Ответ на возражение 1 . В основе этого аргумента лежит предположение о необходимости, которая могла бы понудить Бога. Ответ на возражение 2. В основе этого аргумента лежит предположение о необходимости, которая могла бы понудить человека Христа. Ответ на возражение 3. Человек избавляется страстями Христовыми в соответствии и с Его милостью, и с Его правосудностью. В соответствии с Его правосудностью потому, что посредством Своих страстей Христос принес искупление за грехи человечества, и таким вот образом человек был освобожден правосудностью Христа. В соответствии с Его милостью потому что коль скоро сам человек, как уже было сказано (1,2), не может искупить грех всей человеческой природы, Бог во искупление его послал ему Своего Сына, согласно сказанному [в Писании]: «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру)» ( Рим. 3, 24, 25 ). При этом такая милость гораздо изобильнее той, которой Он мог бы простить нам грехи без искупления. Поэтому читаем [в Писании]: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви (которою возлюбил нас), и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом» ( Еф. 2, 4 ). Ответ на возражение 4. Грехопадение ангелов, в отличие от грехопадения первого человека, безвозвратно (I, 64, 2). Раздел 2. Существовал ли какой-то иной способ избавления человечества помимо страстей Христовых? Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что иного способа избавления человечества помимо страстей Христовых не существовало. Ведь сказал же Господь: «Истинно, истинно говорю вам – если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода» ( Ин. 12, 24 ). Комментируя эти слова, Августин замечает, что «под зерном Христос разумел Себя». Следовательно, если бы Он не умер, то не принес бы плода нашего искупления. Возражение 2. Далее, Господь сказал, обращаясь к Отцу: «Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, – да будет воля Твоя!» ( Мф. 26, 42 ). Но упомянутая Им чаша была чашей Страстей. Следовательно, Христа не могли миновать Его страсти, в связи с чем Иларий говорит: «Чаша не могла миновать Его так, чтобы Ему не пить, поскольку мы не можем быть искуплены иначе, как только посредством Его страстей».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Возражение 2. Далее, естественные действия осуществляются более подобающе, чем насильственные, поскольку насильственное, как сказано во второй [книге трактата] «О небе», «представляет собой некоторое ненормальное отклонение от естественного» 198 . Но страсти Христовы привели к Его насильственной смерти. Следовательно, было гораздо более подобающим, если бы ради избавления человечества Христос не страдал, а умер естественной смертью. Возражение 3. Далее, представляется подобающим, чтобы то, что удерживается несправедливо и насильственно, было вызволено некоей высшей властью, в связи с чем Исайя говорит: «За ничто были вы проданы – и без серебра будете искуплены» ( Ис. 52, 3 ). Но дьявол не обладал никакими правами над обманутым им человеком, которого он насильственно удерживал в рабстве. Следовательно, представляется подобающим, чтобы Христос разорил дьявола исключительно посредством Своей власти и без Страстей. Этому противоречит сказанное Августином о том, что «не было другого более походящего способа исцеления нашей немощи», чем страсти Христовы 199 . Отвечаю: наиболее подобающим средством достижения цели является то, благодаря которому различные надлежащие средства, каждое по-своему содействуют достижению этой цели. Но благодаря избавлению человека посредством страстей Христовых спасению человека содействует многое помимо искупления от греха. Так, во-первых, человек смог узнать, сколь сильно любит его Бог, что послужило побуждением к ответной любви к Богу, в которой состоит совершенство человеческого спасения, в связи с чем апостол говорит: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим. 5, 8 ). Во-вторых, этим Он подал нам пример повиновения, смирения, постоянства, праведности и других проявившихся в Страстях добродетелей, которые необходимы для спасения человека. Поэтому [в Писании] сказано: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Петр. 2, 21 ). В-третьих, Христос посредством Своих страстей не только избавил человека от греха, но и заслужил для него благодать оправдания и славу блаженства, о чем речь у нас