Н.И. Гиббенет Глава XV Пребывание п. Никона на Архангельском подворье. – Соборные заседания 3 и 5 Декабря и патриаршее постановление о низложении п. Никона . – Арест грека Димитрия, находившегося у п. Никона и писавшего от него грамоты к восточным патриархам, и грека Венета, привезшего п. Никону грамоту, писанную от газского м. Паисия к кардиналу. – Заточение иконийского м. Афанасия в макарьевский монастырь. – Собрание собора в Чудовом монастыре, объявление п. Никону о его низложении и ссылка, и отправление его на заточение в Ферапонтов монастырь. При отправлении из Воскресенского монастыря Никон отдал приказание, чтобы взять с собою потребное для пищи, но как съестные припасы положены были в особые сани, то их по чему-то на Архангельское подворье, где помещен был Никон, ночью не пропустили, а отправили на Воскресенское подворье. 2-го Декабря было воскресенье. Монахов и мирских людей, приехавших с Никоном из Воскресенского монастыря, было до тридцати человек. Никон послал одного из стражей к сотнику, чтобы доставить с Воскресенского подворья съестные припасы. Лишь только дали знать о том государю, тотчас же с кормового и сытного дворов посланы были яства и питья, с которыми явились к Никону два подьячих и подали ему росписи привезенным припасам. – «Откуда и с чем вы пришли?» спросил их Никон. «Мы посланы от начальников, отвечали подьячие.» – «Возвратитесь с присланным к пославших вас и скажите, что Никон этого не требовал, а просил дать свободу, чтобы можно было отсюда выходить и сюда приходить, и приносить нужное в пищу. Немедленно дано было разрешение, чтобы выпускать со двора и во двор впускать людей Никона; прочих же никого не пускать. В то же время послали на Воскресенское подворье и оттуда доставлены были яства и питья 331 . 3-го Декабря, в понедельник, в той же столовой палате у великого государя собрались патриархи и весь освященный собор, бояре, окольничие и думные люди. Государь, сойдя со своего царского места, обратился к патриархам с жалобою: 332 бывший патриарх Никон в письме своем к цареградскому патриарху назвал меня, весь освященный собор и всего моего царства людей еретиками, будто мы от святой восточной католической церкви отложились и обратились к римскому костелу; а святая церковь наша имеет в себе Спасителя нашего и Бога много целебную ризу и святые мощи святителей московских, чудотворцев, и мы веруем истинно по преданию святых апостол и святых отец, а потому должны за православную христианскую веру и за святые Божие церкви умирать. И вы бы, святейшие патриархи, на эту жалобу учинили суд как прежние патриархи рассуждали и суд творили прежним благочестивым греческим царям, и меня, и освященный собор, синклит и всех православных христиан нашего Российского царства от того Никонова названия очистили». Сказав речь царь патриархам поклонился, а освященный собор, синклит и все присутствовавшие поклонились до земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

