Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Свящ. Александр Боярский. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Александр Иванович (наст. фамилия Сегенюк; 17.05. 1885, с. Копытово Влодавского у. Седлецкой губ.- 9.09.1937, Иваново), один из организаторов и идеологов обновленчества . Род. в семье псаломщика, окончил Волынскую ДС (1906), затем СПбДА со степенью канд. богословия за соч. «Православные монастыри на Волыни (до перехода в унию)» (1910), оставлен профессорским стипендиатом по кафедре рус. гражданской истории. Во время учебы в академии в рамках деятельности Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви посещал Спасо-Петровскую мануфактуру, проводил беседы на заводах и за короткое время приобрел популярность в рабочей среде. 23 мая 1911 г. назначен преподавателем гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей в Холмскую ДС, по-видимому, по назначению не поехал. С 20 сент. 1911 г. священник церкви при железнодорожной ст. Кибарты Варшавской епархии (ныне Кибартай, Литва), в то же время служил законоучителем в гимназии в г. Вержболово (ныне г. Вирбалис, Литва). 18 окт. 1914 г. назначен преподавателем философии в Саратовскую ДС (по-видимому, не поехал), в нояб. того же года - помощником смотрителя Варшавского ДУ, в мае 1915 г. переведен в Виленское ДУ. В 1915 г. эвакуировался в Петроград, где был определен священником к ц. св. Марии Магдалины при уч-ще лекарских помощниц и фельдшериц, но вскоре получил назначение в г. Колпино (Царскосельского у. С.-Петербургской губ.) и был утвержден 3-м священником Троицкой ц. (с 29 марта 1918 собор) при Ижорском заводе. С кон. 1915 г. исполнял обязанности настоятеля (утвержден в должности 16 февр. 1916), в 1921 г. возведен в сан протоиерея. Обладая хорошими организаторскими способностями, свящ. Александр Сегенюк развернул в приходе большую просветительскую и благотворительную деятельность. Во время его настоятельства в Троицкой ц. появились ночные моления, проводились лекции и диспуты на церковно-общественные темы; были организованы бесплатная столовая, детский союз, приходские кооператив и суд, пасека и огород. (Подобное оживление приходской жизни было характерным явлением в Петроградской епархии при митр. св. Вениамине (Казанском) ). До Октябрьской революции 1917 г. Б. состоял гласным Колпинской городской думы. В 1916 г. по предложению Варшавского архиеп. Николая (Зиорова) сменил фамилию Сегенюк на Б.

http://pravenc.ru/text/153301.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь Дэбрэ-Дамо [Дэбрэ-Даммо; эфиоп.      ], один из древнейших эфиоп. мон-рей. Расположен на востоке шт. Тыграй, на границе с Эритреей, неподалеку от старинного караванного пути, ведущего от побережья Красного м. в глубь Эфиопского нагорья. Находится на вершине столовой горы (анба), так что попасть в мон-рь можно только поднявшись по отвесному склону при помощи веревки. Судя по археологическим находкам, эта гора с древности служила убежищем для купцов и путешественников: там были найдены кит. фарфор, золотые монеты эпохи Кушанского царства (I-III вв. по Р. Х.), араб. монеты периода Омейядов и Аббасидов. По преданию, Д.-Д. был основан в VI в. За-Микаэлем Арагави , одним из «девяти преподобных» (основателей монашества в Эфиопии), при деятельной поддержке христ. царя Аксума Габра Маскаля, который возвел главный храм обители и был впосл. погребен в ней. После окончания работ Арагави попросил царя убрать строительные леса, воскликнув: «Дахмэмо!» (   - Уберите это!) - так мон-рь получил название Д.-Д.; постепенно оно превратилось в «Дэбрэ-Дамо». В Житии Арагави (составлено в XV в.) приводится устав, введенный им в соответствии с правилами прп. Пахомия Великого , учеником которого он считался, а также изложена история мон-ря при 5 первых преемниках Арагави, хотя хронология событий существенно искажена. В соответствии с полулегендарным преданием мон-рь был до основания разрушен царицей Гудит , построившей на его месте город. В эпоху династии Загве (1137-1270) некогда привилегированный мон-рь относился к новым царям как к узурпаторам и находился к ним в оппозиции. При этом обитель оставалась авторитетным центром эфиоп. монашества: в числе учеников св. Йоханни (пам. эфиоп. 3/4 мая), настоятеля Д.-Д. в XIII в., были видные деятели христ. просвещения, знаменитые эфиоп. святые Иясус Моа и Такла Хайманот , основателей первых монастырей в юж. областях Эфиопии ( Дэбрэ-Хайк-Эстифанос и Дэбрэ-Либанос ).

