Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Часть V.II. На Иркутско-Читинской кафедре. Травля и клевета 06.02.2023 1213 Время на чтение 7 минут Часть I. 1900–1930-е годы. Становление пастыря Часть II.1 Война Часть II.2. Война Часть III. Духовное золото Колымы Часть IV. На Омско-Тюменской кафедре Часть V. I. На Иркутско-Читинской кафедре (1958 – 1973 гг.). Предлагаем читателям некоторые факты из Иркутского периода жизни известного архиерея Русской Православной Церкви высокопреосвященного Вениамина (Новицкого). К сожалению, это безрадостные факты, свидетельствующие об ожесточенной травле духовенства Русской Православной Церкви в советских СМИ. Не прошло и пяти лет с тех пор, как в 1956-м году владыка вернулся с Колымы, казалось бы, он чудом спасся и все самое страшное осталось позади. Но всем неравнодушным к Христову имени и Христову делу уготованы были врагами Бога и рода человеческого новые страдания и испытания на русской земле. Творцы безбожного государства вновь бросили вызов Небу, заявив, что вскоре Православие исчезнет, для этого им нужно было подчинить себе, а затем уничтожить служителей Христа. Владыка Вениамин с 1961 по 1964 годы подвергался ожесточенной травле и клевете. Далекий 1961 год. Иркутск, зал уголовного суда. Обвиняются четыре человека. Один из них – архиепископ Иркутский и Читинский Вениамин (Новицкий), с ним ключарь Иркутского кафедрального собора Борис Хршановский. По утверждению обвинения, они закупили крупную партию сырья для производства свечей на епархиальном заводе и вазелиновое масло для храмовых лампад. Бухгалтерские документы епархии, свидетельствующие о закупках, были в порядке. Но утверждалось, что сырье и масло, проданные им, якобы были ворованные. Странно, что в зале суда установлены киноюпитеры, фотокорреспонденты наготове, зал нарочито хорошо освещен. Вошли обвиняемые. Фотографы получили желаемое, сделали исторические кадры. И на следующий день газеты облетает материал: представители Церкви, преданы суду. Писать можно что угодно, какую хочешь клевету, опровержения от имени Церкви пока ни одной епархии в СССР опубликовать не удавалось.

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/06/...

Критико-экзегетическое и догматическое исследование Издание второе исправленное и дополненное. Содержание Предисловие Вступление Глава I. Всемирное распространение веры во Христа. Глава II. Антихристианство и антихрист Глава III. Второе пришествие Господа Иисуса Христа. Глава IV. Воскресение мертвых Глава V-я. Последний суд и конечная судьба всего мира     Предисловие Общий повод исследования: «о последних судьбах мира и человека». – Значение эсхатологии в общей системе знания и в области нравственности. – Значение для догматического богословия и истории догматов. – Значение для Евангельской истории вообще и для частных периодов Церковной истории. – Общий руководственный принцип изследования. – Трудность исследования и границы его. В русском народе издавна, как свидетельствует древне – русская письменность, заметно живое стремление к слушанию между прочим слов и поучений о будущей судьбе мира и человека. Нет сомнения, что изображение страшного суда некогда сильно, если верить преданию, воздействовавшее на сердце Просветителя России светом евангельским, и доныне еще продолжает действовать на истинно-религиозные сердца верующих, останавливающих свое внимание на этом изображении в храмах, или при храмах Божиих. Воспитательное действие этого изображения или этой картины, равно как и того, что она напоминает и вызывает в сознании, оказавшееся столь благодетельным при просвещении Руси христианскою верою, сохраняет всю цену и значение и для последующего времени: именно, оно весьма важно в деле нашего умственного и нравственного самоусовершенствования. Учение о конце бытия, предваряемом