Закрыть itemscope itemtype="" > Кому пальма, а кому - верба 29.03.2007 343 1 апреля - Вербное воскресенье, а затем начинается Страстная неделя, которая завершится Пасхой. Эти дни важны не только для людей верующих: придти в храм с вербой, покрасить яйца, испечь кулич - это стало и народной традицией. О духовном христианском смысле этих событий размышляет протоиерей Вячеслав ХАРИНОВ, настоятель храма Иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " на Шпалерной улице. " Начаток жизни " - Почему мы приходим в храм с вербами? Распространено мнение, что так как в Иерусалиме Христа встречали пальмовыми ветвями, а у нас пальм нет, поэтому - верба. Но еще в Ветхом Завете существует повеление приносить в храм то, что является " начатком " всего живого, знаком того, что все - от Бога. Верба - одно из первых растений, которое в это время дает цветоносную почку. О вербе есть много суеверий - в старые времена настой из нее давали скотине, ставили веточки в хлеву, как ограждение от всего злого. Сейчас многие считают, что вербу обязательно нужно окропить святой водой. Церковь не поощряет, но изучает эти вещи как феномен народного благочестия. Обычно вербу хранят около икон в течение года, потом ее можно сжечь. Кстати, этот обычай относится ко всему обветшалому, но имеющему какое-то священное значение. Если вам негде сжечь, можно принести в церковь, где есть специальные печки. ...Вход Господень в Иерусалим был описан за 400 лет до этого события пророком Захарией. Он пишет о царе, въезжающем в Иерусалим на молодом осле. Почему не на коне? На Востоке конь - животное войны, на коне мог въехать царь-тиран, царь-деспот. Осел - животное мира, Христос - кроткий Царь. Интересно, что хозяева безропотно отдают апостолам осла, хотя на бытовом уровне трудно представить, чтобы крестьянин так просто расстался со скотиной. Безмолвными, непротиводействующими Христос мог сделать своих врагов - книжников и фарисеев и тем себя обезопасить. Он этого не сделал, идя на добровольные страдания. Вербное воскресенье - день праздничный. " Не бойся, дщерь Сионова! - это обращение к Иерусалиму, - Се, Царь твой грядет " . Народ встречает Христа ликуя, ведь сбываются пророчества о Мессии, Христос только что воскресил Лазаря. Но понимание Мессии - разное. Многие ждали сильного властителя, который уберет власть оккупантов - римлян, поднимет восстание. Фарисеи и книжники начинают манипулировать толпой, Страстная неделя - картина непостоянства толпы на все времена: за несколько дней возгласы " Осанна! " сменяются на " Распни его! " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – апрель 2021 33 мин., 17.04.2021 1-я страница обложки: У стога сена сидит и смотрит в вечернее небо маленький мальчик с серым кроликом в руках (фото Елены Шумиловой). Рядом надпись: ВОЗЬМИ СЕБЯ В  ЕГО РУКИ. Внизу страницы обозначена одна из тем номера: КОГО И ПОЧЕМУ ХРИСТОС ПРИЗВАЛ БЫТЬ КАК ДЕТИ? Пролог : Осип Мандельштам. « На бледно-голубой эмали ...». Стихотворение. 1909// Фома. апрель 2021. — С.2. —  (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: апрель //Фома. апрель 2021. — С.4-5. — (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 26 апреля. Начинается Страстная седмица . [Страстная седмица — предшествующая Пасхе неделя, во время которой вспоминается Тайная Вечеря, предание на суд, страдания, распятие и погребение Иисуса Христа]. — С.4; 4 апреля. Крестопоклонная неделя. [От людей, не знающих учения Церкви, порой слышишь недоумение: как можно поклоняться орудию казни, как можно поклоняться кресту? Дело в том, что орудием казни крест был для римлян. Для христиан же Крест Христов — орудие нашего спасения. И любое поклонение христиан Кресту — это всегда поклонение Тому, Кто дал распять Себя на нем из любви к людям]. Ил. — С.4; 7 апреля. Благовещение Пресвятой Богородицы. [Самая известная молитва Деве Марии «Богородице, дево, радуйся» отсылает нас к событиям Евангелия, где явившийся Ангел возвещает совсем еще юной девушке, что она стала избранницей, которая примет в себя Бога и даст Создателю мира свою плоть для вочеловечения. Но для Боговоплощения нужна была не только воля Бога, но и согласие Девы Марии, ее свободная воля. И она дает это согласие: се   Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк 1:38). Это событие Церковь и празднует в день Благовещения]. Ил. — С.4; 14 апреля. 70 лет назад родился Петр Мамонов. [Цитата из интервью журналу «Фома» музыканта, киноактера, исполнителя одной из главных ролей в известном кинофильме «Остров» (реж. П. Лунгин) — Петра Мамонова]. Фото Павла Смертина. — С.5;

http://foma.ru/bibliografija-foma-4-216-...