На посту ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск НА ПОСТУ Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 10-17 марта. - Великий пост. - Диетические вопросы. - Духовное очищение. - Под диктовку жизни. - Лженаука и лжекультура. - Свобода любой ценой. - Чудо святителя Луки. - Торжество Православия. На прошлой неделе у православных христиан начался Великий пост . Великий пост отличается от остальных постов особой строгостью и долготой. Это - время покаяния, время особенного внимания к собственной душе. Даже многие светские СМИ признают Великий пост - отличным от всех четырех многодневных постов. Поэтому практически на всех страницах он- и офф-лайн изданий появились материалы о Великом посте. В сообщении сайта " Вести.Ru " , Великий пост назван " временем самоочищения " : " Особенно строгие ограничения приходятся на первую неделю... Для монахов и послушников звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря пришло время духовного и физического самоочищения - начался Великий пост. Первые пять дней братии придется основательно подтянуть пояса - они не будут принимать никакой пищи, подкрепляя себя только отваром лаврового листа. При этом большую часть дня придется проводить в церкви за коленопреклоненными молитвами " . Надо отметить, что светские СМИ, уделив внимание посту, в основном пишут и обсуждают со священниками и врачами лишь один вопрос - что можно есть во время поста? Такой " материалистический " подход - не удивителен, ведь сегодня еда стала символом существования человека, неким знаком, по которому человек себя идентифицирует. По сути, латинскую пословицу " мыслю, следовательно существую " , можно переиначить в соответствии с требованиями эпохи: " я кушаю, следовательно существую " . О духовной же стороне поста говориться либо вскользь, либо вообще не упоминается. И это также симптоматично: как и во времена атеизма, сегодня понятие " душа " - не актуально. Так, например, журналисты газеты " Московский комсомолец " Елена Зверева, Марина Великанова свою публикацию " Высокий пост " полностью посвятили кулинарным проблемам : в статье подробно излагается постное меню, предлагаемое в столовой Белого дома, указаны цены на постные блюда, затем повествуется об особенностях постной кухни на железной дороге.

http://pravoslavie.ru/press/obzor35.htm

< >< назад > Как питаться в Рождественский сочельник       Последний день Рождественского поста называется сочельником, потому что уставом в этот день положено есть сочиво. Сочиво готовится из зерен пшеницы, риса. Есть сочиво принято, видимо, в подражание посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых перед праздником Рожества Христова, которые питались от семен земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан. 1,8), - и согласно со словами Евангелия: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13,31-36).       В сочельник у православных христиан сохраняется благочестивый обычай ничего не есть до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа.       В Рождественский сочельник трапеза предписана один раз после Божественной Литургии. На трапезе правилами Церкви постановлено вкушать " с елеем. Сыра же и подобных ему, и рыб, никакоже дерзнем ясти " . Как приготовить сочиво       По церковному уставу, в дни сочельников - Рождественского и Богоявленского - православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво. Вот как его приготовить.       1 стакан зерен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1-3 столовые ложки меда, сахар по вкусу.       Зерна пшеницы толкут в деревянной ступе деревянным пестиком, периодически подливая немного теплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Затем ядро отделяют от шелухи, просеивая и промывая. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают, подслащивают по вкусу.       Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить охлажденной кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.       Иногда сочиво готовят из риса, но рис следует приготовить особо - стакан риса залить полутора стаканами кипятка, плотно накрыть кастрюлю крышкой, варить рис три минуты на сильном огне, шесть - на среднем, три - на маленьком. Еще двенадцать минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для сочива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно.