страшным и великим днем всеобщего суда Господня, так же, как и учение о начале мира, знаменуемом чрез возникновение мира ангельского, составляют два конечные полюса в общей системе человеческих знаний. Без этих двух полюсов, без знания причин первичных и конечных общий круг знаний человеческих не имел бы стройной связи и цельной замкнутости. Но знание о начале мира и его кончине особенно важно в деле успеха нравственности. Если мысль о начале мира устремляет наше сознание к Премудрому Основоположителю и Устроителю вселенной, то представление о грядущем, хотя и не близком, конце мира служит святому настроению верующего во Христа. Это представление конечной судьбы сущего, по замечанию немецкого апологета Лютарта, имеет практический характер: 1 оно предупреждает от мечтательного нетерпения, увещевает к верности и бдительности, со святою важностью говорит совести и наполняет сердца чувством утешения. 2 Это же учение оправдывает и верный смысл изречения премудрого сына Сирахова: помни последняя твоя и во веки не согрешиши. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Свиток жизни. Слово в четверг 5-й седмицы Великого Поста Митрополит Николай (Ярушевич) Слово, сказанное на чтении Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в четверг 5-й седмицы Великого Поста На пятой седмице Великого поста в последний раз в этом году читается покаянный канон святого Андрея Критского и закрывается книга этого Великого канона до будущего года. И еще раз читать святые слова покаянного канона будут те из нас, кто доживет до будущего года, и внимать им, этим словам, и многочисленным воздыханиям: " Помилуй мя, Боже, помилуй мя " , будут те, кого благословит Господь встретить Великий пост в будущем году. Много-много раз при чтении этого канона мы повторяли слова: " Помилуй мя, Боже, помилуй мя " , и, повторяя их много раз, как бы видели раскрывающийся свиток всей жизни нашей: от дня рождения и не только до сегодняшнего дня жизни каждого из нас, но и до дня смерти, и дальше до дня последнего и Страшного Божьего Суда. Как началась жизнь каждого из нас? Плачем. И не было бы страданий рождающей нас и рождаемого, если бы не было вины и нечистоты. Какой? Что вопияло во мне, когда я, новорожденный младенец, начал жизнь свою плачем? Ни памяти, ни разума еще не было у меня. Вопияла моя природа от внутреннего несовершенства ее, от того, что рождается каждый младенец с печатью наследственного греха наших прародителей и с наклонностью ко греху, какую наследовал каждый из нас от своих праотцев. И когда мы, осквернявшие жизнь свою многими грехами, об этом вспоминаем, когда мы напоминаем себе о том, что рождаемся с наклонностью ко греху,- а наш долг ее препобеждать, и мы не сумели этого сделать,- опускается низко наша голова и при воспоминании первого дня нашего рождения из сердца исторгается этот молитвенный вопль: " Помилуй мя, Боже, помилуй мя! " Призри, Боже, на бедное Твое создание, которое родилось с наклонностью ко греху, которое не захотело за долгие годы жизни земной удержать себя от этой наклонности и теперь страшится Твоего праведного суда! Пока мы еще были бесчувственными и несознающими существами. Господь Бог, наш Отец чадолюбивый, ввел нас в ограду Святой Своей Церкви, даровал каждому из нас, православных младенцев, счастье получить благодать Святого Крещения. В Святом Крещении Церковь Святая омыла с нашей души эту печать, остатки наследственного греха наших прародителей, первых людей. Она сделала каждого из нас чистым, она облекла нашу душу в ангельские одежды, она запечатлела нас знамением Святого Креста, омыла, освятила нас и для того, чтобы укрепить наши духовные силы, в святом Таинстве Миропомазания дала нам дары Святаго Духа, укрепляющие нас на духовную жизнь, на борьбу с искушениями, с соблазнами, с пороками и страстями.

