Глава IX. О святой и великой Четыредесятнице §1. Пост Четыредесятницы есть пост Великий Пост Четыредесятницы велик по воздержанию, по величию предшествующего времени и по сравнению с другими постами. В это время постятся семь недель, и сверх того три предшествующие недели приготовляются ко вступлению в сию великую Четыредесятницу. Ибо во все эти предшествующие седмицы служба исполняется приличная посту. Во второй из сих седмиц перестаем вкушать мясо, потому она и называется мясопустною. С начала третьей, по запрещении мяса, до конца ее употребляют одни яйца и сырную пищу, а после и это запрещается; поэтому эта неделя и называется сырною и сыропустною. По прошествии же этих трех недель, с первого дня, то есть с понедельника, начинается настоящий пост. Ибо или вовсе ничего не едят, или едят только однажды в день, и то к вечеру; и между тем воздерживаются до самой Пасхи от употребления рыбы и елея, исключая праздников Благовещения и Ваий, и ни по каким причинам не разрешают на оные. Впрочем, некоторые употребляют раков и других черепокожных животных, как отличных от рыбы и своею жесткостию изнуряющих желудок; дозволяется также употреблять небольшую часть вина и елея, в субботу и в воскресный день. Пост разрешается в постные субботы и воскресный день Притом в эти два дня, в которые несколько ослабляется пост, не соблюдается правило – вкушать пищу однажды в день под вечер, исключая Великой субботы, но едим дважды в день – и вечером и в полдень, соблюдая 62 правило апостольское: в неделю и в субботу постяйся, кроме единыя, т.е. великия и страстныя, извержен. Но некоторые постники довольствуются только сухоядением и питием воды, и в таком воздержании проводят весь пост Четыредесятницы. Ежели все это сравнить с другими постами, то можно видеть, что этот пост заслуживает названия великой Четыредесятницы. Различие четырех постов Ибо пост, учрежденный в честь апостолов и непосредственно наступающий после Пятидесятницы и хранимый до их праздника, всегда имеет неровное число дней; и притом не столько строг, потому что тогда строго не запрещается употребление елея и рыб. Второй пост от 1-го августа до дня Успения Пресвятой Богородицы, установленный для оказания Ей благоговения и усердия, весьма непродолжителен. Наконец, пост пред Рождеством Христовым хотя и всегда продолжается сорок дней, как и великая Четыредесятница, но воздержание во время его не так строго, как в великую Четыредесятницу. Вот почему пост св. и великой Четыредесятницы, как своею долговременностию, так и строгостию, выше других постов, хотя одна цель и один плод всех вообще постов, это – духовное обновление нашей души, приобретаемое чрез причащение на священной трапезе Святого Тела и Крови Христовой. Ибо в каждые четыре поста приобщаются обыкновенно и Святых Таин. Такова важность Великого поста или св. великой Четыредесятницы. §2. Содержание седмиц: фарисея, блудного и сырной

