(в Великий Понедельник) 1. Перевод диак. Сергия (Цветкова) Кондак. глас 8-й. 1 Премудро окончив поприще поста, и с любовию совершая начало страсти Господней, приидите все, братие, поревнуем святой ревности к целомудрию Иосифа; устрашившись же безплодия смоковницы, милостынею изсушим приятность (греховных) страстей, дабы мы, бодренно поспешая к воскресению, как благовонное миро, принесли (себе) свыше прощение; ибо все назирает недремлющее Око. Икосы: 1) ( χοντες) Мы, имея Царя, подающаго небесное царствие воинам Своим, да облечемся в добродетель, которая есть непобедимое всеоружие душ, для того, чтобы им мы одержали победу над грехом. (Итак), какую же мы разумеем добродетель? Мы почитаем ее (истинною) философиею. Ибо она, как мы слышали, есть наука из наук, и знание из всех знаний: чрез нее, как чрез лествицу, руководится душа, и возносится на высоту – к жизни небесной; она научает людей благоразумию и мужеству, еще – целомудрию и праведности. Сими-то оружиями да оградим мы себя, и испросим благодать Христову; ибо любящим Его Он дает увенчаться победою над врагами, поскольку все назирает недремлющее Око. 2) ( να μθωμεν). Да научимся все мы, какую пресветлую славу имеет (в себе) и показывает на деле муж благоразумный, – поспешим, если угодно, разсказать об Иосифе, и чрез воздержание (от страстей) мы приобретем целомудренную жизнь. Сей, быв проданным по зависти, нисколько не показал себя рабом страстей. Ибо (этот муж) имел ум самостоятельный; он владел над плотскими страстями. А посему не поколебали его обольщения жены; напротив. он мужественно отражал соблазны ея. Итак она посылала слова обольстительныя на ветер, чтобы ниспровергнуть дом целомудрия, и как дождь изливала пиянство, и приносила реки богатств (своих). Но будучи юн, Иосиф стоял непоколебимо, как на скале; ибо все назирает недремлющее Око. 3) ( Σμα) Оный целомудренный (юноша) рабствовал телом, а дух имел (совсем) не рабский; представившийся царем во сне – он (же самый) был продан как раб. Но при всем том, и будучи подвластным, он имел великую (влиятельную) силу на владеющаго. Господином он был уважаем, а госпожею любим. Господин, притом, имел об нем (самое) хорошее мнение; между тем (вдруг) она сделалась самаго последняго об нем мнения. Муж любил Иосифа за его невинность, – жена горела постоянною любовию к (этому) благородному (юноше). Тому нравилась честность его нрава, – ее же уязвляла красота лица (его); сей поручил ему свой дом – сия (же) постыдно отдавала (ему свое) тело. Узнав сие (на самом деле), Иосиф отвратился (от сей гнусности), помышляя о Страшном суде (Божием); ибо все назирает недремлющее Око.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Димитрий Тракателлис Содержание Предисловие Введение Глава 1. Проявление власти и прелюдия страстей (Мк 1:1–8:26) Проявления власти Иисуса: этап первый (1:1–3:6) Проявления власти Иисуса: этап второй (3:7–6:6) Проявления власти Иисуса: этап третий (6:7–8:26) Глава 2. Равновесие между концепциями власти и страданий (Мк 8:27–10:52) Глава 3. Исполнение страстей в свете власти (Мк 11:1–16:20) Первая фаза: конфликт достигает кульминации (11:1–13:36) Вторая фаза: страсти (14:1–15:47) Инверсия конца: Воскресение (16:1–8 и 16:9–20) Глава 4. Анализ двух основных христологических концепций Сила и власть Христова Страдания Христовы Глава 5. Власть и страдания: высшая христологическая реальность Сокращения 1. Комментарии (в хронологическом порядке) 2. Тексты и общие работы 3. Периодика Избранная библиография А. комментарии Б. специальные исследования и статьи В. издания на русском языке Композиция Евангелия от Марка I. Проявления власти Иисуса и прелюдия к страстям (Мк 1:1– 8:26) II. Равновесие между концепциями