«Мы» эпохи полуночи А Четыредесятницы-то точно и не было… 25 апреля, 2016 А Четыредесятницы-то точно и не было… Услышишь вот после службы на Вход Господень в Иерусалим чье-то дружеское: «Ну вот, еще чуть-чуть…» и грустно становится, ведь ради этого «чуть-чуть», в общем-то, и были все эти недели. Страстная Седмица – это какое-то отдельное время. Отдельное не в смысле того, что не входит в Великий Пост. Отдельное, потому что вне времени. Вот такая вот неделя над днем, над годом, над веком. Над временем. Надо мной. Но гораздо печальнее, что может так случиться, что и вне меня. Для чего тогда все было? Вот и воскресенье, яркое, зеленое, молодое, весеннее, к вечеру нахмурилось, а на богослужении уже звучит протяжное: «Се, Жених грядет в полуночи». Дни Четыредесятницы мудро и тихо привели нас далеко на Восток, где в Великом Городе еще вчера по-царски встречали удивительного Человека. Он воскрешал мертвых, исцелял больных, возвращал зрение слепым, изгонял бесов. Он совершал великие чудеса. Многие говорят, что Он — обещанный Мессия. Значит, гнету варварского Рима приходит конец. Еще немного, вот-вот и… И Иерусалим замер и разочарованно выдохнул. Яростью и гневом. Все это будет вновь и очень скоро, все это уже было и происходит в сию самую секунду. Мы прошли путь Великого Поста, чтобы хоть немного, но сострадать Ему в эти великие и страшные дни, если же это не так, то дорога от последнего бутерброда с сыром до первого крашенного яйца может стать совсем не полезной диетой в весенние дни, когда организму особенно требуются витамины и полноценное питание. Собственно и Евангельское чтение Великого Понедельника еще раз призывает нас задуматься о том, какие плоды мы сами в себе взрастили в эти недолгие почти полтора месяца с марта по май. Не хотелось бы проводить ненужную музейную экскурсию по Страстной Седмице. Мы все знаем о том, что будет происходить теперь, день за днем, от этого невообразимого иерусалимского ликования до дивного и чудного мгновения, когда пелены гробовые опустеют, а Иерусалим и целый мир встретит уже совсем иной рассвет. До рассвета еще не близко, да и сами мы, по большому счету, пока еще во мгле полуночной. Вот и Жених грядет в полуночи этой, вот и как прежде, были те, кто ждал его усерднее, а были и те, кто в полудреме совсем не заметил того, что светильник угас.

http://pravmir.ru/myi-epohi-polunochi/

поиск:   разделы   рассылка Алексей Осипов Национальная идея: православие в жизни Источник:  Русская неделя – Часто слышим " Москва – третий Рим " , " Россия под покровом Божией Матери " , и это, с одной стороны, вызывает гордость, с другой стороны, выглядит как самовозношение: мы – арийская нация, а весь мир ничто. Как правильно найти границу в этом вопросе? – Где бы ни было возношение, там неправда. Что значит " мы находимся под покровом Божией Матери " ? Значит ли это, что мы можем делать все, что угодно, а Божья Матерь нас покрывает? Это говорят люди, которые приняли православие, ничего о нем не знают и свои мирские, страстные начала вводят в сознание окружающих. Слышишь от таких: " Если служить молебен об исцелении от пьянства, то только перед иконой Божией Матери " Неупиваемая чаша " и ни перед какой другой. Если молиться перед Владимирской иконой, то не будет никакого толку " . Значит, начинают молиться не Божией Матери, а иконе. Это очень опасно, можно превратиться в язычников. Иконы – образы того, в кого мы верим, перед кем молимся. Различных образов Божией Матери порядка семисот. Так же, как и наших с вами фотографий может быть сколько угодно. Это язычники думали, что рисованные и скульптурные изображения – боги, за что христианство их обличало. Или " Москва – третий Рим " . Это была идея инока одного из псковских монастырей старца Филофея, жившего в начале 16 века, но там была другая мысль: Рим отпал от Православия, православная Византия пала, – где еще то государство, в котором Православие являлось бы государственной религией и которое имело бы все возможности существовать в Православии, распространять его и жить им? Да, это – Россия, да, это – Москва. Такая была идея, но сказать, что она актуальна на веки вечные, – это все равно что сказать: " А наши предки Рим спасли " . И еще в отношении покрова Божией Матери, он не безусловный. Народ иудейский был избранным, но они отвергли Христа, и их избранничество было отнято. Никто не может быть избранным на веки вечные, все зависит от нашей с вами свободы. Будет ли покрывать Божья Матерь человека, который хулит Бога?

