П.Ф. Фёдоров Питание Качество пищи и время принятия её для разных обитателей монастыря неодинаково и зависит от общественного положения и полезности данной личности. Есть трапеза верхняя, нижняя и рабочая. Верхняя, или братская, для всех монашествующих и избранной, наиболее полезной части даровых трудников-богомольцев. Нижняя, или богомольческая – собственно для даровых трудников-богомольцев и, наконец, последняя – рабочая для наемных рабочих и для немногих даровых трудников, работающих вместе с наймитами на тяжелых послушаниях. Пользующиеся верхней трапезой принимают пищу не в одно время (кроме праздников): для всех тех, которые состоят только при богослужении и ничем другим не занимаются (так называемые церковники) столовой служит Успенский собор, и время принятия пищи у них тесно связано с богослужением – они обедают тотчас после поздней обедни, прямо переходя из Троицкого собора, где совершается богослужение, в Успенский, что в будни бывает около 11–12 часов дня, а в праздники около 2 час. пополудни, ужинают после вечерни около 8–9 ч. вечера. Остальные монашествующие и избранные даровые трудники принимают три раза пищу – летом обедают в 8 ч. утра, паужинают в 2 часа дня и ужинают в 6 час. вечера; зимой завтракают в 4 часа утра, обедают в 10 час. Утра и в 6 час. ужинают. Внутренность Успенского собора 52 , служащего столовой для монашествующих, в первый раз производит странное впечатление. Все стены и низкие сводные потолки этого храма, покоящиеся на громадных столбах, сплошь расписаны картинами, содержание которых заимствовано из свящ. истории Нового Завета, из житий святых и отчасти из прошлой жизни самой обители. В картинах преобладают темные краски, вполне гармонирующие с небольшим количеством света, попадающего внутрь храма чрез маленькие окна. Весь пол уставлен длинными столами и скамьями, окрашенными масляной краской, Впереди, пред иконостасом возвышается на особом помосте кафедра в виде полубудки с дверцей; когда чтец помещается в этой кафедре, то слушателям виднеются только его плечи и голова. Вообще вся обстановка слабо освященного храма-столовой мрачно торжественная, переносящая воображение в средние века и превращающая принятие пищи в какое-то таинственное, полусвященное действие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1741 г. 3626 . – 2 января. О разрешении постригать в монахини всякого звания вдов и девиц 104 Указ Нашему Синоду. По состоявшейся минувшего декабря 22 дня на поданном Нам от оного Синода всеподданнейшем докладе Нашей Всемилостивейшей резолюции велено для снабдения монастырей монахами и школь учителями постригать в монашество из разных чинов с рассмотрением, как во оной Нашей Всемилостивейшей резолюции обстоятельно изображено, а о пострижении в монахини притом ничего не упомянуто; а понеже некоторые вдовы и девки просят о пострижении их в монастыри, того ради Нашему Синоду Всемилостивейше повелеваем: и таковых желающих вдов и девок без излишества постригать с довольным притом рассмотрением по силе оной состоявшейся о пострижении в монахи Всемилостивейшей резолюции и повелеваем Нашему Синоду учинить о том по сему Нашему указу. 3627 . – 7 января. Об отпуске денег на содержание школ в Смоленском Авраамиевом монастыре По указу блаженной и вечнодостойной памяти Петра Второго, Императора и Самодержца Всероссийского, в прошлом 1728-м году состоявшемуся, в граде Смоленске при Авраамиевом монастыре заведены мною школы, в которые учители собраны, и во оных учатся священно и церковнослужительские, шляхетские и прочих разных чинов дети, школ инфимы, грамматики, синтаксимы, пиитики, риторики, философии; на содержание же тех школ и на пропитание их определено из дому моего из заопределённых денег, надлежащих к отсылке в Коллегию Экономии, давать в год по пятисот рублёв, которою суммою тех школ содержать и учителей всех довольствовать не без нужды, понеже той монастырь есть