впереди (48, 1; 49, 1). В-четвертых, это еще более обязывает человек воздерживаться от греха, согласно сказанному [в Писании]: «Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших» ( 1Кор. 6, 20 ). В-пятых, это содействовало возвышению человека – ведь коль скоро человек был превозможен и обманут дьяволом, то человеку надлежало низвергнуть дьявола, и коль скоро человек заслужил смерть, то человеку надлежало смертью победить смерть. Поэтому [в Писании] сказано: «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом, Христом» ( 1Кор. 15, 57 ). Поэтому нам более подобало быть избавленными посредством страстей Христовых, чем просто по благой воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   Трезвение, прекословие и молитва отгоняют прилог искушения, так что он не успевает перейти в сосложение и страсть: «Итак, если ум, трезвенствуя, внимает себе и посредством прекословия и призывания Господа Иисуса прогоняет прилог с самого его приражения, то ничего из того, что обычно следует за ним, уже не бывает» (Св. Исихий Пресвитер. Добр. Т.2. С.168).    Бог дал человеку два великих дара, благодаря которым можно спастись «и избавиться от всех страстей ветхого человека: смирение и послушание».    Очищению и освобождению от страстей помогает и слово Божие. Апостол Павел, говоря о том духовном всеоружии, которое надлежит иметь каждому христианину, упоминает и о слове Божием: «...И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» (Еф.6:17). Требуется постоянно держать перед глазами глаголы Божий. «Поучайся непрестанно в словесах божественных, ибо трудолюбное в сем упражнение истребляет страсти» (Преп. Фалассий. Добр. Т.3. С.311). В другом месте преподобный Фалассий призывает подвизаться о соблюдении заповедей, «чтобы освободиться от страстей» (Добр. Т.3. С.297). Заповеди Христовы соотносятся с тремя частями души. «Все божественные заповеди полагают законы для троечастности души и делают ее здравою посредством того, что повелевают» (Преп. Филофей Синайский. Добр. Т.3. С.408). Далее преподобный Филофей приводит несколько примеров, поясняющих эту мысль. К раздражительной силе относится заповедь: «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф.5:22); к вожделевательной – заповедь: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28), а к разумной – заповедь: «всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Лк.14:33, Мф.10:38). Христос, по словам святого, полагает законы для троечастности души своими заповедями; но против этой же троечастности ведет войну и диавол, который тем самым воюет с заповедями Христовыми (там же, с.408—409). Исполнение заповедей Христовых очищает нас от страстей, этих «худых залогов, находящихся во внутреннем человеке нашем» (Авва Дорофей. С.23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3151...

Во-вторых, ее можно понимать как метафору, а именно, что под чашей по аналогии понимаются страсти Христовы, поскольку они опьяняют подобно вину, согласно сказанному [в Писании]: «Он пресытил меня горечью, напоил меня полынью» ( Плач. 3, 15 ). Поэтому Сам Господь назвал Свои страсти чашей, когда сказал: «Да минует Меня чаша сия» ( Мф. 26, 39 ), то есть «чаша сия Моих страстей», которые обозначаются тем, что кровь освящается отдельно от тела, поскольку во время Страстей кровь была отделена от тела. Ответ на возражение 2. Как мы уже показали, освящаемая отдельно кровь очевидно указывает на страсти Христа, и потому упоминать о плодах Страстей уместней при освящении крови, а не тела, поскольку тело – это субъект Страстей, на что указал Господь, когда сказал: «Которое за вас предается», как если бы сказал: «Которое претерпит Страсти за вас». Ответ на возражение 3. Завет – это право на наследие. Но по завету Божию небесное наследие даруется людям посредством силы крови Иисуса Христа, поскольку, согласно сказанному [в Писании]: «Где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя» ( Евр. 9, 16 ). Затем, кровь Христа была явлена людям двояко. Во-первых, образно, и это принадлежит Ветхому Завету, в связи с чем апостол далее продолжает: «Почему и первый Завет был утвержден не без крови» ( Евр. 9, 18 ), о чем свидетельствуют слова [Писания] о том, что после того, как Моисей прочитал народу книгу Завета, «взял Моисей крови, и окропил народ, говоря: «Вот, кровь Завета, который Господь заключил с вами» ( Исх. 24, 7, 8 ). Во-вторых, она была явлена поистине, и это принадлежит Новому Завету. Об этом говорит апостол, предваряя вышеприведенные слова: «Потому Он есть ходатай Нового Завета, дабы вследствие смерти Его... призванные к вечному наследию получили обетованное» ( Евр. 9, 15 ). Следовательно, здесь мы говорим: «Кровь Нового Завета» потому, что ныне она явлена не образно, а поистине, и по то же причине добавляем: «Которая за вас... прольется». Внутреннее же вдохновение проистекает из силы этой крови постольку, поскольку мы оправданы страстями Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

