Страстная неделя — последняя неделя перед Пасхой. В православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению. Страстная неделя — последняя неделя перед Пасхой. В православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению. В 2012 году Страстная седмица начинается 9 апреля и завершается 14 апреля. 15 апреля — у православных Пасха. Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре Евангелия. В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Также в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения. Миро – особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – 50 веществ). Чин мироварения происходит только раз в году и только на Страстной седмице. Возглавляет чин мироварения и освящает миро в Великий Четверг Патриарх. Миром помазуют при совершении Таинства Миропомазания. Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах. В Великий Вторник Церковь вспоминает притчу Христа о десяти девах, о талантах и о втором пришествии Христовом. Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу себе самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40).

http://pravmir.ru/strastnaya-nedelya-v-p...

архим. Мефодий (Алексиу) Проповедь о святых и страшных Тайнах Христовых, произнесённая за четыре дня до Христова Рождества Слово содействует спасению наших душ, оно действует в нас как семя. Земледельцы сначала возделывают землю, и только потом бросают в неё семена. Так и мы вначале должны возделать и приуготовить себя к приятию небесного семени – слова духовного научения. Безусловно, наши души это не бездушная и бесчувственная земля, которая принимает возделывание и семена от других. Мы – земля одушевлённая, земля живая и наделённая разумом, и потому нам следует самим приготовить себя к приятию слова. Это можно сделать покаянием, так чтобы посеянное в нас слово Божие стало плодоносным. Дабы подсказать вам в чём начало покаяния и возделывания души, позвольте напомнить вам то, что самостоятельно делали те, кто по собственному произволению приходил принять крещение Иоанново. Евангелие говорит нам, что они «приходили и крестились во Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мф. 3:6 ). Итак, исповедь в грехах – это и есть начало возделывания души. С помощью покаяния и исповеди человек совершает необходимое приготовление и принимает в себя спасительное семя, которое (если душа должным образом вспахана) может принести плод. Земледельцы придумали вспахивать и боронить землю потому, что, если земля не возделана, то на ней вырастают и развиваются разнообразные дикие и бесполезные растения, а в её глубине остаются их дикие корни. То же самое, что и вспашка земли, совершает на разумном поле сердца таинство исповеди. Плуг исповеди вытягивает из глубины души скрытые в ней лукавые страсти и искореняет их. Вспашка исповедью делает землю души готовой и пригодной для того, чтобы принять священные семена и произрастить плодоносящие добродетели. Оставаясь же невозделанным человеческое сердце порождает постыдные и лукавые страсти, помыслы и грехи. Вот по этой-то самой причине, братья мои, каждому из нас необходимо иметь духовного отца. К духовному отцу надо приходить с верой, надо смиряться перед ним и открывать перед ним лукавые страсти своего сердца. Только поступая так, вы ощутите, что принимаете лечение, которое даёт вам Христос, что вы искореняете из себя колючки и чертополох греха, взлелеянные страстной и исполненной наслаждений жизнью. Прибегая к духовнику на исповедь, вы сможете всегда иметь свои уши готовыми принять духовные поучения. Послушайте меня, братья, поверьте тому, что я вам проповедую и предлагаю к вашей пользе! Получив прощение и благословение от вашего духовного отца, вы примиритесь с Тем, Кто по безбрежному величию человеколюбия Своего приклонил Небеса и сошёл на землю. Сам Он всеял в сердца благопослушливых людей спасительные семена. Итак, пусть ни один из вас не уклоняется от исповеди – спасительного начала покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