http://pravoslavie.ru/1667.html

Скачать epub pdf 5. Неделя мясопустная. О страшном суде. Суд совести и суд Божий (начало) (Мф. 24:31–46) «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» ( 1Кор. 11:31 ). Остаётся одна неделя, благочестивые слушатели, до дней святой четыредесятницы. Предыдущие недели: о мытаре и фарисее и о блудном сыне уже приблизили нас к Великому посту, показав нам и пример смиренного покаяния, и пример благоразумного возвращения блудного сына к Отцу Небесному. В наступающую неделю Страшного Суда святая Церковь Евангельским чтением приоткрывает пред нами завесу будущего суда Божия, чтобы расположить нас к великопостному покаянию и исправлению. Братия и сестры! Господь сотворил человека по Своему образу и подобию, дав ему разум, сердце и свободную мысль. Разум Он дал ему, чтобы освещать им путь своей жизни: различить доброе и злое, лукавое и соблазнительное, хорошее и плохое, полезное и вредное. Сердце дал ему, чтобы возлюбил им Бога и ближнего своего. Свободную волю дал, чтобы засевал в душе своей семена добра и напряжением этой воли осуществлял в своей жизни всё спасительное и всё полезное. Если человек поступает в своей жизни согласно голосу разума, чувства любви и требований совести, то он поступает как разумно волящее, свободное существо. И чем больше так поступает, тем больше эту свободную волю укрепляет и развивает. И, наоборот, если человек предпочитает в жизни плохое, вредное, греховное, то со дня на день он теряет свободу воли, превращаясь в раба греха и порока. Раб же греха теряет человеческое достоинство и звание чада Божия. Братия и сестры! Нет на земле человека совсем духовно-мёртвого и уже совсем погибшего, ибо нет человека без проблесков разумности, сердечности, совестливости. Как бы плохо и греховно ни поступал человек, всё равно в глубине своей души и не совсем попранной совести он сознаёт, что поступает неправильно и от этого в той или иной степени страдает и мучается. И все мы время от времени чувствуем уколы и укоры совести. Это происходит и тогда, когда мы кого-либо обидели, или осудили, или соблазнили, или сказали лишнее слово. Это происходит и тогда, когда нужно было что-то мужественно сказать, а мы по боязни неприятностей не оказали, и наоборот, когда нужно было смолчать, а мы по своей вспыльчивости не смолчали. Голос совести, освещённый и усиленный светом разума, и есть наш первый и основной судия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ И ВЕЧНАЯ СМЕРТЬ Взаимоотношения Царства Божия на земле и на небе. – Христианская кончина в настроении любви. – Неприступность для демонов христианских душ по разлучении тех с телом в состоянии богоозарения. – Догмат Церкви о воскресении мертвых. – Связь его с законом мировой любви. – Встреча праведными в воздушных сферах Господа Судии, грядущего для Суда над миром. – Страшный Суд. – Явление на нем славы любви Божией во святых. – Завершительный приговор Господа Судии над любящими Бога и носителями закоснелого самолюбия. – Вечная жизнь и вечная смерть по окончании Страшного Суда в разумно-свободных существах. – Начало вечной жизни любви на земле. – Раскрытие ее за гробом. – Рай и небо. – Вечная смерть но ее существу. – Явление ее на земле. – Черты вечной смерти в загробной области бытия. – Местоположение ада. – Возможность вечных мучений по рассудочным домыслам и их сокровенные основания в состоянии человеческой свободы. – Заключение к первой части исследования Божественной любви. ЧАЮ ВОСКРЕСЕНИЯ МЕРТВЫХ, И ЖИЗНИ БУДУЩАГО ВЕКА. АМИНЬ. 