Беседы 1-10 представляют собой пасхальные проповеди и носят по преимуществу экзегетический характер, но в них встречаются также нравоучительные и догматические рассуждения. Последние направлены в основном против ариан (Tract. 7), маркионитов (о том, что заповеди ВЗ отнюдь не жестоки - Ibidem) и манихеев (в защиту брака - Tract. 8). Беседы 11-14 на различные евангельские сюжеты были записаны Беневолом и впосл. лично отредактированы Г., к-рый присоединил к ним 15-ю гомилию о мучениках Маккавеях, вероятно записанную стенографами. Беседа 11 посвящена истории о расслабленном (Ин 5); 12-я - на слова «Ныне суд миру сему» (Ин 12. 31); 13-я - на Рождество Христово, имеет подзаголовок «Против алчности Иуды», значительное место в ней занимает увещание богатым, ждущим милости от Бога, самим быть милостивыми к бедным; 14-я беседа посвящена обетованию Спасителя апостолам послать им Духа Утешителя (Ин 14. 15-17). Из всего корпуса бесед самой ранней является 16-я беседа, произнесенная Г. в день рукоположения. В 17-й гомилии (400-402) рассказывается о мощах святых, помещенных в соборе Святых; в последней ее части Г. перерабатывает, порой близко к тексту, гомилию свт. Василия Великого на день памяти 40 Севастийских мучеников (ср.: Basil. Magn. Hom. 19). Проповеди 18 и 19 написаны в форме посланий. 1-я из них представляет собой толкование на притчу о бесчестном управителе (Лк 16. 1-13). 2-я, написанная по просьбе диак. Павла, буд. преемника Г. на епископской кафедре,- толкование на слова Спасителя: «Отец Мой более Меня» (Ин 14. 28) - имеет полемический характер. Комментируя эти слова Спасителя, Г. указывает, что Христос имел как Божественную, так и человеческую природу и те свидетельства, к-рые он делает о Себе, носят двойственный характер, в зависимости от того, применяются ли они к Его Божеству или человечеству. 20-я гомилия, «Беседа на день памяти апостолов Петра и Павла», вероятно, была произнесена в Медиолане и может быть датирована до 397 г.; 21-я, «Беседа о жизни и смерти блаженного Филастрия», является похвальным словом усопшему епископу, произнесенным в 14-ю годовщину его кончины.

http://pravenc.ru/text/161744.html

   Ср.: О смиренномудрии, 58. Древний Патерик, с. 288. То же самое изречение приписывается авве Тифою, ср.: «Об авве Тифое», 6. Достопамятные Сказания, с. 246.    См.: «Об авве Макарий», IIII Достопамятные Сказания, с. 132.    См.: Евергетинос, т. I, Глава 45, 1, 36, с. 652.    Прп. Антоний Великий, Устав отшельнической жизни, 192, 193. Добротолюбие, т. I, с.110. Авва Исаия, Слово 9, 15. Там же, с. 331.    Ср.: Авва Исаия, Слово 10, 2. Там же, с. 332. БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯ. «Трезвитеся, бодрствуйте!» (1 Петр....    Отцы и братия, поскольку я несу тяжесть ответственности за вас перед Богом, я обязан наставлять вас во всем, как и первоверховный апостол Петр говорит: «Праведно бо мню, донележе есмь в сем телеси, возставляти вас воспоминанием» (2Петр. 1:13), а также: «Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский, кого поглотити» (1 Петр. 5:8).    В самых разнообразных обстоятельствах, случающихся с нами в невидимой и видимой войне, «не дивитеся еже в вас раждежению ко искушению вам бываему, яко чужду вам случающуся» (1 Петр. 4:12). Мудрый учитель, желая пробудить нас от сна, продолжает: «Христу убо пострадавшу за ны плотию, и вы в ту же мысль вооружитеся» (1 Петр. 4:1). Апостол, после отеческого благословения и воодушевления, не упускает случая напомнить нам и о наказаниях, которые ожидают тех, кто пребывает в беспечности и, находясь в сонме святых, предает дарованные Богом благословения. И мы имеем то же благословение — находиться в сонме святых, поэтому слова Апостола обращены и к нам: «Аще бо Бог ангелов согрешивших не пощаде, но, пленицами мрака связав, предаде на суд мучимых блюсти» (2 Петр. 2:4). Более полезным для нашего духовного преуспеяния, однако, было бы помнить о любви Божией к нам и пребывать в любви, чем бояться угрозы страдания и наказания, в котором проявляется божественная справедливость.    