III. Исполнение страстей власти и страданий (8:27–10:52) в свете власти (11:1–16:20) Указатель библейских источников Евангелие от Марка Именной указатель     Моей матери Георгии εχαριστριον   Предисловие Эта книга – часть большого исследовательского проекта. Его задача – исследовать и интерпретировать основные взгляды и подходы к личности Иисуса Христа в новозаветных текстах и раннехристианской литературе. Эта задача требует больших усилий, но и вознаграждает библеиста глубоким духовным удовлетворением. По ходу исследования и написания данной монографии мне помогали многие люди в Греции и за её пределами. Всем им я выражаю горячую признательность. Особо благодарю своих студентов в Греческой православной богословской школе Святого Креста в Бруклине (штат Массачусетс), которым я давал ознакомиться с набросками этой книги в 1980–1981 учебном году. Их активное участие в курсе по экзегетике Евангелия от Марка помогло мне чётче обрисовать трудные и неясные места. Я также благодарю Ангелики Гутци за помощь с подбором библиографии на греческом языке, перепечаткой текста на компьютере и за составление указателей. Особая благодарность – Пенелопе Константинидис за помощь в проверке библиографии на английском, французском и немецком языках, а также систематизации исследовательских данных. Наконец, позволю себе выразить бесконечную благодарность издателям Деметрису Мавропулосу и Спиросу Даврису из «Домос пресс», которые неустанно помогали мне на всех стадиях подготовки и публикации данной рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Домнино. Монастырь Царственных страстотерпцев. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Домнино – центр родового владения, досталось по наследству от родителей Ксении Ивановне Шестовой (в монашестве – великая старица Марфа), матери Михаила Федоровича Романова, позднее перешедшего в собственность Дома Романовых в качестве приданого. В конце осени – начале зимы 1612 года старица Марфа и Михаил Федорович покинули охваченную мятежом и пожарами Москву, удалились сначала в вотчину, а затем под Кострому в Ипатьевский монастырь. 6 января 1613 года Земский собор избрал Михаила Федоровича Романова на царство. 13 марта под Кострому прибыло Великое Московское посольство, которое шесть часов упрашивало и умоляло инокиню Марфу и Михаила Федоровича дать свое согласие на воцарение. Источник: Архимандрит Иоанн (Павлихин) «Церковный вестник» 21(346) ноябрь 2006 г. Успенская с. Домнина каменная, с кам. колокольнею и оградой. Построена в 1817 г. прихожанами, на том месте, как гласит надпись на мраморной доске в стене при входе в церковь, где стоял дом старицы Марфы Иоанновны, матери царя Михаила Федоровича Романова, урожденной Шестовой. Возобновлена в 1831 году по повелению ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ I. Кладбище в церк. ограде. Престолов 3: а) в ч. Успения Божией Матери, б) во имя святит. Николая, в) в ч. Тихвинской иконы Божией Матери. В церкви есть икона Воскресения Христова и Казанская икона Божией Матери, находившиеся, по преданию, в домовой церкви старицы Марфы Иоан. Расстояние от Костромы 67 в., от г. Буя 38 в. Ближайшие церкви: Преображенская села Хрипелей в 2 верстах, Воскресенская села Молвитина и Николаевская села Соболева в 6 верстах, Троицкая села Исупова в 8 верстах. Источники информации: Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911, с. 227, Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863, с. 235-236 В 2004 году в Домнино был открыт женский монастырь святых Царственных страстотерпцев – императора Николая, императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, – преобразованный из подворья Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы.