http://pravenc.ru/text/180788.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Павел Гайдай, свящ. Фотография. 20-е гг. XX в. Игнатьевич Гайдай (15.01. 1876, г. Измаил Бессарабской губ.- 5.09.1937, Карагандинский ИТЛ), сщмч. (пам. 23 авг., в Соборе Одесских святых, Соборе Балтских святых, Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи крестьян-единоверцев. По нек-рым сведениям, в молодости пребывал под духовным руководством прот. св. прав. Иоанна Кронштадтского , затем его наставником стал прот. св. Иона Одесский . Работал кондуктором конки в Одессе. Получил среднее образование (возможно, окончил ДС). Служил псаломщиком в одесском Петропавловском храме на Молдаванке, состоял братчиком при епархиальном миссионере. В 1925 г. рукоположен во иерея Елисаветградским еп. сщмч. Онуфрием (Гагалюком), временно управлявшим Херсонской и Одесской епархией. Рукоположение, видимо, состоялось в Харькове, где в это время пребывал высланный из Одессы еп. Онуфрий. Служил священником в Петропавловской ц., по др. сведениям - в ц. во имя св. Иоанна Златоуста в Одессе. В 1926 г. П. был переведен 2-м священником в одесский Кирилло-Мефодиевский храм, после смерти настоятеля занял его место. Затем служил настоятелем молитвенного дома в с. Елизаветовка (ныне Раздельнянского р-на Одесской обл.). Здесь вокруг священника сложилась община его духовных детей. П. получил известность благодаря своим вдохновенным проповедям и многочисленным случаям исцеления по его молитвам больных и бесноватых. В 1927 г. арестован ГПУ, приговорен к году лишения свободы, однако вскоре приговор был отменен Верховным судом. После освобождения служил настоятелем храма в с. Капаклиевке (ныне Раздельнянского р-на), куда он был приглашен местным приходом. Совершал богослужения по полному монастырскому уставу до 5 раз в неделю, при этом сельский храм каждый раз бывал переполнен. В Капаклиевку съезжались паломники из ближних и дальних мест. Для больных П. служил водосвятные молебны. При храме был построен ночлежный дом с кухней и столовой, выкопан колодец. Продукты, к-рые привозили в храм многочисленные паломники, П. раздавал нуждавшимся, бесплатно исполнял для бедных требы. В нач. 1929 г. указом Одесского и Херсонского архиеп. сщмч. Анатолия (Грисюка) П. был переведен на один из одесских городских приходов. Капаклиевский церковный совет ходатайствовал об оставлении П. на прежнем месте служения.