Очень часто Отцы используют примеры из повседневной жизни, чтобы воодушевить нас на подвиг. Примерами из мирской жизни призывает нас к духовному подвигу и Господь: «Сынове века сего мудрейши паче сынов света в роде своем суть» (Лк. 16:8). Из Святых Отцов множество примеров в своих поучениях использует, например, преподобный Ефрем Сирин, призывая тем самым к бодрствованию и усердию в духовном подвиге. Для примера он ссылается на прилежание и усердие занимающихся литературой, искусствами и другими видами деятельности: они, не взирая на труды и лишения, не смущаясь укорами своих начальников, постоянно стремятся достигнуть своей цели. Необходимо и нам употреблять те же усилия, потому что мы ожидаем не каких-то материальных благ и светских наград, но усыновления, которое обещает Господь всем, желающим последовать за Ним. Какое достоинство имеют выгоды и успехи мирской деятельности перед святостью и обожением, которое Господь обещает всем, кто ожидает Его явления? Ведь успехи мирской жизни исчезают еще прежде того, как их успевают достигнуть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3420...

Ст. 3. Болезнь есть следствие греха, поэтому за прощением греха следует исцеление от болезни. Ст. 5. ...Обновится, подобно орлиной, юность твоя! – похожий образ см.: Ис. 40:31 . Ст. 6. Милость ...правый суд – непременные свойства Божии в Библии (см.: Исх. 34:6–7 ; 2Цар. 22:26 ; Неем. 9:17 ; Пс. 24:10; 57:2; 88:2; 91:3; 100:1 ). Ст. 7. ...пути – заповеди, данные Моисею Богом на Синае (см.: Исх. 20 ). Ст. 8. Ср.: Исх. 34:6 . Ст. 13. В Библии Бог постоянно называется Отцом Своего народа, а народ – сыновьями Бога (см.: Исх. 4:22–23 ; Втор. 14:1; 32:6 ; Ис. 1:2; 45:11 ). Ст. 14. ...прах земной – согласно Библии человек создан из праха земного (см.: Быт. 2:7 ). Ст. 15. Сравнение с травой подчеркивает краткость человеческой жизни. Ст. 17. С этим стихом перекликаются слова Богоматери в Евангелии от Луки (см.: Лк. 1:50 ). Ст. 18. Этот стих перекликается с Втор. 7:9 . О Завете Бога со Своим народом см.: Втор. 29:12–14 , см. также примеч. к пс. 24:10; о заповедях, которые были даны Богом Моисею на горе Синай, см.: Исх. 20–23 . Ст. 19. ...на Небесах... Престол – ср.: Ис. 66:1 .   Псалом 103 В этом псалме воспевается творение Господом мира, воспевается Божие Промышление о нем. Следуя в общих чертах повествованию Книги Бытия ( Быт. 1 ) о начале творения, Псалмопевец одухотворяет ее сухую, лаконичную схему и воспевает жизнь природы, где все взаимосвязано: вода питает растения, растения кормят человека, на растениях селятся птицы; луна и солнце, ночь и день определяют ритм жизни диких зверей, море служит жилищем рыб и гадов и открывает свои просторы кораблям. Эта целесообразность не приводит к утилитарному потребительству, природа устремлена к Богу и находится в постоянном общении с Ним, забота Бога о мире не оскудевает, и с завершением акта творения она остается главным фактором жизни мира. Пс. 103 входит в чин православного богослужения, его пение или чтение во время вечерни служит воспоминанием о жизни первых людей в раю. Ст. 2. Вспоминается первый день творения, создание света и неба (см.: Быт. 1:1–5 ). Сравнение неба с шатром встречается у пророка Исаии (см.: Ис. 40:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес — резкость упрека смягчается множественным числом, ср. множественное число при обращении к Никодиму (3:7,11), поэтому нет оснований предполагать здесь вопрос. Вера, основанная на чуде, хотя и не отвергается вовсе (14:11), несовершенна (2:23). Человек не должен искать чудес для подтверждения веры, но просьба офицера, беспомощного перед угрозой смерти своего ребенка, открывает путь для чуда. Знамения и чудеса — устойчивое выражение (8 употреблений в Деян), восходящее к Исх 7:3 в переводе Семидесяти, поэтому оно не совпадает с характерным для Иоанна употреблением слова shme‹on ‘знамение’. Сын твой здоров — букв. ‘живет’ ( zH); этот греческий глагол в значении ‘выздоравливать’ употребляется у Семидесяти, например, в Чис 21:8. И уверовал сам и весь дом его — ср. Деян 10:2; 11:14; 16:15,31; 18:8, то есть в евангельском событии возникает схема, типичная для миссии Церкви. Уверовал здесь, в отличие от простого доверия к словам Иисуса в ст. 50, означает ‘стал христианином’. 