http://zavet.ru/book/rozhdp02.htm

Не растратить жизнь на суету апреля 2024 В сентябре 2014 года " Санкт-Петербургские ведомости " стали первой городской газетой, которой новый митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков) дал обстоятельное интервью. За десять лет в нашей жизни изменилось многое: она стала " быстрее " , более зависимой от технологий и гаджетов, да и сам мир в последнее время глобально трансформируется, поновому осознавая себя… А что при этом происходит с жизнью духовной, церковной? Об этом мы поговорили с митрополитом накануне десятой годовщины пребывания его на петербургской кафедре. - Владыка, весной 2014 года, к моменту вашего назначения в Санкт-Петербург, в епархии насчитывалось 198 приходов и 661 клирик. В сентябре 2014го, как следует из интервью, которое вы дали " СПб ведомостям " , в епархии действовало более 200 приходов и четыре монастыря. Как изменилась епархия к сегодняшнему дню? - За прошедшее десятилетие в нашей епархии открылся 91 приход, так что теперь их почти триста. Это происходило без всякой специально заявленной программы. Число храмов увеличилось почти в полтора раза. Соответственно, и численность духовенства выросла. В клире епархии сегодня состоят 934 священнослужителя. Благочиннических округов стало на восемь больше. 19 благочиний сформированы по территориальному признаку (они равны городским районам) и шесть - по виду деятельности: военное, тюремное, социальное, вузовское, монастырское и ритуальное. Монастырей в епархии теперь шесть - три мужских и три женских. Три монастыря находятся в черте города - это Александро-Невская лавра , Новодевичий женский монастырь , Троице-Сергиева Приморская пустынь . В Ленинградской области расположены три монастыря - Константино-Еленинский женский , Староладожский Успенский девичий и Староладожский Никольский мужской . Во всех направлениях работы нашей епархии - молодежной, социальной, духовно-просветительской, катехизационной - есть устойчивое развитие. Увеличилось число воскресных школ, хотя они есть еще не везде. Множатся молодежные объединения и волонтерские проекты - например, епархиальная молодежная добровольческая служба " Тысяча друзей " . При многих храмах организованы сестричества милосердия. Женщины разных возрастов отдают свои силы, тепло, заботу, трудясь в хосписе, больницах и госпиталях. Особенно их деятельность стала востребована после начала СВО. Открылся епархиальный Центр милосердия имени праведного Иоанна Кронштадтского с благотворительной столовой, парикмахерской и вещевым складом. Появились два новых " Автобуса милосердия " , в одном из которых нуждающимся людям оказывают не только продуктовую и вещевую помощь, но и первую медицинскую. Школа приемных родителей содействует устройству в приемные семьи детей с ограниченными возможностями здоровья. Успешно работают специальные центры по реабилитации нарко- и алкоголезависимых людей.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Не у дел В августе 1933 года епископ Афанасий опять вернулся в свой родной город. Он побывал на могиле матери, повидался с близкими. Настроение было отнюдь не радостным: в Успенском соборе располагался антирелигиозный музей, а Владимирскую кафедру занимал признающий митрополита Сергия архиепископ Иннокентий (Летяев). Поскольку епископ Афанасий считал митрополита Сергия узурпатором патриарших прав, он не мог оставаться под его началом. В декабре 1933 года он направил митрополиту Сергию письмо, в котором официально отказался от церковной работы под его руководством. 