маловотчинный, и братия питаются и жалованья получают с нуждою, для того, что положенных с вотчин того монастыря оброчных и за столовые запасы денег с крестьян сполна не собирается и собрать невозможно, ибо многие крестьяне в прошлых давных годах вышли, и хотя по Всемилостивейшим Вашего Императорского Величества указам и оных беглых крестьян в прошлом 1736 году малое число людей и выискано было, но и те, пожив с малое время, обратно бежали за оный же рубеж и живут тамо и поднесь, а оставшие крестьяне обретаются в немалой скудости, и за убылые и беглые души подушные деньги и всякие Вашего Императорского Величества подати платят с немалою нуждою, затем показанных табельных и за столовые же запасы денег сполна собрать невозможно, чего ради и братия того монастыря полного жалованья от многих лет не получают; ещё же в строении в том монастыре церквей Божиих и прочего совершенная находится нужда, и затем школы оные регулярно содержать и учителей довольствовать знатною трудностию будет; а в том Авраамиеве монастыре назначено из заопределённых доходов в каждый год собирать по сту по тридцати по три рубля по тринадцати копеек по три четверти, которые повелено отсылать в Коллегию Экономии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Либерализм не прошел В Москве состоялся круглый стол «Обострение цивилизационного противостояния. Первые итоги атаки либералов на Церковь и власть» 24.10.2012 2214 Время на чтение 14 минут Вчера, 23 октября, в столице в редакции журнала « Москва » прошел круглый стол «Обострение цивилизационного противостояния. Первые итоги атаки либералов на Церковь и власть», сообщает наш корреспондент. Мероприятие было проведено Клубом национальной прессы и редакцией журнала «Москва». Организацией конференции занимался заместитель главного редактора «Русской народной линии» Константин Новиков. Открыл круглый стол председатель Клуба национальной прессы, главный редактор РНЛ Анатолий Степанов. В своем вступительном слове он сообщил, что Клуб решил возобновить проведение круглых столов в связи с напряженной политической обстановкой в стране. Ранее Клуб провел ряд заседаний, посвященных актуальным проблемам. Формат круглых столов Клуба национальной прессы предусматривает базовый доклад и его дальнейшее обсуждение участниками дискуссии. Необходимость нынешнего заседания продиктована непрекращающимися попытками устроить оранжевую революцию в России с целью дестабилизации ситуации в нашей стране. Участники круглого стола, отметил Анатолий Степанов, должны определить идеи и меры по предотвращению оранжевой революции с тем, чтобы предложить их государственной власти. Затем с базовым докладом выступил шеф-редактор информбюро «Восток-Центр» Александр Горбатов. По его мнению, приговор по делу Pussy Riot стал первой стратегической победой Русской Православной Церкви, народа России и государственной власти. Кощунство девиц, продолжил он, было одним из сражений в ходе полноценной информационной войны, ведущейся против России. Цель этой акции – нанести сокрушительный удар по Президенту России Владимиру Путину и Святейшему Патриарху Кириллу, между которыми установилось в последнее время конструктивное взаимодействие, крайне опасное для либеральных сил. Александр Горбатов напомнил основные стадии информационной войны против России. В холодное время Запад боролся против коммунистического режима в Советском Союзе, пытаясь использовать Русскую Православную Церковь как альтернативу этому режиму. В начале 90-х годов, когда Русская Православная Церковь окрепла и стала усиливаться, началась атака уже на саму Церковь. С середины 2011 года, когда Владимир Путин решил переизбраться на пост Президента России, стартовала кампания по его дискредитации. Одновременно усилилось давление на Русскую Православную Церковь в связи с ростом ее влияния на общество.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/10/24/li...