Не празднуя широко, гостей можно позвать на следующей неделе, когда будет Пасхальная радость, и дни празднования можно не ограничивать даже одним каким-то днём.  Я стараюсь свой день рождения начинать со служения Божественной литургии, с причастия. Если возможность есть, то можно поступить также. Литургия на Страстной неделе не совершается только в пятницу, в остальные дни принято причащаться, то есть даже в такой период христиане не лишены самой главной радости –  Святых Даров, Тела и Крови Христова. После службы вполне можно сходить с ребёнком куда-то прогуляться, провести время вместе, подарить подарок. Проявить все свои самые нежные чувства, которые только возможны в этот день. Это точно не воспрещается. Из любви к нам Господь взошёл на Крест и воскрес. Ваш ребёнок может почувствовать в эти дни и вашу любовь, и через неё – любовь Божию. Иерей Александр Щенёв, клирик Свято-Воскресенского женского монастыря в Муроме: – Я бы не советовал отмечать день рождения на Страстной седмице. Для верующей семьи эта неделя – воспоминание страшных событий, страданий нашего Господа. А день рождения сам по себе  подразумевает какое-то празднество, веселье, шутки, что непозволительно в это время. Но, с другой стороны, мы говорим о ребёнке. Речь не о том, чтобы сделать послабление, нет, мы говорим о том, что доставить радость чаду можно, но без шумных и увеселительных мероприятий.  Ещё немаловажный фактор – возраст ребёнка. 4–5летнему ребёнку и старше объяснить можно, почему мы переносим празднование, а малышу – труднее. Маленьким детям сложно понять смысл поста, смысл  Страстной седмицы. Но всё равно верующая семья найдёт правильный выход. По-моему, хорошая идея – сесть в кругу семьи, накрыть постный стол, приготовить вкусный, красивый, но, конечно, постный торт или пирог, сейчас такие возможности есть. А остальное празднование – с детским стремлением к подвижным играм – перенести на потом, на после Пасхи. Конечно, самый лучший вариант для верующей, особенно для воцерковлённой, семьи день рождения начать так: всем вместе пойти в храм. Мама, папа и дети, не только именинник – в храме Божием помолились на службе и причастились. Такое духовное единение.

http://azbyka.ru/deti/den-rozhdenija-na-...

Слава страстем Твоим, Господи, слава Тебе! В кругу церковного года есть одна седмица, – которая издревле называется великой. Эта седмица страстная, посвященная воспоминанию последних дней земной жизни Искупителя. «В эту седмицу, которая называется великой, – говорит Иоанн Златоуст , – разрешена древняя тирания диавола, попрана смерть, связан сильный и расхищены его оружия, заглажен грех , снята клятва, отверст рай, небо перестало быть недоступным, люди сблизились с Ангелами, преграда разделений отнята, границы взяты, Бог мира примирил небесное и земное. Вот почему эта седмица называется великой! И как она есть глава прочих седмиц, так суббота великая есть глава этой седмицы» 1 Действительно, страстная или великая неделя есть глава и первообраз всех седмиц церковного года. Великие священные события, которыми ознаменованы некоторые дни ее, благоговейно воспоминаются церковью в те же самые дни каждой седмицы, и, чрез все продолжение церковного года, одна седмица передает другой неумолкающую проповедь о величии страстной седмицы! Всмотримся ближе в те величественные черты, из которых слагается образ страстной седмицы. В этом образе отражается Божественный лик Самого Христа, идущего на вольные страдания и смерть, страждущего, умирающего и погребаемого за грешный род человеческий. Искупитель мира в последние дни Своей жизни является вместе и во всем Своем Божеском величии, и во всем человеческом уничижении, которое доходит даже до принятия смерти и притом смерти позорной – крестной. Эта единовременная противоположность в состоянии Иисуса Христа в последние дни земной жизни Его, это проявление славы Искупителя на самых последних степенях Его уничижения отражается и в церковном воспоминании об этих великих днях, которому посвящена страстная седмица. Главное господствуюцее чувство, которым проникнуто богослужение страстной седмицы, есть чувство глубочайшей скорби и сострадания церкви Христу в Его страданиях за грехи мира; но в то же время – это чувство услаждается радостным воззрением на благодатные плоды искупительной смерти единородного Сына Божия и утешительной надеждой на близкий и необходимый час Его славного воскресения. Церковь и скорбит, и радуется, и постится, и празднует в великие дни страданий, смерти и погребения Искупителя! Наряду и даже единовременно с глубоко-скорбными тонами богослужения страстной седмицы слышатся тоны умиления и тихой радости. Даже тогда, когда церкви остается, по-видимому, только сетовать вместе с Богоматерью над гробом Спасителя, – она слышит в духе и нам передает утешительный глас почившего Господа, говорящего из гроба к Матери Своей: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся!» (кан. Велик. суб. песнь 9-я)

