Кроме сего, под ведением Махрищского монастыря состоит часовня в селении Большие Талицы, находящемся на Троицкой дороге, ведущей в Москву. До 1811 года на сем месте стояла часовня, принадлежавшая Лукьяновой пустыне, состоящей во Владимирской губернии; но в этом году уничтожена. А в 1816, по прошению Махрищского строителя, иеромонаха Виссариона, Архиепископ Августин разрешил, на том же месте, построить часовню. Против часовни, на другой стороне, богомольцы останавливаются для посещения пещеры, вырытой в горе, тружеником Махрищского монастыря, монахом Антонием (в мире Аврамий), который подвизался здесь 9 лет; скончался 10 февраля 1827 года, и погребен за часовней. Прибавления 1) Выписка из вкладной книги Махрищского монастыря Лета 1548-го, Государь Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич прислал на поминовение по Князю Василию Михайловичу Глинскому, во иноцех Прокопий, 60 рублей. 1557-го года января 20-го дня, по повелению его же, прислано 15 рублей. 1557-го года июля 4-го дня пожаловал Царь Иоанн Васильевич на сооружение каменной церкви 200 рублей. 1558-го года, он же, пожаловал 15 рублей. Того же года, октября 4-го дня, он же, в свое богомолье, при гробе Преп. Стефана, пожаловал на братию 50 рублей. А Царица и Великая Княгиня Анастасия прислала на освящение престола индитию, воздух, покров, судари, пелены к образам бархатные и камчатные, ризы камчатные и бязинные, два стихаря и покров на гроб Преп. Стефана, Махрищского чудотворца. 1559-го года ездил Игумен ко Государю бить челом и звать к празднику, и Великий Государь приказал дать 5 рублей братии на милостыню. Того же года, Игумен был у Государя со святой водой, за что пожаловал Царь 5 рублей. Тогда же, и Царица и Великая Княгиня Анастасия пожаловала 5 же рублей. Лета 1560 августа 7-го дня прислал Государь по Царице Анастасии на поминовение 60 рублей. Лета 1564 прислал Царь на поминовение по брату, Великом Князе Юрии Васильевиче, 30 рублей. Лета 1570 Государь Царь пожаловал в обитель Махрищскую 300 четвертей ржи. Того же года сентября в 6-й день прислал Царь в обитель, на поминовение по Царице Марии, 60 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Во-вторых, до революции у нас Греко-Российская Церковь Православного исповедания вся была государственной и император считался главным и верховным защитником Церкви, и если исходить из такой кривой логики, то из захваченных после революции храмов, в изрядном числе превращенных в склады и овощехранилища, нельзя передавать ни один. Государственная собственность ведь. Любители таких демагогических рассуждений не хотят принимать во внимание, что государство было православным и строители Исаакиевского собора были верующими православными христианами. Как гласит принцип римского права, «воля завещателей должна уважаться». Исаакиевский собор завещан нам нашими верующими предками. И их волю мы должны уважать, признавая и восстанавливая изначальное религиозное назначение собора. Однако противники передачи Исаакиевского собора апеллируют к аргументу доступности культурных ценностей, утверждая, что будто бы собор тогда будет доступен только православным верующим и в него не будут пускать иноверцев и атеистов. Вот уже 25 лет, как Казанский собор из музея стал храмом и с Невского проспекта в него может зайти любой желающий, не платя, кстати, за вход ни копейки. Приходят и католики, и протестанты, и мусульмане, и любопытствующие неверующие – насколько помню, ни одного посетителя не то что не экзаменовали на знание Символа веры, но и о вере не спрашивали: пожалуйста, приходите, смотрите, приобщайтесь. То же справедливо и для других храмов Санкт-Петербурга. Мне неизвестен ни один случай, когда человека не пустили в какую-либо церковь из-за его веры. А теперь рассмотрим проблему доступности культурных ценностей с другой стороны. Как известно, в православные храмы вход бесплатный: ни в одном из них не продаются билеты за право входа. Ознакомимся с прейскурантом прежнего Музея Четырех соборов. Цена полного билета в Исаакиевский собор – 250 рублей. В храм Спаса на Крови – столько же. В Смольный собор до его передачи стоимость билета составляла 150 рублей, а там, собственно говоря, и смотреть было почти нечего, поскольку все внутреннее убранство, включая уникальную хрустальную балюстраду, было разграблено и уничтожено после 1922 года. Теперь прикинем наиболее распространенные зарплаты по России и по Санкт-Петербургу. Так кто же обеспечивает подлинный доступ к культурным ценностям – государство или Церковь?