http://pravenc.ru/text/2581837.html

Мероприятие прошло в режиме видеоконференции под председательством митрополита Каширского Феогноста, главы Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместника Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы. В конференц-зале Зачатьевского монастыря присутствовали также епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы, и игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя СОММ, настоятельница Зачатьевской обители. Во вступительном слове епископ Алексий огласил программу конференции, особо отметив, что милостью Божией в 2022 году продолжалось проведение регулярных собраний монашествующих, конференций и круглых столов, организуемых как епархиями, так и непосредственно Синодальным отделом. Главным событием года стало Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — уже третье, возглавляемое Предстоятелем Церкви за прошедшее десятилетие. Владыка Алексий выразил надежду, что нынешняя встреча принесет всем нужные познания и душевную пользу и пригласил выступить докладчиков, подготовивших сообщения о конференциях, которые проходили в декабре в епархиях в рамках регионального этапа монашеского направления XXXI Рождественских чтений. Перед видеоаудиторией выступили: епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата; игумен Исаакий (Иванов), настоятель Иоанно-Богословского мужского монастыря в селе Пощупове Рязанской епархии. О региональном этапе Рождественских чтений в Новосибирской епархии рассказал игумен Александр (Чебанов), настоятель Новосибирского мужского монастыря в честь святого Иоанна Предтечи. Настоятель Николаевского Малицкого мужского монастыря, благочинный монастырей и подворий Тверской епархии игумен Борис (Тулупов) сообщил о том, как прошла конференция регионального этапа на богатой монашескими традициями Тверской земле — в Старицком мужском монастыре, в которой приняли участие епископ Солнечногорский Алексий и епископ Можайский Иосиф, наместник Введенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/30/mo...

Митрополит Калужский и Боровский Климент ЖМП 8 август 2019 /  21 августа 2019 г. 12:10 Митрополит Калужский и Боровский Климент: Молиться и созидать Митрополит Калужский и Боровский Климент почти не расстается с компьютером и забыл, что такое отпуск. Его график работы поражает своей плотностью, а география командировок — разнообразием направлений. Как и разнообразие сфер, в которых владыка задействован: и образование, и экономика, и издательское дело, литература, искусство и даже роботизация. Как митрополиту Клименту удается совмещать окормление калужской паствы с другими послушаниями, он рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» накануне своего 70-летия.  PDF-bepcuя. — Ваше Высокопреосвященство, вы родились в послевоенное время. Ваше отрочество совпало с периодом хрущевских гонений. Чем вам в первую очередь запомнилась эта эпоха? — Верующие люди тогда, как могли, поддерживали духовенство, защищали храмы и монастыри от закрытия.   Мы жили в поселке Удельная в Подмосковье. Родители были верующими людьми. Недалеко от дома был храм во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя святителя Николая, поэтому в народе он назывался Никольским. Несмотря на давление и угрозы, что детей заберут в детдом, мы все ходили в храм. Дома, сколько я помню, перед иконой всегда горела лампада, мы вместе молились и соблюдали все посты. Я начал поститься, еще когда ходил в детский сад. Когда там нам давали мясной суп, я мясо вылавливал и кидал кошке, которая во время обеда обязательно ходила возле наших столов и терлась о ноги. Хотя храм у нас был рядом и духовенство в нем служило богобоязненное, все же основное духовное влияние на нас всех оказала Троице-Сергиева лавра. В Лавру ездить я начал с шести лет. Вначале с мамой или старшим братом Николаем (он старше меня на семь лет), а с 12 лет самостоятельно. Духовником нашей семьи был тогда еще игумен Тихон (Агриков). Он и другие насельники Троице-Сергиева монастыря часто приезжали к нам домой. Мы жили в собственном доме с большим участком — 28 соток. Там росли яблони, вишни, кусты смородины, крыжовника, малины, был и огород. Мы любили угощать наших гостей дарами со своего огорода. Работать приходилось на огороде и в саду всем, и для нас, детей, этот труд казался утомительным (ведь ребятам охота побегать, а не обрывать пасынки на помидорах). Но когда приезжали гости, мы с гордостью угощали их своими огурцами, молодой сваренной картошкой, ароматной клубникой, а к чаю подавали свежее вишневое варенье. Радовались, когда ехали на праздник Преображения Господня в Лавру и везли душистые яблоки нашим батюшкам. Возвращаясь домой, мы с легкостью выполняли послушание — наносить под каждую яблоню по 20 ведер воды, чтобы на следующий год яблоки тоже были хороши.

http://e-vestnik.ru/church/mitropolit_ka...