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Страстная седмица с детьми: рекомендации многодетной матушки Очень важно на Страстной взбодриться после длинного поста 8 апреля, 2015 Очень важно на Страстной взбодриться после длинного поста Как говорить с детьми о событиях Страстной седмицы? Своим опытом делится Ольга Юревич, супруга протоиерея Андрея Юревича, мама семерых детей. Настоящее переживание Страстной недели начиналось у нас с детьми со Среды. Страстная неделя – это когда дети уже просто на последнем вздохе: они устали от кулинарного поста, устали от воздержания (в пост у нас были и до сих пор исключены или ограничены просмотры фильмов, прослушивание музыки и т.д.), устали от напряжения многочисленных великопостных служб. И было очень важно на Страстной взбодриться от длинного поста, к которому все уже немного привыкли. Все, что было до этой недели – касалось нас, наших рассуждений о своих грехах, о покаянии… На Страстной мы с детьми полностью концентрировались на Иисусе Христе, себя уже отбрасывали, тем более все о нашей духовной жизни было уже переговорено много раз. Главным был взрыв внимания к Нему, к Его последним дням, Его окружению, Его страданиям. То есть, к тем Евангельским событиям, которые наполняют Страстную неделю. Я старалась, чтобы мы не отвлекались с детьми, а каждый день проживали с Господом. Вот мы вместе с Ним в Среду, когда в дом приходит грешница и омывает Ему ноги. Мы оказываемся очевидцами Иудиного предательства. Мы вместе с Ним оказываемся в Четверг с апостолами на Тайной вечери, где Он омывает ноги ученикам. В пятницу мы весь день были в церкви – кто-то ходил утром, кто-то на дневную службу, кто-то вечером. Чаще всего на вторую и на третью ходили все. Малышам своими словами я рассказывала о вспоминаемых событиях, а не просто читала детскую Библию. Мне кажется, мое личное отношение, мое личное участие было очень важно для детей. Для старших у нас лежала открытая Библия, и они каждый день старались прочитать о тех событиях, о которых Церковь вспоминает завтра. Если возникали вопросы – они обсуждались.

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmitsa-s-...

Страстная – стать соучастниками Спасителю Мы должны ощутить свое место перед Крестом – с кем мы в данный момент? 25 апреля, 2016 Мы должны ощутить свое место перед Крестом – с кем мы в данный момент? О том, как по-настоящему прочувствовать события Страстной недели, размышляет протоиерей Димитрий Климов, настоятель Свято-Никольского кафедрального собора (город Калач-на-Дону Волгоградской области). Страдания Христа, всё то, что Ему пришлось претерпеть до распятия и уже на Кресте, в нашем сознании отпечатываются согласно восточной иконографии, когда Спаситель изображается с одной ранкой на ребре и с ранами от гвоздей. Мы уже не понимаем всей богословской глубины этой иконографии, считываем ее внешне и потому как-то особо не чувствуем, ЧТО пришлось перенести Господу. Фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы», мне кажется, и был для того создан, чтобы показать современным людям все Его мучения и страдания. Для христиан первых веков они были очевидны, их не надо было так подробно описывать, потому нет их подробного описания в Евангелии. Интересно, что в Символе веры говорится: «И страдавша и погребенна», но даже не сказано, что Христос умер. Потому что для всех было понятно, что у распятого человека нет других вариантов. Все знали, что это за казнь, что это за «скорпионы», которыми избивали Господа, что это были за удары. А мы остроту именно телесных Его мучений уже не осознаем, не понимаем. Поэтому Страстная неделя, особенно Великий четверг, Великая пятница должны нас, современных людей, немного отрезвить, дать понять, какие страшные муки испытал Господь. Богослужебные тексты Страстной недели помогают этому отрезвлению. «Днесь висит на древе» – известная стихира, в которой говорится о том, что Творец всего мира висит на Кресте, Тот, который всё основал, всю Землю украсил, а теперь в «багряницу ложную облачается», Царь Ангелов терновым венцом украшается. В этом диапазоне – величие Бога и Его умаление, Его страдания. Господь умалился настолько, что Сам, по Своей воле, принял на Себя всё то, что Ему пришлось вынести. Бог добровольно стал Человеком, приняв на Себя страдания и боль всего мира.

http://pravmir.ru/strastnaya-stat-soucha...

