Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Самая печальная Страстная неделя Ещё есть время всё исправить 13.04.2020 2049 За какой-то месяц вся жизнь перевернулась с ног на голову. Ещё недавно жили свободными людьми, ходили в храм и не ожидали запретов. И вдруг - в храм в масках. Соблюдать дистанцию, не целовать крест, иконы и чашу. И под конец, на Страстную: храмы будут закрыты, молитесь дома. На Пасху - закрыты??? За что, Господи?! А Господь знает за что. Лишь по Его попущению могут что-либо сделать власти, без Его воли они безсильны. И, как ни горько осознавать, это попущение мы заслужили. Храмы были открыты, но разве все и везде ходили в них каждое воскресенье? Иногда ходили, иногда забегали. Опаздывали, самовольно уходили до конца службы. Причащались редко, некогда ведь, работы много. Теперь работы нет, времени много, а в храм не сходишь… А если ходили, то как? Небрежно одевались. Мужчины, бывало, шапку лишь перед самым алтарём с себя стягивали. Маленьким мальчикам и вовсе не стягивали - сквозняк, мало ли. Женщины приходили в храм в брюках, с непокрытой головой, с накрашенными лицами и ногтями. К иконам прикладывались, оставляя на них отпечатки помады. Теперь в масках не видно ни лиц, ни косметики, а на руки многие перчатки надевают, заразиться боятся. Стало быть, и косметика особо не нужна стала. Постились плохо. Кто вообще не постился, а кто сам себе оправдания и болезни придумывал. А сейчас люди, у кого ещё есть деньги, за скудной едой в ближайший магазин с трудом выбираются – вот он и принудительный пост. Зато храмы как строили! Пожертвования собирали, исторические постройки восстанавливали, уцелевшие реставрировали. Губернаторы ленточки на камеру перерезали. В какой город России ни приедешь – везде золотые купола сверкают. А внутрь зайдёшь – четыре человека на вечерней службе стоят. В миллионном городе. Может, поэтому храмы теперь вообще опустели? Этот мир устроен Господом так, что зло может прийти в него, если только кто-то откроет ему дверь. Прийти само зло не может, это запрещает ему Божественная справедливость. Человек же имеет свободную волю и сам выбирает, что ему делать и как жить.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/13/sa...

Сортировать по Исключить новости Страстная неделя — как все успеть? (+ рецепты) Как правильно распределить время на Страстной? Когда красить яйца? Когда начинать печь куличи? Как успеть на работу, в храм и приготовиться к Пасхе? 28 апреля, 2013 Как правильно распределить время на Страстной? Когда красить яйца? Когда начинать печь куличи? Как успеть на работу, в храм и приготовиться к Пасхе? Со среды начинается череда длинных, особенных и проникновенных служб, и хочется непременно оказаться в храме, пережить каждое событие Страстной, побывать на Тайной Вечери, испытать вместе с Христом унижения и страдания от побоев, почувствовать тихую материнскую боль Богородицы, опуститься на колени перед Плащаницей. Счастье, если в эти дни удается взять выходные, чтобы полностью погрузиться в богослужения. Но большинству приходится разрываться между офисом и храмом, пытаясь в метро мысленно отодвинуть рабочие заботы, чтобы настроиться на события Страстной и переступить порог храма с распахнутым сердцем. А что же делать, если в эту неделю еще нужно напечь куличей и покрасить яйца? Ведь куличи нужно печь с особым праздничным настроением, иначе они не получатся вкусными! И для меня это самое тяжелое — одной своей частью жить настоящим, пропускать через сердце скорбные события Страстной, а другой оказаться в будущем, за праздничным веселым столом. В Великий Четверг мне даже кажется, что все эти куличи и пасхи ничто по сравнению с глубиной служб и событий, и можно было бы не печь куличи вовсе, ну кому нужны эти сдобные булки?, целиком погрузиться в службы… но какое Воскресение Христово без праздничного стола? Неужели домашним придется в воскресенье жарить глазунью и есть бутерброд с маслом? Ведь для меня самой, до моего осознанного воцерковления, Пасха сводилась к праздничному завтраку с куличом и пасхой, семейной традиции, которая не прервалась в годы атеизма. Чтобы все успеть, я, во-первых, не экспериментирую с рецептами (хотя иногда очень хочется) и, во-вторых, планирую все события Страстной недели заранее. Расписываю на листочке когда пойду в магазин, когда поставлю опару, когда службы и какие дела придется непременно сделать в офисе. (Правда в этом году расписание будет другим  — я стала мамой и останусь дома с шестимесячной малышкой, но это не значит, что времени стало больше). У меня самые простые рецепты кулича и пасхи, они записаны в книжечке моей прабабушки Лидии Дмитриевны Красновой, учительницы русского языка и литературы. По этим рецептам сейчас готовят бабушка, мама и я. Рецепты очень простые, с кулинарной точки зрения немодные, но я ничего не хочу менять — знаю, что все получится, и что у кулич и пасха будут вкуса моего детства.