10. Знамение у купальни в Иерусалиме и спор о субботе (5:1–18) Иисус приходит из Галилеи в Иерусалим на (неназванный в данном случае) праздник и совершает чудо исцеления в общественной купальне. Поскольку исцеление совершается в субботу, оно вызывает спор, и в заключительных стихах отрывка Иисус, предваряя последующую речь, оправдывает Себя не тем способом, который привычен Его слушателям, то есть не истолкованием закона, а ставя Себя и Свои действия на один уровень с Богом. Этого чуда нет в синоптических Евангелиях, хотя некоторые выражения напоминают Мк 2:1–12, и по форме отрывок похож на рассказы о чудесах у синоптиков. Обвинение в нарушении закона звучит и в других Евангелиях, но ответ Иисуса (ст. 17) не имеет синоптических параллелей. У синоптиков нарушение субботы объясняется тем, что требование милосердия выше заповеди священного покоя (Лк 13:10–17; 14:1–6), тем, что Иисус есть Тот, Кто больше храма (Мф 12:5–6), и тем, что Он и Его ученики образуют мессианскую общину нового века (Мк 2:23–28 с многозначительным упоминанием Давида), которая получает власть над древней заповедью. Здесь Иисус говорит о том, что Он как Сын Божий делает то же, что и Бог. Но “мир пытается подвергнуть собственному суду то событие, которое в действительности означает суд над миром” (Бультман); основываясь на незыблемых, как они думают, требованиях религии, люди судят и осуждают Бога.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Глава 7 Нагорная проповедь. 1–5. Суд (осуждение) ближних. – 6. Извращенная, неправильная ревность к «святыне». – 7–12. О молитве. – 13–14. Тесные врата и узкий путь, ведущий в жизнь. – 15–23. Ложные пророки. – 24–27. Заключительная притча. – 28–29. Общее впечатление на народ Нагорной проповеди Спасителя. Мф.7:1 .  Не судите, да не судимы будете, (Ср. Лк.6:37 .) Прежде всего обращает на себя внимание вопрос, существует ли связь, и какая именно, первого стиха и вообще всей 7-й главы с тем, о чем говорилось в предшествующей главе и, ближе всего, в 34-м стихе 6-й главы. Нужно только просто соединить эти два стиха: «довольно для каждого дня своей заботы». «Не судите, да не судимы будете», чтобы видеть, что никакой связи между этими стихами не существует. Такое заключение подтверждается тем, что в рассматриваемом стихе нет никакой соединительной частицы, как, например, «же» ( δ), «и», «или» и т.п., употребляемой в греческом языке для выражения связи. Если, следовательно, и существует какая-либо связь с предыдущим, то она может относиться не к отдельному стиху, а ко всей предшествующей главе. Но многие экзегеты совсем отрицают и эту связь, говоря, что в 7-й главе начинается речь о совершенно новых предметах. «Никакой связи с предыдущим», – так кратко и энергично выражается один немецкий комментатор (Де-Ветте, Те экзегеты, которые признают связь, дают объяснения, которые иногда совершенно не похожи одно на другое. Одни объясняют связь, говоря, что в 7-й главе содержится противоположение тому, что сказано в Мф.6:14 и сл., или же тому, что сказано в 6-й главе о фарисеях, и таким образом указывается, что суда не должно быть вследствие обязанности людей прощать друг другу, или по крайней мере, что суд не должен быть фарисейским. Другие объясняют связь так: в 6-й главе говорилось об отношении людей к Царству Небесному, теперь начинается речь об отношении их друг к другу. Граждане Царства Христова должны осмотрительно судить своих сограждан и прежде всего улучшать самих себя, если хотят быть судьями и исправлять других.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

К той же мысли ведет Мф.7:20–23 и 25:31–46, где на суд Христов собираются все народы, след. и не слышавшие евангельской проповеди, и судимые – праведники и грешники – оказываются творившими зло и добро, не зная Евангелия и без мысли о Христе (ст. 37–44). Наконец ясно открыто, что Евангелие должно быть возвещено всем народам и всей твари ( Мф.24:14 , – 28:39 Мк.13:10, 14:9 , – 16:15, – Лк.24:47 ср. Мф.24:10 . Откр.1:7 , – 5:9, – 14:6–8, – 15:4, – Ин.6:37–45 , – 12:32), так как без слышания нет веры (конечно полной, церковной), а без веры нельзя призывать Христа (истинно, церковно), а без призывания невозможно спасение ( Рим.10:13–21 ). Итак, не как догму и разномыслие, но как личное мнение или