История канонизации Царственных страстотерпцев За многими страданиями последних дней Царской Семьи мы видим всепобеждающий зло свет Христовой истины 9 марта, 2009 За многими страданиями последних дней Царской Семьи мы видим всепобеждающий зло свет Христовой истины Московская епархия Русской Православной Церкви Протоиерей Георгий Митрофанов является членом Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви. Отец Георгий — автор курсов по предметам «История Русской Церкви», «История России» в СПбДАиС, нескольких учебников и множества публикаций. Доклад был прочитан на конференции «Прославление и почитание святых» 16 февраля 2009 года Канонизация Царственных страстотерпцев занимает особое место в ряду многочисленных канонизаций российских мучеников и исповедников ХХ в., которые имели место за последние двадцать лет. В этот период, когда у Русской Православной Церкви наконец появилась возможность начать прославление сонма новомучеников, образованная 11 апреля 1989 г. Синодальная Комиссия по канонизации святых должна была не только восстановить в церковной жизни почти полностью прерванную традицию прославления святых, но и разрешить целый комплекс научных и исторических проблем, связанных с процессом канонизации. Одной из важнейших среди этих проблем являлась проблема почти полного отсутствия в сознании значительного большинства современных русских православных христиан достоверных исторических сведений о жизни и подвигах российских новомучеников ХХ века. В то же время на протяжении всего советского периода личности последнего российского Государя и членов его семьи в широко тиражировавшейся академической и пропагандистской литературе являлись предметом самых недобросовестных, порой просто кощунственных «исторических» инсинуаций. Именно эта литература во многом определяла представление о семье последнего Государя в сознании наших соотечественников, как чуждых церковной жизни, так и воцерковленных. Подчас некоторые принимали с доверием созданный советской пропагандой демонизированный образ «Николая Кровавого», а иные были склонны противопоставлять ему диаметрально противоположный в своей идеализации «советскому», но порой столь же далекий от исторической реальности мифологизированный образ «ритуально умученного жидами-сатанистами Царя-Искупителя».

http://pravmir.ru/istoriya-kanonizacii-c...

Каждый подвижник, каждый воин Христов вел жизнь прежде всего деятельную, борясь со своими страстями и упражняясь в добродетелях. «Не люблю сидеть без дела, люблю постучать» — такую фразу иногда повторял о. Иларион. Вся его жизнь связана с трудом, который несовместим с праздностью. В юности он, обучившись кузнечному делу, молодым человеком пришел на Афон в Свято — Пантелеимонов монастырь.          Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.          Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему.          Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина            Пятьдесят семь лет назад, 15 марта 1951 года, преставился ко Господу схиархимандрит Иларион (Удодов), настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в Виноградово на севере Москвы.          Отец Иларион всю свою жизнь был верным чадом Православной Церкви. По горячей любви ко Христу в молодые годы он ушел в монастырь и более шестидесяти лет трудился Богу в монашеском чине.          Святые, подвижники всегда для нас являются путеводными звездами на духовном небосклоне. Посмотрим на примере жизни отца Илариона, как он вел невидимую брань со страстями и какие добродетели рождались в его душе. На протяжении всего великопостного времени во время богослужения нас сопровождает молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». В этой молитве изложен путь души, идущей к Богу путем покаяния. Воспользуемся теми указания на грехи и добродетели, которые есть в этой молитве и посмотрим, как в жизни православного подвижника воплощаются те духовные истины, о которых учил преподобный Ефрем Сирин.          Каждый подвижник, каждый воин Христов вел жизнь прежде всего деятельную, борясь со своими страстями и упражняясь в добродетелях. «Не люблю сидеть без дела, люблю постучать» — такую фразу иногда повторял о. Иларион.

http://pravmir.ru/velikopostnaya-propove...

Крестный путь Христов Особенно поражает в соборе серия рельефов Крестного пути Христова. Специально для читателей Правмира мы сделали снимки каждого рельефа. Всмотримся в эти лица, вспомним Страстные Евангельские чтения, и оживим в сердце знание о великой Жертве Спасителя за нас. 3 апреля, 2010 Особенно поражает в соборе серия рельефов Крестного пути Христова. Специально для читателей Правмира мы сделали снимки каждого рельефа. Всмотримся в эти лица, вспомним Страстные Евангельские чтения, и оживим в сердце знание о великой Жертве Спасителя за нас. Немецкий городок Прюм располагается вокруг древнего христианского монастыря. История монастыря тесно связана с династией Каролингов: в 8-м веке король Пипин Короткий привез из Рима в сбор Прюма сандалию Христа, так это место стало на многие века местом особого почитания — сотни тысяч паломников на пути к мощам св. ап. Иакова в Сантьяго де Компостелла обязательно приходили поклониться сандалии Христовой. И сегодня в этот католический собор, освященный во имя Христа Спасителя, приезжают большие православные паломнические группы, чтобы поклониться святыне. Не стало исключением и паломничество корреспондентов Правмира вместе с паломническим центром св. апостола Фомы в Германии — на несколько часов мы прибыли в Прюмо. Особенно поражает в соборе серия рельефов Крестного пути Христова. Специально для читателей Правмира мы сделали снимки каждого рельефа. Всмотримся в эти лица, вспомним Страстные Евангельские чтения, и оживим в сердце знание о великой Жертве Спасителя за нас. Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?  И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.