http://pravmir.ru/strastnaya-nedelya-kak...

Крест и Голгофа 1 Перед Пасхой на Страстной неделе – говеют. Едят постное. Исповедаются. Причащаются. Слушают «двенадцать Евангелий». С зажжёнными восковыми свечами едут домой. Потом заутреня. Христос воскресе! Целуются трижды – крест накрест. Разговляются. Едят ветчину, куличи и «пасхи». А на Фоминой – жизнь вступает в обычную колею. Говенье кончилось. Праздники кончились. Надо жить по-прежнему. Как всегда... А ведь на Страстной неделе вспоминаются события, которые достаточно пережить один раз как следует, чтобы стать «другим человеком» – навсегда! Страстная неделя – это неделя о Голгофе. Она посвящена последним дням земной жизни Иисуса Христа. Страданиям Его. Распятию. Смерти. Погребению... Были физические муки – истязания и смерть, более жестокие, чем страдания и смерть Христа. Многих святых заживо сжигали на кострах, подвергали невероятным пыткам, обливали горячим маслом, жарили на сковородах... Но ни до Христа, ни после Христа – не было Голгофы. Ибо Голгофские страдания, поминаемые на Страстной неделе, – нечто совсем иное, чем страдание вообще. He мне говорить о горе человеческом. Многие из тех, кто будет читать эти строки, знают о горе и страданье и больше, и лучше меня. Знают нужду, голод, холод, обиду, несправедливость, побои, злобу, жестокость... Ho какие бы муки в нашей личной жизни мы ни переживали – это крест нам. Крест, который даётся нам жизнью. У каждого своё горе. У каждого своя боль. Все мы более или менее несчастные. Все мы несём крест своих страданий. Один несёт лёгкий «деревянный» крест. Другой железный – нестерпимо тяжёлый. Одни несут его, почти не сгибаясь, другие – падая, изнемогая, задыхаясь от слёз... Можно по-разному относиться к этому кресту. Можно терпеть его. Можно бунтовать против него. Можно принимать почти с радостью, можно проклинать, роптать, впадать в отчаяние. Всё это зависит от сил душевных, от воспитания, от веры, от личности человека. Но всякое личное страдание – это крест. Голгофа начинается там, где начинается страдание за других.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Рубрики Как художники изображали Страсти Христовы и Распятие? 26 мин., 18.04.2019 Поделиться Тема Страстей Христовых – духовный и художественный фундамент не только христианской, но и мировой культуры. К образу страдающего Христа тянулись мастера с разными убеждениями. Этот сюжет можно встретить во всех художественных стилях — от катакомбной живописи до сюрреализма и современных постмодернистских течений. Как формировался комплекс сюжетов Страстного цикла? Какова специфика подхода к образу страдающего Христа в православной, католической и протестантской традициях? Об этом рассказывает Наталья Боровская, кандидат искусствоведения, историк культуры, профессор Российской академии живописи. Еще лекция Натальи Боровской Посмотреть все лекции Лектория " Фомы "   Расшифровка: Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Боровская Наталья Федоровна. Я историк искусства, кандидат искусствоведения. Занимаюсь искусствоведческой педагогикой. Я профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, преподаватель многопрофильного лицея «Красносельский», Теологического института святого Фомы и автор целого ряда публикаций, посвященных, главным образом, христианскому искусству. Сегодня мы проведем с вами вечер в общении с одной из самых интересных и самых сложных, и самых трагических тем христианской художественной культуры — темой Страстей Христовых. Эта тема притягивает к себе художников самых разных убеждений, церковной и национальной принадлежности, стилевой ориентации. Очень часто за нее берутся даже мастера, далекие от какой бы то ни было церковной жизни и имеющие порой даже весьма сложные и приблизительные представления о христианском учении. Потому что личность страдающего Христа притягивала, притягивает и будет к себе притягивать художника, так же как каждого чувствующего, мыслящего и жаждущего истины человека. Сначала мы немножечко поговорим о том, что это такое: Страстные сюжеты в художественной культуре. Возможно, я сейчас буду говорить прописные истины, но для начала разговора их необходимо, на мой взгляд, вспомнить и освоить. Прежде всего, это сюжеты Страстной недели, а Страстная неделя — это последняя неделя земной жизни Христа, и сюжеты, которые считаются в Евангелии Страстными, начинают свой отсчет с событий, происшедших после Тайной Вечери.