http://pravoslavie.ru/100084.html

В 1617 г. по указу государеву собрано было с вотчин Кирилло-Белозерского и других монастырей на жалованье московским стрельцам по 120 четвертей ржи да по 160 четвертей овса с сохи . Кроме такого рода повинностей русские монастыри должны были еще внести на нужды отечества и всю свою казну, какую имели в запасе. В грамоте к игумену Соловецкого монастыря (от 8 августа 1609 г.) царь Василий Иванович свидетельствовал, что за оскудением царской казны из монастырей, которые находятся в его державе, «всякая монастырская казна уже взята и роздана всяким служилым людям на жалованье», и приказывал, чтобы и Соловецкий монастырь выслал в Москву для той цели всякую свою монастырскую казну, равно и казну других монастырей, если какая в нем хранится. Соловецкий монастырь действительно и выслал сперва 2000 тогдашними рублями, а потом еще 3150 рублей, да Печенского монастыря 400 рублей, 150 ефимков и серебряную ложку, бывшие на сбереженье в Соловецком казнохранилище. А братия Прилуцкого монастыря, у которых оказалось всего 50 рублей монастырской казны, посылая (в 1610 г.) эту казну, приложили еще каждый от себя добровольные жертвы: игумен 10 рублей, прочие же чернецы — кто 3 рубля, кто 2, кто рубль, полтину, кто несколько алтын . Даже богатая Троицкая Сергиева лавра и та доведена была тогда до совершенного оскудения — столько от нее брали. Царь Борис Федорович Годунов взял из лаврской казны будто бы взаймы на ратных людей 15 400 рублей. Димитрий Самозванец взял оттуда же почти вдвое более — 30 000 рублей. Царь Василий Иванович Шуйский в первый раз взял 18 355 рублей, во второй, когда лавра находилась в осаде, от келаря Авраамия Палицына в Москве — 1000 рублей и в третий от него же 900 рублей, так что всего взято было тогда из лаврской казны 65 655 рублей. Не довольствуясь этим, царь Шуйский, когда по окончании осады лавры в ней не нашлось более никаких денег, велел дьяку Семену Самсонову позабрать у всех находившихся в лавре и у монахов все их имущество и взял из лавры все многоценные сосуды, золотые и сребропозлащенные, пожертвованные прежними царями и великими князьями, оставив в ней только немногие сосуды, малые и худшие.