http://sobory.ru/article/?object=04253

Желание Видим, что люди много чего желают в мире, и чего желают, того ищут. Но пусть люди желают и ищут того, чего хотят. Христианин! Ты желай и ищи своего, то есть того, что тебе прилично и нужно. Желают люди счастья и благополучия в этом мире иметь. Ты желай и старайся истинное благочестие в сердце своем иметь… Желают люди освободиться от работы и быть свободными. Ты желай освободиться от работы греховной и быть свободным от грехов. Вот желание христианское! Вот истинная свобода! Всякий, делающий грех, есть раб греха… Если Сын освободит вас, то истинно свободны буде те ( Ин. 8, 34, 36 ). Желают люди победить людей. Ты желай победить самого себя… Желают люди господами быть и другими повелевать. Ты желай и старайся над плотью своей господствовать и ею повелевать. Вот желание христианское! Вот истинное господство! Желают люди над людьми царствовать. Ты желай и старайся над своими страстями и похотями царствовать. Вот желание христианское! Истинный царь тот, кто собой и своими страстями владеет. Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями ( Гал. 5, 24 ). Они господа, владетели и цари!.. Желают люди врагам своим отомстить и обидой обиду отвратить. Ты, христианин, желай и старайся врагам своим уступить и обиду их добротворением наградить. Вот желание христианское! Вот мщение истинных христиан! Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты со берешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром ( Рим. 12, 20–21 ). Желают люди здоровое тело иметь. Ты желай и старайся, чтобы исцелилась и здоровой была душа твоя… Желают люди говорить и с людьми разговаривать. Ты желай и старайся больше молчать, чем говорить – да избежишь греха… Желают люди красиво и гладко говорить. Ты желай красиво и по-христиански жить… Желают люди от людей получать. Ты, христианин, желай и старайся людям давать, помня слово Господа Иисуса, ибо Он Сам говорит: блаженнее давать, нежели принимать ( Деян. 20, 35 ). Желают люди в доме красивом и богатом жить. Ты желай и старайся жить в доме Божием, который есть Церковь Бога Живого, и быть согражданином святым и своим Богу ( 1Тим. 3, 15 ; Еф. 2, 19 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

ЖИВЕМ ЛИ МЫ В ЦЕРКВИ?.. СРАСПИНАЕМСЯ ЛИ МЫ ХРИСТУ, СПОГРЕБАЕМСЯ ЛИ ЕМУ И СОВОСТАЕМ ЛИ С НИМ?.. «Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем».  (Из 3-й песни канона Пасхи). Вот истекают уже последние дни Великого поста. Приближается великая седмица Страстей Христовых, а за ней и радостнейший у нас Светлый Праздник Воскресения Христова – Пасха Господня. Горячо желая, чтобы все мы встретили эти знаменательные дни очищенными от всякой греховной скверны и духовно-обновленными и преображенными, Святая Церковь , как любящая и попечительная мать, употребляет, со своей стороны, все усилия, дабы хотя в эти остающиеся дни Великого поста привести нас к искреннему и действенному покаянию. В предпоследнюю четвертую неделю святой Четыредесятницы она начертывает перед нами дивный образ прославленного Игумена Синайской Горы Преподобного Иоанна с его бесподобной «Лествицей Духовной», кончающейся пламенным призывом: «Восходите, братие, восходите усердно»... И всей своей изумительной строго-подвижнической жизнью от самых ранних лет юности и своими необыкновенно-глубокими, поистине богомудрыми, письменными наставлениями св. Лествичник зовет нас к «отречению от жития мирскаго», то есть к отказу от греховной жизни по духу мира сего, во