3 июня Святейший Патриарх Кирилл посетит Фессалоникийскую митрополию, поклонится главным святыням Салоник и встретится с церковным и государственным руководством. По традиции, которой следовали и блаженной памяти Патриархи Пимен и Алексий II, к посещению Элладской Церкви присоединяется также посещение Святой горы Афон, хотя Святая гора Афон входит в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, а не Элладской Церкви. На Афоне Святейший Патриарх Кирилл будет посещать русскую обитель святого великомученика Пантелеимона, а также целый ряд других монастырей. Это будет очень насыщенная программа. В том числе Патриарх посетит обители Зограф — это болгарский монастырь, и Хиландар — это сербский монастырь. Святая гора Афон является центром православного монашества, она имеет интернациональный характер; представители разных православных народов проживают в монастырях Афона, и визит Святейшего Патриарха Кирилла на Афон будет одновременно и паломничеством, и его встречей с братией, как русского монастыря, так и других монастырей. Такова вкратце программа визита Святейшего Патриарха Кирилла в Грецию и на Афон». Затем журналисты задали председателю ОВЦС ряд вопросов. Отвечая на вопрос корреспондента агентства «Интерфакс-Религия» о судьбе игумена Ватопедского монастыря Ефрема, митрополит Иларион сообщил, что в настоящее время он находится в своей обители и продолжает исполнять обязанности ее настоятеля. Председатель ОВЦС добавил, что Святейший Патриарх Кирилл также планирует посетить и Ватопедскую обитель. Затем был задан вопрос о том, какие основные проблемы будут подниматься на встречах, запланированных в ходе визита. Председатель ОВЦС ответил: «Визит осуществляется в очень непростое для Греции время, когда страна переживает тяжелый экономический кризис. Кризис ударил по всем слоям населения, и, конечно, по Элладской Церкви, которая оказалась в трудных обстоятельствах. Несмотря на это она серьезно расширила свою благотворительную и социальную работу. Сегодня в Греции оказалось очень много безработных — 24 процента, — оказалось много бездомных людей, которым нечем платить за жилье, нечем платить за еду. Поэтому Элладская Церковь развернула по всей стране систему благотворительных столовых. Со своей стороны, Русская Церковь в прошлом году осуществила сбор средств в помощь Греции, и эти средства в размере 517 000 евро были перечислены на счет Элладской Церкви и распределены на благотворительные нужды.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3009183...

4 апреля. Саппоро не похож на Токио: небольшой город с полуторамиллионным населением живет тихой и неспешной жизнью. Никто никуда особенно не торопится, люди ходят по улицам не спеша, а в учреждениях и магазинах рады, если вдруг покупатель или клиент забудет про официальный стиль и по-человечески захочет продолжить разговор, что-то узнать, поделиться чем-то личным. В этом есть сходство со многими небольшими западноевропейскими, американскими или ближневосточными городами. Полтора миллиона – это для москвича, конечно же, не мегаполис. 6 апреля. Великая пятница. Очень хочется увидеть православную церковь Саппоро и пойти и на царские часы, и на вынос плащаницы, и на чин погребения. Утром с трудом размыкаю глаза под звон будильника в 8 утра и в бессилии продолжаю спать дальше. Третья ночь в Японии, а все еще трудно привыкнуть к местному времени, отличающемуся от московского на пять часов. Да еще жуткий холод и сильная простуда дают о себе знать: ночью в старом университетском общежитии не топят, а погода стоит все еще зимняя. Днем, по совету своего профессора-католика, звоню в храм уточнить расписание. Жду, что, как принято в Японии, на другом конце провода мне представятся и скажут, что это церковь, но различаю лишь одно слово: «Алло». Со страхом спрашиваю: «Это православная церковь Саппоро? А когда сегодня вечером богослужение?» «Сегодня нет обычного богослужения вечером, – с разочарованием слышу в ответ. – Днем в 12 вынос плащаницы». «Вот как», – печально отвечаю своему собеседнику. «А в пять часов будет служба, чин погребения», – продолжает далекий голос. «Правда?! – уже радостно переспрашиваю и на всякий случай все еще раз уточняю: – Значит вечером, в пять?» Быстро обследовав округу, забегаю в университет показать часть оформленных бумаг и пообедать в дешевой столовой. Затем покупаю билет в Хакодатэ на завтрашнее утро: подруга-японка пригласила отпраздновать Пасху вместе с их приходом. Православный храм в Саппоро расположен на окраине города – последняя остановка одной из веток метро, совсем рядом с Олимпийским спортивным центром.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