http://sedmitza.ru/lib/text/436107/

Утварью и богослужебными книгами приход этот был «снабжен достаточно». При Вознесенской церкви имелась каменная сторожка для караула. На базарной площади стояла каменная часовня. Приходское кладбище для погребения умерших находилось вне поселения, и было обнесено с трех сторон «каменною с железными решетками оградой, а с четвертой стороны деревянным забором». По штату в большом ковернинском приходе служили три священника, один дьякон и три псаломщика. В 1880-е годы причт на содержание священно-церковнослужителей жалованья не получал, потому что, приход состоял из казенных крестьян и содержание причта было скудное по причине большого числа среди них раскольников. Поэтому основной доход священнослужителей и их семей был от аренды домов и земли. «При сей церкви имеются здания церковная: а) деревянный дом на церковной земле в селе Ковернине, который с разрешения Епархиального начальства отдан в аренду 10 сентября 1874 года за 55 рублей 85 копеек, на 12 лет. б) Торговые весы среди церковной площади, которые согласно указу Костромской Духовной консистории от 8 дня 1872 года за 62, и 25 июня того же года за 5000 с 5 десятинами церковной земли сданы с торгов в аренду под торг на 12 лет, с 1 числа сентября 1879 года, по контракту заключенному с причтом и старостой Ильинской церкви села Ковернина, засвидетельствованному в конторе костромского нотариуса Павлина Платоновича Михайловского, 25 числа сентября 1879 года по реестру 2281; от сей арендной статьи арендатор должен вносить по 805 рублей серебром в год». Кроме этого, пять процентов дохода в пользу церкви получал приход от Государственного банка (билет в 100 рублей от 1 ноября 1860 года за 168,135) и по билету (векселю) Нижегородского Николаевского городского общественного банка в 100 рублей (от 12 августа 1880 года за 53). К 1901 году причт жалования ни из государственной казны, ни от прихода не имел, а только получал проценты с 1125 рублей, от аренды лавок на базарной площади 500 рублей. И как официально считалось «с таковым пособием, содержание причта оказывается посредственное». На 1917 год доходы церковные были уже иные: «Кружечных доходов получено 2800 рублей. Другие источники содержания членов причта и количество поступающего у них дохода: % с капитала – 86 рублей, аренды от базарной площади – 650 рублей, и за отведенные, с разрешения Св. Синода, участки на причтовой пашенной земле под постройку крестьянами овинов – 150 рублей».

http://sobory.ru/article/?object=15018

Ильинская старинная церковь, будучи деревянной, внутри была оштукатурена и " раскрашена разными колерами " , Автор: Ольга Барыкина Источник: По штату в большом ковернинском приходе служили три священника, один дьякон и три псаломщика. В 1880-е годы причт на содержание священно-церковнослужителей жалованья не получал, потому что приход состоял из казённых крестьян и содержание причта было скудное по причине большого числа среди них раскольников. Поэтому основной доход священнослужителей и их семей получался от аренды домов и земли. " При сей церкви имеются здания церковная: а) деревянный дом на церковной земле в селе Ковернине, который с разрешения Епархиального начальства отдан в аренду 10 сентября 1874 года за 55 рублей 85 копеек на 12 лет; б) торговые весы среди церковной площади, которые согласно указу Костромской Духовной консистории от 8 дня 1872 года за 62 и 25 июня того же года за с 5 десятинами церковной земли сданы с торгов в аренду под торг на 12 лет с 1 числа сентября 1879 года по контракту, заключённому с причтом и старостой Ильинской церкви села Ковернина, засвидетельствованному в конторе костромского нотариуса Павлина Платоновича Михайловского, 25 числа сентября 1879 года по реестру 2281; от сей арендной статьи арендатор должен вносить по 805 рублей серебром в год " . Кроме этого, пять процентов дохода в пользу церкви получал приход от Государственного банка (билет в 100 рублей от 1 ноября 1860 года за 168,135) и по билету (векселю) Нижегородского Николаевского городского общественного банка в 100 рублей (от 12 августа 1880 года за К 1901 году причт жалования ни из государственной казны, ни от прихода не имел, а только получал проценты с 1125 рублей, находившихся в банке, от аренды лавок на базарной площади в размере 500 рублей. И, как официально считалось, " с таковым пособием содержание причта оказывается посредственное " . На 1917 год доходы церковные были уже иные: " Кружечных доходов было получено 2800 рублей. Другие источники содержания членов причта и количество поступающего дохода: % с капитала – 86 рублей, аренды от базарной площади – 650 рублей и за отведённые, с разрешения Святейшего Синода, участки на причтовой пашенной земле под постройку крестьянами овинов – 150 рублей " .

