В библиотеке синайского монастыря св. Екатерины имеется замечательная греческая рукопись IX в.– 210, содержащая своеобразный евангелистарий, несомненно, по уставу иерусалимской церкви. Доказывает это другой синайский же евангелистарий 211 (X в.) константинопольской редакции, но который для Страстной седмицы, начиная с недели Ваий, содержит одинаковые с 210 зачала, озаглавленные следующим образом: «Подобает ведать, что отселе начинаются Евангелия по уставу ( χατα τν χαννα св. града – от вечера (собственно – с вечерни на) недели Ваий до вечера литургии Св. субботы». Принадлежность указываемого 210 порядка чтений иерусалимской церкви подтверждается, во-вторых, и тем, что его зачала для 40-цы и Страстной седмицы по содержанию совпадают с песнопениями для этих дней святоградских песнописцев VII-VIII в. – Андрея Критского , Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского. К сожалению, рукопись сохранилась не вполне: все зачала в ней перенумерованы, – она начинается обрывком 25-го зачала и обрывается на 127 з. (после 49 по ошибке поставлен 60, всего 188 лл.). На 63 л. об. есть запись ее переписчика, а также – вкладчика, – некоего диакона-врача Мины 1 ). В полном своем виде евангелистарий содержал целостный годичный круг зачал – не только для важнейших неподвижных памятей и подвижного круга, но и для всех недель года: подвижный и неподвижный круги записаны в нем не отдельно каждый сам по себе, как это наблюдается в константинопольских евангелистариях, а вместе, причем зачала для неподвижных праздников вставлены между чтениями подвижных дней. Со 114 з. в рукописи начинаются воскресные чтения из Евангелия от Мф. (с недели по 50-це) с замечанием, что они продолжаются до Воздвижения, начинается же теперь рукопись Евангелиями на Рождество Христово, и, так как при первом из них стоит 26, то нужно полагать, что евангелистарий начинался, быть может, с 1-го сентября или даже прямо с Воздвижения: этот великий праздник во многих других церквях 2 берется в качестве одной из границ при распределении Четвероевангелия по частям богослужебного года, для Иерусалима же он был особенно знаменателен, как праздник обновления его главных храмов. Таким началом данный евангелистарий вместе несколько и сходится и различается от константинопольских евангелистариев: чтения неподвижных дней в последних начинаются с 1-го сентября, но самые евангелистарии открываются зачалами Светлой седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

В день памяти святого великомученика Димитрия, Солунского чудотворца Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, дорогие братия и сестры, мы чествуем память святого великомученика Димитрия Солунского и просим его молитв за нас пред Престолом Божиим, права предстоять перед которым он удостоился за свои доблестные подвиги в исповедании Христовой веры. Этот дивный страстотерпец Христов подвизался в конце III века, когда против христиан было воздвигнуто страшное гонение. Он происходил от благородных и знатных родителей. Отец его, воевода города Солуни, был тайным христианином, имевшим в своей молельне образы Христа Спасителя и Божией Матери. Христианской вере научил он и своего единственного сына, святого Димитрия, который и сохранил эту веру до самого конца своей жизни и запечатлел ее мученической кончиной. После смерти его отца император Максимиан за благородные и мужественные качества души Димитрия поставил его самого воеводой Солуни, приказав ему при этом истреблять в своем городе христиан. Однако святой Димитрий по приезде в Солунь, напротив, дал христианам свободу и сам открыто исповедал себя христианином, о чем и было донесено царю. По возвращении с войны Максимиан заехал в Солунь и когда узнал, что святой Димитрий действительно христианин, то снял его с должности воеводы и приказал заточить в темницу. Здесь, в темнице, страстотерпец был заколот копьями. Так за исповедание веры Христовой он принял славную мученическую кончину и отошел ко Господу. Вот краткое повествование о жизни и подвиге его. Наше внимание, дорогие братия и сестры, привлекает читанное ныне в память славного великомученика Димитрия слово из Евангелия: Сие заповедаю вам, да любите друг друга, – говорит Господь Своим ученикам. – Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня ( Ин. 15:17–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