http://pravmir.ru/krestnyj-put-xristov/

Скачать epub pdf 29.01 Служба священномученику Иоанну, во граде Валга убиенному Составитель: игумен Нестор (Кумыш) Г осподи, воззвах, глас 8-й: Радуйся, пастырю Христов Иоанне,/ты бо горния силы мучением своим возвеселил еси,/нам же на земли праздник добропобеднаго твоего преставления даровал еси,/в немже страдания твоя прославляюще,/яже за Церковь Божию претерпел еси,/славословим Христа, Бога нашего,/даровавшаго нам ходатая и молитвенника о душах наших. Радуйся, страстотерпче Христов Иоанне!/Ты бо кровию твоею честною землю нашу освятил еси,/и венец нетленный от руки Господней приял еси,/не от камений честных украшен,/но твоею кровию прозябен./Темже молися Христу Богу/даровати душам нашим мир и велию милость. Радуйся, священномучениче Иоанне,/иже во времена гонений лютых/от безбожников неповинно убиенный,/за распятаго и воскресшаго Христа,/и ныне росы небесныя наслаждающийся,/и благоухания рая исполняющийся,/и лицезрения божественныя доброты насыщающийся;/темже моли Спаса нашего умирити мир и спасти души наша. Слава, глас 6-й: Страстотерпче новый,/священномучениче Иоанне,/во граде Валга смерть за Христа претерпевый,/тя бо яви Господь предстателя о пастве земли Эстонския,/поминай нас, чтущих святую память твою,/да избавимся бед и скорбей молитвами твоими. И ныне, богородичен. Тропарь сщмч. Иоанну, пресвитеру, в Валге пострадавшему. Глас 4-й: Благодать иерейства от руки священномученика восприял еси/и по триех месяцех служения кровь свою за Христа пролиял еси,/страстотерпче отче Иоанне,/во граде Валга неповинно убиенный,/якоже и архипастырь твой жертвою непорочною оказался еси,/молися Христу Богу нашему,/да спасет души наша, яко милосерд. Слава и ныне, богородичен. Канон, глас 6-й. Песнь 1 На степень священства в годину лютую возшел еси, священномучениче Иоанне, отложивши боязливость и маловерие, и прият сердцеведец Господь дерзновение твое, вселив тя во обители радости нескончаемыя. Скончал еси житие твое мученически, пастырю Иоанне, жребия высокаго от Господа удостоившись, и пребываеши ныне тамо, отонудуже отбеже всякая болезнь, печаль и воздыхание.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf О помощи смирения в борьбе со страстями 39 Вы задавали мне вопрос о том, как смирение помогает бороться со страстями, и я обещал посвятить этой теме отдельную беседу. В своих рассуждениях я буду опираться на святоотеческое учение. Здесь уместно привести слова святителя Игнатия (Брянчанинова) , который говорил, что его учение – не его, но святых отцов. В беседе о смирении я так же буду исходить не из своего опыта (в этом отношении весьма скудного), а из мнения святых отцов. В начале беседы мне хотелось бы привести две пространные цитаты из творений преподобного Григория Синаита . Я уже говорил вам, что вышла хорошая книга – перевод сочинений Григория Синаита , ранее не публиковавшихся. Этот перевод отличается в лучшую сторону от тех текстов, которые помещены в русском и славянском «добротолюбии». В новом издании мы находим более точный перевод с греческого языка. Итак, цитата: «Говорящие или что-нибудь выполняющие без смирения подобны строящим дом зимою или без цемента. Опытом и разумом найти и постичь смирение есть счастье очень немногих. Распространяющиеся о нем словесно похожи на измеривающих бездну. Мы же, слепые, отрочески догадывающиеся об этом великом свете, скажем немногое» 40 . обратите внимание на нижеследующие слова: «Настоящее смирение не имеет смиренной речи, ни смиренного вида, не понуждает мыслить смиренное, ни, смиряясь, упрекать себя. Хотя все эти признаки и образы смирения суть как бы разновидности его, но само смирение есть благодать и дар свыше» 41 . Все перечисленное: смиренная речь, смиренный вид, смиренная мысль о себе, самоукорение – является лишь средствами к достижению смирения. Здесь уместно вспомнить и выражение старца Силуана. Я не помню точно его слова, но смысл их такой: есть смирение аскетическое и есть смирение Христово. Нечто подобное говорит и его ученик архимандрит Софроний (Сахаров) . Смирение аскетическое достигается подвигом и в значительной степени благодаря самопонуждению, оно – результат человеческой деятельности. Смирение же Христово – это благодать свыше. О том же говорит Иоанн Лествичник : тщетно трудится тот, кто пытается описать смирение словами. Попытка описать смирение равнозначна попытке описать благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