зле лежащего, и к борьбе со страстьми и похотьми: с гневом, памятозлобием и клеветою, с многоглаголанием и ложью, с унынием и леностью, с чревоугодием и блудной страстью, со сребролюбием и окамененным нечувствием души, с многообразным тщеславием и безумной гордостью, – и к насаждению в душе, в противоположность этим греховным страстям и похотям, христианских добродетелей, дающих мир душам нашим и возводящим нас на небо: беспристрастия, то есть отложения попечений и печали о мире, странничества, то есть уклонения от мира, блаженного и приснопамятного послушания, попечительного и действенного покаяния, памяти смерти, радостотворного плача о грехах своих, безгневия и кротости, спасительного молчания, воздержания, нетленной чистоты и целомудрия, нестяжания, бдения телесного и духовного, кротости, простоты и незлобия, искоренителя страстей – высочайшего смиренномудрия, разсуждения помыслов и страстей и добродетелей, священного безмолвия души и тела, матери добродетелей – священной и блаженной молитвы, земного неба, или богоподражательного безстрастия и союза трех добродетелей, то есть веры, надежды и любви (см. «Лествицу» в ее 30-ти словах).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Едиными устами и единым сердцем» В воскресенье состоялся многотысячный Крестный ход в мужской монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме 18.07.2011 743 Время на чтение 3 минуты В ночь с 16 на 17 июля, когда Русская Православная Церковь чтит память святых Царственных страстотерпцев Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии , принявших мученическую кончину в Екатеринбурге в подвале дома Ипатьева от рук изуверов, в Храме-на-Крови в честь Всех Святых в Земле Российской Просиявших, воздвигнутом в 2003 году на месте дома Ипатьева, разрушенного в 1981 году, была совершена ночная Божественная Литургия, сообщает сайт Екатеринбургской епархии . Литургию совершили архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий и архиепископ Курганский и Шадринский Константин с сонмом духовенства. Радостна и благодатна соборная молитва священнослужителей и мирян на святом, обагренном мученической кровью месте - «едиными устами и единым сердцем». В 17 часов в Храме-на-Крови началось Всенощное бдение Архиерейским чином. А к полуночи – к началу торжественной ночной службы площадь перед храмом была буквально переполнена народом. Храм был ярко освещен прожекторами, в руках молящихся мерцали свечи, заботливо укрытые от ветра. В память Царской Семьи медленно и торжественно звонили колокола. По всему центру города слышен был звук девятитонного благовеста, самого большого колокола Храма-на-Крови. Тысячи людей стали причастниками Таин Христовых. Ради этого со всех концов земли летели, ехали, шли Крестными ходами православные на Урал. Трансляцию ночной Литургии в прямом эфире вел для жителей России и Зарубежья православный телеканал «Союз». Служба, начавшаяся в полночь, завершилась около четырех часов утра. И вновь ударили церковные колокола: начался многотысячный и многокилометровый Крестный ход в мужской монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме. Десятки тысяч людей с молитвой вышли в долгий, но благодатный путь - по улицам Екатеринбурга, по пригородным трассам, по лесной дороге. Шествие разлилось людской рекой. Храм-на-Крови провожал крестоходцев звоном колоколов: молодых, пожилых, родителей с детьми на руках и в колясках.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/07/18/ed...