«Много они, бедные, претерпели страдания» История убийства царской семьи и расследования его обстоятельств в цитатах 17 июля, 2021 История убийства царской семьи и расследования его обстоятельств в цитатах 17 июля 2021 года исполнилось 103 года со дня расстрела семьи последнего российского императора Николая II и четырех их приближенных. Что писал царь, его жена в своих дневниках, о чем рассказал первый следователь по делу об убийстве в своей книге, как России сообщили о расстреле – герои и антигерои истории о гибели царской семьи о том, что произошло в Ипатьевском доме Екатеринбурга летом 1918 года. Последние дни семьи Романовых Последний император России Николай II отрекся от престола 15 марта (по новому стилю) 1917 года в Пскове. Его жена Александра Федоровна, сын и наследник Алексей, и четыре дочери – Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия – находились в это время в Царском Селе. Семья воссоединилась через неделю – 22 марта. Днем ранее Временное правительство объявило, что Николай и его родственники находятся под арестом. Так началось почти полуторагодовое заключение Романовых. В августе правительство Александра Керенского решило переправить императорскую семью вглубь страны – в Тобольск. Ранней весной 1918 года город перешел под контроль большевиков, а в конце апреля новые власти перевезли Николая, его жену и дочь Марию в Екатеринбург, где им выделили так называемый «Дом специального назначения», ранее принадлежавший инженеру Николаю Ипатьеву. Остальные Романовы и доктор Евгений Боткин остались с больным царевичем Алексеем. Они присоединились к родителям лишь месяц спустя. К середине лета 1918 года к Екатеринбургу подошли части Чехословацкого корпуса и белогвардейцев. Чтобы не допустить освобождения царской семьи, Советские власти решили расстрелять всех узников Ипатьевского дома. Приговор был приведен в исполнение в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Из дневника Николая II, 30 апреля (17 апреля по старому стилю) 1918 года: – В 8.40 прибыли в Екатеринбург. Часа три стояли у одной станции. Происходило сильное брожение между здешними и нашими комиссарами. В конце концов одолели первые, и поезд перешел к другой – товарной станции. После полуторачасового стояния вышли из поезда. Яковлев передал нас здешнему областному комиссару, с которым мы втроем сели в мотор и поехали пустынными улицами в приготовленный для нас дом – Ипатьева. Дом хороший, чистый. Нам были отведены четыре большие комнаты: спальня угловая, уборная, рядом столовая с окнами в садик и с видом на низменную часть города, и, наконец, просторная зала с аркою без дверей. Долго не могли раскладывать своих вещей, так как комиссар, комендант и караульный офицер все не успевали приступить к осмотру сундуков. А осмотр потом был подобный таможенному, такой строгий, вплоть до последнего пузырька походной аптечки Алике (Александры Федоровны Романовой – «Правмир»). Это меня взорвало, и я резко высказал свое мнение комиссару.

http://pravmir.ru/mnogo-oni-bednyie-pret...

Москва. Троицкое подворье Покровского монастыря в Троице-Лыкове. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь в Троице-Лыкове Карта и ближайшие объекты Село Троице-Лыково получило свое название по фамилии его владельца боярина Б. М. Лыкова, известного военачальника Смутного времени. Он выстроил в усадьбе деревянный храм во имя Живоначальной Троицы. После смерти Лыкова село было передано боярам Нарышкиным. Им владели по очереди три брата, при последнем из них, Льве Кирилловиче, был выстроен каменный трехглавый храм Живоначальной Троицы (1698-1702) - образец «нарышкинского барокко». Храм украшен богатой резьбой по камню. В 1834 г. Троице-Лыково приобрел генерал-майор Н.А. Бутурлин, принадлежавший к старинному дворянскому роду. При нем в 1852 г. был построен каменный зимний храм Успения Пресвятой Богородицы. В 1876 г. усадьбу приобрел почетный гражданин, купец I-oй гильдии И.И. Карзинкин. Последняя из владельцев, Юлия Михайловна Карзинкина, в 1903 г. пристроила к Успенскому храму два придела и колокольню. Она также открыла школу, сиротский приют, детскую больницу и богадельню. Эта богадельня стала впоследствии ядром монашеской общины. Женский монастырь во имя Святой Троицы был открыт 5 августа 1916 г. Но существовал этот монастырь очень недолго - он был закрыт в 1923 г. В советское время в Успенской церкви находилась столовая суворовского училища, затем здание церкви использовалось Институтом атомной энергии как склад. С него были снесены главы с крестами, разрушена колокольня, уничтожено внутреннее убранство. Постройки усадьбы (дом Карзинкиных, школа, богадельня), лишенные ухода и присмотра, полностью разрушились. Троицкая церковь в 1935 г. была включена Лигой Наций в список выдающихся памятников мировой архитектуры и поэтому избежала существенных повреждений. 30 марта 1989 г. в Успенской церкви возобновились богослужения. За 12 лет расчищена территория усадьбы, выстроено здание богадельни (ныне приходской дом), установлена ограда, устроены ремонтные мастерские, склад и трапезная. Проложена пешеходная трасса со стороны ул. Твардовского. Прихрамовая территория заасфальтирована, по усадьбе проложены дорожки. Успенский храм восстанавливается в его первоначальном облике.

