом воздержания, с настоящей борьбой, и тем не менее радость проходит через всю нашу духовную жизнь, жизнь церковную и жизнь евангельскую, потому что Царствие Божие усилием берется. Оно не дается просто тем, кто беспечно, лениво ждет его прихода. Для тех, кто ждет его таким образом, оно, разумеется, придет: придет в глухую полночь, при дет, как Суд Божий, как вор, которого никто не ждет, как жених, который грядет, пока неразумные девы предаются сну. Не так должны мы ожидать Царствие и Суд. Мы должны вернуться к такому состоянию, которого обычно не можем вызвать даже из своих глубин, настолько оно нам чуждо, - состоянию радостного ожидания Дня Господня, хотя мы знаем, что этот День будет днем Суда. Поразительно слышать в церкви, что мы провозглашаем Евангелие, благовестие о Суде, и провозглашаем, что День Господень - не страх, а надежда, и вместе с Духом Святым Церковь можем сказать: Гряди, Господи, и гряди скоро!.. Пока мы неспособны говорить в таких категориях, нашему христианскому сознанию не хватает чего-то очень важного. Что бы мы ни говорили, в таком случае мы все еще язычники, вырядившиеся в евангельские одежды. Бог для нас еще Бог вдали, и приход Его - мрак и ужас для нас; и суд Его - не искупление, но осуждение наше; и встреча лицом к лицу с Ним - страшное событие, а не час, к которому мы устремлены и ради которого живем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010