http://foma.ru/kak-hudozhniki-izobrazhal...

Шестая седмица Великого поста заканчивается. А с ней и собственно пост подходит к завершению. Наступает шестое воскресенье, Вербное. По-славянски шестая неделяНеделя ваий, то есть веток, а еще одно ее название – Цветоносная. Такой особенный великопостный праздник. Уже начинается подготовка к Страстной седмице и Пасхе. И мы заранее рассказываем об этом детям. Вход во Иерусалим – рассказ для детей и про детей Открываем Библию, лучше с хорошими иллюстрациями, и рассказываем о том, как Господь начал Свой путь к Иерусалиму, к страданиям, распятию, смерти и Воскресению. Можно рассказывать, конечно, своими словами и в качестве иллюстраций использовать «картинки» в интернете. Сначала рассказываем про друга Божия Лазаря и его сестер, Марфу и Марию. Как Лазарь заболел и умер, и как Христос воскресил Своего друга: «Лазарь, иди вон!» А потом и собственно про вход Господень во Иерусалим. И про осленка, на которого до этого никто не садился. Здесь можно и старинную загадку вспомнить: «В раю не бывал, а на себе Христа-Бога носил». Это ослик, конечно. Рассказываем детям и про то, как люди встречали Царя-Христа криками: «Осанна в вышних». И обязательно – про деток, про малышей, которые тоже приветствовали Спасителя. В наших домашних книгах и просто в интернете находим иконы этого праздника. И обязательно такие, где есть эти малыши. На иконе Входа во Иерусалим младенцы в белых рубашечках повсюду: они и постилают одежды свои на дороге, и на руках у родителей размахивают пальмовыми ветками, и даже сидят на деревьях – чтобы сорвать веточки для встречи Христа, а может быть, чтобы получше разглядеть Его… На Всенощной в субботу наши дети увидят эту праздничную икону на аналое посреди храма. И даже малыши узнают это изображение. Узнают ослика, на котором едет в Иерусалим Господь, и узнают этих деток с веточками в руках. А ведь у наших детей в это время тоже будут в руках веточки… Так мы готовим детей ко встрече этого праздника, двунадесятого – одного из двенадцати самых больших церковных праздников.

