Декрет об оправдвнии Гл. 1. О немощи природы и закона в отношении оправдания человеков. Прежде всего святой собор объявляет, что для должного прямого и правого уразумения учения об оправдании необходимо всякому признавать и принимать, что когда через вероломство Адама все люди утратили невинность, то они сделались нечисты и (как Апостол говорит) по природе чада гнева [ Еф. 2: 3 ], как это представлено в декрете о первородном грехе, вплоть до того, что стали рабами греха и покорились диаволу и смерти, так что не только язычники естественными силами, но также и иудеи со своей стороны самим писанием закона Моисеева вследствие этого не могли оправдаться или восстать, хотя свободная воля в них не уничтожена была вовсе, пусть и ослаблена в силе своей и ущербна. Гл. 2. О домостроительстве и таинстве явления Христа. Потому-то и случилось, что небесный Отец, Отец милосердия и Бог всякого утешения [ 1Кор. 1: 3 ], когда пришла та блаженная полнота времен, послал к человекам Своего Сына Иисуса Христа, и до закона и во времена закона многими святыми отцами провозвещенного и обетованного, дабы и иудеев, которые были под законом, искупить, и язычники, не искавшие праведности, праведность получили бы [ Гал. 4: 5 ; Рим. 9: 30 ], и все усыновление вновь обрели. Его предложил Бог в жертву умилостивления через веру в крови Его [ Рим. 3: 25 ]за грехи наши, и не за наши только, но также и за грехи всего мира [ Ин. 2: 2 ]. Гл. 3. Кто оправдывается через Христа. Хотя и верно, что Он умер за всех [ 2Кор. 5: 15 ], не все, однако, восприемлют благодеяние Его смерти, но только те, которым сообщается заслуга Его страстей. Действительно, как подлинно люди, если бы рождались не от семени Адама, не рождались бы неправедны, но как через это свое происхождение, зачинаясь от того Адама, собственную неправедность обретают, – так ни за что и не оправдаются, если не возродятся во Христе, получая в дар ту возрождающую благодаря заслуге Христовых страстей благодать, благодаря которой становятся праведны. За это благодеяние Апостол увещевает благодарить Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов [ Кол. 1: 12–14 ]. Гл. 4. Уточнение того, как совершается оправдание нечестивого, и модус его в состоянии благодати. Понятием, описывающим оправдание нечестивого, да будет перенесение [translatio] из того состояния, в котором человек рождается сыном первого Адама, в состояние благодати и усыновления Богу, через второго Адама Иисуса Христа, Спасителя нашего; каковое перенесение при этом по слову Евангелия без бани возрождения или желания ее никто совершить не может, как написано: Если кто не родится от воды и Духа Святого, не может войти в царство Божие [ Ин. 3: 5 ]. Гл. 5. О необходимости приуготовления взрослых к оправданию и откуда сия [необходимость] проистекает.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

