19. Слово в день святого апостола Филиппа и в день рождения Государыни Императрицы Марии Феодоровны 55 Некогда святой пророк Елисей, когда жители города Иерихона сказали ему, что вода у них нехороша и земля оттого бесплодна, велел бросить соль в воду, и она сделалась здоровою, перестала причинять бесплодие ( 4Цар. 2, 19–22 ). Это образ чудесного действия святого крещения, воды которого оздоровляют человечество и делают его духовно плодоносным, как поется об этом: «Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая церковь пришествием Твоим» 56 . Неплодные и нездоровые воды это жизнь людей вне Христа, жизнь, полная себялюбия и страстей, от которых душа терпит вред и делается неплодною для всякого добра. Недаром подобная жизнь называется «морем житейским»; воды моря солены и горьки, негодны для питья, так точно страсти кажутся нам «показующими сладкая», но «вкушаем мы присно чрез них горькаго напоения» 57 , потому что как морская вода горька на вкус и от нее, когда она испаряется, остается соль на дне, так и после обильного упоения страстями на душе человека остается горький осадок разочарования, томления, муки, часто делающейся все более и более сильною, неутолимою, так что человек не находит нигде места душе своей, мучимой совестью, накладывает сам на себя руки: подлинно, с ним происходит то, что с человеком, который, чувствуя жажду, напился бы соленой воды и еще более стал бы мучиться от нестерпимой жажды. Соль же, которая вложена была Елисеем в воды, это жизнь Христова, которую прежде всего восприняли святые апостолы, и о которых Сам Господь сказал: «Вы – соль земли» ( Мф. 5, 13 ). О ныне празднуемом апостоле Филиппе так и говорится в песни церковной: «Во истлевшее страстьми человечество ты вложен Божия соль от Христа, того изсуши гнилость лютую» 58 . В самом деле, как соль предохраняет от порчи и гниения разные вещества, так точно проповедь о Христе, распространенная в мире святыми апостолами, предохранила разлагавшийся от страстей мир от духовного гниения, оздоровила, обновила его.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

280. Блаженно спострадать Христу, воодушевимся же и уготовимся на страдания. 70] Четыредесятница уже на конце; и приближается, как корона ее добрая, воспоминание животворящих страстей Христовых, из коих мы можем почерпнуть себе превеликое утешение. Ибо если Господь и Бог наш ят был за грехи наши, велико ли, если яты будем за Него и мы, непотребные рабы? Если Он связан был, и связанный отведен и заключен в темницу, что дивного, если и мы тоже постраждем за Господа и Владыку? Но даже если б нас подвергли бичеванию, перенесем бичевание; если б надлежало потерпеть заушения, потерпим; если б надлежало быть оплеванными, снесем оплевания; наконец, если б и умереть надлежало, предадим себя на такую присноблаженную смерть. И благо тому, кто сподобится в чем-либо из сказанного сделаться общником страстей Христовых! Вот блаженство! Вот бессмертие! Не слышим разве, что говорит Апостол: – «прочее труды да никтоже ми дает: аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу?» ( Гал. 6, 17 ), – как бы так: никто не презирай меня, ибо я на теле моем ношу украшения всецаря Христа. Таков был святой Игнатий, назвавший себя Богоносцем, потому что носил на себе страдания Христовы. Таков был святой Евстратий, который во время самых страданий вопиял: ныне познал я, что во мне живет Христос. О блаженные воззвания! О треблаженные души! – Ибо чьи мы совершаем памяти? Чьи празднуем дни рождения и кончины? В честь кого воздвигаем священные храмы? Чьим мощам поклоняемся? – Не мучеников ли? Не исповедников ли? Не преподобных ли? – И если здесь они сподобились от Господа такой славы, то какое блестящее прославление получат они в веке будущем? Недомыслимо сие и неизреченно. – Вот добрая купля! Вот блаженная мена! – малыми трудами и подвигами стяжать вечные и нескончаемые блага. Будем же подражать им и мы; смесим нашу кровь с святейшей кровью Господа. Ибо это и теперь возможно, так как ни естество не изменилось не изменился и Рекший: «Аз есмь Господь Бог ваш, и не изменяюся» ( Малах. 3, 6 ). Он всех равно любит, за всех умер, всем предлежит, яко сладость неисчерпаемая, всем желает спасться, – и это для Него богатство: ибо Он, как говорит Апостол, есть «богатяй во всех призывающих Его» ( Рим. 10, 12 ). Итак, призовем Его в настоящих обстоятельствах, и Он даст силу и крепость душам нашим; обымем Его, и Он уничижит врагов наших видимых и невидимых; потерпим Его, и Он увенчает нас в день воскресения мертвых, в день явления Его во славе, в который да сподобимся и мы неосужденно предстать престолу Его, и, дав добрый ответ, получить царство небесное!