http://sobory.ru/article/?object=03257

Москва. Троицкое подворье Покровского монастыря в Троице-Лыкове. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь в Троице-Лыкове Карта и ближайшие объекты Построен в 1851-52 гг. на средства, собранные генерал-майором Н. Бутурлиным в его усадьбе в с. Троице-Лыкове, на зап. Москвы, на правом высоком берегу р. Москвы, напротив Серебряного бора. Каменный, в русско-византийском стиле. Главной престол — Успения Пресвятой Богородицы, приделы — свт. Николая Чудотворца и великомученицы Екатерины. В 1876 г. на средства владельцев усадьбы купцов-чаеторговцев Корзинкиных при храме открыта женская богадельня, в 1891 г. — лечебница для бедных. В 1903 г. на средства Ю.М. Корзинкиной пристроена двухэтажная трапезная и колокольня (архитектор С.Ф. Кулагин). Закрыт около 1930 г. Обезглавлен, переделан. В нем размещались клуб, производственно-техническое училище, столовая и в 1980-х гг. — склад красок, который сгорел, пострадало внутреннее архитектурное убранство храма. Богослужения возобновлены 29 ноября 1990 г. Святыни — особо чтимые иконы Божией Матери Иверская, Державная, Ченстоховская. При храме — воскресная школа для детей и взрослых, общеобразовательная гимназия. В 50 м к северо-востоку от храма находился одноименный деревянный храм, сооружённый в нач. XVII в. боярином Б.М. Лыковым (владелец села в 1627-44 гг.). Этот храм не закрывался, но в 1936 г. был сожжен (не восстановлен). Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове церковь (Одинцовская улица, дом 24). Современное церковное здание в русско-византийском стиле выстроено в 1852 г. Храм имел приделы великомученицы Екатерины и святителя Николая. В нем находились трехъярусные резные вызолоченные иконостасы. В 1903 г. выстроили двухэтажную трапезную и новую колокольню (архитектор Кулагин). В 1904 г. освятили устроенный на хорах с южной стороны придел Казанской иконы Божией Матери. Вскоре был освящен и придел преподобного Серафима Саровского. Храм закрыли в 1930 г. Были уничтожены купол и колокольня. Богослужения возобновились 29 марта 1990 г.

