Разделы портала «Азбука веры» Страстная седмица – последняя седмица перед Пасхой . Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя : Его страданий, крестной смерти и погребения (в церковнославянском языке слово «страсть» означает «страдание»). Все дни Страстной седмицы называются великими. Наименования седмицы Эта седмица имеет два варианта именования: Великая и Страстная. Великой седмицей она называется у греков, а в наших книгах это название встречается редко (синаксарь Великой Субботы). Зато у нас популярно связанное с этой традицией именование каждого в отдельности дня седмицы Великим (Великий Понедельник, Великий Вторник и др.). Другое название – Страстная седмица – в Типиконе встречается лишь однажды (в 17й главе, посвященной расписанию кафисм). Зато в быту и в современной церковной периодике именование «Страстная седмица» весьма популярно и встречается гораздо чаще, чем «Великая седмица». Эта неделя особо чтится Церковью. “Все дни – говорится в Синаксаре – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая суббота. Называется эта седмица великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…”. Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговения следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных за людские грехи страданий на кресте, и далее – до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления , к воспоминанию которого мы готовимся.

http://azbyka.ru/strastnaya-sedmica

Великий Пост 2016 по Церковному Уставу 1-я седмица — с 13 марта по 19 марта 2016 года 2-я седмица — с 20 марта по 26 марта 2016 года 3-я седмица — с 27 марта по 2 апреля 2016 года 4-я седмица — с 3 апреля по 9 апреля 2016 года 5-я седмица — с 10 апреля по 16 апреля 2016 года 6-я седмица — с 17 апреля по 23 апреля 2016 года Страстная седмица — с 24 апреля по 30 апреля 2016 года Первая неделя называется «Федоровой неделей». В это время принято вспоминать всех защитников веры православной. На второй неделе почитают память святителя Григория Паламы. Третья неделя — Крестопоклонная, а во время четвертой недели вспоминают богослова Иоанна Лествичника. На пятой неделе почитают память преподобной Марии Египетской, покровительницы кающихся женщин. Шестая неделя ознаменована Вербным воскресеньем — днем входа Господнего в Иерусалим. Далее начинается Страстная седмица. В эти дни нужно строго придерживаться поста, причаститься и покаяться. И, наконец, 1 мая отмечается Светлое Христово Воскресение — Пасха.  Как питаться в Великий пост 2016: календарь питания по дням (обратите внимание, что ниже приведены строгие уставные нормы, не всякому мирянину они будут под силу, мера послабления поста определяется индивидуально: посоветуйтесь с духовником или врачом, возможно, вам не стоит полностью воздерживаться от скоромных продуктов, пост — это не только ограничение в еде, прочтите статьи Угодно ли Богу ожирение, или Великий пост и здоровое питание  и Как поститься, если постная еда дорогая и калорийная?  ) Первая и последняя седмицы Великого Поста по Уставу самые строгие в отношении трапезы. 13 марта – воскресенье. Прощеное Воскресение Совершается заговенье. Последний раз разрешаются скоромные продукты (кроме мясных и молочных). Положено две трапезы. 14 марта – понедельник. Начало Великого Поста. Чистый понедельник . Ничего не едят. 15 марта – вторник — ничего не едят. Для тех, кто не может выдержать полное воздержание от пищи и пития в течение двух первых дней Великого Поста, а также для пожилых людей, разрешается «хлеб и квас» во вторник после вечерни.

http://pravmir.ru/velikiy-post-2016-kale...