При благополучном течении дел личная страсть заменяет высшее проявление религиозного чувства, при беде и неприятностях та же личная страсть, оставаясь неудовлетворенной, вынуждает человека к молитве, к прошению у Бога. Ho такая молитва не есть ни порыв чистосердечия, ни доказательство преданности воле Божией. Такая молитва безуспешна, и прошения ее безнадежны. «Если Господь есть Бог , то последуйте Ему; а если Ваал, то идите за ним» ( 3Цар. 18:21 ), «ибо какое согласие между Христом и Велиаром?» ( 2Кор. 6:15 ), «Иисус Христос... оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет. 2:21 ). Итак, кто действительно предан Христу, пусть покажет, что Он приобщается Христовым страданиям (см. 1Пет. 4:1 ). Пусть будет вся жизнь наша единой жертвой Христу в Божию славу, тогда в нас не явится ни ложная надежда, ни осуждение свыше, как плод ее (см. Гал. 6:7 ). «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» ( Иак. 4:8 ). Христианская надежда имеет еще одно достоинство, достижение которого обусловливает успех деятельности и всех земных чаяний человека, – терпение. Умение выносить мужественно ниспосылаемые испытания, умение силой духа, крепкой волей, равнодушием к изменяющемуся порядку жизни, высотой мысли и невозмутимым спокойствием встретить препятствие к нашему счастью, – вот средство и способ найти осуществление своих надежд даже на земле. He малодушной слезливостью, не уничиженными жалобами, не грубым ропотом преклоняется долготерпеливый Человеколюбец, но мужественным терпением. «Итак, братия, будьте долготерпеливы, – говорит апостол Иаков, – укрепите сердца ваши... В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец его от Господа» ( Иак. 5:7, 8, 10, 11 ). «Ибо мы живые, – благовествует апостол Павел, – непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей» ( 2Кор. 4:11 ). «Радуюсь в страданиях моих», – говорит он ( Кол. 1:24 ). Отчего радуется? Оттого, что носит в сердце своем Господа: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Храм-Памятник на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, воздвигнутый на месте убиения царской семьи, уже стал знамением возрождения нашего Отечества в покаянии, правде, любви и верности Богу, символом воссоздания исторической памяти и воскрешения Святой Руси. Другим важнейшим видимым знаком совершившегося изменения должно стать духовное и нравственное преображение общества, водворение в нем мира и согласия, прекращение смут и противоречий, коими было так богато прошедшее столетие. Однако следует помнить, что, как и во все времена, ныне перед каждым человеком предлежит обязанность ответственного нравственного выбора, определяющего его будущность, ибо Господь Вседержитель, обращаясь к сердцу каждого, говорит: «жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30, 19). Необходимо во всех обстоятельствах жизни помнить, что только Господь есть Источник жизни. Его водительство несет человеку подлинное благо и истинную полноту бытия. Только исполнение Его заповедей приводит человека к гармоничной жизни и сподобляет вечного блаженства, и напротив, всякое нарушение воли Божией ведет к новым скорбям и несчастиям. Посему выход из любого кризиса лежит на путях духовного возрождения. Господь же Сам незримо помогает всякому, кто идет за Ним. Из опыта своего двухтысячелетнего бытия Церковь Христова знает, что благодатная помощь Божия способна кардинально изменить жизнь человека, просветить его сердце и разум, даровать ему силу. «Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром» (Пс. 28, 11). Обращаясь к Богу, будем просить Его, дабы по молитвам Святых Царственных Страстотерпцев даровал Он нам совершать труды свои в чистоте сердца, в твердой вере и непоколебимой надежде, в мире внутреннем и в мире со всеми, кто нас окружает, ибо к нам обращены слова Священного Писания, призывающего: «не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1Пет. 3, 9).

http://pravoslavie.ru/27201.html

Таким образом, получается, даже исходя из звучания древнегреческого слова, что тщеславиться можно чем угодно, любыми добрыми делами (которые тогда служат скорее к погибели, чем ко спасению): помощью нуждающимся и делами милосердия, постом, мудростью, верою, даже своим смирением – незаметно для себя превращая его в свою противоположность: «Все другие страсти, будучи преодолеваемы, увядают… Но эта, будучи поражена, с большим ожесточением восстает на брань, и когда почитается испустившею дух, чрез смерть свою делается еще более живою, здоровою и мощною. Прочие страсти тиранствуют только над теми, которых победили в борьбе; а эта победителей своих еще ожесточеннее теснит… В том особенно и видится тонкая хитрость врага, что по его козням воин Христов падает от собственных стрел, после того, как сам он не мог его победить своими вражескими оружиями» (Иоанн Кассиан Римлянин. «О борьбе с восемью главными страстями»). Тщеславие – «начало и предтеча гордости (Иоанн Лествичник) потому, что представляет собой любовь к своей славе, к хвалам в свой адрес. Хвалиться можно, например, собственными дарованиями и талантами, своими природными способностями – остроумием, хорошей памятью, хорошим воспитанием и т.д. Другое дело, что это все-таки получено нами без особого труда с нашей стороны. По большому счету это дар свыше, и собственной заслуги в этом нет. Даже своими добрыми делами хвалиться не стоит, потому что они бесполезны без спасения, а оно может быть только от Бога. Поэтому и говорил апостол Павел, что хвалящийся пусть хвалится только Господом: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было , как написано: хвалящийся хвались Господом» (1 Кор. 26-30).

http://foma.ru/tshheslavie-pustaya-slava...