1-й и 12-й члены Символа веры Царство Божие в земной и Небесной частях Христовой Церкви едино уже в том отношении, что оно и на земле, и на небе Божие , благодатное. Между земной и Небесной формами жизни носителей Царства Божия неразрывной связью служит их настроение однородной любви. На земле любовь находится в стадии более или менее развивающегося семени, на небе вступает в полосу вечного раскрытия, по слову апостола: «Любовь никогда не перестает» ( 1Кор.13:8 ). Поэтому для христианина, «одетого в доспехи Божественной любви», совершенно естественно преставление от настоящего благодатного осияния в Церкви к невечернему и незаходимому озарению. Он от приближения и вхождения в область Божественного переходит к «нахождению Источника благ», от разобщения со всяким вещественным желанием – ко «всецелому присвоению Христу» за гранью гроба. Разлучаясь с телом, он, выражаясь церковно-богослужебным языком, «как порфиру несет в горнее Царство любовь и совершенное милосердие» и незлобие.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Скачать epub pdf Толкование на пятую главу 1Фес.5:1–2 . О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Христиане проводят свою короткую жизнь на земле, как бы находясь перед Страшным Судом Христовым. Вся история мира от начала до конца, от альфы до омеги – дар веры Христовой, и в этой вере содержится истинное знание смысла существования. Христианин, чувствуя себя вечным, еще на земле живет вечной жизнью, живет вечным и богочеловеческим во все дни, часы и минуты своей жизни. Каждый момент его жизни – крупица вечности, и все его существо связано с богочеловеческой вечностью Христовой. Нет сомнения, что начало и конец и все существующее между ними находится во власти Божией! Насколько человек возводит свой ум к Богу посредством веры, Святых Таинств и добродетелей, настолько тот преобразуется в ум Христов ( 1Кор. 2:16 ), в соборный ум Церкви, и настолько ясным становится для него эта истина и все Таинства Божии, связанные с ней. Христианин живет в этом мире, но как находящийся перед Страшным Судилищем: он измеряет себя и каждый свой помысл, чувство, слово и дело мерилом Суда Христова. Он все оценивает и судит мерилом Страшного Суда. Мир, без всякого сомнения, движется к своему концу. Человеческому уму невозможно предвидеть или узнать время конца света. Необходимо, чтобы сбылось все, предопределенное Богом, и только тогда придет конец света, поэтому все человеческие домыслы о конце света всегда неточны: прежде всего никто из людей не знает и не может знать, сколько миллионов человеческих существ должно родиться на земле по предвечному замыслу Божию до того, как придет конец света. Каждое человеческое существо – такое таинство, которое от начала до конца ведомо только Богу. Мы, люди, подобны каплям огромного океана, берега которого не может узреть человеческий глаз. Поэтому и Бог Слово стал человеком, чтобы возвеличить человека, чтобы сделать его бесконечным и даровать ему посредством веры новое знание о мире и о своем предназначении. И мы, христиане, через веру в Богочеловека познаем смысл и конец мира и человека. Богочеловек даровал нам все необходимое для верного и безошибочного движения по дороге, ведущей к концу света, к Страшному Суду, ко Дню Господню. И мы знаем, что день пришествия Христова придет неожиданно, как тать в нощи. Почему так? Чтобы мы всегда были готовы и непрестанно бодрствовали. Да, во всю нашу жизнь в этом мире мы должны бодрствовать, горя негасимым огнем веры, любви, молитвы и остальных святых добродетелей, чтобы просвещенными достичь Дня Господня. Мы должны быть готовы к этому Дню!