4 сентября епископ Афанасий был уволен на покой. Отправленного на покои владыку во Владимире уважали и любили. Даже не выступая публично, он мог значительно увеличить число противников митрополита Сергия. Не желая провоцировать конфликтов, епископ Афанасий уезжает в Старую Руссу – древний город Новгородской епархии, уклад которого Достоевский изобразил в романе «Братья Карамазовы». Прожив некоторое время в Старой Руссе, епископ Афанасий перебирается в Егорьевск, а затем неподолгу живет в разных провинциальных городах и поселках. Переезжая с места на место, он совершал тайные богослужения на квартирах своих знакомых. Сохранилось описание одного из этих богослужений, относящееся к маю 1934 года: «Он приехал к нам в Лосинку под вечер дождливого майского дня и поднялся по узкой лестнице в мезонин дома 46 по Тургеневской улице, туда, где помешалась домовая церковь иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры о. Иеракса (Бочарова). Его с волнением ожидали. Он вошел в маленькую комнатку, изображавшую из себя столовую и спальню за занавеской. В стекло стучались изумрудные ветви яблонь, покрытые дождевыми каплями, изящные, бело-розовые чашечки яблоневых цветов заглядывали в окно. Владыка снял серый плащ и такую же серую простую кепку, из-под которой на плечи его упали тонкие косицы русых волос. Распахнулась дверь в соседнюю комнату, и перед его взором предстало чудесное зрелище: окна были задрапированы занавесями – сначала темными, поверх светлыми, отчего в комнате царил полумрак. На деревянной рамке под потолком были натянуты белые полотняные занавеси, полукругом отделяющие угол, а поверх изящными складками спускались до полу кружева, изображая собой воздушный иконостас. К нему были прикреплены бумажные иконочки, вделанные в картонные рамки. От потолка свешивались лампады, отбрасывая вверх трепетный свет. Перед полотняной завесой, которая раздвигалась в обе стороны, скользя на железных колечках, расстилался ковер. Деревянная рама сверху была вся увита гирляндами из еловых веток. За завесой в уголке помещался небольшой престол, налево – небольшая полочка, служащая жертвенником. Это был храм в честь иконы Богоматери «Отрада и Утешение». Вечер был субботний. После легкой закуски владыка отслужил воскресную всенощную, а наутро – литургию. Служил он с подъемом, без каких-либо пропусков, но быстро и громко. Наутро «белая церковь » была убрана, и комната превратилась в обычную» 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Непецино. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Знаменская церковь Карта и ближайшие объекты Знаменский храм в селе Непецино был построен Александром Борисовичем Новиковым при содействии семьи Ключаревых в 1806 году. Проект был заказан московскому архитектору, вероятно казаковской школы. Постройка в стиле ампир. Храм имеет форму «корабля». Вход украшен четырехколонным портиком с треугольным фронтоном. Храм декорирован нишами, медальонами, углы обработаны рустом. Серебристый купол опирается на цилиндрический барабан, прорезанный окнами. Над главным входом высилась трехъярусная звонница, от которой с тех времен сохранился лишь нижний ярус. И колокольня и купол завершались изящными главками. Алтарь имеет некоторое сходство с алтарем Вознеснесенской церкви в Коломне: он прямоугольный, с двумя боковыми окнами, восточная стена его декорирована двумя парами колонн. На алтарной части здания снаружи было изображение иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». Храм был украшен стенной росписью и имел богатое убранство. Церковь имела два престола – в честь иконы Божией матери «Знамение» и во имя великомученика и Победоносца Георгия. После революции храм разгромили, убранство уничтожили, колокольню снесли. В разоренной церкви закрасили росписи, внутреннее пространство перегородили, устроив много помещений. Изображение иконы на апсиде замазали. В алтаре размещались в разное время магазин, ателье, дом быта; в центральной части – контора, парикмахерская, столовая. Со стороны паперти пристроили танцплощадку. Старожилы помнят, как на стенах храма сквозь слои штукатурки проявлялась живопись, ее снова замазывали. Церковь вернули верующим в 1993году, с тех пор она восстанавливается. Восстановлена по старым эскизам колокольня, сделан новый иконостас, приобретены колокола. В 2001 году храм был вновь освящен. По статье в «Журнале Московской патриархии» 11 2006г. История села Непецино восходит к XVI в. Название села связано с владельцем — боярином Непецей. По преданию, само село по велению царя Ивана Грозного было перенесено из Новгородских земель.