http://pravoslavie.ru/jurnal/102483.htm

Сортировать по Исключить новости Письма Триоди: Путь в неизведанное Мы не просто «вспоминаем» и как-то воспроизводим происходившее некогда (две тысячи лет назад) где-то (в Палестине), мы получаем реальную — не воображаемую! — возможность действительно жить этим, приобщиться к этому, и не «сегодня как тогда», а вступлением в ту область, где время если не упраздняется, то выходит из рамок земных законов, напоенное вечностью. 30 марта, 2009 Мы не просто «вспоминаем» и как-то воспроизводим происходившее некогда (две тысячи лет назад) где-то (в Палестине), мы получаем реальную — не воображаемую! — возможность действительно жить этим, приобщиться к этому, и не «сегодня как тогда», а вступлением в ту область, где время если не упраздняется, то выходит из рамок земных законов, напоенное вечностью. Вот и пришла Страстная неделя. Мы вступили в иное время, в иное пространство. Все дни теперь — Великие: Великий Понедельник, Великий Четверг, Великая Суббота… В великом предстоит — и возможно, и необходимо — жить сейчас нам. Да, — возможно, хотя именно на Страстную часто приходятся сильнейшие искушения и обнаруживаются тяжелые препятствия для посещения храма и богослужения. В этом году Страстная седмица началась страшными взрывами в московском метро. А в обыденной жизни — у одних авралы и завалы на работе, у других нестроения в семье, у третьих еще какие-то несчастья или неодолимые обстоятельства. Да, — необходимо, потому что эти дни самые-самые, потому что сейчас шанс быть рядом со Христом, вместе с Ним, и это решает всю нашу жизнь, понимаем мы это или нет. Там, где возможно, надо попытаться высвободить себе пространство для этого пребывания в Церкви со Христом, для жизни в богослужении. Многие берут отпуск или отгулы на дни Страстей и первые дни Пасхи; кому-то удается хотя бы в Четверг договориться попозже прийти на работу, и так далее. Только вот на пределы возможностей надо взглянуть честно: с недоверием к себе и полным доверием Богу, Который принимает всех ищущих Его. С одной стороны — действительно не могу или не хочу? Так ли неодолимы навалившиеся препятствия, так ли безусловны соображения? С другой стороны — а не будет ли мой порыв к «праведности» соблазном для кого-то из близких, отходом от подлинной, требующей труда любви? Такое тоже ведь бывает…

http://pravmir.ru/pisma-triodi-put-v-nei...

05.04.2018 Митрополит Климент: Когда причащаться? В какой день лучше причаститься Святых Христовых Таин? На Страстной седмице многих верующих волнует этот отнюдь не праздный вопрос. В какой день лучше причаститься Святых Христовых Таин? На Страстной седмице многих верующих волнует этот отнюдь не праздный вопрос. Действительно, Страстная седмица — неделя уникальная, насыщенная исключительными событиями, которые присутствуют в богослужебном круге всего один раз в году. Церковный человек рассуждает: «Как не причаститься в Великий Четверг, когда на Тайной Вечере было установлено таинство Причастия? Хорошо бы приобщиться и в Великую Субботу — единственную благословенную субботу в году, с ее особенным богослужением. Как остаться непричастным Христу в этот день тишины и покоя, когда Он телом заключен во гробе, а душой сходит во ад? Наконец, как можно не приобщиться на Пасху, когда вся земля ликует, когда ангелы веселятся и прославляют Господа? Из алтаря вынесут Чашу Жизни — высший дар Божий человеку, и многие причастники подойдут к ней. Что же я? Так и останусь стоять в стороне от Трапезы Господней?» Как ни странно, еще можно встретить священников, которые не благословляют причащаться на Пасху. Иные уклоняются от ответа и говорят: «Ну, если ты считаешь себя достойным, то причащайся». Это обыкновение не причащать верующих на Пасху сложилось в советское время. Оно было продиктовано благочестивыми соображениями и учитывало реальное положение людей того времени. Понимая, что человеку придется провести последнюю субботу перед Пасхой на работе (в советское время почти всегда суббота перед Пасхой была рабочей или в этот день объявлялся всесоюзный коммунистический субботник) или в домашней суете, священники благословляли верующих причащаться заранее – в Вербное воскресенье, или в Великий Четверг, или в Великую Субботу, а на пасхальной службе уже только молиться. В те времена в некоторых храмах за ночной Литургией даже Евхаристическую Чашу не выносили из алтаря. Но теперь другое время, и верующий человек может свободно в любое время причащаться Тела и Крови Христовых.