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава VIII. Иордан «Тогда исхождаше к нему Иерусалима, и вся Иудеа, и вся страна Иорданская, и крещахуся во Иордане от него, исповедающе грехи своя». ( Мф 3:5–6 ) Настала Страстная неделя. В Иерусалиме с давнего времени первый день этой недели определен на путешествие к Иордану, для омытия себя водою Искупления, в приуготовление к принятию страшных таинств, – и уже после того заключаются в храм Гроба Господня, до Христова воскресения. Я отлагаю подробное описание храма до этого времени. Я последовал за несметною толпою христиан к священной реке. Еще на канун этого дня Иерусалим вышел из обычной тишины своей и представлял вид многолюдного торгового города. Движение толпы было необыкновенное. Ряды навьюченных верблюдов и лошадей тянулись со всех концов улиц, и шум отправляющихся не утихал во всю ночь. Мы выехали не рано, вместе с драгоманом греческого монастыря. Путь наш лежал по Страстной улице чрез Гефсиманские ворота. С стесненным сердцем ехал я на хорошо убранном коне, среди шумной толпы пеших и конных, беспечно попиравших путь глубоко трогательный, навеки освященный! И я дал себе внутренний обет не проходить по нем отныне иначе как пешему. На высотах, господствующих над Иосафатовою долиною, сидел под маслиною муселим Иерусалимский Абугош, некогда известный грабитель христиан. Окруженный своею свитою, он курил трубку, запивая кофеем, и глядел на несущуюся толпу мимо горы Элеонской, по дороге к Вифании. Путь этот от Иерусалима до Иордана, так много следимый священными стопами Спасителя, будет мною описан после, во всей подробности, когда я пройду его в уединении, среди пустынной тишины, приличной великим воспоминаниям. Несмотря на пестроту разноплеменной толпы, покрывавшей всю дорогу так далеко, как только мог следовать глаз, – я был поражен тою дикостью гор, которая начинается от высот Вифании до самой долины Иерихонской. Здесь раздавался глас вопиющего в пустыни. Под горным сводом, противу развалин той гостиницы, где, по преданию, происходила сцена Благого Самаритянина, мы во второй раз встретили муселима Абугоша, который также направлялся со своею свитою к Иордану, для охранения поклонников от бедуинов; он опять сидел на ковре за трубкою и кофеем и убедительно просил нас отдохнуть с ним; мы исполнили его желание.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Детство Никиты - Толстой А.Н. Детство Никиты - Толстой А.Н. Толстой Алексей Николаевич Одна из самых светлых в русской литературе повестей о детстве перенесёт читателя в Сосновку - дворянскую усадьбу, где сам Алексей Толстой " в созерцании, в растворении, среди великих явлений земли и неба " провёл ранние годы. • Солнечное утро • Аркадий Иванович • Сугробы • Таинственное письмо • Сон • Старый дом • У колодца • Битва • Чем окончился скучный вечер • Виктор и Лиля • Елочная коробочка • То, что было привезено на отдельной подводе • Елка • Неудача Виктора • Что было в вазочке на стенных часах • Последний вечер • Разлука • Будни • Грачи • Домик на колесах • Необыкновенное появление Василия Никитьевича • Как я тонул • Страстная неделя • Дети Петра Петровича • Твердость духа • Весна • Поднятие флага • Желтухин • Клопик • В купальне • Стрелка барометра • На возу • Отъезд • Комментарии Солнечное утро Никита вздохнул, просыпаясь, и открыл глаза. Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья светила солнце. Свет в комнате был снежно-белый. С умывальной чашки скользнул зайчик и дрожал на стене. Открыв глаза, Никита вспомнил, что вчера вечером плотник Пахом сказал ему: - Вот я ее смажу да полью хорошенько, а ты утром встанешь,- садись и поезжай. Вчера к вечеру Пахом, кривой и рябой мужик, смастерил Никите, по особенной его просьбе, скамейку. Делалась она так: В каретнике, на верстаке, среди кольцом закрученных, пахучих стружек Пахом выстрогал две доски и четыре ножки; нижняя доска с переднего края - с носа - срезанная, чтобы не заедалась в снег; ножки точеные; в верхней доске сделаны два выреза для ног, чтобы ловчее сидеть. Нижняя доска обмазывалась коровьим навозом и три раза поливалась водой на морозе,- после этого она делалась, как зеркало, к верхней доске привязывалась веревочка - возить скамейку, и когда едешь с горы, то править. Сейчас скамейка, конечно, уже готова и стоит у крыльца. Пахом такой человек: " Если, говорит, что я сказал - закон, сделаю " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4262...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png О питании во время Великого поста Рецепты православной кухни. Великий пост - самый продолжительный и строгий пост, поэтому к нему надо готовиться заранее, тогда он не покажется таким тяжелым, каким его представляют начинающие поститься впервые. В основе великопостного питания особенно важна схема " щи да каша " , поскольку своевременное употребление первых и вторых блюд в горячем виде обеспечивает необходимый энергетический запас для того, чтобы хорошо и плодотворно работать. Большую роль играют, домашние заготовки, которые получают все большее распространение в виде традиционных солений и квашений, маринованных овощей и ягод. Все большее распространение получают полуфабрикаты в виде замороженных продуктов - особенно грибов, ягод, овощей, сладкого перца, зелени. Особенно выручают своевременно сделанные запасы зелени - корневой петрушки, сельдерея, укропа, которые можно солить впрок, сушить, замораживать и добавлять практически в любые блюда. Такие заготовки особенно полезны при приготовлении различных соусов, подливок, маринадов, ко вторым блюдам. Напоминаем, что растительное масло и виноградное вино употребляются по субботам и воскресеньям (кроме Субботы на Страстной седмице ). Первая неделя (седмица) и последняя Страстная седмица - наиболее строгие. Рыбные блюда можно готовить только в праздничные дни - на Благовещение Пресвятой Богородицы и Вход Господень во Иерусалим . Рыбную икру разрешается есть в Лазареву субботу (накануне Вербного Воскресения). РЕЦЕПТЫ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ САЛАТЫ Капуста свежая с маслом Капусту тонко нашинковать, посыпать солью, перетереть руками до образования сока и дать полежать 15- 20 минут. Отжать капусту, положить в салатницу, посыпать сахаром, полить уксусом и растительным маслом, перемешать и подать, посыпав нарезанным зеленым луком. Салат можно украсить клюквой или брусникой. 500 г белокачанной капусты, лук зеленый, 2 столовые ложки столового уксуса или лимонного сока, 1 столовая ложка сахара, соль, растительное масло.