Богослужение от Недели о мытаре и фарисее до Великой Субботы Начиная с Недели о мытаре и фарисее вплоть до Великой Субботы за богослужением используется Триодь постная. Богослужение периода пения Триоди постной задумано как единый литургический цикл, развертывающийся на протяжении десяти недель. Этот цикл включает три подготовительных недели к Великому посту, шесть недель поста и Страстную седмицу. Молитвы и песнопения Триоди ведут верующего по пути великопостного покаяния через «пасху распятия» к «пасхе воскресения». Период действия Триоди постной – наиболее духовно насыщенный период годового богослужебного круга. Интенсивность литургического переживания возрастает по мере приближения к Пасхе и достигает своего апогея в дни, когда вспоминаются страдания, крестная смерть и воскресение Христа. Подготовка к Великому посту Неделя о мытаре и фарисее является первым из четырех воскресных дней, предваряющих Великий пост . Основной темой богослужения в этот день является притча о мытаре и фарисее, читаемая за литургией (см.: Лк. 18:10–14 ). В этой притче перед взором верующего представлены два типа религиозности. Фарисей – человек, исполняющий предписания закона, соблюдающий установленные посты, дающий десятину на храм. А мытарь – тот, у кого презренная профессия, кто не соблюдает установления закона, но у кого есть смирение и покаяние. Фарисей все свои добрые дела ставит себе в заслугу, а мытарь лишь со смирением сознает свое недостоинство. Мытарь в притче отнюдь не представлен в качестве идеала для подражания, так же как фарисей – отнюдь не исключительно отрицательный персонаж. Притча завершается словами: Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Иными словами, оправданы оба – и мытарь, и фарисей, но мытарь оправдан более фарисея за свое самоуничижение. В контексте предстоящего Великого поста притча о мытаре и фарисее напоминает о том, что соблюдение поста не должно становиться поводом для гордыни и превозношения. Кроме того, эта притча является напоминанием о смирении как об основании всех добродетелей и о гордыне как о корне всех пороков. В стихирах и тропарях смирение и покаяние мытаря противопоставляются надменности и гордыне фарисея: Триодь постная. Неделя о мытаре и фарисее. Вечерня. Стихира на «Господи, воззвах»

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Жить без страха Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 5-19 апреля. – Благовещение. – Мысли о вечном. – Три страшных дня. – Дата визита. – Несправедливые обвинения. – Перемещения по Украине. – Свобода манипуляции. – Государственное равнодушие. – Кришнаиты-спекулянты. – Вагон тушенки. – Вопросы образования. – Благодатный огонь. – Пасха. – Радуйтесь, молитесь, благодарите. Прошедшие две недели были отмечены главным событием православного года – Пасхой. Поэтому существенная доля публикуемых материалов была посвящена Страстной  седмице, пришедшемуся на эту же неделю празднику Благовещения    и Светлому Христову Воскресению. О начале Страстной седмицы сообщили практически все основные информационные агентства. Так, сайт «Регионы России» пишет: «последняя неделя поста - Страстная неделя - считается самой строгой», однако затем изложены весьма интересные све6дения: «но светский человек не обязательно должен соблюдать все каноны. Каждый сам определяет для себя меру этой строгости. В молитвах говорится – «поститесь постом приятным», то есть нужно устроить себе такую программу поста, которая будет духовно приятна». В общем, этакая проповедь комфортного поста, который можно «себе устроить». Далее в сообщении рассказывается о том, какие службы в какой день служатся в Православной Церкви и почему. Примерно по такой же схеме были построены остальные подобные сообщения. 7 апреля Русская Православная Церковь праздновала праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Как пишет сайт « Newsru.com » . На сайте «Православной газеты» можно более подробно прочитать о смысле праздника Благовещения и его значении для Православной Церкви: «Печальна и томительна была жизнь людей Ветхого Завета… Забывая Бога, человечество заблудилось в дебрях житейской суеты, греха и не знало куда идти, где искать вечную истину, правду, подлинную красоту и добро. Люди ждали Божественной помощи, ждали долго, ждали со страхом, но и с надеждой… И вот «пришла полнота времени» (Гал. 4, 4), наступили дни исполнения пророческих предсказаний и конец приготовления человечества к принятию Спасителя; наступил исторический момент, заставивший возликовать всю вселенную… Еще, кроме всего прочего, с сегодняшнего дня, когда Пресвятая Дева становится Божией Матерью, в Ее Лице весь человеческий род приобретает усердную Заступницу и Ходатаицу перед сыном Своим и Богом нашим». На том же сайте опубликована проповедь митрополита Антония (Сурожского) , сказанная им некогда в день Благовещения пресвятой Богородицы. Об этом же празднике пишет и автор «Гудка» Алексея Ипатьева в материале «Радуйся, Благодатная!» .