В статье рассматриваются свидетельства об особенном отношении к четвергу перед христианской Пасхой, к службам Великого Четверга в данном случае относим утреню, часы (включая изобразительны) и вечерню с Божественной литургией этого дня, а также несколько дополнительных чинопоследований: освящения мира, омовения св. престола, умовения ног, общего Елеосвящения, заготовления запасных Святых Даров. Содержание Иерусалим Константинополь Особые чины Великого Четверга     Четверг Страстной седмицы (по-церковнославянски – Великий Четверток) в современной богослужебной традиции Православной Церкви, без сомнения, является одним из важнейших дней года. Утром в этот день, согласно сложившейся практике, совершается воспоминание Тайной Вечери Господа Иисуса Христа с Его учениками в преддверии Его спасительных Страстей. А вечером совершается уникальное последование Двенадцати Евангелий, посвященное самим Страстям. Настоящая статья содержит очерк того, как развивалось богослужение Великого Четверга в православной традиции 1 . Первые бесспорные свидетельства об особенном отношении к четвергу перед христианской Пасхой, празднуемой в воскресенье, относятся к IV веку 2 . Но до IV века, в свете известных разногласий в доникейской Церкви о дне празднования Пасхи и самом содержании праздника 3 , почитание предпасхального четверга если и существовало, то не было повсеместным 4 . В любом случае, после IV века во всем христианском мире Великий Четверг становится днем обязательного совершения полной евхаристической литургии (чем резко выделяется среди будних дней предпасхального поста) и занимает свое особое место в кругу литургических памятей. Иерусалим В частности, в Иерусалиме уже в конце IV века, по свидетельству знаменитого «Паломничества» Эгерии 5 , в Великий Четверг совершались не только обычные ежедневные службы ранним утром («с первого пения петухов до утра») и в третий и шестой часы дня, но и полная литургия 6 вместо вечерни в главном храме, Мартириуме, а сразу после нее – еще одна литургия 7 , по несколько сокращенному чину 8 , за которой «причащаются все (communicant omnes)». Эта вторая литургия совершалась на престоле, устроенном за Голгофой 9 , причем там, по словам Эгерии, литургию служили только раз в году, и именно в Великий Четверг 10 . После литургии все переходили в ротонду Воскресения, там возносилась молитва , и епископ преподавал благословение оглашенным и затем верным. Народ расходился по домам вкусить пищу, но ненадолго: спустя непродолжительное время начиналось особое богослужение, во время которого вся христианская община города последовательно обходила места Страстей Христовых – с пением гимнов по дороге и чтением соответствующих евангельских отрывков на этих местах. Это богослужение продолжалось всю ночь, именно оно лежит в основе позднейшего последования Двенадцати Евангелий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Великий Пост 2016 по Церковному Уставу 1-я седмица — с 13 марта по 19 марта 2016 года 2-я седмица — с 20 марта по 26 марта 2016 года 3-я седмица — с 27 марта по 2 апреля 2016 года 4-я седмица — с 3 апреля по 9 апреля 2016 года 5-я седмица — с 10 апреля по 16 апреля 2016 года 6-я седмица — с 17 апреля по 23 апреля 2016 года Страстная седмица — с 24 апреля по 30 апреля 2016 года Первая неделя называется «Федоровой неделей». В это время принято вспоминать всех защитников веры православной. На второй неделе почитают память святителя Григория Паламы. Третья неделя — Крестопоклонная, а во время четвертой недели вспоминают богослова Иоанна Лествичника. На пятой неделе почитают память преподобной Марии Египетской, покровительницы кающихся женщин. Шестая неделя ознаменована Вербным воскресеньем — днем входа Господнего в Иерусалим. Далее начинается Страстная седмица. В эти дни нужно строго придерживаться поста, причаститься и покаяться. И, наконец, 1 мая отмечается Светлое Христово Воскресение — Пасха.  Как питаться в Великий пост 2016: календарь питания по дням (обратите внимание, что ниже приведены строгие уставные нормы, не всякому мирянину они будут под силу, мера послабления поста определяется индивидуально: посоветуйтесь с духовником или врачом, возможно, вам не стоит полностью воздерживаться от скоромных продуктов, пост — это не только ограничение в еде, прочтите статьи Угодно ли Богу ожирение, или Великий пост и здоровое питание  и Как поститься, если постная еда дорогая и калорийная?  ) Первая и последняя седмицы Великого Поста по Уставу самые строгие в отношении трапезы. 13 марта – воскресенье. Прощеное Воскресение Совершается заговенье. Последний раз разрешаются скоромные продукты (кроме мясных и молочных). Положено две трапезы. 14 марта – понедельник. Начало Великого Поста. Чистый понедельник . Ничего не едят. 15 марта – вторник — ничего не едят. Для тех, кто не может выдержать полное воздержание от пищи и пития в течение двух первых дней Великого Поста, а также для пожилых людей, разрешается «хлеб и квас» во вторник после вечерни.