Как жить с радостью в душе? Митрополит Антоний Сурожский Проповедь на Страстную Среду 20 апреля, 2022 Проповедь на Страстную Среду «Одного подвижника раз спросили, как может он жить с такой радостью в душе, с такой надеждой, когда он себя знает грешником?» Проповедь митрополита Антония Сурожского на Страстную Среду в апреле 1977 года. Мы уже подходим к самим Страстям Господним, и из всего, что мы слышали, так ясно делается, что Господь может все простить, все очистить, все исцелить и что между нами и Ним могут стоять две только преграды. Одна преграда — это внутреннее отречение от Него, это поворот от Него прочь, это потеря веры в Его любовь, это потеря надежды на Него, это страх, что на нас у Бога может не хватить любви… Петр отрекся от Христа; Иуда Его предал. Оба могли бы разделить ту же судьбу: либо оба спастись, либо оба погибнуть. Но Петр чудом сохранил уверенность, что Господь, ведающий наши сердца, знает, что, несмотря на его отречение, на малодушие, на страх, на клятвы, у него сохранилась к Нему любовь — любовь, которая теперь раздирала его душу болью и стыдом, но любовь. Иуда предал Христа, и когда он увидел результат своего действия, то потерял всякую надежду; ему показалось, что Бог его уже простить не может, что Христос от него отвернется так, как он сам отвернулся от своего Спасителя; и он ушел… Часто нам думается, что он ушел в вечную погибель; и от этого у нас — может быть, недостаточно — содрогается сердце и ужасается: неужели он мог погибнуть? К Петру пришли другие ученики, они его взяли с собой, несмотря на его измену. Иуда среди них был какой-то чужой, нелюбимый, непонятный, к нему, после его измены, никто не пошел. Если измена Иудина случилась бы после Воскресения Христова, после того, как ученики получили дар Святого Духа, думается, что они не оставили бы его погибнуть в этом страшном одиночестве, не только без Бога, но и без людей. Христос не оставляет никого…  И как бы ни страшно было думать об Иуде, о том, что его слово погубило Бога, пришедшего на землю, однако где-то должна в нас теплиться надежда, что бездонная премудрость Божия и безграничная, крестная, кровная Его любовь и его не оставит...

http://pravmir.ru/kak-zhit-s-radostyu-v-...

Крест Господень – наше знамя и наше оружие. «Не судих бо ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и Сего распята».  ( 1Кор. 2, 2 ). «Мне же да не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа»...  ( Галат. 6, 14 ). «... Вменяя вся уметы (сор) быти, да Христа приобращу».  ( Филип. 3, 8 ). Посреди Великого поста возвышается износимое св. Церковью для поклонения на середину храма древо Честного и Животворящего Креста Господня – то великое и дивное знамение, чрез которое Воплотившимся Единородным Сыном Божиим совершено искупление человеческого рода от греха, проклятия и смерти – великое таинство нашего спасения. Это – в высшей степени символично и глубоко для нас поучительно! Мы проходим подвиг поста – подвиг борьбы со страстьми и похотьми, ради наследования того вечного спасения, которое стяжал для нас Господь Своею Кровью – Своими страданиями на кресте. Распиная плоть свою со страстьми и похотьми, по заповеди Апостола ( Галат. 5, 24 ), мы сами становимся крестоносцами, подражая Крестоносцу-Подвигоположнику Господу. Созерцая Крест Господень, мы получаем новые благодатные силы, которые излучаются из него, и воодушевляемся на дальнейшее крестоношение и эту столь необходимую для нашего спасения духовную брань – распятие себя со страстьми и похотьми. Вместе с тем, торжественно износя Крест среди проходимого нами подвига Великого поста – подвига покаяния, ради избежания вечной погибели и наследования вечного спасения, – св. Церковь напоминает нам, что со времени совершения Господом Иисусом Христом Его искупительного подвига – вне Креста нет спасения, а только вечная погибель. Крест, таким образом, для нас, воинов Христовых, борющихся с врагом нашего спасения, есть наше воинское знамя,  наша  святейшая хоругвь,  вокруг которой все мы, христиане, единственно и должны объединяться, если желаем себе спасения – спасения, как временного здесь на земле, так и вечного в ожидающей всех нас вечности. Вот почему св. Апостол так решительно и говорит, что Он ничего не желает знать, кроме Иисуса Христа, и притом распятого  ( 1Кор. 2, 2 ), что  Он ничем не желает хвалиться, кроме как Крестом Христовым   ( Галат. 6, 14 ) и что  Он все почитает за сор, лишь бы приобрести Христа ( Филип. 3, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Кто не знает, что царством света, царством благодати и истины, царством мира и любви, по законам Евангельским, управляет Сам Бог ? Кому также не известно, что царством лжи и неправды, царством мрака и страстей, действуя тлетворным духом, времени, управляет князь воздушный, или как апостол сказал: «миродержитель тьмы века сего,... дух злобы поднебесный» ( Еф. 6:12 ), который, ниспав из области света в область тьмы, дерзновенно противустал Богу Творцу своему, – стал на земли воздвигать своё царство греха и мрака, стал строить свои храмы, свои престолы – престолы сатаны , и имеет своё соборище сатанинское, в которое вовлекает всех безрассудных человеков, как сказано в откровении ( Откр.2:9–13 ). В самом деле! Неужели в этом благочестивом собрании молящихся – найдётся такой, который станет утверждать, что эти театры, клубы, маскарады, по меж храмов Божиих воздвигаемые, – эти дома страстей и увеселений, – эти притоны роскоши, нетрезвости, пиров, соблазнов, лицедействия, убежища пьянства, разврата и всех возможных оргий, устрояет, дозволяет и разрешает Сам Бог ? Но, не будет ли это страшное богохуление? А если не Бог, так кто?.. Мы знаем, что Бог воздвигает свои святые храмы, поставляет пастырей, учреждает богослужение, ввёл таинства, чтение святаго Евангелия – для возрождения падшего человека, для спасения и избавления от грехов, для освобождения от страстей и от власти диавола, для указания пути в страну вечности, для возведения истинно верующих в царство славы и вечного блаженства. Для чего же диавол – враг Божий и всякой добродетели – сей тлетворный дух времени – среди царства Христова, царства благодати, устрояет свои храмы, свои престолы, свои притоны? Очевидно, для погибели человеков. Воздвигая па земле своё царство и свои храмы, и увлекая к себе на служение рабов тления – рабов гордости, плотоугодия, и корыстолюбия, которые тлеют в похотях прелестных, чахнут в плотских страстях – и нередко умирают скоропостижно в потопе пьянства, роскоши и разврата, – этот древний – страшный дракон, в лютости злобы своей – мечтает препобедить всемогущего Бога, устоять против Творца вселенной тогда, когда сам убеждён в своей участи и знает, что его ожидает вечная погибель в озере огненном ( Откр.20:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Л.Ф. Шеховцова Глава 1. Тщеславие и истерия Тщеславие – искание земных почестей, искание славы при занятии наукой и искусством; «любление красивых одежд», стыд исповедовать свои грехи, самооправдание, лукавство, человекоугодие, зависть. Тщеславие – это лицемерие человеческого духа. Многие мирские профессии дают возможности для расцвета тщеславия, для превозношения одних людей над другими. В мире часто правит дух превосходства, гордости житейской. «Многие успехи в делах и жизни люди приписывают не Богу, а себе. Желание добиться славы, стать известным, выделиться среди других тесно связано, – пишет отец Сергий Филимонов, – с житейским благополучием и получением разного рода временных благ. Мерой успешности, результата в этой жизни для многих людей служит мера их известности и высота занимаемой должности» с. 26]. 1.1. Святые отцы о тщеславии Святые отцы предупреждали, что тщеславие – очень опасная страсть. «Седьмая брань предлежит нам с духом тщеславия – разновидным, изменчивым и тонким, так что с самыми острозоркими глазами едва можно не только предостеречься от него, но его рассмотреть и узнать, – говорит святой Иоанн Кассиан . – Прочие страсти просты и однообразны, а эта многочастна и многообразна и отовсюду и со всех сторон встречает воина, и когда он еще борется, и когда уже является победителем. Ибо она покушается уязвить воина Христова и одеждою, и статностью, и походкою, и голосом, и работою, и бдениями, и постами, и молитвою, и уединением, и чтением, и познаниями, и молчаливостью, и повиновением, и смирением, и благодушием, – и, как некий опаснейший камень подводный, покрытый вздымающимися волнами, в то время как не опасаются, причинять внезапно бедственное кораблекрушение плывущим при благоприятном ветре» с. 74]. «Тщеславие радуется о всех добродетелях: тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу – и опять им же побед ил ся. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх», – пишет преподобный Иоанн Лествичник с. 150–151].

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010