I. Суд над Никоном и его низложение К оглавлению Главная цель, для которой приглашены были в Москву Восточные патриархи, состояла в соборном суде над патриархом Никоном. И они занялись этим делом прежде всего и занимались около месяца. Всех собраний Собора для суда над Никоном было восемь: три — предварительных, или приготовительных, четыре — посвященных самому суду над Никоном (два — суду заочному и два — суду в присутствии подсудимого) и одно — заключительное, на котором происходило только объявление и исполнение судебного приговора. О соборном суде над Никоном сохранилась современная запись, составленная царскими дьяками, о первых заседаниях Собора только краткая, а о последующих и краткая и довольно подробная. Дополнениями к этой записи и как бы пояснениями ее могут служить, с одной стороны, сказания одного из присутствовавших на соборе, именно Паисия Лигарида, хотя, к сожалению, о двух из первых заседаний он говорит смешанно, без соблюдения хронологии, а с другой — сказания дьяка Шушерина, который хотя не присутствовал на Соборе, писал о нем только по слухам спустя около пятнадцати лет и не скрывает своего пристрастия к Никону, но также сообщает некоторые любопытные подробности. Сохранились еще некоторые подлинные документы, относящиеся к судебному делу Никонову, и краткие современные сказания и заметки о нем . Во второй день ноября 1666 г.— так начинается современная запись о суде над Никоном — Восточные патриархи, Александрийский Паисий и Антиохийский Макарий, прибыли в Москву, четвертого числа представлялись царю в Грановитой палате и удостоились быть у его стола, а пятого числа «в третьем часу ночи (по тогдашнему счету времени) святейшие патриархи были у великого государя в столовой избе и сидели до десятого часа, но говорили с великим государем наедине». О чем шла такая продолжительная беседа, неизвестно, но если и о Никоне, что всего вероятнее, то это была лишь частная, домашняя беседа у царя с патриархами. Первое заседание Собора для суда над Никоном состоялось 7 ноября, хотя, к сожалению, и об этом современная запись говорит чрезвычайно кратко.

http://sedmitza.ru/lib/text/436194/

VI. Летопись Дома Иконы «...о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих... за то, что ты не узнал времени посещения твоего» ( Лк.19: 42–44 ) Летопись Дома Иконы, или краткий хронологический обзор событий, связанных с 15-летним Проявлением Мироточивой Иконы Иверской Монреальской Божией Матери Брат Иосиф получил Иверскую Икону Божией Матери в Рождественском скиту в конце 1982 г. Он сразу вернулся в Монреаль в свою очень скромную темную полуподвальную квартирку (2602, rue St. Hubert) и поставил Икону, как сам рассказывал, между апостольником Великой Княгини Елизаветы Феодоровны и мощами святых Киево-Печерской лавры. Затеплив лампадку перед Иконой, он стал ежедневно читать акафист Божией Матери на французском языке. Через три недели, 11/24 ноября 1982 г., Икона начала Мироточить. Новость об этом чуде разнеслась по всему православному миру, и с 1983 г. брат Иосиф начал возить свою Икону по приходам и церквам Русской Зарубежной Церкви. В России также начали понемногу узнавать о Мироточивой Монреальской Иконе, главным образом через ехавших в Москву друзей брата Иосифа, которые привозили туда очень много иконок-копий и пропитанной миром ваты. Вскоре это событие произвело особое впечатление и на русское духовенство. У Дома Иконы завязалось регулярное общение с Россией. Священник о. Тимофей Алферов из поселка Любытино Новгородской области написал Акафист «Пресвятой Владычице Богородице ради Иконы Ея Мироточивыя», который публикуется в данной книге. Им же написана «Месяца ноембрия в первыйнадесять день служба Пресвятей Богородице». Между тем брат Иосиф переезжает в более светлую маленькую квартиру на 2-м этаж (4804, rue St. Hubert), хотя его очень смущало покидать прежнюю, в которой Икона начала мироточить. Новая двухкомнатная квартира имела преимущество отдельного входа с улицы. Большая комната была отведена под мастерскую, в которой он писал иконы, принимал гостей, разговаривал по телефону. Здесь же находилась Святая Икона. Другую комнату занимал жилец, деливший с ним обиход. Спальня брата Иосифа была в неотапливаемой легкой кирпичной пристройке. Темная прихожая служила кухней и столовой.