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Слово в неделю Мясопустную Святая церковь посвящает настоящую неделю воспоминанию последнего суда Божия. Заботливая о нашем спасении, она желает пробудить в нас раскаяние в грехах наших и подкрепить слабое усердие наше к подвигам спасительным. Последуем ее голосу. Выслушаем слова Божии о суде великом, о суде страшном. Подвигнем сердце наше к сокрушению. О, как велик сей день — день греха и отмщения Божия! Пусть не обольщают себя мечтами, пусть не питают в душе греха своевольными помышлениями о несбыточности грозного будущего. На пагубу себе говорит своеволие: «где есть обетование пришествия Его?» Неверно слово человеческое, но верно слово Божие: придет день страшного явления Христова, день откровения суда Божия, день великий, день последний, после которого не будет дней (Рим. 2:5; Мф. 13:40, 49). Пусть не спешат грешить, а поспешат каяться. Жизнь — поле, где растет пшеница, растут и плевелы. Не вырывают плевелов по осторожному снисхождению. Придет время жатвы, тогда не пощадят плевелов (Мф. 13:39—40). Не медлит Господь исполнением обещания: Он только терпит и ждет, не придут ли люди в себя, не одумаются ли, не решатся ли оплакать грехов своих горькими слезами раскаяния? Будет суд. Бог сказал о том. Небо и земля пройдут мимо. Не прейдет слово Божие. Пророки Божии возвещали о суде всеобщем (Ис. 34:1—6, 66:16—21; Иоил. 3:7—17; Дан. 7:9—10; Мал. 3:14—18). Псалмы поют о суде вселенной: «Той судити имать вселенней в правду» (Псал. 9:9, 93:23). Апостолы проповедывали: «всем... явитися нам подобает пред судищем Христовым» (2 Кор. 5:10). Сам Сын Божий, столько полный любви и милости к нам, повторял много раз: «приити... имать Сын Человеческий во славе Отца своего со ангелы своими, и тогда воздаст комуждо по деянием его» (Мф. 16:27). Страшен будет сей день для всех, страшен особенно для отвергших Христа или неисполнивших верности своей Ему. Кто будет судиею на том суде? Господь наш Иисус Христос — Он, Который пролил за нас кровь Свою, вытерпел столько мук за грехи наши, чтобы мы более не жили для греха, — Он, которому обязались служить мы от купели до гроба. О, как страшно будет предстать пред Него нам, столько неблагодарным к Нему! Каково бы то ни было явление Его, оно уже само по себе будет грозно обличать безчувствие христиан. «Тогда явится знамение Сына Человеческаго на небеси: и тогда восплачутся вся колена земная» (Матф. 24:30). «Воззрят нань, Егоже прободоша» (Иоан. 19:37; Зах. 12:10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2977...

Человек не может затворить то, что Бог открыл. И наоборот – закрытое Богом человек не может открыть. С этого начинается слово Христа к Ангелу Церкви Филадельфийской. Практическое применение сказанного к нашей жизни может заключаться в том, что под дверями мы понимаем спасительное покаяние, открытое всем людям. Понимаем возможность дверями веры и покаяния войти в общение с Отцом и Его Сыном Иисусом Христом (см.: 1 Ин. 1: 3). «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», – так и поем мы в дни Великого поста. Всё время бытия человечества после Воскресения Христа из мертвых, после Его восшествия на небо и ниспослания Духа Святого на учеников и апостолов есть время открытых дверей Божиего милосердия. Нет смысла закрывать эти двери, да и невозможно их закрыть. Бог милует человечество во Христе. Двери, ведущие к престолу благодати, открыты. «Оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа» (Деян. 17: 30–31). Когда же наступит тот самый, ожидаемый и трепетный час Суда, двери милосердия затворятся. Вот тогда-то поздно будет пытаться их открыть, толкать в них и ударять, сопровождая стук криком: «Господи, Господи, отверзи нам» (Мф. 25: 11). Нужно понять времена и пользоваться временами милости, зная, что они неизбежно сменятся временами справедливого суда. Благость Божия и всепрощение должны рождать в человеке благодарность и умножать веру. Если же нет, если увеличивается только наглость от безнаказанности и дары Божии пренебрегаются, то закрытие дверей должно будет стать страшной переменой для беспечных. Вздрогнем и убоимся! Имя, с которым Господь открывается, – Святой, Истинный, имеющий ключ Давидов. Слово «ключ» в Новом Завете ассоциируется главным образом со словами Христа Петру: «Дам тебе ключи Царства Небесного». Здесь же речь идет о ключе Давидовом. Выражение встречается в книге Исаии, где речь идет о полноте власти, отнимаемой у недостойных и передаваемой тем, кто более ее заслуживает. Ключ Давидов – это полнота власти во Святом Городе, право всем распоряжаться и управлять. Христос называется имеющим ключ Давидов потому, что Он Царь на Давидовом престоле. О Нем Марии в день Благовещения говорит Гавриил: «Даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1: 32–33). Имеющий престол Давида имеет и ключ Давида, открывая для одних ворота Святого Города и закрывая их перед другими.