желательное решение тревожного вопроса, отнюдь не настаивая на верности, дерзаем допускать возможность активного участия воскресших людей в последней борьбе добра со злом и Христа с антихристом, когда для уверовавших в земной жизни хотя и умерших вне христианства или вне Церкви, но живших и веровавших по Божью по христиански, пакипришедший Спаситель – Богочеловек будет также явен, как сверкающая молния и труп для парящих орлов, – когда они могут соединиться с Неведомым прежде и Искомым Христом и сделаться членами Его Тела – Церкви. Напротив, нехристи по вере и жизни и после воскресения добровольно предпочтут антихриста, его безбожие, ненависть, ложь, плотяность, греховность и смерть вторую – в озере огненном и серном. Необходимо, наконец, иметь в виду, что и ветхозаветные пленники ада, разрушенного Христом, хотя и имели возможность услышать евангельскую проповедь и уверовать в Спасителя – Богочеловека и хотя они пребывают в раю, но все они, не исключая Предтечи, и покаявшегося разбойника, еще не вошли в организм церковного тела Богочеловека, ибо еще не воскресли в теле духовном, и Церковь была создана уже по воскресении и вознесении Господа. След. и для них есть потребность в преискреннем приобщение к Телу Богочеловека и вхождению в Церковь с телом духовным, почему меньший в царстве небесном (т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

И вселися в ны – εσκηνωσεν εν ημιν. Буквальное значение слова σηνουν – жить в палатке, проводить жизнь странника: Суд.5:17 ; Откр.12:12 . Это выражение здесь означает то, что Бог-Слово, Иисус Христос явился на землю не на мгновение, как являлись ангелы, но жил между людьми, ел, пил, беседовал и делал всё, что делает обыкновенно не дух, не имеющий плоти и кости, а человек... Он терпел голод и жажду, утомление от трудов, нужды бесприютной жизни, не имея, где главу приклонить, переносил оскорбления от невежества и злобы людской, наконец, вынес страдания и смерть на кресте. И видехом славу Его, продолжает евангелист, славу яко Единородного от Отца. «Мы видели славу, – говорит св. Златоуст, – не пророка, не ангела, не архангела, не горних сил, не иной какой созданной твари, какова бы она ни была, но видели славу самого Владыки, самого Царя, самого истиннаго, единородного Сына, Господа всяческих. Неприступная слава сия, хотя и была сокрыта под покровом тела, однако же проявлялась в такой необычайной силе и светозарном сиянии, какими может блистать только слава Единородного от Отца, Господа славы. Видехом славу Его в Его жизни, в Его учении, в Его деяниях, в чудесах и знамениях, которые наполняли весь путь Его земной жизни, даже в самых крестных Его страданиях, в которых, по словам Златоуста, являлось не только Его милосердие и любовь, но и Его неизглаголанная сила, которою сокрушилась смерть, разрушилась клятва, посрамлялись демоны, пригвождалось ко кресту рукописание грехов» 51 . «Выражение ως – как – означает здесь не уподобление и не сравнение, а подтверждение и несомненное определение; как бы так сказал евангелист: мы видели славу, какую подобает и свойственно иметь единородному и истинному Сыну Царя всех Бога» (Злат.). Слово Единородный – μονογενς, – сопоставляемое с выражением: от Бога родишася ( Ин.1:13 ), означает то, что Слово есть Сын Божий не по благодати всыновления (ср. Ин.1:12 ), но в единственном и собственном смысле. В таком смысле употребляется это слово в кн. Тов.3:15 ; Лк.7:12, 8:42, 9:38 ; Евр.11:17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

«Чертог Твой вижду Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь…» 5 В эти светлые селения праведных не войдет ни одна душа, опутанная грехами и падениями, не омытая покаянными слезами, одетая в жалкое рубище страстей. Если мы не поспешим, не позаботимся приготовиться к этой вечере в Царстве Божием, то двери прекрасного брачного чертога не откроются перед нами. Да не будет этого! Есть такая евангельская притча, ее нельзя читать без слез — притча о десяти девах (см. Мф. 25, 1-13 ). Пятеро были разумные, запасливые; когда пришел замедливший Жених, они сразу зажгли свои светильники и вошли с Ним на брак, и затворены были двери. А неразумные проспали, не позаботились о своих