http://sobory.ru/article/?object=07343

— Нет, мы постились очень строго, — говорит благочинный Лужского округа, настоятель собора Воскресения Христова в Луге отец Николай Денисенко. — Что вы! Даже и подумать не могли, чтобы съесть что-нибудь скоромное. И родители вовсе не боялись, что строгий пост плохо повлияет на детский организм. Наоборот: они верили, что чем усерднее исполнять церковные правила, тем нам же будет лучше. Даже в Страстную седмицу, в конце её, когда по всему дому стоит запах готовящихся пасхальных лакомств и дети порой плакать начинают, так им хочется чего-то вкусного, — нет, даже и тогда родители твёрдо стояли на своём. И ничего дурного из этого не получилось: мы с сестрой выросли не хуже прочих! — Да как же нынешнему школьнику поститься: ему же в школьной столовой постного не предложат… — И в школе тоже можно от чего-то воздержаться, а в более строгие дни и вовсе не пойти в столовую… И в прочие дни сосиски есть не обязательно, можно поделиться ими с другом. Не обязательно показывать, что ты великий постник, — просто сказать: «Что-то мне неохота сегодня, съешь ты!» Раньше, когда я учился, и буфетов в школе не было, и вопросов таких не возникало. — А ведь сейчас считается, что детям поститься вредно, да и взрослым то и дело даётся поблажка… Может быть, сейчас времена другие — в этом всё дело? — Времена действительно изменились. Мы росли в годы хрущёвских гонений, когда вся жизнь у детей священника была — ну, подвиг не подвиг… Во всяком случае она постоянно требовала твёрдости душевной. Не знаю, как у кого, а у нас детские годы были непростыми… Вот миновал строгий, суровый пост, за ним радостная — по-настоящему радостная! — Пасха… Даже простое яичко кажется невероятно вкусным после настоящего поста, а у нас на пасхальном столе были не только яйца: родители старались, чтобы разговление было богатым. Так вот, миновало весёлое пасхальное застолье, в понедельник — в школу, а там перед началом занятий — линейка: «Кто на Пасху был в церкви? Шаг вперёд!» Мы выходим… Горько об этом вспоминать. Могли хлеба в магазине не дать: в хрущёвские годы трудно бывало с хлебом; приходишь в магазин, а тебе: «Семье священника хлеба нет!» Однажды сестре поставили двойку за отлично написанное сочинение — просто так, в плане борьбы с религией. Отец не побоялся, взял сестрину тетрадку и поехал в Новгород к уполномоченному. А там в ту пору знаете какие были уполномоченные? Из бывших начальников тюрем — на них смотреть-то было страшно… Но отец настоял на своём: сочинение пересмотрели, оценку исправили.

http://pravoslavie.ru/36625.html

Нижний Новгород. Церковь-школа Николая Чудотворца при Всероссийской выставке. Церковь-школа /// Объект не принадлежит Православной Церкви Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1894 и 1896. Архитектор: М.Т. Преображенский Адрес: Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Климовская, д. 84 Координаты: 56.307409, 43.930429 Проезд:Территориально объект находится между стадионом " Локомотив " и спорткомплексом " Трудовые резервы " . Проезд общественным транспортом: трамвай до ост. " стад. " Локомотив " , трамвай до ост. " ДК Ленина " ; метро - станция " Чкаловская " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Здание бывшего экспозиционного павильона «Церковь-школа» располагается на бывшей территории Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, которая располагалась в Канавино, вблизи от железной дороги Москва – Нижний (ныне вблизи парка имени Первого Мая) и Нижегородской ярмарки. Закладка новой Всероссийской выставки состоялось 16 июня 1894 года. За 23 месяца на ней было построено 357 объектов (из них 125 государственных). Выставка открылась 28 мая 1896 года. В одном из многочисленных объектов выставки было представлено здание, в котором размещались одновременно церковь и школа (арх. М.Т. Преображенский). Этот прием затем получил распространение в небольших поселениях в России. В первом этаже церкви-школы Святейшего Синода размещались спальни для учеников, столовая, квартира учителя; в верхнем - церковь, четыре классных комнаты и библиотека. В здании была главная лестница, которая вела на второй этаж. Она располагалась справа от входа. Со второго этажа перед ней имелась дополнительная небольшая лестница на колокольню. До настоящего времени они не сохранились. В этой школе экспонировались предметы, показывающие состояние церковных школ в России: альбомы зданий церковно-приходских школ, фотографические снимки учащихся, карты епархий с показанием школ, школьные отчеты, инструкции и школьные правила, образцы упражнений в славянском письме, письменные упражнения по нотному пению и др. Здесь демонстрировались ручные работы учеников церковных школ: иконы, картины, церковные принадлежности, русские костюмы, вышитые полотенца, скатерти, салфетки, кружева, вышивки, работы гладью, тамбуром, плетения.