http://zavet.ru/a/rss_1016184304.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Святая Русь: очертания… Крестопоклонная неделя и современные события 28.03.2022 571 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора Воскресенье 3-й недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной недели. В субботу вечером на Всенощном бдении в центр храма торжественно выносился Животворящий Крест Господень – напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого совершались перед Крестом три поклона. При поклонению Кресту Церковь поёт: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поётся и на Литургии вместо Трисвятого. Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. «Крест – хранитель всея вселенныя, Крест – красота Церкве, Крест – царей держава, Крест – верных утверждение. Крест – Ангелов слава и демонов язва» (Светилен Кресту). Так объясняет значение Креста одно из церковных песнопений. Крестом Христовым пришла радость всему миру об избавлении от пагубы греха, крестом открылся вход в Небесный рай, который был закрыт до этого. С другой стороны, каждый человек и каждый народ несет свой крест. В Евангелии Христос, обращаясь к народу, говорит: « Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:24-25), « и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:38-39). И мы должны пронести этот крест через всю свою жизнь. И этот путь зачастую скорбный, тесный… И необходимо противостоять своей самости, эгоизму, своим греховным желаниям, даже своей воле, если она без Бога, если противна воле Божией. И крест скорбей в любом случае придётся нести, но можно его нести или с ропотом и осуждением или со смирением, благодарением и упованием на помощь Божию. Для первых, кто хулит свой крест, как для безумного разбойника, крест не служит во спасение, а для вторых – послужит во спасение.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/28/sv...

Закрыть itemscope itemtype="" > Спасительная мера поста 18.02.2010 368 Время на чтение 7 минут «Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елея ради» — поётся в 108 псалме. Великий пост — не время уныния, но время радости, ибо можем мы хоть в малой мере приобщиться к страданиям Христа. Чем же отличается Великий пост от прочих? Как понимать выражения «пост истинный» и «спасительная мера поста»? Как правильно поститься духовно? Размышляет настоятель храма иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» в пос.Невская Дубровка и церкви Св.прмц.Евгении в горбольнице 46 Св.прмц. Евгении о.Валериан ЖИРЯКОВ. Великий пост отличается от прочих, конечно, не только своей строгостью и продолжительностью — 49 дней. Ведь и Рождественский пост длится ни много ни мало 40 дней. Но хотя в Рождественский пост разрешена рыба, а в Великий — лишь единожды, на Благовещение Пресвятой Богородицы, думаю, мы на грибах, овощах и кашах тоже не помрём. А духовно Великий пост превосходит все посты. Вдумайтесь, сколь душеполезно он развивается: каждый день в каждой неделе посвящён какому-либо событию, разбору смертных грехов и добродетелей. Например, на второй неделе Великого поста в понедельник мы говорим о страстях и матери их — чревоугодии, во вторник — о блуде, наслаждениях и удовольствиях, в среду — о сребролюбии и гневе, в четверг — о печали и унынии, в пятницу — о тщеславии и гордыне, в субботу — о чистоте душевной и телесной и так далее. А первая великопостная неделя, а Страстная! Так хорошо и разумно духовно всё устроено, чтобы мы возрастали душой и готовились к главному празднику — Светлому Христову Воскресению. Недаром в самом слове «Воскресение» слышится слово «крест». И только в русском языке слова «Воскресение», «крест», «Христос» очень созвучны. Поэтому Великий пост, Святая Пасха и Воскресение Христово — пик нашего духовного (не календарного!) года. Ожидание Пасхальной радости скрашивает тяжёлый пост, приходящийся на конец зимы, когда силы человеческие на исходе. — Не потому ли дают о себе знать всякие, даже старые, болезни?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Торжество православия 15.03.2011 351 Время на чтение 3 минуты Едва ли не самое страшное либеральное пугало нынешнего времени - разговоры об усиливающейся роли Русской православной церкви, или РПЦ, как ее чаще называют. Получается вроде бы так: первые лица государства ходят по большим праздникам в храмы, Церкви возвращается отнятое у нее в советские годы имущество, обсуждается возможность преподавания Закона Божия или основ православной культуры в школах, а недавно один батюшка и вовсе всех переполошил, посоветовав женщинам для их же блага пристойно одеваться. И как тут не встревожиться свободомыслящему российскому интеллигенту, чающему соединить разрывы в русской истории? За что боролись в семнадцатом году, отделяли от государства, учили народ атеизму и отвращали от клерикализма, если не прошло и ста лет, как все возвращается? Да и не просто возвращается, а того хуже: РПЦ у нас - словно новая КПСС, недаром великий поэт задолго до всяких религиозных свобод воскликнул: " Входит некто православный,/Говорит: теперь я главный! " Как в воду глядел. Только вот вопрос: действительно ли главный? Возьмем простую вещь - календарь, ибо в нем точнее всего отражается повседневная жизнь человечества. Государство с 1918 года живет по григорианскому календарю, Церковь с давних времен - по юлианскому. Все вроде бы к этому привыкли, менять никто ничего не собирается, однако возникает проблема с праздниками. Уже набило оскомину говорить о двух неделях насильственного безделья в декабре-январе, когда в канун Рождества народ томится и не знает, чем себя занять, а на Святках, когда хорошо было бы и попраздновать, выходит на работу. Это не иначе как православные придумали - кому б еще в голову пришло? На Масленице в этом году было шесть рабочих дней, а на первой, самой строгой неделе Великого поста всем народом погуляли по поводу большевистского женского дня. Зато в апреле Страстная неделя - та, что в бездуховном западном мире нерабочая с Великой пятницы - будет у нас, как всегда, самой обычной. И пасхальное воскресенье останется в государственном реестре рядовым нерабочим днем, после которого извольте идти трудиться и никаких вам Светлых седмиц. Я уж не говорю о двунадесятых праздниках.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