http://pravmir.ru/velikiy-post-2016-kale...

Великий четверг: почему целый год стоит ждать этот день Ради подготовки к празднику уклоняться от Господнего таинства – совершенно нелепо 28 апреля, 2016 Ради подготовки к празднику уклоняться от Господнего таинства – совершенно нелепо Как в больших городах, так и в сельской местности Страстная неделя – это необходимость совместить длительную молитву в храме и множество предпраздничных забот. В связи с этим нет-нет, да и проскользнет мысль не причащаться в Великий четверг, всё равно ведь будет причастие на Пасху. Как в данном случае можно себя одернуть? Отвечает наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона (Черепанов). Расскажу один случай, который произошел у нас в монастыре. Как-то раз слово на литургии в Великий четверг говорил один из наших братьев – весьма талантливый, пламенный проповедник. И в тот день Господь его так вдохновил и наставил, что проповедь, действительно, была замечательная, проникновенная. Я сам слушал в трепетном и возвышенном состоянии. После проповеди я вышел из алтаря в храм, Причастие вот-вот должно было начаться. И тут со слезами на глазах ко мне подошла одна прихожанка: «Батюшка, я не собиралась, но поняла, что в этот день не могу не причаститься. Благословите, хоть я и не готовилась…» Конечно, я благословил, ведь такой день, и явно видно, что человек на самом деле ощутил себя на Тайной Вечери Господа, почувствовал, что не участвовать в ней – это уподобиться Иуде. Думаю, Господь в тот день принял эту женщину среди причастников… Нужно понимать конечную цель всех этих наших предпасхальных хлопот. Ведь мы стремимся отпраздновать не чей-то день рождения, день ангела или какое-то событие государственное, не имеющее отношения к Церкви. Это именно «день Господень», Воскресение Христово. И ради подготовки к Господнему дню уклоняться от Господнего таинства – совершенно нелепо. Лучше не подготовиться к Пасхе в нашем, земном понимании, не наготовить каких-то блюд, всё равно ведь наедимся в послепасхальные дни. Но сейчас – Страстная седмица. И самое главное — идти с Господом, с Его учениками по этому скорбному страстному пути. Тогда и Пасха для нас будет торжеством, настоящим «Праздником праздников».

http://pravmir.ru/pochemu-tselyiy-god-my...

Весь двадцатый век был веком подмен и крушения традиционных церковных, государственных и культурных структур, менталитета христианских народов. Сегодня по всему миру агрессивно наступает растление, стяжательство, насилие через рекламу, Интернет, телевидение, радио, СМИ. Прятаться невозможно. В молодежи идет разделение — одни отдаются порокам ради жизни в этих страстях вплоть до открытого служения сатане; другие в поисках духовности попадают на всевозможные подмены сектантов, и лишь малая часть приходит к Православию и в Церковь. Весь двадцатый век был веком подмен и крушения традиционных церковных, государственных и культурных структур, менталитета христианских народов. Сегодня по всему миру агрессивно наступает растление, стяжательство, насилие через рекламу, Интернет, телевидение, радио, СМИ. Прятаться невозможно. В молодежи идет разделение — одни отдаются порокам ради жизни в этих страстях вплоть до открытого служения сатане; другие в поисках духовности попадают на всевозможные подмены сектантов, и лишь малая часть приходит к Православию и в Церковь. Следует напомнить, что сектанты и протестанты, отчасти католики лучше нас были подготовлены к переменам в нашем обществе. По оценкам известного профессора Трофимчука на подготовку и присылку к нам миссионеров — сектантов и протестантов, особенно в первые годы перестройки, тратились   и тратятся огромные средства: около 1 миллиарда долларов ежегодно. В основном деньги шли и идут из США, Германии, Кореи и Японии. И сегодня сектанты свободно покупают время на телевидении, издают огромными тиражами нужную им литературу и т. д. В 1969г. о. Всеволод Шпиллер писал: «Настало время… Все чаще и неотложнее встречаешь людей самых разных возрастов и положений, прошедших через глубокие духовные и умственные кризисы, иногда через трагические конфликты, оказавшиеся неразрешимыми для них на внерелигиозной почве. И нередко теперь там и тут, пусть приглушенно и совсем по-новому, иногда с вопросительным акцентом, но звучат слова поэта: «Недавно мне тайно сказали, что скоро вернется Христос…» Так религиозная тема мысли верных Христу умов становится темой жизни вопрошающих Церковь то об одном, то о другом. Все чаще, все глубже, все серьезнее…»

http://pravmir.ru/propovedovat-veru-xris...