http://sobory.ru/article/?object=03417

Москва. Церковь Марии Магдалины на Сетуни (каменная). Карта и ближайшие объекты Наверное, мало кто из жителей микрорайона Потылихи знает, что в этом месте в конце 19 – начале 20 вв. существовал православный храм в честь Святой Равноапостольной Марии Магдалины. Причины такого незнания в том, что во-первых, храм был домовый – т.е. примыкал к комплексу других зданий, а во-вторых, существовал храм недолго, всего два-три десятилетия (храм был освящен в 1893 году, а после революции, видимо, скоро был закрыт). Еще одной причиной малой известности храма было, очевидно, и то что храм не был приходским, а был храмом для воспитанников и сотрудников дачи Московского Николаевского Сиротского Института. В конце 19 века на даче Николаевского Института была построена церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины – небесной покровительницы императрицы Марии Феодоровны. Об этой церкви есть сведения в известном издании «Сорок Сороков» под редакцией Павла Паламарчука: «…в 19 веке здесь, за Дорогомиловской заставой на берегу Сетуни близ ее устья был загородный двор Воспитательного дома. Дача стояла на правом берегу Сетуни, позже потеряла хозяйственное значение и здесь проводили лето воспитанницы Николаевского сиротского института. Церковь при даче построена купцом Щербаковым, которому это обошлось 11000 рублей. Она была деревянной. Непосредственно примыкала к столовой, строил архитектор Прыжов. Освящена 11 июля 1893 года. Дожила до революции». Адрес храма звучал тогда так: Московский уезд, ур. Дача Николаевского института (у полустанка Потылиха Окружной ж/д). http://mariyamagdalina.cerkov.ru/ Церковь Марии Магдалины за Дорогомиловской заставой при даче Николаевского института на загородном дворе Воспитательного дома, 2 Сетуньский пр. Храм состоял при даче Николаевского института, главное здание которого стоит на Солянке и имело свою отдельную церковь. " На устье Сетуни в XV в. было сельцо Воишевское, в 1639 г. уничтоженное разбойниками. В XIX в. здесь за Дорогомиловской заставой на берегу Сетуни близ ее устья был загородный двор Воспитательного дома. Дача стояла на правом берегу Сетуни, позже потеряла хозяйственное значение и здесь проводили лето воспитанницы Николаевского сиротского института.

http://sobory.ru/article/?object=56362

Москва. Церковь Николая Чудотворца в Дербеневе. Карта и ближайшие объекты Основан в 1633-34 годах.Первыми строителями и прихожанами были стрельцы, ктр в разные годы командовали полковник Петр красный и стольник Федор Грибоедов (прадед А.С.Грибоедова). В Третьяковской галерее есть картина с изображением храма. В 1875 году выстроен придел в честь иконы БМ " Всех скорбящих радость " . Освящен в 1878 году. Закрыт в 1929. Обычно название храма связывают с географическим термином дерба, дербина - " залежь; заросшая пашня, с которой срезается (сдирается) верхний слой " (в письменных источниках XVII в.); пашня; заросшая лесом или кустарником; понижение, занятое луговой растительностью, кочкарником " . Предполагают также, что название может быть образовано от антропонима. Построен в 1711-15 гг. (главный престол — святителя Николая Чудотворца) в Новой стрелецкой слободе, «что на Ольховке» (у ручья, заросшего ольхой) «в Дербеневском» (от «дебри» — непроходимый лес), «в Петрове приказе (полу) Красного» на месте деревянного (первое письменное упоминание — 1615 г.). Первоначально храм состоял из двухсветного четверика храма с трёхчастной апсидой и небольшой трапезной. 16 мая 1715 года храм освятил преосвященный Иоанникий Ставропольский. Новый храм был построен на пожертвования московских купцов М.Я. Заботина, И.Я. Львова и многих других. На средства жертвователей в церкви установили прекрасный иконостас, иконы которого украшали богатые ризы. При храме были устроены бесплатная столовая для бедных, богадельня, мастерские. Первоначально приход этой церкви составляли только стрельцы. В 70-80-х гг. XVII в. ими командовал полковник Семен Грибоедов, сын того Грибоедова, которые подписал " Уложение " царя Алексея Михайловича. Стрельцы полка Грибоедова возмутились из-за того, что он " ...будучи де у того приказу, им стрельцам налоги и обиды и всякие тесноты чинил и, приметываясь к ним для взяток своих и для работы, бил их жестоким боем " . В 1722 г. с северной стороны трапезной пристроен низкий придел преп. Сергия Радонежского (по другим источникам, построен одновременно с храмом).

http://sobory.ru/article/?object=02186

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010