иеросхим. Сергий (Веснин) Письма Святогорца о Святой горе Афонской Скачать epub pdf Великая Суббота на Афоне Сегодня, друзья мои, Великая Суббота, значит, это день Божественного покоя, это день, в который почил от всех великих дел искупления нашего Единородный Сын Божий; да молчит же всякая мысль и всякое мудрование пера моего! Умолкнем, друзья! Падем в прах пред безмолвствующим Словом и прильнем к Его живительным язвам нашими грешными устами; подобно Марии, облобызаем их, осушим точившуюся из них кровь во спасение наше и утолим ею жажду сгорающего в сладострастии сердца нашего! (Предзакатные часы Великой Субботы, 25 марта.) А вот и Пасха! Христос воскресе, друзья мои! Теперь, когда все говорит и звучит, ликует и радуется, можно и нам поделиться чувствами и взаимностью бесед, о чем душе угодно. Итак, наговоримся досыта и, разумеется, об Афоне. Да о чем же другом? Думаю, что вас занимает моя жизнь на Святой Горе Афон и передам вам ее очерки. Видел я наконец здешнее и заговенье масленичное, полное утешения и для плоти, и для духа. При Божией помощи я прошел пространство и постного, великого пути Четыредесятницы и торжественно праздную теперь Святую Пасху на Афоне. Искренно при этом признаюсь вам, друзья мои, что, увлекаясь чувством давней привязанности к прихотям плоти, до крайности изнемогал я под крестом постным, тогда как отцы и братия твердо и в неизменном терпении шли под ним в чаянии светлых дней Пасхи. Постная трапеза, и то однажды представляемая, была мне не по вкусу; меня утешали, как ребенка, и давали кушать дважды; но и это для меня было невыносимым, свинцовым крестом, как для не привыкшего к отречениям балованной плоти. О, я с умилительным благоговением и раболепною почтительностью смотрел на здешних постников, сияющих святостью строгой, в полном смысле подвижнической жизни! Чрезвычайно долог казался мне Великий пост ; беспрерывная и длинная служба временем обессиливала меня до того, что я с изумлением говорил себе: «Вот где ангельская-то жизнь! Вот где истинные подвижники!» Впрочем, в минуты моего совершенного изнеможения часто я чувствовал такие действия благодати на сердце, что не только забывался труд постный, но он был сладостен, так что я с сожалением теперь спрашиваю себя: отчего я не хотел вынести наравне с другими четыредесятидневного поста? Страстная неделя на Афоне

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pisma-...