28. Примеры силы крестного знамения Невозможно исчислить всех случаев, в которых св. человеки Божии поражали и прогоняли крестом диавола и ангелов его: сказаниями о сем переполнены жития святых. I. Знайте, что нет такой страсти, похоти, которая могла бы противиться всепобеждающий силе креста. Это не наши слова. «Когда ты, – говорит Иоанн Златоуст , – делаешь крестное знамение, вспомни и всю силу креста, все крестное дело – и потушишь ярость и все прочие страсти» (св. Злат., беседа на Мф. 54 ), – потушишь весь этот, по выражению св. Григория Богослова (в его слов. «О человеческой природе»), " охлаждающий огонь», который снедает твою плоть, томит твое сердце. Вот и один из множества примеров, показывающих, как решительно побеждается наша плоть силою святого креста! Св. Софроний, патриарх Иерусалимский, повествует. (см. «Лимонарь», или «Луг духовный», гл. 3), что некоторый пресвитер, по имени Конон, совершая св. Крещение над еллинами, обращавшимися к христианской вере, и погружая в св. водах не только мужей, но и жен и дев, – чувствовал в себе столь сильные порывы страсти, что, наконец, решился навсегда оставить место своего служения и пустился бежать в горы... Но беглеца настигнул явившийся св. Иоанн Креститель, остановил его, трижды знаменовал св. крестом, и сим оружием «отъял от него брань» плоти. Пресвитер немедленно возвратился к месту своему, и уже «нисколько не ощущал в себе похоти», кого бы не случалось ему погружать. «Если ты, брат мой, – говорит св. Ефрем Сирин , – всегда будешь употреблять св. крест в помощь себе, то не приидет к тебе зло, и язва не приближится к жилищу твоему» (преп. Ефрема Сир., «Сл. на честный и животворящий крест»). Ибо крест, как учить св. Кирилл Иерусалимский , – великое предохранение, данное бедным и слабым без труда» (Оглас. поуч. XIII, 36). II. Защищаясь крестом святым от врагов и от житейских бедствий, мы должны стяжать в нем и врача наших недугов? как душевных, так и телесных. Но каким образом, подумает кто-нибудь, крест может врачевать болезни телесные, когда мы все имеем св. крест, и между тем принуждены пользоваться другими врачевствами для излечения наших немощей? – Ах! это зависит совершенно не от св. креста. Вина в нас самих. Видно, мы или не пользуемся, или не так, как должно, не с живою верою и любовию, не с твердым упованием употребляем сие спасительное врачество. Но обратитесь к нашим священным летописям, жизнеописаниям святых Божиих человеков: вы здесь, можно сказать, на каждой странице увидите, как многоцелебна сила креста Христова. Укажем хотя на некоторые из бесчисленных примеров. Так, по сказанию св. Прохора, ученика Иоанна Богослова, св. апостол знамением креста исцелил некогда, лежавшего при пути, больного человека (Житие св. Иоанна Богослова, сент. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