http://pravoslavie.ru/4888.html

Закрыть itemscope itemtype="" > 40 дней по особому расписанию 11.03.2019 1651 Время на чтение 11 минут С приходом Великого поста для Церкви наступает особое время: меняется содержание церковных служб, в богослужебном круге появляются песнопения и последования, характерные только для этого периода. Для того чтобы дисциплинировать себя и ничего не забыть, некоторые православные христиане составляют великопостный календарь на каждый день, в него вносят богослужения, которые нужно посетить, запланированные к прочтению книги, «задания» по преодолению вредных привычек и прочее. Наш сегодняшний материал может помочь тем, кто еще не в полной мере ориентируется в пространстве Святой Четыредесятницы, в составлении такого календаря. Нужно иметь в виду, что неделя, то есть промежуток в семь дней, называется в православном календаре седмицей, а собственно неделей именуется воскресный день. Страстная седмица по уставу Церкви является особым периодом и в состав Великого поста не входит. Строго говоря, не входят в него и два православных праздника - Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим, так что длительность Святой Четыредесятницы составляет ровно 40 дней, по образу сорокадневного поста Спасителя в пустыне. Первая седмица. Неделя 1-я: Торжество Православия (11-17 марта) Святая Четыредесятница начинается с четырех дней строгого воздержания и ежедневного посещения богослужений. С понедельника по четверг первой седмицы вечером во всех храмах читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. В этом духовном произведении отражена вся история отношений человечества с Богом - от Адама до Страшного суда; при этом оно построено как разговор человека с собственной душой, которая призывается восстать от греховного сна. В среду первой седмицы впервые служится Литургия Преждеосвященных Даров. Исторически и по смыслу она представляет собой вечерню, на которой происходит причащение молящихся Святых Христовых Таин. Подробнее об этом богослужении можно прочесть ниже, в «Словаре Великого поста».

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/11/40_d...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пассия: служить или не служить? 29.03.2021 800 Время на чтение 3 минуты Источник: Православная жизнь Четыре раза за Великий пост – в первое, второе, третье и четвертое воскресенье – совершается Пассия. Для многих Пассии, что в переводе «страсти», «страдания», являются одними из самых любимых Великопостных богослужений. Вместе с тем в современной богослужебной традиции целесообразность совершения Пассии вызывает споры: совершать или не совершать эту службу в православных храмах? Тем более что есть Неделя Крестопоклонная и Неделя Страстная. Как главный довод «против» – «латинское, западное происхождение Пассии». Второй довод – «о Пассии нет упоминаний в Типиконе». Так идти или не идти на Пассию? Комментирует епископ Сильвестр (Стойчев), ректор Кивской духовной академии. – Пассия как чинопоследование действительно имеет позднее происхождение и не предусмотрена уставом. Появление этого чина в нашей богослужебной традиции связывают с именем Киевского митрополита Петра Могилы. Нередко можно встретить высказывание о том, что совершать Пассию не следует из-за латинского происхождения. Такая позиция встречается и среди священнослужителей, и среди мирян. Видимо, знатоки исторической литургики с легкостью могут продемонстрировать — что, когда и как заимствовано в этом богослужении из латинских источников. Но всё же следует смотреть на содержание, на смысл этого последования. Для начала следует обратить внимание, что этот чин, составленный святителем Петром, собственно есть чтения Страстных евангелий и песнопений, взятых им из Триоди Постной, то есть никаких латинских источников использовано не было. Уже позже, в XIX веке, в чин Пассии также включили чтение акафиста Страстям Христовым, автор которого святитель Иннокентий Херсонский. Каждый может прочесть это творение святителя и попытаться ответить на вопрос: что в этом акафисте латинского? И любой внимательный читатель увидит, что ничего такого нет. Мне, конечно, приходилось встречаться со специалистами по розыску латинского влияния в русском богословии и богослужебной практике, которые, например, видели следы этого самого влияния в словах «Иисусе, Боже сердца моего, прииди и соедини мя с Тобою на веки!», находящихся в другом акафисте авторства свт. Иннокентия. Доказывалось, что эти слова навеяны католическим культом сердца Иисусова. Можно подумать, что специалисты эти никогда не задумывались над тем, что и в православной традиции слово «сердце» многосмысловое и употребляется в разных значениях.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/29/passiy...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010