Иерусалимские страсти: личный опыт (+Фото) В этом году я сижу в Москве и жалуюсь на острую нехватку Иерусалима в организме. 18 апреля, 2014 В этом году я сижу в Москве и жалуюсь на острую нехватку Иерусалима в организме. «Ух ты! Пасха на Святой Земле! Да, такое не забывается», — дружно говорили мне подруги, узнавая о планах на Пасху. И добавляли: «Святая Земля не отпускает тех, кто на ней побывал, эта поездка изменит твою жизнь и твои представления о мире». Я в душе смеялась над их восторженностью. Я же старый солдат, не знающий слов любви. Я считала, что мир делится на две части: где я уже побывала и где меня ещё не было. Оказалось, что мир таки делится на три части, и кроме двух вышеозвученных позиций есть ещё государство Израиль. И вот в этом году я сижу в Москве и жалуюсь на острую нехватку Иерусалима в организме. Страстная неделя, проведённая ТАМ – это непередаваемый духовный опыт, который невозможно заслужить. Это такой удивительный дар, которым хочется бесконечно делиться. Потому что вместить в свою голову эти впечатления так же реально, как ложечкой вычерпать море и перелить в маленькую луночку, выкопанную в песке. Иерусалим стал прорастать во мне с ночной службы в Храме Гроба Господня и с причастия в Великий четверг. Совершенно безумная толпа, хаотично перемещающаяся перед глазами туда-сюда, греческая служба, из которой я понимаю только «Кириеэлейсон». Я сижу на каких-то досках  и читаю с планшета текст божественной литургии. То и дело в толпе встречаются знакомые лица и вспоминается совсем неуместная по жанру, но точная по смыслу «Кто не был – тот будет, кто был – тот не забудет». Я уже начинаю различать улочки старого города, но «крыша» явно куда-то едет. Эмоциональные крики и арабов, зазывающие в свои лавочки. Они намётанным глазом определяют, кто мимо них идёт, и начинают читать стихи на разных языках. На русском – что-то про Наташу, которой надо в лавку нашу. Премилые хасиды с удивительными глазами, будто они постоянно чем-то испуганы. Странные товарищи, гуляющие туда-сюда в одеждах, стилизованных под древность и таскающих на себе огромные кресты. Несколько языков сливаются воедино. Случайная прохожая оборачивается и сообщает, тыкая себя в грудь: «Egyptiancopt» и широко улыбается. Безумный город.

http://pravmir.ru/ierusalimskie-strasti-...

Когда говорю «человечество», я говорю не о других, а о нас самих, потому что нам вручена жизнь, чтобы из нее сделать торжество любви, братства, гармонии, веры и радости, и мы это не делаем, потому что думаем только о себе самих. В ответ на всё, что сделал для нас Бог: сотворил нас, открыл Себя нам, излил на нас всю Свою любовь, отдал нам Своего Сына на жизнь и на смерть, мы не отзываемся почти ничем иным, кроме как мгновенным «Спасибо!», и таким же мгновенным забвением. Притча о злых виноградарях вспоминается в церковном году в Великий вторник и в 11-ю неделю по Пятидесятнице. Это притча абсолютно одинаково рассказывается сразу в трех Евангелиях: от Матфея, Марка и Луки — она повествует о сотворении мира, о Творце, о Христе и Его крестной смерти. Архиепископ Аверкий (Таушев) Некоторый хозяин, под которым разумеется Господь Бог, устроил «виноградник», под которым надо понимать ветхозаветную церковь. Обнес его оградой, под которой толкователи понимают закон Моисеев и все вообще учреждения, назначенные для того, чтобы предохранить избранный народ Божий Иудеев от влияния язычества; выкопал в нем «точило» — бассейн или яму, в которой выжимался сок, построил «башню», назначавшуюся для сторожей, которые охраняли виноградник от воров и животных. Под «точилом» и «башней» свв. Отцы разумеют алтарь и храм. Сделав все нужное для благоустройства виноградника, хозяин «отдал его виноградарям», как было в обычае, с тем, чтобы они уродившиеся плоды сполна или в известном условленном количестве доставляли хозяину. Под «виноградарями» разумеются иудейские народные начальники, по преимуществу первосвященники и члены синедриона. Затем хозяин отлучился: это значит, что Господь вверил им всю полноту власти над еврейским народом, с тем, чтобы они потом представили ему плоды своего управления — показали бы, что они воспитали народ так, как следовало, в духе закона Божия. Через некоторое время хозяин послал своих «слуг», под которыми надо понимать пророков. Но злые виноградари, «Схвативши слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями» — так поступали начальники иудейского народа с посланниками Божиими пророками. Они управляли народом, не заботясь о его духовном совершенствовании, а преследуя только свою личную корысть и интересы, и потому жестоко избивали пророков Божиих, напоминавших им об их обязанностях.

http://pravmir.ru/o-vinogradnike-i-vinog...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010