http://religare.ru/2_44995.html

Праздновать Пасху с детьми сложнее, чем отмечать Рождество . Там все понятно: день рождения нашего Господа. А здесь – страдания, смерть, воскресение. Очень легко уйти от главного смысла праздника, и центром окажется не чудо воскресения, а пушистые цыплята и красные яички. Однажды кто-то сказал мне, что во многих дореволюционных рождественских и пасхальных открыточках нет никакого религиозного содержания: некий абстрактный праздник с красивой атрибутикой. Впрочем, и сейчас и у нас, и на христианском Западе все больше Рождество Христово становится просто неким «рождеством». И мне кажется, основная задача проведения любого религиозного праздника в семье (да и не только в семье) – помочь детям подготовиться ко встрече с праздником, ощутить его и сердцем, и «руками». И при этом сохранить его глубокое содержание, чтобы праздник стал не только развлечением, не только радостным событием, но и ступенькой на пути ко встрече с Христом. В детстве главным знаком приближения Пасхи была, пожалуй, грандиозная суперуборка. Вот наступает Страстная неделя. Мы торжественно снимаем с икон обычные, будничные полотенца и вешаем черные. Вся квартира от такой перемены преображается, становится особенно «постной». Дети уже знают: пришли грустные дни. Сейчас нашего Господа будут мучить, а потом убьют. И мы будем переживать за Него. Но вот и радостное событие: мы печем куличи. Судя по воспоминаниям, раньше этим делом занимались в Страстную пятницу, но в таком случае, я – без многочисленной прислуги, но зато с маленькими детьми, буквально сидящими у меня на руках, – не успею вообще ничего. Так что куличи в нашем доме появляются в Великий понедельник. Их можно купить в магазине, но разве самый вкусный кекс в пакете сравнится с выпечкой кулича?! Одно то, что мама битый час месит тесто, чего стоит! Дети сами подсыпают приготовленные цукаты, орехи. Но самое главное – это запах. Запах наступающей Пасхи. Каждый раз, когда тоненькая струйка куличного аромата выползает из духовки, мое сердце наполняет необъяснимый восторг. Маленькие, мы с братьями и сестрами садились под дверью на кухню и наслаждались этим запахом. А потом куличи – и большие, и совсем крошечные – украшали глазурью, посыпали разноцветными присыпками.