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

XIX. Праздник Воздвижения Креста Господня 14 сентября 1893 года (Из школьного дневника) Накануне, т. е. 13-го числа, целые полдня шел сильный дождь, небо было покрыто серый осенними тучами и ласковое солнце ни разу не выглянуло. Нас очень смущала такая погода и все мы боялись, что, может быть, и завтра, в день такого великого нашего праздника, будет везде грязь, дождь, как сквозь сито, будет моросить и ни приветливое солнце, ни ясная лазурь неба не придадут нашему празднику торжества. Мы легли спать часов в 10 и с грустью посматривали в окошки на небо, которое все еще было в тучах. 14-го нас разбудили в 6 часов утра. Прекрасное, светлое, ясное утро нас приятно поразило. «Совсем летнее утро, – говорили воспитанники, – не достает только веселого щебетания пташек». Золотые лучи яркого солнца целыми пучками пробивались между ветвей дерев и падали прямо в окошки, освещая нас и наши кровати. Одевшись, мы все постарались быстро привести в порядок и вскоре собрались в зале прочесть утренние молитвы; с нами на молитвах присутствовали воспитанницы женской школы, приехавшие еще вчера к нам в церковь . Пожелав друг другу доброго утра, мы пошли в столовую. Сегодня день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и наш тройной праздник, а потому, после завтрака, нам хотелось пойти в дом Н. Н. и там поздравить его, но сделать это оказалось очень неудобным, так как у него много гостей и свидание наше не имело бы семейного характера, а потому он сам пришел к нам в школу. Мы встретили его бодрыми и радостными. Н. Н. был тоже радостный и с любовью (как и всегда) многих из нас отечески приласкал и сказал: «Сегодня у нас соединено много и очень торжественных праздников: храмовой и хуторской праздник, праздник Братства, праздник школы, поздравим друг друга с многими праздниками нашими и постараемся каждый, кто чем может, поспособствовать общему торжеству». С сердечного радостью мы стали поздравлять Николая Николаевича, членов Братства и друг друга. Хор остался в зале спеваться, а все остальные вышли из школы, так как погода стояла прекрасная. Это было для нас очень приятно и многие говорили: «Милосердый Господь неизменно для наших праздников посылает хорошую погоду». И действительно, как будний день – холод и дождь; как торжество у нас, освящение нашей церкви или другой какой праздник – погода отличная; так и сегодня: чудный день, на небе ни облачка, золотые лучи осеннего солнца ярко сияли, легкий ветерок тихо качал пожелтевшие верхушки дерев, почернелые листья наших молодых тополей срывались и тихо падали, устилая дорожки мягким ковром; пользуясь, быть может, последним хорошим днем, товарищи в ожидании служения гуляли в парке.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

XVII. Св. Синод в царствование Николая I В царствование императора Николая I Святейший Синод пережил многое и в особенности изменилась его внешняя обстановка в деле заведывания отдельными частями управления. Причина сего в том, что министерство духовных дел и народного просвещения, хотя и пало, но, по своем падении, оставило как бы в наследие Святейшему Синоду то самое отделение департамента духовных дел, в котором сосредотачивались дела по Святейшему Синоду, поступавшие в министерство духовных дел и народного просвещения на усмотрение и распоряжение министра. Приходилось считаться с этим наследием тем более, что единовременно с назначением особого министра народного просвещения-адмирала Шишкова и закрытия министерства духовных дел был дан комитету министров особый Высочайший указ, коим повелевалось, чтобы «первое отделение департамента духовных дел, состоящее из двух столов по делам греко-российского исповедания, находилось в ведении обер-прокурора Святейшего Синода». Таким распоряжением предуказывалось и отчасти уже намечалось, что синодальный обер-прокурор имеет занять положение бывшего министра относительно дел синодального ведомства и войти в наследие его преимуществ. Разъяснение такой перемены не заставило себя долго ждать. 