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

314. Во Христе – наша свобода Страстию Твоею, Христе, от страстей свободихомся и воскресением Твоим от нетления избавихомся: Господи, слава Тебе. Дивны пути Господни в деле нашего спасения! Согрешили первые люди; грех возобладал над человеком, и стали люди рабами греха, как говорит Господь: всяк творяй грех раб есть греха (Ии. 8:34). И свил себе гнездо грех в сердце человека, и стал властно, как господин, повелевать им. И укоренились там исчадия его – страсти, и терзают сердце чело­веческое, созданное для любви к Богу и ближнему, а совесть, этот неумолимый, беспощадный судия, обличает в измене Божиим заповедям, требует возмездия и уже здесь, на земле, дает предощущать грядущие муки вечные, уготованные не людям, а диаволу и ангелам его. Поистине, грешник есть непрестанный мученик своих страстей! Верно слово великого Апо­стола Христова: окаянен аз человек! Кто избавит мя от тела смерти сея? Не еже бо хощу, доброе, творю, но еже не хощу, злое, сие содеваю ( Рим. 7:24,19 ). Кто освободит меня от этих постоянных мук, терзаний, в борьбе с самим собою, с врагом, живущим в моем же сердце – с грехом? Если бы люди были всегда внимательны к самим себе, к движениям своего внутреннего человека, если бы произвольно не отдавали себя в рабство собственным страстям, если бы не заключали с ними преступного союза, в котором находят минутное, обманывающее их забвение своего рабства, то этот вопль Апостола громко раздавался бы среди сынов Ада­мовых во всех концах грешной земли. Но он и слышан был среди лучших людей, и плакали они плачем великим, жалуясь на самих себя, на свою беспомощность: изведи из темницы душу мою, вопияли они: от тайных моих очисти мя! Аще беззакония назриши, Господи, Гос­поди, кто постоит?.. Даже среди язычников слышалось: если не придет на землю Сам Бог , то люди никогда не узнают Его и не найдут путей к Нему. И люди все глубже и глубже погружались в омут греха, все безнадежнее отдавались своим страстям, и всему роду чело­веческому угрожала погибель. Но вот пришел желанный Освободитель, пришел Он, Чаяние народов, пришел Свет к омраченным, пришел в мир Спаситель мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