http://pravoslavie.ru/1308.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Время великого поста – время обновления, очищения и, самое главное, время подготовки к принятию Божественной исцеляющей Благодати. Но главное Господь говорит нам, что Он есть единственные врата в царство чистоты и света. Только обратившись к Нему, только в молитве найдя силу Его Благодати, мы можем с вами ожить, преобразиться, стать иными. О проведении Великого поста Время Великого поста специально дается Церковью, чтобы мы могли собраться, сосредоточиться и подготовиться к встрече пасхальных дней. Великим постом нужно постараться наверстать упущенное, заполнить пробелы в нашей духовной жизни, которая так пострадала от жизненных неурядиц, рассеянности, лености и прочего. Общие правила Недели поста ПЕРВАЯ СЕДМИЦА (НЕДЕЛЯ) Проводим следующий цикл молитвенных размышлений: 1й день. День Екклесиаста Размышление о тщете всего земного: человек на вершине славы, многого добился, а умрет, как все, порой — тяжелее. К чему все это было? Одни шли по трупам, другие убивали свою душу, а в итоге — ничто. Прочтем: «Кая житейская сладость…» (в чине отпевания). Почет, любовь, слава, здоровье — как все это (без духовной жизни) ничтожно и пусто! Все ниспадает, как водопад, в смерть. На всем печать несовершенства. Все, за чем мы бежим, за что мы цепляемся — дым и пыль. Все — бессмыслица, и бессмыслица страшная, зловещая (Камю, Кафка). 2й день. «Из глубины воззвах»: Пс 130 (129) Как много я послужил разным идолам, как много иллюзий и суетности в моей жизни. Как страстно я прилагаю сердце к вещам, которые не могу удержать. Я не отдавал себе отчета в своем честолюбии, тщеславии, суетности, а теперь вижу, какие низкие мотивы двигали мной, как глубоко я погрузился в яму. Я бессилен что-либо с собой сделать. Я обречен уже при жизни быть в аду — в аду несбывшихся желаний, в рабстве стихии плоти и греха гордыни. Я — полное ничтожество. И это не «уничижение паче гордости», а честный взгляд на себя. Вспомним наши сны, говорящие нередко о таящихся в нас диких желаниях, на которые мы закрываем глаза. Признаем, что мы не можем управлять собственной стихией.

http://azbyka.ru/o-provedenii-velikogo-p...

Разделы портала «Азбука веры» Октоих, Глас 3.7, Неделя, Канон воскресный Глас 3 Песнь 1 Ирмос: Воды древле, манием Божественным, во едино сонмище совокупивый, и разделивый море израильтеским людем, Сей Бог наш, препрославлен есть: Тому Единому поим, яко прославися.  Припев: Слава, Господи, святому воскресению Твоему. Иже землю осудив, преступльшему потом изнести плода терние, от терния венец из руки законопреступныя, Сей Бог наш, плотски приемый, клятву разрушил есть: яко прославися.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Победитель и Одолетель смерти, иже смерти убоявся, явися: страстную бо плоть одушевленную прием, Сей Бог наш, и брався с мучителем, вся совоскреси: яко прославися.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Истинную Богородицу вси языцы славят Тя, без семене рождшую: сошед бо во утробу освященную Твою, Сей Бог наш, Еже по нам осуществовася, Бог же и Человек из Тебе родися.  Песнь 3 Ирмос: Иже от не сущих вся приведый, Словом созидаемая, совершаемая Духом, Вседержителю Вышний, в любви Твоей утверди мене.  Припев: Слава, Господи, святому воскресению Твоему. Крестом Твоим постыдеся нечестивый, содела бо яму, юже ископа, впаде: смиренных же вознесеся, Христе, рог, во Твоем воскресении.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Благочестия проповедание языком, яко вода покры моря, Человеколюбче: воскрес бо от гроба, Троический открыл еси свет.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Преславная глаголана быша о Тебе, Граде Одушевленный присно Царствующаго: Тобою бо, Владычице, сущым на земли Бог спожил есть.  Седален, глас 3 Христос от мертвых воста, начаток усопших: перворожден твари, и Содетель всех бывших, истлевшее естество рода нашего в себе Самом обнови. Не ктому смерте обладаеши: ибо всех Владыка державу твою разруши. Стих: Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца. Плотию смерти вкусив, Господи, горесть смерти пресекл еси востанием Твоим, и человека на ню укрепил еси, первыя клятвы одоление призывая: Защитниче жизни нашея, Господи, слава Тебе.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-voskr...