«И вы будете видеть жизнь вашу висящей перед вашими глазами ночью и днем, и не будете верить в Жизнь вашу.» И Давид говорит: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и Помазанника Его.» И Иеремия: «А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание. И не знал, что они составляют замыслы против меня, [говоря]: «положим дерево в пищу его, и отторгнем его от земли живых, чтобы и имя его более не упоминалось»». И Исайя: «Как овца веден он был на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так он не отверзал уст своих. Род его кто изъяснит?» Также многое другое было проповедано пророками о таинстве Пасхи, которое есть Христос, «Ему же слава во веки. Аминь». IV. Таинство спасения 1. Спасение человечества через воплощение и Страсти Христовы Сей, сошедший с небес на землю ради страдающего [человека], облекшийся в него через Деву Мать и ставший человеком, принял [на Себя] страсти того, кто имел страсти, через тело, которое было способно страдать, и упразднил телесные страсти. Духом же, который не мог умереть, Он убил смерть-человекоубийцу. Ибо Сей, приведенный как агнец и закланный как овца, освободил нас от служения миру, как от Египта, избавил нас от рабства дьяволу , как от руки фараона, запечатлел наши души Своим Духом, а органы нашего тела Своею кровью. Сей есть одевший смерть в позор и повергнувший дьявола в печаль, как Моисей фараона. Сей есть поправший беззаконие и обесплодивший неправедность, как Моисей Египет. Сей есть выведший нас из рабства в свободу, из тьмы в свет, из смерти в жизнь, из тирании в вечное царство. Он сотворил нас новым священством и народом избранным, вечным. Сей есть Пасха нашего спасения. Сей пребывает много яко в многих. Сей есть в Авеле убитый, в Исаке связанный, в Иакове скитавшийся, в Иосифе проданный, в Моисее выведенный [перед народ], в агнце закланный, в Давиде преследованный, в пророках обесчещенный. Сей есть воплотившийся в Деву, повешенный на древе, погребенный в земле,

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

Не обращай внимания на бесовские призраки и подстрекания во время стола, при встрече с людьми, в храме во время богослужения, но мужественно преодолевай их! Помни свое сродство с Богом всесвятым, с Богородицею, с Ангелами, со святыми и веди себя соответственно такому высокому родству. За свою холодность к Богу и ближнему, за свое невоздержание, за свои многоразличные страсти я недостоин и уломка черного хлеба, чистого воздуха, порядочного одеяния, жилища, света и всех духовных дарований Божиих, коих нет числа, – между тем всем этим я пользуюсь [единственно] по милости Божией. Что же мне делать, что я воздам Господу за эти милости? Не могу воздать по самой моей ограниченности, греховности и потому, что у меня всё Божие, а своего ничего. Но Господь благоволит принимать милостыню, оказываемую бедным, как бы Сам лично и обещает мне за это помилование и Царство. За чем же дело? Буду миловать нищих, как и меня Господь непрестанно милует. Господь поступает с нами так, как мы поступаем с ближними. Если нищий просит у меня милостыни, а я не подам ему или подам очень скудно, далеко не удовлетворяя его нужде, то когда и я буду просить у Бога милости, прощения грехов, не удостоюсь Его милости, и Он отвратит от меня лицо Свое, как я отвращаю свое лицо от нищего. Крест поистине обоюдоострый меч, которым я по благодати Христовой отсекаю свои страстистрасти чресл, чрева, сердца, воли. Тут-то и нужно терпение, мужество, твердость, когда враг коварствует над нами, возмущает, рассеевает, и не должно малодушествовать, унывать, раздражаться. Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь [ Ин. 21, 18 ]. Так и ныне с тобою бывает. Радуйся, что за имя Христово подвергаешься насилию и озлоблению от сопротивника. Враг подвергает рабов Божиих многоразличным напастям, смущениям для того, чтобы отвратить их от намерения благочестия, от славословия Божия. Пастырь, молящийся вместе с другими, внутренним чутьем может постигать степень душевной паршивости своих овец и даже сопастырей, потому что по тесной связи нашей между собою, как членов таинственного тела духовного, душевные страсти ближних отражаются на нашей душе. Блажен, кто вынесет тяжесть ближних на себе и не подавится ею, – им будет легко.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но если пресыщение ведет к беспристрастности, то, например, православные монахи не имеют шансов для ее достижения, так как не только отвергают путь пресыщения, но, наоборот, идут путем аскетики, то есть путем воздержания и преодоления страстей. Относительно того, «что жизнь может предложить человеку», то есть «похоти мира» ( 1Ин.2:17 ), и чем, по собственному признанию, «пресытился» Гурджиев, в Священном Писании читаем: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное, … поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, … но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (выделено нами. — В.П.)» ( Гал.5:19-24 ). Таким образом, пресыщение не может привести к искоренению страстей, напротив, принадлежащие Христу — это те, кто распяли плоть с ее страстями и похотями, действительным же плодом пресыщения, как и признается сам Гурджиев, является разочарование, что отнюдь не представляет собой откровения для человечества, — в книге Екклесиаста, написанной в 3 в. до Р.Х. , читаем: «Сказал я в сердце моем: «дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром»; но и это — суета!» ( Еккл.2:1 ), «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа!» ( Еккл.1:14 ). Что же «хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей» ( Еккл.1:3 )? Вот как отвечает на этот вопрос Екклесиаст: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» ( Еккл.12:13 ). Святой Антоний Великий говорит: «Когда душа предает себя Богу всею силою своею, тогда Всещедрый Бог подает ей дух истинного покаяния, и очищает ее от всех сих страстей, научая ее же следовать им, и давая силу преодолевать их и препобеждать врагов, которые не перестают полагать ей препоны, стараясь посредством искушений снова похитить ее себе» ; «Если желаем искренно приступить к Создателю нашему, то необходимо нам подвизаться об освобождении душ наших от страстей, по духовному закону.

http://sueverie.net/georgij-gurdzhiev-ok...

Но Христос посредством Своих страстей унизил Себя в четырех отношениях. Во-первых, в отношении Своих страстей и смерти, данником которой Он не был; во-вторых, в отношении места, поскольку Его тело было опущено в могилу а Его душа -в ад; в-третьих, в отношении перенесенных Им издевательств и насмешек; в-четвертых, в отношении предания Себя во власть человеков, о чем Он Сам сказал Пилату: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» ( Ин. 19, 11 ). Поэтому посредством Своих страстей Он заслужил четырехкратное превознесение. Во-первых, в отношении Своего славного воскресения, в связи с чем читаем: «Ты знаешь, когда я сажусь», то есть смирение Моих страстей, «и когда встаю» ( Пс. 138, 2 ). Во-вторых, в отношении Своего восшествия на небо, в связи с чем читаем: «А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес» ( Еф. 4, 9, 10 ). В-третьих, в отношении сидения одесную Отца и явления Своего Божества, согласно сказанному [в Писании]: « " Возвысится, и вознесется, и возвеличится! Как многие изумлялись, смотря на Тебя», столько был обезображен паче всякого человека лик Его» ( Ис. 52, 13, 14 ). Кроме того, сказано, что Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти (и смерти крестной). Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» ( Филип. 2, 8, 9 ), то есть провозгласил Его Богом всех, так что все должны поклониться Ему как Богу, о чем читаем далее: «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Филип. 2, 10 ). В-четвертых, в отношении Своей власти судить, в связи с чем читаем: «Ты преисполнен суждениями нечестивых (суждение и осуждение – близки)» ( Иов. 36, 17 ). Ответ на возражение 1 . Источник заслуги находится в душе, тогда как тело является орудием заслуживающих награды дел. Поэтому совершенство Христовой души, которая была источником заслуги, не было обретено Им посредством заслуги, в отличие от совершенства тела, которое было субъектом страданий и, таким образом, являлось орудием Его заслуги.