http://pravoslavie.ru/74438.html

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть О последних временах и о Страшном Суде Слово протоиерея Александра Шаргунова за литургией Преждеосвященных Даров в Великий Понедельник Протоиерей Александр Шаргунов   03:25 25.04.2016 1110 Время на чтение 6 минут Сегодня Господь говорит нам о тайне Суда, который совершается над Церковью уже сейчас и который раскроется во Втором Его и славном Пришествии. Когда сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики Его наедине и спросили: «Скажи нам, когда это будет». Ученики спрашивают Господа о временах и сроках и о признаках Его Пришествия и кончины века. Господь, не говоря ни слова о временах и сроках, начинает с предупреждения: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас». Соблазнители и прельстители более опасные враги Церкви, чем гонители. Воистину, те, кто убивает подлинных пророков, в начале уловляются лжепророками. И те, кто распинал подлинного Мессию Христа, прежде дали себя обмануть лжехристам и лжемессиям. Но это испытание должно придти, да будут явлены те, кто Христовы.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/04/25/o_...

Беседа I. На день святого благоверного князя Александра Невского и тезоименитства Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя нашего Императора Александра Александровича 1 О том, что не следует христианским проповедникам опровергать все лжеучения Волею согрешающим нам, по приятии разума истины, ктому о гресех не обретается жертва; страшно же некое чаяние суда и огня ревность поясти хотящего сопротивного. Отверглся кто закона Моисеева, без милосердия при двоих или триех свидетелех, умираешь. Колико, мните, горния сподобится муки, иже Сына Божия поправши, и кровь заветную скверну возмнив и Духа благодати укоривши! Вемы бо рекшаго: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь. И паки: яко судит Господь людем своим. Страшно есть еже впасти в руце Бога живого ( Евр.10:26–31 ). По случаю появления в нашем отечестве Толстовской ереси, некто укоряет учащую православную церковь в России за то, что она ничего не делала для опровержения всех заблуждений, возникавших между русскою интеллигенцией со времени царствования Императрицы Екатерины II. Стены святые, покров священный св. храма сего! Не взыщите. Обстоятельства нашего времени побуждают, если только не вынуждают нас огласить вас множеством имен, которые здесь никогда не раздавались, которые и произносить тут признается не совсем уместным. Впрочем, мы следуем в этом примеру Господа нашего Иисуса Христа и святых апостолов Его, как и пророков, которые произносили сами, для научения церкви многие имена злодеев, богопротивников, ложных учителей, как и отца их сатаны. Их время имело своих богопротивников и христоненавистников, наше имеет своих. Против фактов, – говорит укоряющий нас, – спорить нельзя. Посмотрим, что мы давали тем, кто и хотел бы найти в духовной литературе рассеяние своих сомнений, навеянных отрицательной литературой, и твердую поддержку своим христианским воззрителям. С половины XYIII века проникли к нам разными путями идеи Вольтера и энциклопедистов. Распространению этих учений мы противопоставили несколько проповедей (митрополита Платона, архиепископа Гедеона Криновского и епископа Анастасия Братановского) и весьма немного апологетических трудов (два), которые отличались общими местами, легкости, непониманием учения противников, отсутствием глубины, обличая неподготовленность авторов к научно-философской защите религии и церкви; тогда как на Руси было много лиц, которые углублялись в сочинения мощных противников и выносили из чтения их разрушение своих верований.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010