Во славу Святыя Единосущныя и Нераздельныя Троицы Отца, Сына и Святаго Духа – книга сия, глаголемая Жития Святых и Богоносных Святителей и Страстотерпцев земли Казанския, иже в добродетели поживше и страну Казанскую, во тьме неведения сущую, светом Христианския веры просвятивше, венец мученичества и нетления восприимша, и их же память подвиги и труды страны Казанския жителям всегда свято хранити и чтити должно есть – написася в душевную пользу чтущим и послушающим сынам паствы Казанския, повелением Господина нашего Боголюбезнейшаго Архиепископа Казанскаго и Свияжскаго Кира Арсения и издадеся собственным иждивением того же Боголюбезнейшаго Архиепископа в Богоспасаемом граде Казани в лето от сотворения мира семь тысящ четыреста осьмое, от Рождества же по плоти Господа нашего Иисуса Христа в тысящу девятисотое. Святитель Христов Гурий, чудотворец Казанский Первый Архиепископ Казанский и Свияжский Казанский чудотворец Святитель Гурий происходил из небогатой, проживавшей в городе Радонеже (отстоящем верст на 10 от Троицко-Сергиевой лавры), боярской семьи Руготиных. Родился он в княжение Uoahha III Васильевича в конце XV или в самые первые годы XVI столетия. При святом крещении ему дано было имя Григорий, какое носил и отец его. Детские годы Григорий провел в родительской семье. Под благотворным влиянием благочестивых родителей из него, наделенного от природы выдающимся умом, воспитался юноша тихий, кроткий, вполне благонравный и в высшей степени религиозный. Он любил возможно чаще присутствовать при Богослужении в церкви, усердно молился дома, строго соблюдал посты, всегда, когда имел возможность, оказывал помощь ближним, и, вообще, всей душой заботился о том, чтобы угодить Богу. Данное Григорию прекрасное религиозно-нравственное воспитание под родительским кровом было, ввиду происшедшей в ранней еще юности перемены в его жизни, для него бесценно. Это прекрасное, полученное им в доме родителей, воспитание дало ему возможность безопасно переплыть, как увидим ниже, бурно волновавшееся на пути его житейское море.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Глава 1. Воскрешение Лазаря Самое видное место в истории евангельской иконографии по широте и разнообразию иконографического материала занимают изображения, относящиеся к последним дням земной жизни Иисуса Христа. Начало их положено было в период древнехристианский, но из этого первоначального зерна развилось в Византии ветвистое и многолиственное дерево. Все важнейшие события этой истории, рассказанные в Евангелии, и многие комментарии на них отразились в иконографии, как в зеркале. В свою очередь византийский цикл иконографии Страстей Христовых был расширен в России с появлением у нас сборников лицевых Страстей, композиции которых перешли и на иконы, и в стенописи. Оставляя в стороне те мелкие композиции, которые являются в памятниках спорадически и не имеют иконографической важности, рассмотрим важнейшие изображения, в которых, кроме художественного замысла, остались следы усилий человеческой мысли – обнять в возможной широте крупные события, относящиеся к искупительной жертве. Три группы событий входят в эту часть Евангелия: а) события, предшествовавшие страданиям Христовым, б) сами страдания и в) события последующие: воскресение Иисуса Христа, Его вознесение на небо и сошествие Св. Духа на апостолов. В первой группе первое видное, с иконографической точки зрения, место принадлежит воскрешению Лазаря. Воскрешение Лазаря ( Ин. 11:17–44 ) как факт, подтверждающий возможность и действительность общего воскресения 1671 , дорогой и утешительный для христианского сознания, перешло в область искусства в древнехристианский период; но прошло немало времени, прежде чем евангельский рассказ нашел здесь свое подробное выражение. Евангелие сообщает о встрече Спасителя сестрой Лазаря Марфой, между тем как Мария в то время оставалась дома среди друзей, затем о встрече Его Марией, припавшей к Его ногам, о Его речи и слезах, о пещере с положенным на ней камнем, о воскрешении, причем описывает внешний вид воскрешенного Лазаря. Как же воспользовались этим материалом древнехристианские художники? Они остановились сперва лишь на самом существенном акте воскрешения, устранив все остальное, а затем постепенно стали вводить в композицию и другие подробности, пока наконец в византийских памятниках рассказ Евангелия не получил полной законченности, а в русских позднейших – превращен был в калейдоскоп с яркими блестками апокрифического характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Глава 9. Св. великих старцев Варсонофия и Иоанна. Наставления о молитве и трезвении Цифры сии указывают номер вопроса и ответа 1) Внимай себе бдительно, чтобы иметь всегда Бога пред собою, да исполнится и на тебе пророческое слово: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» ( Пс. 15:8 ). 