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Понуждение себя к жизни по Евангелию или исполнение той или иной евангельской добродетели кажется нам преждевременным, мучительным и ненужным. Но на самом деле из дальнейшего евангельского повествования мы можем понять, что это не мы сами кричим и возмущаемся тем, что нас как будто истязают понуждением к исполнению Евангелия, а вопиют наши страсти, которые не терпят приближения Спасителя. Они стараются скрыться и обманывают нас самих таким образом, чтобы мы подумали, что все это не есть действие бесовское в нас, но так ведет себя само наше естество, мы сами, иначе говоря, наша сущность, личность противится и мучается от приближения к нам благодати Божией в учении Христовом, в учении евангельском. Когда мучение становится для нас невыносимым, мы желаем, чтобы нас освободили от этого бремени, чтобы нам позволили вести образ жизни свободный, животный. Я сказал так потому, что любые страсти, даже гордость, как говорят отцы, есть страсти плотские, дух же по природе своей подобен Богу. Когда человек увлекается жизнью телесной, плотской, тогда в нем возникают все страсти. Вот почему и гордость можно совершенно справедливо назвать страстью плотской. Когда мы ищем «свободы», мы тоже уподобляемся евангельским бесноватым и находящимся в них демонам. «Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней» (ст. 30–31). Когда мы чувствуем, что не можем вести строгий, евангельский образ жизни, что это для нас мучительно трудно, невыносимо тяжело, то мы хотим «свободы», хотим, как сказано здесь в Евангелии, свинской жизни, но это невозможно, потому что за обретением этой как будто бы свободы следует наша гибель. «И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде» (ст. 32). Тому, кто по немощи своей вел когда-то греховный образ жизни, но потом пришел ко Христу, все прощается. Но тот, кто, уже придя ко Христу, отвращается от Него и ищет скотской свободы, безусловно, погибнет, подобно этому стаду свиней.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Предал, говорит, Отец Сына за нас, и Христос «предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» ( Ефес. 5:2 ). И для одних, искавших смерти Христа, совет этот принес пагубу, для других же, которые искали спасения, ради смерти Христовой, вера их послужила ко спасению. Мимо них проходят месть и смерть, потому что смерть теряет над ними свою пагубную власть, согласно со словами Спасителя: «кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» ( Иоан. 8:51 ). Ради пролитой за нас крови мы получаем Духа Святого. Если же соединяются вместе и кровь и Дух, то для того, чтобы мы могли принять через однородную с нашею кровь неоднородного с нами Духа Святого и через это преградить доступ к нас смерти. Доступ же смерти двоякий, почему и знак крови делается тоже двоякий. " На обоих, – сказано, – косяках и на перекладине дверей» ( Исх. 12:7 ). Входит смерть через грех , как говорит апостол. Грех же в нас бывает то следствием страсти (а она двоякая: или состоит в чувственном расположении души к изнеженности, или в жестокой грубости), то плодом мысли, когда она принимает направление неправильное и ненормальное. Рассудок, все равно как притолка или верхняя перекладина в дверях, лежит выше обоих столбов страсти, будучи главным и высшим по природе. Страсть может быть уподоблена столбам, находится ниже рассудка, как точно и столбы стоят под притолкою. Какие же страсти ведут к изнеженности? Объядение, пьянство и страсть к плотскому общению. Какие грубые страсти души? Гнев и разные виды себялюбия, перечисляя которые Павел говорил: «будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа» ( Римл. 13:13–14 ). Древнее помазание и подобно этому самому облечению, когда мы, принимая образ страдания Христа, облекаемся святостью Христа, – не предаваясь удовольствиям, и не ожесточаясь гневом. А если говорить как следует и с рассуждением, то помазание есть именно сама одежда, в которую мы облекаемся, – мудрость не плотская, но Христова, так что по плотскому уму мы умерщвляемся, становимся как бы мертвыми, а умом украшаемся духовным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010