III. Страстная седмица Взирающе на Начальника веры и Совершителя Иисуса, Иже вместо предлежащие Ему радости претерпе крест, осрамот нерадив, – помыслите таковое пострадавшего от грешника на Себе прекословие, да не стужаете, душами своими ослабляеми. He у до крове стасте, противу греха подвизающеся. ( Евр. 12:2–4 ). 26. Суббота Лазарева. Сказание о воскресении Лазаря Гласом великим воззва (Иисус): Лазаре, гряди вон. И изыде умерый. ( Ин. 2:43,44 ). Воскресение Лазаря, благочестивому воспоминанию которого посвящен настоящий день, со всей подробностью описанное Евангелистом Иоанном, есть величайшее чудо всемогущества Спасителя. Христос, Сын Божий, Искупитель и Спаситель мира, заключая, так сказать, этим чудом знаменательнейшие чудеса Своей земной жизни, во всей полноте показал, что Он, как Владыка живота и смерти, и до живоносного Своего воскресения имел во власти Своей ключи ада и смерти ( Апок. 1:18 ). Почему всенощным гласом Своим и воззвал из области смерти уже четыре дни тлевшего во гробе Лазаря. Отселе и св. Церковь сие чудное происшествие, составляющее залог и предобручение общего всемирного воскресения, почтила особенным празднеством, каковым и есть настоящая суббота, день Лазарева воскресения. Вместе с тем день сей есть и предпразднственный день торжественного вшествия Христова во Иерусалим, и по самому ознаменовавшему оный происшествию служит предуготовлением славного вшествия Христова во Иерусалим. Воскрешение Христом Лазаря возвеличило славу Его пред народом, из которого многие были очевидными свидетелями сего чуда; и сия слава, преисполнив народ благоговением к Иисусу, уготовила Ему торжественное вшествие во Иерусалим. В ознаменование предпразднственного торжества входа Спасителя во Иерусалим, предложим краткое повествование о воскресении Лазаря, предуготовившем торжественное вшествие Христово во Иерусалим. Друг Христов Лазарь, родом Еврей, по образу учения и жизни фарисей, был из числа тех немногих Израильтян, которые, непрестанно служа Богу день и ночь ( Деян. 26:7 ), в тишине духа, но в пламенном желании сердца ожидали утехи Израилевы ( Лук. 2:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

VII. IV Крестовый поход: плоды разделения Церквей Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Runciman, A History of the Crusades; Runciman, The Great Schism; Papadakis; Meyendorff, Ideological Crises; Previte-Orton; Ostrogorsky, History of the Byzantine State; Vasiliev; Шмеман, Исторический путь. 1. Византийская империя временно оказалась спасена. Но дела ее шли очень плохо. В 1190 г. Исаак Ангел был наголову разбит болгарами, вновь провозгласившими независимость. В 1195 г. его низверг и ослепил родной брат Алексий, воцарившийся под именем Алексий III Ангел Комнен Дука. Но громкое имя не помогло новому императору - он оказался еще более бесталанным правителем, чем его брат. Болгарское царство, возглавляемое царем Калояном (1197-1207), росло. Он одерживал над византийцами одну победу за другой и гордо назвал себя Грекобойцей в подражание Василию II Болгаробойце. Экономика Империи разваливалась, казна была пуста. Война шла на всех фронтах. В богословском аспекте правление Ангелов представляет интерес спором о Евхаристии. Вопрос стоял о Теле Христовом, которому мы причащаемся. Является ли оно нетленным - каким оно стало после Его страстей и воскресения, - или тленным, как до Его страстей? Иными словами, вопрос был в том, подвержена ли Евхаристия тем же физиологическим процессам, что любая пища, принимаемая человеком, или не подвержена. В Константинополе прошел собор под председательством Алексия Ангела, на котором было признано, что евхаристическое Тело Христово во всех отношениях является нетленным. Итак, политически это было время упадка и распада. Но по-прежнему Константинополь оставался самым великолепным городом христианского мира, живым музеем и самым роскошным рынком, где можно было найти все и встретить представителей всех народов; центром производства, искусства, науки и образования, местом хранения ценностей наследия древних цивилизаций. И по-прежнему Империя была самым культурным и цивилизованным государством мира. Архитектура, мозаики, мрамор, дворцы, церкви были несравнимы, и все, имеющееся на Западе, - лишь бледное подражанием им. Творческая сила византийцев была далеко не исчерпана, так же как патриотизм и отвага. Несмотря на кризис, Византия продолжала оставаться форпостом и твердыней в защите христианства против ислама. И все, даже самые плохие императоры, понимали, что защита европейской цивилизации и христианства от ислама возможна не при помощи дышащих на ладан христианских анклавов в Палестине, которые были озабочены лишь проблемой собственного выживания, а только при сохранении Империи, которая уже более пяти веков успешно сдерживала исламское давление на Европу.