2) Касательно теплоты и холодности скажу: известно, что Господь назвал Себя огнем ( Втор. 4:24 ; Евр. 12:29 ) согревающим и разжигающим сердца и утробы ( Пс. 25:2 ). Итак, если ощущаем холодность, призовем Бога, и Он пришедши согреет сердце наше совершенною любовью Своею не только к Себе, но и к ближнему, и от лица теплоты Его изгонится холодность ненавистника добра. «Терпя потерпех Господа, – говорит писание, – и внят ми и услыша молитву мою», – и чтоже? «и возведе мя от рова страстей и от брения тины» ( Пс. 39:2, 3 ). К этому рву принадлежит и нечувствительность сердца. 3) Всякий помысл (намерение что либо сделать), которому не предшествуют тишина смирения, не от Бога происходит, но явно от левой стороны. Господь наш приходит с тихостию; все же вражеское бывает со смущением и мятежем. Итак, возлюбленный, все что от тебя зависит делай, представляя страх Божий пред очами своими и приноси благодарение Господу (по совершении). 4) Да разгорится в сердце твоем навсегда тот духовный огнь, о котором сказал Владыка Христос: «Огня приидох воврещи на землю» ( Лк. 12:49 ), да водворится мир Господень в сердце твоем ( Кол. 3:15 ), да очистишься от гнева и раздражительности – сих лютых страстей. Да сподобит Господь душу твою водвориться в незлобии и кротости чтобы соделаться тебе питомцем Христовым и агнцем незлобивым ( Иер. 11:19 ). Да видят очи твои Бога, как очи чистого сердцем ( Мф. 5:8 ). 5) Не желай получить от меня правила. Держись рассуждения подобно кормчему, который, соображаясь с ветром, направляет ладью свою. Делай все разумно, и это приведет тебя в жизнь вечную о Христе Иисусе Господе нашем. 6) Когда молимся и Бог медлит услышать, то делает это к пользе нашей, дабы научить нас терпению; а посему и не надобно унывать, говоря: мы молились, и не были услышаны. Бог знает, что полезно человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Глава VII. Сущность православного монашества Молитва монаха, особенно умная сердечная молитва, свидетельствует о том, что сердце такого монаха очистилось от всех помыслов; что ум его освободился от мечтаний, умствований и страстей, возвратился в сердце и соединился с ним в Святом Духе. Таким образом творится молитва, и энергия ума ( νοερ νργεια) поселяется в сердце. Это просвещение ума, о котором много писали святые отцы. Однако умная молитва неотделима от православного Предания и православного подвижничества. Мне приходится говорить об этом, потому что иногда рассматривают умную молитву в отрыве от всей аскетической традиции Церкви и представляют ее как христианскую йогу. В действительности же, когда молитва оторвана от покаяния и плача о своих грехах, от соблюдения Христовых заповедей, от церковных таинств, тогда, с православной точки зрения, такая молитва теряет свою ценность, она превращается в механическое, внешнее упражнение, напоминающее практику буддийских монахов. Святой Григорий Палама в своих трудах показывает нам, что молитва связана со всей аскетической жизнью Церкви. Кратко он излагает свое учение в послании «Ко всечестной во инокинях Ксении», в котором он говорит «о страстях и добродетелях и о плодах умного делания». В этом послании Григорий Палама раскрывает сущность православного монашества и показывает, чем оно отличается от любого другого «монашества». Цель православного монашества – в исцелении человека, а не в спасении Церкви или подборе подходящих людей для миссионерской работы. Конечно, мы не отрицаем того, что, исцелившись, христианин может стать миссионером, но все-таки главная цель православного монашества – в исцелении человека. Монахи в Православной Церкви стремятся к спасению своей души, а это означает, прежде всего, что они возвращают ум в сердце и оттуда возносят его к Богу, после чего ясно и чисто воспринимают все творение. С этой точки зрения можно сказать, что монастыри являются лечебницами души. Таков опыт Святой Горы. Афонские монахи живут простой жизнью. Они отказываются от всего, принимают на себя обет послушания настоятелю, чтобы их сердце могло очиститься от страстей, они претерпевают скорби и в результате становятся причастными очищающей, просвещающей и обоживающей энергии Бога. Этот путь, который ведет к истинной жизни, – не выдумки, не логические измышления, а плод покаяния, послушания и смирения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010