69. Слово в Неделю о самаряныне 184 Как святые апостолы по воскресении Христовом в течение дней Пятидесятницы уготовлялись к приятию обещанного Святого Духа, так и в нас святая Церковь чрез праздники свои хочет открыть жажду даров Духа Святого, о ниспослании Которого молится в праздник Пятидесятницы. Она вспоминает сначала об апостолах и женах мироносицах, видевших Христа по воскресении и слышавших из уст Его обетование: «Приимите Дух Свят» ( Ин. 20, 22 ), а потом уготовлявшихся к приятию Его молитвами и молениями в горнице Сионской ( Деян. 1, 14 ). Затем святая Церковь вспоминает об исцелении расслабленного при овчей купальне, предуказывавшем, как «крещением Божественным», совершаемым «водою и Духом» ( Ин. 3, 5 ), «ныне очищает безчисленная множества Христос», тогда как «в купель иногда овчую Ангел схождаше и единаго исцелеваше на всякое лето» 185 . В праздник Преполовения вспоминается, как Христос в ветхозаветный праздник Преполовения возбуждал в евреях жажду духовную, то есть жажду веры в пришедшего Мессию своего, общения с Ним и подаваемой Им благодати Духа Святого. «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» ( Ин. 7, 37 ), говорил Он обо всем этом. В Неделю самаряныни опять вспоминается, как Господь от воды обычной возвел мысль самарянки к разумению воды жизни и от жажды телесной к жажде духовной, то есть к жажде слышания слова Своего, к жажде благодати Духа Святого, возбуждающего жажду духовную в людях. Наконец, и в последнюю пред Пятидесятницей неделю вспоминается исцеление слепорожденного от вод источника Силоамского, которое знаменовало собою просвещение благодатию Духа Святого, посылаемого в мир Христом, «душевныма очима ослепленных». Но внимают ли этим призывам святой Церкви ее сыны и дщери? Возбуждается ли в душах их жажда духовная, жажда даров Духа Святого, открывающего для души источники воды живой? Не уподобляются ли большинство сынов и дщерей Церкви самарянке до ее встречи с Христом, душа которой была омрачена и томима страстями житейскими и попечениями земными, приведшими ее и к колодезю Иаковлеву? Как самарянка долго не могла понять, о какой воде жизни говорит с ней Христос, так и люди, или всецело занятые делами и заботами житейскими, или погруженные в суету страстей и удовольствий земной жизни, обыкновенно далеки бывают от разумения высоких дел и глаголов Божиих. Подобная занятость и погружение в суету земную, при невнимании к душе своей и действиям в ней Святого Духа, обращаются у человека в постоянный навык, так что он, освободившись на время от суеты дел и страстей земных, начинает томиться и спешит снова скорее обратиться к ним. Так жажда духовная в нем постепенно угасает, он делается уже неспособным ощущать ее, не испытывает приятности утоления ее при слышании слова Божественного, душа его томится от зноя страстей, которого не умеряет живительное для души действие Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

83. Слово в Неделю Всех святых 209 «Плен Сионь Ты изъял еси от Вавилона, и мене от страстей к животу привлецы, Слове!» (1-й антифон воскресный 3-го гласа). Когда мы обращаем взор к состоянию своей души, настолько окованной страстями, что мы не можем свободно «воззрети и видети высоту небесную» 210 ( 2Пар. 36, 23 ), то невольно воспоминаются нам пленники еврейские. Далеко не все они одинаково скорбели о лишении отечества и, сидя на реках вавилонских, плакали, вспоминая о Сионе, не желая даже петь песнь Господню «на земли чуждей» ( Пс. 136 ), многие жили в Вавилоне, как бы в отечестве, забыв связанные с отеческой землею обетования; они настолько усвоили образ жизни вавилонян, осквернили себя идолами их и нечистотами страстей, по слову пророка Иезекииля, что уподобились гробам, наполненным истлевшими костями ( Иез. 36:25, 37:2, 12, 23 ). И вот великий песнопевец Церкви святой Иоанн Дамаскин в вышеприведенных словах одного из дивных своих песнопений напоминает нам о пленниках сионских. «Плен Сионь» это все мы, по пришествии Христовом находящиеся в плену у страстей. Изъятие же из сего плена вавилонского есть то «совершение святых» чрез Христа, о котором говорил, обращаясь к грядущему Искупителю, еще древний пророк, а за ним и апостол: «Восшел еси на высоту, пленил еси плен... и даде даяния человеком, т. е. дарования Духа Святого для совершения святых в Церкви Христовой» ( Пс. 67, 19 ; Еф. 4:8, 12 ). Как соответствует, братие, этот образ пленников еврейских духовному состоянию многих христиан нынешнего времени. Христос, отходя из мира, обетовал пребывать с верующими во имя Его «до скончания века» ( Мф. 28, 20 ) и послать им от Отца Духа Святого, дабы Он был с ними вовек ( Ин. 14, 16 ). Где же ныне это обетование? Не видим ли среди нынешних христиан много таких, которые не только не живут верою в это обетование, подобно христианам древним, но как бы и «не слышали, есть ли Дух Святой» ( Деян. 19, 2 ), которые «не видят... и не знают Его», хотя Он всегда пребывает с верующими в Церкви и в них будет ( Ин. 14, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010