8 июня 1824года синодальный обер-прокурор князь П. С. Мещерский предложил Святейшему Синоду отношение к нему графа Аракчеева следующего содержания: «вследствие Высочайшей Государя Императора воли из комитета гг. министров сообщено будет вашему сиятельству о последствиях Высочайших указов, содержащих последние перемены о течении духовных дел». При этом граф Аракчеев сообщил высочайшую волю и о том, чтобы «дела Святейшего Синода, подлежащие Высочайшему рассмотрению и разрешению, обер-прокурор присылал всегда Его Императорскому Величеству в запечатанных конвертах со следующей надписью: «Его Императорскому Величеству-от обер-прокурора Святейшего Синода, -в собственные руки». Этим определялось положение обер-прокурора в отношении к Святейшему Синоду.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

     Некоторые из знакомых иногда появляются в моей Яндекс.Почте с сообщением об очередной ужасной ситуации в церковной лавке (крестильне, рядом с подсвечником и т.д.) Правды ради стоит заметить, что с некоторых пор поток этих жалоб несколько поредел: мои собеседники, видимо, либо выработали иммунитет, либо стали членами Церкви, либо, увы, решили никогда больше не переступать этот порог. Достаточно зайти на городской портал, где публикуются отзывы о сервисах, услугах, товарах для населения, и набрать в строке поиска название храма, чтобы прочесть, с чем пришлось столкнуться захожанам. (Постоянные прихожане прошли все стадии искуса и ничего писать не будут). Самая расхожая жалоба в больших храмах: «Мы пришли крестится, счастливые, как на семейный праздник, а нас обругали, на нас орали, нас заставили ждать, нам ничего не разрешили и под конец призвали покаяться. А мы и так сидели на их огласительных беседах. Мы и так послушно все сделали. Мы принесли полотенце и оголили колени. Мы столько заплатили!..» Это мы, старые церковные клячи, знаем, что кроме Господа нет нам ни в чем на земле утешения и мира. Мы видим свою душу, привыкли думать о ней как о холодильнике, в котором не должно ничего заваляться и провонять. Но все равно все это происходит. И разные люди приходят в Церковь со своими холодильниками, полными прогорклого масла. Поэтому, если мы все соберёмся вместе, – то узнаем друг друга в лицо и умилимся родству душ. Но новенькие не понимают счастья соборного покаяния и молитв. Не понимают стремления к очищению души путём прохождения через горнило бабушек, свечных ящиков, панихидных столов, полноватых батюшек с усталыми и безнадежными глазами – к Исповеди, Причастию, Пасхе. Новеньким хочется праздника жизни, фотографий с пухлым новокрещённым младенцем, застолья и удовлетворения от чувства выполненного долга. Что происходит в реальности? Разодетых в пух и прах крещающихся встречает окошко с церковной бабушкой. Если в магазине, регистратуре или столовой бабушки сурово взглянут и в нескольких словах намекнут вам о вашей неполноценности, то здесь все будет гораздо интереснее. Это же храм, и каждая уборщица ощущает себя почти «Вседержителем». Поэтому на ваши вопросы могут даваться нелицеприятные, поистине пророческие ответы. Очередь будет длинной, диалоги – сложными, дети сразу примутся повышать голос. Все вспотеют и сделаются недовольными. Потом батюшка, заранее расстроенный вашим внешним видом, кричащим о том, что огласительная беседа прошла мимо и больше никогда вы сюда не придёте, постарается как можно сильнее вас задеть за живое, чтобы снять с лиц маску осуждения и презрительного недоверия, успеть сказать ту квинтэссенцию правды, которую вам предстоит понять лет через десять постоянного хождения в храм и работы над собой.

http://pravoslavie.ru/92649.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010