http://sedmitza.ru/lib/text/434808/

   Итак, справедливо, что число 40, составленное на основании двух совершенных чисел (10 и 4), является совершенным, и благодаря 40-дневному посту предоставляет нам совершенную пользу. 7. Нам узаконено в течение этого поста вкушать пищу ежедневно один раз в день, чтобы таким образом и телесные силы поддерживать, и исполнять цель поста, которая заключается в том, чтобы обуздать плоть, которая в результате умеренного лишения ее пищи несколько ослабевает и теряет свой жар, а затем опять восполняет свои силы умеренным вкушением пиши. Час же для вкушения пищи должен быть 9-й (т. е. 3 часа после полудня), возможно, ради того, что постящемуся нужно чувствовать и известную скорбь; потому что человек по своей природе нуждается в пище в 6-й час (т. е. в полдень), если кто не болен и не находится в плохом состоянии здоровья, — и когда постящийся преступит это время, то необходимо ему от этого испытывать тяжесть, и таким образом он исполняет названную цель поста; а главным образом это потому, что этот час непосредственно связан с тайной Страсти нашего Владыки, которая завершилась в 9-й час, когда, преклонив голову, Он предал Свой пресвятой дух; постящимся же свойственно желать в смирении их тела быть сообразными Страсти Христовой, как это говорит божественный апостол: «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми». 8. В высшей же степени разумно постановления Церкви установили этот пост в это время, потому что он очищает грехи людей и мысль их переводит на божественные предметы, как было сказано; и все это должно быть сделано до наступления праздника Пасхи, когда отпущение грехов дается посредством крещения, что светлым образом и совершается в навечерие Пасхи, когда творится и воспоминание погребения Христова, если действительно мы спогребаемся Христу путем крещения в смерть Его, как говорит апостол; долженствует же нам и нашу мысль, особенно в соответствии с оным праздником, перенести к вечной славе, которой Христос, воскреснув, положил начало. Поэтому законы Церкви устанавливают, что нам долженствует поститься прежде наступления праздника Пасхи и постом приготовить себя к ней.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

     В Церкви мы не только вспоминаем историю, случившуюся две тысячи лет назад. Эти волнующие события там предстают совсем в ином свете. Праздники имеют глубокое духовное значение в жизни Церкви. Опыт святых показывает, что события, совершающиеся в земной Церкви, имеют непосредственную и органическую связь с небесной Церковью Божией, Церковью Ангелов и святых. В эти исключительные дни мы призваны приобщиться благодати и стать соучастниками события, которое разворачивается перед нами. Если мы приходим неподготовленными на богослужения, ничего не понимая, мы сами себя обделяем Но для того, чтобы мы смогли приобщиться этих событий, необходима подготовка, мы должны знать, что именно произошло в эти дни. Если мы приходим неподготовленными на богослужения, ничего не понимая, мы сами себя обделяем. Быть может, когда мы увидим Распятие или Плащаницу, что-то и отзовется в нашем сердце, но подлинная причастность происходящему возможна, только если мы правильно подготовимся. А как правильно подготовиться? Если в эти дни мы будем сосредоточенны и не будем отвлекаться на тысячу вещей, если будем посещать все богослужения, если будем молиться, если будем читать, если попросим у Бога в молитве, чтобы мы тоже что-то почувствовали, тогда непременно Всещедрый Бог и Отец наш даст нам просимое. Чтобы в нас осталось ощущение страданий Христовых, чтобы мы не роптали, когда сталкиваемся с трудностями, чтобы мы спустились с небес на землю и поняли, что таков наш путь в этом мире. Если мы хотим следовать за Христом, мы пройдем через две ужасные вещи: во-первых, отказ от мирского успеха, а во-вторых, добровольное принятие нашего страдания. Мы должны это понять. Мы не ищем мирского благополучия и признания, так что не следует соблазняться, когда мир отталкивает нас, когда мы сталкиваемся с болью, страданием, необходимостью жертвы, — все это нужно для того, чтобы мы следовали за Христом, имели отношения любви с Ним. В событии страстей Христовых центральное место занимает Сам Христос. Все, что Христос претерпел за нас — оплевания, заушения, поругание, терновый венец, желчь, — все, что Церковь так подробно описывает, нужно не для того, чтобы мы пожалели Христа, но для того, чтобы помочь нам полюбить Его. Чтобы показать нам, как Христос возлюбил нас, и чтобы подвигнуть наше сердце возлюбить Его. Чтобы, пребывая в любви к Нему, мы спаслись и вечно жили с Ним. Итак, страсти Христовы — причина не печали, но спасения. Так же и Крест Господень, которым умерщвлен был Христос, стал животворящим, стал знамением жизни, спасения и радости и, таким образом, перестал быть орудием убийства и проклятия, каким был прежде. Сам Бог называет его знамением Сына Человеческого.