http://new.izdatsovet.ru/news/mitropolit...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Слово на третьей Пассии. Евангелие от Луки 22.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Великий Пост , Пассия Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Еще одна служба страстям Христовым прежде, чем наступит Страстная неделя. Это напоминание нам того, чтобы мы всегда хранили в своем сердце самое главное — память о том, что произошло на нашей земле и что происходит сегодня; память о том, что на этой земле не нашлось места Богу, и о том, что происходит, когда человек забывает о Нем. Снова и снова мы читаем страницы Евангелия и ужасаемся, видя как люди, которые призваны к служению Господу, ищут изо всех сил и всякими ухищрениями сделать все, чтобы убить Того, Кто является Богом. Верные ученики Христовы: те, которые были свидетелями Его великих чудес, те, которым Он открывал самые сокровенные тайны жизни, вследствие этого забвения тоже оказываются столь помраченными, что в страхе рассеиваются. Сгущается такая тьма, что предательство Иуды, который лобзанием предает Сына Божия, означает именно присутствие в нем сатаны, как и говорит Евангелие. И это — присутствие сатаны вместо Бога во всем роде человеческом, хотя все происходит как бы обыденно, все предельно просто и как будто бы «ничего такого особенного», а так, «как всегда бывает», когда совершается грех. И Пилат, и Ирод, каждый по-своему, совершают свое предательство, свое отвержение Господа. Ирод хотел с радостью послушать, что расскажет Христос, потому что ему было очень интересно узнать об этом Человеке, непосредственно увидеть Его, и особенно — когда Он говорит о Боге. Ничего, кроме внешнего любопытства, мы не видим у Ирода, поэтому он хочет превратить Христа в посмешище, одевая Его, как шута, в светлую одежду, с тем, чтобы просто посмеяться над Ним. Но за образом этого человека нам раскрывается очень многое из того, что происходит, на самом деле, со многими людьми. Как много таких людей, которые так относятся ко Христу, которые видят в Нем то, над чем можно посмеяться, то, чем можно утешить свое слепое бездушие. Или, может быть, Ирод воспринимает Христа просто как человека, который не имеет никакого значения, как бы говоря, что это слишком незначительный человек, в то время как перед ним стоит Тот, Кто имеет самое главное значение для каждого человека. И здесь нам одновременно напоминание (как и во всех Евангельских событиях) о том, что всякий человек, с которым нас связывает жизнь, являет собой присутствие Самого Христа. По крайней мере, об этом говорит Господь на Страшном Суде. И когда мы исключаем человека, как ничего не значащего, из нашего серьезного общения, то мы где-то приобщаемся к этому темному суду Ирода.