http://sobory.ru/article/?object=16290

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Покушение на старца Тихона. Иером. Агафангел           52 года назад, 10/23 сентября 1968 года, отошел ко Господу иеромонах Тихон (Голенков), истинное украшение Сада Пресвятой Богородицы, подвижник и духовный отец знаменитого   старца Паисия.     Отец Тихон (в миру Тимофей Голенков) родился в 1884 году в России, в деревне Новая Михайловка, в семье Павла и Елены Голенковых. С младенческих лет он почувствовал призвание к монашеству и, прежде чем достичь совершеннолетия, паломником обошел множество русских монастырей. Затем Тимофей отправился в Святую Землю и поклонился святым местам, после чего прибыл на Афон, где и принял постриг с именем Тихон в келье святителя Николая в Буразер и Через пять лет монах Тихон, возжелав еще большей высоты духовной жизни, пришел в Карулью и провел здесь пятнадцать лет. Проживал он в пещере, вкушал пищу раз в три дня и проводил все свое время в молитве, чтении и поклонах. Его руководителем был некий премудрый и деятельный в духовной жизни старец. Подвизаясь в     Карулье , отец Тихон познакомился с двумя монахами, которые много постились, клали по тысячи поклонов в день и умерли преждевременно.   Через пятнадцать лет отец Тихон перебрался в одну из келий монастыря Ставроникита, что в Капсале и стал проживать там. Здесь он пребывал в послушании у некоего старца, за которым ухаживал. Уступая увещаниям, монах Тихон стал священником и духовником построил церквушку, которую посвятил Воздвижению Креста Господня.   Одно время, в течение восьми месяцев, отец Тихон держал возле себя двух молодых монахов в качестве послушников. Они старались следовать правилу отца Тихона, который подчеркивал, что в пустыне они должны славить Бога, а не спать и есть наподобие животных. Всю неделю один раз в день они вкушали пищу без масла, а в субботу и воскресенье отец Тихон добавлял в кастрюлю три столовых ложки масла. Каждый монах брал свою долю пищи и вкушал ее в своей келье. Отец Тихон говорил им: «У вас есть благословение на добавку». Он имел рассуждение и заботился о своих послушниках.  

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=3157

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Старец Тихон Афонский. У вас есть благословение делать столько поклонов, сколько хотите Старец Тихон Афонский. У вас есть благословение делать столько поклонов, сколько хотите На Афоне издана замечательная книга «Апо аскетики ке исихастики агиоритики парадоси». Можно перевести так: «Из аскетического и исихастского предания Афона». Публикуем части о Тихоне Русском. - Святая Гора Афон .   Ночью старец почти не спал. Как только смеркалось, он стучал в стены келий своих послушников, зовя их в церковь. До наступления полуночи они стояли в церкви и молились, а старец пел. В какие-то моменты службы старец разрешал им садиться, а потом они опять поднимались. Они молились за своих благодетелей, за тех, кто им помогал, а затем расходились по келиям. Старец говорил своим монахам: «У вас есть благословение делать столько поклонов, сколько хотите, и если можете — совершайте бдение хоть целую ночь». Отец Тихон говорил, что в монастырях есть подвижники и преуспевшие отцы: один — в монастыре Каракал (иеромонах Матфей), другой — в Ивироне (иеромонах Афанасий, который исповедовался у отца Тихона), а третий — в Эсфигмене (иеромонах Афанасий).   Подвизаясь на Каруле, отец Тихон познакомился с двумя монахами, которые очень много постились, делали по 1000 поклонов в день и от этого прожили не очень долго. С Карули отец Тихон пришёл на Капсалу. Здесь он поселился в принадлежащей монастырю Ставроникита келий как послушник одного старца и взял на себя заботу о нём. По благословению этого старца, отец Тихон принял священство и стал духовником. При своей келий он построил церковку, которую посвятил Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня.   В будни они вкушали один раз в день пищу, приготовленную без растительного масла, а в субботу и воскресенье отец Тихон добавлял три столовые ложки масла на кастрюлю. Каждый из них брал приготовленную еду к себе в келию и там вкушал её. Отец Тихон говорил: «Благословляется брать и добавку». Старец отличался рассуждением и был снисходительным по отношению к своим послушникам.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=200...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010