Разделы портала «Азбука веры» Русский В СУББОТУ ВЕЧЕРА На бдении, по обычном стихословии, на Господи воззвах, поставим стихов 10, и поем стихиры Осмогласника воскресны 3, и Анатолиевы 3, и Триоди 4, повторяюще сия. Глас 1. В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ После предначинательного псалма читаем всю первую кафизму. На Господи воззвах: стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных 3 и четыре из Триоди самогласные, повторяя их дважды. Глас 1. Вбезгрешную страну и животную вверихся,/посеяв грех, серпом пожав класы лености,/и рукоятием связав деяний моих снопы,/яже и постлах не на гумне покаяния:/но молю Тя превечнаго делателя нашего Бога,/ветром Твоего любоблагоутробия развей плеву дел моих,/и пшеницу даждь души моей оставление,/в небесную Твою затворяя мя житницу, и спаси мя. Вбезгрешную и жизни полную страну я был введен,/но посеяв грех, серпом пожал колосья нерадения,/и снопов – деяний моих – груды собрал,/которыми и устлал гумно – но не для покаяния!/Но прошу Тебя, предвечного, Земледельца нашего, Бога,/ветром Твоего благосердия/развей мякину дел моих,/и пшеницу подай душе моей – прощение,/в небесную Твою житницу затворяя меня,/и спаси меня. (2) Познаим братие, таинства силу,/от греха бо ко отеческому дому востекшаго блуднаго сына/преблагий отец предустрет лобзает,/и паки своея славы познание дарует:/и таинственное вышним совершает веселие,/закалая тельца упитаннаго,/да мы достойно сожительствуем,/заклавшему же человеколюбному Отцу и славному заколению,/Спасу душ наших. Познаем, братия, таинства силу,/ибо от греха ко отеческому очагу возвратившегося блудного сына/преблагой Отец, навстречу выйдя, обнимает,/и вновь познание своей славы дарует;/и таинственное для горних Сил совершает веселие,/закалывая тельца упитанного,/дабы мы достойно проводили жизнь/с Заклавшим – человеколюбивым Отцом,/и славною Жертвою – Спасителем душ наших. (2) Слава, глас 2: О коликих благ окаянный себе лиших!/О какова Царствия отпадох страстный аз!/Богатство изнурив, еже приях заповедь преступих./Увы мне, страстная душе!/Огню вечному прочее осудишися./Темже прежде конца возопий Христу Богу/яко блуднаго приими мя сына, Боже, и помилуй мя.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-o...