26, 36–56; Мк. 14, 32–46; Лк. 12, 38–53). Так Господь, являвший продолжение земной Своей жизни Божественное всемогущество и власть над законом естества, словом: Это Я повергший на землю предателя с народом, имевший во власти Своей легионы Ангелов, но пришедший принести Себя в жертву за грехи мира, добровольно и смиренно предает Самого Себя в руки грешников! По традиции все верующие в этот день причащаются Святых Христовых Тайн. Протоиерей Г.С. Дебольский, «Дни Богослужения Православной Церкви», т.2 Песнопения из службы в четверг Страстной седмицы Великого Поста Вечери Твоея тайныя днесь Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. «Сын Божий! сделай меня ныне участником Твоей тайной вечери (удостой причаститься), потому что я не расскажу тайны врагам Твоим, не дам такого Тебе целования, как Иуда (не буду изменять Тебе худою жизнью), но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». Вместо Херувимской песни Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведного Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе. «Когда достохвальные ученики на умовении ног во время вечери просвещались, тогда злочестивый Иуда, объятый недугом сребролюбия, помрачался, и беззаконным судьям Тебя, праведного Судию, предает. Посмотри, пекущийся о богатствах, на того, кто из-за них удавился! Избегай такого неистовства души, дерзнувшей идти против своего Учителя! Благий ко всем Господи, слава Тебе!» Тропарь Евангелие от Матфея Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.

http://pravoslavie.ru/1698.html

Тропарь, глас 8-й: Песнопения Страстной седмицы в mp3 Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас. Кондак, глас 2-й: Час, душе, конца помысливши и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова. В этот день вечером (в среду) последний раз совершается великопостное великое повечерие. Великий Вторник. Проповедь Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во вторник Страстной седмицы после Литургии Преждеосвященных Даров в храме преподобного Сергия Радонежского в Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы 10 апреля 2012 года Архимандрит Кирилл (Павлов). Слово в Великий Вторник. О необходимости бодрствовать Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, приближаясь к дням Своих страданий, Господь был особенно близок и откровенен со Своими учениками. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 15), — говорил Спаситель Апостолам. Теперь Он уже не прикровенно, но с особенной ясностью возвещал им о том, что Ему надобно пострадать, чтобы таким образом приготовить их к Своим страданиям: Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие (Мф. 26, 2). Видя скорбь, охватившую Апостолов, Он утешает учеников обещанием, что не оставит их. Но вместе с тем Господь не скрывает от них и того, что и их, и всех вообще христиан ожидает такая же участь, как и Его — их Божественного Учителя: Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15, 20, 18 и 19).

http://pravmir.ru/velikij-vtornik/

«Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (ст. 16). Если в данном случае под храмом Божиим понимаются люди, значит, и под идолами понимаются не идолы в точном смысле слова, то есть какие-либо изваяния, которым поклонялись эллины, но то, что идолом становится и что заставляет человека преклоняться перед собой, вопреки его вере и любви к Богу. Речь идет о каких-либо страстях, пороках или же каких-либо принципах, происходящих не из христианского Богооткровения, но имеющих посторонний источник. Некоторые отцы сравнивают, например, блудную страсть с идолом Венеры, страсть гнева — с идолом Марса, и так далее. «Какая совместность храма Божия с идолами?» Гораздо важнее понять положительную сторону этого изречения: собственно христиане являются храмом Божиим. Не стены, не камни, из которых составлены те или иные здания, предназначенные для совершения молитвы, иногда весьма прекрасные и благолепно украшенные, а именно люди составляют храм. Церковь Православная, Церковь Христова состоит не из строений, а из людей. Каждый из нас является одним из камней, созидающих этот храм Божий. Но не только так можно понимать эти слова, в них можно еще увидеть и тот смысл, что в каждом из нас, как в храме Божием, должен пребывать Бог. Как в Ветхом Завете, когда евреи исходили из Египта, Господь пребывал среди их стана ночью в виде огненного столпа, а днем — в виде облачного, так и сейчас Господь пребывает среди нас. Он сказал святым апостолам перед Вознесением Своим: «Се, Аз с вами есмь до скончания века» (см. Мф 28:20), и слова Его не должны казаться нам некой аллегорией. Если они вышли из Его уст и переданы нам в Божественном Евангелии, значит, это есть безусловная истина, не нуждающаяся в том, чтобы ее перетолковывали и приспосабливали к нашему немощному и ограниченному разуму. Господь сказал, что Он будет с нами во все дни до скончания века, и Он действительно пребывает среди нас, если только мы собрались и живем во имя Его, о чем также говорит Сам Спаситель: «Где двое или трое собрались во имя Мое, там и Я посреди них» (см. Мф 18:20). Если же мы этого не понимаем, мы тем самым показываем, что не имеем живого, подлинного богообщения.

http://bible.predanie.ru/nedelya-17-aya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010