http://sobory.ru/article/?object=57347

На выть, следовательно, приходилось (из числа 1096 вытей) в среднем выводе по 9 алтын с дробью; кроме того взималось яйцами, овчинами, поярками и проч. (см. выше). Гораздо доходнее были промыслы. В 1601 году получилось летнего лова рыб 9,000, а осеннего – 6,980; первые ценою по 30 рублей 1,000, вторые по 40 рублей 1,000, итого следовательно на сумму 553 рубля 6 алтын 4 деньги. – В том же году монастырь имел для продажи соль с промыслов на 4,445 рублей 8 алтын и 2 деньги. Всего с промыслов было взято до 4,998 рублей 15 алтын, не считая денег, полученных за перемол муки на мельницах и т. п. Из приведенного примера видно, что между поземельными источниками дохода не пашня и не оброк могли быть главными факторами монастырского благосостояния. – Землепашество в XVI в. было обложено настолько тяжелыми сборами, что предоставляло землевладельцу иногда лишь от 2% до 6% случайного дохода с затрачиваемого капитала. Если у Кириллова монастыря и получался иногда больший процент с известной земли, то он уравновешивался убытком в другой, или сам зависел от удачного или безвозмездного приобретения известного участка. Так Покровское село на Белоозере, стоившее в 154 1 / 2 г. 400 рублей, давало в 1601 году оброку 34 рубля 16 алтын 1 полушку. 64 овчины, 64 поярка, 65 чети и полторы осмины и полчетверика ржи, 67 чети овса, 33 чети и полторы осмины ячменю 448 , следовательно доставляло около 10%; село Лоза, стоившее 120 рублей, давало доходу в 1601 году – свыше 24 рублей, т. е. 20%. Но села Троицкое и Пантелеймоново, стоившие монастырю 195 рублей, в 1601 году приносили доходу всего 6 четей хлеба, 23 овчины, 23 поярка, 23 сыра и 605 яиц. – Понизовые владения, за которые в 60 годах XVI в. монастырь платил большие суммы, к 1601 году были малодоходны. Так Пошехонское село Семеновское, купленное за 500 рублей, доставляло только около 12 рублей, 287 четей хлеба, 76 овчин и 76 поярков 449 . Из поземельных источников дохода видное место для развития монастырского благосостояния занимали промыслы: и в общей сумме доходов с земли, и с точки зрения большого процента дохода с затраченного на промыслы капитала. Они доставляли монастырю свободные суммы, позволявшие братии регулировать свое вотчинное хозяйство, и доходностью превосходили и пашню, и оброчную землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В 1884 году по распоряжению епархиального начальства в монастыре на воспитании находилось восемь девочек-сирот из лиц духовного звания. В монастыре была своя библиотека, где находились книги религиозного содержания, богослужебные книг, имелись книги исторического содержания. Кроме того выписывали журналы " Творения Св. Отец " с 1843 по 1863 годы; " Духовная беседа " с 1864 по 1870 годы; " Домашняя беседа " с 1864 по 1869 годы; " Православный собеседник " с 1868 по 1870 годы; " Душеполезное чтение " с 1892 года; " Церковные ведомости " и " Псковские епархиальные ведомости " выписывались постоянно. Для чтения дома книги выдавались под расписку. С 1854 года по 1892 года - 38 лет настоятельницей монастыря являлась игуменья Палладия (урожденная Анна Степановна Юревич), много сделавшая для развития и процветания Вознесенского девичьего монастыря. С 1892 года после смерти игуменьи Палладии во главе монастыря стала игуменья Людмила (в миру Любовь Павловна Колпакова), казначеей монастыря - монахиня Аполинария (в миру Александра Ивановна Зазерская). В 1894 году в монастыре был построен деревянный двухэтажный флигель из шестнадцати комнат с отделением монастырской больницы на три кровати. В 1896 году при монастыре была открыта лавка, она размещалась в монастырской ограде. В лавке в пользу монастыря продавались изделия монастырских рукодельниц - изделия вышитые гладью, шелком, золотом, сотканные на ткацких станках коврики, испеченные в монастыре просфоры. В лавке продавались небольшие иконки и книги религиозного содержания. В 1898 году каменный сарай монастыря был надстроен каменным помещением для ковровой и живописной мастерских. В 1902 году живописная мастерская была переведена в новое здание. Надстройка была переделана на одну малую и две больших комнаты и светлую переднюю. В этих помещениях в 1902 году была устроена церковно-приходская школа, которую посещали 42 девочки. В 1902 году на содержание монастыря из казны выделялось 531 рублей 80 копеек. Из них на жалование игуменьи полагалось - 28 рублей 59 копеек, казначеи - 8 рублей 58 копеек и 15 монахиням по 5 рублей 78 копеек. Пособий от казны на хозяйственные надобности монастырь не получал. От мельницы, рыбных ловель монастырь в 1902 году имел - 228 рублей 69 копеек, которые расходовались на еду. На нужды монастыря: дрова, вино, просфоры в 1902 году израсходовали 8 рублей, на ремонт храмов, домов и содержание ризницы - 57 рублей, на наем служителей - 115 рублей. Певчим платили 133 рубля, в пользу причта - 606 рублей 75 копеек, для раздачи нищим было израсходовано 3 рубля 80 копеек. В хозяйстве монастыря содержали 40 коров, имелись сенокосы. На деньги от земли и молочного хозяйства монастырь имел 2600 рублей в год.