Гoд XLIV. Руководство для сельских пастырей. Выходит еженедельно. Цена годовому изданию на месте пять руб., с пересылкой шесть рублей серебром. Подписка принимается в редакции сего журнала, при Киевской духовной Семинарии. 1903 года. Марта 23-го. Содержание : Пастырские собрания, как выражение пастырского взаимообщения. – Лазарево воскресение и неделя ваий в Иерусалиме. – Причины, почему церковное Богослужение не располагает нас иногда к сердечной молитве пред Богом. – Народные обычаи на Благовещение Пресв. Богородицы в Назарете. – Кто из священнослужителей должен, первенствовать при соборных Богослужениях!.. Жизнь паломническая в Иерусалиме достигает наивысшего своего напряжения особенно в конце великого поста. Последние дни шестой недели и вся страстная седьмица вплоть до вечерни первого дня Пасхи представляются непрерывным церковным празднеством, участие в котором каждый истый паломник считает для себя священным долгом. Храмы иерусалимские днем и ночью оглашаются в это время церковными песнопениями, постоянно в них совершаются церковные литании и крестные ходы, и народ, во множестве тысяч, сошедшийся сюда с разных концов света „от запада и севера, и моря и востока“, лишая себя нередко сна и пищи, непрестанно переполняет эти храмы. Страстная неделя и первый день Пасхи есть вместе с тем и конец паломнического сезона, потому что громадное большинство паломников после литургии в первый день Пасхи покидает Иерусалим и спешит в Яффу, чтобы попасть на первый отходящий в Россию русский пароход. Следовательно, каждому паломнику, посещая продолжительные служения в святоградском храме, приходится много уделять времени на хождения по лавкам для закупки всяких иерусалимских реликвий в дар родным на память о паломничестве ко св. Гробу. На улицах царит поэтому большое оживление, и местные и приезжие торговцы, съезжающиеся сюда со своими товарами издалека, на разных языках и наречиях ласково зазывают к себе паломников, расхваливая свои товары и поражая их чудесами своей фантазии и изобретательности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Закрыть itemscope itemtype="" > Неделя первая. Светлая, 20-26 апреля 7 недель после Пасхи 22.04.2014 526 Время на чтение 3 минуты Фото Юлии Кузенковой Как вы думаете, сколько времени празднуется православная Пасха? Конечно, не один день, и даже не неделю, а пятьдесят дней, или чуть больше семи недель. С момента, когда ученицы Христа первыми увидели пустой гроб и узнали о Воскресении Господа из мертвых, прошло пятьдесят дней до часа, когда эта Весть прозвучала во всеуслышание на улицах Иерусалима. На пятидесятый день апостолы Христовы перестали таиться и вышли на проповедь Евангелия, обращая сразу тысячи слушающих. На пятидесятый день Пасхи родилась Церковь, та самая, что существует уже двадцать веков. Та самая, к которой принадлежим и мы с вами. Неделя первая. Светлая, 20-26 апреля Пасха Воскресения Знаете ли вы, что Светлая седмица в древней Церкви именовалась Пасхой Воскресения? В первые три века христианства название «Пасха» носили две недели: предшествующая дню Воскресения Христова и последующая. Предшествующая именовалась Пасхой Крестной, или Пасхой Страстной, и только после Первого Вселенского собора, прошедшего в 325 году, получила свое современное название - Страстная седмица. Также и Светлая седмица. А собственно Пасхой соборяне постановили называть сам день, в который воскрес Спаситель. Чем это время отличается от обычного, да и от всех иных праздников? Настоящим ликованием, отраженным всеми возможными средствами в церковной жизни! Так, например, если Великим постом пение, где это возможно, уступает место чтению, то на Пасху и Светлую неделю даже часы (богослужение, обычно состоящее исключительно из чтения псалмов) поются! А что меняется в нашей повседневной жизни? Мы оставляем обычное утреннее и вечернее молитвенное правило и вместо них всю первую неделю по Пасхе читаем Пасхальные часы. На время Светлой седмицы обычный во весь год пост по средам и пятницам отменяется. Отменяются до самой Пятидесятницы (50-й день по Пасхе) земные поклоны. Все покаянные молитвы из богослужения на это время исключаются, и каждый день совершается торжественный крестный ход.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Закрыть Великий пост и воспитание воли у староверов Сатанинская вакханалия по захвату Киево-Печерской Лавры должна ещё раз напомнить, в какую адскую пропасть дичайшего язычества может привести отказ от веры в Бога Галина Чудинова   14:25 08.04.2023 1121 Время на чтение 6 минут Фото: Предоставлены автором Близится к концу Великий пост – самый длинный в году и самый значимый для всех православных христиан, особенно для староверов. Строгой была в нём первая неделя, когда шли ежедневные службы во всех старообрядческих церквях, и верующие молитвенно готовили себя к семинедельному «марафону» поста. Особенно строгой будет и последняя неделяСтрастная седмица с её утренними и вечерними богослужениями и молитвами о спасении России. Неоднократно обращала я внимание на то, что именно последняя неделя поста чревата разного рода печальными происшествиями – пожарами, наводнениями, смертями в дорожных ДТП, убийствами, суицидом да прочими бедами. Так Господь попускает тем, кто не верит в Божественную помощь Спасителя, кто предельно далёк от воцерковления. Многовековой опыт научил староверов начинать и заканчивать каждый день молитвами, а в дорогу брать с собой иконку с ликом Спаса нашего Исуса Христа, Богородицы, Святителя Христова Николы и других исконно почитаемых на Руси святых. Великий пост Строжайшая аскеза – главная особенность Великого поста. С душевным трепетом и сердечным раскаянием произносится в дни его молитва святаго Ефрема Сирина: «Господи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене. Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь». Молитва сопровождается семнадцатью земными поклонами. Не случайно А.С. Пушкин переложил её на русский литературный язык, создав гениальное стихотворение: «Отцы пустынники и жены непорочны: Владыко дней моих! дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей,

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/08/ve...