светильниках. Когда пришел Жених, им не с чем было встречать Его, пошли покупать елей и опоздали, пришли к затворенным дверям. Они стучались, просились, но им отвечали: «Мы не знаем вас, идите, здесь нет вам места». О ужас! Они остались вне прекрасного чертога, лишились наслаждения, награды, остались навсегда вовне, на холоде, во мраке… Господь да сохранит каждого, дорогие мои, от этой страшной участи. Сколько слез позднего раскаяния, сколько терзаний совести и безплодного сожаления у тех, кто опоздает, не войдет. Это самое страшное, безотрадное состояние — опоздать по собственной лености, по неразумию, по безпечной медлительности. Как же прекрасны эти райские селения! Святой тайновидец, апостол Иоанн Богослов, созерцал однажды в дивном видении Небесный град Иерусалим, где всё новое (см. Откр. 21, 5 ). Он был украшен, весь сиял красотой, славой, блаженством. Там не было ничего нечистого, ничего печального, там вместо солнца светила слава Божия, и праведники в великой радости наслаждались славословием Бога, а вне ворот этого прекрасного, столь желанного города — псы, и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду ( Откр. 22, 15 ). И как страшно, как бесконечно печально не войти в этот город, остаться вне навсегда… Закрытые двери… Святые отцы потоки слез проливали, представляя себе то страшное состояние, тот страшный миг, когда может быть услышан ответ: «Не знаю тебя!..» (ср. Мф. 25,12 ; Лк. 13, 25 ; Ин. 5, 42  и др.). «Слыша это, — говорит преподобный Ефрем Сирин , — будешь стоять пристыженным. В то же время дойдет до ушей твоих глас радования и веселия, узнаешь голос каждого из друзей твоих и горько воздохнешь тогда, говоря: увы мне, несчастному. Какой славы лишился я и от какого содружества отлучен за злые и непотребные дела! Но воистину праведен суд Божий. Они жили воздержно, а я гонялся за всякого рода удовольствиями… Зато они теперь радуются, а я плачу, они будут царствовать со Христом бесконечные века, а я с антихристом ввержен буду в огонь вечный…» Это и подобное сему будешь говорить, терзаясь, и никакой не получишь от того пользы, потому что нет там пользы и в покаянии…

http://azbyka.ru/zastupnica-userdnaya

Первоначальное значение греческого слова — ‘призванный на помощь; судебный помощник, адвокат’, однако, по-видимому, у Иоанна оно не играет роли: если в действии Утешителя есть судебный аспект, то это роль не защитника, а, наоборот, обвинителя (16:8–11). К пониманию этого слова мы приблизимся, если рассмотрим два круга значений исходного глагола parakale‹n и связанных с ним слов в НЗ. Во-первых, parakale‹n и означают пророческую христианскую проповедь (Деян 2:40; 1 Кор 14:3), что соответствует обычному значению глагола parakale‹n в греческом, а именно ‘убеждать, увещевать’. Во-вторых, в Септуагинте эти слова выступают в другом значении, которое за пределами Библии не засвидетельствовано: они означают утешение, в особенности то, которое ожидается в мессианский век, см. Ис 40:1, что отражается в Мф 5:4 и Лк 2:25. Оба значения связаны: цель то есть пророческого убеждения, состоит в том, что люди должны принять как мессианское спасение и найти место в нём, см. 1 Кор 14:24,31. В Ин 14–16 мы видим именно эти значения: Утешитель свидетельствует о Христе; Он от Моего возьмет и возвестит вам (16:14) — об уходе Христа к Отцу, что у Иоанна означает смерть, воскресение и вознесение, об осуждении сатаны и о необходимости веры. Утешитель также возвещает будущее (16:13), то есть конечный суд над миром и обличение его неверия (16:8–11). Приход Утешителя означает, что пребывание Слова среди учеников и созерцание Его славы — не завершённые события в прошлом, но продолжающаяся реальность. Духа Истины — это выражение встречается трижды (14:17; 15:26; 16:13) и каждый раз означает Утешителя. В этой же главе (ст. 6) Иисус говорит, что Он Сам есть истина, однако родительный падеж в данном случае используется для характеристики (‘Дух истинный’) и не означает особой принадлежности Духа Иисусу. Ср. 1 Ин 4:6; 5:6 (дух истины и дух заблуждения; Дух есть истина). В иудейской и раннехристианской литературе слово часто означает истину, возвещаемую проповедником-миссионером и принятую обратившимися (2 Кор 4:2).