http://sobory.ru/article/?object=01594

6) В 1817 году построен кругом каменной стеной обнесенный конный двор, с каменной для людей избой, каменной же конюшней на 14 стойл, с сараями и поднавесами, покрытый тесом; который двор с таковой же обстройкою стоит более 7 т. рублей. 7) За монастырем под горою устроен скотный дом деревянный, кругом огороженный, и покрытый тесом, стоющий в обстройке более тысячи рублей. 8) На задней ограде монастыря, что в виду с возвышенностей от Московской дороги, построена новая каменная большая башня, и как оная, так оставшиеся после разорения неприятельского сараи и погреба покрыты железом и окрашены мумией. Что все стоит до 2-х тысяч рублей. 9) Начатая в 1817 году по резолюции Преосвященного Антония монастырская над св. воротами каменная трехъярусная колокольня окончена в 1821 году, всею каменной отделкой с покрытием купола, шпиля и карнизов белым железом, и стоит в полной отделке более 19 т. рублей. 10) В оврагах на ключах подле монастыря устроены три рыбные сажалки, с утверждением на них трёх высоких плотин; на что употреблено более 7500 рублей. 11) Кругом монастыря на правой стороне вновь заведён фруктовый сад с выпланированием под оный на оврагах 3 десятин, и с обгородкою вокруг толстым деревом. Что стоит более тысячи рублей. 12) В 1823 году по утвержденному плану и фасаду начата соборная во имя Святителя Николая церковь каменная двухэтажная, которая выведена уже до сводов верхнего этажа, и на которую в течении двух лет употреблено уже боле 45 т. рублей, да заготовлено для окончания оной необходимо нужного материала с лишком на 5 т. рублей. 13) На пожертвованной монастырю земле по причине крайне стесненного его и рвами с двух сторон окружённого местоположение, построен для поддержки на будущее время монастыря дом за монастырем, примыкающий к конному двору и монастырскому саду, весь каменный, покрытый железом и зеленой краской, и стоющий с принадлежащими к нему строениями, как-то: кухней, сараями и конюшней, более 8 т. рублей. Оный приносит монастырю доходу ежегодно 500 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В Москву за милостынею не раз лично приезжали сами восточные патриархи различных кафедр и получали здесь от государя, государыни и от разных членов царской семьи очень богатую милостыню. Дача патриархам, как и другим просителям, была двух родов: личная, т.е. лицу самого просителя, и дача на милостыню, т.е. на нужды епархии, монастыря и т.п. Личная дача всем патриархам, по крайней мере за XVII век, всегда бывала одинакова, именно: каждому из них давали подарков на 2000 рублей, так как всегда давали, применяясь к подобным же предшествующим случаям 120 . Что же касается дачи на милостыню патриархам, то она была очень неодинакова: Иерусалимскому патриарху Паисию на милостыню дано 4000 рублей 121 , Антиохийскому Макарию в первый его приезд в Москву 3000 рублей соболями, а во второй приезд 6000 рублей 122 , Александрийскому патриарху Паисию государь велел дать на милостыню «из сибирского приказу мягкою рухлядью на 9000 рублей» 123 ; бывшему Константинопольскому патриарху Афанасию Пателару всего дано было только на 2000 рублей 124 , а Сербскому патриарху Гавриилу лично дано было столько же, сколько давалось более знатным митрополитам, а на милостыню и подъем, когда он отправлялся на богомолье в Иерусалим, ему дано всего только 400 рублей 125 . Меньшая дача Афанасию и Гавриилу объясняется тем, что первый в то время уже не был действительным патриархом, а второго, Гавриила, и вовсе не признавали за патриарха, а приравнивали его к высшим митрополитам. Кроме даров от царя, царицы и членов царской семьи, патриархи получали дары от разных московских монастырей, в которых они иногда служили, от духовных властей, от бояр и разных богатых лиц, которым они посылали от себя части мощей, иконы, иорданскую воду, а также разрешительные грамоты, которые были для разных лиц различные. «Самая полная, – по словам дьякона Павла Алеппского, – предназначалась для знатных людей, средняя для простых, а сокращенная для женщин». Как и все просители, патриархи ездили на богомолье в Троицкую Лавру, где, по указу государя, тамошние власти должны были давать им: «образ Богородицы чеканен с пеленою из старых образов, образ Сергиево видение обложен серебром, кубок серебряный в семь гривенок (гривенка полфунта), братина серебряная в 10 рублей, атлас смирный, камка адамашка синея или багровая, объярь, если есть, сорок соболей в 40 рублей, денег 50 рублей, два полотенца троицких, 5 братин троицких с венцы хороших, ставики троицкие, ковш троицкий, судки столовые деревянные подписаны, стопа блюд больших подписанных, братина великая с покрышкою подписанная, кувшинец писаной не мал».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