Неделя 28-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. 20. Неделя 28-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Глас 3-й. Предпразднство Рождества Христова. Прав. Иоанна Кронштадтского. Сщмч. Игнатия Богоносца. Свт. Даниила, архиеп. Сербского. Прп. Игнатия, архим. Печерского, в Дальних пещерах. Примечание. С этого дня Октоих не поется до отдания праздника Богоявления, за исключением воскресных дней. По воскресным дням не поется полиелей, кроме памяти великого святого. На утрене седмичных дней читаются две рядовые кафизмы, а на вечерне – третья рядовая. Седальны после кафизм – предпразднства или попразднства. Отменяются междочасия часов и рядовой канон Богородицы (Октоиха) на повечерии. Библейские песни до отдания праздника Богоявления – «Поем Господеви…». В предпразднства Рождества и Богоявления на повечериях назначаются особые каноны, составленные по подобию канонов Страстной седмицы (см. Типикон, 20 декабря). При соединении службы прав. Иоанна Кронштадтского с воскресной службой Октоиха и службой святых отец можно руководствоваться главой Типикона под 21 декабря, 2-е «зри»: «Подобает ведати, аще случится Петра митрополита в Неделю пред Рождеством Христовым, святых отец». Служба Недели пред Рождеством Христовым, святых отец, находится в Минее 18 декабря . Примечание. Служба сщмч. Игнатия Богоносца (с 20 декабря) может петься «в пяток на повечерии» (см. 19 декабря) . Трипеснец (и двупеснец) повечерия, глас 2-й: «Непроходимое волнящееся море...» (см. 20 декабря), может быть перенесен на повечерие в Неделю вечера (под 21 декабря) и петься в соединении с трипеснцем, глас 2-й: «На камени мя веры утвердив...» (см. 21 декабря на повечерии), и службой мц. Иулиании (с 21 . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные (Октоиха), глас 3-й – 3, отцов, глас 6-й – 3 («Явися мира концем...», «Славою украшаются...», «Облиста весело...»), и прав. Иоанна, глас тот же – 4 (со славником). «Слава» – отцов, глас тот же: «Даниил, муж желаний…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Вертепе, благоукрасися…» (см. в службе отцов; догматик гласа не поется).

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-02/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Евангелия Великого поста 24 мин., 13.03.2021 Содержание Евангелия Великого поста — особенные. Каждое великопостное воскресенье читается отрывок, который призывает верующих задуматься о том или ином аспекте духовной жизни, чтобы с чистым сердцем встретить праздник Воскресения Христова. Великопостный цикл начинается с четырех подготовительных недель («неделя» по-церковнославянски означает воскресенье — Прим. ред.) , за которыми следуют шесть недель, относящихся непосредственно к постному периоду. Особняком стоит Страстная Седмица — последняя неделя перед Пасхой. Евангелие предподготовительной недели Великого поста Неделя о Закхее . Евангелие от Луки, глава 19, стихи 1-10 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Евангельское чтение о сборщике податей Закхее призывает иначе посмотреть на тех, кого все презирают, и ставит вопрос о том, имеем ли мы право судить других. Закхей так хотел увидеть Христа, что не побоялся выставить себя на посмешище, и даже залез на дерево, потому что устал от удушающей атмосферы, которая царила в его жизни. Но когда Христос решил войти в его дом, толпа осудила обоих — и чиновника, и Спасителя. Имели ли эти люди право считали себя праведниками? Размышляет священник Стефан Домусчи.

http://foma.ru/evangelija-velikogo-posta...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Евангелия Страстной седмицы 24 мин., 20.04.2021 Содержание Евангелия Страстной седмицы — особенные. Последняя неделя перед Пасхой стоит особняком относительно других периодов Великого поста. Время, когда Церковь призывала нас сосредоточиться на собственных грехах, закончилось. День за днём, читая соответствующие евангельские эпизоды, мы проживаем последние события земной жизни Христа, нам предстоит вместе с Ним идти через крестные страдания навстречу к Пасхе. Евангелие Великого понедельника Страстной седмицы Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 3-35 3  Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?  4  Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,  5  ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: " я Христос " , и многих прельстят.  6  Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец:  7  ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;  8  всё же это — начало болезней.  9  Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;  10  и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;  11  и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;  12  и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;  13  претерпевший же до конца спасется.  14  И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. Это евангельское чтение посвящено будущим судьбам мира. Нам, вслед за апостолами, страшно от слов Христа о Страшному суде — как жить, зная, какие трагедии произойдут в конце истории? На что предлагает опереться Христос, чтобы ждать Второго пришествия не с ужасом, а с надеждой? Евангельский отрывок комментирует священник Антоний Борисов :

http://foma.ru/evangelija-strastnoj-sedm...