События, предшествовавшие страданиям Господа Иисуса Пострадать и умереть за грехи людей пришел на землю Сын Божий. Своей кровью восхотел он восстановить и обновить падшее и растлившееся человечество. Но как совершилось это страшное событие? Кто и за какую вину пригвоздил Господа Иисуса ко кресту? Не вдруг совершилось это событие, и не было следствием какого-либо минутного и неожиданного взрыва страстей человеческих: оно подготовлялось издалека и задолго. Все обстоятельства земной жизни Господа Иисуса, от самого начала его проповеди слагались так, что неизбежно вели к страшному концу: его учение, его дела, его жизнь становились в разрез – как со всем, что тогда наиболее было сильно и влиятельно среди еврейства, так и с вековыми убеждениями самого народа. Судьба пророков, обличителей людских беззаконий, всегда была горькая и страшная судьба ( Мф.23:30–35 ); но Господь Иисус был больше, чем пророк, он был сердцеведец: его обличающее слово разоблачало самые глубины развращенных сердец, самые сокровенные безобразия душ. За это обличаемое беззаконие никогда и никому не простит. Это и подняло против него ту ожесточенную злобу, ту непримиримую ненависть, которые могли удовлетвориться лишь кровью и общественным поруганием грозного обличителя. Со стороны Господа Иисуса голгофская жертва совершалась добровольно, во имя его бесконечной любви к человечеству; со стороны людей это была жертва до последней степени возбужденных и ожесточившихся страстей, когда жажда мести заглушает все человеческое в людях. Самое язычество приняло в этом событии свою долю участия: искупительная кровь Богочеловека, проливаемая за все человечество, и пролиться должна была – не одним еврейством, знавшим истинного Бога, а и язычеством, не ведавшим его. В жизни еврейского народа, подчинение язычникам было чисто историческое явление, которое, по-видимому, не имело никакого отношения к смерти Господа Иисуса, но, в существе, это было лишь исполнением давнего пророчества: Спасителю надлежало прийти на землю не ранее, как когда евреи потеряли окончательно свою политическую самостоятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Соревнование: Пушкин, Дельвиг, Туманский Лучшее, что написано о Пасхе русскими поэтами 13 апреля, 2015 Лучшее, что написано о Пасхе русскими поэтами Пасхальных стихотворений в русской поэзии немало. Но настоящих, вдохновенных, удивительных – увы, наперечёт. Страстная неделя – другое дело, а светлый праздник оставлял стихотворцев в растерянности. Рождалось нечто из обязательной программы, приглаженное, предсказуемое в каждой строке. Или – переслащённые стихи для детского альбома, которые не остаются в памяти. Но счастливые исключения всё-таки были. И среди них – два крылатых, в прямом и переносном смысле. Два из трёх, написанных по одному случаю, по одной канве. В творческом споре. А, может, и не в споре. Но – на наше счастье, написанных. Мы точно не знаем, когда они замыслили это соревнование. Но знаем участников, каждый из которых оставил по восьмистишию. Пушкин, Дельвиг, Туманский. Кто такой Фёдор Антонович Туманский? Главное – не перепутать его с двоюродным братом, Туманским Василием, которого Пушкин с доброй иронией вспоминал в «Путешествии Онегина»: Одессу звучными стихами Наш друг Туманский описал, Но он пристрастными глазами В то время на нее взирал. Этот Василий Иванович частенько писал и публиковал стихи – вполне почтенные, на уровне (уж простите за неуместные ранжиры!) хорошего третьего ряда пушкинской плеяды. А, кроме того, был политиком, заметным даже из европейского монокля и попечителем Полтавской гимназии. По словам мемуариста, «имел вид не вполне праздный». Все Туманские – малороссийские аристократы, многие стали крупными дипломатами Российской империи. А Фёдор Антонович был русским консулом в Яссах, а позже – в Белграде. Пока служил в Яссах – частенько наведывался в Кишинёв, где жил ссыльный Пушкин. Приятельствовал Туманский и с Дельвигом. Сохранилось меньше десяти стихотворений Фёдора Туманского. Он был истинным «высоким дилетантом», литературного честолюбия не имел. А взлёты случались. По-видимому, он тяготился службой, уставал от интриг, от суеты – и свои поэтические увлечение оберегал от схожих тягот. По немногим сохранившимся строкам Туманского видна душа искренно, даже простодушно верующего человека. Без надменности, без светского холодка.

http://pravmir.ru/na-volyu-ptichku-vyipu...