http://moral.ru/?p=492

Праздновать Пасху с детьми сложнее, чем отмечать Рождество . Там все понятно: день рождения нашего Господа. А здесь – страдания, смерть, воскресение. Очень легко уйти от главного смысла праздника, и центром окажется не чудо воскресения, а пушистые цыплята и красные яички. Однажды кто-то сказал мне, что во многих дореволюционных рождественских и пасхальных открыточках нет никакого религиозного содержания: некий абстрактный праздник с красивой атрибутикой. Впрочем, и сейчас и у нас, и на христианском Западе все больше Рождество Христово становится просто неким «рождеством». И мне кажется, основная задача проведения любого религиозного праздника в семье (да и не только в семье) – помочь детям подготовиться ко встрече с праздником, ощутить его и сердцем, и «руками». И при этом сохранить его глубокое содержание, чтобы праздник стал не только развлечением, не только радостным событием, но и ступенькой на пути ко встрече с Христом. В детстве главным знаком приближения Пасхи была, пожалуй, грандиозная суперуборка. Вот наступает Страстная неделя. Мы торжественно снимаем с икон обычные, будничные полотенца и вешаем черные. Вся квартира от такой перемены преображается, становится особенно «постной». Дети уже знают: пришли грустные дни. Сейчас нашего Господа будут мучить, а потом убьют. И мы будем переживать за Него. Но вот и радостное событие: мы печем куличи. Судя по воспоминаниям, раньше этим делом занимались в Страстную пятницу, но в таком случае, я – без многочисленной прислуги, но зато с маленькими детьми, буквально сидящими у меня на руках, – не успею вообще ничего. Так что куличи в нашем доме появляются в Великий понедельник. Их можно купить в магазине, но разве самый вкусный кекс в пакете сравнится с выпечкой кулича?! Одно то, что мама битый час месит тесто, чего стоит! Дети сами подсыпают приготовленные цукаты, орехи. Но самое главное – это запах. Запах наступающей Пасхи. Каждый раз, когда тоненькая струйка куличного аромата выползает из духовки, мое сердце наполняет необъяснимый восторг. Маленькие, мы с братьями и сестрами садились под дверью на кухню и наслаждались этим запахом. А потом куличи – и большие, и совсем крошечные – украшали глазурью, посыпали разноцветными присыпками.

http://pravoslavie.ru/1308.html

Разделы портала «Азбука веры» Редьярд Киплинг Свет погас " decoding=" async " data-lazy-srcset=" 300w, 204w " data-lazy-sizes=" (max-width: 102px) 100vw, 102px " title=" Свет погас " > Редьярд Киплинг Свет погас " loading=" lazy " decoding=" async " srcset=" 300w, 204w " sizes=" (max-width: 102px) 100vw, 102px " title=" Свет погас " > ( 4  голоса:  4.5 из  5) Оглавление Посвящение Предисловие Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V Глава VI Глава VII Глава VIII Глава IX Глава X Глава XI Глава XII Глава XIII Глава XIV Глава XV Примечания Полный текст Глава VI «Хоть с тобой и тысяча верных людей, Не тебе коня на скаку осадить Королева волшебниц не будет твоей, А сердце твоё суждено ей разбить». Из стремени ногу он вынул сам И повод отбросил прочь, И связан был по рукам и ногам Королевой волшебниц в ту ночь «Сэр Хогги и волшебницы» С тех пор минула не одна неделя, и как-то раз, в туманный воскресный день, Дик возвращался через Парк к себе в мастерскую. — Надобно полагать, — подумал он вслух, — что, как и предсказывал Торп, мне задали жару. И это ранит больней, чем я ожидал, но ведь королева всегда безупречна и, что ни говори, рисовать она все-таки умеет. Он только что виделся с Мейзи, которую посещал каждое воскресенье — и всякий раз за ним следили недреманные зеленые глаза импрессионистки, а эту рыжую стерву он возненавидел с первого же взгляда, — и теперь сгорал со стыда. По воскресеньям он всегда надевал свой лучший костюм, шёл в грязную трущобу к северу от Парка, где созерцал картины Мейзи, а потом давал ей указания и советы, сознавая, что даром они не пропадут и будут использованы соответственным образом. Так повелось меж ними, и после каждого из таких воскресных посещений любовь пылала все жарче, и сердце не раз готово было выпрыгнуть из груди от нестерпимого желания долго и страстно её целовать. И в каждое воскресное посещение здравый смысл, который все-таки оказывался сильнее безрассудного сердца, предостерегал его, что Мейзи по-прежнему неприступна и сейчас лучше всего как можно спокойней раскрывать тайны художнического мастерства, кроме которого для неё ничего в жизни не существовало.

http://azbyka.ru/fiction/svet-pogas-redj...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010