http://pravoslavie.ru/78540.html

Арест апостола Павла, суд и путешествие в Рим, главы 21–28 Мнасон Киприянин (Деян. 21:16) В миссионерском деле Церкви очень ценно знать, во всех местах, «давних учеников», верных, испытанных людей, «у которых можно было бы жить». Повсюду есть такие верные Христовой Церкви души, служители Ей преданные. Надо миссионерам и другим служителям останавливаться у них. Их служение, как и христианки Лидии из Фиатир, есть – служить служителям Божьим. Это особый дар Духа. Послушание Пресвитерам (Деян. 21:17–28) Придя в Иерусалим и встретившись с пресвитерами тамошней общины, ап. Павел услышал от них совет: " сделай же, как мы скажем тебе» ( Деян.21:23 ). Апостолу посоветовали, исполнить, с 4-мя иудеями, обряд очищения в храме; в спасительность сего обряда не веровали ни пресвитеры христиане, ни ап. Иаков, с ними бывший, ни сам ап. Павел. Они знали хорошо, что освящается человек не обрядом, но Духом Божьим. Однако, всё же они решили исполнить этот обряд «для народа», чтоб показать себя с лучшей стороны, пред многочисленными сторонниками обрядового закона. Здесь было нечто близкое к лицемерию. Но, так как действие было не важным обрядом обрезания, знаменующим ветхий Завет с Богом, то ап. Павел здесь согласился на компромисс и решил, в этот раз, несколько смягчить соблазн Креста Христова… Это было человеческим решением (не плохим, конечно, а нейтральным – нравственно), что выяснилось сейчас же, во время самого исполнения сего обряда. Страсти иудеев и их злоба против ап. Павла не только не были угашены подобным «жестом» апостола, сделанным в сторону иудеев, ради их немощи, но наоборот вспыхнули эти страсти с неожиданной яркостью. Благочестивая человеческая рассудительность не подействовала. Острота Креста выявилась с новой стороны… Началось новое великое гонение на Павла, чреватое большими последствиями для него, всяческими перипетиями, злобой гонителей, свидетельством Истины и страданием за нее. Мы видим, как личность апостола, его свободная, человеческая (и потому не безошибочная) воля участвует всё время па путях благовествования. Господь Дух Святой не сделал из апостола безличного раба. Его личность участвует всё время в благовествовании, и своей великой жертвенностью, и своими немощами человеческими, чрез которые, по вере его и любви ко Господу Иисусу Христу, всегда переливалась сила Божия. Апостол был силен и в самой немощи своей… Тысяченачальник Клавдий Лисий (Деян. 21:31, 33, 36, 38)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан: Освятить вербу, но не быть на богослужениях Страстной Седмицы, не имеет смысла 7 апреля, 2015. Митрополит Горловский и Славянский Митрофан Когда есть любовь, тогда и жить хорошо 7 апреля. ПРАВМИР. В праздник Входа Господня в Иерусалим архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в нижнем храме в честь Новомучеников и исповедников Русской Церкви Богоявленского кафедрального собора. По окончании богослужения он обратился к собравшимся с архипастырским словом. Всех вас, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю с сегодняшним двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим, который у нас ещё называют Вербным Воскресеньем, потому что вместо пальмовых ветвей мы освящаем ветви вербы. В этот день, как и в праздники — Богоявления, когда освящают воду, Преображения, когда освящают плоды, на Пасху, когда освящают куличи, — храмы переполнены. И всякий раз, когда стекается народ, это у нас связано с тем, что в церкви происходит освящение — то ли яблок, то ли верб, то ли куличей. То, что храмы полные, и люди стоят и обращаются к Богу, не может не радовать. Но в душе возникает вопрос: почему в другие воскресные и праздничные дни мы в таком количестве в храме не собираемся? Ведь в каждый воскресный день в храмах Божиих мы можем получить не просто кусочек вербы или святую воду, но можем причаститься Тела и Крови Христовых, стать причастниками самого великого таинства. В Вербное Воскресенье перед храмом, как на Пасху, всегда много людей, и освящают вербы. Я помню время, когда никто не знал, что вербы надо освящать. Вечером в храмах было вечернее богослужение, во время которого читается молитва на освящение ветвей. Мы готовимся встречать Христа и вместе с Ним проводить Страстную седмицу, встречать Пасху. Но сейчас все просят вербу освятить. Сначала таких людей было сто, двести, триста, потом два-три круга вокруг церкви собиралось. Потом у нас спрашивают: «Объясните нам, зачем вербу освящать?» А мы их спрашиваем: объясните нам, почему вы приходите вербу освящать, а на Страстную Седмицу не приходите на службу?