Какого числа Великий пост в 2024 году? 18 марта — 4 мая (Великий пост в 2023 году 27 февраля - 15 апреля Календарь Великого поста) Какого числа Великий пост в 2024 году? 18 марта - 4 мая. Календарь Великого поста Великий пост в 2024 году В 2024 году Великий пост начнется 18 марта. До этого с 11 по 17 марта нас ждет масленичная неделя. Вопреки светскому пониманию Масленицы, шумные гулянья в эти дни не предполагаются. Время подготовки к Великому посту должно соответствовать настроению этого периода церковного года. Великий пост откроет четыредесятница — первые 40 дней поста. Испечь блины на Масленицу, конечно, можно, но вот суеверия (сжигание чучела зимы) — не для православных верующих. Перед самой Пасхой, Праздником Праздников мы будем вспоминать и страдания Христа в Страстную седмицу. Страстная седмица — это последняя неделя перед Пасхой. Она длится с 29 апреля по 4 мая в 2024 году. 5 мая мы встретим словами «Христос Воскресе!». Эта радость стоит постного подвига. Суть Великого поста Великий пост — это время отрешения от мирских дел и общения с Богом. Мы идем навстречу Христу, готовим себя к Пасхе, очищаем тело и душу от того земного, что может помешать нам приблизиться к Небесному. Пост — это не строгая диета, но время молитвы. Само по себе ограничение в пище не подготовит нас к Великому Празднику. Но, если в Великий пост мы освободимся от прошлых обид, простим врагов, как нас прощает Господь, очистим разум от дурных мыслей — мы приблизимся к тому состоянию, в котором нас хотел бы видеть Бог. Это пребывание в любви и божественной благодати. Страстная неделя События Страстной недели (Страстной седмицы) мы будем вспоминать в течение всего Великого поста. Ведь в первые четыре воскресных службы служится вечерня с акафистом Страстям Христовым (Пассия). В Страстную неделю мы вспоминаем страдания и смерть Христа на кресте. Первые три дня Страстной недели — это дни, когда совершаются последние в текущем церковном году Таинства Евхаристии. На отпусте произносят слова «Грядый Господь на вольную Страсть». Это — напоминание о том, что Господь добровольно принял на себя наши грехи и принял страдания и смерть ради нашего спасения.

http://pravmir.ru/articles/velikij-post/

«Убедительно просим ваших детей отойти от наших телеэкранов!» Клирик Московской епархии протоиерей Андрей Ткачев рассуждает о том, что важно для детей во время поста. – Детей нужно постить в вещах информационных, в первую очередь. Телевизор убрать на какие-то главные моменты: первая неделя, Страстная неделя, Крестопоклонная неделя. Его занавесить траурной тафтой, как Онегин занавесил полку с книжками: «И полку с пыльной их семьей задернул траурной тафтой». Нечего там смотреть. Даже то, что кажется хорошим и безвредным, как правило, ворует у человека время, силы и энергию. Детям это тем более не нужно. Когда уберем ребенка от гаджетов, тогда появится некое свободное время для того, чтобы сесть с ним и пообщаться или почитать что-либо вместе. Попытайтесь в посту общаться с детьми, гулять. Если вы дадите им, скажем, творог или сметану, молоко или сыр на бутерброд, в этом нет ничего страшного, как по мне. Если же в посту вы высвободите время для общения с ними, если вы удалите от них лишнюю информацию, это будет очень хорошо. Еще мне кажется, что по части лакомств и излишеств можно поститься смело. Молоко нужно детям, творог тоже, сыр нужен и нужен белый хлеб. А вот мороженое не нужно, и шоколад не нужен. Нанесите, пожалуйста, «чувствительный удар» по кондитерской промышленности своим кошельком. Вкус у нас, людей, испорчен. Люди не чувствуют вкуса хлеба как такового. Они чувствуют вкус хлеба только с вареньем или с маслом, или с ветчиной, и надо почувствовать вкус хлеба по существу. Если эти вещи будут сделаны в отношении детей, если у них упростится вкус, и отдохнут глаза от наших голубых телеэкранов, я думаю, что этого достаточно. Если вы еще к этому добавите посещение храма Божьего вместе или какое-то краткое чтение молитв утром или вечером, считайте, что вы умничка. Общаться с ними надо, общаться. Разговаривать, читать, говорить, настраивать теплые отношения, которые достойны имени семьи. Но не подвижничать с детьми. Подвижничество и взрослым не всем дается. Если вы захотите подражать Сергию Радонежскому, который в среду и пятницу, будучи грудным дитем, мамину грудь не брал, и захотите вот этот образ благочестия повторить на своих детях, вы страшно ошибетесь, потому что у вас ничего не получится. У вас лишь получатся попытки искалечить ребенка, но никакой святости на выходе не будет.

http://pravmir.ru/protoierej-andrej-tkac...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010