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Ст. 15 пойдем к нему — Иисус говорит тут о Лазаре так, как если бы он был жив. Ст. 16 Фома, иначе называемый Близнец — Имя Фома (евр. t e ’om) не засвидетельствовано в более ранней литературе, но греческое имя D…dumoj ‘близнец’ было распространённым. Высказывалось предположение, что Qwm©j — настоящее греческое имя, выбранное ввиду его близости с еврейским и арамейским. По-видимому, в сироязычных церквах довольно рано возникло предание, отразившееся в апокрифических “Деяниях Фомы”, что Фома — брат-близнец Самого Иисуса, иначе называемый Иудой (Мк 6:3). У синоптиков и в Деяниях Фома всего лишь назван по имени в списке Апостолов (Мф 10:3; Мк 3:18; Лк 6:15; Деян 1:13), но у Иоанна он играет заметную роль (14:5; 20:24–29; 21:2). Пойдем и мы умрем с Ним — слова Фомы обнаруживают преданность, решимость и мужество, хотя он не понимает смысла слов Иисуса в ст. 9–10: героически разделить Его смерть ученики сейчас не могут; однако, так же как и в ст. 12, слова ученика содержат в себе неосознаваемую им истину: умирание со Христом (Мк 8:34) станет неизбежной частью христианского пути. 11:18 Вифания же была близ Иерусалима — Это замечание поясняет, каким образом многие из Иудеев (ст. 19) могли прийти на соболезнование и одновременно указывает, что Иисус приблизился к Иерусалиму, месту Страстей. Утешать их — утешение родственников умершего всегда считалось долгом в иудаизме. Глагол paramuqe‹sqai ‘утешать’ редко встречается в христианских текстах — в них в этом значении обычно используется parakale‹n. В данном случае Иоанн употребляет слово Иудеи в историческом, а не в богословском смысле, и нет указания на их враждебность или неискренность. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома — как и у Луки (10:39–40), Марфа предстаёт более активной из двух сестёр. Но и теперь знаю — теперь, то есть даже когда Лазарь умер и похоронен. Марфа знает, что в присутствии Иисуса Лазарь бы не умер, но её вера идёт дальше этого. Воскреснет брат твой — как часто в четвёртом Евангелии, слова истинны в двух смыслах одновременно. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение — вера Марфы не была чем-то необычным, так как фарисеи твёрдо верили в окончательное воскресение из мёртвых, см. Деян 23:8, Иосиф Флавий. Война 2:163. В последний день — ср. 6:39–40,44,54; выражение последний день восходит к Ис 2:2 и Мих 4:1. Дальнейшие события показывают, что присутствие Иисуса предваряет эсхатологические события, и Его дела, в которых уже совершается воскресение и суд, — знамения Божией славы, см. отрывок 5:19–40, который (особенно 5:25) является лучшим комментарием к воскрешению Лазаря. Кроме того, путь каждого христианина есть путь Лазаря — из смерти в жизнь, и верующие уже воскресли со Христом (Рим 6:4; Кол 2:12; 3:1).

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010