http://pravmir.ru/arhiepiskop-gorlovskiy...

Богоуподобление ...Последует Христу тот, кто держится заповедей Его, кто шествует путем Его учения, идет по стопам и следам Его, подражает учению и делам Христовым... (сщмч. Киприан Карфагенский , 65, 318). Источник. Не мимоходом выслушивать богословские слова, но прилагать старание в каждом речении и в каждом слоге открывать сокровенный смысл, есть дело не нерадивых в благочестии, но знающих цель нашего призвания; потому что мы обязаны уподобляться Богу, сколько это возможно для естества человеческого; уподобление же невозможно без ведения... (свт. Василий Великий , 7, 192). Источник. ...Бог, сотворивший человека, есть истинная жизнь: потому, кто утратил подобие Божие, тот утратил и общение с жизнью... (свт. Василий Великий , 9, 56). Источник. Если хочешь быть богом, показывай свою деятельность не в том, чтобы делать зло, но в том, чтобы делать добро (свт. Григорий Богослов , 16, 208). Источник. Блажен человек, который пред очами имеет Небесного Владыку и Его страдания, который распял себя самого для всех страстей и для всего земного и стал подражателем собственного своего Владыки (прп. Ефрем Сирин , 32, 222). ...Кто соделался чуждым всего разумеемого под именем порока, тот некоторым образом по такому нраву делается богом, доводя до преспеяния в себе то, что разум признает и о Божественном естестве (свт. Григорий Нисский , 18, 452). Источник. ...Конец добродетельной жизни есть уподобление Божеству. Но Бесстрастное и Чистое совершенно неподражаемо для людей; потому что совершенно невозможно, чтобы жизнь страстная уподобилась Естеству, не допускающему в себе страстей. Посему, если блажен един Бог, как именует Его Апостол (ср.: 1Тим. 6, 15 ), а для людей общение в блаженстве возможно чрез уподобление Богу, подражание же это крайне трудно, то следует, что и блаженство человеческой жизни недоступно. Но и в Божестве есть нечто такое, что, как возможное, предлагается желающим для подражания. Что же это именно?.. – нищета духа; ею Писание именует добровольное смиренномудрие. В пример же оной Апостол показывает нищету Божию, говоря: Он нас ради обнища богат сый, да мы нищетою Его обогатимся (ср.: 2Кор. 8, 9 ). Итак, поскольку все прочее, что усматривается относящимся к Божественному естеству, превышает меру естества человеческого, а смирение есть нечто нам сродное и совозросшее с нами, которые по земле ходим, из земли имеем состав и в землю возвращаемся; то и ты, уподобившись Богу в том, что для тебя естественно и возможно, сам облачаешься в блаженный сей Образ (свт. Григорий Нисский , 19, 366–367). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010