В Декабре писали опять к Государю из Чернигова воеводы, что приехал из Киева Митрополит Тимофей, с ним Иеромонах и трое слуг, и едет он из Турецкой земли бить Государю челом о милостыне. Они остановились в Москве также у Святогорских старцев, уже в исходе Января. Государь принимал их в палатах по обыкновенному чину; но в Июне месяце того же года оный Митрополит скончался в Москве и погребен в Богоявленском монастыре; Государь велел отпустить старца его Николая и слуг его, дав им пятнадцать рублей, а другому приехавшему вместе с ним, старцу Никодиму, двадцать рублей. (Стр. 35–38) В следующем 1584 году, Сентября 1-го, велел Государь отпустить Вифлеемского Митрополита и Греческих старцев, и с ними вместе послать в Царьград торгового человека, Марка Самсонова, с грамотами и с милостынею. По царскому указу послано было за два года пред тем, в Вифлеем, милостыни пятьдесят рублей, да при отпуске дано Митрополиту сто восемь рублей и сорок куниц, кроме дорожных расходов, и слугам его двадцать рублей. На Св. гору, в Хиландарский монастырь, в 1582 году, послано было поминовение по Царевичу Иоанну семьсот рублей, при отпуске же дано экклесиарху Григорию, также по душе Царевича, шестьдесят рублей и сорок куниц и двадцать рублей четырем старцам его. В Троицкий Сербский монастырь отпущено милостыни, по душе Царевича, двадцать рублей, и двум старцам по пяти рублей. Та же сумма и в Вознесенский монастырь Сербской земли. (Листы 49–57) Государь писал от себя грамоту к Мурат Султану, о Вифлеемском Митрополите и старцах Афонских и о своем торговом человеке, прося отпустить их в свои места, а человека его во Св. гору. Такого же содержания была грамота от Государя к Константинопольскому Патриарху. При этом случае, он просил его продолжать учить греческой грамоте двух посланных им ребят и пристально за ними смотреть, не смотря на то, что Патриарх находил их слишком уже взрослыми для изучения грамоты, и опасался, чтобы не убежали к Туркам. Третья грамота о пропуске к Стефану Королю Польскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010