Темы беседы: 1. Страстная седмица; 2. Великая Пятница, страдания и жертва Спасителя и влияние этого события на жизнь каждого человека. А. Пичугин — «Светлый вечер» на радио «Вера». Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Здесь в этой студии Алла Митрофанова… А. Митрофанова — Алексей Пичугин. А. Пичугин — Пятница, и поэтому как всегда в это время здесь в нашей студии главный редактор журнала «Фома», глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, профессор МГИМО Владимир Легойда. Здравствуйте. В. Легойда — Добрый вечер. Наше досье: Владимир Легойда. Родился в Кустанае в 1973 году. Окончил МГИМО, стажировался в Соединенных Штатах, кандидат политических наук, профессор МГИМО. Некоторое время возглавлял кафедру международной журналистики. Оставил эту должность после назначения на пост председателя Синодального информационного отдела Московского Патриархата. С 96 года Владимир Легойда — главный редактор журнала «Фома», он также входит в состав различных государственных и церковных органов. Таких как Президентский Совет по правам человека, общественный совет при Минюсте, Патриарший совет по культуре, Высший церковный совет. С декабря 2015 года Владимир Легойда является председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. А. Митрофанова — У нас сегодня необычная пятница. Наверное, она единственная такая. Да не наверное, а точно. Её называют Великой пятницей, Страстной пятницей. И я думаю, что будет правильно, если мы разговор начнем с тех, самых главных событий, которые сейчас проживаются… Я правильно понимаю, что они не вспоминаются, а проживаются в Церкви? Всякий раз. События Великой пятницы — Распятие, Погребение Христа. В. Легойда — Вообще-то евангельские события проживаются на каждой Божественной литургии. Но понятно, как вы совершенно справедливо сказали, Страстная неделя, Страстная седмица — это особое время, когда мы все призываемся к тому, чтобы, говоря языком богослужения, «всякое ныне житейское отложить попечение», и попытаться максимально пережить и прикоснуться к тем событиям, которые стали определяющими в истории человечества. И у нас есть такая уникальная возможность, наша вера, наше богослужение дает нам возможность в этой погрузиться и это пережить, насколько это для каждого из нас возможно в нашей нынешней ситуации. Поэтому, конечно, Страстная пятница как день Распятия Спасителя, это такая, может быть, точка максимального напряжения евангельских событий.

http://sinfo-mp.ru/svetlyj-vecher-s-vlad...

Великий пост в 2016 году Когда следует особенно строго поститься в дни Святой Четыредесятницы? Как правильно вести себя на Страстной неделе? На каких службах необходимо побывать? 14 марта, 2016 Когда следует особенно строго поститься в дни Святой Четыредесятницы? Как правильно вести себя на Страстной неделе? На каких службах необходимо побывать? Великий пост в 2016 году начинается 14 марта и продлится до 30 апреля включительно. Великий пост в 2016 году пройдёт с 14 марта по 30 апреля. Подробнее об этом Вы сможете узнать, прочитав материал на этой странице сайта «Правмир». Великий пост в 2016 году: главные службы Вечером, в первые четыре дня Великого поста, с 14 по 17 марта в 2016 году, в храмах вечером совершается чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского . По средам и пятницам в течение Великого поста служат литургию Преждеосвященных Даров . После литургии Преждеосвященных Даров в пятницу первой седмицы поста 18 марта в 2016 году  будет освящаться коливо (сваренные с медом зерна пшеницы) в память святого мученика Феодора Тирона . В первое воскресенье Великого поста, неделю Торжества Православия , 20 марта в 2016 году, в храмах по окончании Божественной литургии совершается чин Торжества Православия. Во 2, 3, 4 субботы Великого поста  (26 марта, 2 и 9 апреля в 2016 году), Церковь совершает поминовения усопших. Накануне, вечером в пятницу, во многих храмах совершается особое заупокойное богослужение — парастас. Третье воскресенье Великого поста, 3 апреля в 2016 году, — неделя Крестопоклонная , на Всенощном бдении совершается чин поклонения Кресту. Следующая за этим днем неделя считается особо строгой. В среду 5 седмицы Великого поста, 13 апреля в 2016 году, вечером (в некоторых храмах — ночью) целиком читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского с житием преподобной Марии Египетской — Стояние Марии Египетской . «Труда ради бденного» в этот вечер разрешается в пищу вино и елей. В пятницу на той же неделе, 16 апреля в 2016 году, накануне Субботы Акафиста (праздник Похвалы Богородицы) , на утрене читается акафист Божией Матери.

http://pravmir.ru/kalendar-velikogo-post...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010